Вагоны класса «Люкс»
Вагоны этого класса появились относительно недавно, и поэтому пока нет единого стандарта. В настоящее время, в РЖД имеются вагоны премиум-класса следующих типов:
Вагон 1А
Состоит из четырех одноместных купе и большого бара, работающего круглосуточно. В каждом купе имеется собственная душевая, умывальник и туалет. В купе две полки: верхняя и нижняя. Нижний диван раскладывается и превращается в хороший диван шириной 110 сантиметров. Подразумевается, что в купе будет ехать один человек, но никто не помешает взять с собой сопровождающего, который займет верхнюю полку.
Пассажиры могут воспользоваться собственным кондиционером, убрать ценные вещи в сейф и сушить волосы феном. В стоимость билета включено питание, набор газет и журналов, беспроводной интернет и персональный телевизор с основными каналами.
Вагон 1Г
Главное отличие от типа 1А состоит в том все имеющиеся купе одноместные. Двухместное размещение невозможно в принципе, и все купе рассчитаны на одного пассажира. Еще одним весомым отличием является то, что в стоимость билета в вагоне типа 1Г включено питание по расширенному меню и отличные гигиенические наборы.
Вагон 1И
Включает в себя 5 просторных двухместных купе. Фактически, вагон данного типа больше всего похож на СВ, но купе в нем вдвое больше по размеру. В каждом отсеке имеется собственная душевая совмещенная с санузлом и большой гардероб с вешалками.
Для каждого пассажира предназначен жидкокристаллический экран, на котором можно смотреть телевизор или выбрать кино из стримингового сервиса. Совершенно бесплатно предоставляются беспроводные наушники. Пассажиры могут выбрать любые блюда из расширенного меню, которое предлагает вагон-ресторан.
Вагон 1М
В состав вагона данного типа входят 6 одноместных купе с персональными санузлами, куда входят не только туалет и умывальник, но и душевая кабина. Также купе оснащены телевизорами с цифровыми каналами и скоростным беспроводным интернетом.
Каждый пассажир получает дорожный набор, куда входят гигиенические принадлежности, качественный банный халат, тапочки и полотенца.
В стоимость билета включено питание, чай, кофе и освежающие напитки без каких-либо ограничений.
Как видно из описания, все вагоны премиум-класса отличаются только количеством посадочных мест и размерами купе. В остальным предоставляемые услуги и сервис практически идентичны.
Столь большое разнообразие люксовых вагон связано с тем, что они закупались в разные годы и у разных европейских производителей. В последние годы, руководство РЖД старается привести премиальный сегмент перевозок к единому стандарту и все приобретаемые вагоны будут относиться к типу 1А.
«Тверской экспресс»
Перевозчик ООО «Тверской экспресс»*
Тип вагона | Класс обслуживания | Услуги |
Вагоны СВ | ||
Л (Люкс) 2-местные купе с местами для лежания, в вагоне по 18 мест (полки горизонтального расположения), туалетные комнаты в обоих концах вагона | 1 Г | Кондиционер в купе; Биотуалет в купе; Душевая в купе; Умывальник в купе; Постельное белье; Санитарно-гигиенический набор; Пресса; Телевизор; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi |
1 Б | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Набор питания; Постельное белье; Санитарно-гигиенический набор; Пресса; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
1 Л | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Набор питания; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
1 У | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
Купейные вагоны | ||
К (Купе) 4-местные купе с местами для лежания, в вагоне по 36 мест (в купе две верхние и две нижние полки), туалетные комнаты в обоих концах вагона | 2 Э | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Набор питания; Санитарно-гигиенический набор; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi |
2 Т | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Питание (в стоимость входит горячее питание, холодные закуски и напитки на выбор по меню вагона-ресторана на общую сумму 1000 руб.); Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
2 Л | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
2 К | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
2 У | Кондиционер работает в летний период; Биотуалет в вагоне; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi | |
2 Н | Биотуалет в вагоне; Постельное белье; Тапочки; Розетки 220; Wi-Fi |
– классы обслуживания в вагонах поездов № 020У/№ 019У
Сколько стоит постельное белье в поезде в 2023 году
Стоимость постельного белья варьируется в зависимости от класса вагона: в вагонах Люкс за комплект белья придется заплатить 759 рублей, стоимость в СВ зависит от уровня поезда, в фирменном – 380 рублей, в обычном – 303 рубля.
Тоже касается и вагонов купе, в фирменных поездах белье стоит 243 рубля, а в обычных 164 рубля, немного меньше стоит белье в плацкартных вагонах – 160 рублей.
Цена зависит в первую очередь от комплектации: пассажиры плацкартного вагона получают наволочку, простынь, пододеяльник и полотенце, а вот путешествующие классом Люкс имеют возможность воспользоваться халатами и банными полотенцами.
Ночлег
1. В поезде в купе или в плацкарте у каждого есть спальное место. Оно может уже иметь постель, может не иметь. Проводник обязан постелить постель, но в России считается некорректным это требовать от проводника. Если он это сделал, то «спасибо». Если нет, то постель застелает сам пассажир.
2. Перед сном купе следует закрыть на два замка. Один замок расположен возле ручки двери (он поворачивается). Другой замок (если он есть) расположен на самой двери, как правило, в верхнем углу двери. Второй замок откидывается на себя и служит ограничителем при открывании двери.
3. Перед сном лучше все вещи убрать под полку, на которой Вы будут спать, в специальный ящик (если он есть, что бывает не во всех вагонах), чтобы тем самым защитить их от возможных посягательств. Особенно это касается документов, денег, компьютеров, телефонов и т.п.
Не забывайте свои деньги, документы и вещи, которые Вы положили под спальное место, заберите их перед выходом из вагона.
4. На окне в купе есть, как правило, ночная светонепроницаемая штора. Она обычно опускается сверху вниз, если в ее центра сжать вместе две ручки. Штора может не работать, не фиксироваться в закрытом положении. Это – нормальное явление, вызывать проводника вагона, как правило, бессмысленно.
Вместо вызова проводника попробуйте опустить штору и зацепить ее за выступающий штырек (винтик) внизу окна. Как правило, это помогает закрепить штору «намертво».
Светонепроницаемую штору лучше закрыть на ночь, чтобы свет в купе не привлекал внимание с улицы, и чтобы яркое освещение на станциях не мешало Вам спать
Свет в купе, вызов проводника
В купе есть освещение: яркое, приглушенное и местное возле каждого спального места.
В плацкартном вагоне пассажир не может самостоятельно управлять общим освещением — это за него делает проводник вагона. Но у него есть местное освещение.
В купе или СВ (спальный вагон) свет включается, как правило, слева от входной двери купе. Сначала надо открыть дверь, зайти в нее, и стоя спиной к двери и лицом к окну, слева «нащупать» выключатели. Один из выключателей включает главный общий сильный свет. Второй выключатель включает общий слабый ночной свет. Эти выключатели находится, как правило, примерно на уровне второй верхней полки, чуть ниже нее. Местное освещение есть у каждого пассажира.
Рядом с выключателями освещения может находиться кнопка вызова проводника. Случайное нажатие на нее посылает сигнал вызова. Страшного в этом ничего нет, проводник может и не прийти. А если придет, останется только перед ним извиниться за случайное нажатие на кнопку вызова. Штраф за такую ошибку не предусматривается.
Проводник поезда может в определенное время запретить включение общего сильного света действиями на своем пульте управления. Тогда выключатель включения общего сильного света в купе не будет действовать. Как правило, проводник отключает сильный свет после 11 часов вечера, но бывает и по-другому.
Возле каждой полки в купе и СВ есть собственный выключатель местного освещения. Выключатель находится с той стороны, где расположено окно купе. В некоторых более современных вагонах имеется по 2 выключателя: один со стороны окна, второй со стороны двери в купе. Соответственно, в таких вагонах возле каждой полки пассажира имеются две лампочки местного освещения.
Во время стоянки поезда освещение может автоматически выключиться или стать менее ярким. Это нормальное явление, вызванное разрядом аккумуляторных батарей вагона. Во время движения энергия подается от генераторов, приводящихся в движение от колес вагона.
Документальная основа
В процессе проектирования вагонов любой категории конструкторы опираются на специальные нормативы. Плацкарт — не исключение. Таким ключевым документом являются «Санитарные правила», разработанные для железнодорожного транспорта. При создании Правил учитывались мнения специалистов различных областей, в том числе медработников. Документ периодически подвергается изменениям и дополняется (последние изменения были в 2016 году).
Все санитарные нормы для поездов, разработанные медиками и специалистам смежных областей, утверждаются главным врачом РФ. В них прописываются рекомендуемые размеры вагонов, полок и т.д. Правила призваны обеспечить максимальный комфорт пассажиров и минимизировать потенциально опасные для их здоровья и жизни факторы.
В ходе изготовления плацкартных вагонов, Правила учитываются при конструировании основных элементов и при обустройстве внутреннего пространства. Этот документ используется и для капитального ремонта, если планируется изменить расположение основных деталей, ширину или длину полок, другие важные характеристики.
Перед началом эксплуатации каждый вагон проходит проверку и получает заключение, подтверждающее его полное соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам. Без специального заключения использование вагона недопустимо, так как он может быть опасен для пассажиров.
Как с помощью ж/д билетов получить скидку на коммунальные услуги?
Если в вашей квартире нет счетчиков и вся семья отсутствовала более 5 дней, то в течение месяца после возвращения из поездки можно подать заявление о перерасчете коммунальных услуг в компанию, которая вам их предоставляет. К нему надо приложить билеты туда и обратно (их можно заменить командировочным удостоверением, справкой из санатория, гостиничными чеками).
Да, это работает, в том числе и с электронными билетами. Скидка на коммунальные платежи во время путешествий реальна, наш главный редактор так делал дважды в прошлом году.
С 1 января 2017 года к такому заявлению должен прилагаться «Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».
Особенности и размеры багажных отсеков
Многих пассажиров интересуют размеры багажных отсеков, особенно тех, кто перевозит много вещей. Для транспортировки багажа в плацкартном вагоне имеются так называемые третьи полки (вверху) и багажные отсеки — рундуки (внизу).
Верхние багажные полки находятся на высоте 2 м от пола вагона, поэтому путешественникам небольшого роста не составит труда разместить сумки и чемоданы. Ширина полки — 54 см, длина варьируется от 167 до 176 см, высота до потолка равна 53 см.
Рундук находится под нижней полкой. Его размеры сильно различаются в современных вагонах и в составах времен СССР. В советских плацкартах нижние багажные отделения более просторны — 128 х 50 х 47 см. Современные рундуки имеют меньшие размеры — 90 х 45 х 35 см.
По закону, каждый пассажир вправе бесплатно перевозить с собой багаж небольшого размера (ручную кладь). Общая площадь сумки или чемодана не должна превышать 180 см.
Теперь вы знаете общепринятые размеры спальных и багажных мест плацкартного вагона
При оформлении проездных документов обращайте внимание на эти нюансы и выбирайте самое удобное место. Иначе запланированное путешествие обернется затекшими конечностями и бессонницей
При наличии крупного багажа уточните у оператора размеры багажных отделений. Так вы сможете разместить свои вещи без ущерба для других пассажиров.
Также в рубрике «Новости» вы можете ознакомиться с планами РЖД о введении в поездах дальнего следования.
Способы резервирования
Компания РЖД предоставляет путешествующим россиянам несколько возможностей быстро и комфортно забронировать проездной талон. Можно воспользоваться следующими способами при покупке билетов:
- Заказ через кассы железнодорожных вокзалов лично. Преимуществом такого метода является непосредственный контроль над выдачей билета и возможность получить консультацию о нужном маршруте, иных нюансах у сотрудника РЖД. К недостаткам личного присутствия в кассе ж/д вокзала относится необходимость выстаивать длинные очереди, чтобы забронировать талон.
- На сайте РЖД или страницах компаний-партнеров. Такой метод позволяет быстро забронировать купейное или плацкартное место без траты времени и нервов. К отрицательным сторонам такого способа дистанционного резервирования относится то, что отъезжающий гражданин лишен возможности отсрочить на 1–3 суток оплату билета, не может немедленно проконсультироваться со специалистом по важным вопросам.
- Приобретение места в поезде при помощи колл-центра организации, звонок по телефону горячей линии. Такой вариант резервирования билета удобен людям, у которых нет удаленного доступа к интернету. Кроме того, звонком оператору могут воспользоваться лица, которые не могут немедленно провести платеж за проезд. Минусом такого вида бронирования является необходимость знать телефон операторов сервиса и тратить время на попытки дозвона.
Обязанности проводника вагона
Не всем известно, что места в плацкартном вагоне, схема которых подобрана особенным образом, должны обслуживаться проводниками. В их служебные обязанности входит поддержание чистоты в вагоне и других помещениях.
Также проводники выдают постельное белье, стоимость аренды которого входит в цену билета, и следят за тем, чтобы пассажир вовремя его вернул обратно. За дополнительную плату работник вагона может сделать горячие напитки или обед. Но совершенно бесплатно они выдают медикаменты из аптечки, настольные игры и чистую холодную/горячую воду.
Обязанности проводников в постсоветских поездах намного шире, чем в европейских. Например, в Германии забота о пассажире полностью возлагается на него самого, а работник вагона только проверяет наличие билета и помогает разобраться с местом, если возникает такая необходимость.
Общение в вагоне
1. Не следует знакомиться с попутчиками, даже если они сами будут предлагать знакомство.
2. Не следует рассказывать попутчикам о цели поездки, о себе, о своих делах и планах.
3. Не нужно приглашать попутчиков в свое купе, есть и пить с ними.
4. Не рекомендуется ходить в чужие купе к случайным попутчикам, даже если они настойчиво Вас приглашают. Сошлитесь на усталость и необходимость начать работу сразу по прибытии на станцию назначения.
5. Если же Вы поехали по России далеко, то Вам придется провести в поезде не один десяток часов. В этом случае вольно или невольно Вы вступите в контакт с соседями по купе и по вагону
При этом соблюдайте осторожность, не садитесь играть в азартные игры, не принимайте участия в застольях
Береженого – бог бережет!
Сон
Самое сложное в плацкартных вагонах — сон. Поезда резко трогаются и останавливаются, люди вокруг разговаривают, а путейщики стучат по колёсам. Поэтому беруши обязательны! Купить их можно в любой аптеке. Если никогда не пользовались берушами и боитесь, что они вам не подойдут, лучше протестируйте их заранее. Также не забудьте маску для сна.
Для поезда нужно взять тапочки и домашнюю одежду, которую не жалко. Если вы едете в холодное время, берите с собой лёгкую комфортную одежду для дня и что-то потеплее, чтобы было удобно спать ночью. Зимой в плацкартах топят очень сильно, но за ночь вагон остывает.
Характеристика плацкартных мест: нумерация, удобства
Плацкарт занимает третье место по комфортабельности, уступая купе и СВ. Один такой вагон рассчитан на 54 пассажира, для каждого из которых предусмотрена индивидуальная полка. Она может быть верхней, нижней или боковой – каждая категория насчитывает по 18 мест. Секция из 2-х верхних и 2-х нижних мест образует отдельное купе, которое не имеет двери. Боковые полки расположены напротив каждого такого проема.
Стоит иметь в виду, что некоторые плацкартные места имеют особенности:
- В каждом вагоне есть т.н. «аварийные» секции, окна в которых не открываются. Там находятся места с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50. И если в купейном вагоне, где в аналогичных помещениях (купе № 3 и №6) предусмотрены точно такие же такие закупоренные окна, но можно воспользоваться кондиционером, то в плацкарте такой сервис отсутствует.
- Чтобы иметь постоянный доступ к розетке, не обращаясь с соответствующей просьбой к проводнику, нужно выбирать 2-ю или предпоследнюю секцию плацкартного вагона. Это места 5-8, 29-31, а также 39, 40, 51 и 52.
- В каждом плацкарте есть 4 полки, которые короче остальных примерно на 15 см. Это места под № 1, 2, 35, 36.
- Место 36 считается одним из самых неудачных еще по ряду причин. Во-первых, за стеной находится туалет, во-вторых, там установлена перегородка, в которую упираются ноги пассажира (в иных случаях они высовываются в проход). Кроме того, это верхнее место, но перегородки, помогающей подняться, там нет.
- Багажные отделения секций, которые находятся в непосредственной близости от проводников, могут быть заняты углем или одеялами. В «зоне риска» первые места (1-4), а также боковые 53 и 54.
Определить, нижним будет ваше место или верхним можно по его номеру