Административно-территориальное устройство

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.

Рис. 3. Герб Краснодарского края.

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Край – по статусу практически не отличается от области.

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Что мы узнали?

На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

ОбластиПлощадь (км2)Население (2013)Административный центр
1Амурская область361 913816 910Благовещенск
2Архангельская область589 9131 202 295Архангельск
3Астраханская область49 0241 013 840Астрахань
4Белгородская область27 1341 540 985Белгород
5Брянская область34 8571 253 666Брянск
6Владимирская область29 0841 421 742Владимир
7Волгоградская область112 8772 583 002Волгоград
8Вологодская область144 5271 196 196Вологда
9Воронежская область52 2162 330 377Воронеж
10Ивановская область21 4371 048 961Иваново
11Иркутская область774 8462 422 026Иркутск
12Калининградская область15 125954 773Калининград
13Калужская область29 7771 005 585Калуга
14Кемеровская область95 7252 742 450Кемерово
15Кировская область120 3741 319 076Киров
16Костромская область60 211658 906Кострома
17Курганская область71 488885 759Курган
18Курская область29 9971 119 262Курск
19Ленинградская область83 9081 751 135Санкт-Петербург
20Липецкая область24 0471 162 235Липецк
21Магаданская область462 464152 358Магадан
22Московская область44 3797 048 084Москва
23Мурманская область144 902780 401Мурманск
24Нижегородская область76 6243 289 841Нижний Новгород
25Новгородская область54 501625 855Великий Новгород
26Новосибирская область177 7562 709 461Новосибирск
27Омская область141 1401 973 985Омск
28Оренбургская область123 7022 016 086Оренбург
29Орловская область24 652775 826Орёл
30Пензенская область43 3521 368 657Пенза
31Псковская область55 399661 507Псков
32Ростовская область100 9674 254 613Ростов-на-Дону
33Рязанская область39 6051 144 650Рязань
34Самарская область53 5653 213 289Самара
35Саратовская, область101 2402 503 305Саратов
36Сахалинская область87 101493 302Южно-Сахалинск
37Свердловская область194 3074 315 830Екатеринбург
38Смоленская область49 779975 188Смоленск
39Тамбовская область34 4621 075 748Тамбов
40Тверская область84 2011 334 061Тверь
41Томская область314 3911 064 245Томск
42Тульская область25 6791 532 436Тула
43Тюменская область1 464 1733 510 683Тюмень
44Ульяновская область37 1811 274 487Ульяновск
45Челябинская область88 5293 485 272Челябинск
46Ярославская область36 1771 271 672Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и областьПлощадь (км2)Население (2013)Административный центр
1Ненецкий автономный округ176 81042 789Нарьян-Мар
2Ханты-Мансийский автономный округ – Югра534 8011 584 063Ханты-Мансийск
3Чукотский автономный округ721 48150 780Анадырь
4Ямало-Ненецкий автономный округ769 250541 612Салехард
1Еврейская автономная область36 266172 671Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме


«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
    • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.

Муниципальное устройство

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Определение 1

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Вывод 1

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Административно-территориальное деление России

С древних времен территория многих стран  разделялась на более мелкие части  для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным. 

Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает  выделение в каждой части выделение органов государственной власти  и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление , но и не должны быть слишком маленькими — это делает управление неэффективным.

Это интересно: 36,Административное деление России — освещаем в общих чертах

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  — контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

Другие уроки на эту тему

Унитарное  — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий