Ганди Джаянти – праздник Дня Рождения Махатмы Ганди

День памяти [ править ]

Ганди Джаянти празднуется ежегодно 2 октября. Это один из официально объявленных национальных праздников Индии, который отмечается во всех ее штатах и ​​территориях .

Ганди Джаянти отмечен молитвенными службами и поминаниями по всей Индии, в том числе в мемориале Ганди, Радж Гхат, в Нью-Дели, где он был кремирован . Популярные мероприятия включают молитвенные собрания, памятные церемонии в разных городах колледжами, местными правительственными учреждениями и общественно-политическими учреждениями. Проводятся конкурсы рисунков и сочинений, а лучшие награды присуждаются проектам в школах и общине, поощряющим ненасильственный образ жизни, а также прославляющим усилия Ганди в движении за независимость Индии . Любимый бхаджан Ганди (индуистская религиозная песня), Рагхупати Рагхав Раджа Рам , обычно поется в его память. Статуи Махатмы Ганди по всей стране украшены цветами и гирляндами, и некоторые люди избегают употребления алкоголя и мяса в течение дня. Общественные здания, банки и почтовые отделения закрыты.

Лидер Индийского национально-освободительного движения

В 1914 г. Ганди вернулся в Индию и активно включился в борьбу за права своего народа. Он организовал кампанию по пассивному сопротивлению закону Роулетта, дававшему британским властям в колониях неограниченные полномочия подавлять любые выступления против и вершить правосудие над неугодными им гражданами без суда и юридической защиты. Возмущенный такой несправедливостью Ганди вместе со своими единомышленниками объездил всю страну, выступая на митингах, организуя голодовки и призывая народ к неповиновению, но без насилия и с готовностью стойко переносить любые лишения и боль. Благодаря личному примеру, своим призывным речам и безграничной вере в справедливость и равенство людей к 1920 г. он стал самой видной фигурой в движении за независимость Индии от Британской Империи, а в 1921 г. был избран главой Индийского национального конгресса, крупнейшей политической партии в стране.

На своем посту Мохандас Ганди активно боролся с кастовой дискриминацией, стараясь с помощью законов провозгласить равенство между всеми гражданами независимо от их деятельности, ибо искренне верил в божественную природу происхождения каждого человека. Ратуя за независимость и самостоятельность родной страны, Ганди призывал создавать свои индийские административные органы, постепенно переходя на самоуправление и самоорганизацию, а также отказываться от английской товаров, возрождая свою собственную промышленность, и в первую очередь текстильную, которая была практически уничтожена за время правления Британии. Национальный лидер сам изготавливал себе одежду и обувь, поэтому символом Сатьяграхи стала чаркха, обыкновенная индийская прялка. С подачи великого писателя и поэта Индии Рабиндраната Тагора все стали называть Мохандаса Ганди «Махатмой», что означает «великая душа». Однако мыслитель в силу своей скромности не любил это имя и сам себя так не называл.

Личная жизнь

Жена Кастурбай стала верным соратником. Супруги прожили вместе 62 года, родили четверых сыновей: Харилал, Манилал, Рамдас и Девдас.

С женой Кастурбай

Старший сын Харилал вел неправедную жизнь, Ганди пытался повлиять на него, но был вынужден отречься от сына. Разгульное поведение привело Харилала к смерти от сифилиса.

Три сына стали единомышленниками отца. Младший Девдас хотел жениться на дочери соратника отца по Индийскому национальному конгрессу. Но Лакшми Раджаджи принадлежала к варне браминов, и Ганди был против союза детей. Межкастовые браки были запрещены по религиозным соображениям. Но со временем супруги Ганди смягчились и благословили брак.

Жена с детьми

Очень часто возникает вопрос о том, были родственниками Махатма Ганди и премьер-министр Индира Ганди. Нет, они не были родственниками. Но маленькая Индира в 2-летнем возрасте была знакома с «Отцом нации». Политические взгляды индийской «железной леди» формировались под влиянием Махатмы.

Покушения и смерть

На фоне борьбы представителей индуизма и ислама появились недовольные политическим влиянием мыслителя. Махатма пережил 2 покушения на жизнь, а третье стало фатальным. Паломник во время вечерней проповеди приблизился к учителю и выстрелил в него трижды. Ганди сразу доставили в госпиталь, но спасти 78-летнего старца врачам не удалось. Одна из пуль задела легкое. Это ранение и стало причиной смерти духовного и политического лидера нации.

Со слов очевидцев, политик перед тем, как умереть, старался закончить все дела. Он дописал первую конституцию независимой Индии. После его смерти в нее внесли только ряд правок.

День памяти [ править ]

Ганди Джаянти празднуется ежегодно 2 октября. Это один из официально объявленных национальных праздников Индии, который отмечается во всех ее штатах и ​​территориях .

Ганди Джаянти отмечен молитвенными службами и поминаниями по всей Индии, в том числе в мемориале Ганди, Радж Гхат, в Нью-Дели, где он был кремирован . Популярные мероприятия включают молитвенные собрания, памятные церемонии в разных городах колледжами, местными правительственными учреждениями и общественно-политическими учреждениями. Проводятся конкурсы рисунков и сочинений, а лучшие награды присуждаются проектам в школах и общине, поощряющим ненасильственный образ жизни, а также прославляющим усилия Ганди в движении за независимость Индии . Любимый бхаджан Ганди (индуистская религиозная песня), Рагхупати Рагхав Раджа Рам , обычно поется в его память. Статуи Махатмы Ганди по всей стране украшены цветами и гирляндами, и некоторые люди избегают употребления алкоголя и мяса в течение дня. Общественные здания, банки и почтовые отделения закрыты.

Детство и юность

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди, родился в 1869 г. в портовом городе Порбандар на западном побережье Индии, в обеспеченной семье торговцев, которые принадлежали к касте вайшьев. Его отец был высокопоставленным министром, а  мать малограмотной женщиной, полностью поглощенной религией. Ганди вырос в глубоко религиозной семье, исповедовавшей вайшнавизм, культ бога Вишну, для которого также свойственны вегетарианство (отказ от животной пищи), ахимса (ненасилие по отношению ко всему живому) и альтруизм (бескорыстие и забота о других).

Когда Мохандасу было 9 лет, его отца перевели в г. Раджкот к северо-востоку от  Порбандара, и семье пришлось переехать. Там маленький Мохандас пошел в школу, где постигал азы математики, истории, географии и языков. Он был средним школьником, который иногда завоевывал призы на олимпиадах. Учителя говорили о нем как о замкнутом и молчаливом ученике, которого книги интересовали больше, чем игры с одноклассниками. В одной из характеристик было указано, что он «успешен в английском языке, старателен в арифметике и слабоват в географии, имеет плохой почерк».

В возрасте 13 лет Мохандас Гинди женился на 14летней Кастурбе Маханди Кападия. Свадьбы в Индии влекут за собой огромные траты, поэтому было решено женить одновременно Мохандаса, его брата и их кузена. Вспоминая день своего бракосочетания, Махатма Ганди как-то признался: «Мы мало что знали о том, что такое свадьба. Для нас она означала возможность красиво одеться, поесть сладостей и поиграть с родственниками». Однако, несмотря на столь ранний брак, Карстурба стала надежным помощником и преданным другом своему супругу. Они прожили вместе 62 года и воспитали четырех сыновей.

Ганди — символ борьбы против дискриминации

Со временем идеи Ганди распространились по территории всей Южной Африки. Доказательством тому служат демонстрации Ганди, на которые к началу XX века стали выходить тысячи людей. За одно такое мероприятие, несмотря на подчёркнуто мирный характер, осенью 1913 года Ганди временно арестовали по личному приказу министра обороны Южно-Африканского Союза. Летом следующего года освобождённый Ганди вновь отправился в Индию. Получив опыт активиста, Махатма решил вернуться на родину, чтобы применить там разработанные им методы борьбы за суверенитет государства. Вернувшись в Индию, Ганди стал лидером ашрама — индийской коммуны, ушедшей в лес и горы. Ганди был верен прежним методам борьбы и призывал к ненасильственному сопротивлению. Так, по инициативе Махатмы индийцы бойкотировали британские товары и учреждения, демонстративно нарушали ряд законов. Ганди распространял идеи несправедливости кастового неравенства, стремился добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Со временем Ганди включил в свою пропаганду идеи о гендерном равенстве, а также толерантном отношении к другим религиям. Кроме того, Махатма агитировал за развитие самостоятельного производства товаров.

Вскоре Ганди познакомился с лидерами партии Индийского национального конгресса. Поделившись с ними своими идеями, Махатма быстро стал своим среди борцов за свободу Индии.

После Первой мировой войны Британия ужесточила контроль над свободами индийского населения. В ответ на это Ганди и партия Индийского национального конгресса устроили массовые мирные демонстрации по всей стране.

Через пару лет была проведена ещё одна народная сатьяграха, имевшая огромный отклик среди индийских граждан. После неё Ганди начал активно агитировать за отказ от английских текстильных товаров, противопоставляя им нитяные изделия индийских мастеров. За антиколониальную пропаганду британцы арестовали Ганди в 1922 году. Махатма провёл около двух лет за решёткой из-за своих убеждений.

Но тюрьма не смогла сломить решительность Ганди, решившего идти до конца в борьбе за свободу Индии. Начиная с конца 20-х годов, Махатма начал ещё чаще устраивать демонстрации, агитировал против повышения цен на продукцию и за доступное для большинства граждан Индии образование. Также в этот промежуток времени Ганди публиковал в газетах по частям автобиографическую книгу «Моя жизнь».

В 1932 году Ганди вновь оказался в тюрьме, откуда индийский активист выбрался благодаря голодовке. Власти Британии опасались, что смерть заключённого ударит по репутации страны. Выйдя на свободу, Ганди продолжил заниматься делом своей жизни. Он даже открыл газету «Божьи дети», издававшуюся каждую неделю.

40-е годы стали для Ганди временем настоящих испытаний. Его вновь арестовали, но на этот раз вместе с ним в тюрьму отправилась его жена. За решёткой уже пожилому Махатме пришлось опять голодать. В 1944 году произошла трагедия — у Ганди умерла жена. Спустя некоторое время политик вышел на свободу, но здоровье его сильно пострадало от пребывания в заключении.

После окончания Второй мировой войны Великобритания, истощённая внешним конфликтом, решила вывести войска из Индии. Иметь колонию там далее было экономически просто невыгодно. Именно поэтому в августе 1947 года Индия получила независимость. Правда, не обошлось без проблем: мусульманская часть населения, подстрекаемая представителями власти, исповедующими ислам, столкнулась с индусами и буддистами. Ганди агитировал против беспорядков и раздела Индии. Но его протесты не помогли, и Пакистан отделился от Индии. Махатма провёл голодовку, выразив несогласие с отделением мусульманской части страны. Ганди достиг цели, к которой шёл всю осознанную жизнь, — он увидел свободную от британцев Индию. Но цена свободы, по мнению активиста, оказалась слишком высокой.

30 января 1948 года Ганди отправился помолиться у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. По дороге туда на него напал ортодоксально настроенный индус из организации противников примирения с мусульманами, которые идеологически противостояли Ганди. В результате покушения Ганди был убит.

Сейчас Ганди считается одной из величайших фигур в истории Индии. А второе октября, день рождения индийского политика, с 2007 года признано Организацией Объединённых Наций Международным днём ненасилия.

Детство и юность будущего «отца нации»

Родился Мохандас Карамчанд Ганди 2 октября в 1869 году в прибрежном городе Порбандар, находящемся в штате Гуджарат. Так уж повелось, что семья Ганди не была бедной. Она занимала промежуточную ступень в классовом строе Индии, так как принадлежала к варне вайшьям – купцам.

Отец Мохандаса Кармчанд занимал достаточно высокую должность министра города. Семья всегда следовала всем религиозным обрядам и традициям. Самой набожной в их семье была мать, которую звали Пулитбай. Она не пропускала ни одного богослужения, занималась чтением религиозной литературы, пропагандировала вегетарианство, соблюдение строжайшего поста и принципов самоотречения.

Благодаря ей юный Мохандас вобрал в себя идеи индуистской религии, которая помогла сформировать его мировоззрение и создать неповторимую личность будущего «отца нации».

По традициям древней Индии Мохандас вступил в брак рано, как считается на сегодняшний день, – в 13 лет. Его женой стала Кастурбай, являвшаяся на тот момент ровесницей Ганди. Всю жизнь она была хорошим другом и помощницей своему мужу. В браке у них родилось четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (1892-1956), Рамдас (1897-1969), Девдас (1900-1957).

Mahatma Gandhi с женой Кастурбай 1902г

По словам самого Мохандаса Ганди, его старший сын Харилал вел неправедный образ жизни, что выражалось в пьянстве и распутстве. Кроме того, он не был верен своей религии, менял ее с одной на другую. Со временем Мохандас отказался от своего сына. Такой образ жизни привел Харилала к тому, что он умер от сифилиса. Остальные сыновья пошли по стопам своего отца и были его ярыми соратниками.

Девдас вошел в историю благодаря тому, что сочетался браком с Лакши, являвшейся дочерью Раджаджи, который хоть и был сторонником Ганди и руководителем Индийского национального конгресса, сам Махатма не мог поддержать такой союз их детей. А все дело в том, что семья Лакши принадлежала к варне браминов. Межварнавые браки по религиозным соображениям были запрещены. Несмотря на это, родители Девдаса смягчились и молодые в 1933 году получили разрешение на брак.

Часто у интересующихся мировой историей и историей Индии в частности возникает вопрос: Махатма Ганди и Индира Ганди – родственники? Нет, они не состояли в родственной связи. Но вот идеологическая связь между ними все-таки была. Когда маленькой Индире было 2 года, она познакомилась с уже тогда знаменитым и популярным «отцом нации»

И хоть тогда будущая «железная леди» Индии не осознавала, насколько для нее важно это знакомство, в будущем ее взгляды формировались под его влиянием. Махатма Ганди и Индира Ганди во многом были соратниками, хотя и некоторые их взгляды относительно политики отличались

Биография Махатмы Ганди

Мохандас Ганди (Махатма Ганди) родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандаре.

Его отец Карамчанд Уттамчанд был видным министром в своем городе. Мать Путлибай была очень религиозным человеком, ввиду чего в семье Ганди соблюдались все религиозные традиции.

Детство и юность

С самого детства Махатма вместе с родителями посещал индуистские храмы. Члены семейства со всей строгостью соблюдали религиозные обряды, изучали священные книги, а также воздерживались от употребления мяса.

Вследствие такого воспитания будущий политик будет придерживаться соответствующих норм и правил на протяжении всей жизни.

Учеба

Махатма Ганди учился в местной школе, однако не проявлял особого интереса ни к одному из предметов. Только после того как он продолжил учебу в высшей школе в городе Раджкоте, его заинтересовало право.

Махатма Ганди в Лондоне, 1906 г.

Получив школьный аттестат, парень отправился в Лондон, желая получить там юридическое образование. Окончив Университетский колледж Лондона в 1891 г., Махатма вернулся домой уже дипломированным юристом.

Иллюзии юности

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар на северо-западе Индии. Его семья происходила из торговой касты бания, а отец занимал министерский пост в одноименном княжестве. Большое влияние на него оказала мать, которая была очень религиозной женщиной. Все детство Мохандас провел, посещая храмы и соблюдая религиозные обряды, не зная вкуса мяса.

Однако в подростковом возрасте Ганди тайком отходил от строгих правил и начал нарушать вегетарианские правила. «Англичане питаются мясом, поэтому способны управлять нами», — полагал он. Тогда Индия была колонией Британской империи.

Будущий активный борец за независимость Индии, молодой Ганди, напротив, восхищался англичанами. В 1888 году он отправился в Лондонизучать юриспруденцию и начал перенимать английскую моду и манеры: носил европейский костюм и галстук, брал уроки танцев, ездил только первым классом. При этом Мохандас прилежно учился и уделял много времени самообразованию.

Именно англичане познакомили Мохандаса Ганди с «Бхагавадгитой» — одним из главных текстов в индуистской философии, ставшим основой его собственного философского учения.

Впервые он прочел «Песнь Господа» и другую религиозную литературу на английском. Лишь вдали от Индии он проникся большим уважением и интересом к религии и философии своей страны.

При этом с погружением в британский быт его очарование Соединенным Королевством рассеивалось. Из небожителей англичане превратились для него в обычных людей со своими недостатками и слабостями. Вместе с тем Ганди понял, что доход среднего англичанина в десять раз превышает заработок индийца. Он увидел несправедливость, на которой была основана система колониального правления.

День памяти [ править ]

Ганди Джаянти празднуется ежегодно 2 октября. Это один из официально объявленных национальных праздников Индии, который отмечается во всех ее штатах и ​​территориях .

Ганди Джаянти отмечен молитвенными службами и поминаниями по всей Индии, в том числе в мемориале Ганди, Радж Гхат, в Нью-Дели, где он был кремирован . Популярные мероприятия включают молитвенные собрания, памятные церемонии в разных городах колледжами, местными правительственными учреждениями и общественно-политическими учреждениями. Проводятся конкурсы рисунков и сочинений, а лучшие награды присуждаются проектам в школах и общине, поощряющим ненасильственный образ жизни, а также прославляющим усилия Ганди в движении за независимость Индии . Любимый бхаджан Ганди (индуистская религиозная песня), Рагхупати Рагхав Раджа Рам , обычно поется в его память. Статуи Махатмы Ганди по всей стране украшены цветами и гирляндами, и некоторые люди избегают употребления алкоголя и мяса в течение дня. Общественные здания, банки и почтовые отделения закрыты.

Письма к Гитлеру

Связи пацифистов с нацистами прослеживаются с 1930-х. Когда Гитлер захватил Чехословакию, Ганди обратился к чехам с письмом, посоветовав им умереть, но не брать в руки оружия.

Никто иной, как Махатма Ганди, всемирно известный теоретик и практик теории непротивления, написал серию писем Адольфу Гитлеру. Письма эти были уважительными по тону, но в противоположность тону, достаточно непримиримые по смыслу. Так, одно из писем 1939 года, смущённо именуемое самим Ганди “несколько резким”, заканчивается следующим пассажем:

“Я думаю, Вы простите меня, если решение написать Вам это письмо показалось Вам ошибкой с моей стороны. Остаюсь Вашим преданным другом – Махатма Ганди”.

В письме, датируемом 24 декабря 1940 года, Ганди заверяет Гитлера, что у него нет ни малейших сомнений “в его (Гитлера) личном мужестве и преданности Отечеству”.

Любопытно, что когда представители Сионистских Организаций просят у Ганди содействия в их борьбе за создание еврейского национального очага в Палестине, Ганди, глухой к их мольбам, утверждает, что “Палестина принадлежит Арабам”.

Ганди не просто отверг саму идею создания Еврейского Государства в Палестине, более того, он некоторыми своими заявлениями оказал неоценимую услугу нацистской пропаганде.

“Эти вопли о создании национального очага дают немцам формальное оправдание изгнания евреев из Германии”, – увещевал он евреев.

А вот, что писал Махатма Ганди о Гитлере в газете Harijan от 22 июня 1941-го:

“Немцы будущих поколений будут чествовать господина Гитлера как гения, как смелого человека, несравненного организатора и более того. (Germans of future generations will honour Herr Hitler as a genius, as a brave man, a matchless organizer and much more).

Как свидетельствует Луис Фишер в книге “Ганди и Сталин”, в 1938 году у Ганди спросили про судьбу евреев, и он ответил, что немецким евреям следует совершить коллективное самоубийство и тем самым: “…вызвать возмущение всего мира и немецкого народа бесчеловечностью гитлеровского режима”.

Подобные высказывания, конечно, несколько озадачивают. Уже в 1942 году, призывая к ненасильственному сопротивлению японским захватчикам, Ганди знал, что Индии это может стоить несколько миллионов жизней.

Надо сказать, то, что Ганди был одержим идеей “быть хорошим”, производить очень сильное впечатление, как и Солженицын, хотевший стать “великим писателем”, Ганди хотел остаться в истории. При этом можно добавить, что и Гитлер, скорее всего, был тоже одержим идеей стать “великим политиком”. Как кажется, философам и политикам, которые хотят стать “великими”, следовало бы исходить из того, что главное для политика – это не великость, а справедливость:

Рим был великим, но не был справедливым.

Сами индийцы в фильме 2002 года “Легенда о герое” показали роль Ганди в довольно неприглядном свете.

Покушения и смерть Махатмы

В биографии Махатмы Ганди было 3 покушения, последнее из которых оказалось роковым. Один из паломников в процессе проповеди подошел к философу и выпустил в него 3 пули из пистолета.

Ганди срочно госпитализировали в местную больницу, но врачи так и не смогли спасти ему жизнь. Мохандас Карамчанд Ганди умер 30 января 1948 года в возрасте 78 лет. Его тело кремировали, а на месте кремации позже был построен мемориал Радж Гхат.

Незадолго до смерти Махатма почти успел завершить написание первой Конституции независимой Индии. Интересен факт, что после его кончины, в нее внесли всего несколько правок.

Личная жизнь души Индии и память о нем

Мятежная душа Махатмы Ганди никогда не могла смириться с вопиющей несправедливостью, которую он видел вокруг себя. Но в собственном доме его всегда ждали те, кто безоговорочно соглашался любить его, а заодно и весь окружающий мир. Считается, что великие преимущественно несчастливы, но о Махане сказать этого нельзя.

Жена и дети

Согласно традициям индуизма, супругу сыну подыскали родители, а свадебный обряд был совершен, когда мальчику едва исполнилось тринадцать. Невеста была на парочку месяцев младше, а звали ее красивым именем Кастурба. Она была очень красивой, а главное – души не чаяла в своем муже. В браке появилось на свет четверо ребятишек.

  • Харилал, который родился в знаковом 1888 году, впоследствии «отбился от рук». Он стал пить, гулять, имел связи с игорным бизнесом, за что отец отрекся от него. Несколько раз сменив верования, он скончался от болезни печени (цирроз, рак?).
  • Манилал, родившийся в 1982-м, стал известным журналистом и работал редактором крупного индийского издания.
  • Рамдас родился в 1897 году в Южной Африке. Он пережил родителей и всех своих братьев. Стал активным общественным деятелем, за что неоднократно был осужден и отбывал тюремное заключение.
  • Девдас появился на свет в 1900 году, на заре нового тысячелетия. Впоследствии стал активистом освободительного движения за независимость Индии и главным редактором издания «Хиндустан таймс».

Младший сын известен тем, что женился на дочери брамина Раджаджи, Лакшми, что было совершенно неприемлемо. Получалось, что невеста из высшей касты, а жених из низшей. Несмотря на такое несоответствие, в тридцать третьем году молодые все же получили разрешение на заключение брака.

Убийство индийского идеолога свободы: память о политике

Самым острым конфликтом в судьбе Ганди был раздор пакистанских мусульман и близких ему индуистов. Последние оказались настроенными экстремистки. Политическая националистическая сила «Хинду Махасабха», организовав отряды настоящих террористов под названием «Раштрия сваям севак» и «Раштра дал», решила продолжать войну до победного конца во что бы то ни стало, даже вразрез с официальной линией. Однако колоссальный авторитет Махатмы в Дели мог помешать их планам.

Тогда лидер экстремистов, миллиардер из Мумбаи (Бомбея), поэт, писатель и выдающийся драматург Винаяк Дамодар Саваркар, решил объявить Ганди «врагом всех индусов», а саму его идею сатьяграха безнравственной. Считается, что именно этот человек собрал преступную группу, которая совершила покушение на престарелого политика. Тридцатого января 1948 года, в то время, когда Ганди шел совершать вечернюю молитву, Натхурам Винаяк Годзе трижды выстрелил в него. Две пули прошили тело навылет, а третья осталась в легком, как раз в области сердца. В судебном процессе Саваркар был оправдан, а вот исполнители получили по пятнадцать — восемнадцать лет. После смерти он был кремирован по древнему индуистскому обычаю.

На месте, где был сожжен прах национального героя и борца за социальную несправедливость воздвигнут храм, в который люди приходят и в наши дни. В Соединенных Штатах открыт мемориал в честь этого великого человека, а памятников ему не счесть по всему миру: в Дели и Лондоне, Алма-Ате и Бишкеке, Нью-Йорке и Атланте, Гонолулу, Питермарицбурге, Москве и многих других. В южноафриканском городе Йоханнесбурге имеется даже площадь, названная в честь мыслителя Махатма Ганди. Он нем писали многие литераторы, к примеру, Джордж Оруэлл, Ростислав Рыбаков, Ромен Ролан и Алексей Литман. В 1982 году на экраны вышла кинолента под названием «Ганди» с Беном Кингсли в главной роли, а в 2007-м «Мой отец Ганди» в виде рассказа от лица его сына Харилала.

Интересные факты о Махатме Ганди

Этот человек не всегда носил лохмотья и ходил босиком. Проходя обучение в университете Лондона, он слыл тем еще денди, умел красиво и со вкусом одеваться, любил европейскую музыку и с удовольствием танцевал вальс.

За то время, что он проживал у себя на Родине, он был арестован несчетное количество раз. Это толкнуло его саркастически называть тюрьму Yeravda своим домом. Однако борца за свободу и равенство тут же отпускали, а больше недели за решеткой он никогда не проводил.

В тридцать семь лет Ганди принял обет Брахмачария. Это значило полный отказ от собственности, эмоциональных всплесков и половое воздержание.

Махатму пять раз номинировали на премию мира от Нобеля, но так ни разу ему ее и не выдали.

В сорок четвертом году супруга мудреца заболела тяжелой бронхиальной пневмонией, перенеся перед этим несколько инфарктов. Сын предлагал уколоть недавно изобретенный пенициллин, но отец запретил. Женщина вскоре умерла.

Заключение

Махатма Ганди, известный сегодня своим спокойствием, смелостью и состраданием перед лицом угнетения, не всегда чувствовал себя комфортно перед толпой. Мохандас Карамчанд Ганди, духовный лидер и отец независимости Индии, страдал большую часть своей жизни от острого страха перед публичными выступлениями. Глоссофобия Ганди, как известно, была настолько серьезной, что, когда он встретился с судьей по первому судебному делу в качестве молодого адвоката, он застыл и сбежал из зала суда в панике. Несмотря на это, он продолжал бороться со своими страхами и выступать перед публикой с вдохновляющими речами, которые человечество цитирует и по сей день.

Заключение

Знаменитый английский историк Арнольд Тойнби писал:

“Ганди позволил англичанам ретироваться достойно и без затаённой вражды… Помогая англичанам выйти из затруднительного положения, Ганди тем самым оказал им величайшую услугу, ибо владеть империей гораздо легче, чем избавиться от неё”.

С момента гибели Ганди, человека, которого называли кто “отцом нации”, кто “предателем Индии”, общественного деятеля, превратившего ненасилие в политическую программу, прошло более шести десятилетий. За эти годы в Индии произошли радикальные перемены: некогда нищая страна набрала жирку, в ней появился класс богатых людей.

Махатма в своих размышлениях о новой Индии считал, что стране следует опираться на сельское хозяйство. А в городах он призывал развивать мелкое кустарное производство. Ганди был уверен, что обычная прялка спасёт страну от безработицы и даст каждому индусу возможность заработать на кусок хлеба. Но его ученик Неру и последующие лидеры страны сделали ставку на крупное промышленное производство. Ганди ратовал во внешней политике за разоружение, а Индия сегодня производит ракеты и истребители и обладает собственным ядерным оружием.

Неудивительно, что память о Ганди слабеет. В стране с миллиардным населением церемония в честь Махатмы собирает лишь тысячи людей, столько в Индии сходится на рядовой матч по крикету. Оно и понятно: Ганди и поколение индийских политиков его времени верили, что с уходом англичан уйдут и “навязываемые ими ценности” – стяжательство, неравенство, насилие. Эти люди мечтали, что страна, опираясь на свою древнюю культуру, сможет построить общество всеобщего благоденствия – Сарводайи, что наступит “царство простоты и гармонии”.

А Индия превратилась в динамично развивающееся капиталистическое государство, где успешно складывается общество потребления, которому идеалы “отца нации” казались странными и подозрительными, а то и попросту смешными. Пример Ганди новых индусов не вдохновляет. Ведь после смерти Махатмы, а он получал на нужды национально-освободительного движения средства со всей Индии, остались лишь миска, деревянная ложка, пара самодельных сандалий, стопка книг, очки и посох.

Так Махатма стал просто ещё одним элементом долгой истории Индии. И прав один американский исследователь, написавший в своей работе:

“…Ганди сдан в музей вместе с ручной прялкой”.

Чеснок – 06.10.2016.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий