Что и где есть
Фастфуд
- Хаан бууз, буузы и вообще монгольская кухня, на проспекте Мира (Энх тайвны гудамж), через дорогу от Центрального универмага (“Их дэлгуур”).
- Цайны газар, к югу от перекрестка Энх тайвны гудамж и улицы, идущей вниз от комплекса монастыря Гандан, в двухэтажном здании на правой стороне улицы. Хушууры и другая монгольская кухня. Далее через дом по той же стороне местечко под вывеской Говийн Наран (“Солнце пустыни”), бузы, хушууры. В точке, где дорога будет уходить левее на мост через ж/д пути, свернуть направо на улицу Замчны II гудамж, двигаться по ней около 100-150 метров, справа будет отель “Ангара”, на первом этаже неплохой ресторан “Mongolica“.
Кафе и рестораны
- Кафе Амстердам, на Энх тайвны гудамж (проспект Мира, центральная улица), в соседнем здании справа от Их Дэлгуура, открыто с 8:00 до 22:00 часов, тел.: +976 88911832, в меню кофе, чай, холодные напитки, пиво, сэндвичи, супы, салаты, выпечка, блины. Есть бесплатный Wi-Fi, средний чек 3500-4500 тугриков. Тусовочное место, где часто собираются иностранные туристы, есть доска для объявлений, полка с книгами в свободном доступе (в основном, на английском). Иногда проводят выставки работ монгольских художников, показ фильмов или встречи с интересными персонами.
- Кафе “Милая”, на ул. Залуучууд, слева от музея естественной истории (Байгалийн түүхийн музей), тел. +976 11 31-17-84, +976 99170450 e-mail: milaya_cafe@serj.mn; кафетерий “Милая” на углу ул Сеул и Хандоржа (напротив территории российского посольства), также кафетерий “Милая” в районе Хан-Уул в комплексе “Шинэ өглөө” за мостом Мира, тел +976-11-345086. +97695098983 serj_restoranchik@yahoo.com
- Кафе “Нуудэлчин”, в пятиэтажке на углу у перекрестка Бага тойруу и Жуулчны гудмаж, в квартале от остановки “Ард кинотеатр”. Ориентир:через улицу от кафе здание Монголбанка). Предлагают как отдельные блюда, так и комплексные обеды, цены по отношению к среднегородским не задраны (бууз – 600 туг., хушур – 800 туг., цуйван 4300 туг. , словом, нормальная столовка в центре.
- Кстати: во дворе у здания с “Нуудэлчин” — пекарня-кафе-кондитерская “Жур ур”.
Безопасность и санитария
Главная рекомендация по санитарной безопасности – мыть руки перед едой, мыть свежие овощи и фрукты, не пить кипяченой воды и сырого молока, приготовленных с нарушениями норм термической обработки и сомнительных с медицинской точки зрения блюд (например, боодог из тарбагана).
Долгое время город испытывает проблемы с качеством воздуха (смог), особенно в холодное время года, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы и легких нужно обратить на это внимание, иметь при себе рекомендованные врачом медикаменты.
С точки зрения личной безопасности наибольшую угрозу в Улан-Баторе представляют воры-карманники. Всегда прячьте деньги, телефоны, документы и ценные вещи максимально глубоко и далеко, особенно если вы отправляетесь на Нарантуул или другие рынки. Не кладите ничего ценного в задние карманы брюк.
Не пейте алкогольные напитки в неизвестной вам компании, воздерживайтесь от употребления алкоголя, происхождение и качество которого сомнительно. Воздерживайтесь от прогулок в темное время суток по окраинным, юрточным районам и вообще в стороне от нахоженных туристских троп.
Будьте осторожны в местах религиозного поклонения, находясь в ламаистских храмах (и других местах вероисповеданий) соблюдайте общепринятые здесь законы, избегайте случайной или намеренной демонстрации неуважения предметам поклонения местных жителей. Не используйте предметы для отправления религиозных ритуалов в бытовых целях.
История
Несмотря на то, что в столице Монголии Улан-Баторе имеется развитая сеть общественного транспорта, движение сильно затруднено из-за заторов. В 2014 году было принято решение создать на основе существующей железнодорожной инфраструктуры Трансмонгольской железной дороги, проходящей в черте города, городскую железную дорогу. Инициаторами создания линии выступили мэр Улан-Батора Эрдэнийн Бат-Уул и министр транспорта и дорог Монголии Амаржаргал Гансух, официальное начало работы линии Улан-Баторской городской железной дороги (6 июня) приурочено к 65-летию основания Акционерного Общества «Улан-Баторская Железная Дорога».
В начале 2014 года (февраль — май) проходила реконструкция уже существующих станций и постройка новых. 6 июня наземный метрополитен был успешно запущен.
Примечания
- ↑ City Railbus in service from today. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано из оригинала 22 июля 2015 года.
- В Улан-Баторе рассматривают возможность запуска наземного метро. Дата обращения: 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- Схема городской железной дороги Улан-Батора, размещенная на официальном сайте мэрии Улан-Батора. Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
- Рельсовый автобус РА2 с пассажирами отправляется с вокзала Улан-Батор в сторону станции Толгойт. Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года.
- Описание линии городской железной дороги Улан-Батора, размещенное на официальном сайте мэрии Улан-Батора. Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года.
- Указ Президента РФ от 22.08.2009 N 965 “О передаче в доверительное управление открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» находящихся в федеральной собственности акций Советско — Монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога». Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года.
- Рельсовый автобус РА2-001 на перроне вокзала Улан-Батора (информация размещена на официальном сайте мэрии Улан-Батора). Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
- Рельсовый автобус РА2 на перроне вокзала Улан-Батора (информация размещена на официальном сайте мэрии Улан-Батора). Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
- Информация о поступлении на Монгольскую железную дорогу первого состава рельсового автобуса РА2-001. Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано из оригинала 18 мая 2014 года.
- Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Монгольской Народной Республики об учреждении советско-монгольского акционерного общества «Улан-баторская железная дорога».
- RAILBUS-ЫГ НУТАГШУУЛАХАД ШИЙДЭХ АСУУДАЛ ОЛОН. Дата обращения: 31 августа 2014. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ФОТО: Нийслэлчүүдийг тээвэрлэх “Railbus” ирлээ. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
- «RAILBUS»-ААР ЗОРЧСОН ТЭМДЭГЛЭЛ. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- Отправление в первый рейс в сторону станции Толгойт рельсового автобуса РА2 с перрона вокзала Улан-Батора (информация размещена на официальном сайте мэрии Улан-Батора). Дата обращения: 17 мая 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
- Информация об открытии экспресс-сообщения, расписании и стоимости проезда (информация размещена на официальном сайте «Улан-Баторской Железной Дороги»). Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из оригинала 22 июля 2015 года.
- Видео-репортаж о первом рейсе рельсового автобуса РА2-001 с вокзала Улан-Батор на станцию Толгойт. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 7 декабря 2015 года.
- ↑ Metro stations to be built by 2020. Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано 1 марта 2015 года.
- Takenori Shimizu: Mongolia’s prosperity depends on the development of agriculture and tourism sectors. Дата обращения: 28 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
Где жить
- Ангара, гостиница и хостел, микрорайон Баянгол, 3-й хороо, Замчны гудамж, 80 (на монгольском: Баянгол дүүрэг, 3-р хороо, төмөр замын 2-р хороолол, замчны гудамж-80) Тел/: +976-21-253993, 21-253995 факс: (976)-21-253839. Хостел является частью гостиницы “Ангара”. Расположен в центре Улан-Батора, в 5 минутах пешей прогулки от железнодорожного вокзала, в 40 минутах езды до аэропорта «Чингисхан», недалеко от Центрального универмага (Их дэлгуур), туристского информационного центра и монастыря Гандан. Сервис: Ресторан «Монголика» с европейской и монгольской кухней, бар, сауна, бильярд, многоканальное ТВ, Wi-Fi, парковка на 20-30 машин.
- Гана гестхаус, Гандан туул 2/22, в центральной части Улан-Батора, рядом с монастырем Гандан. Тел: 976-11-367343 Мобильный: 976-99116960 E-mail: gharchin@yahoo.com. Пять гэров на крыше — в летнее время, деревянный двухэтажный дом с кухней-столовой, прачечная, wi-fi. От 5 до 25$ в сутки. Доехать: автобусами №№9,17, 22, 27, 40, 43, 47, 49, 57 до ост “Бөмбөгөр”.
Проект строительства Улан-Баторского метрополитена
Проектная схема Улан-Баторского метрополитена
Предполагается[когда?] введение в строй первой очереди Улан-Баторского метрополитена в . Предполагается, что через центральную часть города метрополитен будет проходить под землёй, а в периферийных частях города линии метрополитена будут выходить на поверхность. Подземные части линий будут пролегать на глубине около 15 метров, надземные пройдут на высоте около 4 метров над землёй.
При проектировании линий будущего метрополитена исходили из того, что к 2030 году население Улан-Батора должно достигнуть 2,2 миллиона жителей, а транспортные потребности горожан к 2030 году утроятся в сравнении с 2010 годом. Это позволит сократить выбросы токсичных газов на 30 %, сократится число дорожно-транспортных происшествий, количество дорожных пробок уменьшится на 16 %, на 25 % вырастет эффективность использования транспортных средств.
В марте 2013 года группа проектировщиков из Японской организации международного сотрудничества (JICA) представила городским властям Улан-Батора доклад об основных параметрах сооружения метрополитена, большинство депутатов городского совета Улан-Батора поддержало данный проект. В июне 2013 года состоялась торжественная церемония начала реализации проекта сооружения Улан-Баторского метрополитена. В ходе церемонии мэр Улан-Батора Эрдэнийн Бат-Уул заявил, что «Метрополитен станет одним из крупнейших проектов, который должен сыграть важнейшую роль в развитии нашей страны. Если мы привнесём метрополитен в систему общественного транспорта, наша страна войдёт в число современных развивающихся государств. Мы тогда сможем даже начать говорить о возможности организации Олимпийских игр в Монголии».
Проектные предложения предусматривают сооружение 14 станций на линии общей протяжённостью 17,7 км от станции Толгойт до станции Амгалан с расстоянием между станциями от 800 м до 1,5 км. Если поездка на автобусе вдоль трассы будущей линии составляет около 1 часа, то время поездки на метро составит от 20 до 30 минут. Время поездки между двумя соседними станциями метро не превысит 5 минут. Стоимость проезда для пассажиров должна составить от 500 до 600 тугриков (0,25 — 0,30 долларов США) за одну поездку.
В проектных предложениях строительства Улан-Баторского метрополитена предполагается, что начиная с 2020 года пассажиропоток Улан-Баторского метрополитена должен составить 200 тыс. пассажиров в год, к 2030 году он должен возрасти до 500 тыс. пассажиров в год. Метро будет способно перевозить до 20 тыс. пассажиров в час, что в 5 раз больше в сравнении с автобусными перевозками.
Начало строительства метрополитена позволит создать 156 тысяч новых рабочих мест.
Предполагаемая стоимость строительства метро составляет, по оценкам проектировщиков, 1,5 триллиона тугриков (0,8 млрд долларов США). Правительство Японии заявило, что готово оказать финансовую помощь строительству Улан-Баторского метрополитена, предоставив кредит размером 0,6 млрд долларов США со сроком погашения 40 лет. На первом этапе правительство Японии выразило согласие выделить финансирование проектирования проекта строительства метро на сумму 47 млн долларов США; тендер на разработку проекта будет объявлен осенью 2016 года. Начало сооружения первых станций метро также предполагается[когда?] на 2016 год. Предполагается, что на прокладку собственно линий метро будет затрачено около 0,2 млрд долларов США.
Однако в условиях замедления темпов роста монгольской экономики, имевшего место в 2014 году, по словам посла Японии в Монголии, могут возникнуть ограничения на финансирование крупных проектов, к которым посол отнёс и проект строительства метрополитена. Однако, по словам посла, после восстановления монгольской экономики можно будет запустить проект строительства Улан-Баторского метро.
Что посмотреть
В стандартный набор местных достопримечательностей, которые возможно (и рекомендуется) осмотреть за пару дней, обычно входят:
Площадь Сухэ-Батора с бронзовым памятником Чингисхану у Дома Правительства, памятником Д. Сухэ-Батору в центре площади, Театром оперы и балета, Центральным Дворцом культуры, мэрией, Центральным почтамтом на углу. Благодаря её расположению, понятному для всех, будем использовать ее как точку отсчета при указании ориентиров для других объектов.
- Музей национальной истории(Монголын Yндэсний музей), с северо-западной стороны пл. Сухэ-Батора. Открыт летом с 9:30 до 18:00, кроме ВС, зимой с 9:30 до 17:30, вых.- Вс, Пн. Входной билет (взрослым)– 5000 тугриков, фото – 2500 тугриков.
- (Гандан), в 2 км к западу от пл. Сухэ-Батора. Доехать: с юга автобусами №№1, 3, 22, 37, 40, 47, 57, 59, троллейбусом №4 до ост. “Баруун 4 зам”, затем подняться к северу до входа в монастырь; с востока – автобусами №№9,17, 22, 27, 40, 43, 47, 49, 57 до ост “Бөмбөгөр”, перейти Их Тойруу и подняться к монастырю; с севера автобусами №№4, 5, 18, 20, 21, 24, 25, 38, 39, 49, 51, 52, 54, 56 до ост “Гандан”, перейти шоссе и пройти к монастырю.
- Мемориал на горе Зайсан (Зайсан Толгой, Зөвлөлтийн дайчдын хөшөө), м/р-н Хан-Уул, в 4,5 км к югу от пл. Сухэ-Батора. Доехать автобусами №№8, 36, 42, 45, 52, 55 до ост. “Лаборатори” или следующей “Зөвлөлтийн дайчдын хөшөө”, от остановки до лестницы на вершину придется обойти Будда-парк или подниматься прямо по склону с задней стороны. В центр можно уехать от находящейся у начала лестницы (рядом с танком-памятником) остановки “Танктай хөшөө”, автобусы №№52, 55.
- Будда-парк, рядом с мемориалом на горе Зайсан. Позолоченная статуя будды Шакьямуни высотой 16 м.
- Музей изящных искусств Занабазара (Занабазарын нэрэмжит дүрслэх урлагийн музей), р-н Чингэлтэй, Жуулчдын гудамж, в 500 м западнее пл. Сухэ-Батора. Открыт с 08:00 (зимой с 10:00) до 17:00, билет 5000₮, студентам 2000₮, детский билет 600₮, фотосъемка 20000₮, видеосъемка 25000₮.
- Галерея восковых фигур “Чингисхан вакс” — в 2018 году до Нового года работает в составе экспозиции Чингис Хааны Хөшөөт Цогцолбор в Цонжин-Болдоге (конная статуя Чингисхана), в 50 км восточнее Улан-Батора.
- Дом-музей Н.К.Рериха, в старом деревянном здании, рядом с университетом “Отгонтэнгэр”, через улицу Торгпредство РФ, православный храм Св. Троицы. Доехать автобусами №№1, 2, 19А, 26, 31, 32, 36, 37, 40, 50, 59, ХО-11, ХО-4, ХО-5 троллейбусами №№ 2, 4, 5 до ост. “Монгол кино үйлдвэр”.
- Дом-музей Г.К.Жукова (“Жуковын музей”), Баянзурх, 15-й м-рн, рядом с памятником Г.К. Жукову. Открыт ежедневно с 08:00 до 17:00, выходной — Вт. Доехать автобусами №№1, 2, 19Б, 26, 31, 32, 33, 36, 37, 40, 50, 59, ХО-11, ХО-3, ХО-4, ХО-5 троллейбусами №№2, 4, 5 до ост. “Жуковын музей”. Входной билет взрослым 3000, студентам 1000, детям 500 тугриков, фотосъемка 10000 тугриков, видео 15000 тугриков.
Культура, религия
Монголия — страна буддистская, в ламаистской версии этой религии. В самом Улан-Баторе есть несколько ламаистских монастырей и хуралов, крупнейший из которых – Гандантэгчинлийн, в центре города. В городе нетрудно встретить и буддистские общественные центры и другие организации религиозно-просветительской направленности.
Мусульмане составляют небольшое число от населения города, в нескольких кварталах к северу от железнодорожного вокзала несколько лет ведется строительство центральной мечети, но пока объект пребывает в состоянии долгостроя. Небольшая мечеть, даже молитвенный дом мусульман, находится в юрточных кварталах на Толгойте. Также мечеть действует в г. Налайх.
В городе действует большое количество миссионеров из западных стран, Южной Кореи и США, представляющих разные протестантские и неопротестантские деноминации, Свидетелей Иеговы, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) и т.д.