Государственный музей палехского искусства

Как сложился миф о палехском стиле

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре. Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры  Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор­ских произведений в миниатюре, монумен­таль­ном искусстве, книжной графике, сцено­графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё­ра занимаются исключительно лаковой ми­ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен­тирован на массовое копи­рование с образцов; там был создан жанр миниатюр­ного пейзажа. Мстёра любит реали­стичную живопись, полностью заполняет чер­ный фон и предпочитает теплый золоти­стый или голубовато-серый цвето­вой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина  Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Памятники и архитектура города Палех

В этом древнем городе практически нет скульптур, памятников и арт-объектов. Все ценности сосредоточены в музейных экспонатах. Однако традиционные для всех российских городов мемориалы можно встретить и здесь, как и архитектурные здания.

Памятник погибшему солдату

Адрес: улица Ленина.

Обелиск высотой в 14 м в честь воинов-палешан, сложивших головы в Великой Отечественной Войне был установлен в 1968 г. Традиционно, по праздникам в честь Победы, вокруг него собираются жители и гости поселка, возлагают венки и цветы. В эти же дни около него пылает Вечный огонь, а солдат на высоком постаменте, одетый в форму советских войск, сжимает в руке меч. Весь его вид, словно говорит: «Не бойтесь, Родина под надежной защитой!».

Бюст В.И. Ленина

Адрес: Крестовоздвиженский сквер.

Бронзовый вождь мирового пролетариата — тоже в своем роде традиция для всех городов постсоветского пространства. Редко в каком городе нет памятника или бюста в честь этого великого человека, изменившего ход истории. В Палехе бюст Владимира Ильича Ульянова установлен в 1956 г. в поселковом сквере и относится к памятникам искусства местного значения.

Дом Котухиных

Адрес: л. Демьяна Бедного, 13.

Есть в Палехе и просто необычные и интересные архитектурные памятники, которые должны защищаться государством. К списку таковых относится двухэтажный особняк, где проживали заслуженные советские и российские художники Котухины – Владимир и Александр. Здание находится в удовлетворительном состоянии, хотя кое-где на фасаде видны трещины – ремонт ему не помещает. Выполнено оно из красного кирпича, окна оформлены выкрашенными в белый цвет окнами.

История создания музейных коллекций

Алексей Максимович Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал художникам сохранить лучшие работы. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В октябре 1931 г. профессор искусствоведения Анатолий Васильевич Бакушинский, по совету А.М. Горького, направил письмо в Народный Комиссариат Просвещения, в котором он поставил вопрос об организации в Палехе художественного музея. Восьмого мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в п. Палех, который ещё до открытия переименовали в Государственный музей Палехского искусства. 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось открытие музея.

Музей создавался при активном участии художников Палеха. Многие из них подарили музею свои рисунки, эскизы к театральным постановкам. В первой музейной экспозиции было представлено немногим более 540 экспонатов, в основном произведения лаковой миниатюры. Буквально через 10 дней после открытия музея вдова Ефима Фёдоровича Вихрева передала в дар 82 произведения. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.

Велика роль в создании музейной коллекции первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1938 г. При нём коллекция составила 1500 единиц. В эти годы в музей поступило большое количество работ на пушкинскую тему, выполненных художниками Палеха по совету Германа Васильевича. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулка «Сказка о золотом петушке» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, «Бесы» И.П.Вакурова.

Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В этом Г.В.Жидков видел одну из главных задач палехского музея. При нём в музейной коллекции появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в.

Понимая необходимость изучения истоков палехской лаковой миниатюры, т.е. древнерусской живописи, а также руководствуясь целью сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженский храм, художники Палеха поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства. Коллекция древнерусской живописи быстро пополнялась за счёт имущества закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Отдел «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме до 1992 года. С 5 декабря 2014 года экспозиция древнерусской живописи расположена в новом здании музея.

«Палех – село-академия народная» – так охарактеризовал Палех в 1863 году Георгий Дмитриевич Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время. Основная цель всех музейных экспозиций – представить Палех как уникальный центр провинциальной культуры, показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовность, верность нравственным идеалам.

Древнерусская живопись Западноевропейская живописьИконописная графикаРусская живопись

Фото и описание

Знаменитый музей палехского искусства, который получил почетный статус государственного, выполняет основную роль не только в сохранении, но и развитии традиционной лаковой миниатюры. Создание музея произошло при активной деятельности А.М. Горького, А.В. Луначарского, Н.Н. Крупской, Е.Ф. Вихрева и искусствоведов Г.В. Жидкова и А.В. Бакушинского. Торжественное открытие музея состоялось 13 марта 1935 года.

Зимой 1934 года было закуплено множество предметов выставочного фонда «Артели старинной живописи», представленных 62-мя произведениями лаковой миниатюры. Стоит отметить, что среди приобретенных предметов были работы первоначальных основоположников палехского искусства.

Определяющую роль в процессе комплектования коллекций лаковой миниатюры сыграл первый директор Государственного музея палехского искусства – Жидков Герман Васильевич, который возглавлял музей до начала 1937 года. Именно этот человек сделал предложения самым талантливым и одаренным художникам города писать миниатюры по специально составленным договорам. Таким образом, в музее появились самые лучшие работы мастеров родного города: В.М. Салабанова, В.К. Буреева. При Германе Васильевиче музейная коллекция насчитывала более 1500 единиц хранения.

В течение довольно продолжительного периода времени в процессе собирательской деятельности палехский музей вел совместное сотрудничество с коллективом городских художников, которое вскоре стало называться Палехские художественно-производственные мастерские. Имел место быть художественный совет, который включал в себя ведущих художников города Палех, а также сотрудников музея. Самые интересные и уникальные предметы отбирались советом, по причине чего музейные фонды постоянно пополнялись новыми экземплярами.

С самого начала существования музея произошло становление коллекции старинной древнерусской живописи. Герман Васильевич смог привезти из Костромы семь икон

Важно отметить, что большой интерес представляет собой коллекция старинной иконописной графики, насчитывающей примерно 1500 произведений. Наибольшее количество предметов из этой коллекции входит в художественный архив Н.М

Сафонова, мастерская которого работала в самых востребованных традициях древнерусской и византийской живописи. Художественный архив Сафоновых хранил в себе огромное количество образцов для икон, которые были сняты мастерами со старинных подлинников в период регулярных поездок на территории России.

На сегодняшний день в фонде отдела ГМПИ хранится более тысячи икон, из которых примерно полторы тысячи представлены иконописной графикой, а также предметами народно-прикладного искусства: серебряными и медными окладами, медным литьем, тканями, прялками и резьбой.

Традиционная русская живопись 19 столетия представлена портретами малоизвестных мастеров, творивших во второй половине 19 века, а также жанровыми композициями и пейзажами. Стоит отметить, что достаточно редко в коллекциях и фондах провинциальных музеев можно увидеть парсуны или самые первые изображения конца 17 – начала 18 веков. В музее хранится единственная в своем роде древняя парсуна – портрет Ярославского и Ростовского митрополита Димитрия.

Важное место среди уникальных работ реалистической живописи занимают произведения палехских художников, которые принадлежат к старинным иконописным родам и которые получили отличное художественное образование. К таким произведениям можно отнести работы В.Е

Белоусова, братьев Павла и Андрея Кориных, М.С. Климанова.

Коллекция живописи, относящаяся к периоду 1920-1930-х годов – это работы жителя Палеха М.А. Маркичева, художников из Иваново: Н.П. Секирина, М.С. Пырина, В.Н. Говорова, портреты Н.Н. Харламова, пейзажи Н.П. Крымова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, Г.Г. Нисского.

В состав Государственного музея палехского искусства входят: Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей И.И. Голикова и Дом-музей, посвященный Н.М. Зиновьеву.

Куда сходить в Палехе с ребенком. Развлечения

В таком небольшом населенном пункте, как Палех, сложно найти развлечения для детей, но таковы все же есть, правда, и для взрослых они тоже будут интересны.

Крестовоздвиженский сквер

Координаты на карте: 56.802717, 41.855829.

Главный парк поселка окружает важнейший его храм – одноименный кафедральный собор. Не сказать, что прогулочная зона слишком большая, но все же здесь частенько прогуливаются мамы с колясками, тут устроена небольшая детская площадка, есть красивый фонтан «Колос», на фоне которого можно сделать фотографии. Рядом обнаруживается несколько магазинов – продуктовых, мясных, детских и сувенирных, устроены здание Администрации и банковские учреждения.

Палехский ДК

Адрес: ул. Баканова, 19.

Дом культуры в Палехе также нуждается в реконструкции. Впрочем, его здание довольно примечательно и в таком виде, в котором мы видим его сейчас. Здесь работает несколько кружков для учащихся школ и посещающих детские сады. Иногда устраиваются кинопоказы: ДК – это еще и кинотеатр. Рядом – Городская поликлиника и Пожарная часть.

Пляж поселкового пруда

Адрес: Дорожный переулок.

Как ни странно, но в Палехе есть даже пляж, правда, небольшой и не отличается он какими-то сверх особенностями. Обычная кромка, где купаются сельчане, на речушке, которая протекает по поселку, образуя местами несколько прудиков.

Конечно же, к памятникам архитектуры можно отнести и великолепно сохранившиеся деревянные дома, украшенные старинной резьбой, и уникальную природу в окрестностях реки Палешки. Уже только из-за этого стоит включить Палех в свой экскурсионный список. А вкусив удивительную энергетику древнего поселения, несомненно захочется возвращаться снова и снова. Ведь за короткое время невозможно насладиться созерцанием ценностей этого святого и в какой-то мере священного места.

Экспозиция[править | править код]

Собрание музея насчитывает более 10 тысяч экспонатов, среди которых более 3000 русских икон, включая иконы XIV—XVI веков, более 7000 лаковых миниатюр, работы итальянских, голландских, фламандских, немецких художников XVI—XIX веков, а также живописные полотна художников Палеха.

Палехская миниатюра представлена такими мастерами, как Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Александр Зубков, Александр Котухин, Иван Вакуров, Дмитрий Буторин, Николай Зиновьев.

Художественный музей располагает библиотечно-информационным центром, который содержит более 8 тысяч книг. Филиалами художественного музея являются дом-музей Павла Корина, музей-мастерская Николая Дыдыкина в деревне Дягилево, дом-музей Ивана Голикова, музей-усадьба Николая Зиновьева.

Достопримечательности в окрестностях

Шартомский Страус

  • на автобусе: с автовокзала Иваново рейс “Иваново — Введенье”;
  • на машине: по дороге “Иваново — Шуя” в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.

Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.

Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.

Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.

Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.

Церкви села Введеньё

Николо-Шартомский монастырь

Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё

Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой – обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.

До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.

С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.

Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.

Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.

Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.

Другие храмы и церкви села Введенье:

Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Координаты: 56.965115, 41.330416

Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери

Координаты: 56.965021, 41.329805

Действующая церковь Вознесения Господня

Координаты: 56.968751, 41.336966

Не действующая церковь Иоанна Богослова

Координаты: 56.968542, 41.336651

Палехские храмы и монастыри

Палех – это поистине святой край. Вся жизнь местных жителей на протяжении многих веков неотрывно была связана со служением Богу. Неудивительно, что в окрестностях этого небольшого города расположено большое количество монастырей, церквей и храмов.

Церковь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

Адрес: ул. Зиновьева, 44.

Небольшая деревянная церквушка была заложена в 1999 г. Строилась она в течение 6 лет на средства жителей Палеха, спонсоров и настоятеля Ильинского храма игумена Филарета. Уникальная церковь относится к типу кладбищенских часовен и используется для панихид и отпеваний.

По престольным праздникам и в дни поминовения усопших в ней совершается Божественная литургия. Особую красоту внутри церковного здания создает резной иконостас, выполненный в лучших традициях палехского творчества. Его изготовлением занимались мастера иконописной мастерской города А.В. Влезько и Ю.В. Федорова.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6.

Небольшая кладбищенская церковь эта существует достаточно долгое время. Первоначально она была полностью деревянной, но в конце XVII века дерево заменили кирпичом, а кровлю покрыли сначала черепицей, потом и вовсе сделали металлической. Постройка выполнена в виде четверика с одной главкой. С западной стороны расположена трапезная, к которой примыкает колокольня.

Внутренние росписи, выполненные мастерами софоновской артели, были уничтожены в советское время, как и часть надгробий на прилегающем кладбище. Храм был отдан под склад, а часовня, стоящая рядом, полностью разрушена. Вернуть церковь удалось лишь в 1989 г., тогда же началось восстановление поруганного интерьера. Все работы по реставрации настенной росписи велись палехскими мастерами, в соответствии с древними традициями иконописи.

Преображенская церковь

Адрес: д. Большие Дорки.

Белоснежная каменная церковь с куполами, покрытыми лазурью, находится в деревне Большие Дорки. Ранее на ее месте располагался деревянный храм с приделами Николая Чудотворца и Святого апостола Никанора. Сегодня она стоит в центре деревенской площади, на пересечении двух главных улиц.

Часовня Александра Невского

Адрес: ул. Ленина, 59.

Сегодняшняя часовня — копия разрушенной дореволюционной. Восстанавливалась она в основном на средства прихожан и настоятеля Ильинского храма. Существует предание, что место для ее закладки было выбрано неспроста. Здесь останавливался сам князь Александр Невский, в честь которого она и получила свое имя. Впрочем, местные жители и сами путаются, иногда говоря, что в это место привозили мощи святого князя. Освящение часовни состоялось в 2008 г., провел его епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.

Знаменская церковь

Адрес: с. Красное.

Находится неподалеку от Палеха, в селе Красное. Это единственная церковь в районе, которая на протяжении 200 лет не подвергалась уничтожению и обезглавливанию. Постройка относится к 1804 г. Ее возвели на месте старого погоста с деревянной часовней. Средства для строительства были предоставлены помещиком Бутурлиным.

Белоснежный храм имеет несколько пристроек и парадные арочные ворота, а в XIX веке к нему добавились паперть и портики с севера и юга. Храмовое здание окружено ажурной кованой оградой с кирпичными столбиками. За ней же располагается и дом священника. Интерьеры церкви полностью повторяют традиции русского православия. Сюжеты настенных росписей выполнялись мастерами палехской иконописи по мотивам Ветхого и Нового завета.

В начале XX века храм был отреставрирован во фряжском стиле, а для фресок использовались сюжеты французских мастеров. Поэтому на сегодняшний день Знаменский храм является уникальным памятником религиозной культуры, в которой гармонично сочетаются русское и европейское течения иконописи.

Церкви и Храмы

Крестовоздвиженская церковь

Адрес: ул. Ленина, 16 Телефон: Режим работы: пн-вс 8:00-16:00

Церковь построена в 1762-74 годах в византийском стиле.

У церкви на западной стене четверика есть выложенный из кирпичей автограф мастера, ее построившего. Звали мастера Егор Дубов. Расписывали храм местные художники.

В 1903 году в ходе реставрации все фрески были переписаны заново. К палехскому стилю добавились библейские сюжеты, взятые с гравюр немецких художников. В 1907 году иконописцами, палешанами Белоусовыми и Николаем Михайловичем Сафоновым, был создан новый иконостас в стиле XVIII века.

От разорения храм удалось спасти, благодаря размещению в нем отдела древней живописи музея палехского искусства.

С начала 1990-х годов храм принадлежит Церкви. Одна из почитаемых святынь храма — икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери, список с первообраза.

С 2012 года храм имеет статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6 Режим работы: 08:00-18:00

Кладбищенская церковь построена в камне в 1790 году вместо первоначально деревянной. В советское время церковь использовалась как склад. Расписанные софоновскими мастерами стены были забелены.

Богослужения возобновились в 1989 году. Благодаря искусным прихожанам и поддержке благотворителей, к 1993 году церковь была полностью восстановлена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий