Перебои с водой
Здания и сооружения здесь часто снабжены собственными водонапорными цистернами. Вода подается из протяженной по всему населенному пункту трубы наверх, а уже оттуда в поступает в краны жилого дома. Цистерну следует наполнять самостоятельно по мере опустения. Однако напор не всегда бывает хорошим, а иногда попросту отсутствует. В один из дней мы закидали жалобами хозяина нашего дома, так как целый день не было воды. Все процедуры пришлось выполнять покупной водой из пятилитровых баклажек. Вечером взмыленный арендодатель притащил воды откуда-то еще, воткнув толстый шланг прямо в цистерну на крыше. Вода в общественной трубе появилась только на следующий день. Хорошая новость состоит в том, что такое бывает нечасто.
В связи с динамичностью напора цистерна наполняется в разное время: приятное журчание за окном, свидетельствующее о ее переполненности, начинается то в полночь, то в 3-4 утра. К этому быстро привыкаешь.
Динамическое электричество
Ваш дом может превратиться в мигающую гирлянду — ведь электричество может вырубать по нескольку раз на дню, в течение коротких промежутков.
Рестораны и кафе запасаются генераторами, гудящими во дворах, чтобы при форс-мажоре вечером люди не искали в темноте собственный рот, отправляя туда очередную порцию еды.
Из-за нестабильных электросетей однажды у нас вышла экстремальная поездка из Арамболя в Анджуну — внезапно погасли фонари по всей дороге. Поначалу дорогу впереди приходилось рассматривать разве что внутренним взором — фара арендованного байка упрямо била вверх, а не вперед.
На дороге попадались лежащие полицейские-ниндзя, коварно вспучивающие асфальт. Не все спид-брейкеры успевают красить и маркировать! Поездка превращается в компьютерную игру-аркаду. Правила выживания просты: неспешность, расслабленность и аккуратность.
Перебои с электроэнергией – это давняя проблема штата и похоже, что она не будет решена в ближайшее время. Это те минусы Гоа, которые осложнят жизнь, если вы фрилансер и работаете удаленно. Особенно часто электричество пропадает в сезон дождей. Если вы планируете жить и работать в Гоа в сухой сезон (октябрь-март), то у вашего ноутбука должен быть хороший, свежий аккумулятор и пара пауер банков для мобильных девайсов в запасе.
Полиция любит беспечных
Мост через залив, соединяющий Сиолим и Мандрем, по праву считается излюбленным местом работы дорожной полиции. В дневное время офицеры, предварительно вынув оборудование для съемок и замера скорости, ждут вас с распростёртыми объятиями. Разрешённая скорость перемещения по этому участку (как, впрочем, и везде, где стоит патруль) — не более 40 км/час. Спидометр на местных скутерах в аренду работает не всегда, так что ребята на местах сами приделывают покупные приборы.
Официально, конечно, необходимо иметь международные права категории А или удостоверение ASEAN (его, кстати не сложно получить, например в Таиланде). Однако у меня сложилось впечатление, что именно в популярном среди европейцев Северном Гоа наличие прав никак не влияет на алчность полиции и желание оштрафовать хоть за что-нибудь.
В первую очередь полиция тормозит тех, кто ездит без шлема. Иногда в бардачке арендованного байка можно обнаружить совсем плохонький шлем, и хоть он и не делает езду безопасной, номинально вы будете соблюдать ПДД. Шлем действительно проще купить и ездить в нем, тем более что это значительно снижает риск получения травмы головы. Не очень ловкие туристы с ободранными локтями и бинтованными коленками попадаются достаточно регулярно, ведь падения с байка — дело нередкое. Прекрасный новый шлем, который защитит вас от травм и отпугнёт постовой патруль, стоит 700-1000 рупий. Его можно купить поблизости от рынка в Мапсе — гуглите helmet shop неподалеку.
!Для любых проверок вас имеют право останавливать только офицеры Traffic police в белой форме. Обычный дорожный патруль носит коричневую форму и не имеет полномочий останавливать вас по какому-либо поводу. Хотя не знающих об этом туристов они любят разводить на взятки по стандартному тарифу в 400-500 рупий. Можете ехать мимо и не останавливаться — формально они ничего не могут предъявить.
Пробки
Романтичный вечер на берегу моря в соседнем городке или поездка на ночную ярмарку night market может обернуться неприятным послевкусием — вы можете попасть в пробку на полтора-два часа. Вечерами в пятницу и воскресенье дороги бывают необыкновенно запруженными, и приходится долго толкаться между рядами и по обочине, добывая дорогу вперед. Индийцы с удовольствием проводят выходные на берегу моря, и это сильно сказывается на траффике.
В Северном Гоа практически нет светофоров, и при возникновении трудностей на дороге вся регулировка осуществляется только с помощью патрульно-постовой службы. При зашкаливающем количестве машин движение встает намертво, а полицейский решает, какой поток машин сейчас пропустить вперед.
В часы-пик не рекомендуется ездить в крупные городки типа Мапсы, так как возвращаться домой придется часа три-четыре.
На Saturday night market – тип ночных ярмарок, проводимых каждую субботу, не стоит ехать раньше полуночи или даже часу ночи. Парковка перед ярмарками до этого времени представляет филиал ада на земле, пристроить байк затруднительно, а очередь на выезд выстраивается на пару километров. Всего этого можно избежать, поехав позже основного потока туристов и покупателей.
Шкафы не предназначены для хранения ваших вещей
Если в номере или квартире стоит шкаф, это вовсе не значит, что вы можете хранить там свои вещи. Я столкнулась с этим и в Анджуне, где мы с мужем проводили январские каникулы, и в Мандреме, где мы сняли дом для постоянного проживания. От шкафа может быть потерян ключ, в нем могут храниться пожитки двоюродного дядюшки или лучшего друга, там может лежать запасная газовая плита — но он не для вас. В нашем жилище из трёх шкафов доступен только один. Остальные два, большие и железные, представляют собой крупногабаритные зеркала. Ещё можно положить что-нибудь сверху. Если вам нужны места для хранения, то бетонные вмонтированные полки-антресоли и маленькие стеллажи к вашим услугам.
Как добраться из Гоа в Гокарну самостоятельно?
Если вы хотите узнать город браминов Гокарну получше, чем это можно сделать за тот час, что на нее отводят на однодневной организованной экскурсии, можно поехать туда на несколько дней свои ходом.
На арендованном байке этого сделать не получится, так как все байки, сдающиеся в аренду в Гоа имеют желтые номера, говорящие полицейским о том, что на них нельзя выезжать за пределы штата.
Самым удобным вариантом будет нанять машину с водителем, но этот вариант будет очень дорогим (дороже, чем арендовать такси на целый день для экскурсий только по Гоа). К тому же машины с желтыми номерами (по сути, имеющие лицензию на поездки по Гоа) также, как и байки не имеют права выезжать за границы Гоа.
Оптимальным способом добраться из Гоа в Гокарну (по соотношению цена — уровень комфорта) является поезд. В нем можно избежать ужасных горных дорог, от которых очень многим становится плохо. Сесть на поезд можно либо на станции в Маргао (Магдаона), либо на станции в Чауди (Конакона). Билет покупать заранее не нужно. Обычно туристы выбирают обычный сидячий вагон (типа электрички), так как ехать совсем не долго — примерно 2,5 часа. Из города Маргао поезд выходит примерно в 13:30-14:00 (обязательно уточните перед поездкой на самом вокзале), в Гокарну прибывает в 16:00 на вокзал, находящийся в 8 км от самого города Гокарна. Стоит знать, что индийские поезда могут опоздать и на 2 часа, поэтому стоит закладывать это время на всякий случай. С вокзала можно напрямую отправить на пляж Ом, предварительно забронировав там отель.
Можно доехать до Гокарны автобусом, узнавать про них нужно на конечных автобусных станциях, например, из Канаконы автобус до Гокарны выезжает примерно в 14:00.
С привычными овощами дело обстоит плохо
Для жителей России лето часто ассоциируется с порой самых вкусных овощей, живых, хрустких, самых разных сортов. Однако в кулинарной традиции Индии сырые овощи использовать не принято. Аюрведа считает их употребление вредным, так что в Гоа нет идеи салатов как таковой.
Здесь нет раздолья различных сортов овощей, к которым мы привыкли на российских рынках. Один сорт помидоров, который всегда продается зеленым, недозрелым, водянистые перезрелые огурцы. Один вид зеленого салата. Ориентированные на европейцев кафе предлагают овощные салаты, но и они весьма посредственны. Индийцы едят все овощи приготовленными, так что им совершенно не нужно богатство вкусов в их сыром виде. Выручит салат из зелени и капусты, сдобренный кунжутным маслом.
Коровьи мины
Минусы и трудности Гоа
Старожилы трансерских вечеринок, зимующие не первый сезон в Арамболе, часто носят закрытую обувь, а вовсе не шлепанцы и сандали. Красная едкая глиняная пыль гоанских дорог круто въедается в кожу, так что отмывать ноги приходится со щеткой. Молодые люди часто носят кожаные сапоги: в зимний сезон здесь вовсе не удушающе жарко, так что ноги не будут плавать в собственном поту. И заодно можно безбоязненно гулять по той части гоанских пляжей, где наиболее насыщенная туристическая зона. Коров тут тоже очень много, так что нарваться на коровью гранату в вечернее время можно очень легко.
Бродячие собаки
Их много, и они валяются, греются, спят, бродят везде. На самом деле, это очень милая деталь: на пляже Арамболь бродячие псы на рассвете делают йогу вместе с физкультурниками и прочими адептами ЗОЖ, весело и беззаботно носятся вокруг. В целом, они совсем не злобные и очень дружелюбные.
Однако они бывают по-настоящему беспокойными и тупыми. Заведут собачий концерт, и давай истошно лаять. Где-нибудь в три утра. А еще они рвут пакеты с мусором, оставленные на крыльце. Просыпаешься с утра, а на перед входом в дом фарш из того, что выбрасывалось в течение трех дней. Мы стали спасаться покупкой огромных гробовых мешков, продающихся поштучно по 40 рупий каждый. Этот пластик собаки раскусить не могут.
Кроме того, собаки часто могут быть переносчиками различных болезней. Еще одну вещь можно занести в минусы Гоа — это то, что по ночам они сбиваются в стаи и могут быть по-настоящему агрессивными.
Если собака на вас лает и движется в вашу сторону, выясняя права, можно сделать вид, что вы берете палку с земли — любой дворой пес знает, чем такое заканчивается, и отступает.