Железнодорожный вокзал Гусь-Хрустального
Железнодорожники позаботились о туристах и устроили место для фотосессий прямо на станции.
Классический ЖКХ-арт.
Для двух проходящих электричек — слишком шикарный и большой вокзал построили. Часть здания вообще никак не используется, зал ожидания пустует. Сам железнодорожный вокзал является памятником архитектуры середины XX века (1956 г.).
Теперь наша цель — бывший Георгиевский собор с музеем хрусталя. Чтобы попасть туда, достаточно пройти 500 метров по Вокзальной улице в сторону центра. Кстати, насчет тротуаров: на всех улицах кроме центральной — даже не найдетесь!
На пути Гусевское православное духовное училище.
«Ворвались в масках и положили мордой в пол»
Каждый второй в Скопине имел отношение к стекольному заводу: у одной там работал муж, у другого — мать, отец, либо сам трудился несколько десятилетий подряд. Но не все согласились называть свои фамилии: «Вы уедете, а нам тут еще жить, работать и детей растить».
89-летняя Надежда Сергеевна проработала на Скопинском стекольном заводе 25 лет:
— Сейчас говорят: «Да что там было хорошего, в „совке“этом, и тогда квартиры по блату давали». Одна дама добивалась тогда хорошую квартиру в новом доме, а кем она была — то ли пятым помощником главного бухгалтера, то ли что-то в этом роде. Так все возмутились, в глаза и ей, и начальству все высказали: мол, нечего любовницам квартиры раздавать, а только рабочим людям. И так и не получила она ничего! Вот какие люди дружные были, по справедливости все делали. Это еще в начале восьмидесятых. А потом… Вот и снова нас обвиняют: а чего ж вы Союз не отстояли, почему дали завод захватить? Да нежели мы чего понимали, что происходит? Как вспомню, как потом все с этим хрусталем в Рязань поехали, да на трассах пытались продать. Так у нас ведь не только хрусталь этот был. Вот стеклоблоки, к примеру: их на постройках бань использовали, складов, да мало ли где они нужны были. Везде нужны были. Теперь все импортное, ничего нашего не сталось. А потом началось: ой, завод в долгах, ах, банкротство! Слово-то какое красивое выдумали. Да просто разворовали его, и все тут, вот и весь сказ.
Виталий Петрович рассказал о событиях «бандитских 1990-х», о которых многие уже забыли, «потому что сильно старались забыть»:
— В середине 1990-х это было, точнее не скажу. Потом всюду писали, что завод начал разваливаться с середины «нулевых» — да нет, я вас умоляю. Работала на стеклохолсте ночная смена, ворвались «ниндзя в масках», положили всех мордой в пол, пересчитали всех сотрудников по списку и загнали в душевую. Человек 20 в смене было. Сами сняли наконечники оборудования, через которое проходило стекловолокно. Они были из технической платины. Потом сказали, что на 12 килограммов потянуло. И производство стеклохолста остановилось. Разбирались ли там с налетчиками, нет ли — даже не знаю уже, но все помалкивали. Жить-то хотелось. Такие у нас были дела. И вот, получается, даже те года завод пережил, а при этой власти загнулся. И теперь, мне сын сказал, в энциклопедии этой интернетной в статье о Скопине про стекольный завод только одним словом упомянуто. Был завод процветающий — нет больше завода, и всю память о нем стерли.
История Гусь-Хрустального
Изначально стекольные заводы располагались на территори Подмосковья. В связи с этим, происходила большая вырубка лесов под различные нужны как стекольных, так и железных заводов. Но в 1747 году, для сохранения леных массивов, был выпущен Сенатский указ, в котором говорилось о запрете строительства стекольных и железных заводов. А все существующие заводы необходимо было перенести не менее чем за 200 вёрст от Москвы.
Под действие данного указа попала фабрика по производству стекла и хрусталя купеческо-дворянского рода Мальцовых, что находилась в Можайском уезде. Новый завод Мальцовы решили основать на Владимирской земле среди обильных лесов, озер и речек Мещеры. Так, в 1756 году, Акимом Васильевичем Мальцовым, на реке Гусь в урочище Шиворово был основан хрустальный завод, вокруг которого и стал в дальнейшем расти нынешний город. Сюда же Мальцовы перевозят мастеровых, которые становятся первыми поселенцами.
Георгиевский Собор (сейчас здесь Музей хрусталя)
На новой фабрике, в которой было 4 горшковых печи, стали работать 59 крепостных крестьян. Они занимались производством посуды, зеленого, каретного и зеркального стекла. А в 1759 году Аким Мальцов построил и второй завод – оконного стекла.
В 1775 году Аким Мальцов доказал своё происхождение от Богдана Мальцова, и был восстановлен в дворянских правах, что позволяло покупать земли и крепостных крестьян. Также развитию города способствовало удачное торговое расположение — недалеко от Москвы и Нижнего Новгорода.
Наследником стекольного дела после смерти Акима Мальцова, руководившего предприятиями 40 лет, стал его второй сын – Иван. В связи с тем, что Ивану на тот момент было всего 14 лет, фабриками стала управлять вдова Акима Мария Васильевна. При ней производство ещё больше расширилось и укрепилось.
В 1831 Иван Мальцов, после возвращения из Европы, также начинает заниматься заводскими делами. Он внедряет в производство новейшие технологии, позаимствованные из-за границы, а также из лучших хрустальных заводов России. Были переняты технологии стекольных заводов из Богемии, в которых использовались для изготовления стекла чистые составные материалы, делавшие изделия исключительными по своей белизне и красоте. Также при Иване создаётся «камера образцов», где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка.
Иван Мальцов, обустраивая всё на европейский манер, строит для рабочих больницу, аптеку, училище. При нём, строится один из первых в России рабочих посёлков с качественными каменными домами. Это приводит к тому, что население города с 1859 года по 1886 год выросло с 3282 человек до 8000 жителей.
Иван Сергеевич Мальцов умер 1880 году в Ницце. Все его многомиллионные состояния и предприятия перешли к племяннику, сыну сестры Софьи, Юрию Степановичу Нечаеву, принявшему фамилию Нечаев-Мальцов.
При Юрие Нечаеве-Мальцове происходило дальнейшее развитие стекольного производства, а также застройка всего города, определившая его современный вид. Строятся новые корпуса фабрик, каменное здание больницы, училище для рабочих, мальцовское ремесленное училище, богадельня. Город в этот период стал именоваться Гусь-Хрустальным. В 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа строится великолепный Георгиевский собор.
Юрий Степанович Мальцов умер бездетным, и всё его состояние было передано по завещанию родственнику — графу И.Н.Игнатьеву. В 1918 году все предприятия были национализированы.
В музее хрусталя
В 1919 году посёлку был присвоен статус города. В это тяжёлое для страны время во всей Советской России только три завода продолжали выпускать стеклянную посуду, одним из которых являлся Гусевский завод. Гусь-Хрустальный не смог выдержать большие городские расходы, и снова был переведён на положение рабочего посёлка, а затем посёлка городского типа. В 1926 году был образован Гусевской уезд, а в 1931 Гусь-Хрустальному был окончательно присвоен статус города.
В 1996 Гусь-Хрустальный удостоился приза «Золотой Меркурий» за сохранение исторического облика города.
ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Торговые ряды являются неизменным атрибутом почти всех городов русского – , , и других. Гусевские торговые ряды были построены в середине XIX века и изначально назывались «Магазинный дом галантерейных мануфактур и съестных припасов». Архитектурно они представляют собой двухэтажное краснокирпичное здание с белыми колоннами и балконами на втором этаже. До настоящего времени Торговые ряды используются по своему прямому назначению – в них располагается множество магазинов и лавок. Кроме того, здесь находится один из лучших ресторанов города — «Мальцовъ», специализирующийся на блюдах традиционной русской кухни.
«Были не хуже предприятия в Гусь-Хрустальном!»
Вера Галкина — вдова художника стекольного производства Скопинского стекольного завода Александра Галкина. Живет с сыном Дмитрием в скопинском микрорайоне Автозаводской. Межкомнатные двери расписаны супругом, на стенах — портреты Веры Михайловны и сыновей. В мебельной стенке и на ней, под самым потолком — вазы, конфетницы, наборы бокалов, изготовленные по эскизам супруга. Вера Михайловна просит не фотографировать ее: говорит, что не подготовилась к приезду гостей, «да и не в том возрасте, чтобы позировать».
— А вот портрет мой сфотографируйте. Такая я была в молодости… Да не обо мне речь, это муж рисовал. И здесь, в прихожей — видите, как он двери разрисовал, декор такой сделал. Это вот Димина комната — его портреты. А здесь задекорировал двери в кладовку: даже и не понять, что это двери. Краска уже облетела, видите… Много лет прошло, умер он в 1992 году. Сильно болел — рак. Но мы не трогаем ничего, не переделываем. Не то чтобы квартиру в музей превратили, а просто — красиво же. Был бы он сейчас, всю квартиру расписал бы.
Александр Галкин
Муж родился в Татарстане, после школы отучился в Абрамцевском художественном училище в Подмосковье, получил образование художника, попал по распределению сюда, в Скопин, здесь мы и познакомились. Сначала работал на фабрике керамики, потом отправился в армию — там мы и поженились. А в 1973 году уже пошел работать на стекольный завод, там проработал почти 20 лет. Работал с удовольствием, увлеченно. Не знаю, о каких творческих кризисах людей говорят — мне кажется, у него ничего такого не было. Всегда был спокойный, ровный. Тогда как было: задумает он какие новые изделия, нарисует эскизы, а их уже утверждает худсовет. Он не переживал, потому что все работы утверждали. Говорили, что это «ширпотреб», в смысле, все было в розничной продаже. Но какое все красивое! У каждого скопинца дома полно хрусталя. Тогда это особым шиком считалось: хрусталь в серванте. Рог изобилия так называемый выпускали, вазы, конфетницы, пиалы всякие. На шкафу — видите? — хрустальные гвоздики. Сейчас уже забыт Скопинский завод, а ведь в те времена он не уступал заводу в Гусь-Хрустальном!
Вот ваза — в ней как будто то ли капельки, то ли зеркала такие выпуклые увеличительные, а в них — по сто солнц в каждой. Большая… ух, тяжелая. Осторожнее надо: больше таких нет, все это в единственном экземпляре, авторские работы. Помню, ее на выставку в Рязань возили, в кремль.
Вот эта ваза — ее он к моему 50-тилетию сделал, когда уже болел. А это Вечный огонь из цветного хрусталя — таких работ больше нет, он только попробовал с цветным хрусталем работать. Делал все в паре с мастером. Это ведь надо понимать друг друга было, доверять. А вот три вазы — набор тоже выставочный — «Одуванчики» называется. У нас дома не все, самая красота в запасниках нашего краеведческого музея. Там тоже такие вещи есть: издалека ничего непонятно, как всмотришься, а внутри как будто узоры дымчатые. Вот что обидно: экспонаты, которые хранятся в музейных запасниках, должны выставлять каждые пять лет. Должны были в прошлом году выставить, но сказали, что 2017 год назначен Годом культуры, все вставки уже расписаны. На экспонаты мужа времени не осталось. Теперь даже не знаю, когда еще выставят.
Работы на заводе мало было, слишком узко. Потому муж еще и нашу музыкальную школу оформил, и Милославскую музыкальную школу, и помещения в сельскохозяйственном техникуме, много чего еще. Что просили, то и оформлял.
Дачу тоже построили, и так он ее оформил! Резная, как из сказки. Сожгли ее летом. Много дач пожгли, соседские тоже. Никого не нашли, конечно.
Заболел он тяжело в 1992-ом, умер в том же году. Тогда завод еще работал, все было спокойно. А уж когда начал разваливаться, да как люди негодовали, без денег сидели. Как все разрушили… Думаю, пережил ли бы Саша такое, если бы был жив?
Авторы Гайдпарка
Михаил Салтыков-Щедрин
В “Роскосмосе” опровергли перенос пуска ракеты “Союз” с Куру
Читать полностью
Виктор Душнев
Закон суров
Читать полностью
валерий рыженко
Кто не хвастается своим счастьем?
Читать полностью
kirass Ronaho
Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?
Читать полностью
igor..s
Под Самарой офицер выстрелил в солдата-срочника из ружья
Читать полностью
Анатолий Иванушкин
Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров “гробовые”
Читать полностью
Александр Рохмистров
Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов
Читать полностью
Витёк Razdolbaeff`f
Как вы думаете
Читать полностью
Злата Кедрова
Пир и чума
Читать полностью
Uhu Ido КарлаГустава
Почему в Финляндии нет массовой коррупции – 5 причин
Читать полностью
Александр Ларин
В маске она мне нравится куда больше
Читать полностью
Екатерина Иванова
Пандемийный хаос продолжается
Читать полностью
МУЗЕЙ ХРУСТАЛЯ ИМ. МАЛЬЦОВЫХ
Своей всемирной славе гусевский хрусталь обязан, среди прочего, одному трагическому событию. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики И.С. Мальцов был секретарем при русской миссии в Персии – и оказался единственным выжившим во время нападения на обезумевшей толпы на группу русских дипломатов во главе с А.С. Грибоедовым. Ради искупления вины персидский шах подарил русскому императору один из своих лучших бриллиантов, а Мальцову предоставил право беспошлинной торговли хрусталем на территории Персии. Так Гусевская фабрика приобрела обширный рынок сбыта и немалые средства на развитие производства. Помимо Персии, изделия гусевских мастеров были очень популярны в Средней Азии и Закавказье.
Музей хрусталя был основан в 1983 году и в настоящий момент его коллекция насчитывает более 2000 уникальных экспонатов. Здесь можно увидеть дореволюционные изделия, в свое время удостоившиеся призов на выставках в Вене, Париже и Чикаго; изделия первых советских лет – отражающие основные вехи развития страны («Пятилетка в четыре года», «Спартакиада народов СССР» и другие); современные авторские работы, среди которых выделяется «Гимн стеклу».
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Этот храм был построен одним из наследников Акима Мальцова, отставным корнетом лейб-гвардии конного полка Сергеем Мальцовым. Работы начались в 1811 году, но начавшаяся годом позже Отечественная война не дала завершить работы в срок – храм был сдан лишь в 1816 году. Изначально храм была освящен в честь святых Иоакима и Анны и на церковной площади два раза в год (летом на Троицу и осенью на Иоакима и Анну) проводились ярмарки, привлекавшие торговый люд со всей Владимирщины.
С приходом советской власти храм был закрыт, а его помещения стали использоваться как склад, мастерская, пункт пожарной охраны. Лишь в 1983 году Свято-Троицкая церковь была признана памятником архитектуры и началось ее активное восстановление.
Георгиевский собор Гусь-Хрустального
Вот мы и дошли до главной достопримечательности Гусь-Хрустального.
Георгиевский собор — это памятник архитектуры конца XIX — начало XX в. Архитектор — Л. Н. Бенуа, росписи художника В.М. Васнецова.
Обратите внимание на фасад здания, в оформлении которого используются самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества: это и крыльца с узорочьем и резными столбиками, это и нарядные наличники окон, порталы, изразцы. Без великолепных башен, которые снесли в советское время, собор выглядит как сказочный древнерусский терем
Самыми известными жителями Гусь-Хрустального были представители семейства заводчиков и землевладельцев Мальцовых (или Мальцевых; вторая половина XVII в. — начало XX в.). Памятник одному из них установлен около музея. Купец Аким Васильевич Мальцов основал на реке Гусь в 1756 г. стекольный, а затем хрустальный завод, при котором возник поселок. Именно на мальцовском заводе впервые в России начали изготавливать хрусталь. Именно благодаря Мальцову существует город Гусь-Хрустальный.
Памятник Акиму Мальцову в Гусь-Хрустальном около музея
ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗАВОД
Предприятие было основано промышленником Акимом Мальцовым в 1756 году – и со временем заводской поселок превратился в город под названием Гусь-Хрустальный. По мере развития предприятия и совершенствования мастерства его работников ширилась и слава гусевского хрусталя – заказчиками завода были многие известные фирмы, например, Торговый дом Карла Фаберже.
В судьбе завода были и взлеты, и падения – например, после кризиса 2008 года он и вовсе был закрыт, а сотрудники уволены. Однако в 2013 году производство вновь удалось восстановить – теперь в цехах стоит новое современное оборудование, на котором мастера изготавливают свои уникальные авторские изделия. Самые интересные из них можно увидеть в Музее хрусталя (пункт 2 данной статьи).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «МЕЩЁРА»
Гусь-Хрустальный является идеальной точкой доступа в «жемчужину» Владимирской земли – национальный парк «Мещёра». Парк был создан в 1992 году ради сохранения уникальной природы и культурно-исторического наследия Мещёрской низменности. На месте современного парка «Мещёра» археологи обнаружили несколько древних захоронений, подтверждающих, что Владимирская земля была заселена в доисторические времена.
По территории парка проложено множество маркированных экологических маршрутов, позволяющих побыть наедине с собой и с природой, насладиться тишиной и спокойствием русского леса. На маршрутах имеются информационные стенды, места для отдыха, площадки для кемпинга. Также парк предлагает свои гостям несколько интересных музеев: «Мир птиц», «Русское подворье» и другие. Кроме того, в поселке Тасинский расположен Краеведческий музей.
Развитие, банкротство, демонтаж
В начале 1930-х годов руководство страны постановило построить завод для выпуска аптекарской и парфюмерной тары, но по каким-то причинам строительство было приостановлено. В 1948 году Совет Министров СССР обязал Министерство строительства топливных предприятий закончить возведение заводских зданий и разместить там производство светотехнического и архитектурно-строительного стекла. Скопинский стекольный завод построили в сжатые сроки и запустили в апреле 1949 года. До начала XXI века он развивался: с 1952 года на заводе начали выпускать автомобильные фары и линзы, с 1956 года — стеклянные пустотелые блоки, с 1972 года — посуду из хрусталя, с 1974 года — силикатную глыбу (растворимое стекло).
Среди продукции завода, применимой в быту, наиболее известны бутылки (под спиртные напитки и подсолнечное масло, кетчуп, минеральную воду) и декоративные изделия из стекла и хрусталя (вазы, конфетницы, бокалы, салатницы).
Недостатка в заказчиках не было. Продукцию приобретали известные фармацевтические и промышленные магнаты — Procter&Gamble, Новосибирский металлургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат. Стеклянные емкости закупали Росспиртпром и ликероводочные комбинаты СССР, а затем СНГ.
В 1993 году завод стал открытым акционерным обществом, в 2002 году сменился собственник, который перестал вкладывать средства в развитие производства и накопил долги. В 2008 году людям перестали выдавать зарплату. Завод обанкротился, Арбитражный суд назначил внешнего управляющего. В 2009 году заводчане, не получающие зарплату, пообещали перекрыть Волгоградское шоссе, а губернатор области Олег Ковалев пообещал выкупить Скопинский стекольный завод в региональную собственность и выплатить все долги. Бывшие работники завода начали искать работу.
С 2006 года по 2009 год ОАО «Скопинский стекольный завод» 18 раз выступил в Арбитражном суде в качестве истца, 39 раз — в качестве ответчика. Руководство завода предъявляло иски к нескольким предприятиям в общей сложности на 92,5 млн руб., с ОАО требовали 134 млн руб. В 2014 году юридическое лицо прекратило деятельность по решению суда о завершении конкурсного производства.
О владельце земельного участка с кадастровым номером 62:28:0050601:8площадью в 15 580 га и кадастровой стоимостью почти в 55 млн руб. сведений в Росреестре нет. С осени 2017 года уже нет и нескольких цехов — их разобрали. Зато на территории завода есть охрана, которая никого не пускает на неизвестно чью территорию. Глава администрации Скопина Олег Асеев, судя по ответу на запрос интернет-журнала «7×7», не участвовал в принятии решения о сносе зданий. По его словам, здания и земельный участок находятся в частной собственности, и собственники пока не обращались в администрацию за разрешением на строительство каких-либо объектов на месте снесенных.
ЧАСОВНЯ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ
Нынешнее каменное здание часовни было построено в 1855 году – тогда же был обустроен колодец над расположенным поблизости святым источником. Часовню возвели на месте чудесного обретения иконы Святой Варвары, ставшей затем ее главной святыней. В 1930-х годах часовня была закрыта, в ней разместился пищеблок – здесь пекли пряники и варили сироп для детских леденцов.
Интересно, что почти каждый год накануне праздника Святой Варвары в здании происходил пожар – во время одного из них были уничтожены деревянные своды. В 1970-е годы на смену пищеблоку пришел гараж, и постепенно святой источник оказался завален автомобильным мусором. Лишь после заката советской власти в 1991 году знание часовни было возвращено верующим и началось ее восстановление силами прихожан и жителей города.
Адрес: Гусь-Хрустальный, 2-я Народная улица, 30. Координаты: 55.60424, 40.67668.
Архитектура города Гусь-Хрустальный
В городе почти не сохранилось интересных архитектурно-художественных памятников, тем более что и изначально в нем их было немного. Определенный интерес представляют гражданские постройки XIX в. Самая монументальная из них — Богадельня, построеная по проекту Л.Н. Бенуа в 1897 г. В настоящее время здесь находится администрация города. Расположена напротив музея хрусталя.
Плиточка перед администрацией — излюбленное место у голубей. Наверное именно поэтому вместо гусей, на плиточке изображены сизокрылые друзья.
Еще из интересной архитектуры: два одинаковых зеркально-симметричных здания бывшего Мужского училища, сегодня здесь расположился Гусь-Хрустальный историко-художественный музей и управление образования.
Наблюдательный турист наверняка заметит, как похожа архитектура одноэтажных кирпичных зданий в Гусь-Хрустальных. Эти домики были построены по образцу манчестерских специально для мастеров, правда, селили в них стекловаров временно, пока интерес к ним был у хозяев. А стал не нужен – выбрасывали. Даже улица специальная была – Вышвырка.
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР
Леонтий Бенуа, автор проекта Георгиевского собора, писал: «…в этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений». Этот храм является совершенно уникальным памятником архитектуры как по замыслу, так и по исполнению – трехнефная базилика с колоннадой из черного лабрадорита, чей фасад выполнен в стиле древнерусского зодчества. Над интерьером храма работал знаменитый художник В.М. Васнецов – его кисти принадлежит потрясающее живописное полотно «Страшный суд». Также по эскизу Васнецова было выполнено мозаичное панно «О тебе радуется, Благодатная», расположенное в алтарной части собора.
В 1920-е годы храм был переоборудован в Дворец труда, и многое из первоначального оформления оказалось утрачено. В конце прошлого века владимирским реставраторам удалось восстановить белокаменные порталы, мозаику, резные створы огромных дверей. В восстановлении уникальной картины «Страшный суд» принимали участие специалисты из . В настоящее время в здании Георгиевского собора располагается одна из самых интересных достопримечательностей Гусь-Хрустального – Музей хрусталя имени Мальцовых.