День Независимости Индии

Ганди — символ борьбы против дискриминации

Со временем идеи Ганди распространились по территории всей Южной Африки. Доказательством тому служат демонстрации Ганди, на которые к началу XX века стали выходить тысячи людей. За одно такое мероприятие, несмотря на подчёркнуто мирный характер, осенью 1913 года Ганди временно арестовали по личному приказу министра обороны Южно-Африканского Союза. Летом следующего года освобождённый Ганди вновь отправился в Индию. Получив опыт активиста, Махатма решил вернуться на родину, чтобы применить там разработанные им методы борьбы за суверенитет государства. Вернувшись в Индию, Ганди стал лидером ашрама — индийской коммуны, ушедшей в лес и горы. Ганди был верен прежним методам борьбы и призывал к ненасильственному сопротивлению. Так, по инициативе Махатмы индийцы бойкотировали британские товары и учреждения, демонстративно нарушали ряд законов. Ганди распространял идеи несправедливости кастового неравенства, стремился добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Со временем Ганди включил в свою пропаганду идеи о гендерном равенстве, а также толерантном отношении к другим религиям. Кроме того, Махатма агитировал за развитие самостоятельного производства товаров.

Вскоре Ганди познакомился с лидерами партии Индийского национального конгресса. Поделившись с ними своими идеями, Махатма быстро стал своим среди борцов за свободу Индии.

После Первой мировой войны Британия ужесточила контроль над свободами индийского населения. В ответ на это Ганди и партия Индийского национального конгресса устроили массовые мирные демонстрации по всей стране.

Через пару лет была проведена ещё одна народная сатьяграха, имевшая огромный отклик среди индийских граждан. После неё Ганди начал активно агитировать за отказ от английских текстильных товаров, противопоставляя им нитяные изделия индийских мастеров. За антиколониальную пропаганду британцы арестовали Ганди в 1922 году. Махатма провёл около двух лет за решёткой из-за своих убеждений.

Но тюрьма не смогла сломить решительность Ганди, решившего идти до конца в борьбе за свободу Индии. Начиная с конца 20-х годов, Махатма начал ещё чаще устраивать демонстрации, агитировал против повышения цен на продукцию и за доступное для большинства граждан Индии образование. Также в этот промежуток времени Ганди публиковал в газетах по частям автобиографическую книгу «Моя жизнь».

В 1932 году Ганди вновь оказался в тюрьме, откуда индийский активист выбрался благодаря голодовке. Власти Британии опасались, что смерть заключённого ударит по репутации страны. Выйдя на свободу, Ганди продолжил заниматься делом своей жизни. Он даже открыл газету «Божьи дети», издававшуюся каждую неделю.

40-е годы стали для Ганди временем настоящих испытаний. Его вновь арестовали, но на этот раз вместе с ним в тюрьму отправилась его жена. За решёткой уже пожилому Махатме пришлось опять голодать. В 1944 году произошла трагедия — у Ганди умерла жена. Спустя некоторое время политик вышел на свободу, но здоровье его сильно пострадало от пребывания в заключении.

После окончания Второй мировой войны Великобритания, истощённая внешним конфликтом, решила вывести войска из Индии. Иметь колонию там далее было экономически просто невыгодно. Именно поэтому в августе 1947 года Индия получила независимость. Правда, не обошлось без проблем: мусульманская часть населения, подстрекаемая представителями власти, исповедующими ислам, столкнулась с индусами и буддистами. Ганди агитировал против беспорядков и раздела Индии. Но его протесты не помогли, и Пакистан отделился от Индии. Махатма провёл голодовку, выразив несогласие с отделением мусульманской части страны. Ганди достиг цели, к которой шёл всю осознанную жизнь, — он увидел свободную от британцев Индию. Но цена свободы, по мнению активиста, оказалась слишком высокой.

30 января 1948 года Ганди отправился помолиться у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. По дороге туда на него напал ортодоксально настроенный индус из организации противников примирения с мусульманами, которые идеологически противостояли Ганди. В результате покушения Ганди был убит.

Сейчас Ганди считается одной из величайших фигур в истории Индии. А второе октября, день рождения индийского политика, с 2007 года признано Организацией Объединённых Наций Международным днём ненасилия.

В популярной культуре

В День Независимости и День Республики патриотические песни на региональных языках транслируются по теле- и радиоканалам. В них также играют вместе с церемониями поднятия флага. Транслируются патриотические фильмы. За десятилетия, по данным The Times of India , количество транслируемых таких фильмов сократилось, поскольку каналы сообщают, что зрители перенасыщены патриотическими фильмами. Население, принадлежащее к поколению Y , во время празднования часто сочетает национализм с популярной культурой . Примером этой смеси являются наряды и закуски, окрашенные в триколор, а также предметы одежды, представляющие различные культурные традиции Индии. Магазины часто проводят акции ко Дню независимости. Некоторые новостные сообщения осудили меркантильность. 15 августа
Индийская почтовая служба выпускает памятные марки с изображением лидеров движения за независимость, националистических тем и тем, связанных с обороной.

Независимость и раздел вдохновили на литературные и другие художественные произведения . Такие творения в основном описывают человеческую цену разделения, ограничивая праздник небольшой частью своего повествования. Роман Салмана Рушди «Дети полуночи» (1980), получивший Букеровскую премию и Букеровскую премию , повествует о детях, родившихся в полночь 14–15 августа 1947 года и обладающих магическими способностями. «Свобода в полночь» (1975) — научно-популярная работа Ларри Коллинза и Доминика Лапьера , в которой рассказывается о событиях, связанных с первым празднованием Дня независимости в 1947 году. Немногие фильмы посвящены моменту независимости, вместо этого подчеркивая обстоятельства раздела и его последствия. В Интернете Google отмечает День независимости Индии с 2003 года специальным дудлом на своей домашней странице в Индии.

Индийское восстание 1857 г.

К 1857 г. Британская Ост-Индская компания действовала как суверенная власть в Индии от имени британской короны. В тот момент Индия не была единой страной, а представляла собой несколько территорий, контролируемых разными правителями. Британская Ост-Индская компания управляла примерно двумя третями субконтинента.

С начала 19 века Компания стремилась перестроить экономику и правовую систему Индии. Опасения, что британцы пытаются навязать обращение в христианство, также заставили индийцев почувствовать, что их традиционный образ жизни находится под угрозой. В 1857 г. из 159 000 человек в Бенгальской армии только 24 000 были европейцами, а остальные 135 000 — индийцами. Это соотношение означало, что Бенгальская армия была менее дисциплинирована, чем другие армии Компании. В Бенгальской армии индийские солдаты чувствовали недовольство низкой оплатой и условиями труда, а также расовой и культурной нечувствительностью со стороны британских солдат. Индийские сипаи из высших каст также возмущались попытками распространить вербовку на индуистов, сикхов и мусульман из низших сословий.

Дальнейшие беспорядки случились в начале 1857 г., когда была представлена    винтовка Энфилд, которая поставлялась с предварительно смазанными патронами, которые, по слухам, содержали говяжий жир и сало, полученное из свинины. Эти виды смазки были оскорбительны как для индусов, так и для мусульман. Чтобы зарядить винтовку, сипаям приходилось надкусывать патрон, чтобы высвободить порох. Попытка восстания в марте 1857 г. привела к тому, что весь полк был с позором распущен, что другие сипаи сочли слишком суровым наказанием.

Индийское восстание 1857 г. всерьез началось 10 мая 1857 г. Накануне 85 членов бенгальского кавалерийского полка были заключены в тюрьму за отказ использовать патроны для винтовки Энфилд. Их товарищи вырвали их из тюрьмы, разграбили близлежащую военную базу и попытались убить всех европейцев, которых смогли найти. Эти беспорядки распространились на другие районы, особенно в северной и центральной Индии, и британцы реагировали медленно. К восстанию присоединились несколько местных правителей и тысячи мирных жителей. Произошло крайнее насилие с обеих сторон конфликта. Только 19 июня 1858 года повстанцы сдались, когда британцы отбили город Гвалиор. 8 июля был подписан мирный договор, официально положивший конец восстанию.

В результате Индийского восстания 1857 г. правление Ост-Индской компании над Индией, длившееся с 1757 по 1858 гг., было прекращено. Британский парламент принял Закон о правительстве Индии в 1858 г., который ликвидировал Британскую Ост-Индскую компанию и передал контроль над правительством в Индии британской короне. Другие реформы включали использование индийцев из высших каст в правительстве, прекращение захвата земель индийских правителей, прекращение дальнейшего вмешательства в религиозные дела и изменение типа винтовки, выдаваемой индийским солдатам. Хотя другие восстания против британского правления произошли до 1857 г., это восстание часто считается началом движения за независимость Индии.

Резня в Калькутте

В 1946-м противостояние Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны, и Мусульманской лиги, добивавшейся выделения Пакистана в отдельное государство, достигло кульминации и переросло в массовые убийства в Калькутте. 16 августа город разделился на два враждебных лагеря. На протяжении трёх дней индуисты и мусульмане убивали друг друга. Точное число жертв неизвестно, возможно, речь идёт о 4000 человек. Не жалели ни женщин, ни детей, сотни домов были разграблены. Трагические события в индийском городе отчасти послужили поводом к разделу британских колониальных владений. В соответствии с планом, предложенным вице-королём Индии, на карте появились два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. При этом судьба Пенджаба решалась раздельным голосованием в Законодательном собрании депутатов от округов, где преобладало мусульманское население, и депутатами от округов, где проживали индийцы. Пенджаб стал «камнем преткновения» для обеих сторон. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб приняли решение о присоединении к Пакистану. Восточный Пенджаб и Западная Бенгалия стали частью Индийского Союза.

Беженцы укрывались в госучреждениях и музеях. 1947. (funalive.com)

Британская Индия официально перестала существовать в полночь 15 августа 1947 года. Линию раздела установил британский юрист Сирил Рэдклифф. Стоит отметить, что мужчина не мог похвастаться богатой юридической практикой. Однако в глазах британской администрации у него было неоспоримое преимущество: Сирил не бывал в Индии, следовательно, его отношение к разным группам населения не было предвзятым. «Линия Рэдклиффа» должна была разграничить земли с мусульманским и немусульманским населением. Важнейшие для сикхов территории перешли Пакистану, обстановка накалялась.

Накануне 1947 года численность населения Британской Индии составляла около 390 млн, после раздела — 330 млн. В Западном Пакистане проживали 30 млн человек, аналогичное число — в Восточном Пакистане. Мигранты сталкивались с отсутствием еды, медикаментов, одежды, грабежами и насилием. Раздел британской колонии сопровождался жестокими столкновениями мусульман и индусов. В Дели беженцы укрывались в старинной крепости Пурана-Кила и казармах.

Индия после раздела на доминионы. (funalive.com)

Во время раздела Британской Индии отмечалось частое насилие женщин. Правительство Пакистана оценивало число пострадавших девочек, девушек и женщин в 50 тыс. человек, правительство Индии — в 33 тысячи. Общее число пострадавших, по разным оценкам, достигло 100 тысяч. От 12 до 14 млн человек стали бездомными.

Неопределённый статус Кашмира — области на северо-западе полуострова — делал мирные отношения двух доминионов невозможными. Кашмир в 1947 году объявил о своей независимости. После этого заявления сюда направились сначала пакистанские, затем индийские войска. Началась война за Кашмир. В ходе военных действий Пакистан потерял 4 тыс. солдат, Индия — тысячу. Вооружённый конфликт прекратился в 1949 году. Большая часть Кашмира перешла в состав Индии.

Ещё один спорный вопрос — использование водных ресурсов. В 1948-м правитель Восточного Пенджаба перекрыл снабжение каналов, частично располагавшихся на территории Пакистана. Эту проблему удалось решить, не прибегая к оружию.

Семья отдыхает после долгой дороги, 1947. (funalive.com)

Индия отказалась от статуса доминиона в 1950 году, Пакистан — спустя 6 лет. В 1965-м началась Вторая кашмирская война, её жертвами стали около 7 тыс. человек. Новый виток конфликта датирован 26 марта 1971 года, когда объявил о своей независимости Бангладеш. В 1984-м начался конфликт на леднике Сиачен, расположенном у границ Индии, Пакистана и Китая. Контроль над ним означал контроль над торговыми путями из Китая в Пакистан.

Границы в Кашмире не установлены и сегодня, область остаётся «взрывоопасной».

Историческое прошлое

Давайте немного вернёмся в историю. А началось всё с установления торгово-экономического морского пути на Запад. После того как Индия совершила такой шаг, европейские торговцы решили завладеть полуостровом Индостан и близлежащими территориями. Уже в 18 веке полуостров оказался под властью Англии.

Плохие условия жизни, которые обеспечивались колониальной политикой, стали причиной восстаний. Так что в 19 веке началось национально-освободительное движение, в основном организованное рабочими. Всё чаще устраивались митинги и забастовки, правительство Британии всячески пыталось остановить их, но попытки были тщетны.

Большинство митингов были устроены с требованием повысить заработную плату, улучшить условия труда и уменьшить количество трудовых часов. В результате образовывались профсоюзы — общества, состоящие из простых граждан, которые выступали за расширение своих прав. Борьба за освобождение от колонизации Англией приобрела массовый характер и постоянно возрастала в масштабах, всё больше людей становились на поддержку профсоюзов.

Возглавлял эту борьбу Махатма Ганди, весьма знаменитая личность. Имя этого человека на сегодняшний день знакомо каждому жителю Индии и далеко за её пределами. Ганди был обычным человеком, который организовывал бойкоты и забастовки.

Однажды он пришел к правительству на переговоры не в торжественных одеждах, как было принято, а в обычной одежде, что шокировало властей.

Угрозы безопасности

Уже через три года после обретения независимости Национальный совет наг призвал к бойкот Дня независимости в северо-восточной Индии. Сепаратистские протесты в этом регионе усилились в 1980-х годах; призывы к бойкоту и террористические атаки со стороны повстанческих организаций, таких как Объединенный фронт освобождения Ассама и Национальный демократический фронт Бодолэнда, омрачили празднование. С ростом повстанческого движения в Джамму и Кашмире с конца 1980-х годов сепаратистские протестующие бойкотировали там День независимости с помощью бандх (забастовки), использования черных флагов и сожжения флага. Террористические группы, такие как Лашкар-и-Тайба, Хизбул Муджахеды и Джайш-и-Мохаммед, угрожали и совершали нападения в связи с Днем независимости. За бойкот празднования выступили также повстанческие маоистские повстанческие организации.

В ожидании террористических атак, особенно со стороны боевиков, меры безопасности усиливаются, особенно в крупных городах, таких как Дели и Мумбаи и в таких проблемных штатах, как Джамму и Кашмир. Воздушное пространство вокруг Красного форта объявлено бесполетной зоной для предотвращения воздушных атак, а в других городах развернуты дополнительные полицейские силы.

Вторая кампания гражданского неповиновения и ее последствия

В 20-е годы в стране наблюдалась консолидация сил, происходило осмысление опыта первой общеиндийской акции ненасильственного сопротивления, ее сильных и слабых сторон. Усиливался раскол в Индийском национальном конгрессе – выделилась фракция свараджистов (сварадж – своя власть), которые полемизировали с М. Ганди и считали, что нецелесообразно проводить массовые кампании неповиновения, а следует завоевывать места в законодательных собраниях и добиваться реформ путем давления на английские колониальные власти. В это время левое крыло конгресса возглавил Дж. Неру (1889-1964).

Замечание 3

Ведущая и решающая роль в борьбе за независимость принадлежала Индийскому национальному конгрессу, который проводил постепенную планомерную работу по объединению всех антиколониальных сил.

Началом кампании несотрудничества стал знаменитый «соляной поход» М. Ганди, в ходе которого он и его последователи хотели нарушить соляную монополию и отправились на морское побережье Гуджарата для выпаривания соли из морской воды. Массовые ненасильственные акции охватили Индию. Начались аресты активных участников движения. В мае 1930 года был арестован М. Ганди, но кампания продолжалась.

В ряде мест ненасильственные действия переросли в насильственные (столкновение с полицией и войсками, разгромы правительственных учреждений, крестьянские восстания). Напуганные размахом антианглийских выступлений, власти пошли и на переговоры с ИНК. Стороны достигли компромисса. Конгресс обязался прекратить кампанию, вице-король обещал не прибегать к репрессиям, освободить большинство арестованных. В районах крестьянского движения снижался поземельный налог. Вводились протекционистские тарифы на ввоз отдельных товаров. М. Ганди получил приглашение на конференцию «круглого стола» в Лондоне, в которой до этого от индийской стороны участвовали только малоизвестные политические деятели.

Поездка М. Ганди в Европу стала сенсацией. Пресса много писала о его необычном образе жизни, одежде, манере общения и значительно меньше о его теории и методах борьбы. М. Ганди выступил в английском парламенте. Его принял король Георг.

Замечание 4

Побывав на заседании конференции «круглого стола», он пришел к выводу, что английская сторона не собирается ничего менять в отношении Индии. В знак протеста против такой политики в 1932 г. была объявлена третья кампания гражданского неповиновения, для которой были характерны не массовые, а индивидуальные формы, и она не достигла большого размаха.

В 1937 году были проведены выборы в провинциальные законодательные собрания, которые завершились победой ИНК. В конце 30-х годов Ганди активизировал свою работу среди различных слоев населения. Усилила свои позиции и Мусульманская лига. Начались контакты английских правительственных кругов с представителями Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги, которые прерывались очередными репрессиями и арестами. В целом полемика закончилась тем, что после Второй мировой войны Британская Индия получила независимость мирным путем и была разделена на религиозной основе на два доминиона – Индию и Пакистан.

Независимость Индии

15 августа 1947 года вступил в действие акт, провозглашающий независимость Индии (Indian Independence Act). А также в этот день тогдашний премьер-министр Джавахарлал Неру в присутствии большого количества народа поднял трехцветный флаг Индии. Происходило это в Дели, над стенами Красного форта.

С того момента история Индии словно началась заново — история нового, независимого государства. День независимости ежегодно отмечается практически во всех индийских городах, а также деревнях. Проводится торжественная церемония, являющаяся традиционной и неизменной в своих правилах. Местными властями всегда произносится речь — это своеобразный ритуал.

Политические деятели каждый раз делают вступление, в котором напоминают об истории праздника, о том, как тяжело досталась Индии свобода. Далее следуют рассказы о неизменности традиций национально-освободительной борьбы.

Путь к независимости

В 1928 г. на всесторонних переговорах Индия и собраниях ИНК выдвинула требование обеспечить ей статус доминиона (статус самостоятельного общества и равноправное членство в Содружестве наций), а в противном случае грозилась вернуться к массовым акциям гражданского неповиновения. После заседания ИНК в декабре 1929 г., на котором незадолго до этого избранный президент Пандит Джавахарлал Неру потребовал полной независимости, подобные акции снова возобновились по всей Индии. 26 января 1930 г. был объявлен Днем обретения полной независимости («пурна сварадж»), а с марта по апрель Ганди возглавил знаменитый «Соляной поход». Вместе с несколькими спутниками он в знак протеста против повышения британцами соляных налогов прошел 400 км пешком от своего ашрама близ Ахмадабада до селения Данди, чтобы собрать на побережье мелкие кристаллики соли – что было запрещено, поскольку тем самым он нарушал британскую монополию на соль. В результате Ганди был арестован вновь. В то же самое время в Лондоне состоялась Первая конференция за круглым столом, целью которой было решить «индийский вопрос». Однако ИНК отказалось участвовать в конференции до тех пор, пока Ганди и другие выразители взглядов индийского народа не будут освобождены из заключения.

В 1931 г., выйдя на свободу, Ганди согласился прекратить акции гражданского неповиновения, а в качестве ответной услуги, согласно пакту Ганди-Ирвинга, на свободу были выпущены все политзаключенные. Ганди отправился на Вторую конференцию за круглым столом как представитель Национального конгресса.

Однако он остался разочарован результатами первого раунда переговоров и в 1932 г. вновь решил открыть движение не сотрудничества. До 1935 г. переговоры между партией Конгресса и британским правительством успели полностью остановиться, а при вице-короле лорде Виллингтоне в тот же год была выпущена новая Конституция для Индии – серьезный шаг к независимости субконтинента.

После выборов было основано одиннадцать самоуправляющихся провинций, в восьми провинциях ИНК завоевало ощутимое большинство голосов, в трех остальных пришлось организовывать коалиции с Мусульманской лигой. Однако Ганди, Неру и многих других их соратников это не удовлетворило: только полная независимость могла выполнить их требования. Тем временем многие мусульмане, во главе которых стоял Мухаммед Али Джинна, опасались, что превосходящие по численности индуисты их в скором времени подавят, так что среди них росло желание получить независимость, не только от Великобритании, но и от Индии, в которой доминировали индуисты.

Вторая мировая война и Индия

В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, вице-король лорд Линлитгоу объявил об участии Индии, не посовещавшись с провинциальными правительствами – что заставило министра ИНК уйти в отставку и отказаться от оказания какой бы то ни было поддержки. Однако когда японцы стали приближаться к границам Индии, Великобритания решила предложить Индии полную независимость в обмен на поддержку в войне. В результате в помощь Британии были  мобилизованы многочисленные индийские солдаты,  которые сражались бок о бок с союзниками.

Во время войны требование Джинна основать отдельное исламское государство Пакистан обрело больший вес, поскольку британцы не только соглашались на послевоенную независимость, но также одобряли  пункт, позволяющий провинциям выходить из федерации. Ганди и Неру были настроены против этих планов: в 1942 г. они попытались провести кампанию «Оставьте Индию», чтобы вызвать Великобританию на новые совещания. И снова развернулись массовые протесты гражданского неповиновения, Ганди и Неру вместе  с другими депутатами ИНК были арестованы. Британцы были уверены, что в скором времени вторгнутся японцы и помогут партии Конгресса прийти к власти.

Сопротивление правых сил мешало выполнению намеченных мероприятий

В 1959 году группа наиболее реакционных членов ИНК вышла из его состава и образовала партию «Сватантра» («Независимая»), Наступление правых особенно усилилось после смерти Неру в 1964 году. В стране назревал экономический кризис. Массы были недовольны политикой Конгресса и на выборах 1967 года сказали свое слово: ИНК потерпел поражение в 9 из 17 штатов Индии.

Перед новым премьер-министром Индирой Ганди, занявшей этот пост в 1966 году, встала задача чрезвычайной сложности. Дальнейшее бездействие правительства могло окончательно дискредитировать Конгресс и привести к победе правые силы, а это означало бы коренное изменение экономического и политического курса Индии.

Летом 1969 года Индира Ганди объявила о национализации крупнейших частных банков страны (из них два английских). Это было началом осуществления правительственной программы широких социально-экономических реформ. Было объявлено о передаче в руки государства контроля над экспортом и импортом важнейших видов товаров и сырья; был пересмотрен четвертый пятилетний план в сторону расширения госсектора и проведены другие важные мероприятия. Программа Индиры Ганди нашла поддержку со стороны Компартии Индии и вызвала яростное сопротивление реакции.

Внутри Конгресса образовалась враждебная Индире Ганди реакционная группировка «Синдикат», в которую вошли в основном представители крупного капитала. Вне Конгресса их поддерживали реакционные партии «Сватантра» и «Джан Сангх». Однако на стороне Ганди выступило большинство парламента и законодательных собраний штатов, что позволило продолжить намеченный курс. В 1970 году были выделены дополнительные ассигнования на госсектор и объявлено о национализации еще ряда предприятий.

Чтобы иметь твердое большинство в парламенте, Индира Ганди провела в марте 1971 года внеочередные выборы, показавшие, что ее политика имеет в стране массовую поддержку. Правые партии потерпели на выборах сокрушительное поражение, а КПИ значительно укрепила свои позиции.

В 1972-1973 годах были национализированы 100 предприятий текстильной промышленности, металлургические предприятия и угольные шахты. Шло дальнейшее расширение госсектора.

Однако развитие частнопредпринимательского капитала продолжалось, и хотя правительство стремилось направить его деятельность в нужном для государства направлении, это далеко не всегда удавалось. В 1974-1975 годах экономические трудности увеличивались, свидетельствуя о том, что ИНК не смог выполнить обещаний по улучшению положения широких масс. В стране росла классовая борьба. Реакционные круги усилили нападки на правительство. Потерпев поражение в центральных органах власти и в штатах, они начали открытый саботаж, диверсии и террор, создав этим угрозу внутренней безопасности. Левоэкстремистские, промаоистские элементы, критиковавшие правительство с левых авантюристических позиций, практически оказались в одном лагере с реакционными силами страны.

Чтобы предотвратить действия этих сил, правительство Индиры Ганди ввело 26 июня 1975 года в Индии чрезвычайное положение. 1 июля 1975 года правительство приняло новую экономическую программу из 20 пунктов в пользу беднейших слоев населения Индии: пресечение контрабанды и спекуляции, стабилизация цен, увеличение товаров первой необходимости, введение максимума земельных участков и др. Были Арестованы правые лидеры, закрыт ряд газет. Но правительство Ганди не было последовательно. Наряду с прогрессивными мерами, встречавшими поддержку КПИ, ИНК предпринял реакционные шаги против рабочих (запрет забастовок, что было на руку крупному капиталу), против КПИ, допустил диктаторские меры по «планированию семьи» с целью сократить рост населения и др.

Оппозиция правительству Ганди сплотила свои силы, образовав блок партий и группировок, так называемую «Джаната парти». В результате на выборах в марте 1977 года ИНК впервые за весь послевоенный период потерпел поражение. К власти пришел блок «Джаната парти». Индира Ганди должна была уступить пост главы правительства новому премьеру М. Десаи.

Независимость – раздел страны

Однако японцы в Индию так и не пришли; их капитуляция последовала через несколько дней после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На этом Вторая мировая война была закончена. I В 1945 г. британское правительство, возглавляемое Клементом Эттли, приняло решение дать Индии независимость – однако при условии, что Индия сохранит структуру федерации, в то время как ИНК желало видеть объединенную Индию с централизованным правительством. Всеиндийская мусульманская лига усиленно следовала своему плану по созданию автономного Пакистана. После выборов 1945 г. политическая ситуация в Индии зашла в тупик, что привело к широкомасштабным восстаниям и ожесточенным столкновениям между индуистами и мусульманами. Англичане пытались разрешить конфликт военным вмешательством, однако гражданская война была уже неизбежна. 15 августа Индия получила свою независимость. Неру стал премьер-министром, одновременно возникли Западный и Восточный Пакистан (с 1971 г.- Бангладеш). Три провинции противились любой интеграции: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир. Первые две были быстро поглощены Индией, в то время как ситуация в Кашмире выглядела более проблемано. Как мусульманские, так и индуистские влияния раскалывали страну и приводили к конфликтам, которые продолжались до 1949 г. Поскольку миллионы индусов и мусульман бежали через новые границы и поселялись либо в преимущественно индуистской Индии, либо в исламском Пакистане, жестокие конфликты повсеместно то и дело снова вспыхивали по обе стороны; многих из тех, кто оставался на своих изначальных местах, ждала смерть – так было и в Индии, и в Пакистане. Ганди, который вернулся к своей общественной работе в Бенгалии, решил положить конец насилию: он объявил голодовку, поклявшись умереть от голода, если не прекратится преследование мусульман в Индии. Этот протест принес плоды – однако вскоре после этого, в январе 1948 г., он был убит брахманом, который видел в Ганди предателя.

28 октября 1950 г.; премьер-министр Индии Пандит Джавахарлал Неру (слева) у пруда с кувшинками в своем саду в Нью-Дели с дочерью Индирой Ганди (справа) и ее сыном Радживом; оба занимали пост премьер-министра после Неру.           Индия после обретения независимости

После провозглашения независимости история Индии характеризовалась спорадически вспыхивающими восстаниями. Пандит Джавахарлал Неру успешно правил на посту премьер-министра до конца своих дней (1964) и провел свою нацию через время относительного спокойствия и стабильности. Преемницей стала его дочь Индира Ганди. Она тоже была сильной правящей личностью, однако получила обвинение в коррупции и в 1978 г. на короткий срок была заключена под арест. В следующем году снова была избрана на пост-премьер-министра, но в 1984 г. погибла от рук сикхов-фанатиков. ИНК оставался доминирующей политической партией в Индии, за исключением коротких периодов в конце 1970 г., а также в конце 1980 г. и до середины 1990-х гг. В эти годы свои позиции укрепляла партия индусских националистов (Бхаратия джаната парти), являя новую политическую силу, которая стремилась возглавить страну; в 1996 г. она победила в выборах с мощным перевесом.

Индия славится давней историей своей демократии, но эта история всегда характеризовалась напряжениями между различными этническими и политическими силами, особенно между индусами и мусульманами. Свидетельство тому – существующее по сей день недоверие в отношениях между Индией и Пакистаном.

Внешняя политика Республики Индии

Индия первая из стран колониального мира встала на путь неприсоединения, т. е. неучастия в агрессивных блоках, политики мира и мирного сосуществования. Этот курс в истории международных отношений был рожден послевоенной обстановкой, связанной с разгромом фашизма и укреплением сил мира, демократии, социализма. Вдохновителем этой политики в Индии был Дж. Неру. Еще в период образования правительства доминиона в августе 1947 года Индия установила дипломатические отношения со многими государствами, в частности с СССР, а в 1950 году с КНР. Антиимпериалистический курс внешней политики Индии нашел яркое проявление в подготовке в 1954 году и проведении в 1955 году антиимпериалистической конференции афроазиатских стран в Бандунге.

С первых дней независимости Индия стала объектом неоколониалистских устремлений США. Однако агрессивный внешнеполитический курс США вызвал недовольство и протест политических кругов Индии.

Положение осложнялось напряженными пограничными отношениями между Индией и Пакистаном, существовавшими с 1947 года. Это усугубилось после вступления Пакистана в агрессивный блок СЕАТО (1955 год).

В 1964 году, после смерти Неру, реакция сделала ставку на срыв его экономической программы. Усилилась напряженность на индо-пакистанской границе, вылившаяся в серьезный пограничный конфликт.

Индия — несвободная страна

2 октября 1869 года в одной индийской деревушке родился Мохандас (Махатма) Карамчанд Ганди. Большая часть деревенского населения занималась ловлей рыбы, а будущий борец за свободу родной страны рос в семье министра земель одного полуострова, расположенного в Индии. Родственники Ганди были глубоко верующими людьми. Поэтому юноша не ел мясо, читал священные тексты индусов, посещал храмы. Религия оказала огромное влияние на формирование гуманистических взглядов Ганди. Позже он отразил своё мировоззрение в книге «Моя Вера».

Религиозное мироощущение помогало юному Ганди жить в тяжелых условиях. Дело в том, что с середины XIX века, ещё до рождения Махатмы, Индию терзали волны холеры, голод, унёсший несколько миллионов человеческих жизней. Индия тонула в нищете, а благами, принесёнными в колонию британцами, к примеру, университетами, могли пользоваться немногие представители индийского народа. Ганди посвятит свою жизнь борьбе за свободу родных земель, но это будет много лет спустя.

Махатма окончил местную школу. Также в достаточно раннем возрасте — юноше было 13 лет — Ганди женился на Кастурбай Макаджи. В будущем эта девушка подарит индийскому политическому деятелю четырёх сыновей.

Когда Ганди исполнилось 19 лет, он отправился получать высшее образование в Англию. Молодого человека интересовало право, поэтому он поступил в университет на юридический факультет в Лондоне. Ганди хорошо учился. Высшее учебное заведение Махатма окончил через три года, и в 1891-м он вернулся на родину.

Два года молодой специалист безуспешно пытался заняться юридической деятельностью. Поэтому уже в 1893-м Ганди отправился в Южную Африку. Он пропагандировал гуманистические идеи в газетах, организовывал мирные демонстрации, направленные против расовой дискриминации. Также именно в этот «заграничный» период жизни Махатма разработал свою концепцию ненасилия, согласно которой индийский народ не должен вступать в открытую насильственную борьбу с британцами, устраивать вооруженные восстания. Вместо этого Ганди предложил отказаться сотрудничать с колонизаторами родной земли и нарушать несправедливо навязанные британскими властями законы, при этом никому не причиняя вреда. Интересно, что к подобной гуманистической концепции Ганди пришёл благодаря прочтению книг русского писателя-классика Льва Толстого, с которым, кстати, в 90-е годы XIX столетия вёл активную переписку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий