Новоафонский монастырь в Абхазии: волшебная сила молитвы
Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III.
Его высочествоподарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности,изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили. Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает емумножество чудес, например,открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого. Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других. Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо иостался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.
Святыни монастыря
В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.
Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.
Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.
Паломнику[править]
Экскурсии
Экскурсионная работа в обители по благословению Правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии митрополита Лазаря проводится только экскурсоводами монастыря.
Содержание экскурсии включает в себя: повествование об истории обители начиная с I века по Р.Х. до наших дней, житие апостола от 70-ти, священномученика Климента Римского; наглядно показывает достопримечательности, связанные с этим периодом, а также знакомит посетителей с шестью храмами монастыря, пять из которых пещерные.
Продолжительность экскурсии составляет около 35 минут.
Экскурсоводы, в т.ч. со знанием иностранных языков, работают ежедневно с 8:00 до 19:00 (в летний сезон) включительно. Заказ последней экскурсии на текущий день желательно осуществлять до 18:15.
Для заказа экскурсий и консультаций по посещению обители просьба обращаться к старшему экскурсоводу: +7 (978) 109-03-98, +7 (978) 558-11-74
Правила посещения
Желающие посетить Святую обитель должны обратить внимание на свой внешний вид: мужчинам не благословляется быть в шортах и пляжных майках, а в храмы заходить в головном уборе. Женщинам рекомендовано быть в юбках не выше колен, а также с покрытой головой
Как добраться до Белогорского монастыря?
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от города Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым. Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´ (или 57.392283°, 56.2303°).
Павел Распопов
- Город Кунгур: история и достопримечательности
- Белая гора и Кунгурский район (13.02.2016)
- Кунгурская ледяная пещера
- Кунгурский тюремный замок
Свято-Никольский женский Венев-монастырь
Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.
По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.
В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.
Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.
Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря, селения Анишино, Волынцево, Бортники — ныне Богоявленка, Бурдуково, Хавки, Медведки, Сливки и другие села и деревни, а также тысячи крепостных крестьян. В конце XVIII в. храм был передан приходу с. Богоявленского. В XX в. с 30-х до 50-х г.г. он был закрыт, а в начале 50-х г.г. вновь открыт.
Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шел подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны — остался один вход, которым пользуются только опытные спелеологи.
Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.
Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.
Монастырь-крепость
В 1628 году Геласия на долгих 30 лет сменил настоятель Ефрем. Тогда царь Михаил Фёдорович выделил монастырю пашни, покосы и часть реки для рыбалки. В 1638 году у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов – донские и оскольские казаки, которых посылает оскольский воевода Иван Ржевский.
Ко временам царя Алексея Михайловича Холки превратились в настоящую крепость. Русские монастыри, по сути, ими и являлись. Вспомним неприступные стены Троице-Сергиевой лавры.
В 1983 и 1985–87 годах учёные из Института археологии РАН и Воронежского государственного университета провели на месте крепости раскопки. И датировали её появление гораздо раньше – около Х–ХI веков. Нашли жилые и хозяйственные постройки, погребения, множество предметов быта и вооружения. Крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами, предположили исследователи.
Доктор исторических наук С. Плетнёва вовсе заключила, что Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве», – встречи братьев Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 году.
Сокровища Инкермана
Задолго до прихода христианства на землю Крыма, в V–IV веке до н. э., греческие строители древнего Херсонеса открыли залежи светлого и прочного камня. Его поставляли в Рим, Константинополь и Афины. До недавнего времени Инкерманские штольни снабжали крымских строителей прекрасным материалом, а улицы Севастополя украшены архитектурными памятниками из белоснежного крымбальского известняка.
Инкерманский карьер основан в устье реки Черной, впадающей в Севастопольскую бухту, но в настоящее время подземные галереи (Шампаны) закрыты для посещения.
Еще одной достопримечательностью являются остатки византийской крепости VI века Каламита на Монастырской скале – оборонительного сооружения и укрытия от набегов кочевников.
Полезная информация
Адрес: Севастополь, Симферопольское ш., 17
Координаты GPS: 44.604262, 33.607740
Режим работы: Ежедневно: с 9:00 до 17:00
Стоимость посещения: Вход в монастырь бесплатный. Стоимость экскурсии на всех 500 руб.
На карте:
Однако главным сокровищем и одним из чудес Крымского полуострова стал Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. Точнее говоря, это целый комплекс гротов, галерей и зданий, построенных в разное время с религиозными целями: в него входили как действующие часовни и церкви, так и кельи для проживания монахов-христиан и даже места их захоронения. Исторический и христианский памятник признан древнейшим монастырем Крыма.
Зимой в пещерах жить лучше
– Поселились мы ещё с двумя иноками в пещерной келье с пристройкой – комнаткой, в которой у нас была кухня и трапезная, – вспоминает отец Антоний. – А жили в самой пещере – там, где сейчас старая иконная лавка. Печка уже была, так что более-менее обустроено – жить было можно.
До первых поселенцев на развалины Лядовского монастыря приезжал служить священник, он и оборудовал пещеру печкой с пристройкой, чтобы было где остановиться. Печка – обычная, на Украине ее называют «грубка». Выложена в перестенке, а из-под скалы сразу – вытяжка и дымоход.
– Нормально было – топили, дров хватало. Зимой в пещерах жить лучше, чем летом, потому что зимой постоянно отапливается и нет сырости, а летом сырость накапливается. Приходилось топить даже летом, но и тяги нет, и жарко очень.
На вопрос, как проживание в пещере сказывалось на здоровье, отец Антоний отвечает неохотно:
– В первое время не чувствовалось – молодые были, здоровые. Болели, конечно, но сразу так и не замечаешь особо. А потом – у всех по-разному. Кому и на пользу пошло.
Селились не только в этой пещере, но и в пристройке:
– И в Антониевском храме на хорах, и в келье преподобного Антония жили. Позже вверху в скале еще две кельи себе вырубили. Обустроили, печки поставили. Обходились по минимуму.
Свет в пещере был. Уже позже построили для монастыря свою трансформаторную подстанцию. А тогда электричество провели стальной проволокой, и хватало только на освещение, электроприборы подключить было нельзя. Лампочка еле-еле светила, читали и служили в пещерном Антониевском храме при свечах.
Исторические факты
Вплоть до XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта завесой тайны. Историкам доподлинно удалось установить, что на протяжении ста лет обитель бездействовала, однако в XIV веке при княжеском финансировании вновь открыла свои двери.
Примечательно, что во время монголо-татарских набегов бахчисарайская святыня смогла не только устоять, но даже стать резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Кроме того, представители ханских династий регулярно помогали монастырю, обеспечивая его свечами.
Когда же Крым захватили османы, завоеватели обложили обитель огромной податью, в результате чего та резко обнищала и пришла в упадок. От турок она была освобождена только спустя три столетия усилиями русской армии. Однако населявшие святыню иноки, вынуждены были покинуть родные стены. По приказу властей они отправились в Приазовье, где основали город Мариуполь.
До XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта тайной
Позже в Марьям-дере приехал Константин Спиранди, греческий священник, который возобновил богослужения на территории обители.
В 1850 году возрождением святыни занялся архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Собрав необходимую сумму пожертвований, он начал реставрационные работы, к которым с удовольствием присоединялся обычный народ. Вскоре монастырь обрел вторую жизнь, а паломники прозвали его Крымским Афоном. Побывали здесь и несколько русских императоров, в том числе Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной.
Во времена Крымской войны на территории обители был обустроен военный госпиталь, а умерших воинов хоронили на местном кладбище. Здесь же можно найти могилы солдат, погибших во Второй мировой войне.
До прихода к власти большевиков мужской монастырь значительно расширил свои владения и обзавелся многочисленными постройками. Однако после революции его закрыли, служащих там иноков расстреляли, а святыни уничтожили. Когда началась война, в стенах бывшей обители вновь устроили госпиталь, а позже на его месте открыли психоневрологическую клинику.
Только после перехода Крыма Украине Свято-Успенская обитель опять начала восстанавливаться. Под руководством иеромонаха Силуана вместе с простыми мирянами монастырь за короткий срок удалось вернуть к жизни. Несмотря на то что реставрационные работы идут до сих пор, святыня открыта для посетителей круглый год.
С миру по копейке
Свой труд отец Илья называет попыткой рассказать об истории монастыря просто и доступно. Материал для книги он черпал в древних царских и патриарших грамотах. Изучал публикации в газетах и журналах более чем столетней давности, исследования археологов, материалы современных краеведов из разных источников. Беседовал со старожилами.
Чтобы её издать, отец Илья обратился к популярному сегодня краудфандингу. Есть специальные сайты, на которых собирают средства на разные нужды: лечение детей, издание книг, запись музыкальных альбомов.
Батюшка поступил ещё проще: поместил объявления в «Одноклассниках» и в «ВКонтакте».
Легенды об основании монастыря
Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.
Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая
Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.
Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.
История
Основание
Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.
В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.
При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.
Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.
С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.
Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.
Второй половина XIX — начале XX веков
В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.
К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.
Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.
Упразднение монастыря
После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.
Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.
От всей души
В апреле 2001 года спонсоры пожертвовали монастырю первый набор колоколов для звонницы Донского храма. В июле 2002-го первый заместитель полпреда президента РФ в ЦФО А. Фёдоров пожертвовал монастырю ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в Тутаеве Ярославской области.
В двух храмах: Свято-Троицком пещерном и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – появились уникальные керамические иконостасы, сделанные московскими мастерами Зотовыми.
С 2004-го по 2008-й на народные пожертвования курские мастера создали для Донского храма резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 году белгородские иконописцы под управлением Александра Работнова расписали Донской и Владимирский храмы.
Постепенно расширился Свято-Троицкий пещерный храм. На меловых стенах появились резные иконы, ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.
Сегодня Свято-Троицкий Холковский монастырь – известное место паломничества верующих из Белгородской области, со всей России, даже из‑за границы. В среднем ежегодно монастырь посещают около 30 тыс. человек.
А резные меловые иконы служат также окном в духовный мир для незрячих. Они могут прикоснуться к резным образам, «увидеть» их наощупь. Первую из таких экскурсий монастырь провёл в 2015 году вместе с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. Ерошенко.
Олег Гончаренко
«Хаживал с кинжалы» вместе с Разиным
В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.
С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.
«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.
Степан Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ чудотворца Николая. Феодосий передал всё это в Белгород местному митрополиту.
Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.
История монастыря
Известно, что еще в XVIII веке в этом районе размещались старообрядческие скиты. Современная «православная» история этого места началась в 1891 году, когда в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе поставили крест высотой более 10 метров. В народе его окрестили «Царским».
Затем родился проект строительства на этой горе большого монастыря. 18 июня 1893 года освятили место будущей стройки. Первый деревянный храм был построен к концу зимы следующего года. Также построили настоятельский и братский корпуса, открыли школу для мальчиков-сирот.
Белогорский монастырь жил небедно. Он владел 580 десятинами земли. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. В 1910-х годах при монастыре появился завод по разведению рыбы.
Однако спустя всего три года после постройки церкви, 16 ноября 1897 года, ее поглотил беспощадный огонь. Деревянные церкви в те времена горели часто.
Позже, 23 апреля 1901 года, случилась новая трагедия. На Белую гору обрушился сильный ураган. Мощный ветер повалил даже Царский крест. Конечно, вскоре его восстановили, и он простоял до смены режима.
24 июня 1902 года на Белой горе состоялась торжественная церемония закладки нового каменного Крестовоздвиженского собора. Его решили построить в византийском стиле. По проекту он должен был вмещать 8 тысяч паломников. Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход.
7-9 июля 1917 года состоялось праздничное открытие нового собора. На торжестве присутствовало 30 тысяч паломников из разных уголков.
Однако вскоре власть в стране сменилась. Если царский режим благоволил церкви, как одной из опор власти, помогавшей управлять народом, то с приходом большевиков для церкви наступили темные времена.
Богатый монастырь не мог не привлечь внимание большевиков. В августе 1918 года они жестоко замучили, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама из Белогорского монастыря (подробнее об этой печальной истории читайте в статье Владимира Гладышева “Остров Мертвых”)
Подобную судьбу разделили с ним и многие рядовые монахи.
В 1923 году монастырь окончательно закрыли. Сначала тут размещали репрессированных и раскулаченных, затем отдали помещения дому инвалидов.
После падения власти коммунистов и с приходом демократов церковь вновь получила свое имущество. В 1990-х годах начались работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора. В наши дни он вновь радует глаз своей красотой.