Сикхская империя

Введение

Сикхское государство — государственное образование сикхов, существовавшее в северо-западной части полуострова Индостан в 1716 – 1849.

В 1716 — 1799 у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, возглавляемые мисальдарами, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тысяч кавалерии).

12 апреля 1801 года Ранджит Сингх коронован как Махараджа, что совпало с праздником Вайсакхи. Церемонией руководил сагиб Сингх Беди, потомок гуру Нанака Дева. С 1799 столицей становится Гуджранвала, в 1802 перенесена в Амритсар и Лахор. Ранджит Сингх возносится к вершинам власти в короткое время, из главы одного из мисалей становясь Махараджей Пенджаба. Уже 1799 года Ранджит Сингх объединяет разрозненные мисали в империю (Сикхская империя), в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стала возможно благодаря упадку империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом.

Политическая структура сикхизма проходит три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

История сикхизма[ | код]

Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

  • в Бенгалию и Ассам;
  • в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
  • в Кашмир, Ладакх и Тибет;
  • в Багдад и Мекку.

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с до ), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с до ), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Закон кармы

Общеизвестно, что кармические законы, которые так чтят в восточных религиях, превращают человека в заложники его прошлых деяний, и ему приходится вечно нести на себе бремя своей прошлой грешной жизни, не имея возможности хоть как-то освободиться от гнета предначертанной судьбы.

Религия сикхизма также учитывает эти законы, однако она и здесь более милосердна к людям. Согласно ее учению, Бог готов смягчать человеческую карму, и она вовсе не является чем-то неизбежно фатальным

Важно при этом вести духовную, праведную жизнь: и тогда можно рассчитывать на некоторые послабления ударов судьбы, так как человеческая личность, в этом случае, может возродиться заново, и грешник может превратиться в праведника и даже приобрести святость, достигнув просветления

Наследие

Перед лицом оппозиции и преследований именно шестой сикхский гуру Харгобинд (1606-44) первым положил начало традиции вооруженной самообороны, а также традиции политической и духовной солидарности. ПИРИ и МИРИ, два меча, представляющие духовное и материальное царства, стали символом сикхов. Отец Харгобинда посоветовал ему «сесть на трон во всеоружии». В 1710 году, через два года после смерти 10-го Гуру, Гобинд Сингха (1675–1708), могольский император издал указ о смерти всех сикхов, что еще больше укрепило их волю к выживанию. Формирование вооруженного ополчения и создание сикхских государств было ответом как на угрозу выживанию сикхизма, так и на начало краха могольской власти. В 1739 году Надир-шах уволил Дели. За этим последовало господство в регионе Ахмад-шаха Дуррани, который в 1756/57 году оставил на троне могольского императора Аламгира II в качестве своей марионетки. По мере того как контроль Великих Моголов в Пенджабе ослабевает, конфедерация сикхов укрепила свою власть и превратилась в крупную, хотя и недолговечную, державу.

Однако официально сикхская империя была светской. Он не дискриминировал сикхов, мусульман, индуистов или даже атеистов. Он был относительно современным и с большим уважением относился ко всем религиям и нерелигиозным традициям Империи. Махараджа и королевская семья были сикхами, а в армии доминировали сикхские дворяне, хотя многие солдаты были мусульманами. Махарадж никогда не навязывал сикхизм своим подданным. Это резко контрастировало с этническими и религиозными чистками, проводившимися правителями моголов в прошлом. Основанная Империя была основана на сикхских благородных традициях, где все работали вместе, независимо от происхождения, и где гражданам предлагалось сосредоточиться на том, что их объединяет (например, на пенджаби), а не на каких-либо религиозных различиях. Коул и Самбхи говорят, что Ранджит Сингх уважал все религии и «можно сказать, что он представляет индийскую концепцию секуляризма, сообщества, в котором все религии разделяют равное уважение и ни одна из них не пользуется привилегиями».

Однако некоторые сикхи в Индии, которые хотят независимого Пенджаба или Халистана (земли Чистых) и ссылаются на наследие сикхской империи или Конфедерации как исторические претензии на легитимность сикхского государства, хотя империя была светской. Перед разделом Индии некоторые сикхи выступали за создание третьего государства для сикхов наряду с Индией и Пакистаном. Другие выступили против плана раздела, потому что большие сикхские общины останутся по обе стороны индийско-пакистанской границы. Некоторые сикхи заявляют, что сикхи подвергаются дискриминации в Индии. Халистан будет государством с большинством сикхов, где сикхи и люди другой веры смогут процветать без предрассудков или дискриминации. На протяжении большей части своей истории «империя сикхов была мирной и процветающей». Любая политическая система, которая считает себя построенной на этом наследии, также будет стремиться к миру и процветанию.

Морально-этические нормы сикхизма[ | код]

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен быть оптимистом, жить в радости и надежде.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма.

Осознание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

дальнейшее чтение

  • «В поисках государственности сикхской диаспоры» Даршан Сингх Татла (1998) Вашингтонский университет. ISBN  0-295-97715-9
  • Дважды в сравнении с прямыми мигрантами: восточноафриканские сикхи, поселенцы в Великобритании, Парминдер Бхачу. Паб. Университетом Кларка (7 апреля 1990 г.).
  • Сикхи в целом: религия, культура и политика в глобальной перспективе, Верн А. Дузенбери (2008) Oxford University Press. ISBN  978-0-19-568598-5; ISBN  0-19-568598-9
  • Филантропия сикхской диаспоры в Пенджабе: глобальная благотворительность для местного блага Верн А. Дузенбери и Даршан С. Татла, ред. (2009) Oxford University Press. ISBN  978-0-19-806102-1; ISBN  0-19-806102-1
  • Сикхи в Латинской Америке: путешествия среди сикхской диаспоры Сварн Сингх Кахлон (2012) Издатели и дистрибьюторы Манохара, Нью-Дели, Индия. ISBN  978-81-7304-938-5

Сикхизм: символы и знамя сикхов

На гурдварах обычно развевается знамя сикхов, которое называется Нишан Сахиб. Оно представляет собой оранжевое полотнище с символом кханда (иногда можно встретить написание ханда) в центре. Древко флага тоже обернуто оранжевой тканью. Ткань флага и ткань вокруг древка можно менять на третий день праздника Вайсакхи. Сикхи относятся к знамени Нишан Сахиб с большим уважением, потому что оно олицетворяет единство сторонников их религии во всем мире.

Флаги сикхов в руках детей

  • Символ сикхизма называется кханда. Он олицетворяет главные принципы вероучения.
  • Бесконечный круг называется кхакра и обозначает верность и единство сикхов.
  • Скрещенные кинжалы напоминают сикхам об их обязанности защищать свою веру.
  • Обоюдоострый меч, кханда, олицетворяет божественную правду. Он дал название всему символу.

Символ сикхизма

Интересно, что оранжевый цвет имеет важное значение ещё в одной религии, которая также зародилась в своё время на полуострове Индостан. Это буддизм, который стал затем и мировой религией. Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты

Оранжевое одеяние носят монахи-буддисты.

Сикхи, держащие мечи кханда

Территория

Карта Пенджаб регион показывая различные doabs

Два основных подразделения на территории между мислами были между теми, кто находился в Малва региона и тех, кто был в Маджха область, край. В то время как одиннадцать из них находились к северу от Сатледж река, один, Phulkian Misl находился к югу от Сатледжа. Сикхи к северу от реки Сатледж были известны как Маджха Сикхи, в то время как сикхи, жившие к югу от Сатледж река была известна как Малва Сикхи. На меньших территориях находились Дханигеб Сингхи в Синд Сагар Доаб, Гуджрат Сингхи в Jech Doab, Дхарпи Сингхи в Речна Доаб, и Доаба Сингхи в Джаландхар Доаб.

Предыстория

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.

В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.

В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.

Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398—1399 гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.

Приложения

Библиография

  • (en) Армия сикхов 1799-1849 , Osprey Publishing, 2005. ( ISBN  1-84176-777-8 ) .
  • (en) Сикхизм (религии мира) , Сева Сингх Калси, Chelsea House Publications, 2005 г. ( ISBN  978-0-7910-8098-6 )
  • (ru) История современной Индии, 1480-1950 , Клод Марковиц, Anthem Press, Лондон, 2004. ( ISBN  978-1-84331-152-2 )
  • (ru) Федерализм, национализм и развитие: Индия и экономика Пенджаба Притам Сингх, Routledge, 2008 г. ( ISBN  978-0-415-45666-1 )
  • (en) Сикхизм: очень краткое введение , Элеонора Несбитт, Oxford University Press, США, 2005 г. ( ISBN  978-0-19-280601-7 )
  • (ru) Хари Сингх Налва – Чемпион Халсаджи , Ванит Налва, Манохар, Нью-Дели, 2009 г. ( ISBN  978-81-7304-785-5 )

Внешние ссылки

История Индии

Древняя Индия
  • Цивилизация долины Инда и ведическая Индия  : вторжение ариев
  • Махаджанападас
  • Империя Маурьев  : Чанакья
  • Сатавахана Империя
  • Империя Гуптов  : Арьябхата
  • Рамаяна
  • Махабхарата
Средневековая Индия
  • Пратихара
  • Пала
  • Раштракута
  • Мусульманские завоевания  : ислам в Индии
  • Делийский султанат
  • Виджаянагара
  • Музыка
  • Гуру Нанак
  • Империя Великих Моголов  : Архитектура в Индии
  • Империя маратхи
Современная Индия
  • Ост-Индская компания  : Zamindar System
  • Уоррен Гастингс
  • Восстание 1857 г.
  • Британская индийская империя  : движение за независимость Индии
  • Махатма Ганди
  • Субхас Чандра Бос
  • Движение свадеши
  • Независимая Индия  : раздел Индии
  • Доминион
  • Джавахарлал Неру
  • Первая , Вторая , Третья индо-пакистанская война
  • Аварийное состояние

Морально-этические нормы сикхизма[править]

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

Файл:Kakaars x3.JPG Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

Файл:Sikh.man.at.the.Golden.Temple.jpg Сикх на фоне Золотого храма

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет права об этом рассуждать, чтобы тебя к чему-либо принудить.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Пять пороков у сикхов: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм.
Пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Битвы сикхов

  1. Битва при Рохилле
  2. Битва при Картарпуре
  3. Битва при Амритсаре (1634 г.)
  4. Битва при Лахире
  5. Битва при Бхангани
  6. Битва при Надауне
  7. Битва при Басоли
  8. Первая битва при Анандпуре
  9. Битва при Нирмохгархе (1702 г.)
  10. Вторая битва при Анандпуре
  11. Вторая битва при Чамкауре (1704 г.)
  12. Мукцарская битва
  13. Битва при Сонепате
  14. Битва при Амбале
  15. Битва при Самане
  16. Битва при Чаппар-Чири
  17. Битва при Садхауре
  18. Битва при Рахоне (1710 г.)
  19. Битва при Логгархе
  20. Битва при Джамму
  21. Капури экспедиция
  22. Битва при Джелалабаде (1710 г.)
  23. Осада Гурдаспура или же Битва при Гурдас-Нангале
  24. Осада Рам Рауни
  25. Схватка Гохалвара
  26. Битва при Лахоре (1759 г.)
  27. Битва при Сиалкоте (1761 г.)
  28. Битва при Гуджранвале (1761 г.)
  29. Сикхская оккупация Лахора
  30. Сикхский холокост 1762 года или же Битва при Купе
  31. Битва при Харнаулгархе
  32. Битва при Амритсаре (1762 г.)
  33. Битва при Сиалкоте (1763 г.)
  34. Битва при Сирхинде (1764)
  35. Спасение индуистских девушек (1769)
  36. Сикхское занятие Дели (1783 г.)
  37. Битва при Амритсаре (1797)
  38. Гуркско-сикхская война
  39. Битва при Аттоке
  40. Битва при Мултане
  41. Битва при Шопяне
  42. Битва при Пешаваре (1834 г.)
  43. Битва при Джамруде
  44. Китайско-сикхская война
  45. Битва при Мудках
  46. Битва при Ферозешахе
  47. Битва при Баддоуале
  48. Битва при Аливале
  49. Битва при Собраоне
  50. Битва при Чиллианвале
  51. Битва при Рамнагаре
  52. Осада Мултана
  53. Битва при Гуджрате

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.

Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.

Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Зарождение и расцвет империи Великих Моголов

Империя Великих Моголов – это государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана и Южного Афганистана с 1526 до 1858 года. Эту империю возглавляли правители тюркского происхождения. Ее основатель – Бабур (рис. 1) из Могулистана, отсюда и название династии – Моголы. Они были потомками сразу двух великих азиатских завоевателей – Чингисхана (рис. 2) и Тамерлана (рис. 3). Великими Моголами династию назвали европейские путешественники XVII века.

Рис. 1. Основатель империи Великих Моголов – Бабур (Источник)

Рис. 2. Чингисхан (Источник)

Рис. 3. Тамерлан (Источник)

Падишах (титул восточных мусульманских государей) Акбар I (рис. 4) присоединил к империи независимые мусульманские земли, а также земли индусских раджей и, таким образом, расширил границы империи Великих Моголов. К концу XVII века в империи проживало более 100 миллионов человек и около 20 народностей. Более 3/4 населения исповедовали индуизм, а второй религией по численности последователей был ислам.

Рис. 4. Падишах Акбар I Великий (Источник)

В XVII – начале XVIII вв. основным экономическим процессом в империи Великих Моголов было превращение феодального и общинного землевладения в частную собственность. Однако крупные феодалы были против этого. Они стремились не только сохранить, но и расширить феодальное землевладение. Среди них был Великий Могол и его окружение, которые получали доходы от шахского домена, составляющего 1/8 всех обрабатываемых земель. К этому кругу также относилась феодальная верхушка (знать), ведавшая сбором налогов. Также сюда примыкала часть крупных землевладельцев (феодалов), которые получали от падишаха земельные наделы. Такие наделы назывались джагиры, а его владелец – джагирдар. Большая часть земельных наделов была собственностью индусских жрецов. Часть земель в отдаленных концах империи принадлежала наследственным раджам, которые находились в вассальной зависимости от Великого Могола.

Для того чтобы джагирдары не усиливали влияния на своих территориях, им давали земельные пожалования не единым земельным наделом, а чересполосно, в разных концах Индии. Также практиковалось изъятие прежнего джагира и выдача нового. Из-за этого джагирдары были не заинтересованы в хозяйственном развитии своей земли и стремились за короткий срок получить как можно больше доходов. Все это приводило к разорению крестьянства. Рост налога с крестьян за пользование землей был обусловлен постоянно растущими потребностями джагирдаров в деньгах. На эти деньги они нанимали армию для службы падишаху, покупали предметы роскоши и содержали многочисленных слуг.

Преподнося дорогие подарки, они покупали милость падишаха и его фаворитов, от которых зависело изъятие и получение джагира. С течением времени джагирдары уже не могли содержать такое количество войск, и происходит военный упадок империи Великих Моголов.

В это же время усилились сепаратистские тенденции джагирдаров (стремление к отделению), которые стремились превратить свои феодальные пожалования в наследственные земли. Однако рост налога вызывал постоянные восстания крестьян.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий