Вокруг Ладоги за 5 дней. Как выжить в зимнем автопутешествии

День пятый. Шлиссельбург — Санкт-Петербург

В последний день нашего путешествия мы позволили себе поспать до обеда, потому что до Петербурга оставалось не больше 50 километров, которые мы очень быстро преодолели. Несмотря на осознание того, что дорога подходит к концу, мы старались особо не расслабляться, ведь в городе будет куда более оживлённое движение, а значит, повышается и вероятность попасть в ДТП.

Но на душе всё равно было спокойно: мы объехали Ладожское озеро, ни разу не сломались, не застряли в глуши и даже не улетели в кювет. Это казалось небывалой удачей, потому что в своей голове я прокручивала самые разные варианты развития событий и даже на всякий случай заготовила черновую версию своего завещания, но она, к счастью, не пригодилась.

Путешествие по Ладоге к северным землям Карелии

День 1-2

Сначала ознакомьтесь с достопримечательностями Петрозаводска. Пройдитесь по современной набережной Онежского озера, осмотрите соборы Александра Невского и Крестовоздвиженский, а затем Екатерининскую церковь. Далее сплавьтесь на рафтах по горной реке Шуе. В следующий день направьтесь на остров Кижи, где вы увидите музей русского деревянного зодчества севера под открытым небом. Пойдите в Покровскую церковь. Изучите традицию этого края по этнографическим экспозициям музея.

День 3-5

Следуйте в город Сортавала, оттуда на священный остров Валаам. Полюбуйтесь отреставрированным Спасо-Преображенским собором. Вместе с экскурсией поезжайте в Гефсиманский и Воскресенский скиты и на живописные внутренние озера острова. На моторных лодках осмотрите природные ландшафты и рукотворные памятники на Скитском острове. Полюбуйтесь Никольским скитом, а вечером пятого дня вашего путешествия возвращайтесь в город Сортавала. Будет приятна вечерняя прогулка по улочкам небольшого приграничного городка.

День 6-7

Этим днем посетите выставку с экспозицией резки по дереву. Покиньте гостеприимный город Сортавала, дальше следуйте к Рускеальским водопадам. А оттуда к парку «Рускеала», где раньше производилась добыча декоративного мрамора. Можно покататься в лодке по водам Мраморного озера и полюбоваться белоснежными скалами. Заночуйте на берегу Укшозера. Весь следующий день посвящайте отдыху на природе.

День 8-9

Автобусом поезжайте в Кемь. На пути поднимитесь на гору с названием Сампо, чтобы полюбоваться великолепным видом озера Кончезеро. В «Марциальных Водах» можно отведать воды из трех минеральных источников. Посетите знаменитый заповедник «Кивач», где находится крупнейший равнинный водопад, также полюбуйтесь заказником карельской березы. После в городе Кемь сходите в «Пантеон саамов» и музей «Поморье». Далее следуйте в посёлок Рабочеостровск. Утром на следующий день катером направляйтесь к Соловецким островам. Полюбуйтесь комплексом кремля, который внесен в Список наследия ЮНЕСКО.

День 10-13

Специальная экскурсия ознакомит вас с самыми драматическими периодами Соловецкого монастыря. На лодках покатайтесь по удивительным озерам Соловков. Катером поезжайте к Большому Заяцкому острову, там вы увидите каменные лабиринты из комплекса древних культовых сооружений, каменную гавань, первую в России. В следующий день поднимайтесь на одну из гор Большого Соловецкого острова — гору Секирную, полюбуйтесь видом на Белое море. Возвращайтесь в город Кемь, а затем домой.

После окончания путешествия по Ладоге и северу Карелии делимся впечатлениями с друзьями, хвастаемся яркими днями отпуска и потихоньку настраиваемся на следующие поездки.

А пока давайте на главную страницу.

Северный берег Ладожского озера

Прогулки по благоустроенным тропинкам, осмотр частных музеев и старинных кирх напоминает путешествие по северной Европе. Интересно первые пару дней, а потом становится скучно. Хочется чего-нибудь эдакого: посмотреть узкие шхеры на Ладоге, сделать фото на фоне водопадов, посидеть у бурной реки. Северный берег Ладоги – это о природе, здесь вам пригодится палатка и треккинговые ботинки. Для полного счастья в поселке Ляскиля есть кафе “Усадьба”, где продают северные ликеры и настойки. Главное не дегустировать за рулем.

  • За Сортавалой шоссе А-121 выходит на берег Кирьявалахти – это узкий фьорд с каменистыми берегами. Тут снимали советско-норвежский фильм о викингах “И на камнях растут деревья”. История о том как бородатые дяди с топорами украли светловолосого мальчика и оказались вовсе не злыми.
  • Арочный мост через Янисйоки, 1919 года, первый железобетонный мост в Карелии. Железную дорогу протянули к целлюлозному заводу Леппякоски, ну и конечно для военных. Что бы попасть к мосту выезжайте из Сортавалы по А-121. Не пропустите поворот на поселок Харлу. Дальше двигайтесь в Хямекоски. Там вы найдете арочный мост, водосброс и гидроэлектростанцию. Весной во время паводка поток воды образует водопад, а ближе к осени водосброс перекрывают и обнажаются камни на дне реки. Кстати 110 метровый мост построили всего за полгода, вот вам и неторопливые финские парни, у нас бы так.
  • Водопад Белые мосты, финны его называли Юканкоски. Высота 17 метров – это самый высокий равнинный водопад в южной Карелии. Раньше над водопадом стояли два моста из белого камня, теперь от них остались только руины, которые при желании можно отыскать. Именно эти мосты и дали русское название водопаду, финское название произошло от ближайшей деревни Юка, а коски по-фински значит порог. В 1999 году Юканкоски признали гидрологическим памятником регионального значения, провели дорогу и обустроили поляну для палаток. Дорога так себе, за пол часа до прибытия рекомендую покинуть машину и отправиться пешком, если только вы не горды обладатель злого внедорожника. Идите налегке или с рюкзаками, все зависит от того собираетесь ли вы переночевать у водопадов. Мой совет – ночуйте.
  • Песчаные дюны в устье Тулоксы. Южные ветра и мелкий песок на северо-восточном берегу Ладожского озера сформировали местный филиал Сахары. Пускай здесь не так жарко и не так сухо, как в африканском оригинале, но пейзаж приковывает взгляд. Песок медленно двигается от берега, постепенно поглощая все на своем пути.

Рускеала и Сортавала

После похода по ладожским шхерам приятно переехать гостиницу. Принять горячий душ и посидеть в интернете, признайтесь ведь вы этого хотели.

Дорога от Соролы до Сортавалы узкая и вьется как уж в траве. 50 километров растянуться на час-полтора если никуда не заезжать, но я помогу вам растянуть удовольствие.

До 1939 года западный берег Ладожского озера был финским, от туда эти странные названия. За пару дней всего не посмотреть, вот список самого интересного:

  • Кирха в Лумиваара, высокая, белостенная стоит в лесу по соседству с Лахденпохья. Ее освятил епископ выборгский в 1935 году. Среди лютеранских церквей Карелии по нашу сторону границы кирха в Лумиваара сохранилась лучше остальных. В алтаре хорошо различима фреска изображающая Иисуса Христа. Если достанет смелости подняться на колокольню, то вы найдете в главный колокол, он еще работает.
  • Город ангелов. Не пропустите кирху в самом Лахденпохья. после пожара 1977 года от нее остались только стены. Сейчас внутри выставка деревянной скульптуры посвященная материнству. Маленькие ангелы окружают вас со всех сторон, как только вы перешагнете порог кирхи.
  • Военно-исторический музей гора филина. Это бывший штабной финский бункер, он расположен по дороге в Сортовалу. Хотите узнать о истории Финской войны, геологии местных скал, посмотреть военную технику или посетить парк активного отдыха, тогда не проезжайте мимо.
  • Остров Валаам, да-да если если встанете пораньше то успеете на метеор до знаменитого монастырского острова. Последний отправляется в 13:00. Час туда, час обратно и пять часов на осмотр достопримечательностей. Стоит такая экскурсия от 3900 рублей до 5000 рублей в зависимости от времени старта и дня недели.
  • Мраморный карьер Рускеала пример того, как из нечего сделать конфетку. Начиная с 18 века тут добывали мрамор, которым декорировали дворцы и храмы Санкт-Петербурга. Теперь здесь проложили экотропы, построили детский парк развлечений, даже дайвинг по затопленным штольням организуют. Ну и конечно ретро поезд, николаевский экспресс. Черный паровоз и вагоны словно из фильма про Эраста Фандорина. Оставьте машину в Сортавале и прокатитесь на экспрессе, не спеша обойдите весь парк и пообедайте в одном из ресторанов. 

День третий. Питкяранта — Старая Слобода

Фото: Нина Образцова

Когда утром мы проснулись и собрались выезжать, обнаружилось, что машина покрыта толстым слоем инея: температура ночью доходила до –30°С!

Как назло, у нас не было с собой никаких скребков, но зато в моём кармане каким-то образом оказалась пластиковая карточка — билет в петербуржскую библиотеку имени Маяковского, которой оказалось чрезвычайно удобно чистить окна. Теперь можно смело говорить, что в зимнем путешествии нам помогал Маяковский.

Фото: Нина Образцова

Мы позавтракали, подготовили машину и двинулись к деревне под названием Старая Слобода. Находится она всего в 160 километрах от Питкяранты, но этот путь кажется вечностью, ведь здесь начинается очень плохая дорога. Возможно, автолюбители из каких-нибудь лесных районов Ленска скажут мне, что я просто не видела плохих дорог, но, поверьте, после того прекрасного покрытия, которое сопровождало нас в предыдущие дни, путь до Старой Слободы казался сущим адом.

Мы ехали совсем медленно, потому что заледеневшая дорога со снежным настом извивалась, как Василиск в Тайной комнате (помните в “Гарри Поттере”?). Чтобы не провоцировать аварийные ситуации, мы очень неторопливо добирались до своего пункта назначения.

Фото: Нина Образцова

В Старой Слободе казалось, что вся деревня собралась на церковную службу. Думаю, где-то 50% площади населённого пункта занимают храмы и монастыри, а люди неспешно бредут к ним прямо по проезжей части, не обращая никакого внимания на машины.

Признаться честно, на улице было так холодно, что мы забрались в наш домик и выходили из него только поужинать. Весь вечер прошёл за просмотром фильмов и редким поглядыванием в окно, что неизбежно заставляло вздрагивать, всё же –30 градусов — это не шутки.

День четвёртый. Старая Слобода — Шлиссельбург

Фото: Нина Образцова

Когда утром мы собирались уезжать из Старой Слободы, машина начала кряхтеть, не желая заводиться. Но через какое-то время она всё же сдалась и мы услышали привычное рычание мотора. На самом деле это довольно нервный момент, когда утром ты идёшь к машине и гадаешь, как на ней отразились ночные заморозки. Я до сих пор не могу нарадоваться, что нам так везло и даже на самых холодных участках пути автомобиль чудесно себя вёл.

Дорога до Шлиссельбурга была просто идеальной — хорошая трасса, чистый асфальт, трасса практически всегда шла по прямой. По пути мы сделали остановку, так как проезжали мимо выхода к Ладоге. Было очень холодно, но упустить возможности побегать по льду мы не могли. На берегу горами лежали льдинки, а снег смешивался с речным песком. Над озером стоял уже знакомый туман, который пронизывало солнце, от чего казалось, что весь горизонт объят огнём.

Фото: Нина Образцова

Не уверена, что это было умным поступком, потому что глушить машину среди леса при таких низких температурах категорически не рекомендуется. Но меня успокаивало то, что трасса достаточно оживленная и по ней часто проезжают машины, — в случае чего нам бы помогли.

Фото: Нина Образцова

Добрались до Шлиссельбурга мы достаточно быстро. Побывали в том месте, где из Ладоги вытекает Нева — единственная река, которая берёт своё начало в этом озере. Но выхода к самой Ладоге мы не нашли — вдоль берега на многие километры тянется канал, который преграждает путь к озеру.

В гостинице Шлиссельбурга было очень прохладно. Мой вам совет ­— никогда не стесняйтесь просить обогреватели и дополнительные одеяла, потому что в обратном случае утром вас придётся выдалбливать из глыбы льда.

Ладожские Шхеры

Как москвичам, так и питерцам я советую первую ночевку делать в деревне Сорола, неподалеку от Лахденпохьи. Тут легко снять коттедж или разместиться на одном из кемпингов. Например, Сорола Кэмп. Кроме места под палатку тут вы найдете прокат каяков и байдарок от 1500 рублей. Они вам понадобятся, без лодки полюбоваться красотами национального парка «Ладожские шхеры» не выйдет. А там есть что посмотреть.

  • Форелевая ферма к северу от Соролы. Приблизившись, вы увидите садки для рыб устроенные прямо в проточной воде посреди пролива. Если записаться заранее, то можно высадиться и посмотреть ферму, а потом даже прикупить свежей форели.
  • Змеиная гора — точка притяжения скалолазов Санкт-Петербурга и области. Если скользкие камни и веревки не ваш метод познавать мир, советую прогуляться на вершину горы, там открывается захватывающая дух панорама на окрестности. С воды Змеиная гора выглядит как 40 метровая отвесная стена по которой карабкаются те самые скалолазы.
  • Гора Моисея. Нет, вы не угадали, это не часть Еврейской автономной области. Легенды об этом месте ходят разные. Одна из них утверждает, что ее так назвал баптист-проповедник из США, который агитировал местных жителей в начале девяностых годов прошлого века. Лучше всего добираться до нее по воде, так как пешая тропа еще не проложена. Отправляйтесь по протоке к югу от Соролы и вы ее не пропустите. Это отвесная скала высотой 37 метров уходящая прямо под воду. Очень похожа на Змеиную гору, но без машин и скалолазов. На вершине есть смотровая площадка и место под палатку.
  • Углубившись в шхеры вы найдете бобровую запруду, а рядом с ней заросли черники, стол и скамейки с кострищем. Идеальное место для ночевки.
  • На самой границе открытой воды есть уютная закрытая бухта с оборудованной стоянкой. У бухты неглубокое гранитное дно, за день вода прогревается градусов на 5 теплее, чем в Ладожском озере. Прихватите с собой полотенца и купальники.

Ладожское озеро

Уходящая за горизонт иссиняя водная гладь, поросшие мхом валуны на опушках соснового бора, древние монастыри в глубине извилистых бухт, россыпь скалистых островков — все это Ладога. Приладожская земля раскинулась вдоль северного побережья самого обширного озера Европы и значительно отличается от остальной Карелии. Это край удивительной красоты, самобытной истории с уютной столицей — городком Сортавала. Более тридцати рек и речушек несут свои воды прямо в озеро. Среди них: полноводная Свирь, прямолинейный Волхов и другие реки, теряющиеся среди многочисленных лесов и лугов Карелии. Есть здесь и совсем коротенькие реки, и такие, что собирают воды не с одной сотни километров, перед тем как пополнить ими несметные запасы озера. Хоть Ладожское озеро и выступает огромным природным резервуаром воды, ее основным стоком служит небольшая, но полноводная река Нева, вливающаяся в Финский залив Балтики.

Озеро богато островами, с выделяющимися размерами Валаамскими островами. Весь регион Ладожского озера отличается всевозможными ландшафтами, ведь над художественным обрамлением этого места природа трудилась миллионы лет. Одни берега ощетинились острыми гранитными утесами, уходящими в холодную глубину вод. А другие — подставляют всем ветрам свои каменные, отшлифованные спины. Редкие песчаные дюны и отмели поросли стройными соснами, а кое-где присыпаны округлыми валунами. Особенно примечательны берега в Северном Приладожье, где скопились небольшие скалистые островки, разделенные узкими проливами. Все ожерелье ладожских островов разделено между собой лабиринтом из множества проливов. Изрезанные глубокими и узкими заливами берега кое-где напоминают миниатюрные норвежские фьорды.

Ладога издревле считалась своенравным озером. Плавание по нему было связано с настоящим риском: тысячи судов, затонувших в его волнах, тому подтверждение. Суровый нрав Ладоги связан с особенностями ее дна, где резкие перепады северной и южной частей создавали сложные условия для водного транспорта. Лишь в июле на Ладоге тихо: в это время там стоит штиль. Надо сказать, что и сегодня самая живописная северная часть, остается в стороне от основных судоходных маршрутов. Покой водных пустынных просторов лишь изредка нарушают теплоход на священный Валаам и яхты.

Мрамор «Рускеала»

Мраморный карьер в горном парке «Рускеала» считается одним из необычных и самых интересных мест Карелии. Отвесные скалы карьера и чистая бирюзовая вода привлекают красотой. Пещеры и гроты манят многочисленных любителей экстремальных видов спорта. Остальные гости жаждут ознакомиться с историей добычи карельского знаменитого мрамора буквально на месте. Мрамор из этого карьера был использован для отделки стен Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Но время показало, что качество мрамора было недостаточно высоким: он быстро разрушался в условиях сурового климата. Недалеко от каньона есть красивейший водопад, знаменитый тем, что служил декорацией для одной из сцен кинофильма «А зори здесь тихие».

Navigation

  • Начало
  • Форум
  • Карты
  • Путеводители
    • Путь на Воттоваару
    • Вокруг Ладоги
      • Часть 1. Дорога в Карелию.
      • Часть 2. Куркиеки – Лахденпохья
      • Часть 3. Сортавала – Валаам – Рускеала
      • Часть 4. Ляскеля – Харлу
      • Часть 5. Юканкоски – Питкяранта – Колатсельга
      • Часть 6. Салми – Погранкондуши – Свирь
      • Часть 7. Приложения
    • Рейтинг Eeyore
    • Синявинские высоты

      Тур де Синявино № 1

  • Краеведение
    • Архив сайта
      • История Северо-Запада, Карельского Перешейка, Приладожья
      • Советско-Финские отношения, Зимняя война, Война-продолжение
      • Петровские редуты, форт Ино, линия Маннергейма, Карельский укрепрайон
    • Переписная книга 1500
    • Библиотека книг по истории Финляндии
    • Карты Невы и прилегающих территорий в шведских архивах
    • Перечень карт, оригиналы которых можно найти в шведских архивах
    • Нева и Ниеншанц
    • Карты и планы Невы и Ниеншанца
    • Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц
    • Столичный город С.-Петербург
    • Поезд на кладбище
    • История строительства железной дороги Петербург — Кексгольм
    • Кронштадский мятеж
    • Экскурсия на Волховстрой
    • Руководство к плаванию в Невской Губе
    • Ленинград. Путеводитель. 1931 год
    • Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор
    • Дипломатическая почта. (История Финляндии 1941-45)
    • Малоэтажные дома Ленинграда
    • Ленинградское дело
    • Проект детальной планировки Пороховых
    • Праздничный наряд Ленинграда
    • Каталог станций от Выборга до Новгорода
    • Конференции “СПб и страны Северной Европы”
    • Воспоминания о Коневце
    • Список исторической литературы
  • Военная история
    • Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
    • Документы военного архива Финляндии
      • Журнал боевых действий Главной ставки финской армии
      • A – I
      • J
      • K-O
      • P-Y
      • Русские трофейные документы
    • Карельский и Выборгский укрепрайон
      • КаУР – наш ответ Маннергейму
      • Электрификация Карельского укрепрайона. 1928-1940
      • Передовой рубеж Карельского укрепрайона
      • Сведения о Выборгском укрепрайоне
      • История ДОТа №07 КаУРа
    • Крепости Ингерманландии и Карелии в 1681 году.
    • История военно-морской базы Ханко, материалы музея “Гангутский мемориал”
    • Хроника Видлицкой коммуны
    • Списки награжденных за участие в Советско-Финской войне
    • За чертой милосердия
    • По обе стороны Карельского фронта
    • Балтийцы – Герои Советского Союза
    • История ЛВО
    • Отчет 8-й ПД о боях в Сомме – Порлампи
    • 124-я танковая бригада в боях за Стрельну
    • Оборонительный бой 128-й стрелковой дивизии
    • Бункер адмирала Трибуца
    • Штурм Шлиссельбурга
    • Дневник В.Вишневского 1941-1945
    • Водные препятствия. 1943
    • Воспоминания о блокаде
    • Первичные воинские захоронения 1941-1944.
    • Перезахоронения Всеволожского района
  • Старый сайт
    • Архив: Путеводитель
    • Архив: География
    • Архив: История
    • Архив: Фортификация
    • Архив: СССР-Финляндия
    • Архив: Разное
    • Архив: Форум 2001-2002
    • Архив: Форум 2002-2004
    • 1999 г. – На авто по России
  • РЖД
    • Расписания, путеводители, проекты, описания
    • Документы ГКО
    • Документы ВКП(б)
  • Разное
    • Гостевая книга
    • Примеры шаблонов
    • Старые новости
    • Миттельшнауцеры Дарт и Жак
  • Фотогалерея

Подготовка к дороге

«В дорогу нужно брать пачку соли, это сто процентов! Ведь когда попадёте на голый лёд, то надо будет как-то выбраться. Соли подсыпал, подождал, она разъела чуть-чуть — и дело пошло! Ещё надо лопатку какую-то, вдруг опять же застрянете. Трос надо обязательно! Я очень часто вытаскивал людей», — советует Дмитрий.

«Зимой первым делом надо брать комплект для ремонта колёс. Ещё сухой паёк (лучше армейский), спасательные одеяла (стоят в районе 150–250 рублей). Далее топливо — литров 10 в стальной канистре. Хомуты, изоленту, провод сечением 2–2,5, метров 15. Ну про аптечку, трос, перчатки, знак аварийки, огнетушитель молчу, они должны быть. Возьми сварку холодную! Если что-то отвалится или бензобак понадобится залепить на время», — составил для меня целый список Роман.

Александр же предупреждает, что всё просчитать всё равно невозможно.

«Обязательно случится что-то непредвиденное. К примеру, у меня с собой всегда инструменты, два домкрата, запаска, лопата, масло, тосол, ремень генератора, свечи и ещё куча всего по мелочи. Но прошлой зимой, в 2 часа ночи, в самый лютый мороз, намертво встал из-за развалившегося натяжного ролика ремня генератора».

В итоге я для себя сформулировала основные постулаты. Отправляясь в автопутешествие, нужно проверить работоспособность своей машины. Посетите автосервис и проверьте ходовую часть автомобиля, убедитесь, что у вас есть всё необходимое для срочного ремонта автомобиля. Также стоит запастись вещами, которые помогут не умереть от холода и голода во время починки машины или ожидания помощи. Это могут быть тёплые вещи, питательная и не портящаяся еда, горячая вода в термосе.

Также стоит заранее забронировать гостиничные номера во всех городах, где вы планируете остановиться. На телефон лучше скачать офлайн-карты, на которых отмечены автозаправки, больницы, магазины и кафе.

Восточный берег Ладожского озера

Восточный берег Ладожского озера — это типично русский пейзаж, низкие болотистые берега, равнинные реки, дремучие леса, медведи с балалайкой. Шутка, просто медведи, и то редко. С востока в Ладогу впадает три судоходные реки: Свирь, Сясь, Волхов.

Начиная с VIII века через Неву, Ладожское озеро, Волхов и далее на турецкие курорты средиземноморья викинги проложили путь «Из варяг в греки». Альтернативно одаренные путешествовали по Свири в Волгу и далее в Каспийское море.

При Петре I Волхов соединили с Невой каналом, Ладога даром, что озеро, а шторма бывают похлеще чем на море. Позднее построили еще один канал от реки Свирь до Невы.

А теперь подробно, о том, что можно посмотреть на восточном и Южном берегу Ладожского озера:

  • Александро-Свирский монастырь, основан в XV веке на берегу Рощинского озера. При монастыре есть дальний скит, крепость, 6 храмов и звонница. В главном храме уже 6 веков хранятся нетленные мощи основателя Александра Свирского. Развитая инфраструктура включает: экскурсионное бюро, гостиницу и столовые. Очень рекомендую здесь отдохнуть после нескольких ночей в палатке.
  • Лодейнопольский историко-краеведческий музей. Во время экскурсии вы узнаете о ходе Свирско-Петрозаводской военной операции, богатстве природы Нижне-Свирского заповедника, создании Балтийского флота и жизни уездного города Лодейное поле в конце XIX начале XX века.
  • Введено-Оятский монастырь появился чуть позже Александро-Свирскго. Изначально был мужским. Заново открылся в XX веке уже как женский монастырь. Посвящен родителям Александра Свирского. Рядом с монастырем есть источник радоновой минеральной воды. В дореволюционных летописях монастыря источник не упоминается. Возможно его появление связано с бурением артезианских скважин в советское время.
  • Свирские шлюзы и Нижне-свирская гидроэлектростанция находятся в 20 километрах выше по течению от Лодейного поля. Проектирование началось еще в 1916 году для электрификации региона и улучшения судоходства по реке Свирь.
  • Старая Ладога — первое скандинавское поселение появилось в VI веке. Ладога — это название города, реки, сейчас она называется Елена, и озера. По преданию именно в Старую Ладогу призвали Рюриков. Сейчас на территории крепости действует музей. Во время постройки поселение находилось на берегу Ладожского озера, за последнюю 1000 лет вода отступила.
  • Развалины Любшанской крепости. Первое славянское поселение на берегу Ладоги. Каменные укрепления здесь появились раньше чем в Старой Ладоге. В IX веке поселение утратило значение и прекратило свое существование. Сейчас на месте раскопок можно увидеть каменные основания крепостных стен.

День второй. Приозерск — Лахденпохья —­ Сортавала — Питкяранта

После вероломного вскрытия машины на следующее утро мы принялись гуглить ближайшие автосервисы, которых в Приозёрске было совсем немного. Дозвонившись до парочки, услышали категоричное “с электроникой мы не работаем!”.

Фото: Нина Образцова

Поэтому мой попутчик нашёл в Интернете модель батареи, используемой в нашем пульте, сходил в магазин, раскрутил ключ, заменил батарею — и, о чудо, оно работает!

Также мы залили в бачок стеклоомывателя “незамерзайку”, которая замёрзла примерно сразу же. Поэтому часть предательской синей жидкости была перелита в бутылочку 0,5 л, в крышке которой мы проделали дырочку, а меня переквалифицировали из штурмана в стеклоомывательный бачок на ножках. Время от времени мы останавливались, я высовывалась из окна и брызгала из бутылки на лобовое стекло. XXI век, автоматизация!

Где-то через 24 километра после Приозерска начинается Карелия. Местные дороги тяжело описать, но это просто какой-то автомобильный рай. Покрытие идеально ровное, несмотря на постоянные осадки, дорога отлично почищена, по обеим сторонам стоят великанами заснеженные хвойные деревья, а само дорожное полотно, кажется, пробито прямо в скалах. Наш путь лежал в Питкяранту, но по пути мы останавливались в Лахденпохье, потому что там есть прямой выход к Ладожскому озеру, которое в этих местах не замёрзло, а просто покрылось льдинками.

Фото: Нина Образцова

На противоположной стороне зелёные сосны, над водой стоит туман, вдоль берега причалены катера и небольшие суда. Это именно то зрелище, ради которого не жалко выбраться из машины и немного помёрзнуть. 

Фото: Нина Образцова

В Лахденпохье мы посетили гору Филина — это военный музей в скале, который раньше был функционирующим фортом. Внутри находится два зала, посвящённые истории Карелии и её участию в Советско-финской войне 1939–40-х годов. Там можно найти занимательные плакаты, вроде “Сдавайся! У финнов тепло и сытно!”.

Фото: Нина Образцова

В этот день мы ненадолго заезжали в Сортавалу, чтобы пообедать. В пути мы иногда жалели, что заранее не продумали места для обеда. Если завтракать и ужинать можно в пунктах назначения и гостиницах, то обед обычно застаёт людей в дороге. И если хочется чего-нибудь горячего и питательного, то приходится экстренно искать пристанище, а Интернет не всегда достаточно хорош для поиска кафе. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.

К вечеру мы добрались до гостиницы в окрестностях Питкяранты и практически мгновенно заснули от холода и усталости.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий