Храмовый привратник
Первое, что видит турист в Мурудешваре — надвратную храмовую башню, серым прямоугольником устремляющуюся в небо. Это гопурам — классический пример аутентичной индийской архитектуры средневековья, такие башни строятся перед входом в храм и служат как бы его воротами. Гопурам Мурудешвара — обладатель сразу двух рекордов: это и самый большой гопурам в мире, и самая высокая башня в Азии.
Единственный способ подняться на 75-метровый гопурам – на лифте. Всего за 15 INR вам откроется великолепный вид на пляжи Мурудешвара, скульптурный ансамбль и сияющего Шиву. Но желающих всегда хватает, к этому нужно быть готовыми.
Само здание башни сделано из гранита и украшено многочисленными статуэтками индийских божеств, перед входом стоят два слона из бетона — часто говорят что они выполнены в натуральную величину, но это будет явным комплиментом индийским слонам.
Статуя Созерцателя
Конечно, большинство посетителей приезжают сюда ради одного из самых высоких изваяний божества в мире — 37-метровой статуи четырехрукого Шивы. Бог сидит на шкуре тигра, с шеи свисает одна змея, а из-за руки выглядывает вторая, что отсылает зрителя к двум легендам.
В одной Шива проглотил смертельно опасный для людей яд змея Васуки, пока тот служил демонам, взбалтывая океан ради эликсира бессмертия. Во второй он пришел к 10 тысячам мудрецов, чтобы те ему поклонились, но мудрецы взбунтовались и заставили животных напасть на Шиву — победив, тот из тигра сделал накидку, а змею надел себе на шею.
В зависимости от света и положения смотрящего, выражение лица Шивы меняется — на фотографиях это практически не удается запечатлеть, но вживую смотрится удивительно.
Под статуей находится музей, стилизованный под пещеру и оформленный по кругу большими диорамами. В ярких декорациях рассказывается легенда о том как Равана, десятиголовый царь Ланки, долгими аскезами пытался расположить к себе Шиву и получить атмалингам — камень, обладавший божественной силой. Шива оценил жертвы Раваны, но отдал камень с одним условием — атмалингам не должен касаться земли.
Однако Ганеша, бог мудрости и благополучия, понял, насколько опасным будет могущество царя. Он хитростью заставил его нарушить условия, но демон разъярился, и мудрого Ганешу едва спас Шива, прогнавший царя. Камень до сих пор там же, куда его в припадке злости швырнул Равана — в городке Гокарна.
Памятники Индии
Вот несколько быстрых взглядов на некоторые форты, дворцы, могилы и храмы.
Тадж-Махал
Этот известный беломраморный мавзолей был построен императором Великих Моголов Шахом Джаханом в памяти о его третьей жене Мамтаз Махал в Агре. Огромный выпуклый купол составляет приблизительно 17 метров в диаметре и 64 метра в высоте. Великолепный памятник известен красотой своей изысканной архитектуры и является одним из Семи чудес света. Тадж-Махал, являющийся воплощением любви, был построен за 17 лет (в 1648 г.). Hawa Mahal (Хава Махал) — Дворец ветров
Хава Махал, пятиэтажный дворец пирамидальной формы в городе Джайпуре, сделан из красно-розового песчаника. Во дворце — 953 маленьких окна, через которые проникает свежий бриз, создавая известный охлаждающий эффект. Окна украшены замысловатыми перекрещивающимися полосами, формирующими сеть, делая внешний вид дворца сродни сотовидной структуре.
Храм расположен на участке в 4,86 гектара. Первый храм комплекса был построен императором Ашокой в 3-м столетии до н.э. вокруг дерева Бодхи, чтобы уважать место, где Гаутама Сиддхарта достиг просветления. Главный храм составляет 50 метров в высоту и его строительство датируется между 5-м и 6-м столетиями. Храм был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО за его культурное и археологическое значение.
Кутуб минар (Qutub Minar)
Эта красная башня из песчаника высотой 72,5 метра — самая высокая каменная башня мира, построенная в начале 13-го столетия. Башня сужается от основания до вершины, имея диаметр 14,3 метра в основании, в то время как наверху он сводится только к 2,7 метра. Много строений окружают комплекс, особенно таинственный Железный столб, Ворота Алая Дармаза (Alai-Darwaza) и Мечеть Quwwatul-Islam.
Железный столб
Железный столб — одна из выдающихся мировых загадок металлургии. Столб почти семи метров высотой, весящий больше чем шесть тонн, был установлен Чандрагаптой II Викрамадитья внутри комплекса Кутуб Минар.
Буддистские памятники в Санчи (Sanchi)
Место Санчи — замечательный образец буддистского искусства и архитектуры раннего периода Mauryan (Маурьев) (3 век до н.э.-12 век нашей эры). Место знаменито ступами, монолитными колоннами, храмами и монастырями. Император Ашока положил начало этому религиозному центру в Санчи и установил Большую Ступу-1 после перенесения бренных останков Будды Шакьямуни. Буддистские памятники в Санчи были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в 1989 г.
Могила Хумаюна
Могила Хумаюна была построена в 1565 году нашей эры, спустя девять лет после его смерти, его старшей вдовой Бега Бегам. Могила — значительное достижение в развитии архитектуры Mughal (Великих Моголов) и была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г.
Джантар Мантар
Джантар Мантар (Jantar Mantar) — астрономическая обсерватория, построенная махараджей Савай Джай Сингхом II между 1727 и 1734 годами. Обсерватория включает комплекс из 13 стационарных астрономических помещений уникальной формы, каждое со специализированной функцией для астрономических наблюдений. Эти строения с комбинациями геометрических форм крупного размера ошеломили архитекторов, художников и историков искусства всего мира. Красный форт Агры
Комплекс «Красный форт», также известный как Лал Кила (Lal Qila), упоминается в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дворец-форт построен в 17 веке (1648 г.) Шах-Джаганом как часть его новой столицы Шахджа-ханабад. Форт, занимающий 94 акра (37,6 га), полукруглый в плане, и его стены 70 футов высотой (около 21 метра).
Чарминар Хайдарабада
Огромный Чарминар (четыре башни), или Мечеть четырёх минаретов, с его четырьмя башнями, взлетающими до высоты 48,7 метра каждая, сделан из гранита, известняка и порошкового мрамора. Он был построен Шахом Кутубом в 1591 г. в сердце города Хайдарабада. Переплетённые арки и купола Чарминара разработаны согласно исламской архитектуре.
Мемориал Виктории
Мемориал Виктории, расположенный в городе Колката, был построен во время британского периода как мемориал королевы Виктории из Соединенного Королевства. Он был разработан британским архитектором Уильямом Эмерсоном и торжественно открыт принцем Уэльским. В здании размещается музей, имеющий некоторое количество памятных вещей королевы Виктории, картин времён британского правления и других экспонатов.
Акшардхам, Дели
Самый большой индуистский храм в мире с великолепной резьбой по камню
Wikimedia Commons – Фото: World8115
В отличие от пещер Аджанты, этот храм в Дели, пожалуй, самый последний в своем роде, открывшийся в 2005 году. Этот памятник сложно описать. Мандир или храм вырезан из розового песчаника и итальянского мрамора. С 234 резными колоннами, девятью куполами и 20 000 идолов и статуй он представляет собой ряд различных архитектурных стилей Индии. Слоны были отмечены в этом памятнике в виде 148 статуй в натуральную величину общим весом 3000 тонн. Это грандиозное архитектурное достижение Дели нужно увидеть, чтобы оценить его по достоинству. Видео ниже объясняет больше об Акшардхаме (при необходимости нажмите «Посмотреть на YouTube»).
Хава Махал
Хава Махал, также известный как дворец ветров – одна из самых прекрасных достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец был построен магараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Розовый дворец из песчаника, как полагают, был построен в форме короны лорда Кришны. Хава Махал – идеальная реализация архитектуры Раджпутаны. Пирамидальная форма и 953 красивых окон делают это место столь уникальным, что дворец безоговорочно признали главной достопримечательностью города. В интерьере Хава Махал преобладают длинные проходы и множество окон. В этом дворце нет лестницы, а различные этажи связаны между собой особыми склонами. 953 окна дворца предназначались для королевских женщин, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, открывая превосходный вид на город.
Дензонг Норбу
Мастер традиционного тибетского искусства, признанный мастер живописи тханка. Получил передачу художественного стиля менри от своего учителя Рензинг Ладрипы, но в дальнейшем самостоятельно освоил стиль карма-гадри и получил специфические наставления в этом стиле от Шестнадцатого Кармапы, рядом с которым прожил более 30 лет. Руководил многочисленными росписями в храмах линии Карма Кагью в Индии, Сиккиме, Непале и Франции, а также росписью ступы в Элисте, в Калмыкии.
Ирина Паршикова
Окончила художественное училище им. Рериха в 1997 году и через год встретила своего учителя по тибетскому искусству Дензонга Норбу. Училась живописи тханка в Индии и во Франции, принимала активное участие в росписи буддийского храма в Ле Босте и в деятельности созданной там же художественной школы. Принимала участие в создании настенных росписей в Калмыкии, Дании и Индии. Путешествует с Дензонгом Норбу и проводит курсы по росписи статуй в разных странах Европы.
Рожденный в лотосе
В далекой стране Уддияне, затерянной в горах к северу-западу от Гималаев, было озеро. Называлось оно Данакоша. Вся поверхность озера была усыпана листьями и лепестками лотоса, а посередине рос цветок, выделявшийся своим необычным размером. Говорили, что появился он в начале года. Прошли весна, лето, осень, а цветок все рос, но так и не раскрывался.
И вдруг в одно утро, когда первые лучи солнца, скользнув по склонам гор, поросшим деревьями, засверкали в озерной глади, лепестки распустились: внутри был изумительной красоты мальчик лет восьми. Его лицо, покрытое прозрачными капельками пота, испускало сияние. Воздух наполняли звуки чарующей музыки и пьянящие запахи. Казалось, сама природа приветствовала появление удивительного ребенка.
Рядом оказался министр Уддияны. После долгих колебаний он решил доложить царю об увиденном, и бездетный владыка велел доставить ребенка во дворец. Он усыновил его и назвал Падмасамбхавой, что означает «лотосорожденный». Мальчик стал принцем страны Уддияны. Так в старинных сказаниях повествуется о рождении прославленного буддийского святого Падмасамбхавы. В VIII веке он принес буддизм в Тибет. Его почитают все тибетские буддисты: для них он Второй Будда – Драгоценный Учитель, или Гуру Ринпоче.
Используемая литература: Portraits of the masters
Serindia Publications, Chicago
Ранний современный период (1206-1858)
В этот период доминировали исламские правители, которые не только сами не создавали фигурные скульптуры, но и чьи армии, особенно в первые завоевания, уничтожили огромное количество существующей религиозной скульптуры, что значительно препятствовало созданию новых фигур.
Тем не менее, религиозная скульптура продолжалась, особенно на крайнем юге, где более крупные храмы продолжали расширяться в довольно конкурентной манере. Позднесредневековые южные нововведения, связанные с возвышающимися воротами гопурам, продолжались, и они были покрыты большими скульптурами, в последние столетия в основном из ярко окрашенной лепнины . Для большого количества посетителей в храмах были построены очень большие залы, иногда заполненные впечатляющими скульптурами, такими как знаменитый ряд встающих на дыбы лошадей в храме Ранганатхасвами, Шрирангам 17 века.
Красный форт (Дели)
Красный форт — одна из главных достопримечательностей Дели и самый известный памятник, который служит мощным напоминанием о моголах, правивших Индией. Это также символ независимой Индии. Строительство его было завершено в 1648 году. К сожалению, процветание форта длилось недолго. Его значение уменьшилось вместе с могуществом моголов. В 1739 году форт разграбили персы, забрав многие бесценные реликвии. Его также захватывали сикхи, маратхи и англичане. Последние, после неудавшегося индийского восстания в 1739 году, разрушили большую часть дворцовых зданий, а затем создали внутри форта военную базу. Почти столетие спустя, когда Индия получила независимость от Британии, Красный форт был выбран основным местом общественного празднования знаменательного события. В 2007 году цитадель была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Alex Furr (CC BY-SA 3.0)
Фото: Kavyarastogi (CC BY-SA 3.0)
Фото: Kevin Jones / flickr (CC BY 2.0)
Озеро Хусейн Сагар
В другой части страны, на юго-востоке, расположился регион Андхра-Прадеш и его столица Хайдарабад. Город славится многими интересными местами, обладающими исторической ценностью, природными красотами. И, наверное, главное из них – рукотворное озеро Хусейн Сагар. Оно появилось здесь еще при правлении местного князя Ибрахима Кули Кутб Шаха во второй половине XVI столетия. Тогда оно заняло почти шесть квадратных километров.
Сейчас это озеро – излюбленное место отдыха как местных жителей, так и туристов. С одной стороны раскинулся Лумбини-парк с завораживающими поющими фонтанами, с другой выстланные по берегу тротуары ведут к храму Бирла Мандир.
Но главная ценность находится в самом сердце озера, прямо посреди воды – это 17-метровая статуя Будды. И хотя она появилась здесь относительно недавно, не обошлось без приключений и даже трагической случайности.
Статуя Будды на озере Хусейн Сагар
Идея о создании изваяния родилась еще в 1985 году. Два года ушло на то, чтобы порядка двухсот мастеров, трудясь над гигантским цельным куском гранита, сделали из него колоссальную статую. Она тоже стала своего рода рекордсменом, завоевав звание крупнейшей в государстве монолитной скульптурой.
В начале 90-х годов огромный труд скульпторов наконец доставили в Хадарабад. Но во время транспортировки по озеру или установки произошло непредвиденное – статуя рухнула в озеро и ушла ко дну. В результате погибло восемь рабочих.
Лишь в 1994 году святыню извлекли со дна, и вновь начались работы по установке. 12 апреля она величественно расположилась на своем привычном месте – посреди воды, на лотосовом пьедестале.
Будда стоит безмятежно, глаза немного прикрыты, а руки прижаты к телу. Левая кисть лежит на плече, а правая рука согнута в локте и поднята вверх. Сверху его накрывает струящаяся белая одежда.
Днем из-за тумана Будда часто бывает задернут дымкой, что делает его еще более таинственным и созерцательным. Вечером же включается яркая иллюминация, так что Учителя становится видно издалека.
Существует несколько вариантов, как добраться к святыне из центра города:
- собственным ходом на такси;
- собственным ходом на городском автобусе;
- в составе экскурсии.
Вход в парк Лумбини платный, но цена довольно символическая. Оттуда открывается чудесный вид на скульптурного гиганта. Если же хочется подобраться еще ближе к колоссу, можно приобрести экскурсию на лодке по озеру или прямиком к Будде.
Кто такой Сардар Валлабхаи Патель?
Сардар Валлабхаи Патель (родился 31 октября 1875 — умер 15 декабря 1950 года) был министром и заместителем премьер-министра Индии в первой половине 20 века.
Сардар Валлабхаи Патель
Именно он успешно объединил 562 независимых княжества в одно большое и сильное государство Индия. Два года он потратил на то, чтобы убедить правителей небольших территорий войти в состав единого государства и дать отпор внешним врагам.
Его верность национальной идее была невероятно сильной и бескомпромиссной. Сардара часто называли «Железный человек Индии» и сравнивали с Бисмарком.
Значительное влияние Сардар Патель оказал в борьбе за независимость Индии от Великобритании. Патель претендовал на пост премьер-министра Индии, но в итоге проиграл Джавахарлалу Неру.
Надо сказать, не только в Индии уважают отцов-основателей
Обратите внимание на гору Рашмор в США. Там целых 4 президента изображены на склоне скалы
Период Гупта
Вишну спит, охраняется Шешей , Храм Дашаватара, Деогарх
Искусство Гупта – это стиль искусства, сохранившийся почти полностью как скульптура, развитый во времена империи Гупта , которая правила большей частью северной Индии, с ее пиком между 300 и 480 годами н.э., сохранившаяся в значительно сокращенной форме до c. 550. Период Гупта обычно считается классическим пиком и золотым веком северо- индийского искусства для всех основных религиозных групп. Хотя живопись, очевидно, была широко распространена, почти все сохранившиеся работы представляют собой религиозную скульптуру. В этот период в индуистском искусстве появилось культовое каменное божество, вырезанное из камня, в то время как производство фигурок Будды и джайнских тиртханкаров продолжало расширяться, причем последнее часто в очень больших масштабах. Традиционным главным центром скульптуры была Матхура , которая продолжала процветать, а искусство Гандхары , центра греко-буддийского искусства сразу за северной границей территории Гупты, продолжало оказывать влияние. В этот период возникли и другие центры, особенно в Сарнатхе . И Матхура, и Сарнатх экспортировали скульптуру в другие части северной Индии.
Обычно в раздел «Искусство Гупта» включаются произведения из областей в северной и центральной Индии, которые фактически не находились под контролем Гупты, в частности искусство, созданное при династии Вакатака , правившей Деканом c. 250–500. Их область содержит очень важные места , такие как Аджанту и Элефант пещеру , как в основном , созданные в этот период, и Эллор , которые , вероятно , начались потом. Кроме того, хотя империя потеряла свои западные территории примерно на 500, художественный стиль продолжал использоваться на большей части северной Индии примерно до 550 г. и, возможно, около 650 г. За ним последовал период «постгупта» с (до уменьшающаяся степень со временем) многие похожие характеристики; Харле заканчивает это около 950 года. Часто признаются три основные школы скульптуры Гупты, базирующиеся в Матхуре , Варанаси / Сарнатхе и, в меньшей степени, в Наланде . Совершенно разные камни, используемые для скульптур, вывезенных из основных центров, описанных ниже, очень помогают в идентификации.
Пещеры Элефанта , тройной бюст ( тримурти ) Шивы, 18 футов (5,5 м) в высоту, ок. 550.
Лингам был центральным мурти в большинстве храмов. Появляются некоторые новые фигуры, в том числе олицетворения рек Ганг и Ямуна , которым еще не поклоняются, но размещенные по обе стороны от входов; это были «две великие реки, протекающие в самом сердце Гупты». Главный бодхисаттва впервые появляется в скульптуре, например, на картинах Аджанты. Буддийская, индуистская и джайнская скульптура – все в одном стиле, и существует «растущее сходство форм» между фигурами разных религий, которое продолжалось и после периода Гупта.
Индийская стилистическая традиция изображения тела как серии «гладких, очень упрощенных плоскостей» продолжается, хотя позы, особенно у многих стоящих фигур, слегка наклонены и разнообразны, в отличие от «столбчатой жесткости» более ранних фигур. Детали лица, волосы, головной убор, украшения и нимбы за фигурами вырезаны очень точно, создавая приятный контраст с акцентом на широкие опухшие массы на теле. Божества всех религий показаны в спокойном и величественном медитативном стиле; «возможно, именно эта всепроникающая внутренность объясняет непревзойденную способность Гупта и постгупта передавать более высокие духовные состояния».
Золотой храм и бетонные изваяния
После спуска с гопурама, самым логичным шагом будет посетить храм. Внутри множество изваяний индийских божеств и религиозных символов, а также золотых украшений.
Храм сам по себе не дает какого-то особого опыта — это просто очень красивое и приятное место, где можно сбросить груз повседневных забот и заодно проникнуться духом индуизма.
Статуя верховного бога дополняется скульптурным ансамблем, в котором нашлось место многим: и Раване — демону-царю Ланки, и любимому быку Шивы — Нанди, который получился у скульпторов очень добродушным, и золотой колеснице героев-побратимов — Арджуны и Кришны… и еще многим героям индуистских легенд.
Бессмертное искусство в камне и скале
Храм Карни Мата в Дешноке, (Биканер) Раджастхан
Wikimedia Commons – Фото: Дорис Энтони
Резьба по камню может быть такой же древней, как сама цивилизация. Выбор необработанных природных камней и придание им определенной формы – это искусство, которым люди владели в древние времена. Храмы и исторические здания по всему миру служили для демонстрации искусства и дизайна в камне. В скалах, камнях и пещерах Индии скульпторы продемонстрировали свое мастерство в создании бессмертного искусства мирового значения. Некоторые из этих скульптур очень старые. Многие из них были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в надежде, что эти прекрасные творения будут сохранены для будущих поколений.
Ниже представлены десять таких чудесных произведений искусства из камня в Индии.
Памятники Индии
Вот несколько быстрых взглядов на некоторые форты, дворцы, могилы и храмы.
Тадж-Махал
Этот известный беломраморный мавзолей был построен императором Великих Моголов Шахом Джаханом в памяти о его третьей жене Мамтаз Махал в Агре. Огромный выпуклый купол составляет приблизительно 17 метров в диаметре и 64 метра в высоте. Великолепный памятник известен красотой своей изысканной архитектуры и является одним из Семи чудес света. Тадж-Махал, являющийся воплощением любви, был построен за 17 лет (в 1648 г.). Hawa Mahal (Хава Махал) — Дворец ветров
Хава Махал, пятиэтажный дворец пирамидальной формы в городе Джайпуре, сделан из красно-розового песчаника. Во дворце — 953 маленьких окна, через которые проникает свежий бриз, создавая известный охлаждающий эффект. Окна украшены замысловатыми перекрещивающимися полосами, формирующими сеть, делая внешний вид дворца сродни сотовидной структуре.
Храм расположен на участке в 4,86 гектара. Первый храм комплекса был построен императором Ашокой в 3-м столетии до н.э. вокруг дерева Бодхи, чтобы уважать место, где Гаутама Сиддхарта достиг просветления. Главный храм составляет 50 метров в высоту и его строительство датируется между 5-м и 6-м столетиями. Храм был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО за его культурное и археологическое значение.
Кутуб минар (Qutub Minar)
Эта красная башня из песчаника высотой 72,5 метра — самая высокая каменная башня мира, построенная в начале 13-го столетия. Башня сужается от основания до вершины, имея диаметр 14,3 метра в основании, в то время как наверху он сводится только к 2,7 метра. Много строений окружают комплекс, особенно таинственный Железный столб, Ворота Алая Дармаза (Alai-Darwaza) и Мечеть Quwwatul-Islam.
Железный столб
Железный столб — одна из выдающихся мировых загадок металлургии. Столб почти семи метров высотой, весящий больше чем шесть тонн, был установлен Чандрагаптой II Викрамадитья внутри комплекса Кутуб Минар.
Буддистские памятники в Санчи (Sanchi)
Место Санчи — замечательный образец буддистского искусства и архитектуры раннего периода Mauryan (Маурьев) (3 век до н.э.-12 век нашей эры). Место знаменито ступами, монолитными колоннами, храмами и монастырями. Император Ашока положил начало этому религиозному центру в Санчи и установил Большую Ступу-1 после перенесения бренных останков Будды Шакьямуни. Буддистские памятники в Санчи были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в 1989 г.
Могила Хумаюна
Могила Хумаюна была построена в 1565 году нашей эры, спустя девять лет после его смерти, его старшей вдовой Бега Бегам. Могила — значительное достижение в развитии архитектуры Mughal (Великих Моголов) и была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г.
Джантар Мантар
Джантар Мантар (Jantar Mantar) — астрономическая обсерватория, построенная махараджей Савай Джай Сингхом II между 1727 и 1734 годами. Обсерватория включает комплекс из 13 стационарных астрономических помещений уникальной формы, каждое со специализированной функцией для астрономических наблюдений. Эти строения с комбинациями геометрических форм крупного размера ошеломили архитекторов, художников и историков искусства всего мира. Красный форт Агры
Комплекс «Красный форт», также известный как Лал Кила (Lal Qila), упоминается в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дворец-форт построен в 17 веке (1648 г.) Шах-Джаганом как часть его новой столицы Шахджа-ханабад. Форт, занимающий 94 акра (37,6 га), полукруглый в плане, и его стены 70 футов высотой (около 21 метра).
Чарминар Хайдарабада
Огромный Чарминар (четыре башни), или Мечеть четырёх минаретов, с его четырьмя башнями, взлетающими до высоты 48,7 метра каждая, сделан из гранита, известняка и порошкового мрамора. Он был построен Шахом Кутубом в 1591 г. в сердце города Хайдарабада. Переплетённые арки и купола Чарминара разработаны согласно исламской архитектуре.
Мемориал Виктории
Мемориал Виктории, расположенный в городе Колката, был построен во время британского периода как мемориал королевы Виктории из Соединенного Королевства. Он был разработан британским архитектором Уильямом Эмерсоном и торжественно открыт принцем Уэльским. В здании размещается музей, имеющий некоторое количество памятных вещей королевы Виктории, картин времён британского правления и других экспонатов.