Что означают специальные термины в железнодорожном транспорте Чехии
Часто туристы из СНГ не понимают те или иные обозначения, названия поездов, аббревиатуры и пометки на билетах. Ознакомимся с наиболее распространенными терминами.
Так, отправление из Праги происходит около полуночи, а к 9 утра вы приезжаете в Будапешт. В обратном направлении EN отходит от Пражского вокзала примерно в 4 утра, и также к 9 утра вы попадете в столицу Германии. Этот же поезд довезет до промежуточных станций на маршруте – Братиславы и Вены.
- Пендолино. Так чехи называют самый быстрый поезд Supercity (SC). Их используют во всех европейских странах. Скорость состава – около 230 км/час. В поезде, как в самолете, подается горячее питание, здесь постоянно доступен интернет, есть розетки для подзарядки телефонов. Пендолино ходит через всю страну – с востока на запад, от Остравы до города Франтишкови-Лазне. К сожалению, Supercity проходит вдали от знаменитого курорта Карловы Вары, поэтому воспользоваться им отдыхающие не смогут.
- Чешские поезда. На дальние расстояния ходят региональный экспресс EX (Express), а также быстрый поезд R (Rychlik). Они останавливаются на крупных станциях, имеют вагоны первого и второго классов, вагоны-рестораны.
Электрички делятся на скоростные SP (Spesny vlak), которые не делают остановок на небольших станциях, и пригородные поезда Оs (Osobni vlak), что довезут пассажиров до любой самой маленькой станции.
Как купить билет онлайн
Удобнее всего это сделать двумя способами:
Интерфейс обеих программ прост и интуитивно понятен. Браузерная версия удобна для тех, кто не владеет иностранными языками – страничку можно перевести с помощью онлайн-переводчиков.
Последовательность действий проста:
Может некоторым хочется увидеть Париж и умереть! Мне же хочется увидеть Прагу и жить! Ведь она всем своим видом так и говорит нам, что надо жить! Жить, чтобы подышать её воздухом, пройтись по мостам.
А когда устанете от разглядывания местных достопримечательностей, то можно присесть в каком-нибудь тихом и уютном баре, чтобы опрокинуть кружечку-другую старинного чешского пива. Осталось только добраться туда.
Это фото поможет вам правильно настроиться на статью о железнодорожном путешествии в Прагу. Ведь вы едете ни куда-нибудь… и потерпеть небольшие неудобства есть ради чего…
Правила возврата провозных платежей
Пассажир может получить обратно оплаченные им провозные платежи в том случае, если на проездных документах имеются отметки железнодорожной администрации о полном или частичном их не использовании, заверенные подписью, датой и штемпелем. Отметки на билетах должны быть сделаны в пределах 3-х часов после отправления поезда. При отсутствии отметок платежи не возвращаются.
При возврате платы за проезд с пассажира взимается комиссионный сбор за операцию возврата (рекламационный сбор в размере 66,90 рублей). Не подлежат возврату комиссионные и другие сборы, предусмотренные внутренними правилами железных дорог страны отправления. В случае отказа от забронированных мест услуги за резервирование не возвращаются, кроме того, за каждое место удерживается:
- а) по индивидуальным билетам: 100% стоимости плацкарты, если отказ поступил менее чем за 6 часов до отправления поезда;
- б) по групповым билетам (от 6 человек ): 100% стоимости плацкарты при отказе, менее чем за 5 суток до отправления поезда. при отказе от забронированных мест на обратный выезд или отказе от мест на поезда, отправляющиеся не из пункта продажи проездных документов менее чем за 5 суток до отправления поезда пассажиру возвращается только стоимость проезда за вычетом плацкарты.
Срок предъявления проездных документов на возврат платежей, имеющие все необходимые отметки (снят компостер, на обратных билетах имеется отметка администрации иностранных ж.д. о прекращении поездки и т.д.) установлен 9 месяцев со дня выдачи билетов, срок рассмотрения претензии железными дорогами 180 дней со дня заявления претензии.
Интерактивная модель Праги
Здесь вы посмотрите старый и новый город с большой высоты. В состав модели входят 1630 различных миниатюр, выполненных из картона. Над ее созданием работал Рудольф Шип, который уже в 12 лет создавал свои первые миниатюры церквей, башен и домов. На всей территории интерактивной модели насчитывается 187 домиков, 1630 деревьев, а также 3330 человечков.
На проекте Рудольфа Шипа отображена очень большая часть Праги. Она занимает 115 м2, тогда как в действительности им соответствуют 11812 гектаров. Здесь размещаются Жижковская телебашня, Пражский град, а также железнодорожный вокзал с трамвайным депо. На миниатюре можно полюбоваться базиликой святого Георгия, Пороховой башней, собором святого Вита и даже пивзаводом «Старопрамен».
Особенности поездок в Чехии
Если билет не куплен заранее, а ехать нужно, то приобрести право на поездку можно в самом вагоне у контролера. При этом стоимость проезда возрастет до 40 крон. Кондуктор принимает не только кроны, но и евро, а также у него имеется специальное устройство для снятия денег с банковской карты.
Если приобретена версия билета, в котором места не указываются, а в вагоне уже все занято, то в пути придется ехать стоя. Для решения проблемы можно обратиться к кондуктору, который проведет в другой вагон. Кстати, большинство контролеров владеет русским языком и проблем с взаимопониманием не возникнет.
Двери во время остановок открываются не сами. Это должны сделать пассажиры. Зеленая кнопка означает «открыть», красная – «закрыть». В пути кнопки обесточиваются в целях безопасности.
В Чехии введены вагоны с игровыми купе. В них есть телевизоры, игровые приставки и обычные игрушки.
В поездах имеются электронные табло. На них отображается карта маршрута. Если на такой карте напротив станции имеется отметка в виде крестика — значит поезд на этой станции остановку делать не будет. Здесь можно воспользоваться услугой остановки по требованию. Для этого понадобится нажать специальную кнопку в тамбуре вагона. Машинист получит сигнал и остановит состав.
Также на билетах, ни при каких обстоятельствах не отмечается номер платформы. Такая информация поступает на электронное табло за 15-60 минут до начала отправления.
В каких вагонах ездят чехи и гости страны
В Чехии наиболее распространены вагоны с сидячими местами, ведь площадь страны сопоставима с Ленинградской или Тверской областью, а с запада на восток протяженность территории государства всего 450 км.
И все же официально в республике есть три типа вагонов: купейные, плацкартные, общие (как в самолете). Плацкартные можно найти только в ночном поезде EuroNight. Купе бывают первого и второго класса, они одинаковы по предоставляемым удобствам, однако в первом классе едут по два пассажира, а во втором – по три. В каждом купейном отсеке есть столик-трансформер, который быстро меняется на умывальник.
Как приобрести электронный билет на сайте CD
Покупка билета онлайн – наиболее выгодный и удобный вариант приобретения проездных документов. Для этого необходимо зайти на сайт железной дороги.
Если знаете английский, лучше сразу нажать справа вверху на кнопку смену языка и пользоваться сайтом на английском.
- В правой части страницы отображается форма для заказа билетов: из какого города (From) в какой (to).
2. Если нажать на слово “station”, появится подсказка. Например, закажем билет из Праги в Брно (Praha hl.n. – Brno hl.n.), где буквы Hl.n. обозначают главный вокзал города – эта приписка автоматически выведется в строчках.
3. Далее выберем дату отправления: сегодня (today), завтра (tomorrow), можно также нажать на иконку календаря и указать нужную дату и примерное время отправления. Итак, мы задали параметры поиска на 10.30 утра следующего дня.
4. В соседнем поле указано, что по умолчанию выбран билет на одного взрослого от 26 до 69 лет. Если нажать на стрелочку справа, отобразится форма для добавления других пассажиров.
5. Далее нажимаем внизу зеленую кнопку “Search”. Появляется страница, где выводятся все поезда, которые следуют в Брно в подходящее время. Есть билет стоимостью 219 крон (8 евро) в 10.51 и 119 крон (4 евро) в 11.51.
6. После выбора поезда можно нажать зеленую кнопку с указанной ценой для получения деталей: сколько стоит первый и второй класс.
7. Внизу справа нажимаем “Continue”, и перед нами открывается список дополнительных услуг: бронирование места, провоз велосипеда, животных и прочее. Если в этом нет потребности, ставим галочку напротив “No” и повторно нажимаем на “Continue”.
8. Затем необходимо заполнить сведения о пассажире. Выбираем ID card и вписываем номер заграничного паспорта, в графе “name”, “surname” – имя и фамилию по паспорту. В конце нужно нажать кнопку “Place in your shopping cart” и перейти к оплате билета банковской карточкой.
После успешной транзакции на электронную почту отправляется билет в формате pdf, где указан маршрут путешествия, время отправления и прибытия, стоимость. На распечатанной версии нельзя перегибать штрихкод.
Удобство немецких поездов
Комфорт и сервис в российских поездах, особенно в электричках не всегда соответствует цене за билет. До сих пор с содроганием вспоминаю зимнюю электричку Москва-Дубна. Включат ли отопление? Бегаешь по вагонам, ищешь самый теплый, и не факт что печка будет греть до конечной станции. Ужас, ужас!
В немецких поездах все не так. Садишься и кайфуешь:
- В вагонах летом не жарко, зимой не холодно. Кондиционеры отлажены идеально.
- Туалеты есть в каждом вагоне. И при этом с туалетной бумагой!
- Двери вагонов открываются при твоем приближении. Закрываются автоматически, когда отходишь на нужное расстояние
- Для велосипедов и инвалидных колясок специально отведенные места. В вагонах установлены мониторы с расписанием маршрута.
- Если на каком-то участке ж/д проходит ремонт, то пассажиров просят из поезда выйти и пересесть на автобус, пущенный специально на время ремонта. Такие автобусы останавливаются прямо на станции. Они забирают всех пассажиров электрички и отходят минут через 5-10 после остановки поезда. За необходимым количеством таких автобусов строго следят и проблем с нехваткой мест не возникает. Оплата не нужна. Действует всё тот же купленный вами билет, т.к. свой проезд из пункта А в пункт В вы уже оплатили.
Я сейчас описываю обычные удобства обычной пригородной электрички. Про скоростные поезда я вообще молчу. Там условия, как в салоне бизнес-класса.
Из минусов: многие слышали про немецкую пунктуальность. Так вот, когда мы добирались до нужных нам городов, то не раз минут по 20-30 ожидали поезд на платформе. Или сидели в вагоне на полпути к месту назначения, надеясь, что состав вот-вот тронется. Но он стоял, пропуская другие электрички.
Видимо это как-то связано с общим расписанием ж/д и с приоритетом маршрута поезда. Мы сталкивались с такой ситуацией только на региональных маршрутах.
Наверное пунктуальность работает, но в спец режиме.
Почему это происходит?
В Германии, да и вообще в Европе много маленьких промежутков между пересадками и короткое время стоянки.
Например, чтобы добраться на поезде из Нюрнберга в Ротенбург-об-дер-Таубер (80 км) нужно за 1 час совершить 2 пересадки. Часто бывает, что если один поезд опоздал, его ждет другой поезд, того третий и так по цепочке.
А теперь представьте, что такие частые пересадки есть между городами по всей Германии и задержки в 5-10 минут очень сложно убрать. Иногда набегает приличное время задержки. Может быть работники как-то все разруливают в ночное время.
Мы однажды ехали из Мюнхена в Нюрнберг. Наш поезд встал на 40 минут. Нам объяснили, что мы ждём, когда проедет встречный поезд, который в свою очередь ждал, когда проедет другой поезд.
Как купить билет онлайн?
Итак, выбрав билеты, нажимаем справа от них на кнопку Purchase (купить).
Сайт предлагает купить дополнительные опции:
- зарезервировать сидячее место. В этом случае за вами будет закреплено место, которое никто не сможет занять. Без резервирования места пассажир занимает любое свободное.
- оплатить провоз багажа, велосипеда, животных.
- получить смс о поездке на сотовые номера +420 (бесплатно). На российские номера смски не приходят.
Для выбора опции ставим Yes.
Например, резервирование места в поезде. Открывается дополнительное меню, предлагающее зарезервировать место в поездах R 1543 Anton Bruckner и R 630 Kotnov. Стоимость – 0 крон.
Оставляем все, как есть. В нашем случае это 1 сидячее место – Seat reservation.
Ниже видим общую стоимость 378 крон и нажимаем Продолжить – Continue.
Далее открывается страница, на которой предлагается еще раз проверить даты, время отправления, названия населенных пунктов и другую информацию.
Если все правильно, то нужно ввести:
- ID card number – номер заграничного паспорта;
- Name and surname – имя и фамилию пассажира. Воспользоваться билетом может только тот пассажир, чье имя здесь указано.
На следующей странице еще раз смотрим детали поездки, имя, стоимость.
I have discount code or voucher – сертификат на скидку. Пропускаем.
Далее – Purchase method Способ покупки:
- One-off purchase without registration – разовая покупка билета без регистрации аккаунта на сайте
- Registered purchase – покупка как зарегистрированный пользователь. Здесь нужно или ввести логин-пароль (если уже зарегистрированы), или зарегистрироваться.
Далее выбираем способ оплаты – пластиковые карты Visa / MasterCard и даем согласие с Правилами покупки.
И далее заполняем стандартную форму оплаты через интернет, списывая данные с пластиковой карты.
Важно! При себе в поезде нужно иметь карту, с которой был совершен платеж. Карта должна быть физической, а не виртуальной
Пражское железнодорожное сообщение
Приезжая в Чехию, туристы, как правило, начинают свое путешествие с Праги, перемещаясь затем в другие города страны. В Праге семь ж/д вокзалов и крупных станций. Большинство междугородних поездов отбывает с Hlavni nadrazi (Центральный вокзал).
Остальные вокзалы и крупные станции служат для пригородных электричек. В Пражском регионе насчитывается 27 пригородных направлений, которые образуют систему Esko Praha – это часть транспортной системы Праги.
Здесь курсируют более 80 двухэтажных поездов класса “City Elefant 471”. Управляет транспортной системой Esko Praha группа компаний «Ceske drahy» (Чешские железные дороги, сокращенно CD). CD – государственный монополист железнодорожной сети в Чехии. Пригородные электрички ходят с 4-00 до 23-00, это время примерное, для каждого направлении оно свое.
Статистика
Доля железных дорог в грузообороте (2001 г.) составляет 40-45% от грузооборота всех видов транспорта. Во внутреннем сообщении перевозится ок. 40% грузов; 60% составляют экспорт и импорт и транзит. Основные грузы: бурый и каменный уголь, металлические руды и металлоизделия. В 1999 г. было перевезено 82,1 млн. т, что составляет 75,5% от объема перевозок в 1994 г. Грузооборот за эти годы упал на 27,5% и составил 16,458 млрд. т-км. Снижение объемов перевозок объясняется структурными изменениями в экономике страны и уменьшением транзитных перевозок. В 2000 г. впервые за предшествующее десятилетие выросли объем перевозок на 8,6% и грузооборот на 4,6%, составив соответственно 89,2 млн. т и 17,22 млрд. т-км. Пассажирские перевозки ЧЖД остаются нерентабельными и поддерживаются за счет поступлений в основном от грузовых перевозок, являющихся доходными. Пассажирооборот упал за 1994-1999 г. на 18,3% и составил в 1999 г. 6,929 млрд. пасс.-км. В 2000 г. объем перевозок пассажиров возрос на 4,3% (7,266 млрд. пасс.-км).
Сеть ЧЖД включает в себя междугородные и местные линии, в т. ч. в районах, где ж. д. являются основным видом транспорта. Незначительное число линий местного значения было передано в руки частных компаний-операторов; впоследствии некоторые из них были вынуждены отказаться от перевозок на части маршрутов.
Поезда Европейского класса
Supercity (SC). В Чехии поезда такого типа предназначены для международных поездок. Достать на них билет, чтобы проехать по территории Чехии, очень сложно. Так как по всему пути следования они останавливаются лишь в нескольких городах, а сам маршрут затрагивает совсем небольшие участки страны.
Такой поезд может набирать скорость до 230 км/ч. В его вагонах доступны полноценное питание, Wi-Fi, а также розетки для подзарядки смартфонов. В Чехии он движется только по одному маршруту — Из Франтишкови-Лазне до Острава.
Eurocity (EC). Эти поезда совершают рейсы только по международным маршрутам. На них выгоднее всего совершать поездки в Берлин, Будапешт и Вену.
InterCity (IC). Данный тип поездов является скоростным, поэтому совершает остановки только на крупных железнодорожных станциях.
EuroNight (EN). Такие поезда совершают маршруты в ночное время суток. Они особенно удобны для туристов. Ведь, сев на них в 4 утра в Праге, можно уже в 9 часов утра оказаться в Берлине. А чтобы в 9 утра прибыть в Будапешт, нужно сесть на поезд в полночь.
Express (EX).Региональный экспресс может совершать поездки не только по территории Чехии, но и в соседние страны.
Rychlik (R). Представляет собой скоростной поезд, который передвигается только по территории Чехии. Он снабжается вагоном-рестораном и останавливается исключительно в крупных городах.
Spesny vlak (SP). Это скоростная электричка, движущаяся по пригороду. Останавливается лишь на больших станциях.
Osobni vlak (Os). Скорость движения является стандартной, однако в отличие от SP он делает остановки на каждой станции.
Отдельно стоит отметить двухэтажные электрички. Они также есть в некоторых городах Европы, однако по сей день жителями нашей страны воспринимаются в новинку. Вагоны с двумя этажами оснащаются всеми удобствами. В них есть и туалет, и информационные дисплеи, а также крепления для различного спортивного инвентаря.
История развития
В 2003 году компания České dráhy, s. O. прекратила свое существование, а компании-преемники České dráhy a. S. и Администрация железнодорожной инфраструктуры были переименованы в Железнодорожную администрацию. В 2007 году образовалась дочерняя компания ČD Cargo a. S., под управление которой перешел грузовой транспорт. В январе 2008 года была образована дочерняя компания České dráhy a. S. для пассажирских перевозок.
В июне 2011 года прошла однодневная забастовка против реформ правительства Нечаса.
В июне 2013 года Министерство транспорта опубликовало материал «Передача вокзалов из собственности ČD, a. S. в государственную собственность с правом управления для SŽDC, s. O.», подготовленный для обсуждения на Совещании министров экономики. Этот план предполагает перевод инфраструктуры 1 января 2014 года в государственную собственность.
Современные технологии
Многие реализуемые на железнодорожной сети Чехии проекты предусматривают внедрение перспективных технологий, включая телекоммуникационную систему на базе платформы GSM-R, систему управления движением поездов AVV (чешская разработка), европейскую систему управления движением ETCS, с целью повышения эффективности эксплуатации сети.
Развертывание системы ETCS имеет в SZDC высший приоритет, поскольку ведется в рамках национального плана, контролируемого Министерством транспорта Чехии и согласованного соответствующей комиссией ЕС (рис. 2). SZDC несет ответственность за разработку концепции системы ETCS второго уровня, монтаж, внедрение, эксплуатацию и техническое обслуживание устройств. Опытный участок системы подготовлен в районе станции Колин коридора I, продолжаются работы в направлении на Бржецлав. К 2020 г. планируется оснастить этой системой примерно 1350км наиболее ответственных участков сети, для этого потребуется ежегодно вводить в эксплуатацию около 250 км, что является для компании SZDC весьма сложной, но вполне выполнимой задачей.
Основной целью перехода на эту систему является повышение безопасности и эксплуатационной совместимости с железными дорогами соседних стран, упрощение и ускорение пересечения границ с сопредельными государствами благодаря устранению существующих в настоящее время задержек и ограничений. Полностью завершить оснащение системой ETCS всех четырех коридоров планируется к 2030 г.
Очевидно, что реализация преимуществ от внедрения системы ETCS возможна только при соответствующей оснащенности подвижного состава, эксплуатируемого как во внутренних, так и в международных сообщениях. В настоящее время компания SZDC ведет активные переговоры с государственными инстанциями и операторами перевозок по стратегии оснащения подвижного состава бортовым оборудованием системы. С целью мотивации собственников подвижного состава государство окажет им поддержку в рамках реализуемой стратегической программы развития транспорта на период 2014 — 2020 гг. Рассматривается использование двух инструментов:
- направление средств из фондов ЕС на субсидирование приобретения и монтажа соответствующего бортового оборудования в интересах операторов, зарегистрированных в Чехии;
- предоставление льгот, гарантированных государством, при оплате пользования инфраструктурой операторам, эксплуатирующим подвижной состав, оснащенный средствами системы ETCS.
Таким образом, адекватное финансирование становится гарантом нужной скорости реализации намеченного в части оснащения как напольным, так и бортовым оборудованием системы ETCS.
Поезда в Швейцарии
Чтобы войти в поезд, не забудьте нажать на кнопку открытия дверей. Также при выходе.
Поезда бывают двух типов: двухэтажные и одноэтажные. Обычно подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (значки о запрете разговоров по мобильному телефону и т.п.). Однако запрет этот не строгий. В двухэтажных поездах проход между вагонами осуществляется по второму этажу.
Вагоны разделяются на первый и второй класс. Если вы с билетом второго класса сели в первый, вас оштрафуют. Если запланированная поездка попадает в час пик (в том числе вечером в воскресенье с популярных для хайкинга и горных лыж мест), то имеет смысл брать билеты в первый класс (цена котороых на 50% выше) — первый класс всегда свободнее и тише, а во втором вам может просто не хватить места. Но, в принципе, ситуации, чтоб вы не могли войти в вагон, практически не бывают. В худшем случае вам придется какое то время провести стоя.
Альтернативой шумному вагону может быть вагон-ресторан. Его наличие обозначается специальным значком в расписании. За приемлемую цену вы можете скрасить дорогу чашечкой кофе или бокалом пива.
Для велосипедов существуют специальные вагоны, которые бывают не во всех поездах — надо смотреть значки для конкретного поезда в расписании. Большинство современных поездов в Швейцарии приспособлено для инвалидов — единый уровень с платформой, выдвигающаяся подножка, плоский пол, а теперь даже специальные расширенные туалеты, куда без проблем поместится инвалидное кресло.
В любом вагоне обязательно присутствует туалет, пользоваться которым можно и на станциях. Смыв, жидкое мыло и вода включаются кнопками (на полу, на стене или над краном с обозначенными символами). Во многих поездах есть сервис по разносу кофе с закусками: мужчина с тележкой проходит по вагонам, предлагая чай, соки, кофе, сэндвичи и кое-какую выпечку. Если поезд двухэтажный, то надо учитывать, что пройдут только по второму этажу. В это время на первом этаже у входа загорается соответствующий символ, и вы можете поднять наверх сами и купить перекусить.
Заключение
Иностранцы, в частности выходцы из СНГ, с удовольствием пользуются в Чехии таким простым и недорогим транспортом, как железные дороги. Поезда движутся в разных направлениях практически круглосуточно, а вагоны с удобствами сделают путешествие особенно комфортным. Кстати, почти все проводники и работники железнодорожных станций если не говорят, то понимают русский язык, поэтому проблем во время поездок не возникнет.
Поезд проходит по территории трех иностранных государств — Республики Беларусь, Польши, Чехии. И на каждой граничной станции придется проходить пограничный контроль. Убедитесь в том, что ваши документы в порядке: есть визы надлежащего образца и срока действия. В случае с белоруской границей подойдет или российский паспорт, или загранпаспорт.
Также советуем почитать о том, что можно ввозить в ту или иную страну и в каких количествах. Таможенные правила иногда меняются, и нелишним будет освежить уже имеющиеся сведения.
Далее в совете подробнее поговорим о расписании поезда, стоимости проездных документов, о вагонах и времени в пути. Также вы найдете отзывы пассажиров, фото и ряд полезных ссылок для организации путешествия.