Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь
Крупнейший на Рязанской земле памятник архитектуры нарышкинского барокко.Монастырь основан великим рязанским князем Олегом в 1390 году. Одно из предназначений монастыря было охранять с севера город Переяславль-Рязанский, современная Рязань.По легенде монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, здесь же князь Олег впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь Рождества Богородицы на Солотче считался одним из главнейших. Он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина). Именно при нем обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, часть зданий подверглась разрушениям, часть была передана под музей. В монастыре находилась колония для несовершеннолетних преступников.В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений. И в 1994 году Солотчинский монастырь возвращен Русской Православной церкви и возобновлен как женский. Первым храмом в монастыре была деревянная Покровская церковь, где были погребены князь Олег и его жена Ефросиния. В середине XVI века в память о походе Ивана IV на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Московского. Однако до настоящего времени эти здания не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке по причине ветхости зданий. До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 год), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту архитектора Я.Г. Бухвостова. Интересны Настоятельный корпус (17 век), пятиглавый Рождественский собор (1691 год), крепостные стены (1688 год).Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Богослужения в Солотчинском монастыре совершаются ежедневно: 8.00 – утреннее, 17.00 – вечернее. Гостиницы для паломников в монастыре нет, в настоящее время идет ее строительство.Сайт монастыря Солотчинский-монастырь.рф |
пос. Солотча, пл. Монастырская, 1 ВТелефон: (4912) 28-79-37 |
19 мая Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.
13.04.2014 Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим
один из двунадесятых праздников. В основе — евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.
Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье.
Праздничное богослужение возглавил прот. Николай Сафонов.
По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина в нашем монастыре по Воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам будут совершаться две Литургии. Ранняя Божественная литургия будет совершаться в 6.30. Начало поздней Божественной Литургии в 9:00.
После поздней Литургией перед чудотворным образом «Влахернской» иконы Божией Матери был совершен водосвятный молебен с чтением акафиста.
Молебные пения перед чудотворным образом служатся ежедневно.
Время возрождения
Монастырь закрыли в 1923 г., а монахов разогнали или арестовали, здания частично разрушили, остальные пребывали в запустении. Многие святыни погибли, другие — реквизировали в музей (в том числе останки князя Олега и его кольчуга). Сначала в обители создали колонию для малолетних преступников, затем устроили склады. Позже тут разместилась администрация Солотчинского района.
В 60-е годы начались реставрационные работы. Реставрацией руководила Ирина Валентиновна Ильенко. В 80-е гг. был отреставрирован Рождественский храм. На территории монастыря был даже снят известный советский фильм для детей «Золушка».
Фото: архив
Летом 1992 г. на храме Рождества Пресвятой Богородицы после долгих лет запустения вновь появились золочёные кресты. 26 ноября 1994 г. по указу Патриарха Алексия II монастырь был открыт уже как женский. Стараниями насельниц обитель начала возрождаться. В том же году был освящен храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, а на Успение Пресвятой Богородицы состоялся первый иноческий постриг, который совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Стараниями сестёр обитель преобразилась. Снова закипела привычная монастырская жизнь в стенах обители. Ещё не всё восстановлено, но заботливая рука чувствуется повсюду.
Защита князя от врагов
Легенда относит это событие к 1390 г. Монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. У мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.
Фото: архив
В тот же 1390-й год епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега (в крещении — Иакова) в монашество с именем Ионы. Осенью 1395 г. в Рязань прибыл преподобный Сергий Радонежский с тем, чтобы помирить московского св. блгв. князя Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. Мир был скреплён браком дочери князя Дмитрия — Софии и сына князя Олега — Феодора, а также разменом Коломны на Тулу. В Солотчинском монастыре князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. У Олега первая жена была татарской царевной, вторая — литовской княжной. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) он выдал сестру свою Анастасию. В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста, свидетельствовавшие, что под ней захоронен…татарин Салахмир. Эта находка стала сенсацией в отечественной исторической науке по своей древности и значимости.
После смерти в 1402 году Олег положен был в иссечённом каменном гробе в Покровском храме. Подле Олега, в том же гробе, положена была и супруга его — великая княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, «1405 г. 5 декабря», а по Татищеву — в 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.
Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены в первой половине XV века. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г. часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой.
начало строительство привратной у ворот обители
3 июня 2013г. Седмица 5-я по Пасхе. Владимирской иконы Божией Матери.
Равноап. царя Константина и матери его царицы Елены.
3 июня (21 мая по ст.ст.) Русская православная церковь отмечает праздник Владимирской иконы Божией Матери. Это наиболее почитаемая в нашей стране икона, она считается чудотворной
Согласно преданию, написал эту икону еще евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели за трапезой Иисус Христос,Богородица и Иосиф Обручник. Сам праздник 3 июня был установлен в память о спасении Москвы от нашествия Крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521 году.
Вечернее богослужение с полиелеем и божественную Литургию служил протоиерей Николай Сафонов.
Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея России чудотворца.
В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Перед смертью святитель Алексий заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудове монастыре. Скончался святитель «в заутренюю годину» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120-121), на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.
Праздничное всенощное бдение взглавлял иерей Владимир Решетников. Божественную Литургию служил иерей Александр Братищев.
» Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу«Духом и истиной»отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)»