Как и когда подается еда в самолетах эконом класса: кормят ли

Питание на борту S7 в зависимости от дальности полета

От скольки часов перелета кормят в самолете? Особенности рациона на борту могут быть изменены в зависимости дальности полета.

  • На рейсах S7, с длительностью перелета 1-2 часа, подают газированную и негазированную минеральную воду.
  • В полете до 3 часов, предлагают напитки в сочетании со злаковым батончиком.
  • Длительность полета 3-5 ч – минеральная вода или сок, горячий чай или кофе с бутербродом, сэндвичем.
  • От 5 часов – подача горячих и прохладительных напитков, мясное или вегетарианское блюдо, закуски.

При перелете с детьми или предписанного ограничения в питании, предусмотрена платная услуга заказа блюд из детского или диетического меню.

На рейсах, пользующихся повышенным спросом, как Москва-Новосибирск и Новосибирск-Москва стоимость горячего питания включена в оплату билета.

Зарубежные перевозчики: на что рассчитывать

Зарубежные авиакомпании доказывают, что даже пассажиры из эконом-класса могут с нетерпением ждать обеда. Хотя кухня не дотягивает до стандартов гурмана, перевозчики улучшают меню на дальнемагистральных рейсах. Например, Turkish Airlines угощает кебабом, баклажанами с мясной фаршировкой, сладким рисовым пудингом. Из напитков предлагают чай, ликеры и вина.

Air France делает поправки на извечную любовь французов к хорошей еде. Даже в эконом-классе трапеза начинается с аперитива, а блюда радуют утонченностью: нежное мясо цыпленка с пряным соусом и овощами понравится даже привередливым путешественникам.

Singapore Airlines балует клиентов свежими креветками. Если вы путешествуете с этим авиаперевозчиком, закажите и фирменный коктейль из джина и ананасового сока.

Выбирайте перелеты с этими компаниями, и даже обед в эконом-классе подарит приятные впечатления.

Условия питания

Они зависят от нескольких условий:

  • правил авиакомпании;
  • стоимости билета;
  • класса салона, в котором летит пассажир;
  • продолжительности рейса.

Авиаперевозчики постоянно конкурируют в области сервиса на борту. Они предлагают пассажирам не только более комфортные условия для перелета, но и питание в самолете. У некоторых перевозчиков эта услуга платная. Ее необходимо оплатить при покупке авиабилета или непосредственно на борту. У других — она входит в стоимость перевозки. В любом случае пассажиру предложат прохладительные напитки и легкие закуски.

Совет! Перед покупкой билета необходимо ознакомиться с правилами питания и его предоставления на определенном рейсе.

Согласно тарифам обслуживания, еду в самолете подают бесплатно пассажирам первого и бизнес-класса. Им предлагают блюда, которые приготовлены на уровне ресторанной кухни.

При полете в экономклассе пассажирам предоставляют стандартное питание без всяких излишеств. Аналогичная ситуация и при полетах на лоукостерах. В некоторых случаях на них не подают еду.

К сожалению, не все могут употреблять стандартную пищу. Например, у человека запрет по религиозным убеждениям. Или он должен соблюдать диету. В этом случае необходимо заранее подать заявку на создание индивидуального меню на борту воздушного судна. Как правило, такая услуга платная. Но бывают и исключения, когда пассажир летит в классе повышенной комфортности.

Еду на борту подают в том случае, если полет длится более 3-х часов. В этом случае пассажир получает горячее питание. При двухчасовом полете можно перекусить холодными закусками.

Питание на борту для бизнес класса

Для пассажиров Бизнес-класса меню разнообразно. Обычно такую еду готовит шеф-повар из качественных продуктов.

В стандартный набор входит:

  • холодные закуски либо супы на выбор;
  • несколько горячих блюд;
  • вкуснейшие десерты;
  • фрукты;
  • плато с сырами;
  • аперитив в виде бокала вина или портвейна.

Заказать дополнительные закуски, а также изменить основное меню в соответствии со своими религиозными убеждениями и предпочтениями можно, согласовав выбор с сотрудниками авиакомпании за 36 часов до полета. Это позволит наслаждаться вкусной и полезной едой не зависимо от выбранного маршрута.

Напитки и алкоголь

Хоть качество пищи в салонах эконом-класса играет немаловажную роль, подобрать альтернативу перекусам очень просто: можно взять из дома сэндвичи или фрукты. Но напитки пронести не получится, количество жидкости четко ограничено.

Во время полета в «экономе» можно получить чай, кофе, сок, газировку. Качество напитков практически не отличается от таких же в «бизнесе».

С учетом нового закона авиаперевозчики ограничили употребление спиртного. Так, бесплатный алкоголь доступен в «бизнесе» и на некоторых международных перелетах. При перелете в «экономе» это зависит от политики авиа подает вино, если длительность международного рейса свыше 3 часов. Услуга возможна только на определенных маршрутах, поэтому нужно предварительно уточнить условия. В плане кошерности и некошерности можно рассматривать лишь напитки, которые содержат виноград.

С вином намного сложнее, поэтому оно намного дороже любых изысканных винных напитков. Кошерное вино должно делаться лишь евреями, а виноград для этого собирают в четко указанное время на виноградниках, возрастом не менее четырех лет, при этом отдыхать он обязан 1 раз в семь лет.

Перед изготовлением вина молятся, причем на винзаводе останавливают все процессы производства. Также требуется регулярная стерилизация как для обеззараживания, так и для религиозного очищения. По субботам запрещается работать — производство приостанавливают, так как посторонним нельзя прикасаться к вину — в противном случае все нужно будет делать заново.

Если к продуктам, которые используются для изготовления кошерного вина, случайно прикоснется не еврей, то напиток потеряет кошерность. Даже открывать и наливать кошерный алкоголь могут лишь евреи. Эти вина настолько дорого стоят, что виноделы сейчас обычно отказываются от этих процессов, изготавливая обычную винную продукцию.

Меню Аэрофлота эконом-класса

Существует 3 класса: эконом, комфорт и бизнес. Комфорт-класс есть только на следующих направлениях: Пекин, Гонконг, Гуанчжоу, Тель-Авив, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Сеул, Пхукет, Нью-Йорк, Ханой, Хошимин, Шанхай, которые обслуживают самолеты Боинг-777. На рейсах других направлений есть только два других класса.

При продолжительности рейса менее 2 часов пассажиры получают холодную закуску (сэндвич с мясом или сыром).

Если длительность полета составляет от 2 до 4 часов, бортпроводники предлагают горячее блюдо, холодную закуску (овощной или мясной салат, соленая рыба), горячий напиток (чай, кофе) и десерт.

Дополнительная информация. Ассортимент горячих блюд должен быть не менее трех на выбор, например, мясо, птица, рыба.

Когда время в пути превышает 4 часа, питание предлагается дважды. В этом случае рацион включает оба вышеназванных варианта. Холодные напитки — вода и соки — могут быть предложены в течение всего полета.

На рейсах продолжительностью 6 и более часов в дополнение к вышеперечисленному функционирует бар, где пассажиры сами могут самостоятельно перекусить. В баре имеются снэки и безалкогольные напитки. Алкогольные напитки (вино, пиво) могут быть предложены только на международных рейсах по утвержденному перечню, которые обслуживаются самолетами Боинг-777 и Аэробус-330.

Обед в эконом-классе на рейсе Москва — Майами

Питание на всех линиях осуществляется бесплатно.

На самолетах, вылет которых состоится с 5:00 до 10:00, подается горячий завтрак, включающий горячее блюдо, закуску из мяса, сыра, овощей, горячий напиток и пирожное.

Интересно! На рейсах, начинающихся после 10:00, пассажиры получают горячий обед. В обед к горячему блюду полагается гарнир (рис, макароны, картофель, гречка), обязательно подается соленая рыба, овощной салат и фруктовый батончик с чаем или кофе.

Вместо устного предложения блюд на выбор оформляется Аэрофлот меню. В дополнения к выбору пассажира на подносе могут подаваться булочка, джем, сливочное масло, йогурт, фрукты.

Спецпитание: кошерное, халяль, веган, без глютена в разных авиакомпаниях России и мира

Особое питание на борту воздушного судна заказывают предварительно. Сделать это могут пассажиры первого, бизнес- и экономкласса. Для этого нужно позвонить сотруднику авиакомпании, высказать свои пожелания.

Важно! Заказ на спецпитание производят не позднее 24 часов до вылета самолета. В некоторых авиакомпаниях этот временной промежуток сокращен до 48 часов


Кошерное питание в Аэрофлоте

Выбрать можно из таких видов меню:

  • диетическое;
  • детское;
  • вегетарианское;
  • религиозное.

Стоит отметить, порции особого питания немного больше, чем стандартные. Они могут быть бесплатными (если авиабилет стоит дорого), платными (при полетах в эконом- и туристическом классе), с частичной оплатой (это оговорено в условиях покупки билета).

Варианты диетического питания:

  • без соли;
  • с малым содержанием молочного белка (не подают сыр, йогурты, масло, молоко и прочее);
  • без сахара;
  • с небольшим содержанием жира (постное меню);
  • овощное питание;
  • низкокалорийная пища (с минимальным содержанием жиров и углеводов);
  • питание без клейковины (не содержит злаков).

Каждому виду питания присвоен определенный код. Сообщив его сотруднику авиакомпании, пассажир на борту получит то, что заказал.

Выбор религиозного питания:

  1. Индуистское — содержит баранину, птицу, молоко и рыбные продукты.
  2. Мусульманское (халяль)— исключает содержание свинины, алкоголя и желатина.
  3. Постное — в него входят каши, свежие овощи и фрукты.
  4. Кошерное — блюда, приготовленные с соблюдением всех правил религии.

Меню надо заказать за сутки до вылета.

Виды вегетарианского питания:

  • фруктовое — формируется в зависимости от дальности полета;
  • строгое (веган) — исключает употребление мясные, молочные продукты и яйца;
  • азиатское — в его приготовлении используют молочные продукты в небольшом количестве, мясо и рыбу исключают.


Выбор продукции зависит от длительности полета.

Для детей на борту также предоставляют отдельное меню. Можно выбрать питание для грудничков и детей от двух до двенадцати лет. В приготовлении продуктов не используют острых специй. Блюда оформляют интересно. Некоторые авиаперевозчики маленьким пассажирам дарят игрушку. Для грудничков предоставляют смеси быстрого приготовления.

Совет! Питание для грудного ребенка лучше взять из дома. Особенно, если он аллергик. На борту не такой большой выбор этой продукции.

Если возраст ребенка превышает 13 лет, ему предлагают блюда из стандартного меню.

Когда лучше заказать спецпитание? Сделать это нужно как можно раньше. Например, «Аэрофлот» принимает заказы на особое питание не позднее 36 часов до вылета. У «Уральских авиалиний» сделать это можно за сутки до полета. Аналогичные требования у .

Авиаперевозчик «Air France» предлагает сделать заказ на спецпитание за 48 часов до полета, «Lufthansa» — за сутки. Пассажир может заказать особое меню за 72 часа до вылета у , у «Cathay Pacific Airways» — за 24 часа. Пассажиров, которые заказали особое питание, обслуживают в первую очередь.

Особенности заказа

Чтобы подать заявку на выдачу кошерной пищи, пассажир при резервировании авиабилета вносит шифр, который соответствует выбранной категории меню. Для этой группы питания компания предусмотрела кодировку «KSML». Причем при внесении изменений в бронирование клиенту придется заново подать заявку и на спецпитание.

Определиться в типом спецпитания уместно еще на этапе бронирования билетов

Резервирование кресла по тарифу «Бизнес» предполагает возможность получить такую еду уже через час полета. Путешественники, предпочитающие разумную экономию, рассчитывают на выдачу спецпитания через три часа. Кроме того, на рейсах дочерней компании «Аэрофлота» «России» пассажиры из экономичного салона вправе заказать питание лишь при маршрутах, которые длятся от 4 ч.

Однако отметим, что при вылетах из столичного Шереметьево с авиалиниями «Аэрофлот» доступны заявки на любой вид специального меню. Главное, не пропустить сроки подачи такого требования. Как видите, сложностей в заказе кошерной продукции нет. Причем авиалинии не просят подтверждения принадлежности пассажира к конкретному религиозному течению – еда доступна всем клиентам.

Watch this video on YouTube

Какая еда бывает на борту

Помимо классического выбора «курица или рыба» у пассажиров есть и другие варианты. Авиакомпании предлагают вегетарианские (без мяса), веганские (без мяса, молока и яиц), кошерные, халяльные, детские, а иногда и фруктовые, диабетические или низкокалорийные опции. 

За такую еду обычно не берут доплату, но заказывать её нужно заранее — как правило, не позже, чем за 24–48 часов до вылета (чтобы для вас успели приготовить порцию). Никаких подтверждающих документов тоже не требуется — никто не попросит вас доказывать веганство или еврейские корни. При этом спецпитание обычно раздают раньше, чем всю остальную еду, порции больше, а некоторые пассажиры утверждают, что оно ещё и в разы вкуснее. Так что во время следующего полёта закажите, скажем, кошерное меню — поедите раньше остальных и попробуете что-то новое. 

Стандартное питание тоже бывает разным — зависит от конкретной авиакомпании, длительности полёта и даже аэропорта вылета. Некоторые авиакомпании рассказывают о питании даже для конкретного рейса (например, Emirates), а другие используют максимально размытые характеристики вроде «закуска и напиток».

Кстати, авиакомпании вообще не обязаны кормить пассажиров — даже во время длительных рейсов (этим пользуются лоукостеры, которые экономят на всём). Узнать, будет ли питание на борту, можно на сайте конкретной авиакомпании или в её службе поддержки. 

Если кормить вас не собираются, то еду можно взять с собой. Только помните про ограничение провоза жидкости в 100 миллилитров — вместо супа лучше запастись протеиновыми батончиками, салатом или просто контейнером с котлетами и макаронами. Главное — подумайте о своих соседях: желательно, чтобы ваша еда не сильно пахла и не могла быть случайно разлита. 

Особенности работы кухни в самолете

Пища попадает на борт лайнера по договорам со специальными службами, которые занимаются заготовкой полуфабрикатов на заказ авиакомпании. Кейтеринги нарезают, готовят, фасуют и пакуют пищу в одноразовую упаковку, которую впоследствии разогревают работники кухни. Горячая обработка еды проходит на земле, а в воздухе бортпроводники лишь доводят пищу до теплого состояния.

Приготовление и обработка продуктов проходят на земле, стюардессы лишь разогревают замороженные полуфабрикаты

После набора самолетом высоты работники бортовой кухни разогревают рацион путешественников – ведь все продукты заморожены. После подогрева пищи стюардесса предлагает каждому пассажиру индивидуальный запаянный launch box. Здесь каждое блюдо герметично упаковано в отдельную посуду. Турист самостоятельно распаковывает продукты и приступает к трапезе.

Некоторые крупные авиалинии балуют клиентов выпечкой, которая приготовлена во время перелета

Отметим, что здесь путешественникам выдают блюда, которые способны конкурировать с ресторанными изысками. Дважды в год шеф-повара этих авиаперевозчиков обновляют и утверждают ассортимент еды на борту. Причем туристы, которые пользовались такими услугами, уверяют, что качество пищи тут на высоте, а порции достаточные для насыщения. Чтобы разобраться с вопросом досконально, выясним, когда и чем кормят в самолете эконом класса.

Предложения авиакомпаний по срокам перелета

Приступим к изучению конкретного меню авиалиний. Начнем с коротких рейсов, когда путешествие не занимает более трех часов. В этой ситуации перевозчик предлагает пассажирам перекусить бутербродами, молочной продукцией, выпечкой либо сладостями. Учитывайте, что бюджетные авиалинии тут ограничиваются фруктами, йогуртами или сухим завтраком.

Когда маршрут предполагает полет до 3 часов, пассажирам предлагают только сэндвичи и выпечку

Выяснять вопрос с конкретным предложением пищи уместно еще на этапе бронирования авиабилетов. Правда, здесь целесообразно учесть важный момент. На борту чартеров и лоукостеров бесплатно подают лишь напитки и небольшие порции выпечки. Хотя пассажирам регулярных рейсов, которые выбрали экономичные места, авиалинии предлагают стандартный набор питания для этого класса перелета.

Опять же, бюджетные перевозчики и здесь пренебрегают обязанностью накормить пассажиров. Люди, которые летали лоукостерами, говорят, что большинство этих авиалиний предпочитает брать с клиентов оплату и в этом случае. Выясняйте вопросы питания заранее – ведь в ситуациях, когда предстоит провести в воздухе 3–6 часов, уместно запастись едой из дома, а не переплачивать за услуги авиакомпании.

Стандартный горячий обед на борту самолетов, которые совершают регулярные перевозки

Длительные рейсы от шести часов предполагают стандартный горячий обед и ужин, состоящие из основного блюда, салата и десерта. Причем в случаях, когда предстоит лететь во второй половине дня, авиалинии не исключают для клиентов и питание на борту самолета ночью. Кроме того, здесь авиаперевозчик предлагает пассажирам перекусить бутербродами, мюсли, йогуртом или выпечкой. Бюджетные авиакомпании и тут остаются непреклонны – в лучшем случае клиенты бесплатно получают скромные порции. Причем здесь выдача пищи пройдет один раз.

О напитках

Само собой, в рейсе клиенты рассчитывают и на напитки. Компания предлагает людям воду, чай, кофе, лимонад и соки. В отдельных случаях вероятна подача пива, бокала вина или шампанского. Отметим, что, по отзывам путешественников, кофе на борту самолета не впечатлит изысканных гурманов. Причем качество этого напитка не зависит от тарифа перелета и класса занимаемого места.

Вне зависимости от бюджета перелета, клиенты авиалиний вправе рассчитывать на подачу напитков в пути

Авиалинии, которые летают регулярными рейсами, и чартерные перевозчики всегда включают в стоимость авиабилета цену напитков для пассажиров. Поэтому переживать, что при бюджетном перелете клиенту не предложат воды, нецелесообразно. Что касается алкоголя, на борту функционирует бар, где путешественник вправе заказать любимый коктейль. Само собой, за такой сервис придется заплатить отдельно.

Спецпитание: кошерное, халяль, веган, без глютена в разных авиакомпаниях России и мира

Особое питание на борту воздушного судна заказывают предварительно. Сделать это могут пассажиры первого, бизнес- и экономкласса. Для этого нужно позвонить сотруднику авиакомпании, высказать свои пожелания.

Важно! Заказ на спецпитание производят не позднее 24 часов до вылета самолета. В некоторых авиакомпаниях этот временной промежуток сокращен до 48 часов


Кошерное питание в Аэрофлоте

Выбрать можно из таких видов меню:

  • диетическое;
  • детское;
  • вегетарианское;
  • религиозное.

Стоит отметить, порции особого питания немного больше, чем стандартные. Они могут быть бесплатными (если авиабилет стоит дорого), платными (при полетах в эконом- и туристическом классе), с частичной оплатой (это оговорено в условиях покупки билета).

Варианты диетического питания:

  • без соли;
  • с малым содержанием молочного белка (не подают сыр, йогурты, масло, молоко и прочее);
  • без сахара;
  • с небольшим содержанием жира (постное меню);
  • овощное питание;
  • низкокалорийная пища (с минимальным содержанием жиров и углеводов);
  • питание без клейковины (не содержит злаков).

Каждому виду питания присвоен определенный код. Сообщив его сотруднику авиакомпании, пассажир на борту получит то, что заказал.

Выбор религиозного питания:

  1. Индуистское — содержит баранину, птицу, молоко и рыбные продукты.
  2. Мусульманское (халяль)— исключает содержание свинины, алкоголя и желатина.
  3. Постное — в него входят каши, свежие овощи и фрукты.
  4. Кошерное — блюда, приготовленные с соблюдением всех правил религии.

Меню надо заказать за сутки до вылета.

Виды вегетарианского питания:

  • фруктовое — формируется в зависимости от дальности полета;
  • строгое (веган) — исключает употребление мясные, молочные продукты и яйца;
  • азиатское — в его приготовлении используют молочные продукты в небольшом количестве, мясо и рыбу исключают.


Выбор продукции зависит от длительности полета.

Для детей на борту также предоставляют отдельное меню. Можно выбрать питание для грудничков и детей от двух до двенадцати лет. В приготовлении продуктов не используют острых специй. Блюда оформляют интересно. Некоторые авиаперевозчики маленьким пассажирам дарят игрушку. Для грудничков предоставляют смеси быстрого приготовления.

Совет! Питание для грудного ребенка лучше взять из дома. Особенно, если он аллергик. На борту не такой большой выбор этой продукции.

Если возраст ребенка превышает 13 лет, ему предлагают блюда из стандартного меню.

Когда лучше заказать спецпитание? Сделать это нужно как можно раньше. Например, «Аэрофлот» принимает заказы на особое питание не позднее 36 часов до вылета. У «Уральских авиалиний» сделать это можно за сутки до полета. Аналогичные требования у .

Авиаперевозчик «Air France» предлагает сделать заказ на спецпитание за 48 часов до полета, «Lufthansa» — за сутки. Пассажир может заказать особое меню за 72 часа до вылета у , у «Cathay Pacific Airways» — за 24 часа. Пассажиров, которые заказали особое питание, обслуживают в первую очередь.

Специальные предложения

Теперь коротко обсудим, как обстоят дела со спецпитанием. Если рассматривать предложения российских авиаперевозчиков, здесь авиакомпании соревнуются в ассортименте и разнообразии продуктов. Лидер авиационного рынка «Аэрофлот» удивит пассажиров 16 вариантами специального меню. Здесь клиенты обнаружат мусульманское и индуистское питание, кошерные продукты и диетические блюда разных направлений, еду для грудных малышей и детей до 12 лет, вегетарианскую или низкокалорийную пищу.

Предварительный заказ детского меню включен в тариф авиабилета

Вариации детского питания путешественники найдут у всех авиакомпаний. Причем здесь исключена подача блюд с острыми приправами. Детям предлагают мясные изделия из птицы или говядины, молочные продукты, овощные и фруктовые пюре, хлебобулочную продукцию. Отметим, что раздачу еды на борту начинают именно с детского питания.

Помните, извещать авиаперевозчика о личных вкусовых предпочтениях уместно минимум за 36 часов до отправления борта. Авиакомпании предпочитают получать такие уведомления по телефону. Здесь пассажир называет номера рейса, авиабилета и заказывает дополнительный сервис. Кроме того, тут уместно заодно уточнить о необходимости и способе оплаты услуги.

Watch this video on YouTube

Чем кормят в Аэрофлоте

«Мясо? Рыба? Курица?» — наверно, каждому знакомы эти вопросы стюардессы, кто летал в самолете. И как часто тем, кто сидит на задних рядах, достается только то, от чего отказались счастливчики, сидящие ближе к началу, и успевшие сделать свой выбор. А вот последним приходится довольствоваться только тем, что осталось. И питание на рейсах Аэрофлота — не исключение.

Но немногие знают, а еще меньше пользуются возможностью, которые представляют авиакомпании при бронировании билетов онлайн через интернет. Очень часто можно выбрать не только место в самолете, но и специальное меню.

Главный плюс самостоятельного выбора питания на борту самолета в том, что ты точно получишь свой заказ. Даже, если окажешься на самом последнем ряду в салоне судна. И при этом часто случается, что твой персональный продуктовый паек принесут без очереди. И пока соседи ждут, что им предложат, ты уже можешь наслаждаться тем, что выбрал. И больше не переживаешь, что достанется: мясо или рыба.

Еда в самолете, летящем рейсом Аэрофлота, даже по-умолчанию, разнообразна. Всем пассажирам предлагается меню, из которого можно выбрать горячие блюда. При этом очень удобно, что подробно написан состав как основных блюд, так и холодных закусок.

Вот два варианта стандартного меню, предложенного нам на рейсах Aeroflot по пути «туда» и «обратно».

При этом важно учитывать время, в которое отправляется рейс. Если это утренний период (с 5 до 10 часов), то вам будет предложен завтрак, если время обеденное (после 10), то — обед

А вот что делать с ужином… Честно говоря, это осталось для нас загадкой. Мы придумали несколько вариантов:

  • на ужин выдается отдельное меню;
  • ужин для всех одинаковый, без выбора;
  • ужинать придется по обеденному меню;
  • самолеты Аэрофлота боятся темноты и не летают вечером и ночью;
  • есть после 6 часов вредно, поэтому ужина не будет.

На рейсах Аэрофлота, по крайней мере на нашем, летящим в Афины, предлагали как обычные, так и алкогольные напитки. Выбор небольшой: вода, соки из пакетов, газировка, вино белое и вино красное. Те, кто угощался алкоголем, рассказывали, что белое — было особенно вкусное.

Ну и обратите внимание на подпись внизу меню: «Заранее приносим извинения, если что-то из ассортимента закончилось». Увы… Извинениями, как говорится, сыт не будешь

Мы сидели в середине лайнера, а когда бортпроводница подходила к нашим местам, то из трех возможных вариантов завтрака оставался уже только один.

Хорошо, что мы заранее заказали себе особенное меню!

Питание на борту: первой была курица

История бортового питания началась, когда авиаконструкторы придумали, как сделать так, чтобы в полёте пассажиров не слишком трясло – до того перелёт, прямо скажем, был больше похож на езду по колдобинам. А, учитывая, что всё происходило в воздухе, решившиеся на полёт думали только о том, чтобы добраться до места назначения живыми и вряд ли смогли бы себя заставить проглотить хоть кусочек.

В конце 1930-х появился Boeing 307 Stratoliner с комфортными креслами, настоящей кухней, где готовил шеф-повар, и туалетами на борту (представляете, раньше их не было!). Пассажирам предлагали жаренную или запечённую курицу с гарниром, напитки и сигареты – считалось, что курение должно успокоить особо нервных. Сервировалось всё почти как в ресторане: с нормальными фарфоровыми тарелками, металлическими столовыми приборами и стеклянными или даже хрустальными бокалами. Разве что столик чуть теснее был.

Развитие конкуренции в пассажирской авиации привело к появлению разнообразного бортового питания. В то время запрещено было давать скидки на авиабилеты, снижать их цену, поэтому привлечь клиента можно было лишь разносолами да деликатесами. Икра и шампанское во время полёта доставались не только пассажирам первого класса. Этот праздник живота на высоте длился до конца 1970-х, когда американские власти отпустили вожжи и разрешили авиаперевозчикам самостоятельно формировать цены. Вот тогда и началась маркетинговая бойня. Как завлечь клиента, сэкономить на нём, но получить прибыль. Появились научные исследования о том, что вкусовые рецепторы на высоте нескольких километров работают у нас не так, как на твёрдой земле и домашняя еда наверху воспринимается как невкусная. Из этого развилась целая отрасль по приготовлению питания для перелётов. Не знаю, как там специалисты это измеряли – как по мне, сэндвич, взятый из дома, куда вкуснее самолётного.

Нынче перевозчики активно пытаются вывести питание в отдельную статью дохода. Если ещё десяток-другой лет назад невозможно было себе представить, что в самолёте тебя не покормят, сейчас такое сплошь и рядом. И при выборе дешёвого авиабилета непременно нужно смотреть все условия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий