Истребитель МиГ-21: технические характеристики, история

Боевое применение

Впервые в военных действиях истребитель МиГ-21 применили во Вьетнамском конфликте (1966). Американские F-104 Starfighter и Phantom уступали сверхзвуковым советским штурмовикам в способности маневрировать, в особенности в ближних сражениях.

Первые машины из семейства 21-х МиГов не были оснащены пушками. Значение этого упущения стало понятно практически сразу после первых боев, поэтому штурмовики доукомплектовали пушечным вооружением. Отстрелявшись ракетами, летчики применяли пушечный огонь.

Появление 21-х МиГов в 1966 году на вьетнамском небе стало переломным моментом, и уже через 2 года начались мирные переговоры. Военные техники называют Phantom достойной машиной, но дело в том, что этот тяжелый перехватчик заточен на оборону авианосцев от сверхзвуковых истребителей.

В 1971 году ЛА из семейства МиГ-21 применялись в вооруженном противостоянии Индиеи и Пакистана: в индийских авиационных войсках числились на вооружении несколько модификаций сверхзвукового штурмовика.

Противники использовали J-6 (китайская версия МиГ-19), французский Dassault Mirage III, американский F-104 Starfighter. Потери противника в самолетах вдвое превышали потери Индии.

В арабо-израильском конфликте 1973 года МиГам противостояли Mirage III и F-4 Phantom II. Потери Египта и Сирии были значительно ниже, чем у израильской стороны.

Стоит отметить, что советские штурмовики уступали французским ЛА в дальности полета, возможностях РЛС, обзоре, но превосходили в способности маневрировать.

В Афгане в боевых действиях использовались самолеты версий МиГ-21бис, МиГ-21УМ, МиГ-21Р.

Когда у США и Франции появились истребители 4-го поколения, превосходящие МиГ-21 по целому ряду параметров, МиГ-21 утратил превосходство.

Краткое описание военного самолета

Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения. Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.

На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.

Технические характеристики МиГ-21:

Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета. Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля.

Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Популярность данной модели объяснялась отменными летными и техническими характеристиками, ведь не каждой модели военно-летательного аппарата была присуща максимальная скорость в 2175 км/ч и дальность полета в 1210 км.

Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21. Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме.

За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но тем не менее числится на вооружении многих стран.

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

История создания истребителя МиГ-21

9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.

Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).

Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).

За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).

Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.

Чертеж истребителя МиГ-21

Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.

В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.

Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:

  • №21 в Горьком (5278 самолетов)
  • №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
  • №31 в Тбилиси (1677 самолетов).

В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.

История создания

Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.

МиГ 21 и МиГ 35

От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.

После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.

Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.

ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.

В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.

МиГ 21 кабина

Модификации истребителя МиГ-21

За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.

Первое поколение являет собой самолет, который обозначался как МиГ-21Ф. Этот фронтовой истребитель изготовляли с 1959 года. Он имел достаточно мощное вооружение, которое было представлено двумя 30-миллиметровыми пушками типа НР-30, которые были расположены на пилонах крыльев. Самолет имел неуправляемые ракеты типа С-5, их было 32 штуки. Силовая установка была представлена двигателем типа Р-11Ф, который на форсаже выдавал мощность в 5740 кгс.

Этот самолет изготовляли только год, и было построено 83 аппарата. К этому поколению также относят модификацию МиГ-21Ф-13, которая выпускалась до 65 года. Она отличалась более мощным двигателем и тем, что в комплекс вооружения входили управляемые ракеты.

Второе поколение представлял истребитель МиГ-21П. Он был создан как всепогодный перехватчик. На него было установлено более качественное локационное оборудование и система наведения типа «Лазурь». Силовая установка была точно такой же, как и на предыдущей модели. Отличалось вооружение, которое было представлено двумя управляемыми ракетами класса К-13.

Еще одной машиной данного поколения является модификация МиГ-21ПФС, или, как его обозначали, изделие 94. Его особенностью стала новая система, которая проводила сдув с закрылков пограничного слоя. Эта система позволила выполнять вылеты с грунтовых аэродромов. Специально для этой системы конструкторы усовершенствовали двигатель, а именно проработали систему отбора потока воздуха от компрессора. Все это сократило разбег при взлете до 480 метров.

К данному поколению относятся экспортные аппараты и самолет-разведчик, который на пилонах нес контейнеры с разведывательной аппаратурой.

К третьему поколению относят машины МиГ-21, которые начали изготовлять с 65 года. Машины типа МиГ-21С имели качественно новую систему бортового оборудования под обозначением «Сапфир-21». Оно имело возможность обнаружения цели противника на расстоянии в 30 километров.

Вооружение тоже было усовершенствовано и представлено ракетами класса Р-3Р, которые были оснащены радиолокационной головкой, что позволяло производить самонаведение снаряда. Самолет имел и крупнокалиберные пушки, как на предыдущих моделях. Также в состав вооружения входили неуправляемые ракеты, которые крепились на подкрылках. Здесь же можно было устанавливать и дополнительные топливные баки. На самолетах данного поколения был более совершенный автопилот класса АП-155, который мог держать машину ровно и горизонтально в соотношении с осями. Аппараты данного класса изготовлялись вплоть до 68 года.

Кроме выше упомянутых аппаратов разных поколений, конструкторское бюро Микояна изготовило множество самолетов типа МиГ-21 для более специальных задач. Были выпущены как учебные машины, так и экспериментальные. Все это послужило тому, что данная модель истребителя является качественной боевой машиной, которая востребована во всем мире.

МиГ-21 фото

История создания

Советский истребитель МиГ-15, показавший себя грозным оружием в Корее, чем очень огорчил американских летчиков и руководство США, развеяв представление об отсталости советской авиации. В сложившейся ситуации геополитическому противнику СССР срочно нужна была машина, которая по своим боевым характеристикам смогла бы превзойти советские самолеты.

В 1954 году в воздушное пространство поднялся первый в мире истребитель, скорость которого превышала звуковую в 2 раза, Lockheed F-104 Starfighter.

Задача русских состояла в том, чтобы противопоставить американцам самолет, способный перехватить скоростные бомбардировщики и уничтожить вражеские штурмовики.

В процесс включились КБ А. Яковлева, П. Сухого, А. Микояна и М. Гуревича, все они работали над отдельными проектами.

Сделав ставку на маневренность, конструкторам пришлось поступиться скоростью. Это и решило судьбу проекта: он был отклонен.

СУ-7, разработанный группой под руководством Сухого, был запущен в производство и выпускался с 1957 по 1960 г. Обладал характеристиками:

  • Тяговооруженность мах: 3900 кгс : 7370 кг = 058(форсаж. режим – 0,78);
  • Нагрузка на крыло = 7370 кг : 23 кв.м. = 320 кг/кв.м;
  • Максимальная скорость – 2170 км/с;
  • Максимальная высота – 19100 м;
  • Хорошая маневренность, что следует из параметров тяговооруженности и удельной нагрузки на крыло.

Но из-за существенных недоработок в конструкции машины часто выходили из строя. Су-7 в 1957 году в соответствии с директивами руководства стали переделывать в истребитель-бомбардировщик – Су-7Б (изделие С-22).

Однако в качестве фронтового истребителя выбран был МиГ-21, ставший впоследствии самым массовым штурмовиком в истории страны. Он был проще в эксплуатации, более экономичен в плане топливного расхода, менее заметен в воздухе. Его взлетно-посадочные характеристики превосходили возможности Су-7.

Характеристики аппарата

Базовой моделью самолетов этого типа является модель Миг-21Ф. Машина имеет хорошие технические и летные характеристики, положительно влияющие на летные и боевые качества: масса пустого самолета – 5 460 кг, с топливом, боекомплектом и экипажем – до 10 100 кг; на высоте развивает предельную скорость 2 230 км/ч (последние модели – до 10 000 км/ч), у земли – 1 300 км/ч. Дальность полета – от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).

Фото с сайта https://militaryrussia.ru/i/284/839/IvSJ5.jpg

Самолет имеет фюзеляж сигарообразного сечения с усеченными краями и снабжен турбореактивным двигателем Р11Ф-300 на первых моделях. Впоследствии на более поздних версиях самолета устанавливались моторы Р13Ф-300 и Р-25-300. Имеются 12 топливных баков (в некоторых модификациях – 13); общий объем топливной системы – 2 160 литров, с подвесными дополнительными баками – 2 650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания в случае экстренной аварийной ситуации. Катапультируемое сиденье пилота аналогично МиГ-19. В последующих модификациях использовалось кресло КМ-1, как более надежное. Оно служило для обеспечения безопасности пилота длительное время, как хорошо себя зарекомендовавшее; в улучшенном варианте его даже использовали на МиГ-23.

Электрооборудование самолета 27 вольт постоянного тока производится от стартер-генератора. Еще имеются две серебряно- цинковые батареи в качестве резерва. Переменный ток 115 Вольт частоты 400 Гц преобразуют два электромашинные преобразователя; другие два – постоянный ток в трехфазный переменный 36 Вольт и такой же частоты.

Фото с сайта https://aviarf.ru/wp-content/uploads/2016/06/mig-21-4.jpg

Приборное и радиоэлектронное оборудование позволяет оперативно следить за самолетом в процессе пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и сигнализатор облучения, а также автоматический самолетный прицел. На более поздних моделях появились инфракрасный визир оптический прицел.

В первых моделях автопилота не было. В последствии его устанавливали с системой автоматического управления. Был даже установлен аэрофотоаппарат для ведения воздушной разведки.

Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже – ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Навесное ракетное и бомбовое вооружение – два блока по 16 реактивных снарядов типа АРС-57М; два снаряда типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. В более поздних моделях применялись ракеты К-13 и даже ядерное оружие.

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС СШАпотеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.

Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.

За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.

Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.

В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.

Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.

Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.

Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.

Модификации МиГ-21

МиГ-21Ф (тип 72) –  было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.

МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.

МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.

МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.

МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.

МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.

МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.

МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.

МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.

МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.

МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.

МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

МиГ-21МТ. Только 15 машин было выпущено в 1971 году в Москве.

МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.

МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).

Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).

Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.

МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий