Самолет MC 21

Цели и задачи

Новый российский самолет МС-21 разрабатывается для замены морально устаревших российских самолетов класса Ту-154, Ту-204, зарубежных «Боинг-737», А320 и других. На поддержку проекта правительством выделено свыше 3 миллиардов долларов. В конструкции будут применяться и зарубежные комплектующие, включая силовую установку, ряд узлов и агрегатов. Начало его поставок на магистральных воздушных судов планируется на 2016-2017 гг.

Сегодня на мировом рынке по объемам гражданского самолетостроения доля России находится в пределах только 1-3%. Правительством поставлена задача в 2015 году увеличить эту долю до 5%, а к 2025 году – до 10%. В решении такой амбициозной задачи, фактически означающей возврат России на глобальный рынок коммерческих воздушных судов, большую роль призван сыграть самолет МС-21.

История создания

В новый XXI век наши авиаперевозчики вошли с технически и морально устаревшими Ту-134, Ту-154 и Як-42, серийный выпуск которых уже был завершён. Требовался новый авиалайнер и если на внутренних региональных авиалиниях эту нишу сегодня способен занять SSI-100, то в сектор, где работают современные Boeing и Airbus может успешно вписаться отечественный самолёт МС-21.

К разработке нового проекта приступили совместно ОКБ им. Яковлева и компания «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», но в 2008 году «ильюшинцы» отказались от участия в проекте. Продолжили разработку ОКБ им. Яковлева и корпорация «Иркут» с авиационным заводом в городе Иркутске.

«Магистральный самолёт XXI века» МС-21

Осенью 2010 года закончились испытания воздухозаборников для силовой установки МС-21 и выработаны рекомендации по безопасности для установки двигателей. Американская компания Pratt & Whitney и корпорация «Иркут» в июне 2012 года подписали контракт на поставку двигателей PW1400G, а уже в октябре того же года для российских государственных заказчиков был предложен вариант МС-21 с отечественными моторами ПД-14.

Ещё в начале 2011 года решили приступить к сборке модели МС-21 на 180 пассажирских мест. В феврале 2014 года на заводе в городе Иркутске приступили к изготовлению опытного образца авиалайнера, летом того же года модель МС-21 в натуральную величину закончила испытания в ЦАГИ.

МС-21 на выставке в Иркутске

Когда же в серию?

Гендиректор ОАК Юрий Слюсарь заявил, что «Иркут» располагает двумя комплектами двигателей Pratt & Whitney и может сдать в этом году два МС-21-300 в «подконтрольную» эксплуатацию авиакомпании «Россия». По его словам, самолёты будут летать, однако не будут возить пассажиров, так как в отсутствие поддержки производителей систем самолёта будет нерентабельно поддерживать их лётную годность. Борты будут использованы для получения данных по эксплуатации и обучения экипажей использованию систем самолёта.

А что касается модификации МС-21-310, то в серийное производство при успехах в импортозамещении, она пойдёт, скорее всего, в 2025 году. При должном спросе ОАК рассчитывает со временем выйти на темпы производства 72 самолётов в год.

На сим всё.

МС-21: итоги 2021 года

https://www.aex.ru/docs/3/2021/12/30/3345/ — О российских поставщиках систем самолёта

https://bmpd.livejournal.com/3496191.html — О процессе импортозамещения композитного крыла

https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/28/449009.html

https://topwar.ru/115874-esche-raz-ob-ms-21.html

https://www.kommersant.ru/doc/402129

https://avia.pro/blog/mc-21-yak-242 — Об истории проекта

https://www.aex.ru/m/news/2022/4/8/243206/ — О серийном производстве

Отдельная благодарность комментаторам CatNews за указание недостатков в первой редакции статьи.

Recent developments

The breakthrough with the aircraft’s Russian-designed engines represented a significant milestone in the MC-21-300’s development. However, its testing program has also had a few hiccups along the way. For example, the onset of the coronavirus pandemic last year forced the company to briefly cease these tests. They resumed last April.

The MC-21-300 was the subject of a high-profile rollout in June 2016. Photo: Irkut

More recently, January 2021 saw one of the type’s test aircraft experience a runway excursion after landing at Moscow Zhukovsky International Airport (ZIA) in wintery conditions. Thankfully, its crew members were not hurt, although the aircraft itself did get stuck in the adjacent snow.

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Впервые в России при строительстве лайнера было применено так называемое черное крыло, технология с применением карбоновых композиционных материалов. Она помогла существенно снизить массу крыла самолета при этом сохранила показатели по прочности, а аэродинамика только улучшилась. По такому же принципу спроектировано хвостовое оперение и ряд других деталей воздушного судна. В ближайшем будущем этот самолет останется пока единственным в своем классе, где котором применена такая технология. В создании этого ноу-хау приняли участие концерн Аэрокомпозит и ОНПП Технология. В основу фюзеляжа легли традиционные алюминиевые сплавы. Его разрабатывали и создавали в корпорации Иркут и ОКБ Яковлева.

Базовая установка оснащена парными реактивными разнотяговыми двигателями. Это наиболее современные на сегодняшний день агрегаты, которые используют ведущие авиастроители мира в самых последних разработках самолетов. Российские аналоги — ПД-14 сегодня проходят испытания. После получения сертификации они будут запущены концерном Авиадвигатель в массовое производство. Для российского авиапрома это также революционная разработка. Для самого тяжелого представился серии МС-21-300 будет разработана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14.000 тс.

Новым словом в гражданском авиастроении стала и «стеклянная» кабина самолета. Она составлена из нескольких (а точнее, пяти) мультифункциональных дисплеев. Пилоты для подключения к общему интерфейсу снабжены электронными планшетами. Для управления используются боковые ручки – сайдстики. Кабина может быть дополнительно оборудована:

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Перспективная модель МС-21-400 станет еще более усиленной версией 300-й. Модификация получит следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

В реальной перспективе будет проводиться подготовка и более мощных модификаций самолета семейства М-21 с расчетом получения максимально возможной дальности полета, вместимости салона и других полезных характеристик.

[править] Модификации

Семейство самолётов МС-21 включает три модели:

  • МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров
  • МС-21-300 вместимостью 181 пассажир
  • МС-21-400 вместимостью 212 пассажиров

Семейство МС-21 позволит авиакомпаниям оптимизировать парк самолётов, как по размерности, так и за счёт предложения для каждой модели ряда модификаций, отличающихся дальностью полёта в диапазоне от базовой (Basic) до увеличенной (ER). Модификации могут быть изменены по желанию заказчика в произвольный момент жизненного цикла за счет перенастройки программного обеспечения.

Первым по времени появления самолётом семейства стал МС-21-300.

Помимо основных модификаций в активной проработке находится МС-21-200LR с увеличенной, по сравнению с ER, более чем на 1500 км дальностью полёта. Также прорабатываются грузовые и административные варианты МС-21.

С целью минимизации затрат авиакомпаний в самолётах семейства предусмотрен рациональный уровень унификации в части силовой установки, агрегатов планера, кабины экипажа, структурных схем самолетных систем, комплектующих изделий, технологии монтажа, методов и средств эксплуатации.

Маркетинг

Объединенная авиастроительная корпорация активно прорабатывает вопросы маркетинга. Приглашен ряд зарубежных партнеров для реализации этого амбициозного проекта. На последнем Парижском международном авиационно-космическим салоне в Ле-Бурже на стенде OAK центральное место занимали модели семейства МС-21. Фото самолета опубликовали ведущие мировые издания в качестве образца современного, удобного и эстетически привлекательного авиалайнера

На салоне МАКС к программе МС-21 было привлечено повышенное внимание специалистов и ведущих компаний, планирующих принять участие в ее реализации

Сравнение с основными аналогами

МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и новейшие самолеты Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.

По утверждениям корпорации «Иркут», МС-21 имеет следующие преимущества над конкурентами: передовая аэродинамика, возможность использовать современные американские Pratt & Whitney и отечественные двигатели ПД-14, конкурентоспособная стоимость, увеличенный диаметр фюзеляжа (позволяющий расширить пассажирский салон и багажные отсеки). Как следствие, самая плотная компоновка МС-21 предусматривает большее количество кресел, чем у Boeing 737MAX и A320neo. Это позволяет МС-21 снизить потребление топлива почти на четверть в сравнении с другими современными самолетами аналогичного класса, уменьшить время пребывания в аэропорту на 20 % и повысить комфорт пассажиров. Эмиссия вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижена более чем на 20 % относительно существующих аналогов. Также разработчик заявляет, что эксплуатационные затраты на МС-21 снижены на 12-15 % по сравнению с самолетами текущего поколения и на 6-7 % по сравнению с A320neo и Boeing 737 MAX.

Эксперты считают, что выход на внешний рынок для производителей МС-21 является крайне сложной задачей. Это обусловлено тем, что внешний рынок законтрактован Boeing и Airbus на 75 % до 2025 года, существует необходимость подготовки сервисной сети за рубежом, а также могут быть проблемы с сертификацией самолета за границей. Вместе с тем, рынок гражданской авиации растёт, и получение части рынка считается выполнимой задачей.

МС-21-200 МС-21-300 Airbus A319neo Airbus A320neo Airbus A321neo Boeing 737 MAX 7 Boeing 737 MAX 8 Boeing 737 MAX 9 COMAC C919 Mixed COMAC C919 All ECO COMAC C919 High Density
Пассажировместимость, чел.132/165163/211140/160165/189206/240 126/140 162/175/200 180/192/220 156 168 174
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км64006000695065007400 7038 6704 6658 4075 5555 5555 (?)
Максимальная взлётная масса, т72,5679,25 75,5 79,097,0 72,3 82,2 88,3 77,3 77,3 77,3
Максимальная посадочная масса, т63,169,163,967,479,2
Максимальная масса без топлива, т??60,364,375,6
Максимальная коммерческая нагрузка, т18,9 22,6
Максимальная заправка топливом, кг 20400 20400
Максимальная заправка топливом, л??267302673032940 ? ? ? ? ? ?
Крейсерская скорость, км/ч 870 870 828 828 828 842 842 842 834 834 834
Требуемая длина ВПП, м ? ? ? ? ? 1677К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней] 2241К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней] 2408К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней] ? ? ?
Расход топлива, кг/час ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Топливная эффективность, г/пасс.км ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Диаметр фюзеляжа, м 4,06 4,06 ? 3,96 ? 3,753,75 3,75 ? ? ?
Стоимость, млн дол. США 72-85 (2013) 72-85 (2013) 97,5 (2015) 106,2 (2015) 124,4 (2015) 90,2 (2015) 110,0 (2015) 116,6 (2015) ? ? ?
Источники COMAC C919 COMAC C919

[править] Ссылки

Сайты ОАК

Sdelanounas

  • Раздел об МС-21 на сайте Sdelanounas
  • Холдинг «РТ-Химкомпозит» готов к серийному производству композитных агрегатов для самолета МС-21
  • ЗАО «Авиастар-СП» завершил работы по сборке экспериментального отсека хвостовой части фюзеляжа МС-21
  • Авиалайнер МС-21 начали изготавливать в металле

Рунет

  • МС-21
  • Раздел «Программа МС-21» на сайте Ato.ru
  • Новый самолет МС-21 — есть ли шансы завоевать мировой рынок. 3 февраля 2015
  • Когда время дороже денег. 14 декабря 2009
  • Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка. 3 августа 2008
  • СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В ОАО ОКБ ИМ. ЯКОВЛЕВА // «Аэрокосмические новости», № 35(343), 30 августа 2003 года
  • Перспективы новых узкофюзеляжных самолетов: CSeries, МС-21, С919
  • Boeing подогревает интерес к самолетам 737 MAX
  • Какую нишу на рынке могут занять самолеты МС-21
  • МС-21 влетит в SuperJet. Из самолетов «Иркута» и «Сухого» сделают один. 19 августа 2011
  • Создание самолета МС-21 оценили в 190 миллиардов рублей. 6 октября 2010
  • Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев — о проекте «Самолет-2020». 21 октября 2013
  • Магистраль в XXI век (часть 2). 30 июня 2016
  • «Иркут» подписал контракт на поставку американских двигателей для МС-21
  • Первый полет самолета МС-21 отложен на полгода
  • Начата сборка лайнера МС-21 в металле
  • МС-21 «влетает в окно» (02.12.2013)
  • Первый полет МС-21 состоится до середины 2016 года. 26 января 2015

Прочее

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторам удалось внедрить целый ряд новаций и обеспечить тем самым превосходные качества МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Заметим, что новый лайнер на сорок процентов состоит из композитных материалов, что позволило значительно уменьшить его вес. Современный бортовой комплекс обслуживания, который можно увидеть на фото кабины МС-21 в галлерее выше, позволяет осуществлять стопроцентный контроль за техническим состоянием самолета и его надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры постарались сделать освещение салона более естественным за счет больших иллюминаторов. Не последняя роль отведена и системам контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом в салоне. Внедренные технологии позволяют эксплуатировать лайнер во всех климатических зонах вне зависимости от сезона.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов

К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

Самый «широкофюзеляжный» среди узкофюзеляжных

Обычный среднемагистральный пассажирский самолет имеет стандартную компоновку по схеме расположения кресел. В салоне класса «эконом» – это по три кресла с каждой стороны от продольного прохода. В среднем ширина кресел экономического класса на таких самолетах составляет от 43 до 46 см. В мире сохраняется тренд на создание более комфортных коммерческих воздушных судов, даже лоукостеры задумываются больше о комфорте. Для установки более широких кресел нужен салон, а, соответственно, и фюзеляж, большего диаметра.


Фото: Виктор Молодцов

Ширина салона МС-21 составляет 406 см, что примерно на 30 см шире, чем у Boeing 737. Кроме очевидного комфорта для пассажиров, этот показатель повышает эффективность самолета, а значит возможность сэкономить все тем же лоукостерам. Широкий проход в 56 см позволяет пассажиру спокойно разминуться со стандартной тележкой бортпроводника, а авиаперевозчику экономит примерно 7 минут на каждом разворотном рейсе. Кстати, эта цифра была «выведена» опытным путем. Еще на этапе проектирования проводились натурные испытания – волонтеры изображали пассажиров и «играли» в полную посадку и выход из самолета. Семь минут – вроде бы немного, но в год это дает 175 часов дополнительного полета. Если авиаперевозчику нужно время, чтобы оценить все преимущества широкого фюзеляжа, то для любого пассажира достаточно пары часов, проведенных на борту.

[править] Комплектующие

Авиационный двигатель ПД-14

Подробнее см. также: Комплектующие и материалы МС-21

В отличие от самолёта SSJ 100, МС-21 будет содержать намного больше отечественных комплектующих. Это стало возможно, поскольку он создаётся в новых промышленных условиях. Когда проектировали SSJ, промышленность только начинала возрождаться после кризиса 1990-х годов, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и т. п.

Например, сейчас уже около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.

Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства. По словам пресс-секретаря «Авиационного оборудования» Екатерины Павловой, поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320 и Boeing-737.

В качестве основного двигателя для самолёта МС-21 используются два перспективных двигателя нового поколения, закреплённых под крылом. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 Объединённой двигателестроительной корпорации.

Основные поставщики изделий из композиционных материалов для МС-21 — компании «АэроКомпозит» (входит в «ОАК») и «РТ-Химкопозит» (входит в «Ростех»).

Поставщики компонентов

В 2014 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что предполагаемая доля российских комплектующих в МС-21 порядка 50 %. К моменту серийного производства самолёта локализация (включая отечественных двигателей ПД-14) достигнет 80 %.

Крылья и фюзеляж

Крыло и некоторые другие элементы планера выполнены из полимерных композитных материалов. Разработчиком и поставщиком углепластиковых (композитных) крыльев является концерн Аэрокомпозит и ОНПП «Технология». Фюзеляж разработан и производится корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева.

Двигатели

На самолёт устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW1000G, которые были выбраны корпорацией Иркут для установки на самолёт в декабре 2009 года. Предполагается, что в будущем на самолёт может устанавливаться двигатель ПД-14. Этот двигатель должен закончить сертификационные испытания в 2018 году.

Шасси

Поставщиком шасси стала компания «Гидромаш» из Нижнего Новгорода.

Вспомогательная силовая установка

Возможно применение как импортной ВСУ так и российской, разработанной и производимой НПП «Аэросила».

Электрика и электроника

Кабина пилотов, а также часть авионики самолёта разработана и поставляется концерном «Радиоэлектронные технологии» и компанией Rockwell Collins (англ.)русск. при участии российской компании «Авионика».

Компании Honeywell, Thales и Elbit Systems поставляют многофукциональные экраны 9 X 12 для авионики, электронные планшеты лётчика, системы улучшенного/синтетического видения (EVS/SVS). Компания UTC Aerospace Systems (англ.)русск. поставляет системы side-stick (боковых ручек управления по типу джойстиков), индикаторы на лобовое стекло и системы «стеклянной кабины».

Компании Goodrich Corporation (англ.)русск. при участии российской компании «Авиаприбор» поставляют систему управления полётом.

В августе 2009 компания Hamilton Sundstrand (англ.)русск. анонсировала поставки электрогенераторов и вспомогательного электрооборудования.

Комплексная система кондиционирования воздуха (КСКВ)

Разработчик КСКВ российская компания АО ПКО Теплообменник

Салон

Техническим оснащением пассажирского салона занимается НПО «Наука» и Hamilton Sundstrand (англ.)русск.. Интерьер салона создан фирмой Zodiac Aerospace (англ.)русск..

Другие системы самолёта

Некоторые другие компоненты для самолёта поставляют компании Meggitt (англ.)русск.,CTT System (швед.)русск..

  • Гидравлику разрабатывает Eaton.
  • Ряд силовых электроприводов холдинг «Технодинамика».
  • Системы пожаротушения Hamilton Sundstrand (англ.)русск..
  • Узлы мотогондолы, агрегаты из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) на основе углепластика, пилоны поставляет ВАСО
Тренажёры

Для подготовки персонала научно-производственной фирмой «Системы комплексных тренажёров» разработан и изготовлен ряд тренажёров. В том числе ряд пилотажных тренажёров разной степени реализма, тренажёр аварийно-спасательных процедур, тренажёр пожаротушения, тренажёр сервиса, инженерный тренажёр для подготовки техников и т. п..

Трудности

Осенью 2018 года США ввели санкции против концерна «Аэрокомпозит» вследствие чего прекратились поставки композиционных материалов от бельгийской компании Solvay, использовавшихся для производства крыла и центроплана, а также других конструкций из ПКМ. Проблема серьёзная (фактически, широкое применение композиционных материалов – главное качественное отличие МС-21 от конкурентов) и для её решения привлекли Росатом: компания Umatex (АО НПК «Химпроминжиниринг») разработала углеволокно и эпоксидную смолу, а концерн «Аэрокомпозит» и ОНПП «Технология» переработали технологию производства крыла под новые материалы. В июне 2021 первые консоли крыла отгрузили на ИАЗ. 25 декабря 2021 года свой первый полёт совершил МС-21 с крылом из российских композитов, который должен стать первым серийным самолётом в линейке.

В правительстве России поняли к чему идёт дело и Дмитрий Медведев, тогда ещё бывший в должности премьер-министра, поставил задачу к 2022 году довести уровень локализации самолёта до 97% (ну и выделили на это дело ещё 2 млрд деревянных).

Ну и собственно, то, что предсказывали, ­– случилось: в октябре 2020 года большинство иностранных поставщиков авиакомплектующих в ИНИЦИАТИВНОМ порядке отказываются от поставок своей продукции в Россию.После событий 24 февраля 2022 года и последовавших за ними санкций правительство резко захотело проинспектировать ход импортозамещения в проекте и с этим, я хочу сказать, оказалось всё не так плохо, как могло бы быть.

В 2021 году ПAO «Московский институт электромеханики и автоматики» (в составе КРЭТ) разработало комплект документации и подготовило к сертификации бесплатформенную инерциальную навигационную систему (ИНС) БИНС-2015.

Сейчас, конечно, все силы КРЭТа брошены на замену всех «иностранцев» в кабине. Они уже сделали «стеклянную» кабину для Ил-76МД-90А, и сомнений в том, что сделают то же самое для МС-21 у меня нет. По топливной системе ведёт работы всё та же «Технодинамика» Ростеха. По остальным иностранным системам данных нет, однако это не повод думать, что импортозамещение по ним не ведётся.

Кстати, по данным с авиафорумов, люди приближенные к испытательному процессу МС-21-310 заявляют, что расход топлива у двигателя ПД-14 оказался лучше, чем у PW1400G. Я отношусь к этим данным с определённой долей скепсиса, однако если это действительно так, то получается, что реально «только выиграли».

Примечания

Комментарии
  1. ↑ Для модели A321LR, специально спроектированной для повышенной дальности полёта. Планируется представить её к середине 2018 года.
Источники
  1.  (неопр.). ОАО НПК «Иркут» (13 августа 2013). Проверено 13 сентября 2013.
  2. 1 2 . Проверено 28 мая 2017.
  3. Екатерина Соболь.  (неопр.). Ведомости (11 июля 2012). Проверено 11 апреля 2013. 17 апреля 2013 года.
  4. ↑  (13 February 2014).
  5.  (неопр.). РБК (20 января 2014). Проверено 17 января 2014.
  6.  (неопр.). АВИАЦИЯ РОССИИ. Проверено 16 августа 2018.
  7. Артур Нургалеев. C919 (неопр.). АвиаПорт.Ru (24-03-2011). Проверено 11 июля 2011. 29 февраля 2012 года.
  8. 1 2 3 4 5 6
  9.  (неопр.). republic.ru (21 февраля 2019). Проверено 21 февраля 2019.
  10.  (неопр.). www.aif.ru (28 января 2019). Проверено 7 февраля 2019.
  11.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  12. ↑  — Интерфакс, 23.10.2013
  13. ↑  — Lenta.ru, 25.08.2015
  14.  (неопр.). ОАК. Проверено 27 июня 2016.
  15. Марина Лысцева.  (неопр.). N+1 (27 июня 2016). Проверено 27 июня 2016.
  16. Ахмадиев, Эльдар  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  17. ↑  (рус.) ?. aviation21.ru. Проверено 2 марта 2017.
  18.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  19.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  20.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  21. 1 2  — Интерфакс, 06.02.14
  22. ↑  — tass.ru, 08.06.2016
  23.  (неопр.). РБК. Проверено 8 июня 2016.
  24.  (неопр.). РБК (28 мая 2017).
  25. ↑  (рус.), ТАСС. Проверено 28 мая 2017.
  26.  (неопр.). ТАСС. Проверено 17 октября 2017.
  27. ↑  (рус.). uacrussia.ru. Проверено 12 мая 2018.
  28. ↑  (рус.). www.uacrussia.ru. Проверено 17 июля 2018.
  29. ↑  (рус.). www.kommersant.ru (18 февраля 2019). Проверено 18 февраля 2019.
  30.  (неопр.). РБК (10 февраля 2012). Проверено 10 февраля 2012. 5 июня 2012 года.
  31.  (неопр.). www.aex.ru. Проверено 25 декабря 2016.
  32. ↑  (рус.) ?. Проверено 19 декабря 2018.
  33. Ведомости.  (неопр.). www.vedomosti.ru (14 марта 2019). Проверено 18 марта 2019.
  34.  (неопр.).
  35. ↑  (рус.) (недоступная ссылка). perm-motors.com. Проверено 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.
  36.  (неопр.). Проверено 5 октября 2018.
  37. Сергей Нестеренко.  (неопр.). www.aif.ru (15 января 2019). Проверено 22 января 2019.
  38. 1 2 3 4
  39. 1 2 3 4 5
  40. ↑  (англ.), Flightglobal.com (16 декабря 2009). Проверено 24 октября 2017.
  41.  (неопр.). www.intelligent-aerospace.com. Проверено 24 октября 2017.
  42. 1 2  (англ.). aviationweek.com. Проверено 24 октября 2017.
  43. ↑  (англ.), Flightglobal.com (1 февраля 2010). Проверено 24 октября 2017.
  44. 1 2  (англ.), tribunedigital-thecourant. Проверено 24 октября 2017.
  45.  (неопр.). ТАСС. Проверено 12 января 2019.
  46.  (неопр.). ТАСС. Проверено 12 января 2019.
  47. ↑  (рус.). АвиаПорт.Ru. Проверено 2 апреля 2019.
  48. 1 2 3  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  49.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  50.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  51.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  52. ↑ // Aviation Explorer
  53.  (неопр.). РосБизнесКонсалтинг (27 августа 2013). Проверено 13 сентября 2013.
  54.  (неопр.). Aviation Explorer (28 августа 2013). Проверено 13 сентября 2013.
  55.  (неопр.). Aviation Explorer (29 августа 2013). Проверено 13 сентября 2013.
  56. ↑  (англ.). www.flightglobal.com (30 August 2013). Проверено 8 июня 2016.
  57. 1 2 , Газета.Ru. Проверено 23 мая 2018.
  58.  (неопр.). Проверено 28 апреля 2016.
  59.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  60.  (неопр.) (8 февраля 2016). Проверено 2 февраля 2017.
  61. 1 2  (рус.) ?. aviation21.ru. Проверено 23 мая 2018.
  62. ↑  (рус.), Авиатранспортное обозрение (19 июля 2017). Проверено 23 мая 2018.
  63. ↑  (рус.), РИА Новости (20180716T1604+0300Z). Проверено 16 июля 2018.
  64. 1 2  (неопр.) (28 мая 2016). Проверено 29 мая 2017.
  65. 1 2
  66.  (неопр.). Проверено 2 февраля 2017.
  67. 1 2 3
  68. 1 2  (неопр.). Aviation Week (Jan 13, 2015).
  69. ↑  (рус.) ?. aviation21.ru. Проверено 27 августа 2018.
  70. 1 2 , vestifinance.ru. Проверено 26 июня 2017.
  71. 1 2 3 , Boeing Commercial Airplanes.
  72. 1 2 3
  73. 1 2 3 . Boeing — newairplane.com
  74. 1 2 3 , airchive.com.

Некоторые особенности конструкции

По аэродинамической схеме МС-21 – это свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом низкого расположения, с выдвинутыми вперёд моторами на подкрыльных пилонах и традиционным хвостовым оперением.

Планер авиалайнера выполнен из новейших сплавов и композитных материалов, что позволит эксплуатантам снизить расходы на топливо и техническое обслуживание. Кессон крыла МС-21 выполнен из углепластика методом вакуумной инфузии и имеет чёрный цвет, его так и называют – «чёрное крыло».

МС-21 будет оснащён силовой установкой из двигателей PW1400G американского производства или по желанию заказчика отечественными двигателями ПД-14. Оба типа двигателя относятся к пятому поколению, соответствуют всем правилам по защите окружающей среды, а уровень шумности их значительно ниже, чем требуется по шкале ИКАО.

Пассажирский салон МС-21

Шасси авиалайнера трёхопорное, убирающееся в полёте, со стойками амортизационного типа будет производиться на заводе «Гидромаш» в Нижнем Новгороде, который выиграл тендер по изготовлению этого узла.

Ширина пассажирского салона МС-21 больше на 11–36 см, чем у таких же салонов Боинга-737 и Аэробуса-320, что создаёт комфортные условия для пассажира и снижает утомляемость от пятичасового перелёта. Стандартный проход между креслами в самолёте МС-21 составляет 56,25 см, где спокойно расходятся два человека и стюардесса свободно провозит сервисную тележку во время обслуживания.

Через широкие иллюминаторы авиалайнера в салон пассажиров проникает достаточно света, можно создать освещение согласно настроению у каждого пассажира с помощью светодиодов с широким цветовым спектром. В просторном салоне поддерживается естественный микроклимат благодаря отличной системе кондиционирования, а отделка шумоизолирующими панелями и низкий уровень шума самих двигателей позволяют комфортно и спокойно переносить перелёт.

Пассажирский салон

Кабина экипажа МС-21 соответствует всем современным требованиям по эргономике и безопасности. Электродистанционная система управления с помощью боковых джойстиков разрешает пилотам свободно изменять положение самолёта в пространстве и при достижении полётных ограничений предупреждает лётчиков вибрацией высокой частоты, возникающей на джойстике. Автоматическое управление сохраняется вплоть до касания полосы, что соответствует категории ICAO IIIB.

Концепция «стеклянная кабина» обеспечивает хорошую визуальную информацию при помощи цветных ЖК-дисплеев широкого формата, а также проецированием на лобовое стекло полётной информации, что позволяет эффективно действовать при плохой видимости в сложных метеоусловиях.

Кабина пилота

Первые полеты и первые пассажиры

Перед тем, как принять на борт пассажиров, самолет активно испытывают в воздухе – он должен доказать свою безопасность и заявленные характеристики непосредственно в небе. Финальная часть таких полетов традиционно осуществляется в гражданские аэропорты различных регионов. Самолеты МС-21-300 уже летали в Архангельск, Минеральные Воды, Краснодар, Пермь, и даже за границу – в Стамбул и Дубай.

Четыре опытные машины совершили в общей сложности более 700 сертификационных полетов. Один из них состоялся пару месяцев назад, 15 декабря 2021 года, из подмосковного Жуковского в Иркутск. Особенностью данного полета стало то, что на борту находились необычные пассажиры – создатели МС-21. Это были сотрудники и руководители Инженерного центра корпорации «Иркут», которые непосредственно занимались разработкой лайнера, работники ОКБ им. Яковлева, ответственные за испытания нового самолета, представители сертификационных центров.

https://youtube.com/watch?v=bq6QP6evcDk

Несмотря на такой значимый пассажирский состав, полет в остальном был самым обычным. Все системы воздушного судна отработали штатно, включая кухню. Поскольку полет продолжался более пяти часов, в воздухе пассажирам предложили завтрак и обед. 

Первые пассажиры поделились своими впечатлениями о путешествии на новейшем российском лайнере. Главный конструктор самолета Константин Попович в очередной раз подчеркнул, что такой полет – это возможность показать сертификационным органам, что «обслуживание на борту и в аэропорту соответствует тем требованиям, которые предъявляются к самолетам данного класса». Впрочем, по некоторым параметрам МС-21 даже обгоняет своих «одноклассников».

«Хотелось бы отметить, что самолет очень светлый. У него очень светлый салон, большие иллюминаторы, как на широкофюзеляжных самолетах. Очень удобно сидеть, намного удобнее, чем в самолетах-аналогах, потому что очень много места», – рассказал один из пассажиров рейса, эксперт по логистике Максим Макаров. Такой комфорт стал возможен благодаря конструктивному решению расширить фюзеляж. МС-21 – самый «широкофюзеляжный» узкофюзеляжный самолет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий