Сикстинская Капелла в Ватикане: описание, исторические факты

Музеи скульптуры

Группа музеев включает несколько музеев скульптуры, окружающих Cortile del Belvedere . Это Музей Грегориано Профано с классической скульптурой и другие, как показано ниже:

Музей Пио-Клементино

Braschi Antinous находится в Зале Ротонда (Круглый зал) музея Пия-Климента.

Sala della Biga

Римская морская бирема изображены в рельефе из храма Фортуна Primigenia в Пренесте ( Палестрина ), построено с. 120 г. до н.э .; в музее Пио-Клементино.

Музей получил свое название от имени двух пап: Климента XIV , основавшего музей, и Пия VI , который довел его до завершения. Климент XIV придумал создать новый музей во дворце Бельведер Иннокентия VIII и начал ремонтные работы.

Климент XIV основал музей Пио-Клементино в 1771 году; Первоначально он содержал произведения искусства античности и эпохи Возрождения . Музей и коллекция пополнились преемником Климента Пием VI. Сегодня в музее хранятся произведения греческой и римской скульптуры. Вот некоторые известные галереи:

  • Восьмиугольный двор (также известный как двор Бельведера и статуя Кортиле делле ): здесь были впервые представлены некоторые из первых античных классических статуй из папских коллекций. Некоторые из самых известных произведений – Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья – находятся здесь с начала 1500-х годов.
  • Зал Ротонда : в форме миниатюрного Пантеона зал украшен впечатляющими древними мозаиками на полу и древними статуями по периметру, в том числе позолоченной бронзовой статуей Геркулеса и Антиноя Браски .
  • Крест Галерея Греческий ( Sala Croce Грека ): с порфира саркофагов из Боденского и Святой Елены , дочери и матери Константина Великого .
  • Галерея статуй ( Galleria delle Statue ): как следует из названия, содержит различные важные статуи, в том числе Спящую Ариадну и бюст Менандра . Он также содержит канделябры Барберини .
  • Галерея бюстов ( Galleria dei Busti ) Здесь выставлено много древних бюстов.
  • Кабинет масок ( Gabinetto delle Maschere ). Название происходит от мозаики на полу галереи Виллы Адриана , на которой изображены маски древнего театра. Вдоль стен выставлены статуи, в том числе Три грации .
  • Sala delle Muse : здесь находится группа статуй Аполлона и девяти муз, обнаруженная на римской вилле недалеко от Тиволи в 1774 году, а также статуи известных древнегреческих или римских скульпторов. Центральным элементом является торс Бельведера , почитаемый Микеланджело и другими мужчинами эпохи Возрождения.
  • Зала дельи Анимали : названа так из-за множества древних статуй животных.

Музей Кьярамонти

Этот музей был основан в начале 19 века Пием VII , чья фамилия до избрания Папой была Кьярамонти. Музей состоит из большой арочной галереи, в которой выставлены несколько статуй, саркофагов и фризов. Новое крыло, или Braccio Nuovo , построенное Раффаэле Стерном , содержит статуи, в том числе Августа Прима Порта , Дорифор и реку Нил . Это в неоклассическомстиль и имеет широкую арочную крышу с мансардными окнами. Цветовая гамма – сине-серая и белая с полихромным мраморным полом. Стены каждой стороны галереи имеют ряд больших ниш, в которых стоят мраморные статуи. Между нишами установлены постаменты, поддерживающие более мелкие портретные скульптуры. Galleria Lapidaria является частью Museo Chiaramonti, и содержит более 3000 каменных таблеток и надписей. Доступ к нему возможен только по специальному разрешению, обычно с целью академического обучения.

Музей Грегориано Этруско

В этом музее, основанном Григорием XVI в 1837 году, есть девять галерей и хранятся важные этрусские экспонаты, полученные из археологических раскопок. Среди экспонатов – вазы, саркофаг, бронза и коллекция Гульельми.

Музей Грегориано Эджициано

Статуя лежащего на берегу Нила, 1-2 века нашей эры, в музее Грегориано Эджициано

В этом музее хранится большая коллекция артефактов Древнего Египта . Такой материал включает папирусы, Коллекцию Грасси, мумии животных и репродукции Книги Мертвых .

Музей Грегориано Эджициано был открыт 2 февраля 1839 года в ознаменование годовщины присоединения Григория XVI к папству. Создание музея было особенно близко сердцу Папы, поскольку он считал, что понимание древнеегипетской цивилизации было жизненно важным с точки зрения его научного значения, а также его ценности для понимания Ветхого Завета . Это чувство было выражено в докладе первого хранителя музея, физиолога и варнавита , отца Луиджи Марии Унгарелли.

Где находится Сикстинская капелла

Сикстинская капелла расположена в Апостольском дворце, который является официальной резиденцией Папы Римского в Ватикане.

Ватикан, как его чаще называют, занимает большую площадь в столице Рима, которая называется Район Ватикана.

Технически Ватикан – это небольшое государство, которое считается самой маленькой страной в мире, и на территории Ватикана вы также сможете посетить базилику Святого Петра, музеи Ватикана и Святого Иоанна в Латеране и Монастырь.

Всемирный Потоп и изображение Ноева Ковчега.

Ближайший район – район Прати, где вы найдете несколько отелей и несколько небольших торговых районов.

Следуя по реке на юг, вы окажетесь в популярном районе Трастевере, где попадете в лучшие рестораны и ночные клубы. Если направитесь на восток через Тибр, то попадете в оживленный центр Сторико – Centro Storico (где находится Испанская лестница).

Изображение пьянства Нойя.

Расположенный в центральной части итальянской столицы, Ватикан легко доступен и находится недалеко от многих других туристических достопримечательностей, поэтому ваше путешествие по городу не потребует тщательного планирования.

Самый простой и доступный способ добраться до Ватикана – на автобусе, трамвае или метро.

Хор

Хор Сикстинской капеллы

Основная статья: Хор Сикстинской капеллы

При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale; часто именуется просто «Сикстинской капеллой», итал. capella Sistina) — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471 году (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483 года. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж. М. Нанино и другие. Несколько крупных композиторов эпохи Возрождения, работавших здесь в XVI — первой половине XVII веков, объединяются понятием Римской школы. Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века.

Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы, но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. Единственное, что связывает его с историческим прототипом — гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения.

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело переделать потолок капеллы. В возрасте 33 лет Микеланджело начал расписывать потолок и закончил в течение 4 лет. Именно на потолке была создана самая известная фреска в мире — «Сотворение Адама».

Но изначально Микеланджело был напуган масштабами заказа и с самого начала знакомства с Юлием II дал понять, что предпочел бы отказаться. Он считал себя больше скульптором, чем художником, и подозревал, что столь масштабный проект был предложен ему врагами как некая «подстава». Но в итоге согласился.

Портрет Микеланджело в возрасте 69 лет

Вторая крупная работа в капелле — фреска «Страшный суд» —  была создана на алтарной стене. Эту работу Микеланджело начал в возрасте 60 лет и продолжал делать на протяжении 7 лет.

Потолок Микеланджело в Сикстинской капелле

С первой проблемой, с которой столкнулся Микеланджело — каким образом достать до потолка. Простые строительные леса не подходили, так как церковные служения решили должны были проводиться всё это время.

Первую идею предложил архитектор Браманте: он предложил построить леса, которые будут подвешены в воздухе с помощью канатов. Но от этого оставались дыры в потолке, что портило вид фресок в итоге.

Поэтому Микеланджело создал плоскую деревянную платформу на кронштейнах, которые крепились на отверстия в стене, высоко над верхней частью окон. Так это было практически незаметно и не мешало итоговой работе. Вопреки распространенному мнению, он не лежал на этих подмостках во время рисования, а писал стоя.

Микеланджело использовал яркие цвета, легко различимые с пола. На самой нижней части потолка он изобразил прародителей Христа. Над ним он чередовал пророков мужского и женского пола, с Ионой над алтарем. На самом высоком участке Микеланджело изобразил девять историй из Книги Бытия.

Площадь росписи составляет около 40 м в длину на 13 м в ширину. Это означает, что Микеланджело расписал 460 м2 фресок всего за 4 года.

«Сотворение Адама» — самая известная фреска Микеланджело

7 ноября 1984 года началась реставрация потолка Сикстинской капеллы, которая продлилась почти 10 лет. Были обновлены краски в изначальную яркость, так как за несколько столетий они успели потускнеть. Во время реставрации только сняли слой сажи и копоти, новых красок не вносили.

Вы можете увидеть разницу:

Фреска «Страшный суд»

«Страшный суд» был написан Микеланджело в 1535-1541 годах, между двумя разграблениями Рима: наемными войсками Священной Римской империи в 1527 году и Тридентским собором в 1545 году.

Работа была задумана в грандиозном масштабе и занимает всю стену за алтарем Сикстинской капеллы. На картине изображено второе пришествие Христа в Судный день.

Высоко на стене изображена героическая фигура Христа, а вокруг него группами стоят святые. В левой нижней части картины мертвые восстают из могил и поднимаются на суд. Справа изображены те, кто отведен в ад.

При создании фрески Микеланджело уходит от многих норм и канонов того времени. Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев.

Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева.

«Страшный суд» стал предметом ожесточенного спора между кардиналом Карафа и Микеланджело. Поскольку он изобразил обнаженные фигуры, художника обвинили в безнравственности и непристойности.

Интимные места на фреске всё же были позже зарисованы художником Даниэле да Вольтерра.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для Сикстинской капеллы были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам Рафаэля Санти, из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в Пинакотеке музеев Ватикана.

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио

Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы  П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь – место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г.

Вид на капеллу сверху

Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!

Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.

Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Росписи в капелле

Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра – центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Фрески Микеланджело

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Страшный суд

Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Живописец начал работу над ней в 1537 году и закончил в 1541 году (после 25-летней паузы с конца предыдущих работ).

Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника, и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Все остальные элементы, все фигуры фрески выполнил сам мастер.

Микеланджело Буонарроти при создании фрески «Страшный суд» уходит от многих норм и канонов того времени.

Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев. Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева. Все ожидают приговора и понимают, что для грешников предназначен Ад. Сам Ад изображен правом нижнем углу фрески.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны — 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой — и тогда взору пытливых открываются новые тайны.

Сикстинская капелла

Потолок Сикстинской капеллы — работа авторства Микеланджело Санти и датируется 1508. На создание шедевра ушло четыре года. Эта работа является краеугольным камнем искусства эпохи высокого Возрождения.

Капелла. Фото.

Капелла является часовней папы Римского, спроектированной Баччо Понтелли и возведенной в Ватикане (1477–1480 годы) в честь Сикста IV (оттуда и название). Часовня является местом проведения конклавов и других ритуалов.

Различные фрагменты потолка являются составными частями крупной схемы украшенной часовни, которая включает в себя и «Страшный суд» (алтарь). Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, Доменико Гирладайо и другие мастера внесли вклад в росписи стен. Вкупе работы иллюстрируют большую часть доктрины католической церкви.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Центральную часть отделки потолка представляют девять сцен из Книги Бытия, самая известная из которых «Сотворение Адама«. Эта работа — одно из самых знаменитых произведений искусства. Такой же культовый статус имеет разве что Мона Лиза ( авторства Леонардо да Винчи). Руки Бога и Адама являются объектом для множества пародий и подражаний. Масштаб работы позволил Микеланджело в полной мере продемонстрировать свое мастерство в написании разнообразных поз и фигур, оказав огромное влияние на культуру и стиль.

Сама работа оказывала влияние и до момента завершения. Рафаэль Санти, в отсутсвие Микеланджело, изучал детали потолка и, возможно, именно ими вдохновлялся при написании фрески «пророк Исайя».

Пророк Исайя. Рафаэль Санти.

Работа над капеллой

Микеланджело, который прежде всего был скульптором, нежели художником, не хотел браться за эту работу, в том числе, в силу занятости в то время, но Папа был не приклонен и художнику пришлось взяться за проект.

Великий потоп. Фрагмент капеллы.

Несмотря на колоссальный масштаб работы, Микеланджело изначально предлагал еще более амбициозный план. В конечном счете потолок капеллы насчитывает около трехсот фигур, работа над которыми длилась четыре года. Считается, что увлеченность автора библейскими сюжетами помогло ему самостоятельно разработать композиции и схемы.

«Развернутая» Сикстинская капелла.

Для того, чтобы добраться к потолку часовни, мастер разработал собственную лесенку, которую возводил не с пола, а выстроил её используя отверстия и выступы на стенах и окнах.

В силу габаритов (41 на 14 метров) и сложной архитектуры, многие фрагменты носят декоративный характер.

Основным элементом конструкции являются сцены из Книги Бытия, некоторые их которых поддерживаются четырьмя обнаженными фигурами. По краям двенадцать мужчин и женщин пророчествуют о рождении Христа. На серповидных областях, над каждым из окон часовни, изображены предки Иисуса. Над ними, в треугольных фрагментах, представлены восемь групп фигур, идентифицировать которых не удалось. Четыре угловых изображения показывают драматичные библейские истории.

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.

В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.

Интерьер

Сикстинская капелла (Ватикан) имеет строго прямоугольный зал с дугообразным сводом и высокими стенами, расписанными лучшими мастерами своего времени. Убранство и оформление часовни можно разделить на три уровня.

Первый уровень

Особенности:

  • Брюссельские гобелены по рисункам Рафаэля.
  • Мраморно-мозаичный пол.
  • Папский трон и места кардиналов.
  • Боковая ложа, с примыкающей мраморной балюстрадой, в которой размещается хор.
  • Кафедра проповедника, отделанная декоративной древесиной.
  • Ряд больших канделябров.
  • Алтарь, расположенный напротив богато оформленного входа.

Изначально Сикстинская капелла была разделена оградой на две равные части: для непосвященных и духовенства Ватикана. Но позднее место для пресвитерии отвелось гораздо больше.

Второй уровень

Особенности:

  • Настенные фрески, расписанные мастерами Флоренции и Умбрии.
  • Алтарная фреска.

Всего было создано 16 фресок: по шесть на северной и южной продольных стенах и по две на поперечных.

Третий уровень

Особенности:

  • Анфилада арочных окон.
  • Анфилада ниш с арками с изображениями Римских Пап.
  • Анфилада арок с люнетами, переходящими в треугольники с изображениями предков Христа.

Все герои росписей великих мастеров эпохи Возрождения обладают мощной физической и духовной силой. В их образах ощутим переданный художниками драматизм и реализм, изображаемых библейских событий.

Знаменитая фреска Микеланджело Буонаротти «Сотворение Адама» талантливо передает изображенное здоровое, атлетического склада молодое тело мужчины, лежащего в расслабленном состоянии, навстречу которому подался Творец, протянув руку, тем самым одарив его жизнью.

По всему периметру Сикстинской капеллы стоят массивные каменные скамьи, а зал разделен резной мраморной перегородкой, увенчанной канделябрами. На первый взгляд кажется, что стены часовни разделены на несколько функциональных зон. Нижняя часть Сикстинской капеллы украшена серебряными и золотыми драпировками, придающими убранству величие.

Верхняя часть капеллы по всему периметру на равноудаленном расстоянии содержит портреты первых и последующих правителей Папской резиденции.

Оповещающая труба печи

Чугунная печь с высокой трубой, которая устанавливается в часовне в период конклава, служит для сжигания бюллетеней после результатов голосования, когда проходит процесс выбора нового Папы. Белый дым, вьющийся из трубы часовни, таким образом, оповещает народ и прессу об избрании Папы. Это действие сопровождается перезвоном колоколов, доносящихся от Собора Святого Петра.

После избрания Коллегией кардиналов следующего Папы, его провожают в знаменитый «Зал слез», находящийся в часовне и расположенный слева от алтаря живописной часовни. Зал назван так потому, что, как гласит история, практически все избранные Папы Римские не могли удержаться и не заплакать от переполненных чувств после своего назначения.

В случае, когда ни один из кардиналов за время голосования не набирает достаточного количества голосов для избрания, то при сжигании бюллетеней в огонь добавляют сырую солому, чтобы из трубы над часовней образовался дым черного цвета. Таким образом, собравшийся на площади народ и пресса будут оповещены, что Папа не избран.

Папская капелла

Под сводами Сикстинской капеллы действует хор, состоящий как из мужских голосов, так и голосов мальчиков. Для Папской капеллы специально трудились известные композиторы Рима. Самым известным произведением, написанным для Папского хора, стала композиция «Мизерере» Грегорио Аллегри.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий