История Индии, рубеж веков

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом, Те, что медом пропитаны, мед источают, медом воздействуют, Те, что приносят жертву и богатство богам, Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина, Богатая конями, богатая коровами, богатая радостями, Богатая силой, богатая жиром, богатая молоком! Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед – древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает “знание”) являются “Ригведа” (Веда гимнов), “Яджурведа” (Веда жертвенных формул), “Сомаведа” (Веда песнопений), “Атхарваведа” (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией “двиджати” – “дважды рожденных”. Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их “джати“, а ученые – “варны“). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов “Ригведы” описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, а из ступней – шудры. Шудры считались “экаджати” – “единожды рожденными”. Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд “упанаяна“, сопровождавшийся торжественным надеванием “упавита“. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли “авадхья” – “неприкосновенные“. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии – “наделенный могуществом”. Хорошо знакомое нам слово “раджа” (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы – относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения “дважды рожденным”.

Кшатрий – представитель индийской касты воинов

Вдоль африканского континента

Рождество три оставшихся корабля экспедиции (одно судно затонуло неподалеку от мыса Доброй Надежды) уже отмечали, двигаясь вдоль восточного побережья Африки на север. Плавание было сложным: мешало встречное юго-западное течение. Тем не менее, пройдя 2700 км, 2 марта корабли прибыли в Мозамбик. К сожалению, хотя португальцы и не пожалели средств на оснащение экспедиции, они просчитались в качестве своих товаров и подарков. Не лучшую роль сыграло и полное отсутствие у командора да Гама дипломатического дара. Пытаясь наладить отношения с правящим в Мозамбике султаном, своими недорогими подарками португальцы только испортили с ним отношения. Пришлось экспедиции, как говорится, при своих интересах отправляться дальше в надежде на более хороший прием.

Пройдя еще 1300 км, корабли добрались до Момбасса, но и там хорошо дела не пошли. И только в следующем порту Малинди прием оказался лучше. Тамошний правитель даже дал Васко да Гама своего лучшего навигатора Ахмеда ибн Маджида, который и довел экспедицию до места назначения.

Начало индийского Возрождения

После распада Могольской империи культурное развитие приостановилось. Вследствие английской колониальной экспансии и беспрерывных войн пришли в упадок живопись, архитектура, другие искусства и ремесла.

Новые хозяева Индии отвергали ценности индийской культуры, обрекали население на нищету и невежество. «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Африки, вместе взятых»,— цинично заявил один из английских чиновников. Но англичане не могли обойтись без небольшой прослойки образованных индийцев — индийской по крови и цвету кожи, английской по вкусам и складу ума. С целью подготовки такой прослойки в 30-х гг. XIX в. было открыто небольшое число средних школ европейского типа, в которых обучались выходцы из богатых семей. Расходы на образование были мизерными. В результате к моменту ухода англичан из Индии в 1947 г. 89 % населения оставалось неграмотным.

Расстрел повстанцев в Индии англичанами

Несмотря на трудности, народы Индии продолжали развивать свою национальную культуру. Кроме того, произошло тесное соприкосновение с культурой Запада

И это послужило важной предпосылкой глубоких преобразований в религиозной и культурной жизни, получивших название индийского Возрождения

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама. Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание. На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

Древнейшая история: доисторический период

По сведениям археологов, древнейшие люди появились на территории Индостана примерно 1,5 млн. лет назад. Артефакты эпохи мустье (средний палеолит) представлены по всей территории полуострова. В каменных орудиях с ряда памятников просматривается отчетливое сходство с африканскими образцами.

Что существенно отличает индийский каменный век от прочих регионов – раннее появление микролитической техники в обработке камня (то есть использование мелких отщепов вместо крупных цельных орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. лет до н.э. Рано (VII в тыс. до н.э.) произошел в Индии и переход к производящему хозяйству (выращивание риса, скотоводство)

Однако важно помнить, что случилось это лишь на некоторых территориях

Индия весьма разнообразна по природным показателям. Там есть засушливые степные, пустынные и полупустынные участки, большие массивы тропических джунглей, а также долины разливающихся рек (в первую очередь Инда). Эти различия и вызвали несходство темпов и особенностей прогресса населения разных регионов страны.

Индия в эпоху Могольской империи (XVI-XVIII вв.)

Заключительным этапом средневековой Индии стало возвышение в начале XVI века мусульманской Могольской империи, которая сумела в XVII веке подчинить значительную часть Индии. Основателем империи был Бабур (1483-1530).

Власть моголов укрепилась в годы правления Акбара (1452-1605), завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а с ними выход к морю. Правда, моголам приходилось мириться с владычеством португальцев.

Могольская эпоха в Индии характеризуется развитыми феодальными отношениями, которые расцветали параллельно с усилением центральной власти. Повысилось значение дивана.

Определение 5

Диван – главное финансовое ведомство империи, обязанное следить за использованием пригодных земель.

Долей государства объявлялась треть урожая. В центральных областях крестьяне при Акбаре были переведены на денежные налоги, что заставило их включиться в рыночные отношения. Завоеванные территории поступали в государственный земельный фонд, из которого раздавались джагиры.

Определение 6

Джагир – это условное военное земельное пожалование, продолжавшее считаться собственностью государства.

Джагирдары владели десятками тысяч гектар земли и были обязаны на доходы от них содержать воинские отряды, составлявшие костяк имперской армии. Попытка ликвидировать джагирную систему в 1574 году закончилась неудачей. Также существовала частная земельная собственность феодалов из покоренных князей, выплачивавших дань, и небольшие владения суфийских шейхов и богословов, свободные от налогов и передававшиеся по наследству.

В XVI веке фанатическая приверженность правителей суннитскому исламу обернулась преследованием мусульман-шиитов и бесправием для индусов. В XVII веке притеснение шиитов и разрушение индусских храмов вызвало антимогольское движение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий