Пассажирский самолет
Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.
Кабина пилотов
Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый. На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе. Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».
Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.
Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.
Салон
Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.
В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира. Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам. А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.
В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.
Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.
А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.
Модификации самолета Ту
Ту-134А
Ту-134А — первая удачная модификация Ту-134, поступившая в массовое производство. Широкое применение данная модель получила в 70-х годах. Ту-134А подверглась следующим изменениям:
- благодаря смене двигателя на более новую модель самолет требовал меньшее количество топлива;
- отсутствовал тормозной парашют;
- место парашюта заняла вспомогательная силовая установка, которая являлась дополнительным источником энергии;
- число пассажиров увеличилось до 76 возможных;
- фюзеляж Ту-134А удлинили на 2,1 метра;
- внешний вид Ту-134А и Ту-134Б практически не отличался.
Ту-134А подлежал трансформации, вследствие чего появилось 4 функциональных образца: Ту-134А-2, Ту-134А-3, Ту-134АК и Ту-134А «салон».
Ту-134А Аэрофлота
Каждый вариант оригинального Ту-134А обладал улучшенными параметрами, которые привели к открытию Ту-134Б.
Ту-134Б
- уменьшилась масса пустого самолета;
- увеличилось количество запасных выходов;
- пассажирский салон и грузовой отсек подлежали видоизменению;
- число мест достигло своего пика — 80 пассажирских сидений;
- укреплялась силовая мощь транспорта;
- в отличие от Ту-134А, где радар размещался на носе самолета, два экранных локатора были установлены на центральном пульте управления;
- повысился возможный объем запаса топлива.
Ту-134Б также подлежал модельным коррекциям. Ту-134Б-3, Ту-134БВ и Ту-134Б «салон» — результаты модернизации.
Прочие модификации
- Ту-134ЛК — самолет-лаборатория для подготовки космонавтов.
- Ту-134М — усовершенствованный Ту-134Б с встроенным Д-436Т1-134 двигателем и новой техникой.
- Ту-134С — подвид Ту-134А, используемый для грузовых перевозок.
- Ту-134СХ — предназначен для удовлетворения потребность жителей сельской местности.
- Ту-134УБЛ — самолет для проведения тренировок будущих морских и стратегических летчиков.
- Ту-134УБЛ-Ш — самолет для проведения тренировок будущих морских и стратегических штурманов.
- Ту-134Ш-СЛ — лаборатория, проводящая испытания радиоэлектронной техники.
- Ту-134А-3М — самолет VIP образца.
Ту-134УБЛ
Эксплуатация
Страны, где используется Ту-134. Красные — текущие эксплуатанты; Синие — бывшие.
Самолёты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966—1984 годах. В 1984 году серийное производство было свернуто, но в последующие годы было построено ещё несколько экземпляров. Последний Ту-134 сошёл со стапелей Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. Всего за 23 года было произведено 854 самолёта. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.
За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. По показателям коэффициента надёжности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолёта являются непревзойдённые до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлёте и посадке. В условиях СССР, где подавляющее большинство аэродромов имели только одну ВПП, это качество сыграло заметную роль в повышении регулярности полётов. До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевёз около 500 млн пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации Ту-134 используются в военной и сельскохозяйственной авиации. Так, на Ту-134УБЛ проходят тренировку лётчики дальней авиации (модификация для подготовки пилотов Ту-22М), на Ту-134Ш — штурманы (в салоне имеется несколько полноценных рабочих мест для штурманов-навигаторов Ту-22М). Построено некоторое количество машин для пассажирско-транспортных перевозок командных кадров ВС (штабных), в том числе и оборудованных спецсвязью (ЗАС), на базе Ту-134А.
Ту-134УБЛ «Волга» из состава 1449 авиабазы Тамбов
Ту-134 считается одним из самых шумных самолётов в мире. После вступления в действие Главы 3 приложения 16 Международной организации гражданской авиации в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ.
После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 года было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолётов этой модели будет прекращена. С 1 января 2008 года обладатель одного из крупнейших флотов Ту-134, «Аэрофлот», прекратил их эксплуатацию. Часть самолётов была передана в дочерние компании «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон», часть продана, часть списана.
На начало 2006 года в эксплуатации находилось 245 Ту-134, из них 162 — в России. К середине 2007 года число российских Ту-134 сократилось до 146, ещё через год — до 117, к началу 2009 года примерно до 100 штук. Они заменяются на Boeing 737, Airbus A319, Ан-148. В перспективе на смену последним Ту-134 должны были прийти самолёты проекта Superjet 100. Большинство летающих в России машин используются как бизнес-чартеры.
23 июня 2011 года Президент России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть возможность полного вывода лайнеров Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах с 2012 года. Таким образом, уже в ближайшие годы Ту-134 может стать историей.
По состоянию на февраль 2012 года в эксплуатации в мире находилось порядка 120 самолётов Ту-134, из них более 100 — в России. С 1 января 2012 года к полётам на территории России допускаются только самолёты, дополнительно оборудованные системой предупреждения столкновения с землёй.
Модификации Ту-334
Ту-334-100 – вариант самолета, рассчитанного на 102 пассажирских места. Салон скомпонован в туристической версии из 102 кресел с шагом 810 мм или 92 кресел бизнес-класса. Дальность полета составляет 3150 км.
Ту-334-100С – проектная модификация грузового самолета, который имеет грузоподъемность 11 тонн.
Ту-334-120 – проект лайнера с установленным двигателем ВR-710-48.
Ту-334-100Д – модификация, которая отличалась от базовой модели большим размахом и площадью крыльев, большей дальностью полета и удлиненным фюзеляжем. На лайнере установлены двигатели Д-436Т2. Туристическая компоновка состояла из 102 кресел, бизнес-класс – 92, дальность полета – до 4 тыс. км.
Ту-334-120Д – модифицированный лайнер Ту-334-100 с моторами ВR715-56.
Tу-334-200 – лайнер, имеющий удлиненный фюзеляж, крыло большей площади и размаха, увеличенную дальность полета и двигатели Д-436Т2. Способен вместить в салоне 126 пассажиров.
Ту-33-220 – модернизированный вариант Ту-334 с двигателями ВR715-56.
Ту-334-220С – грузовой самолет, модифицирован с Ту-334-220, грузоподъемность которого составляет 15 тонн.
Ту-334СМ – глубоко модернизированный Ту-334. В его составе появилось новое современное бортовое оборудование, новые двигатели. Экипаж сократили до двух человек. На данный момент находится в проектной стадии.
Салон Ту-334
По сравнению с более старыми советскими видами самолётов, которые он заменяет, Ту-334 имеет такие преимущества:
Низкая степень шума в кабине экипажа и пассажирском салоне.
Возможен вариант пассажирского салона по требованиям заказчика (число пассажирских мест).
Высокая степень комфортности.
Современный дизайн салона.
Больший объём багажных полок.
Низкий расход топлива в час.
Водовакуумные туалеты (увеличивают безопасность при полёте).
Возможность установки видео- и аудиосистем.
Ограниченное время подготовки к вылету воздушного судна.
Соответствие по шумам Главе 4 ИКАО (это дает возможность летать в Западной Европе).
Наличие систем, предупреждающих об аварийной ситуации.
Схема салона Ту-334
Производство
Производство Ту-334 в 2005 году перенесено на КАПО имени Горбунова С. П. в город Казань. Определенные надежды КАПО связывались с ожидавшимся в мае 2009 года заказом на шесть самолётов для Управления делами российского Президента. Все же этот заказ так и не состоялся.
Технические характеристики Ту-334:
Экипаж: три человека ;
Пассажировместимость: 102 человека;
Грузоподъёмность: 3240 килограмм;
Длина: 31,26 метров;
Размах крыла: 29,77 метров;
Высота: 9,38 метров;
Площадь крыла: 83 квадратных метра;
Масса снаряжённого: 28 900 килограмм;
Взлётная максимальная масса: 47 900 килограмм;
Масса топлива в баках: 10 100 килограмм;
Силовая установка: ТРДД Д-436Т1 (два экземпляра);
Номинальная тяга: 2 × 7 500 килограмм*сил;
Силовая вспомогательная установка: ТА-12-60 (один экземпляр).
Крейсерская скорость: 820 километров в час;
Перегоночная дальность: 4100 километров;
Практический потолок: с пассажирами 11 100 метров;
Длина разбега: 1 900 метров;
Длина пробега: 1 000 метров .
Ту-334. Галерея.
Ту-334 видео
Краткая история ухода самолета
В 1972 году случилась страшная авария – АН-10 был разбит под Харьковом. После этого во всем СССР был принят указ о переоборудовании всех полос для взлета и посадки для приземления Ту-134. В 1984 самолет перестал производиться, но в будущем выпустили еще пару единиц. Завершающий «свисток» был изготовлен в Харьковском авиазаводе в 1989 году.
В 2002 году начался уход ТУ-134. В странах Европы появились правила, которые гласили, что «свисток» не подходит для перелетов по некоторым параметрам. По этой причине лайнер был переведен на внутренние маршруты, которые проходили в странах СНГ.
В 2011 году Дмитрий Медведев приказал убрать «свисток» из пользования. Это случилось после масштабной аварии пассажирского суда, которое летело по маршруту Москва — Петрозаводск. В этой аварии умерло 45 людей. По этой причине самолет больше не применялся для перевозок людей. В 2004 году в Тульской области случилась авиакатастрофа, в которой умерло 44 пассажира. Была еще авария в 2007 году на рейсе Сургут – Самара – Белгород. Из-за ошибки экипажа погибло 7 человек.
Был подсчитан рейтинг самых опасных самолетов в мире и «свисток» оказался на шестой позиции. На протяжении 1 098 700 часов полета случалась одна авария, которая забирала жизни людей. В последний раз от «свистка» полностью отказались в 2015 году. Множество авиакомпаний не пользуются этим самолетом, но все еще можно найти его в некоторых аэропортах.
История создания ТУ-134 была положена в далеком прошлом и теперь каждый имеет возможность посмотреть на «стилягу» в музее старых воздушных судов. Это можно сделать на авиабазе Энгельс, в Кишиневе и на стоянке аэровокзала авиакомпании AirMoldova.
Лётно-технические характеристики
Схема Ту-134
Ту-134А | Ту-134Б-3 | Ту-134Ш | |
---|---|---|---|
Длина | 37,1 м | 37,1 м | 37,1 м |
Размах крыла | 29 м | 29 м | 29 м |
Высота | 9,02 м | 9,02 м | 9,02 м |
Диаметр фюзеляжа | 2,9 м | 2,9 м | 2,9 м |
Ширина салона | 2,61 м | 2,61 м | 2,61 м |
Высота салона | 1,96 м | 1,96 м | 1,96 м |
Экипажа | 4 | 3 | 3 |
Пассажиров | 76 | 80 | 12 |
Взлётная | 47 т | 47,6 т | 47 т |
Коммерческая | 8,2 т | 9 т | — |
Посадочная | 43 т | 43 т | 43 т |
Запас топлива | 13,2 т | 14,4 т | 16,5 т |
Крейсерская скорость | 850 км/ч | 880 км/ч | 885 км/ч |
Дальность полёта | 2100 км | 2020 км | 1890 км |
Эксплуатационный потолок | 12 100 м | 10 100 м | 11 900 м |
Длина взлётно-посадочной полосы | 2200 м | 2550 м | 2200 м |
Двигатели | 2 × 6800 кгс(Д‑30‑II) | 2 × 6930 кгс(Д‑30‑III) | 2 × 6800 кгс(Д‑30‑II) |
Расход топлива (взлётн. режим) | 8296 кг/ч | 8454,6 кг/ч | — |
Расход топлива (крейсер. режим) | 2300 кг/ч | 2062 кг/ч | — |
Расход топлива | 2907 кг/ч | 3182 кг/ч | — |
Удельный расход топлива | 45 г/(пасс.⋅км) | 45,2 г/(пасс.⋅км) | — |
Можно ли купить
В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.
Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.
Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.
За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.
Можно ли купить?
В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.
Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.
Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.
За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна – расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
6.1.2. УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА
(1) Закрылки.
а) Закрылки состоят из четырех секций (по две на каждом полукрыле) и делятся на внутренние, расположенные между гондолами шасси и фюзеляжем, и внешние, расположенные за гондолами шасси. Отклонение закрылков осуществляется посредством винтовых подъемников — по два на каждую секцию закрылков.
Винт каждого подъемника приводится во вращение от трансмиссии, соединяющей все подъемники. Трансмиссия приводится в действие реверсивным электромеханизмом МПЗ-18А-5, имеющим два электродвигателя, которые связаны между собой через суммирующий дифференциал. Электродвигатели питаются от разных шин, и в случае выхода из строя одного электродвигателя или линии его питания другой электродвигатель обеспечивает отклонение закрылков, но с меньшей скоростью.
б) Выпуск и уборка закрылков, а также синхронизация их положения осуществляются системой управления закрылками (СЭУЗ-1м) с четырьмя независимыми каналами слежения и электроприводом смешанного возбуждения. По двум каналам обеспечивается управление выпуском и уборкой закрылков, а по другим двум — синхронизация их положения.
Управление закрылками осуществляется рукояткой управления и переключателем рода работ, которые размещены на верхнем приборном щитке пилотов. Для контроля положения закрылков на верхнем приборном щитке пилотов установлен двухстрелочный указатель. Красный светосигнализатор на верхнем приборном щитке загорается при нарушении механической связи между закрылками или при неисправности каналов синхронизации.
в) На самолете имеется звуковая сигнализация. Она срабатывает в том случае, если перед взлетом угол выпуска закрылков менее 6° при РУД на взлетном режиме.
(2) Интерцепторы (гасители подъемной силы).
Интерцепторы (левый и правый) расположены перед внешними закрылками. Отклонение интерцепторов осуществляется двумя гидравлическими приводами с их гидравлической синхронизацией. Угол отклонения интерцепторов равен 52° ± 1°. Управление отклонением и уборкой интерцепторов осуществляется переключателем, расположенным на электрощитке КВС, и кнопкой, расположенной под гашеткой на правом роге левого штурвала. Переключатель служит для подготовки электроцепи к отклонению интерцепторов и к их принудительной уборке.
В электрической цепи отклонения интерцепторов предусмотрена блокировка, позволяющая отклонять их только на земле, когда обжата одна из основных опор самолета.
Для контроля положения интерцепторов на средней приборной доске пилотов установлены два красных светосигнализатора, которые горят при отклоненных интерцепторах, а также при неплотном прилегании интерцепторов в убранном положении к элементам конструкции крыла.
Первые испытания
Требуемую машину было решено создавать на базе проходящего заводские испытания самолета Ту-124. Проектные работы на начальном этапе возглавил главный конструктор ОКБ-156 (ныне ОАО “Туполев”) Д. С. Марков, а затем его сменил Л. Л. Селяков. Первый опытный образец будущего лидера авиационной отрасли СССР (Ту-124А) поднял в небо в июле 1963 года летчик-испытатель А. Д. Калина. Спустя два года самолет Ту-134 получил свое привычное обозначение.
Одновременно создание судов подобной компоновки велось английской компанией British Aerospace и Douglas Aircraft Company (США). Трагедия, произошедшая при испытательном полете с британским BAC111 в результате возникновения не изученного режима “глубокого сваливания” (затенение рулей высоты крыльями самолета при больших углах атаки), позволила советским и американским конструкторам своевременно внести поправки в конструкции своих машин.
Первые серийные самолеты Ту-134 “Аэрофлот” получил в 1966 году, и в последующие три года они стали использоваться для регулярных внутрисоюзных полетов. Первые авиарейсы связали столицу страны с Ленинградом и Киевом.
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна – расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
Модификации Ту-154
Модификации Ту-154 обладают отличиями в области летно-технических характеристик и прочих показателей. К примеру, вариация Ту-154А оснащена дополнительными топливными баками и аварийными выходами. Изменения коснулись ряда аэродинамических свойств, взлетной массы и других параметров. С 1969 года увидели свет следующие модификации летательного аппарата:
- Ту-154С. Имеет дополнительный грузовой люк и специальное грузовое оборудование. Для размещения грузов предусмотрено 9 поддонов, закрепляющихся при помощи швартовочных сеток. Кабина экипажа защищена барьерной сеткой.
- Ту-154М-100. Модификация отличается увеличенным до 104 тонн взлетным весом, обновленным интерьером и системой спутниковой GPS-навигации. Вес пустого воздушного судна удалось снизить на 0,5 тонны.
- Ту-154ЛЛ. Модификация представляет собой летающую лабораторию с измененной системой управляемости и устойчивости. Задняя часть летательного аппарата подверглась инновациям, в результате которой получила дополнительное усиление. В качестве тормозов могут быть задействованы интерцепторы.
- Модификация Б-2 выпускалась до 1986 года, рассчитана на 180 пассажиров. Были заменены тормозные механизмы, колеса шасси и ряд других элементов и узлов.
Глубокой модернизацией Ту-154Б считается самолет с индексом «M», оснащенный экономичными силовыми агрегатами и навигационно-пилотажным комплексом «Жасмин». Конструкторы внесли ряд улучшений в аэродинамические свойства фюзеляжа и крыльев, благодаря чему значительно повысились показатели дальности перелетов. Вместо трехщелевых закрылок, в модели используются двухщелевые. Вариация была в серийном производстве вплоть до 2012 года. На сегодняшний день эксплуатация лайнера считается экономически нецелесообразной, что заставило отказаться от него такие крупные компании, как «Аэрофлот» и «S7 Airlines». Авиаперевозчики «Алроса» и «Utair» продолжают его эксплуатацию.
Факты
На выставке «Джет-экспо» выставлена машина Ту-134 (RA-65995), выпущенная в октябре 1984 года. Принадлежала ранее ФСБ, а сейчас находится в распоряжении корпорации «Космос» (с 2017 года). Самолет выполняет перевозки первых лиц компании и имеет налет всего 3700 часов из объективных 40 тысяч часов. Рейсы большей частью совершаются в Казахстан на «Байконур». Комфортабельность салона на высоком уровне, иметь такой бизнес-джет может позволить себе только богатый владелец.
Еще десятка два машин этого семейства в наши дни обслуживают высокопоставленных клиентов различных корпораций.
На балансе Минобороны все еще находится более тридцати машин семейства Ту-134. Пилотами отмечается их управляемость и надежность. Постепенно происходит замена устаревшего парка, новыми магистральными «Суперджетами».
Угон в 1983 году
Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.
Конструкция остроносого самолета
Самолет оснащается носовой частью фюзеляжа, похожей на Ту-22МЗ. Модификация включает в себя оптоэлектронное прицельное и навигационное оборудование, соответствующее вооружению наиболее распространенных бомбардировщиков. Проект предусматривал штангу, необходимую для воздушной дозаправки, но согласно американо-советским договорам использовать ее не стали. Два авиационных двигателя были разработаны генеральными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.
Конструкция Ту-134УБЛ
Первые работы по модернизации лайнера были проведены в начале 1970 года. Конструкторы увеличили фюзеляж на 2 метра в длину. Экспортные варианты летательного аппарата предполагали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения предусмотрено место под центропланом. На самолет может устанавливаться четыре многозамковых бомбодержателя, но международные договоренности запрещают использование подобного оснащения.
Средняя и носовая часть летательного аппарата выполнены в виде единой гермокабины. Хвостовая негерметичная часть предназначена для размещения органов управления и некоторых агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены перманентно работающими пружинными загружателями.
Факты
На выставке «Джет-экспо» выставлена машина Ту-134 (RA-65995), выпущенная в октябре 1984 года. Принадлежала ранее ФСБ, а сейчас находится в распоряжении корпорации «Космос» (с 2017 года). Самолет выполняет перевозки первых лиц компании и имеет налет всего 3700 часов из объективных 40 тысяч часов. Рейсы большей частью совершаются в Казахстан на «Байконур». Комфортабельность салона на высоком уровне, иметь такой бизнес-джет может позволить себе только богатый владелец.
Еще десятка два машин этого семейства в наши дни обслуживают высокопоставленных клиентов различных корпораций.
На балансе Минобороны все еще находится более тридцати машин семейства Ту-134. Пилотами отмечается их управляемость и надежность. Постепенно происходит замена устаревшего парка, новыми магистральными «Суперджетами».
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна – расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
Лётно-технические характеристики
Схема Ту-134
Ту-134А | Ту-134Б-3 | Ту-134Ш | |
Габариты | |||
Длина | 37,1 м | 37,1 м | 37,1 м |
Размах крыла | 29 м | 29 м | 29 м |
Высота | 9,02 м | 9,02 м | 9,02 м |
Диаметр фюзеляжа | 2,9 м | 2,9 м | 2,9 м |
Ширина салона | 2,61 м | 2,61 м | 2,61 м |
Высота салона | 1,96 м | 1,96 м | 1,96 м |
Число мест | |||
Экипажа | 4 | 3 | 3 |
Пассажиров | 76 | 80 | 12 |
Масса | |||
Взлётная | 47 т | 47,6 т | 47 т |
Коммерческая | 8,2 т | 9 т | — |
Посадочная | 43 т | 43 т | 43 т |
Запас топлива | 13,2 т | 14,4 т | 16,5 т |
Лётные данные | |||
Крейсерская скорость | 850 км/ч | 880 км/ч | 885 км/ч |
Дальность полёта | 2100 км | 2020 км | 1890 км |
Эксплуатационный потолок | 12 100 м | 10 100 м | 11 900 м |
Длина взлётно-посадочной полосы | 2200 м | 2550 м | 2200 м |
Двигатели | 2 × 6800 кгс (Д‑30‑II) | 2 × 6930 кгс (Д‑30‑III) | 2 × 6800 кгс (Д‑30‑II) |
Расход топлива (взлётн. режим) | 8296 кг/ч | 8454,6 кг/ч | — |
Расход топлива (крейсер. режим) | 2300 кг/ч | 2062 кг/ч | — |
Расход топлива | 2907 кг/ч | 3182 кг/ч | — |
Удельный расход топлива | 45 г/(пасс.⋅км) | 45,2 г/(пасс.⋅км) | — |