Штурмовик Ил-20: фото, ТТХ

Вооружение

Согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина, самолёт Ил-20 должен был иметь мощное вооружение — для поражения вражеских целей (наступательное) и для собственной защиты (оборонительное). В связи с этим он классифицировался как тяжелый штурмовик. Оба типа вооружения штурмовика предусматривались в двух вариантах. Первый вариант для наступательного вооружения включал:

  • 2 пушки 23-мм калибра, размещенные в крыльях, — для стрельбы по целям впереди в горизонтальном полете или в режиме пикирования;
  • 2 пушки 23-мм, размещенные внизу корпуса под углом, — для стрельбы по наземным объектам в бреющем полете;
  • бомбы не более 400 кг со стандартной бомбовой нагрузкой, размещенные внутри центроплана.
  • 2 бомбы по 500 кг размещенные на внешних держателях;
  • 4 снаряда РС-132 или 8 снарядов PC-82;
  • 10 специальных авиагранат Аг-2, размещенных внизу фюзеляжа, предназначенных для защиты задней полусферы снизу.

Во 2-м варианте предусматривалось использование:

  • 1 пушка 45-мм калибра;
  • 2 пушки 23-мм калибра;
  • 6 снарядов РС-132;
  • Бомбовая нагрузка не изменялась.

В 1-м варианте для обороны применялась 23-мм подвижная пушка Ш-3 с запасом боевых снарядов 200 штук, размещенная в верхней оборонительной установке Ил-ВУ-11, разработанной ОКБ Ильюшина специально для этого проекта. В другом варианте предполагалась замена верхней установки Ил-Ву-11 пушечной установкой Ил-КУ-8, расположенной в хвостовой (кормовой) части фюзеляжа самолета.

Конструкция

По конструкции самолёт Ил-20 в основном схож с прототипом – лайнером Ил-18. Это цельнометаллический низкоплан с 4 турбовинтовыми моторами. Фюзеляж-полумонокок имеет обшивку из дюраля, листы которой крепятся к силовому набору заклёпками. Большую часть фюзеляжа занимает герметичная кабина, разделённая на 2 палубы.

Крыло – в виде трапеции, со съёмными консолями, оснащено 2-щелевыми закрылками и 2-секционными элеронами. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с рулями высоты и киля с рулём поворота.

Разведчик оснащён 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Каждый мотор имеет 10-ступенчатый компрессор и 3-ступенчатую турбину, взлётная мощность на валу винта – 4250 сил. Пропеллеры – автоматически изменяемого шага. Топливо поступает из крыльевых баков – часть из баков мягкого типа (размещены в центроплане), а часть — кессонные в консолях. Система управления у «Ила» – механическая, плоскости управляются с помощью тяг и тросов, без участия усилителей, имеется автопилот.

В бывшем пассажирском отсеке разместили фотоаппараты модели А-87П, предназначенные для перспективного фотографирования поверхности земли. Объективы фотоаппаратов прятались за боковыми обтекателями. Эти же обтекатели скрывали антенны РЛС «Ромб», определявшей местоположение радаров противника (по направлению и частоте).

Под фюзеляжем разведчика устанавливалась гондола, в которой находилась РЛС бокового обзора – «Игла-1». Эта станция, в отличие от «Ромба», позволяла не только обнаруживать излучение других радаров, но и получать радиолокационное изображение местности, по качеству и разрешению не уступавшее фотографиям.

Кроме этого, Ил-20 оснащался системой «Квадрат», схожей по функционалу с «Ромбом», но способной точно определять тип источников перехваченного излучения (отслеживалась, в том числе, и мощность излучения). А система «Вишня» позволяла прослушивать переговоры в открытом эфире.

Экипаж Ил-20 состоял из 2 пилотов, бортинженера и радиста. Радиоэлектронное оборудование находилось под контролем 6 операторов. В задней части бывшего пассажирского отсека обустраивалось бытовое помещение. Бывший люк багажного отсек был переделан в эвакуационный, для покидания самолёта с парашютом.

Видео о Ил 2

Учебный получасовой фильм 1943 года для лётчиков об эксплуатации Ил-2

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Секретный полигон»

https://youtube.com/watch?v=wUUw5gLu4tg

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Легендарные самолёты»

https://youtube.com/watch?v=g6ErRIB3T3s

Документальный фильм о штурмовике Ил-2 из цикла «Оружие победы»

https://youtube.com/watch?v=64xLNjXrgNk

Боевое применение Ил-2

https://youtube.com/watch?v=HFHuhsmyKno

Полёты вернувшихся к жизни «Ил-2»

Задачи

Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.

Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.

История разработки и эксплуатации Ил-20

Ил-20 – первый отечественный самолет, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и разведки, был создан в конце 60-х годов XX века. Перед конструкторами поставили задачу – взять планер пассажирской машины Ил-18, довести конструкцию до требуемых параметров (повысить мощность силовых установок, произвести установку разведывательного оборудования).

Ил-18

В результате должен был получиться самолет для полетов вдоль границ СССР, способный вести слежение за воздушными и наземными объектами.

Двигатели заменили на более мощные – турбовинтовые АИ-20М. За счет внутренних конструкционных улучшений получилось уменьшить взлетную массу, а также добиться значительного увеличения дальности полета – почти до 5,5-6 тысяч километров – поставили более вместительные топливные баки.

В передней части фюзеляжа (около кабины пилотов) смонтировали специальное оборудование для ведения аэрофотосъемки. В нижней части самолета подвесили гондолу, в которой располагалась радиолокационная антенна, позволяющая оптимизировать боковой обзор во время полета.

Внутри поставили дополнительную аппаратуру, предусмотрели места для обслуживающих ее специалистов.

Разработка, модернизация и испытания проходили быстро, и уже в 1969 году Ил-20 появился на вооружении в советских войсках.

Самолет-разведчик постоянно нес дежурство возле границ, участвовал в учениях, в XXI веке они принимают участие в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке. За всю историю службы отечественные ВВС не потеряли ни одного Ил-20, кроме сбитого во время полета над территорией Сирии в 2018 году.

Плюсы и минусы штурмовика Ил-2

В первые месяцы боевых вылетов стало понятно, какие у штурмовика есть преимущества и недостатки. Проявлялись все качества не только для пилотов, но и для механиков, которые занимались обслуживанием и ремонтом машин.

Преимущества:

  • простая конструкция – этот фактор позволил запустить серийное производство самолетов за короткие сроки;
  • защита – штурмовик выдерживал обстрелы из стрелкового оружия и мог выйти из боя даже после атаки вражеского истребителя;
  • ударная сила – на самолете можно было легко поражать любые цели, включая объекты инфраструктуры, пехоту, наземную технику и авиацию.

Подобные преимущества оказались очень весомы. Именно они позволили добиться больших успехов на поле боя. Недостатки же менее существенны, хотя и создавали проблемы.

Недостатки:

  • неповоротливость – на самолете сложно было выполнять маневры, требующие резких движений с частой сменой траектории;
  • сложность наведения – штурмовик оснащался простыми прицелами, а бомбардировочные отсутствовали, при заходе на цель вид перекрывался двигателем;
  • слабая защита стрелка – заднюю кабину вынесли за основной бронекорпус, из-за чего количество погибших пилотов было невероятно большим;
  • аварийность – более 10000 машин были потеряны при летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями.

Несмотря на наличие недостатков, самолет сыграл важную роль для всего мира. Благодаря ему удалось побороть фашизм и добиться победы в войне.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.

Конструктор штурмовика Ил-2

Нетривиальна биография создателя новой школы самолётостроения. Младший из одиннадцати крестьянских детей (деревня Дилялево, Вологда), Серёжа Ильюшин читать научился в 6 лет, практикуясь по Библии (точнее, по «Новому завету») и литературно-политическому журналу «Вестник Европы».

Работать пошёл после 3-его класса: чернорабочим, землекопом, возчиком молока, чистильщиком канав, смазчиком на железной дороге… Лётное дело освоил в армии, затем поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота.

После института стал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, конструктивно изучил все лучшие самолёты того времени. С 1935 — главный конструктор, с 1956-го по 1970-й годы — генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении.

С. В . Ильюшин за 3 дня переделал уязвимый одноместный штурмовик в двухместный, сохранив все принципиально важные лётные характеристики

34 награды:

  • 3 раза — Герой Социалистического Труда;
  • 9 раз — лауреат премий за создание и улучшение самолётов (7 Сталинских, Ленинская и Государственная премия СССР);
  • 8 орденов Ленина;
  • прочих орденов (Суворова, Красного знамени и пр.);
  • 14 медалей (в т.ч 1 золотая авиационная и 8 юбилейных).

Ценность его демонстрирует и следующий эпизод. Когда опытный (20 лет стажа!) пилот Ильюшин чуть не разбился на служебном УТ-2, главным конструкторам вообще запретили водить самолёты.

В коллекции выпущенных Ильюшиным самолётов 8 серийных:

  • штурмовики Ил-2, Ил-10;
  • бомбардировщики Ил-4, Ил-28;
  • противолодочный Ил-38;
  • пассажирские Ил-12 (законодатель мод с носовым колесом), Ил-14 (которому лётчики целовали крылья — настолько был хорош), Ил-18 (первый советский лайнер, закупаемый другими странами), Ил-62 (первый реактивный межконтинентальный лайнер СССР);
  • множество опытных, модифицированных (вроде Ил-20 и Ил-20М) и экспериментальных.

Президентский Ил-96-300ПУ (ПУ = пункт управления, а не то, что вы подумали)

Ил-8

Несмотря на мощное бронирование, штурмовики Ил-2были самой сбиваемой машине на фронте, среднее количество боевых вылетов на одну сбитую машину было наименьшим, по сравнению с другими моделями самолетов. В частности сказывалось отсутствие стрелка для защиты от атак с задней полусферы.

В августе 1942-го года Ильюшин лично обратился к командованию ВВС с предложением построить мощный хорошо бронированный двухместный штурмовик на основе Ил-2. Идея была поддержана, и в КБ приступили к работам. По ряду причин машина была готова только через год, летом 43-го.

Самолет проектировался под двигатель М-71, номинальной мощностью 2000 л.с.

Во-первых, к моменту его создания уже успешно прошел государственные испытания штурмовик аналогичного назначения Су-6, имеющий перед машиной Ильюшина преимущества по некоторым показателям.

А во-вторых, двигатель М-71 так и не удалось довести до состояния пригодного для его запуска в серийное производство. Правда стоит признать, что особенной настойчивости в этом вопросе проявлено не было.

Потерпев неудачу с Ил-8, оснащенным мотором М-71, в КБ Ильюшина сосредоточили свои усилия на модернизации самолета, путем применения на нем нового двигателя АМ-42. Штурмовик показал хорошие летные данные, превосходя серийные Ил-2, но и этой машине не суждено было стать серийным.

В дальнейшем эта машина получила известность под названием Ил-10, и состояла на вооружении советских ВВС до начала пятидесятых годов, а так же активно поставлялась союзникам Советского Союза.

Модификации Ил-2

КартинкаМодификацияПринципиальные отличия

Одноместный Ил-2 с дополнительным бронированным бензобаком

Ил-2 (одноместный)

Одна кабина — только пилот, иногда — с муляжом задней пушки для отпугивания немцев.

Крыло и хвост -деревянные, бензобак — металлический.

Двигатель — АМ-38 (1685 л.с.)

Двухместный Ил-2 с пулемётом для отстрела истребителей

Ил-2 (двухместный)Дополнительная кабина стрелка, фонарь, полутурельная установка с пулемётами ШКАС или УБТ

Модифицированный двухместный Ил-2 получил форсированный двигатель АМ-38Ф

Ил-2 АМ-38Ф  двухместный, с 31 июля 1942Форсированный двигатель АМ-38ф (с 1943 на всех Ил-2): увеличенная взлётная мощность: 1760 л. с..

Низкооктановый бензин (дешевле).

Амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём

Ил-2 КСС получил новое крыло с 15о стреловидностью, что улучшило баланс и восстановило центровку 28%

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)Мощность: 1720 л. с.

Фибровые бензобаки с составом-протектором, который загустевал на открытом воздухе и сам затягивал некрупные пробоины.

Металлическое крыло стрельчатой конструкции — центровка как у одноместного Ил-2 (28%).

Угол стреловидности — 15°.

Серийный выпуск — с конца 1943

Запасной Ил-2 М-82 с новым двигателем водного охлаждения

Ил-2 М-82

(некоторые время носил имя ИЛ-4).

Ил-2 М-82ИР (одноместный).

Опытные, на случай недостатка двигателей АМ-38Ф. Не пригодились

Небронированный двигатель воздушного охлаждения М-82; Мощность: 1675 л. с..

Бензобак: 724 л; бронированная кабина стрелка с пулемётом УБТ.

Новый винт с коническим коком.

Бронированный фонарь; скорость: 365 км/ч

Спецпартия Ил-2 с противотанковыми пушками ШФК-37

Ил-2 ШФК-37,

9 опытных экземпляров для сражений под Сталинградом

Двигатель АМ-38, две 37-мм авиапушки ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевые)

Серийный вариант Ил-2 с противотанковыми пушками НС-37

Ил-2 НС-37 (противотанковый вариант)Двухместный, двигатель АМ-38Ф, две 37-мм пушки 11П-37 по 50 снарядов, без реактивных.

Бомбовая нагрузка: 100 кг

Экспериментальный Ил-2 с чересчур мощными пушками НС-45

Ил-2 НС-45,

Опытный — низкая эффективность и большая отдача пушек

Две крыльевые пушки НС-45 (45 мм)

Торпедоносец Ил-2Т

Ил-2Т (1944)Ил-2 без пушек ВЯ-23. Только 3 пулемёта: 2 крыльевых и 1 у заднего стрелка + малая торпеда 45-36АНю

Одноместная облегчённая спецпартия Ил-2И для отстрела бомбардировщиков

Ил-2И (истребитель бомбардировщиков).

Опытный, одноместный, по спецзаказу, для подавления ПВО

Двигатель АМ-38Ф; масса ниже на 760 кг за счёт убранного вооружения (пулемётов, авиабомб и снарядов); крыло усилено; скорость: 415 км/ч

Разведчик-наводчик Ил-2 КР

Ил-2КР (корректировщик стрельбы для артиллерии).

Малыми сериями по спецзаказу + переоборудовались самостоятельно из Ил-2

Внешнее отличие — радиоантенна на козырьке фонаря; в кабине за бронеспинкой — рация.

В хвосте — фотоаппарат, фюзеляжный бензобак уменьшен

Скоростной одноместный прототип Ил-2 с двигателем АМ-42 (2000 л.с.)

Ил-1 (одноместный),

Спецзаказ, опытный

Очень маневренный, для малых и средних высот; двигатель: АМ-42.

Цельнометаллическое крыло меньшей площади; шасси целиком прячутся в центроплан.

Скорость: 580 км/ч

Ил-8 — серьёзная четырёхвинтовая модификация Ил-2.

Ил-8,

2 опытных образца

1 тонна бомб + 8 реактивных снарядов.

Двигатель АМ-42.

Мощность: 2000 л.с.

Цельнобронированная кабина на 2 человек.

Скорость: 470 км\ч

Ил-8-2,

1 опытный образец

Двигатель: АМ-43 (форсированный АМ-42).

Новый четырёхлопастный винт.

Новые бронекорпус, система охлаждения двигателя, турель.

Пулемёт УБ, пушка НС-23.

1 т бомб в бомбоотсеках +1 т на подвеске.

Ил-10 – доведённый до совершенства Ил-2.

Ил-10,

4475 штук

Двухместный цельнометаллический, кабина стрелка бронирована.

Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.

Площадь крыла: 30 м2

Двигатель: АМ-42.

Скорость: 507 км\ч.

Помимо прочего, было несколько опытных образцов с разным вооружением (блистерным пулемётом, экранированной турелью и пр.), двигателем АШ-82, а также упрощённая учебная модель Ил-2 У.

Ил-2 с двигателем воздушного охлаждения АШ-82 (первым в серии с инжекторной подачей топлива)

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.

Причины завершения

Итак, в связи с несоответствием требованиям правительственного постановления проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен. Летно-технические характеристики новой машины оказались неудовлетворительными. Также заказчика не удовлетворяли количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь Ил-20 была меньше по сравнению с Ил-10. Нельзя было одновременно вести огонь из всех имеющихся на борту пушек. Огонь велся поочередно из двух пушек – или из расположенных в крыльях, или из фюзеляжа. Стандартная загрузка бомбами составляла всего 300 кг.

Высокое расположение кабины пилота привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя, как следствие, к увеличению взлетной массы. В результате ухудшились аэродинамические свойства машины, и возросла вероятность поражения самолета огнем противника. Усложнилось обслуживание двигателя из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для любых ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Летчик в кабину мог попасть только при отключенном двигателе. А в ситуации аварийного покидания кабины существовала угроза столкновения с винтами работающего мотора.

Несмотря на отрицательное отношение специалистов к предложенному С.В.Ильюшиным варианту штурмовика с необычной компоновкой конструкции, конструкторским бюро была предпринята еще одна попытка создания самолета с аналогичной схемой. На этот раз был предложен проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 конструктора С.М.Алексеева. Но и его ТТХ оказались неудовлетворительными. Ниже приведено фото Ил-20 М на аэродроме Кубинка.

Конструктивные особенности самолета

Конструкция Ил-18 выполнена по классической схеме. Он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и палубным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета создавалась с упором на высочайший уровень безопасности при максимальной экономичности.

Наибольшее внимание в конструкции авиалайнера уделили крылу. Оно имеет нестреловидную форму, его удлинение составляет 10, сужение – 3

Продуманная аэродинамика помогла добиться хороших скоростных показателей, высокой устойчивости при полете и безопасности выполнения маневров на любых углах отклонения носовой части от горизонта. На крыле установлены четыре двигателя АИ-20. Выбор турбовинтовой модели вместо турбореактивной связан с повышенной экономичностью первых. Топливная система состоит из 22 небольших баков, расположенных в плоскости крыла. Основная группа установлена между внутренним и внешним двигателем, остальные относятся к дополнительным.

Хвостовое оперение включает трехлонжеронный киль со стреловидностью 22° и стабилизатор площадью 27,79 м². Шасси относится к трехопорному типу. Стойки при взлете убираются внутрь специальных отсеков с помощью гидравлической системы. Передняя «нога» может отклоняться на 43° и имеет два парных колеса, остальные оборудованы четырьмя. Для торможения используется гидравлика с применением антиюзового автомата растормаживания.

Управление самолетом механическое безбустерное. Все усилия, передаваемые на рули, отправляются к ним через трубчатые тяги. К элеронам или триммерами они переходят с помощью тросовой проводки. За работу большинства механизмов отвечает гидроазотная система. На борту также присутствует кондиционер, поддерживающий необходимое давление внутри кабины.

Имеется противопожарная система, включающая специальные титановые перегородки между важными компонентами самолета и некоторые другие элементы. При возникновении пожара тушение осуществляется в две фазы: автоматическую и ручную. Вторая требуется при быстром распространении огня или отказе первой. Также Ил-18 получил противообледенительную систему, обеспечивающую электрообогрев передней части крыла и хвостового оперения для предотвращения образования слоя льда.

Схема салона Ил-18

Электрооборудование на авиалайнере работает с помощью централизованной бортовой сети постоянного тока и восьми генераторов, которые разделены на две группы. На борту установлены две розетки аэродромного питания, чтобы обеспечить машину электричеством на земле. Также конструкторы монтировали сеть переменного однофазного тока. Он использовался на Ил-18 для поддержания освещения, состоящего из 21 плафона, работы пилотажно-навигационного и радиооборудования.

Сохранившиеся экземпляры

ФотоТипБортовой номерМестонахождение
Ил-2840г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Ил-2838Скулте, Латвия
Ил-2816Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Ил-28Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-2807Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Ил-2801пос. Катунино, Архангельская область
Ил-2801Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р33Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Ил-28Р01Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р01База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-2804Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-2808г. Петровск, Саратовская обл.
Ил-28Убез б/нул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Ил-2815в/ч 95109, Выборг
Ил-2821Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Ил-2826с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Ил-2830аэродром Балтимор, Воронеж
Ил-2830ЧВВАУШ, Челябинск
Ил-2842г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-2855пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Ил-2801аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У0501Прага, Чехия
Ил-286926Прага, Чехия
Ил-28Р2404Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-284Познань, Польша
Ил-28Р72Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28УS3Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-2810Витково, Польша
Ил-2847Лодзь, Польша
Ил-2852Колобжег, Польша
Ил-28Р69Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Ил-28Р65Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28РNH-4Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б208Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-2850Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Ил-2830Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Ил-287Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Ил-28Р43Пловдив, Болгария
Ил-2855Сольнок, Венгрия
Harbin HJ-5408Фетешти, Румыния
Harbin H-5R308Фетешти, Румыния
Harbin H-5Бакэу, Румыния
Ил-28405Бухарест, Румыния
Ил-28038Чхонджу, Южная Корея

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

Боевое вооружение


Вид на штурмовик Су-39 Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

  • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
  • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
  • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
  • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

Примечания

  1. Штурмовики Ил-2

    ·Ил-8 ·Ил-10 ·Ил-16 ·Ил-20 (1948) ·Ил-40 ·Ил-102

    Торпедоносцы и противолодочные самолёты ДБ-3ТП

    ·Ил-6 ·Ил-38

    Транспортные самолёты или двойного назначения Ил-32

    ·Ил-76 ·Ил-112 ·Ил-214

    Специальные самолёты на базе транспортных А-50

    ¹ ·А-60 ¹ ·Ил-78 ·976 СКИП ¹ ·А-100 ¹

    Пассажирские самолёты Ил-12

    ·Ил-14 ·Ил-18 (1946) ·Ил-18 ·Ил-62 ·Ил-86 ·Ил-96 ·Ил-103 ·Ил-114

    Специальные самолёты на базе пассажирских Ил-20

    ·Ил-24Н ·Ил-80

    Текущие проекты Ил-112В

    ·Ил-214 ² ·Ил-76МД-90А (Ил-476) ·ПТС «Ермак»

    Нереализованные / экспериментальные Ил-26

    ·Ил-36 ·Ил-42 ·Ил-52 ·Ил-56 ·Ил-64 ·Ил-66 ·Ил-66 ·Ил-70 ·Ил-72 ·Ил-72 ·Ил-74 ·Ил-84 ·Ил-90 ·Ил-106 ·Ил-108 ·Ил-118 ·Ил-196

    Примечания: курсивом

    выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы,полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий