Поздний период Хараппской цивилизации
К 1900 году до н.э. появляются признаки спада и около 1700 года до н. э. большинство городов было заброшено. Исследования скелетов того периода показали, что на закате цивилизации наблюдается увеличение инфекционных болезней и насилия. Города начали пустеть и рост начался в сельских поселениях.
Самые крупные поселения периода — Бет-Дварка, Кудвала в Чолистане, Даймабад. Однако эти поселения меньше по размерам, нежели города Индской цивилизации.
Керамика поздней Хараппы демонстрирует непрерывность в стиле и изготовлении со Зрелой культурой.
Городская канализация, система отвода сточных вод бани больше не строились, не обслуживались оставшиеся объекты. Новые здания по качеству были хуже. На каменных скульптурах найдены следы вандализма. Ценные вещи обнаруживаются спрятанными в кладах, что говорит о беспорядках и попытках сохранить ценности. Найдены трупы животных и людей на улицах и в зданиях.
Между 1700—1000 годами до н. э. большинство поселений Хараппской культуры, были полностью заброшены.
Открытие руин Индской цивилизации
В 1856 два британских инженера, братья Джон и Роберт Брантоны, подрядились строить железную дорогу между Лахором и Мултаном в нынешнем Пакистане. Они сразу же столкнулись с проблемой. Аллювиальная почва долины Инда, по которой предполагалось тянуть линию, хорошо подходит для земледелия, но крайне бедна камнем, необходимым для железнодорожной насыпи. Брантоны решили вопрос способом, вероятно, удовлетворившим заказчика, но приведшим к археологической катастрофе. Около деревни Хараппа они нашли целую россыпь древних обожженных кирпичей. По мнению Брантонов, это был отличный балластный материал, и 160 км шпал они уложили на кирпичную крошку.
После учиненного братьями разгрома генеральный директор археологической службы Индии Каннингем провел в Хараппе небольшие раскопки. Он сделал вывод, что для науки осталось мало, но опубликовал детали найденной там раньше печати с изображением быка и шестью странными знаками. Только спустя полвека этим загадочным ключом к древнеиндийской истории решили воспользоваться его коллеги.
Продолжение раскопок
В 1921 новый генеральный директор археологической службы Индии Маршалл продолжил начатые в Хараппе раскопки. Его группа обнаружила остатки крупного города. Это стало началом эпохальной серии открытий, подаривших миру доселе неведомую культуру — угасшую Индскую цивилизацию, процветавшую за 2000 с лишним лет до Рождества Христова.
Через год у той же железной дороги обнаружили второй город, на месте Мохенджо-Даро, «Холма мертвых», на 640 км южнее. Здешние находки помогли понять тайну Хараппы. Дальнейшие исследования связали с ней руины мелких поселков, разбросанные по огромной территории — от нынешнего Карачи до устья реки Нармады и окрестностей Дели.
Первые поселения появились в долине Инда в IV тысячелетии до н.э. Между 2700 и 2500 до н.э. возникли однородно спланированные города, и сформировалась общая культура всего региона.
В этот переходный период были выстроены массивные городские стены Хараппы. После нее и Мохенджо-Даро археологи открыли десятки городов в нынешней пустыне Тар, в Гуджарате, на северном берегу Аравийского моря до 60 0 в.д., что позволило археологам лучше понять своеобразный уклад Индской цивилизации.
Хараппская цитадель
Самым заметным сооружением Хараппы была цитадель, возведенная на искусственном холме. Сохранился ее контур, охватывающий участок размером примерно 396 х 198 м. В индских цитаделях находились культовые и общественные здания, но не было дворцов. В цитадели Мохенджо-Даро обнаружена структура, условно названная «Большой ванной» — прямоугольный бассейн длиной 12, шириной 7 и глубиной 2,4 м, возможно, служивший для связанных с погружением церемоний, — интересный прецедент с учетом позднейших ритуальных омовений индуистов.
У подножия хараппской цитадели находились мастерские и вымощенные кирпичом площадки, некоторые из них, вероятно, были токами для обмолота зерна. Севернее расположена конструкция, ранее считавшаяся амбаром, но сейчас определяемая как крупное общественное здание. Похожее сооружение есть и в Мохенджо-Даро. В небольшом городе хараппанцев Лотхале в Гуджарате (Камбейский залив) цитадель включала в себя обширный склад, где найдены глиняные печати со следами тюков с тканью, к которым они были прикреплены.
Хараппскую цитадель окружали просторные жилые кварталы. Недавние исследования демонстрируют впечатляющие масштабы индских городов, руины которых ныне скрыты под толстым слоем аллювия. Хараппа занимала площадь более 150 га, а Мохенджо-Даро — 250 га.
Южнее хараппской цитадели находится кладбище. Могилы местных жителей по масштабам сопоставимы с их городами. Средние размеры составляют 3,3 х 1,2 м, хотя бывают и 4,5 х 3 м. В последнее время в Хараппе выяснились некоторые детали погребальных обычаев. Тело клали на спину или на бок головой к северу, иногда заворачивая в саван. В могилах найдены медные кольца, ожерелья из камешков или ракушек, зеркала из полированной меди. Покойника снабжали пищей и питьем в горшках, которые часто ставили в яму первыми, присыпали землей и лишь потом сверху клали усопшего.
Ведийская цивилизация
На смену Хараппской в Северной Индии пришла Ведийская цивилизация. Она существовала в промежуток примерно с XV до V в. до н.э. Название связано с главными религиозными сочинениями этой эпохи.
Возникновение этой цивилизации связывают с появлением в Индии арийских племен (предположительно – северных завоевателей-кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период в стране примерно одинаково развивались земледелие и скотоводство (в ведийский период произошло обожествление коровы); развивались также многочисленные ремесла.
От ведической цивилизации не осталось таких масштабных археологических памятников, как от Индской. Зато о ней имеются многочисленные упоминания в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху сформировались основы индуистского вероучения, существующего и в наши дни и имеющего около миллиарда сторонников.
Тогда же сформировалась индийская варновая и кастовая системы, ставшие основой общественного устройства страны на долгие века. Варн выделялось 4: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (прислуга). Каст существовало много (не одна тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были замкнутыми, общение между ними ограничивалось и строго регламентировалось; перейти из одной группы в другую было почти невозможно. Нарушившие такие правила становились неприкасаемыми, то есть изгоями.
Ведическая цивилизация не имела единой государственности и была представлена несколькими (часто враждующими) объединениями племен. Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение иных центров притяжения в виде альтернативных религий.
Общинно – кастовая система
Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст
издревле была основой социальной структуры Индии. Слово «варна»
соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов,
из его рук -варна кшатриев
, из бедер – варна простых земледельцев и скотоводов, т. е. рядовых общинников вайшья.
А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр.
Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т. е. отцом своего семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению не принадлежал первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варной неполноправных. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда – вот был его жребий.
С течением времени в положении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень трудно было утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными, гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно было обрести заново. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э. две высшие варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим.
Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он берет жену, его потомки навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых рождениях. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Оказаться вне системы значило практически быть вне общества, в известном смысле вне закона, т. е. на положении раба.
Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Каста
(джати, т. е. род) – это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями. Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, теми, чье прикосновение способно осквернить членов других каст, особенно брахманских. Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться. Но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он не стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым.
7 Важный вклад Индии в человечество
Как упоминалось ранее, индусы были предшественниками математики. Они разработали десятичную систему, которую мы использовали до сегодняшнего дня, и создали вместе с майя число 0.
Примерное соотношение между окружностью и диаметром круга или пи, также было изучено и разработано ими.
Арыбхатта – самый известный математик в Индии. Тем не менее, Индия имеет тысячелетнюю математическую традицию.
Хотя точно не известно о создании абаки, известно, что это было на азиатском континенте и, возможно, индусы принимали участие.
Его городская архитектура самая живописная и причудливая из всех известных. Один из самых воспроизводимых фасадов – многоэтажные кирпичные здания из самана.
Также тригонометрические комбинации их структур восхищаются повсюду. И великолепие его архитектуры является одним из источников, привлекающих большинство туристов в Индию.
Хлопковые ткани, произведенные в Индии, являются одними из лучших в мире. Фактически, эти ткани открыли рынки по «маршруту Седы», участие индейцев которого было элементарным как для территории, так и для сбыта тканей..
Индусы знали методику стерилизации и использования лекарств для лечения больных
В качестве примера можно привести случаи укусов змей, довольно распространенные в азиатской стране из-за важности этих существ в индуистской культуре.
Будучи столь частыми, индусы стали экспертами в лечении этих укусов, основанные на приготовлении лекарственных трав..
Индуистская медицина с самого начала была пионером в операциях, подобных операции по извлечению вычислений в пузырьках и кишечных швах..
Хотя с появлением современной медицинской науки индийская медицина осталась позади.
Лингвисты считают, что европейские языки возникли в Индии. Основание для такого утверждения заключается в том, что между четырьмя языками, происходящими из Европы и индусскими диалектами, существует сходство..
Четыре самых старых языка – санскрит, греческий, латинский и персидский, происхождение которых происходит из Индии.
Ученые грамматики утверждают, что санскрит дополняет фонетические и грамматические системы европейских языков.
Энрике Дюссель уверяет, что греческая мысль возникла из течений мысли об Индии и Африке на севере.
Многие профессора изучают индуистскую философию, и многие из ее предпосылок связаны с нашим мышлением. Примером этого является медитация осознанности, чье распространение и успех возрастают.
И религия, и философия, и ее мировоззрение повлияли на великих мыслителей и ученых мира..
Индуистская мифология и космогония, а также архитектура сосредоточены в Тадж-Махале. Одно из самых известных и священных мест.
Художественный вклад тысячелетний и происходит от других художественных течений в мире. Наиболее важным художественным произведением является Тадж-Махал, который был построен между 1631 и 1654 годами императором Шахом Джаханом..
Но в дополнение к Тадж-Махалу у индейца есть другие символические произведения искусства, такие как пятничная мечеть, розовый город Джайпур, храм солнца или Радж Гхат Нью-Дели, построенный в память о Махатме Ганди.
Индуистские художники мотивированы такими фигурами, как львы, вода, женская фигура, слон и дерево.
Индуистское искусство – одно из самых популярных в мире, особенно благодаря своей композиции, управлению светом и тенями..
ссылки
- Adsolut Viajes (2017) Каков максимальный вклад Индии в мир? absolutviajes.com.
- Borreguero, E. (2004) Hindu: религиозный и политический национализм в современной Индии. Угол редакции. Барселона. Испания.
- Индийская цивилизация (2008) Вклад в человечество. Получено от: undostresindia.blogspot.com.
- Гонсалес, А; Гонсалес, Б. (1992) Индия и Китай. Редакция АКАЛ. Сантьяго, Чили.
- Лица, Л. (2008) Вклад и развитие индуистской культуры. Получено с: litzalilibet.blogspot.com.
- Паниккар, Р. (2012) Индуистская духовность: Санатана дхарма. Редакция Kairós. Барселона. Испания.
- Какар, С; Какар К. (2013) Индия. Редакция Kairós. Барселона. Испания.
- Поездка в Индию (2009) Вклад Индии в мир. Восстановлено от: viajealaindia.es.
Жизнь цивилизации долины Инда
Основные археологические источники, которые могут хоть что-то рассказать о древних народах долины Инда — два города, Хараппа и Мохенджо-Даро, обнаруженные в начале XX века. Эти города расположены на территории современного Пакистана, ниже и выше по течению реки Инд, соответственно.
Раскопки Хараппа и Мохенджо-Даро показали, что города Индской цивилизации были технологически развиты для своего времени, а их устройство тщательно продумано; во многих домах имелись канализации и ванные комнаты с туалетами, при помощи сложной дренажной системы вода подавалась прямо в краны. Города отличались четкой планировкой построек, благодаря которой любое сооружение можно было легко найти и добраться до него без затруднений. Исследователи говорят о высоком профессионализме древних архитекторов.
Фото: Flickr / Археологические раскопки Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана, одного из самых известных городов цивилизации долины Инда
Точно неизвестно, как именно взаимодействовали индские города друг с другом. Были они независимыми городами-государствами, как в Шумере или частью одного большого царства? К сожалению, у ученых нет ответа на этот вопрос. За все время исследования Индской цивилизации не было найдено ни одной скульптуры правителя, ни одного изображения сражения, ни одного упоминания о каких-либо военных кампаниях. Эти данные, безусловно, помогли бы пролить свет на городские взаимоотношения.
Цивилизация долины Инда не была замкнутой, она успешно контактировала с народами Ближнего Востока. Например, установила торговые, религиозные и культурные связи с шумерами и аккадцами, что было зафиксировано в документах последних. Кстати, в этих документах жители долины Инда упоминаются как мелуххаиты, а сами земли называются Мелухха. Вот что говорится в одном из отчетов, датируемом примерно 2000 г. до н.э.:
«Мелуххаиты, люди из черной земли, доставляют царю Нарам-Сину из Аккад все виды экзотических товаров».
Народы долины Инд имели свою систему письма, ученые предполагают, что она возникла в период между 2700-2500 гг. до н.э. То, что у Индской цивилизации существовала письменность, историки выяснили благодаря все тем же раскопкам, археологи находили глиняную посуду, предметы керамики, амулеты, резные печати, медные таблички с нанесенными на них знаками. Все попытки расшифровать индский язык заканчивались неудачей. Единственное, что поняли исследователи — писали в то время справа налево, а в основе письменности могли лежать от 600-700 символов.
Нерасшифрованная письменность — одна из главных причин, почему ученые так мало знают об этой цивилизации.
Цивилизация
У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.
Письменность долины Инда учёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.
Природные условия Древней Индии
Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.
Карта
Древнеиндийская цивилизация зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.
Климат Индии – жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника, растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.
Запоминаем новые слова!
Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.
Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.
Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли
На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные
Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.
В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока. Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.
Закат
Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».
Одним из потомков Индской цивилизации является культура кладбища H.
Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921-22 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.