Технические характеристики самолета Ан-24

Эксплуатация

Срока эксплуатации самолётов Ан-24 продлён до 60 лет — их можно продолжать безопасно эксплуатировать до 2030-х годов (но расходы на их обслуживание и ремонт постоянно растут и всё сложнее ситуация с лётным составом). На смену ему ожидается Ил-114-300 .

Аварии и катастрофы

Основная статья: Список потерянных Ан-24

По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 31 октября 2021 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 174 самолёта Ан-24. Ан-24 пытались угнать 35 раз, при этом погибли 6 человек. Всего в этих происшествиях погибло 2232 человека.

Россия осталась без региональных самолётов

Ан-24 — очень надёжная машина. Была полвека назад…

Самолет Ан-24, совершивший жесткую посадку в Нижнеангарске, эксплуатировался с 1977 года. 42 года — еще не самый долгий срок службы воздушного судна такого класса. И что бы ни говорили о его технической исправности, более чем солидный возраст свидетельствует о том, что в любой момент отработавшие свое механизмы могут дать сбой. Однако в Бурятии люди пострадали не по этой причине. Случилось то, чего можно было легко избежать, считает пилот 1-го класса, отличник «Аэрофлота» Андрей Литвинов.

27 июня самолет АН-24 авиа выкатился после приземления за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в очистное сооружение и загорелся. Передняя часть оказалась полностью разрушена, а фюзеляж и плоскости крыла разломились.

Очередное авиапроисшествие напомнило страшную катастрофу с суперджетом в Шереметьево, случившуюся 5 мая. Как и в тот раз, самолет вспыхнул уже на земле. Да, количество жертв несоизмеримо, но двое погибших и два десятка травмированных — тоже большая беда. Командир судна Владимир Коломин и бортмеханик Олег Барданов приняли удар на себя. У обоих колоссальный опыт и тысячи часов налета…

Андрей Литвинов

По предварительным данным, у АН-24, направлявшегося в Улан-Удэ, отказал один из двигателей, и летчики приняли решение вернуться в аэропорт. Командир успел доложить о проблеме, поэтому борт встречали пожарные, спасатели и врачи.

— Что произошло с двигателем, разберется техническая комиссия. Но самолет и в таких условиях может лететь, — рассуждает Андрей Литвинов. — Дело в другом. АН-24 врезался в очистные сооружения, и вот это вызывает вопросы. Почему в районе взлетно-посадочной полосы находились здания? Подобная авария случилась в Иркутске в 2006 году, когда Airbus А310-324 авиа въехал в гаражи. Тогда погибли 124 человека, после чего на всех уровнях стали говорить, что любые сооружения из района взлетно-посадочной полосы везде нужно срочно убрать. И что? В том же Иркутске гаражи как стояли, так и стоят.

Что касается надежности АН-24 — да, он всегда этим славился. Но машина выпускается с 1959 года. Ее давно собирались списать, а она летает по сей день, потому что других региональных самолетов у нас нет.

До сих пор не создано ничего лучше ЯК-40, АН-148, ИЛ-96. В том же ЯК-40 достаточно было заменить двигатели — они не экономичные — и поставить современное оборудование. Самолет садится на грунт, ему не требуется бетонированная полоса, у него есть свой трап. Машина прекрасно себя зарекомендовала. То же можно сказать и об ИЛ-96. Ни одной катастрофы! Но ЯК-40 снят с производства, потому что мы не в силах сделать двигатели и пользуемся тем, что создали прадеды: ИЛ-96 реанимируют и в 2023 году обещают запустить в серийное производство.

Нам не на чем летать, но вместо того чтобы делать самолеты, которые нужны, делают суперджет. Заменить региональные лайнеры он не сможет, летать по деревням, на Север, в Сибирь, на Дальний Восток не в состоянии — и зачем он такой?

Но это глобальный вопрос, в данной же истории сейчас будут разбираться, почему отказал двигатель. А надо, повторюсь, вопрос поставить иначе: почему самолет врезался в здание, которого не должно быть в районе ВПП? Решить эту проблему проще, чем реанимировать авиацию, которую уничтожили, но история трагических авиапроисшествий так нас ничему и не научила.

Фюзеляж

Фюзеляж этого самолета имеет четыре отсека:

— носовой;

— средний;

— люковой;

— хвостовой.

Их стыковка осуществляется по обшивке. Большая ее часть, изготовлена из алюминиевых сплавов и дюралюминия. В фюзеляже находится кабина экипажа, а также грузовая кабина. В последней имеется встроенный транспортер, а в верхний части расположен монорельс с тальфером. Они необходимо для проведения работ по погрузке и разгрузки Ан-26. Самолет, благодаря их наличию, способен принять или выгрузить груз в кратчайший срок.


Смотреть галерею

В его фюзеляже расположена одна входная и четыре аварийных двери. Кроме того, имеется эксплуатационный и грузовой люк. Для лучшей герметизации кабин Ан-26, дверей и люков используется специальный герметик и резиновый профиль.

Обшивка самолета изготовлена из листов дюралюминия, толщина которых составляет от 0,8 до 1,8 мм. Их крепление производится с помощью электросварки, особого клея или заклепок.

Самолет Ан-24 – видео

https://youtube.com/watch?v=RmPPpG-bp6E

Первый полет лайнера из этой серии осуществился 58 лет назад. Затем, спустя несколько лет, его подвергли модернизации, превратив в транспортный самолет, которому дали название Ан-24Т. Однако, его технические и эксплуатационные характеристики говорили о том, что это скорее грузовая машина, чем транспортная. Несмотря на это, здесь не был предусмотрен даже грузовой люк, не говоря уже о погрузочной рампе. Загрузка и разгрузка осуществлялась через люки, предназначенные для пассажиров. Однако, в этой транспортной модели в грузовом отсеке был заметно усилен пол. Далее, с правой стороны проделали люк для загрузки грузов.

Качественное улучшение взлетных и полетных характеристик воздушного судна АН-24 было отмечено после того, как его оснастили мощным реактивным двигателем.

Получился сверхзвуковой самолет Ан-24, фото которого можно посмотреть в галерее. Несмотря на успешные испытания этой модели, у руководства транспортной авиации появилось много претензий и замечаний. Их интересовало, почему в хвостовой части самолета нет люка для принятия грузов. Это была не единственная причина, которая стала толчком для решения о создании новой машины, способной удовлетворить все требования руководства страны.

Проектированием транспортного лайнера занялись специалисты КБ Антонова в 1965 году, тогда за основу они взяли модель Ан-24. Доскональные испытания модернизированного лайнера проводили в течение двух лет

Поскольку машина предназначалась для военных, то большое внимание уделяли десантированию парашютистов. В серийное производство модернизированный лайнер поступил в 1966 году

Его созданием занимались специалисты иркутского авиастроительного завода.

Данную модель выпускали до 1979 года. До этого времени создали свыше 1200 машин. Их подавляющее большинство собрали на заводе «Авиант» в Киеве. Летными качествами самолета заинтересовались многие руководители авиакомпаний, что сделало модернизированную модель очень востребованной. Лайнер стали эксплуатировать почти на всех внутренних рейсах Советского Союза, а это свыше 450 направлений. Вскоре самолетом Ан-24 заинтересовались зарубежные перевозчики и его стали экспортировать в 25 стран мира.

Первым серийным вариантом стал лайнер Ан-24А. После его модернизации, самолетостроительные компании приступили к производству модели Ан-24Б. У самолета увеличили взлетную массу. До 1970 года таких машин было выпущено 400 экземпляров. Самым массовым вариантом стала модель Ан-24РВ. Ее отличало от предшественников наличие дополнительного двигателя, что значительно улучшило взлетные и летные характеристики самолета.

Проектируя воздушное судно, конструкторы особое внимание уделили надежности и простоте управления лайнером. В связи с этим здесь было создано дублированное пилотирование, что позволяет управлять самолетом каждому пилоту из своего кресла

Такая система является уникальной, поскольку в случае отказа одного пульта, управление лайнером может взять на себя второй пилот. Кроме того, здесь предусмотрена система автопилотирования, которая существенно облегчает работу летчиков.

Первая модель была оснащена самым надежным радиолокационным оборудованием того времени. Этот вариант пассажирского самолета вмещал в себя 50 человек и был предназначен для перелетов на малые расстояния. Это были местные авиалинии. Эксплуатационный ресурс модернизированного воздушного судна был увеличен до 50000 часов полета, что считалось хорошим показателем того времени.

Затем выпустили более комфортабельную модель, однако, в ней было уменьшено количество пассажирских мест. При необходимости пассажирский самолет Ан-24 можно быстро переоборудовать в грузовой вариант. Это осуществляется достаточно быстро, благодаря съемным креслам. Немаловажным достоинством лайнера является возможность посадки на заснеженные, а также размокшие взлетно-посадочные полосы. Кроме того, самолету не требуется слишком длинный разгон – достаточно 650 метров.

В серийное производство воздушные суда Ан-24 поступили в 1962 году. Тогда же закончилось их тестирование, затянувшееся на два года.

Свой первый рейс с людьми на борту лайнер осуществил в сентябре этого же года. Спустя месяц, самолеты Антонова начали летать по маршруту Киев — Херсон. Вскоре они стали обслуживать маршрут Москва — Воронеж — Саратов.

Модификации указанной модели

В данном случае это:

  • «Ан-24В». Пассажирский самолет на 50 мест. Он является основным изначальным типом. Возможно его переоборудование в грузопассажирский и административный.
  • «Ан-24РВ». Оборудован он разгонным ТРД, мощностью 1950 л. с. В результате этого обеспечивается быстрый запуск основных двигателей.
  • «Ан-24Т» – это чисто транспортный вариант с грузовым люком в нижней части фюзеляжа. Оперение в данном случае имеет два подхвостовых киля по сторонам люка.
  • «Ан-24РТ» – это также транспортный вид с разгонным мотором, как у «Ан-24РВ».
  • «Ан-24ЛП» – модификация для тушения лесных пожаров.

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

  • Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер,  бортинженер по АО, штурман,  2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

  • Пассажировместимость: 28чел.

  • Грузоподъёмность: 120000кг

  • Длина: 69,1м

  • Размах крыльев: 73,3м

  • Высота: 21,08м

  • Площадь крыльев: 628кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 392000кг

  • Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)

  • Массовая отдача: 58 процентов

  • Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т

  • Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)

  • Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12

  • Назначенный ресурс:  45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов

  • Длина грузовой кабины: 36,5м

  • Ширина грузовой кабины: 6,4м

  • Высота грузовой кабины: 4,4м

  • Объем грузового отсека: 1050кв.м.

  • Размер грузовых люков:

    • передний: 6,4х4,4м

    • задний: 6,4х4,4м

  • Наибольшая скорость: 865км/ч

  • Крейсерская скорость: 800—850км/ч

  • Дальность полета: 4800км

  • Наибольшая высота: 11600м

  • Нагрузка на крыло: 365кг/кв.м.

  • Тяговооружённость: 0,41

Ан-124 видео

https://youtube.com/watch?v=wtXcZpxCOMY

Ан-3 – AN-3Ан-24 – AN-24Ан-26 – AN-26Ан-28 – AN-28Ан-38 – AN-38Ан-140 – AN-140Ан-148 – AN-148Ан-158 – AN-158

Модификации

Ан-24РВ в аэропорту Талаги

Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Ан-24Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 «Нить»Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 «Троянда»Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24АПассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24АТПроект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-УПроект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РДПроект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24БПассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24ВЭкспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24ВСРВариант самолета, предназначенный для обучения воздушных стрелков-радистов.
Ан-24ДПроект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24КПроект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-24ЛПЛесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР «Торос»Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПСПоисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТВариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.
Ан-24РСамолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВВариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.
Ан-24РРСамолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В —1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР)Самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24УШУчебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30)Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В -1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-24ШТШтабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-26 Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Ан-44Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т-образным оперением.
Ан-50Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году.
Xian Y-7Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В —2000 годах изготовлено 70 самолётов.
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7Летающий радар..
Xian MA60Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.

Двигатель Ан-24В. Каунасский Музей Авиации

План салона воздушного судна Ан-24

Схема салона самолета Як-42

Салон лайнера Ан-24 способен вместить в себя количество пассажиров от 48 до 52. Наиболее распространенная и часто встречающаяся расстановка сидений на 48 пассажиров. Конфигурация предусмотрена всего лишь одна — одноклассовая схема эконом-класса.

Обратите внимание! На борту есть один туалет, кухня. Багаж хранится в носовой части фюзеляжа сразу за кабиной пилотов. Багажное отделение ограждено специальной перегородкой

Багажное отделение ограждено специальной перегородкой.

Поскольку возраст летающих моделей уже очень солидный, то салоны могут показаться для путешественников устаревшими. Однако они довольно просторны, удобны, есть все необходимое. Возможен хороший доступ к уборной с мест возле иллюминаторов, поскольку предусмотрено большое расстояние между сиденьями. Багажные полки находятся над головами пассажиров по стандартной схеме. Туда возможно положить ручную кладь.

Схема салона Ан-24 в одноклассовой конфигурации на 48 посадочных мест

Нумерация рядов буквенная, от А до Г. Где ряды А и Г установлены около окон, что гарантирует хороший вид для любителей полюбоваться пейзажами или сделать фото. Соответственно, ряды Б и В расположены у центрального прохода, а это позволяет не беспокоить соседей при необходимости выйти в туалет.

В Ан-24 схема салона является стандартной для данного класса. Посередине проходит центральный ряд, он достаточно широкий, чтобы можно было легко разминуться с другими пассажирами. Кресла расположены в два ряда на каждой стороне фюзеляжа. Где бы ни сел пассажир, у него будет всего один сосед, что очень удобно.

Важно! Необходимо учитывать, что в Ан-24 салон выпускался в семидесятые годы, поэтому там не предусмотрены системы развлечений, экраны, а также розетки для зарядки ноутбуков и мобильных устройств. Необходимо позаботиться о заряде гаджетов заранее, перед посадкой на борт

Советский тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

Ан-124 «Руслан»

История создания гиганта Ан-124 берет свои истоки с постановления центрального комитета КПСС и совета министров Советского Союза № 564-180 от 21 июля 1966г., а за тем приказа МАП СССР № 352 от 5 августа1966г.

Инженеры конструкторского бюро № 153 разработали два предварительных проекта – Ан-124 с грузоподъемностью 120т, и Ан-126 – 140т соответственно. «Сто двадцать четвертый» оснащался 4-мя турбореактивными двигателями, а «Сто двадцать шестой» — шестью. В начале февраля 1972г. специальная комиссия президиума совета министров СССР одобрила в дальнейшее проектирование Ан-124.

В Советском Союзе стартовала беспрецедентная программа, призванная на комплексное улучшение всех характеристик летательного аппарата, включая ремонт и техническое обслуживание. В реализации программы приняли участие 10-ки промышленных предприятий, приписанных к различным министерствам и ведомствам. В общей сложности в программе создания самолета задействовано более сотни предприятий и организаций Советского Союза.

В 1973г. на государственном авиационном заводе №12 в Киеве приступили к возведению огромнейшего сборочного корпуса. И в октябре 1982г. первый летный экземпляр выкатили из сборочного цеха.

24 декабря 1982г. «Руслан» впервые отрывается от взлетной полосы. После часового полета машину во время посадки при пробеге сильно затрясло (проявился так называемый эффект шимми). Также во время испытаний выявилась проблема, не решенная до сегодняшнего дня – газодинамическая неустойчивость авиадвигателей Д-18т.

Серийное производство Ан-124 развернулось в 1984г. и продолжалось до 2004г. За этот период построено 55 «Русланов», которые эксплуатируются до сих пор.

Тактико-технические характеристики Ан-24

— Главный конструктор: Олег Константинович Антонов- Первый полёт: 20 октября 1959 года- Начало эксплуатации: 1962 год- Единиц произведено: 1 367 (включая китайский Xian Y-7)

Экипаж Ан-24

— 3—5 человека

Вместимость Ан-24

— 48—52 человек

Грузоподъёмность Ан-24

— 6500 кг

Габаритные размеры Ан-24

— Длина: 23,53 м- Размах крыла: 29,20 м- Высота: 8,32 м- Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком

Вес Ан-24

— Масса пустого: 13 350 кг- Масса снаряжённого: 13 489 кг- Нормальная взлётная масса: 21 000 кг- Максимальная взлётная масса: 21 000 кг (для самолёта АН-24РВ — 21 800кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) — 22 500 кг)- Масса топлива во внутренних баках: 4850 кг

Двигатели Ан-24

— 2 × ТВД АИ-24- Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)

Скорость Ан-24

— Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость)- Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении)- Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м)- Скорость сваливания: 191 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны, масса 21 000 кг)- Скороподъёмность: 5—15 м/сек- Длина разбега: взлётная масса 21 000 кг, ИВПП: закрылки = 15—850 м, закрылки = 5—1000 м- Длина пробега: посадочная масса 20 000 кг — 580 м

Дальность полета Ан-24

— 1850 км прктическая- Перегоночная дальность: 2820 км

Практический потолок Ан-24

— 7700 м

Салон самолета: лучшие и худшие места

Обычная компоновка салона пассажирского варианта лайнера – это 10 – 12 рядок кресел, расположенных в 2 ряда. В каждом ряду по 4 кресла, располагающихся по 2 справа и слева от прохода. Вместимость самолета от 48 до 52 пассажиров.

Салон Ан-24

О каких-то удобствах, характерных для больших авиалайнеров, имеющих места бизнес-класса, говорить не приходится. Пассажиры находятся в условиях, характерных эконом-классу.

К категории мест, отличающихся неудобствами, в салоне относятся кресла первого ряда. Причина – ограниченное пространство для ног. Неудобства могут испытывать пассажиры последнего ряда. Здесь могут не откидываться спинки кресел. Общим минусом для пассажиров является шум от работающих двигателей. При этом он примерно в равной степени присутствует как в носовой части салона, так и в кормовой.

Единственным положительным фактом является то, что Ан-24 используется для перелетов лишь на незначительные расстояния. То есть, существующие неудобства пассажиры испытывают в течение непродолжительного времени. Так что существующего в салоне комфорта для такого перелета в большинстве случаев бывает достаточно.

Схема пассажирских мест Ан-24

Техническое описание

Фюзеляж типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещена грузовая кабина. В хвостовой части имеется грузовой люк размером 1400×2720 мм.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется в полёте и на земле.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24Т с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16. Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане.

Конструкция самолета

В создании покрытия каркаса фюзеляжа конструкторы применили новый метод стыковки стальных листов. Их скрепили посредством точечной сварки и специального клея. Последнее средство обеспечивает герметичность верхнего покрытия.

Ан-24 — высокоплан с цельной металлической оболочкой. Фюзеляж представляет собой полумонокок. Он герметичный. В нем все отсеки и помещения отделены от пассажирского салона специальными перегородками.

Фюзеляж полностью герметичный. Поступление воздушных масс, а также вентиляцию обеспечивают встроенные автоматические системы. Обогрев салона осуществляется посредством специальных приборов. Они находятся по бокам салона и на потолке.

Крыло самолета имеет значительное удлинение. Его форма — трапецевидная. Характеристики — двухлонжеронное, кессонное. Оно оснащено двумя однощелевыми закрылками, которые находятся на центроплане. На консолях монтированы два выдвижных двухщелевых закрылка.

Особенность конструкции. Киль оборудован форкилем.

У самолета трехопорное шасси с носовой стойкой. Оно убирается под пол. Благодаря увеличению диаметра колес, самолет может работать практически во всех условиях.

Особенности конструкции

Каждая из моделей оснащена двумя турбовинтовыми двигателями с винтами из четырех лопастей. В каждом крыле установлено по два топливных бака, которые при необходимости могут быть объединены в одну систему.

Корпус самолета относится к категории цельнометаллических монопланов. Он снабжен двадцатью иллюминаторами. Аварийные выходы являются обязательными. Оперение однокилевое с присутствием аэродинамического гребня. Крылья удлиненные, трапециевидной формы. Они оборудованы лонжеронами и закрылками. Шасси снабжены тремя опорами, втягивающимися в корпус. Фюзеляж включает в себя кабину экипажа, далее расположен пассажирский салон, за которым следует багажный отсек, затем буфет и туалет.

Предусмотрены перегородки, отделяющие салон с пассажирами от прочих помещений. Двойное управление лайнером включает в себя две колонки со штурвалами. Пилотажно-навигационный комплекс, а также радиотехническое оборудование помогают выполнять полеты в любых метеорологических условиях и в любое время суток. Садиться и взлетать самолет может не только при плохой видимости, но и в сплошной темноте.

Ан-24 окмпании UTair

Операторы

Военные операторы

Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.

  • Белоруссия Белоруссия — Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа Камбоджа — 2 Ан-24РВ, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — 6 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Республика Конго Республика Конго — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — ВВС и ПВО Кубы — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Мали Мали — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Монголия Монголия — 2 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия — 1 Ан-24РВ и несколько Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — Военно-воздушные силы Сирии — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год
Гражданские операторы
  • Казахстан Казахстан — «Южное небо» (3 Ан-24Б и 4 Ан-24РВ)
  • КНДР КНДР — Air Koryo (2 Ан-24Б и 3 Ан-24РВ)
  • Россия Россия — «Турухан» (16 Ан-24РВ); ИрАэро (9 Ан-24РВ); Алроса — Мирнинское АП (3 Ан-24РВ); Якутия (6 Ан-24РВ); Хабаровск Авиа (3 Ан-24РВ); Псков Авиа (2 Ан-24РВ)

Популярные модификации Ан-24

На основе базовой модели спроектированы и созданы следующие модификации авиасуден:

  • Ан-24 «Нить» — самолет используют для проведения исследовательских работ в области природных ресурсов и Мирового океана. Он сконструирован в 1978 году.
  • Ан-24 «Троянда» — это мобильная воздушная лаборатория. Ее используют для поиска подводных лодок. В 1968 году это судно модернизировали. Оно получило название Ан-24Т.
  • Ан-24А — авиалайнер для транспортировки пассажиров на расстояния средней протяженности. В его салоне предусмотрено 44 кресла. Было произведено 200 самолетов такой модификации.
  • Ан-24АТ — военное транспортное авиасудно. Его спроектировали и создали на базе предыдущей модели.
  • Ан-24АТ-У — модернизированная копия Ан-24АТ.
  • Ан-24АТ-РД — военное судно с двумя силовыми установками Р27Ф-300.
  • Ан-24Б — самолет с увеличенной взлетной массой (21 т). В его салоне расположено 48-52 пассажирских кресла. Сконструировано 400 авиасуден этой модификации.
  • Ан-24В — производство этого самолета началось в 1964 году. Модель изначально планировали экспортировать в другие государства. Было заключено более 5 контрактов.
  • Ан-24ЛП — авиалайнер предназначен для тушения лесных пожаров. В 1971 году выпущенные модели были переоборудованы.
  • Ан-24ЛР «Торос» — самолет предназначен для проведения ледовой разведки. Изготовлено 5 таких авиасуден.
  • Ан-24ПС — поисково-спасательный самолет.
  • Ан-24Р — воздушное судно предназначено для проведения радиоразведки и контроля.

Существуют и другие модификации летательных аппаратов, созданных на базе Ан-24. Некоторые из них так и остались на стадии разработки. Воздушные судна, которые остаются в эксплуатации постоянно модернизируют. В них заменяют авионику и прочие авиационные системы.

История разработки пассажирского самолета Ан-24

В середине 50-х годов прошлого века для перевозки пассажиров на местных авиалиниях в Советском Союзе использовались в основном самолеты Ил-14 и Ил-12. Встречались также старые Ли-2. Все эти машины оборудовались морально устаревшими поршневыми моторами, что в значительной мере ограничивало их возможности. Учитывая это, правительство СССР в 1957 году издало постановление, в соответствии с которым необходимо было построить самолет с турбовинтовыми двигателями, способный перевозить до 44 пассажиров с крейсерской скоростью в 450 километров в час на линиях протяженностью до 400 километров. Предусматривалось также использование новой машины в военно-транспортной авиации.


Самолет Ли-2 – советская адаптация американского «Дугласа». В 50-е годы еще использовался «Аэрофлотом»

Многоцелевое назначение обусловило внесение в перечень требований к самолету возможности его эксплуатации на аэродромах с грунтовыми полосами и взлет на одном работающем двигателе. В Киевском ОКБ-473, которое ныне носит название ГП «Антонов», проект подобной машины уже имелся. Самолет, предварительно названный Ан-26 (не путать с более поздней одноименной моделью!), во многом соответствовал правительственному заданию, однако, он не обещал стать экономичным. Это было обусловлено использованием очень мощных моторов (5 800 лошадиных сил каждый).

Такие двигатели были нужны для того, чтобы максимально сократить длину разбега при взлёте – до 300 метров, но для заказчиков эта характеристика не была особо существенной. Поэтому было принято решение оснастить самолет моторами АИ-24, каждый из которых обладал мощностью в 2400 л.с. Этого было достаточно для поддержания устойчивого полета, в том числе и в аварийном режиме, а расход топлива резко сократился.

Свой первый полет будущий «Antonov An 24» совершил 20 октября 1959 года. Несмотря на вполне успешную и очень мягкую посадку, сразу стало ясно, что самолет необходимо дорабатывать по целому множеству направлений. В частности, летчики жаловались на плохой обзор из кабины, претензии вызывала недостаточно надежная работа системы выпуска шасси, вызывали нарекания и двигатели.


Кабина пилотов Ан-24. Основные органы управления – традиционные штурвалы

После внесения в конструкцию множества переделок, в 1961 году Ан-24 был отправлен на государственные испытания, которые выявили плохую скороподъемность машины в режиме в режиме взлёта на одном моторе, недостаточную дальность при полной загрузке, а также низкую эффективность кондиционеров и противообледенительной системы. Всего же в итоговом документе насчитывалось более 360 различных замечаний. Несмотря на это, Ан-24 рекомендовали к серийному производству, подготовка к которому должна была осуществляться параллельно с устранением недостатков. Без завершения всех технических работ по доводке самолета, его коммерческое использование не разрешалось.

С начала 1962 года развернулось крупносерийное производство нового самолета и его эксплуатационные испытания – интенсивные полеты по планируемым маршрутам без людей в салоне — вместо них перевозился балласт эквивалентного веса. Впервые пассажиры воспользовались Ан-24 в сентябре того же года, а 31 октября начались регулярные перевозки по маршруту Киев-Херсон.

Совершенствование конструкции продолжалось и впоследствии, поскольку многие проблемы обнаружились далеко не сразу. Кроме того, осуществлялась разработка новых модификаций Ан-24 с улучшенными ТТХ. Строительство самолетов продолжалось вплоть до 1979 года, а всего было изготовлено более 1200 таких машин (по другим данным, свыше 1400). Кроме того, в КНР выпускалась копия Ан-24 под обозначением Y-7 Xian.


Xian Y7 – китайская копия Ан-24. Первый полет эта машина совершила лишь в 1984, спустя пять лет после завершения строительства Ан-24

Особенности и преимущества

Ан-24, оснащенный турбовинтовыми двигателями, имеет небольшой размер и выпускался специально для перевозок на малые расстояния. При необходимости его салон можно сделать более комфортным или полностью освободить для перевозки грузов. Для этого демонтируется часть или все пассажирские кресла.

Основным преимуществом Ан-24 считается возможность посадки на небольшие аэродромы и грунтовые покрытия.

Также плюсами этой модели являются:

  • надежность и безопасность полетов;
  • высокая экономичность;
  • длительный эксплуатационный период;
  • универсальность и практичность в обслуживании;
  • небольшая полоса разбега (около 650 м);
  • наличие бытовых помещений (кухня, туалет, багажный отсек).

Однако, как и любая техника, самолет имеет свои недостатки, которыми могут являться значительный шум в салоне и небольшие расстояния между пассажирскими креслами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий