Египетская версия: боевики ничего не сбивали
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси назвал заявление боевиков пропагандой, направленной «лишь на дестабилизацию обстановки в этом регионе и на то, чтобы испортить имидж Египта». Он добавил, что ситуация с боевиками находится под контролем в той части страны, где произошло крушение. Египетская комиссия, ссылаясь на данные с бортовых самописцев, исключает внешнее воздействие на лайнер. В то же время глава Росавиации Александр Нерадько накануне заявления комиссии говорил, что «к расшифровке бортовых самописцев еще не приступали» и что вопрос их вскрытия пока только предстоит обсудить с египетскими авиационными властями.
Версия Stratfor: на борту была бомба
Впрочем, американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor подготовило свой доклад: по мнению экспертов, взрывное устройство могло быть у смертника среди пассажиров или в багажном отсеке.
«Джихадисты уже давно специализируются на том, чтобы проносить бомбы в самолет, — пишут авторы доклада. — Это для них — отличная цель. Во-первых, самолеты очень уязвимы, и достаточно даже совсем маленького количества взрывного вещества, чтобы нанести серьезный урон
Во-вторых, авиакатастрофы всегда привлекают к себе большое внимание прессы»
По данным аналитиков, в аэропорту, из которого вылетал самолет, нет надежной системы безопасности, и пронести взрывное устройство на борт для злоумышленников было бы не так уж и трудно. В докладе говорится, что сотрудники службы безопасности в аэропортах Египта часто предлагают пассажирам миновать досмотр за определенную плату, а российские авиалинии дополнительных досмотров не проводят.
Почему разбился самолет в Египте: мнение экспертов
Мнения независимых экспертов разделились. Одни причиной катастрофы считают неполадки с двигателем, которые привели к разгерметизации салона.
Когда это происходит на высоте около 10 километров, за несколько секунд в самолете гибнет все живое из-за резкого перепада давления и «закипания» крови.
Другие эксперты не исключают взрыва бомбы, которая могла частично разрушить самолет, и даже сравнивают египетскую катастрофу с аварией Boeing 747 авиакомпании Pan American, который упал в Шотландии в 1988 году.
Тогда погибли 270 человек. После трех лет расследования на куске фюзеляжа нашли небольшое отверстие с выгнутыми наружу краями, которое оказалось дырой от взрыва небольшой бомбы, замаскированной в транзисторный приемник и спрятанной в чемодане.
В багажное отделение его отдал один из пассажиров, который не полетел на лайнере (это был ливийский террорист, которого позже поймали и дали пожизненное).
Часть экспертов все же считает самой достоверной версию о поломке аэробуса. «В воздухе мог отломиться хвост самолета, который треснул в 2001 году во время аварийной посадки в аэропорту Каира», — считает пилот Алексей Давыдюк.
К такому же выводу склоняется и гендиректор российской ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев, который не верит в теракт.
«Может быть, остались микротрещины, которые разрослись под нагрузкой (турбуленция, воздушная яма),»— сказал он изданию «Коммерсант».
По его словам, мог отвалиться хвост, после чего пошла разгерметизация кабины, салона, и самолет просто начал падать и разрушаться в воздухе.
Версию теракта на борту Горбаче считает маловероятной: Такого еще не было в мире, чтобы чартерный рейс взорвали. Ну что, кто-то из террористов отдыхал 20 дней, а потом повесил на себя пояс шахида и взорвал?
Там довольно мощная система авиационной безопасности, защита в аэропорту, двойной-тройной контроль, это вообще исключается, резюмировал он.
Впрочем, директор общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников уверен, что трещина 14-летней давности не могла стать фатальной. «Любой самолет во время полетов получает какие-то незначительные повреждения. Но после ремонта лайнеры проходят тщательную проверку», — указал эксперт.
МИД Британии: аэропортом в Шарм-эль-Шейхе лучше не пользоваться
Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд считает, что есть «серьезная вероятность», что на борту аэробуса было взрывное устройство. Британский правительственный чрезвычайный комитет COBRA провел экстренное совещание по поводу авиакатастрофы, и по его итогам Хаммонд рассказал журналистам, что из многих источников поступает информация, которая может подтвердить версию теракта. Он добавил, что все рейсы британских авиакомпаний в Шарм-эль-Шейх на несколько дней отменят. «Безопасность и защита наших подданных должны быть превыше всего остального», — объяснил он и добавил, что МИД не рекомендует пользоваться аэропортом Шарм-эль-Шейха — только если нет никаких других вариантов.