Нехватка пилотов
В июне 2021 года газета «Коммерсантъ» сообщила о массовой утечке летных кадров российских авиакомпаний в Азию. По данным издания, с 2015 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС), из них 100 человек выбрали для работы авиакомпании Китая. Еще около 400 человек находились в процессе трудоустройства. Источники издания уточнили, что массовый отток пилотов затронул такие авиа, «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».
Пилоты уезжают в Китай, Корею и Вьетнам, где зарплаты командиров воздушных судов составляют от $17 000 до $25 000, что значительно выше, чем в России после резкого ослабления курса рубля в конце 2014 года.
В декабре 2012 года Forbes писал, что зарплата командира воздушного судна в «Аэрофлоте» равняется 420 000 рублей в месяц (бортпроводника — от 70 000 рублей). Это, по обменному курсу на то время, составляло почти $13 000.
Тогда генеральный директор авиаперевозчика Виталий Савельев, комментируя идею Минтранса допускать иностранных пилотов к штурвалам самолетов российских авиа в любом случае не останется без пилотов. «Аэрофлот» найдет деньги на повышение зарплат. К 2025 году мы будем перевозить 75 млн пассажиров в год, войдем в двадцатку крупнейших авиакомпаний в мире, мы от своей стратегии не откажемся», — заявил гендиректор авиакомпании.
редакция рекомендует
Как реформировали «Аэрофлот»: от спасения в кризис до возвращения монополии
В июле 2021 года Савельев признал массовый отток российских пилотов в Азию. Он объяснил это тем, что зарплата в азиатских авиакомпаниях в валютном эквиваленте в 1,5-2 раза больше, чем в России, где «Аэрофлот» платил тогда командирам экипажа 470 000 рублей в месяц, а вторым пилотам — от 320 000 до 350 000 рублей ежемесячно. «Это запредельные суммы, и у каждой должности есть потолок», — заявил тогда Савельев (цитата по «Интерфаксу»), объясняя нежелание проводить индексацию зарплат.
Тем не менее 21 декабря замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Шамиль Курмашов заявил, что на рынке очевиден дефицит пилотов и поэтому авиа может увеличить расходы на летный персонал. «Конкретный размер будет определен в ближайшее время, поскольку рынок труда нами в настоящее время анализируется», — он.
28 декабря 2021 года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев объявил о решении в 2021 году повысить зарплаты командирам воздушного судна до 650 000 рублей в месяц (около $10 000). «Небольшой подъем зарплаты будет и вторым пилотам», — сказал топ-менеджер в интервью телеканалу «Россия 24».
Савельев сообщил, что из-за «нереальных зарплат» в Китае авиакомпанию за год покинули около 60 «высококлассных командиров». Он отметил, что решение проиндексировать зарплату летному составу принято, в том числе, и для необходимости привлечения иностранных пилотов. Тогда в «Аэрофлоте» работали 17 иностранцев-командиров экипажа.
Глава Шереметьевского профсоюза летного состава привел данные Росавиации, согласно которым в октябре 2021 года Россия нуждалась в 279 командирах экипажа и 312 вторых пилотах. В том числе «Аэрофлоту» требовалось 127 командиров экипажа и 181 второй пилот.
Дельдюжов напомнил, что в 2021 году «Аэрофлот» собирается увеличить парк самолетов на 44 единицы (до 350). То есть потребуется как минимум еще 242 экипажа или 484 пилота. По его расчетам, с учетом списания с летной работы возрастных пилотов, группе «Аэрофлот» необходимо будет принять на работу в 2021 году почти 900 пилотов. «С таким подходом это вряд ли удастся», — считает Дельдюжов.
В июле 2014 года в России вступил в силу закон, разрешающий вхождение иностранных граждан в состав летного экипажа гражданского воздушного судна России. В августе того же года постановление правительства России установило максимальную численность иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира воздушного судна — «200 человек на каждый период, равный 12 месяцам».
Зарплата пилотов в авиакомпаниях гражданской авиации
Информация о том, сколько зарабатывают гражданские авиапилоты, долгое время тщательно скрывалась авиакомпаниями. Одним из условий заключения трудовых соглашений с лётчиками был категорический запрет на разглашение ими своих зарплат. Сейчас достоверной информации стало несколько больше после того, как некоторые компании под давлением средств массовой информации раскрыли часть данных о ставках оплаты труда командиров воздушных судов и их помощников.
Уровень оплаты труда российских гражданских лётчиков напрямую зависит от финансовых возможностей авиакомпаний, куда они нанимаются на работу. Сейчас есть всего несколько российских брендов, под чьими флагами самолёты совершают дальние трансконтинентальные перелёты в Америку, Азию, Африку и рейсы в большинство стран Европы. Это Аэрофлот, S7 Airlines, Utair. Существует также специальный лётный отряд «Россия», осуществляющий перевозки высших государственных чиновников РФ.
Аэрофлот
Первая скудная информация об уровне оплаты труда КВС компании Аэрофлот стала просачиваться в прессу после забастовки 2013 года. Именно тогда было озвучена примерная цифра 400 тысяч рублей. С февраля 2018 года зарплата КВС Аэрофлота выше, чем во многих авиакомпаниях стран Европы (тыс.руб.):
- Boeing 777 и Airbus A-330 – 650.
- Airbus A-320 – 635.
КВС в Аэрофлоте имеют самый большой доход
Рассчитывать на наивысшую зарплату могут пилоты Аэрофлота, летающие КВС не менее трёх лет. Налёт за месяц должен быть не менее 90, за год – 900 часов. Эти нормы примерно равны тем, которые действуют для лётчиков Европы, Америки и Азии. Месячная норма налёта американских лётчиков выше на 10 часов, годовая – на 100. Кроме основного оклада пилоты получают надбавки:
- за стаж работы;
- за особые условия труда;
- За добросовестное исполнение служебных обязанностей;
а также ежемесячные премиальные.
Аэрофлот предоставляет своим пилотам гораздо более продолжительный отпуск, чем какая-либо другая крупная европейская авиакомпания – 70 суток.
Ютэйр
Зарплата, предлагаемая авиакомпанией Ютэйр, разительно отличается от доходов КВС Аэрофлота. Средний доход первого пилота составляет 150-200 тысяч рублей. Объясняется это довольно просто. Парк гражданских самолётов компании не столь обширен, как у Аэрофлота, и включает много среднемагистральных судов.
Парк компании Ютэйр включает много небольших самолётов
Основная база авиакомпании – Тюмень, главный нефтегазоносный район России. Вполне естественно, большая доля перевозок – это доставка пассажиров до мест пересадки на местные авиалинии и обратно. Гораздо меньше, чем Аэрофлот, Ютэйр осуществляет международных авиарейсов. Кроме того, компания специализируется на эксплуатации винтокрылых машин. У Ютэйр самый большой на планете парк средних и тяжёлых вертолётов. По общему объёму пассажирских перевозок авиакомпания находится на пятом месте.
Сколько платят другие компании
Денежное обеспечение командиров воздушных судов, работающих у других крупных российских авиаперевозчиков, до 2015 года находилось примерно на одном уровне. После двукратного снижения заработных плат денежное содержание пилотов авиакомпании «Россия» вышло на уровень 120 тысяч рублей. Лётчики новосибирской авиакомпании S7 (ранее – «Сибирь») ежемесячно зарабатывают около 350 тысяч.
Неудачи на рынке авиаперевозок
Казалось бы, проблема нехватки кадров три года назад должна была разрешиться из-за банкротства “Трансаэро”. Но освободившихся летчиков практически сразу стали привлекать иностранные авиакомпании. Конкурентоспособный рынок труда пострадал от обвала российского рубля: зарплата пилотов в России стала самой низкой в мире. И плюс введенные санкции против нашей страны сыграли свое дело.
Долларовый эквивалент зарплаты упал примерно с 15-10 тысяч долларов в месяц до 4-7. За рубежом, например, российский командир воздушных судов может рассчитывать на 20-25 тысяч долларов в месяц.
Парк “Аэрофлота” постоянно пополняется новыми самолетами, а на сайте Росавиации висят открытые вакансии, и, несмотря на большую единоразовую выплату при поступлении на службу, желающих строить карьеру в этой компании не так много. В чем же дело?
К сожалению, проблема тут не только в низкой зарплате пилота “Аэрофлота”. Небольшой отпуск в 70 дней (по сравнению с азиатскими странами, где отпуск длится 90 дней), напряженный график работы и нехороший климат, который царит в организации. “Аэрофлот” занимает 9-е место по климату в компании (по данным рекрутинговых агентств).
Опасаясь того, что через какое-то время российские авиакомпании могут замениться авиаперевозчиками из Китая, Малайзии, Эмиратов, Вьетнама, руководство “Аэрофлота” вместе с профсоюзом пришли к следующим изменениям, которые вступают в силу в 2018 году.
Зарплата пилота в компании «Аэрофлот»
Наши специалисты провели анализ выплаты и начисления зарплат в компании «Аэрофлот».
Среднемесячный доход в компании выглядит следующим образом:
- командир пассажирского корабля получает около 450 000 рублей;
- второй пилот (помощник) – 330 000 рублей;
- инструктор самолета – 450 000 рублей.
На данный момент в компании авиалинии наблюдается потеря работников высоких квалификаций. Это происходит в связи с низкими окладами. Командиры самолетов переходят в авиацию Америки и средней Азии, где зарплата на порядок выше, чем в РФ.
Чтобы избежать такой потери, Гендиректор «Аэрофлота» в 2021 году планирует повышение зарплаты авиапилота до 650 000 рублей в месяц. Также в этой авиалинии планируется предоставление сотрудникам бонусов. В выплаты будут входить:
- разовая финансовая помощь при оформлении на работу;
- социальный пакет, который будет предоставляться в полной мере (он составит около 300 000 рублей на одного человека);
- жилье иногородним работникам авиакомпании;
- медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей (для прохождения лечения существуют специальная клиника авиакомпании);
- страхование жизни и жилья;
- выделение места для парковки автомобиля;
- предоставление мест в детских садах;
- путевки для оздоровления пилотов и членов их семей.
Наши специалисты отмечают, что такое повышение зарплаты и предоставление надбавок, сделает 2021 год более привлекательным для трудоустройства квалифицированных командиров и пилотов в авиакомпанию «Аэрофлот».
Военные летчики
Зарплата военного летчика в России составляет около 110 000 рублей в месяц, но государство предоставляет им бесплатное жилье. К тому же, у военных нет такого понятия как оклад. Денежные выплаты в этой сфере строго установлены как ежемесячное довольствие, которое регламентировано Законодательством РФ.
Все начисления происходят согласно занимаемому человеком званию и присужденной должности. Чем они выше, тем на более крупные суммы денежного довольствия можно рассчитывать. Кроме этого, военным летчикам полагается получение различных надбавок и льгот, которые рассчитываются для всех, кто находится на службе.
Например, довольствие в звании майора составляет около 50 000 рублей в месяц. При совершении многократных вылетов дополнительные бонусы могут составить еще около 50 000. Также существуют специальные надбавки при работе в тяжелых климатических и погодных условиях, в районах боевых действий и так далее. Офицеры, которые в настоящее время проходят службу на истребителях в Сирии, зарабатывают от 400 000. Даже в мирное время зарплата военного пилота будет не меньше 100 000.
Также уровень денежного вознаграждения напрямую зависит от класса пилота: первый, второй или третий. Отдельная категория – снайперы. Такие специалисты могут совершать любые требуемые маневры даже в самых нелетных погодных условиях. Уровень зарплат у этих профессионалов наиболее высокий.
Сколько платят военным летчикам
Зарплата военного летчика и авиаторов, управляющих гражданскими суднами, различаются. Оклад пилота, проходящего службу в ВВС, находится на минимальной отметке в 80000 руб. Наибольшая сумма выплаты равна 600000 руб. Сколько получают военные летчики в России, зависит от должности и обязанностей.
- Специалисты в лейтенантском звании получают не более 80000 рублей в месяц. Доход майора за тот же расчетный период составляет около 100000 руб.
- Профессионал, осуществляющий вылеты с тактической задачей в Сирию, зарабатывает до 350000 руб.
- Авиаторы, летающие на истребителях, имеют оклад до 600000 руб. Такой доход обеспечен, если они регулярно выполняют боевые задачи.
Сколько получают пилоты пассажирских самолетов в России в 2021 году в месяц
На самом деле доходы пилотов не являются тайной за семью печатями, и вся эта информация есть в свободном доступе в сети. Согласно ей, зарплаты пилотов авиации сильно разнятся в зависимости от авиакомпаний, налетанных часов, должности и даже региона.
Пилоты гражданской авиации
Не так давно оклады пилотам были повышены, что вполне справедливо, если учитывать все сложности и специфику этой работы.
Приведем средние показатели доходности для разных категорий:
Должность | Оклад в месяц, тыс. руб. | Оклад в месяц, USD |
Капитан воздушного судна в крупных компаниях | 470-650 | 5433-8898 |
Второй пилот в крупных компаниях | 350 | 4791 |
Капитан воздушного судна в небольших или региональных компаниях | 230-350 | 4791 |
Плоты небольших или региональных компаний | до 200 | 2738 |
Как видите, разница есть, и она действительно немалая. Что касается уровня доходности, то даже оклад КВС в топовой компании не приходится считать запредельным, если учитывать всю ответственность, которую несут пилоты.
И это не только налоги, но и всевозможные сопутствующие расходы, включая обучение. Не секрет, что те знания, с которыми выходят новоиспеченные специалисты летных вузов и училищ, носят общий характер, и уже по приему на работу им приходится проходить переподготовку под управление суднами, используемыми компаниями.
Согласно официальной информации, предоставляемой многими авиакомпаниями, такая «переучка» обходится им в 1 миллион рублей для каждого пилота. Безусловно, эти расходы несет именно предприятие, что не освобождает летчиков от других трат, месячный размер которых с учетом питания и прочих нужд составляет в среднем около 80 тыс. руб.
Кроме того, КВС должен владеть так называемым авиационным английским не менее 4-го уровня при максимальном 6-м. Без этого его просто не возьмет в штат ни одна авиакомпания, какими бы способностями и потенциалом он не обладал. А это дополнительные расходы, причем не только материальные, но и временные.
Пилоты Аэрофлота
После распада Советского государства авиакомпания «Аэрофлот» не только не прекратила свое существование, но и успела стать именем нарицательным, эдаким брендом российского воздухоплавания, позициоирующим уровень предоставляемого сервиса, как высокий, если не премиальный. Стоимость билетов на полеты с этой а/к соответствующая – с «Аэрофлотом» действительно дорого летать.
С этим здесь все также в полном порядке, и приведенные выше табличные данные по окладам, достигающим в размере 650 тыс. руб., как раз относятся к старшим пилотам «Аэрофлота». Другое дело, что это потолок, выше которого очень сложно прыгнуть, тогда как минимальные оклады, согласно официальным сведениям на сайте а/к, стартуют от 400 тыс. руб.
Мало того, по признаниям летчиков, свои кровные 400 они не получают, поскольку определенную часть съедают вычеты. Еще один важный нюанс заключается в так называемом налете, который позволяет скорректировать оклад в большую сторону при наличии большого количества часов в графике.
Так, 90 и выше часов в месячной программе позволяет поднять зарплату на 14-15%, что также является весьма неплохим подспорьем, если учитывать его изначальную величину.
Бытует мнение, будто самые большие зарплаты в “Аэрофлоте”. И это действительно так, ведь капитан судна, работающий в этой авиакомпании, может получать до 650 тыс. в месяц
Льготы и привилегии
И это не считая определенных преференций, которыми наделяет своих летчиков каждая маломальски значимая а/к. Примечательно, что в такой политике есть определенный умысел, поскольку мнение о том, что на трудоустройство летчиками стоит нескончаемая очередь, является ошибочным.
Иногда и вовсе случается кадровый голод, из-за чего приходится набирать новичков, тратя большие средства на их обучение и/или переподготовку. Квалифицированный экипаж – это всегда ценные кадры, капитаны суден – тем паче, поэтому каждая а/к заинтересована в том, чтобы избежать текучки.
При этом каждая организация практикует свои правила привлечения и удерживания кадров, начиная с подъемных в размере месячного оклада, которые выплачивает все тот же «Аэрофлот», и заканчивая льготами на оплату жилья, билетов на воздушный и другие виды транспорта, содержание детей в дошкольных учреждениях и надбавкой к пенсионному обеспечению.
Сюда же стоит отнести санаторный отдых с оборудованными спортзалами и плавательными бассейнами, а также ежегодную индексацию окладов в размере, сопоставимом уровню инфляции по регионам и в общем по стране.
Как стать летчиком
Прежде, чем попасть на серьезную работу, нужно отучиться в летном училище. Попасть туда очень трудно, для этого не только нужно сдать вступительные экзамены, но и обладать отменными показателями здоровья. Летчики регулярно проходят медкомиссии, поэтому внимательно следят за состоянием своего организма.
В училище сначала проходят общеобразовательные предметы, затем специализированные – аэродинамику, аэронавигацию. На последних курсах будущие авиаторы практикуются сначала на одномоторных, потом на двухмоторных судах. После окончания учебы сначала подают документы в небольшие компании. Если работа дается с успехом, можно взять рекомендацию, составить резюме и обратиться к более известному перевозчику.
Сколько зарабатывают военные лётчики
Пилотам ВКС России, особенно истребителям, приходится гораздо быстрее гражданских лётчиков осваивать новые типы самолётов. Интенсивность полётов у них, конечно, поменьше, нежели в пассажирской авиации (за исключением лётчиков-испытателей). Это связано с обилием занятий по другим дисциплинам боевой подготовки. Среднее денежное довольствие военных лётчиков находится на уровне 150-200 тыс.руб. Не следует забывать, что они находятся на полном государственном обеспечении
Максимальные зарплаты пилотов, выполняющих боевые задачи особой важности, может достигать полмиллиона рублей в месяц
Средняя зарплата военных лётчиков выше, чем у пилотов гражданской авиации
Кроме оклада пилоты получают различные виды надбавок, где учитываются:
- опасность лётной работы;
- змоциональные нагрузки;
- вредные условия труда.
Уровень оплаты зависит от квалификации лётчика. Пилот 1 класса может летать в любое время суток, в плохих погодных условиях. Надбавка за классность составляет немалую долю общей заработной платы.
Возраст выхода на пенсию после 20-летней выслуги у военных пилотов гораздо ниже, чем у гражданских, а пенсия вдвое превышает средний уровень по стране.
Россия на мировой арене всегда была одной из первых в авиации
Уровень подготовки специалистов также растет.
Молодые поколения сменяют старые с новыми устоями, взглядами, идеями. Совершенствуется уровень и программа подготовки.
Россия на мировой арене всегда была одной из первых в авиации.
Русские пилоты ценятся. Иностранные инструкторы, летчики, которых я встречал, всегда отмечают наших пилотов.
В авиации нет инструкции, которая научит человека летать.
Все нюансы, важные вещи передаются с опытом от старших пилотов.
Чтобы стать пилотом в России, нужно окончить школу, пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Если со здоровьем все в порядке, поступить в одно из учебных учреждений.
Об условиях работы
Условия работы соответствуют международным требованиям.
Максимум 80 полетных часов в месяц. Также есть рабочая смена, которая может длиться 12 часов или больше.
У нас нет рабочей недели, все зависит от планирования.
Рейсы могут быть в любое время, и после них нужно обязательно соблюдать послеполетный отдых, который составляет 12 часов.
Отпуск около 70 дней в году
. Можно брать отпуск в любое время, минимум — две недели.
Зарплата зависит от авиакомпании, типа самолета, на котором работаешь, и других нюансов.
Заработная плата у второго пилота может быть 200 000 — 250 000 рублей, у командира — 350 000 — 400 000 рублей. Летом зарплата больше из-за нагрузки.
Одно из самых главных качеств летчика — самоподготовка.
Поэтому советую начинающим пилотам изучать документы, совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.
Также важна дисциплина.
Нужно следить за состоянием самолета, экипажа, отслеживать много информации. Все должно быть своевременно.
О планах
Хочу стать инструктором и инструктором-экзаменатором.
Возможно, хотел бы поработать за границей, устроиться в Лос-Анджелес, повышать профессионализм и уровень компетентности.
Сколько зарабатывают пилоты в России
Существенное влияние на уровень оплаты труда лётчиков отечественных компаний гражданской авиации оказывает регион, к которому они приписаны. На сегодняшний день регионами с самой высокой средней зарплатой лётчиков являются:
- Тюменская область – 215 тыс.руб.
- Приморский край – 150 тыс.руб.
- Магаданская область – 130 тыс.руб.
Тюменская область – чемпион среди регионов России по зарплатам авиапилотов
Среди областей с наименьшим уровнем зарплат авиационных специалистов «лидируют»:
- Ленинградская область – 39,5 тыс.руб.
- Хабаровский край – 51 тыс.руб.
- Московская область – 54,8 тыс.руб.
Следует отметить, что авиакомпании также имеют чёткую градацию по уровню оплаты труда наёмных работников. Крупные авиакомпании с большой загрузкой международными рейсами платят до полумиллиона рублей в месяц (по рыночному курсу это составляет около 8,5 тысяч долларов США.). Перевозчики-средневесы предлагают заработок до 150 тыс.руб. Ещё меньше (до 100 тысяч) денежное содержание командиров и вторых пилотов предлагают маленькие региональные авиакомпании с небольшим парком самолётов.
Наиболее популярны среди трудоустраивающихся пилотов аэропорты Москвы, Воронежа и Казани. Среднемесячная заработная плата КВС там составляет, соответственно, 305, 274 и 195 тыс.руб.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам можно отнести такие пункты:
- Нужность и востребованность профессии.
- Уникальность профессии, считается одной из престижной по всему миру.
- Приличная оплата труда. Причем у летчиков любой категории. но, все же, пилоты чартерных рейсов, получают больше других.
- Возможность бесконечно путешествовать.
- Специальные программы и скидки для пилотов и членов их семей.
- Ранний выход на пенсию.
- Если вы пилот — значит у вас безупречное здоровье!
- Ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить то, что то, что пилоты видят из кабины самолета навряд ли получится увидеть на земле, и даже если вы летите пассажиром, вы видите далеко не всю красоту.
А теперь рассмотрим минусы работы пилотом:
- Частое отсутствие дома, что негативно сказывается на семейной жизни. Один-два выходных в неделю, зачастую выпадающие на будни, в то время, как ваши родные находятся на работе.
- Ненормированный рабочий день.
- Бесконечная смена часовых поясов, сбитый ритм, что ведет к стрессам и усталости, которые являются главными врагами пилота.
- Колоссальное эмоциональное напряжение.
- Считается одной из рискованных профессий из-за периодических самолето-крушений.
- Сложно заняться другой профессией, так как в летных училищах учат только летать. А потеря работы для пилота — огромный стресс, кроме неба у него ничего нет.
Небо не для всех
Несмотря на то что летчики и пилоты занимаются разной работой, каждый из них окончил летную школу, то есть получил соответствующее образование. Большинство учебных заведений принимают студентов на бюджетной основе, но будущий профессионал должен область целым рядом важных качеств.
Сначала медкомиссия, потом — экзамены
Критерии оценки пилота гражданской авиации/летчика:
- Здоровье, как у космонавта. Перед вступительными экзаменами нужно пройти медкомиссию. В первую очередь смотрят на работу дыхательной системы, сердца и вестибулярного аппарата. Не менее важным показателем является зрение. Даже небольшая близорукость или дальнозоркость становится причиной отказа. Студенты проходят комиссию каждый год.
- Образование. Чтобы выучиться на пилота, необходимо поступить в летное училище или в академию. В России самыми престижными учреждениями считаются те, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновске. Подготовка длится пять лет.
- Личные качества. Не менее важную роль играют личная дисциплина и образ жизни. Пилот должен иметь чувство ответственности и зрелости, отвечать за свои поступки и принимать взвешенные решения.
- По окончании вуза специалисту нужно заработать летные часы, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров в больших авиалайнерах и аэробусах. Росавиация выдает документ, разрешающий пилотировать на авиалиниях и управлять соответствующими самолетами. Отобрать лицензию могут по состоянию здоровья, за нарушение техники безопасности во время полета, употребление алкоголя.
- Чтобы стать вторым пилотом, нужно налетать 1500 часов, а для звания капитана корабля необходимо накрутить 3 тыс. летных часов.
Каждый ли сможет соответствовать таким высоким требованиям?
Плюсы и минусы профессии пилота
Работа пилота предполагает постоянную самоотдачу человека небу и своим навыкам. Необходимо изо дня в день работать над собой, чтобы становиться лучше. Это хорошо оплачивается авиакомпаниями – летчики могут получать очень большие зарплаты: по данным Росстата, пилот пассажирской авиации в России – вторая по суммам заработка профессия, она уступает только капитанам дальнего морского плавания.
Пилоты и члены их семей имеют специальные льготы, которые позволяют приобретать авиабилеты с большой скидкой. Законный оплачиваемый отпуск летчика составляет 70 дней. При работе на зарубежных рейсах есть возможность посмотреть мир.
Однако в то же самое время, у этой работы нет стандартного графика и приходится жертвовать встречами с родными и близкими. Требуется тщательно следить за своим здоровьем, питанием и образом жизни, потому что любая, даже, казалось бы, незначительная для наземной работы травма или болезнь может поставить крест на всей профессии. У летчика нет ничего кроме неба, поэтому после выхода на пенсию или увольнения по состоянию здоровья люди часто срываются, пытаясь утешить себя алкоголем, либо впадают в затяжную депрессию.