Страшная катастрофа в Андах 1972

Примечания

  1. Alive : The Andes Accident 1972 | Official Site | – www.viven.com.uy/571/eng/historia.asp
  2. Выжившие благодаря каннибализму уругвайцы будут рекламировать донорство органов, Lenta.ru, 20.08.2009. – medportal.ru/mednovosti/news/2009/08/20/cannibals/
  3. Alive : The Andes Accident 1972 | Official Site| – www.viven.com.uy/571/eng/Aniversario.asp
  4. Viven: El Accidente de Los Andes 1972 | Sitio Oficial | – www.viven.com.uy/571/default.asp
  5. Герои “чуда в Андах” поддержали чилийских шахтеров – www.bbc.co.uk/russian/international/2010/09/100905_chile_uruguayan_survivors_message.shtml

Хронология смертей

Октябрь 1972 года

12 октября (четверг) Экипаж — 5, пассажиры — 40 (всего — 45). 13 октября (пятница) 12 погибло (погибших — 12, выживших — 33): Гастон Костемалье полковник Хулио Сесар Феррадас — помощник командира Алексис Хоуни Гидо Магри лейтенант Рамон Мартинез — штурман Эстер Орта Перес де Никола доктор Франсиско Никола Эухения Долгай Дьедаг де Паррадо капрал Овидио Хоакин Рамирез — бортпроводник Даниэль Шоу Карлос Валета Фернандо Васкес 14 октября (суббота) Умерли ещё 5 человек. (погибших — 17, выживших — 28): Франсиско Абаль подполковник Данте Эктор Лагурара — командир экипажа Хулио Мартинес-Ламас Фелипе Макирриаин Грасиэла Аугусто Гумила де Мариани 21 октября (суббота) Скончалась Сусана Паррадо (погибших — 18, выживших — 27). 29 октября (воскресенье) 8 человек погибли от схода лавины (погибших — 26, выживших — 19): Даниэль Маспонс Хуан Карлос Менендес Лилиана Наварро Петралья де Метоль Густаво Николич Марсело Перес Энрике Платеро капрал Карлос Роке — бортмеханик Диего Сторм

Ноябрь 1972 года

15 ноября (среда) Скончался Артуро Ногейра (погибших — 27, выживших — 18). 18 ноября (суббота) Скончался Рафаэль Эчаваррен (погибших — 28, выживших — 17).

Декабрь 1972 года

11 декабря (понедельник) Скончался Нума Туркатти (погибших —29, выживших — 16). 12 декабря (вторник) Паррадо, Канесса и Висинтин выступают в поход через горы. 15 декабря (пятница) Паррадо и Канесса отправляют Висинтина назад к фюзеляжу. Тот добрался туда вечером. 20 декабря (среда) Паррадо и Канесса встречают Серхио Каталана. 21 декабря (четверг) Паррадо и Канесса спасены. 22 декабря (пятница) 6 людей спасены. 23 декабря (суббота) 8 людей спасены. 16 выживших. 26 декабря (вторник) На передовице газеты «El Mercurio» города Сантьяго сообщается о том, что все выжившие прибегли к каннибализму.

Авиакатастрофа в Андах года

Катастрофа в Андах 1972 обрела огласку после того, как спасенные люди были найдены. Об этом жутком событии даже была снята кинолента и написана книга. Пострадавшие долго не могли прийти в себя, поэтому внятный рассказ удалось получить только спустя длительное время.

Итак, 13 октября спортсмены из Монтевидео полетели на спортивные соревнования в Сантьяго. Отправились они на авиалайнере «Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD. Помимо них, на борту были также 5 пассажиров. Всего насчитывалось 45 человек в самолете. По пути они должны были приземлиться в Буэнос-Айресе. Но, увы, случилось непоправимое – самолет попал в труднопроходимую местность. В условиях тумана летчик совершил ужасную ошибку, направив самолет к вершине Анд. Экипаж долго не понимал, что происходит, пока воздушное судно не налетело на скалы, в результате чего разрушился фюзеляж и несколько кресел с пассажирами улетели наружу. В результате страшного происшествия погибли 17 человек. Сам лайнер упал в снег. Картина произошедшего напоминала самый жуткий фильм ужасов, поскольку было множество мертвых и раненых людей, которые были до смерти напуганы. Все кричали, стонали, звали на помощь, не предполагая, что помощи они не увидят в течение двух месяцев. Несмотря на то что катастрофа FH-227 в Андах произошла очень давно, выжившие до сих пор вспоминают ее с ужасом и слезами на глазах. Тогда им приходилось бороться за жизнь хуже зверей, учитывая, что кругом непроходимая местность и жуткий холод (–40 градусов).

72 дня в Андах после авиакатастрофы

Это интересно: Катастрофа А321 над Синайским полуостровом — разъясняем обстоятельно

Катастрофа в Андах

В пятницу 13 октября Fairchild с пассажирами на борту задел крылом за безымянную скалу в Андах на высоте 4000 метров. «Почему так холодно? Что с головой-то случилось? Кажется, в волосах засохли сгустки крови… Меня чуть не вывернуло, когда я понял, что вдавливаю кусочки раскрошенного черепа прямо себе в мозг. Больше двух дней я пролежал в коме и очнулся, чтобы увидеть кошмар наяву».

Когда Нандо пришел в себя, рядом сидели несколько товарищей из команды, которые объяснили ему, что случилось. После столкновения со скалой у их самолета оторвало оба крыла и хвост. Искореженный фюзеляж уткнулся в снег, который несколько смягчил удар. Благодаря этому выжили 28 из 45 человек. Мать Нандо умерла, 19-летняя Сьюзи была тяжело ранена и не приходила в себя.

Ночью на снегу так холодно, что спать можно было только внутри фюзеляжа. Днем выжившие выходили наружу и пытались подавать знаки спасателям. Их явно искали: мимо пролетали два самолета, но не заметили махавших руками людей. Оставалось только собрать все силы и ждать.

Катастрофа FH-227 в Андах

Несколько следующих дней Нандо провел рядом со своей сестрой. Он грел ей ноги и руки, топил в ладонях воду, чтобы поить ее, и все время шептал, что самое ужасное скоро кончится — их найдут и увезут домой. На восьмую ночь Нандо почувствовал, что тело Сьюзи в его объятиях стало другим. Она как-то вся расслабилась, а потом перестала дышать. Наутро он похоронил сестру рядом с матерью.

Теперь он до конца осознал весь ужас положения. Вокруг до горизонта простирались горы и снег. Никакой растительности, ни одного животного. Несколько дней назад закончился жалкий запас орешков, сыра и вина, которые им должны были дать в полете. Только для того, чтобы согреться, молодые организмы ребят сжигали огромное количество энергии, так что вскоре еда превратилась в навязчивую идею.

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Нандо Паррадо с остервенением присоединился к своим товарищам, которые целыми днями методично осматривали багаж и карманы умерших в поисках чего-нибудь съедобного. Они перевернули все камни вокруг места катастрофы, думая найти ростки или червей, но на такой высоте под камнями была только смерзшаяся земля. Пробовали есть кожаные ремешки сумок, хотя понимали, что химически обработанная кожа вряд ли пойдет на пользу их несчастным желудкам. В конце концов они вскрыли сиденья самолета, потому что кто-то предположил, что там может быть солома. Но они нашли только искусственную пену.

Нандо Паррадо: «Дело шло к вечеру, мы залезли в фюзеляж и готовились ко сну. Мой взгляд упал на раненую ногу молодого парня, который лежал неподалеку от меня. Центр раны был влажным, а по краям запеклась корка крови. Застывшим взглядом я смотрел на нее и понимал, что от запаха крови мой голод становится совсем невыносимым. Вдруг я осознал, что на рану смотрят все мои товарищи. Мы разом отвели взгляд и принялись заниматься своими делами. В этот момент во мне что-то изменилось: я осознал человеческое мясо как потенциальную еду».

С утра выжившие вяло продолжали поиски пищи, в то же время все чувствовали, что их единственный выход из положения уже стал очевиден всей группе.

Катастрофа FH-227 в Андах

На девятый день после катастрофы ученик медицинского отделения Роберто Канесса, который также играл в составе «Старых христиан», собрал всех возле остатков самолета. Он заявил, что у ребят есть два выхода. Первый — это лечь в фюзеляже, экономить энергию и ждать, пока их спасут. Второй — начать есть замороженные тела погибших: плоть больше не нужна мертвым. Тогда у оставшихся появятся силы, чтобы попытаться выбраться из ловушки самим.

Нужно исследовать окрестности, найти хвост самолета, в котором должны быть батареи — с их помощью можно оживить передатчик в кабине пилотов и подать людям сигнал о помощи. Об этом ему рассказал механик перед смертью.

Выжившие в авиакатастрофе в Андах 1972 года

Повисла тяжелая пауза. «Неужели Бог простит нам это?» — прошептал кто-то из «Старых христиан». «Бог не простит, если ты откажешься жить», — ответил Роберто. В конце концов они все ели «тело Христово» и пили его «кровь» во время причастия. Дискуссия об этической стороне вопроса продолжалась до вечера, однако никто из ребят не выступил категорически против.

Каннибализм в Андах и другие истории

Следующее событие произошло через много лет после того, как отгремели бои на полях сражений. 23 декабря 1971 года в Перу разбился пассажирский авиалайнер. Кстати, эти события произошли всего за месяц до чудесного спасения Весны Вулович.

Примерно через полчаса после вылета из Лимы самолет угодил в грозу. В результате удара молнии лайнер загорелся и чуть позже разлетелся на куски. 17-летняя пассажирка Хулиана Кепке потеряла сознание, а когда очнулась, обнаружила себя пристегнутой к креслу и висящей на дереве. Как позже выяснилось, она была единственной выжившей в трагедии. Но путь к ее спасению лежал через сельву, по которой она скиталась 11 дней, пока не встретила индейцев, доставивших ее в госпиталь.

Еще одна авиакатастрофа, послужила основой для сценария к кинофильму «Живые» (1993 год), в котором режиссер Фрэнк Маршалл реконструировал печально известные события о крушении уругвайского самолета в чилийских Андах в 1972-м. Фильм снят по книге Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах», основанной на документальном материале.

Эта жуткая история началась 13 октября 1972 года — после падения на землю пассажирского авиалайнера, выжили 29 из 45 человек, находившихся на борту. В поисках спасения им пришлось пробираться через горы, заниматься каннибализмом. Лишь через 72 дня (!) после аварии 16 человек были спасены.

Так выглядит АН-24.

В августе 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение пассажирского самолета Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. В авиакатастрофе выжила лишь Лариса Савицкая, возвращавшаяся в тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного путешествия. Ее нашли через три дня в глухой тайге с серьезными травмами.

Лариса Савицкая с мужем.

Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он ударился о водную гладь, превышала 70 км/ч.

Стив Фоссет.

Но Фоссет отделался только легким испугом. Спустя некоторое время он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Последний по времени случай спасения после авиакатастрофы: летом 2003 года суданский «Боинг-737» упал в пустыню на берегу Красного моря. Среди 117 человек на борту в живых осталась только 2-летняя суданка Лена.

1. Крушение

Самолёт FH-227, окрашенный так же, как и потерпевший крушение рейс 571. Этот самолёт использовался для фильма Живые

13 октября 1972 года, в пятницу, турбовинтовой самолёт FH-227 уругвайских ВВС вез через Анды юниорскую команду по регби «Old Christians» из Монтевидео, Уругвай, на матч в столицу Чили Сантьяго.

Полёт начался накануне, 12 октября, когда рейс вылетел из аэропорта Карраско, но из-за плохой погоды самолет приземлился в аэропорту города Мендоса, Аргентина и остался там на ночь. Самолёт не смог напрямую вылететь в Сантьяго из-за погоды, поэтому пилотам пришлось лететь на юг параллельно горам Мендосы, затем повернуть на запад, после чего следовать на север и начать снижение на Сантьяго после прохождения Курико.

Когда пилот сообщил о прохождении Курико, авиадиспетчер разрешил снижение на Сантьяго. Это было фатальной ошибкой. Самолёт влетел в циклон и начал снижение, ориентируясь только лишь по времени. Когда циклон был пройден, стало ясно, что они летят прямо на скалу и возможности уйти от столкновения нет. В результате самолет зацепил хвостом вершину пика. Вследствие ударов о скалы и землю машина потеряла хвост и крылья. Фюзеляж катился на огромной скорости вниз по склону, пока не врезался носом в глыбы снега. Место падения — Координаты: 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д. / 34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) (O)34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д. / 34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) (O) (провинция Мендоса).

1.1. Первые дни

Из 45 пассажиров 12 погибли при аварии или вскоре после неё; затем ещё пятеро умерло на следующее утро, а после ещё один пассажир рейса 571 умер от ран. Оставшиеся в живых 27 человек столкнулись с проблемой выживания в суровых климатических условиях. У людей не было ни тёплой одежды и обуви, ни альпинистского снаряжения, ни медикаментов. Чтобы хоть как-то помочь раненым товарищам, два студента-первокурсника из медицинского колледжа делали гамаки и медицинские шины из обломков самолёта.

1.2. Поисковые операции

Власти трёх стран незамедлительно начали операции по поиску пропавшего с радаров самолёта. Но, поскольку тот был белого цвета и практически сливался с горным ландшафтом, его обнаружить так и не удалось. На восьмой день все поисковые операции были прекращены. Пассажиры рейса нашли небольшое радио и Рой Харли первым услышал эту новость на одиннадцатый день после катастрофы.

1.3. Каннибализм

У выживших был скудный запас пищи: несколько плиток шоколада, немного крекеров и несколько бутылок вина. В целях экономии всё это разделили поровну и растянули на несколько дней. Воду добывали, кладя снег на металлические пластины и растапливая его на солнце.

Даже при строгой экономии запасы пищи быстро иссякли. К тому же кругом не было ни растений, ни животных. Чтобы не умереть с голода, было решено есть мясо с тел погибших товарищей. Это решение далось нелегко, так как каждый из погибших был чьим-либо другом, однокурсником или родственником.

Все пассажиры самолета были католиками и поначалу восприняли это предложение оскорбительным и неуместным. Но через несколько дней, измученные голодом, они изменили мнение на этот счет. Некоторые даже сравнили каннибализм с обрядом Святого Причастия.

Виды каннибализма

Истинные специалисты в этой области различают четыре вида К.

  1. Ритуальный

Имел место в доисторические времена: ту или иную часть умершего могли из уважения съесть члены его семьи. В настоящее время встречается редко. К примеру, жители Папуа — Новая Гвинея едят своих врагов, чтобы забрать их силу. Единичный случай ритуального К. наблюдался в Украине: в 1999 году сатанисты под руководством некоего Дмитрия Демина убили 15-летнюю киевлянку, и ее язык был съеден самим руководителем.

Голодный

Именно к этому виду относится история крушения в Андах. Был отмечен также:

в Иерусалиме 70-м году н.э. во время римской осады;
в 1072 году в Египте, после того как восемь лет подряд не разливался Нил;
в 1315—1317 годах в Европе во время Великого голода (Данте как раз заканчивал описание ада);
во время блокады Ленинграда;
во время голода 1990-х годов в Северной Корее;
в той же Украине во время знаменитого голодомора 1933 года.
Криминальный

Чаще всего сопровождается убийством будущего объекта питания (кстати, в большинстве стран само по себе употребление человеческого мяса не наказывается законом). Особый всплеск криминального К. наблюдался в XX веке, когда он стал объектом вдохновения многих писателей и режиссеров. Широко известны в этой области такие авторитеты, как:

американец Эдвард Гейн, который прославился своей слабостью к нарядам из кожи жертв;
немец Армин Майвес, который поместил в интернет-форуме предложение съесть любого желающего мальчика — и съел (после этого вы по-прежнему не верите в интернет-знакомства?);
ну и наш знаменитый соотечественник Андрей Чикатило, который поражает не столько фантазией, сколько количеством.
Эпикурейский

Самый редкий вид: поедающий человечину получает удовольствие от ее вкуса. Тут прославились французы, в частности Николя Кло. Он крал мясо из морга, где работал, и готовил его дома, пробуя разные рецепты. Наконец Николя сделал вывод, что лучшая человечина — сырая: она напоминает говядину в соусе тартар (но вкус, конечно, гораздо тоньше).

Фото: Getty Images.

6. Последующие события

Мемориал погибшим пассажирам рейса 571

28 декабря 1972 года выжившие провели пресс-конференцию, где рассказали о своем существовании между жизнью и смертью на протяжении 72 дней.

Позже спасатели вернулись на место крушения и захоронили тела погибших под камнями и обломками фюзеляжа. Сверху был установлен железный крест.

В 2009 году сообщалось, что 16 выживших согласились пропагандировать донорство органов в кампании, которая проводится уругвайским Национальным институтом донорства и трансплантации и призывает граждан регистрироваться в государственной программе донации органов. По словам Хосе Луиса Инсьярте (Jose Luis Inciarte) — одного из выживших после авиакатастрофы, они советуют людям заключить «соглашение с жизнью», как сделали затерянные в горах 37 лет назад.

13 октября 2007 года в Монтевидео прошёл матч между клубом Old Christians Club и сборной Чили. Мяч в игру ввёл старый чилийский пастух из Анд Серхио Каталан, который первым обнаружил на 71-й день после крушения двоих уцелевших в катастрофе людей.

6.3. Авария на шахте Сан-Хосе

В 2010 году четверо уцелевших в катастрофе по видеосвязи поддержали 33 шахтёров, заблокированных обвалом на шахте в Сан-Хосе, в Чили.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий