Индуизм и другие верования
Индуисты считают, что разные философские системы не противоречат, а дополняют друг друга. Цель каждого индуиста – пережить самому божественный опыт. Индуисты верят, что ни один человек, верование или система не являются единственным путем к переживанию Бога, освобождению или спасению. Индуист верит, что какая-то система подходит ему, и он доверяет ей, а другая система может подойти другому, и он свободен следовать методам и пути своего выбора. Индуизм – это древняя философия толерантности. Каждый свободен выбирать, экспериментировать, понимать и развиваться. Но индуизм имеет строгие правила практики. Индуизм развивает свои философские направления свыше 5 тысяч лет. Индию или Бхарат это духовная лаборатория мира, где каждый был и остается свободным экспериментировать с разными методами, достигать божественного или становиться им. Бхарат или Индия один из нескольких регионов, где различные системы поклонения, методы преобразования духовной энергии сохранились в чистом виде, в непрерывной древней традиции, насчитывающей пять с лишним тысячелетий. Массаж Мытищи
Регистрация | | | Забыли пароль? |
Животные – это святое для индуистов
Те, кто исповедует индуизм, относятся к животным с большим уважением. Но есть некоторые животные, к которым относятся с величайшим уважением и почтением.
К ним относятся корова, слон, змея и павлин. Вопреки распространенному мнению, индусам разрешено есть говядину.
Почти 80% населения Индии считают себя индуистами. Еще 30 миллионов индуистов живут за пределами Индии в соседних странах. Во всем мире насчитывается 950 миллионов индуистов, что составляет около 15% населения мира.
В то время как большинство религий, как правило, остаются в странах своего происхождения. Индуизм распространяется по всему миру. Многие люди в западных странах приняли терпимость религии к разнообразию и мирным обычаям.
Другие боги.
В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела. Другой сын Шивы – Сканда или Картикейя, который пользуется особой популярностью в южной Индии. Многие почитают Ханумана с обезьяньей головой, который описан в Рамаяне как верный союзник Рамы. Повсеместно распространено умилостивление Ситалы – богини черной оспы
Хотя Брахма в мифологии занимает важное место демиурга, ему не принято поклоняться. Зато всеобщей любовью пользуется Сарасвати, его супруга, в качестве богини музыки, изящных искусств и знания. Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных богов
Крестьянин-индуист наделяет богами все холмы и речки вокруг своей деревни. Деревенский горшечник к тому же поклоняется богу гончарного круга, а пахарь – богу сохи
Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных богов. Крестьянин-индуист наделяет богами все холмы и речки вокруг своей деревни. Деревенский горшечник к тому же поклоняется богу гончарного круга, а пахарь – богу сохи.
Происхождение[править | править код]
Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться. Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных. Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были кочевым народом, народом воинов. Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве
Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…» Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением. Некоторые исследователи называют Индру верховным божеством древнеарийского пантеона
Другие выделяют триаду верховных божеств: Индра, Варуна и Агни
Третьи полагают, что для ария в каждый данный момент главным был тот бог, к которому он в этот самый момент обращался. Существует также близкая к современным неоиндуистским сектам и интегралистским и националистическим течениям точка зрения, гласящая, что ведийские арии поклонялись Единому Богу, выступающему в различных воплощениях и под разными именами. Придерживающиеся последних двух точек зрения ссылаются на то, что практически каждое божество вед в посвященных ему гимнах называется «вседержителем», «царём всей вселенной» и т. д. Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержат представления древних индийцев о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т. д. Cуществует точка зрения, согласно которой индуизм восходит к религии существовавшей в долине р. Инд Хараппской цивилизации, или цивилизации Мохенджо-Даро, Холма Мёртвых, памятники которой датируются археологами примерно XXIV веком до н. э. Однако скорее всего её следует считать ошибочной, так как хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав воздействия ни на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру дравидов, ни на пришедшую еще позже культуру ариев.
Локапалы, индуизм |
Агни | Варуна | Ваю | Индра | Кубера | Сома | Сурья | Яма |
Как появилось название «хинди»
В персидском языке санскритское название реки Инд, было переделано в название Хинду. Персы стали именовать жителей Индии словом – «хинди». Это слово заимствовали различные тюркские, арабские и монгольские завоеватели. В период правления великих моголов в XVI-XVIII веках весь Индийский субконтинент завоеватели стали именовать «Хиндустаном», как сочетанием слов «Инд» и «страна».
Это слово так прочно вошло в лексикон жителей Индии, что впоследствии весь индийский полуостров получил название Индостан. А жители Индии, исповедующие индуизм, или считающие себя потомками ариев, даже в наше время, продолжают именовать себя «Хинду», или «Хинди».
Кстати, с географической точки зрения, русское слово «Индостан», как изменённое со слова «Хиндустан» для обозначения всего индийского полуострова является устаревшим, хоть продолжает широко использоваться в литературе. В мировой географической науке набирает всё большей популярности словосочетание Индийский субконтинент, куда относят: Шри-Ланку, Непал, Бутан, Пакистан, Бангладеш и собственно Индию.
Этимология слова индуизм
Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.
Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI — XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».
Пусть каждый занимается своим делом
Конечно, каждый на наших широтах знаком с индуизмом в первую очередь не по тем признакам, о которых мы до сих пор говорили, а, так сказать, по красочной, обрядовой стороне культа. Индуистская экосистема, развиваясь, плотно заселила мир разнообразнейшими богами, полубогами, демонами, духами многорукими и многоликими, зверомордыми, слоноголовыми и птицеклювыми, обворожительными и отвратительными, простодушными божками и грозными громовержцами К такому пантеону примыкают и собственно животные пресловутая священная корова, многочисленные транспортные средства небожителей: Гаруда мифическая птица Вишну, бык Нанди, на котором передвигается Шива, тигр (этот «возит» яростную Дургу, воплощающую стихийное женское начало), змеи, обезьяны Весь священный зоопарк не поместится и на нескольких страницах.
Соответственно многообразны и формы почитания этой пестрой компании и красочные шествия с пением и плясками, и суровые посты с обетами, и оргиастические ритуалы, и долгие паломничества к святым местам, которых в Индии великое множество Но какая-то иерархия, конечно, нужна. Есть она и тут: особое и главенствующее положение в индусском мире занимает триада-тримурти верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахма хоть и созидатель мира, и перечисление тримурти обязательно начинается с него, не имеет особого культового значения. Его имя сопровождается уймой высокопарных эпитетов, а храм ему поклонники удосужились посвятить всего один, в Аджмере. Фигурами же первого плана в повседневной культовой жизни, безусловно, являются Вишну охранитель Вселенной, и Шива ее разрушитель. Причем из этих двух значительно активнее действует второй: в соответствии с функцией это естественно. Вишну, вообще, «мало двигается». Точнее говоря, он попросту спит в Мировом океане на тысячеголовом змее Шеше. А когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в котором появляется Брахма и вместе с ним новый мир. Ну и еще, как охранитель, этот бог время от времени отправляется на землю в облике разных земных существ, дабы спасти ее от конкретной опасности. Первым его воплощением была рыба она выручила людей при Потопе. Потом он нисходил в мир в виде черепахи, вепря, а затем и людей любимых героев Индии, Рамы и Кришны. Всего ему предстоит воплотиться десять раз последней аватарой будет Калки, судия и спаситель, который наведет итоговый порядок на свете.
Гораздо менее величавый образ жизни ведет Шива. Впрочем, его облику присуща как раз парадоксальная двойственность. Он ненасытный любовник, и он суровый аскет, восседающий в Гималаях в йогической позе. Он разоритель, и он покровитель плодородия, которому поклоняются в виде лингама. Всего у него шестьдесят четыре ипостаси, что свидетельствует и о древности образа, и о том, что он объединил в себе множество ранних божественных фигур. Вдобавок, подобно тому, как Вишну на время передает свою власть аватарам, Шива делегирует ее своей шакти, энергии, которая является в женских обличьях. Опять-таки во многих это может быть и преданная Сати, и прекрасная Парвати, но чаще страшная Дурга или Кали, воительница в ожерелье из черепов, с жертвенным ножом в руках и с высунутым языком, окрашенным кровью жертв!.. Ипостаси трех верховных богов образуют женскую триаду. Это супруга Брахмы богиня наук и искусства Сарасвати, супруга Вишну Лакшми, богиня богатства и красоты, и супруга Шивы неистовая Дурга.
Индуизм – это религия практики, а не убеждений
В отличие от большинства других основных религий, индуизм больше занимается практикой, чем конкретной системой убеждений. Он больше фокусируется на действиях людей.
Индусы действительно верят в универсального Бога по имени Брахман, но Брахман принимает множество форм, которым могут поклоняться индуисты. Также считается, что Брахман есть в каждом.
Индусы верят в реинкарнацию, когда душа вечна и живет несколько жизней, входя в новое тело после того, как предыдущее тело прошло. Душа может переродиться в человеческом теле, теле животного или даже в растении. Поэтому индусы верят, что у каждого живого существа есть душа.
Священные тексты
Издревле литературные писания, имевшие значение святыни, имели стихотворную форму и передавались из уст в уста, поскольку так легче было запомнить их содержание. Тексты священных писаний записывались на санскрите. Как правило, их разделяют на 2 таких вида: Шрути и Смрити.
Шрути
Принято считать, что Шрути — это откровения бога, переданные через святых мудрецов, дословно переводится как «услышанное». Шрути называют четыре самых главных «Веды»:
- «Ригведа» — самое древнее известное ведийское писание;
- «Самаведа»;
- «Яджурведа»;
- «Атхарваведа».
В свою очередь, каждая книга священного писания разделяется на 4 части:
- «Самхиты» — мантры со священным содержанием, составляющие основу каждой
- «Веды»;
- «Брахманы»;
- «Араньяки»;
- «Упанишады».
Смрити
Это вид священных писаний, к которому относят эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата»
Согласно исследованиям ученых, в «Махабхарата» содержится суть всех «Вед», переданная в виде философских наставлений Кришну воину Арждуне, являвшемуся принцем, перед началом важной битвы. «Рамаяна» рассказывает историю Рамы и плена его жены Ситу. В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы
К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма
В виде аллегорического повествования с философским смыслом поданы темы человеческого существования и дхармы. К Смрити еще относят «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные наставления последователям индуизма.
По регионам
Регион | Население | Индуисты | % индуистов в регионе | % от общего числа индуистов в мире |
---|---|---|---|---|
Центральная Африка | 83,121,055 | 0 % | 0 % | |
Восточная Африка | 193,741,900 | 667,694 | 0.345 % | 0.071 % |
Северная Африка | 202,151,323 | 5,765 | 0.003 % | 0.001 % |
Южная Африка | 137,092,019 | 1,269,844 | 0.926 % | 0.135 % |
Западная Африка | 268,997,245 | 70,402 | 0.026 % | 0.007 % |
Всего | 885,103,542 | 2,013,705 | 0,228 % | 0,213 % |
Регион | Население | Индуисты | % индуистов | % от общего числа индуистов в мире |
---|---|---|---|---|
Центральная Азия | 92,019,166 | 149,644 | 0.163 % | 0.016 % |
Восточная Азия | 1,527,960,261 | 130,631 | 0.009 % | 0.014 % |
Ближний Восток | 274,775,527 | 792,872 | 0.289 % | 0.084 % |
Южная Азия | 1,437,326,682 | 929,515,433 | 64.67 % | 98.475 % |
Юго-Восточная Азия | 571,337,070 | 6,386,614 | 1.118 % | 0.677 % |
Всего | 3,903,418,706 | 936,975,194 | 24,004 % | 99,266 % |
Регион | Население | Индуисты | % индуистов | % от общего числа индуистов в мире |
---|---|---|---|---|
Балканы | 65,407,609 | 0 % | 0 % | |
Центральная Европа | 74,510,241 | 163 | 0 % | 0 % |
Восточная Европа | 212,821,296 | 717,101 | 0.337 % | 0.076 % |
Западная Европа | 375,832,557 | 1,306,052 | 0.348 % | 0.138 % |
Всего | 728,571,703 | 2,023,316 | 0,278 % | 0,214 % |
Регион | Население | Индуисты | % индуистов | % от общего числа индуистов в мире |
---|---|---|---|---|
Карибы | 24,898,266 | 279,515 | 1.123 % | 0.030 % |
Центральная Америка | 41,135,205 | 5,833 | 0.014 % | 0.006 % |
Северная Америка | 446,088,748 | 1,806,720 | 0.405 % | 0.191 % |
Южная Америка | 371,075,531 | 389,869 | 0.105 % | 0.041 % |
Всего | 883,197,750 | 2,481,937 | 0,281 % | 0,263 % |
Регион | Население | Индуисты | % индуистов | % от общего числа индуистов в мире |
---|---|---|---|---|
Океания | 30,564,520 | 411,907 | 1.348 % | 0.044 % |
Происхождение индуизма
Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.
Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.
С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.
Почему стоит поговорить об Индуизме?
Множество современных духовных практик, как принято считать, исходят с территории Индии и Непала. Следовательно этит духовные практики тем или иным образом связаны или напрямую происходят от Индуизма. . Индуизм не является таким целостным учением или религией, как, например, мусульманство
Это скорее совокупность древних духовных текстов и практик, которые шли к нам 3000 – 5000 лет, а может и более
Для глубокого понимания таких духовных практик, как, например, йога, важно понимать социальные ценности и культуру Ведического общества, которое сохраняло и развивало эти практики. Это делает изучение Индуизма, а значит и ведических традиций, важным для понимания и углубления в духовные практики с Индуизмом связанные
По большому счету в Индуизме существует большое количество философских систем и духовных практик, которые развивались на протяжении тысячелетий. Потому он обладает прочным базисом, который облегчает духовному искателю получение ответов на духовные запросы без потери времени, усилий и денег на непроверенные техники. Большинство духовных практик Индуизма выдержали испытание временем, а потому им стоить доверять
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА
Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.
За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.
Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.
Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.
Основы индуизма и его философия
Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.
Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр, песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.
Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.
Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.
Четыре направления индуизма
Религия включает в себя четыре основные направления:
Вишнуизм
Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.
Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.
Шиваизм
Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).
Шиваиты почитают Шиву – бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти – его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.
Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:
- Пепел – это может быть пепел от Яджны (жертвоприношения путём сжигания на костре) либо любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Нанося пепел на тело, индуист оповещает о своей отрешённости от всего мирского. Читайте подробнее про обряд самосожжения вдов сати.
- Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.
- Лингам (шивалингам) – символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.
Шактизм
Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.
Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.
Смартизм
Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.
Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.
Шива
Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.
Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.
Шива бог-йог, бог-аскет: Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.
Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости». Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.
Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).
Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.
Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.
В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета . Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.
Четыре направления индуизма
Религия включает в себя четыре основные направления:
Вишнуизм
Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.
Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.
Шиваизм
Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).
Шиваиты почитают Шиву – бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти – его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.
Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:
- Пепел – это может быть пепел от Яджны (жертвоприношения путём сжигания на костре) либо любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Нанося пепел на тело, индуист оповещает о своей отрешённости от всего мирского. Читайте подробнее про обряд самосожжения вдов сати.
- Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.
- Лингам (шивалингам) – символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.
Шактизм
Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.
Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.
Смартизм
Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.
Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.