Религиозные практики индуистов

Карма определяет ваше тело

Согласно фактам об индуизме, реинкарнация не случайна. Индусы верят в карму, и именно это определяет, как ваше тело вернется. Любые неудачи в вашей нынешней жизни являются результатом плохих действий в прошлой жизни.

Следовательно, индусы живут своей нынешней жизнью так, чтобы гарантировать им лучшую жизнь, как только их душа возродится.

Индусы верят, что их душа будет постоянно перевоплощаться, пока их цели не будут полностью реализованы. Свобода, которой они достигают, достигнув этой цели, называется мокшей.

Есть четыре различных пути, по которым индус может достичь этого, включая путь знания, путь медитации, путь преданности и путь добрых дел.

Кому подходит буддизм

Многие люди в современном обществе имеют определённые особенности своего сознания, которые заключаются в том, что человек не может представить себе, что существует НЕЧТО – более могущественное, чем он (человек).

О том, что ВСЁ в нашем мире подчиняется строгим законам, вам скажет любой астроном изучающий вселенную, учёный-биолог изучающий микромир, а также учёный-физик, изучающий законы этого мира. И жизнь человека, как кульминация самой жизни, тем более подчинена строгим законам, по которым каждому человеку придётся отвечать за свои поступки и действия, и даже мысли! Многие люди не могут просто ПОЗВОЛИТЬ себе поверить в то, что всё в этом мире подчиняется строгим законам. Человек, который сделал достаточно много плохих вещей в этом мире, просто не может поверить в то, что обязательно будет каким-то образом обязательно отвечать за это. Это слишком сильно ограничивает свободу выбора действий человека. Поэтому, если человек, по каким-то причинам не может допустить существование упорядоченных законов установленных Верховным Существом, то он вполне может позволить себе практиковать буддизм, как одно серьёзных  религиозно-философских учений. Буддизм религией сами буддисты – не называют, а считают это –  религиозно-философским учением, которое помогает человеку осознать себя, и истинное положение и ценность вещей в этом мире.

Кстати говоря, то что буддизм даёт возможность идти по пути этого религиозно-философского учения людям, которые не могут поверить в Верховного Бога (атеистам), является одной из причин и целей появления самого буддизма (наряду с ограничением убийства животных, и возможностью дать учение всем людям не взирая на касты, происхождение человека).

Вот предсказание из священного писания.

Шримад-Бхагаватам Песнь 1 Глава 3 Текст 24:

«Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны».

Здесь говорится о временах, когда не обладавшие должными качествами люди под видом ведических обрядов стали просто убивать животных, чтобы съесть их мясо. Будда же отверг ведические обряды и начал проповедь принцип ненасилия.

В стихе выше (выделенный шрифт) сказано, что Господь Будда, воплощение Всевышнего, явится в Гае, одном из городов центральной Индии (Гая). Историки могут возразить, что Будда, Сиддхартха Гаутама, родился на самом деле в Лумбини, в Непале, а его матерью была королева Махамайя. Значит, предсказание ошибочно? Но Сиддхартха стал Буддой, достигнув духовного просветления во время своей медитации под деревом Бо, именно в – Гае. Духовное просветление стало его вторым, и притом значительно более важным рождением. В ведическом обществе тех людей, которые приняли духовное посвящение называют «дваждырождёнными». Кроме того, мать Будды, Махамайя, умерла спустя несколько дней после рождения ребенка, оставив его на попечении бабушки, которую звали Анджаной. Это говорит о том, что предсказание и цель появления Будды – верно.

Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм

Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д.  Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.

Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.

Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.

Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.

Кастовое разделение общества

  1. Индуизм отличается от буддизма отношением к кастовому разделению общества.

Согласно древним ведическим традициям которые лежат в основе индуизма, общество разделяется на четыре сословия (касты). Это брахманы (священники), кшатрии (воины, административный класс); вайшьи (торговцы, земледельцы) и шудры – наёмные работники. Это разделение на касты происходит по образованию которое получил человек и роду деятельности. Все члены сословий (каст) выполняли свои определённые обязанности перед обществом. Со временем, общество стало постепенно деградировать, и представители разных сословий (каст) перестали выполнять должным образом обязанности своей варны (касты) перед обществом. Таким образом, разделение на сословия (касты) стало происходить исключительно по рождению, а не по качествам самого человека.

Буддизм от индуизма отличается тем, что в буддизме существует понятие того, что достигнуть духовного совершенства может любой человек, если будет следовать основам учения буддизма. В индуизме, закончить перерождение а материальной вселенной может только представитель сословия брахманов (высшая каста). Хотя, в соответствии с тем, что разделение общества в современном мире происходит по рождению (благосостоянию), и это не имеет ничего общего с кастовым разделением, в писаниях индуизма говорится, что в этот век (эпоху Кали-юга, которая началась около 5 тыс. лет назад), практически все люди стали – «шудрами», т. е. – наёмными работниками. И поэтому, никакой зависимости успеха в духовной практике самоосознания, от от сословия (касты), к которому принадлежит человек сейчас не существует.

Таким образом, появление буддизма с его отличиями от индуизма, было необходимо для того, чтобы:

— Устранить неограниченное жертвоприношение животных, и получившее широкое распространение «мясоедения».

— Устранить кастовое разделение общества на классы (касты), которое потеряло свою суть, и превратилась в злоупотребление своим происхождением (классовое положение стало определяться по рождению, а не по качествам личности человека).

Существует ещё одна причина и цель появления буддизма, об этом чуть ниже.

Виды медитации

  1. Буддизм отличается от индуизма особыми видами медитативных практик (способами медитаций).

В буддизме медитация состоит из практики самонаблюдения и самообладания (смрити), концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни), иначе называемую випассана.

В индуизме медитативные практики принципиально отличаются от видов медитации в буддизме. Основным видом медитаций в направлениях индуизма является концентрация внимания на одной из энергий Всевышнего (Абсолютной Истины – Источника всего сущего)

Например, концентрация внимание на всепроникающей Энергии Всевышнего («брахман», или «брахмаджьоти»). Либо, медитация на личностную форму Всевышнего

Причём, в индуизме медитация может происходить со звуком («мантра-медитация»). Здесь буддизм не отличается от индуизма. В практике буддизма также используются мантры. Но в индуизме есть мантры, которые состоят из имён Верховной личности Бога (Всевышнего). Например Маха-мантра («Великая мантра»):

Харе Кришна Харе Кришна             

Кришна Кришна Харе Харе             

Харе Рама Харе Рама                

Рама Рама Харе Харе

ССЫЛКА НА Харе Кришна Харе Рама.

По сравнению с мантрами в буддизме, которые направлены на концентрацию внимания, самонаблюдение, и т. д., мантры в индуизме, состоящие из имён Всевышнего, отличаются – гораздо более сильным воздействием на сознание человека (при соблюдении определённого состояния сознания и ума человека практикующего повторение мантры).

Индуизм — доминирующая религия в Индии

Можно уверенно заявить, что индийская вера — это индуизм, так как более 80% индусов исповедуют его. Под индуизмом понимается одна из индийских религий, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Исторически религия индусов носила название на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы. Фото: upload.wikimedia.org

Индуизм впитал в себя древние практики ведийской, хараппской и дравидской цивилизации.

Индуизм зародился в Древней Индии, и уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации. Именно поэтому он считается древнейшей в мире религией.

Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.).

Индуизм отличается от авраамических религий тем, что у него нет своего основателя, а также тем, что здесь отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Более 80%
столько индусов исповедует индуизм

Индуизм — это семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Они основанны на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Единого священного писания в индуизме не существует, имеющиеся же делятся на две категории: Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Сражение с предводителем демонов Раваной, Рама (справа) сидит на плечах Ханумана, сюжет «Рамаяны». «Рамаяна» — это не только древнеиндийский эпос. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время приверженцами индуистами себя считает более миллиарда человек. Индуизм — третья мировая религия по числу последователей в мире после христианства.

Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала, что позволяет правильно ответить на вопрос: кому поклоняются индусы. Они поклоняются мурти, то есть статуи, изображающей индуистского бога, дэва или святого.

Необходимо отметить, что такие индуистские практики как обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности, подвергаются серьезной критике со стороны международных правозащитных движений.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу.

Смрити – священные тексты, состоящие из Шастр (законов), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм – древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия – первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды – собрания священных гимнов и песен – складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии – большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Обряды и ритуалы

  1. Индуизм и буддизм принципиально отличаются между собой видами религиозных ритуалов и обрядов. В индуизме большинство ритуальных действий связано с поклонением Всевышнему. Причём, виды этого вида духовной практики могут быть очень разнообразными. Например, подношение пищи Всевышнему, пение мантр, танцы с пением мантры, и другие ритуальные или обычные действия, которые прямо или косвенно связаны со служением Всевышнему.

Буддизм отличается от индуизма отсутствием понятия о Боге. Поэтому, если в буддизме и существуют ритуальные действия (не связанные с поклонением Всевышнему Богу), то только в тех районах распространения буддизма, где ритуальные действия представляют собой почитания Будды в одной из Его изображаемых форм.

Индуизм — доминирующая религия в Индии

Можно уверенно заявить, что индийская вера — это индуизм, так как более 80% индусов исповедуют его. Под индуизмом понимается одна из индийских религий, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Исторически религия индусов носила название на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы. Фото: upload.wikimedia.org

Индуизм впитал в себя древние практики ведийской, хараппской и дравидской цивилизации.

Индуизм зародился в Древней Индии, и уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации. Именно поэтому он считается древнейшей в мире религией.

Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.).

Индуизм отличается от авраамических религий тем, что у него нет своего основателя, а также тем, что здесь отсутствуют единая система верований и общая доктрина.

Более 80% столько индусов исповедует индуизм

Индуизм — это семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Они основанны на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Единого священного писания в индуизме не существует, имеющиеся же делятся на две категории: Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Сражение с предводителем демонов Раваной, Рама (справа) сидит на плечах Ханумана, сюжет «Рамаяны». «Рамаяна» — это не только древнеиндийский эпос. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время приверженцами индуистами себя считает более миллиарда человек. Индуизм — третья мировая религия по числу последователей в мире после христианства.

Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала, что позволяет правильно ответить на вопрос: кому поклоняются индусы. Они поклоняются мурти, то есть статуи, изображающей индуистского бога, дэва или святого.

Необходимо отметить, что такие индуистские практики как обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности, подвергаются серьезной критике со стороны международных правозащитных движений.

Вам может быть интересно

23.09.2019 Бросать нельзя ждать: чем опасно курение в период беременности

12.07.2019 8 шагов к доверительным отношениям между детьми и родителями

31.05.2019 Как «подружить» ребенка с силой воли

04.06.2019 В Южной Корее обсуждают тенденцию «демонизации» компьютерных игр

07.03.2019 Мой личный Отелло: что делать, если вы столкнулись с ревностью

18.06.2019 12 правил успешного человека: как изменить свою жизнь к лучшему

04.03.2019 Онлайн-казино: развлечение или зависимость

23.07.2019 Здорово есть: научим правильному пищевому поведению

Больше никаких гаджетов, или как бороться с номофобией?

28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию

22.05.2019 Опять поссорились, или как правильно разрешать конфликты с подростком

26.06.2019 Диета — не панацея: как навсегда избавиться от ожирения

У индуистов много богов в одном

Индусы верят только в одного бога, Брахмана. Он причина и основа всего сущего. Однако есть боги веры, которые представляют разные формы Брахмана. Среди самых популярных – Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель), Сарасвати (Богиня мудрости) и Лакшми (Богиня богатства).

Ежедневное поклонение – большая часть религии. Индусы поклоняются каждый день дома, как правило, перед святыней. Святилище может быть чем угодно. Например, особой комнатой или простым алтарем.

Даже картины и статуи могут служить святынями. Семьи часто поклоняются вместе и делают подношения. Есть мандиры, индуистские храмы, где люди собираются по выходным для поклонения.

Протестантизм в Индии активно развивается

Протестантизм в Индии в последнее время активно развивается. По данным переписи на 2010 год в стране проживал 21 миллион традиционных протестантов и примерно 15 миллионов верующих местных независимых церквей протестантского толка.

Таким образом, протестантизм занимает второе место по численности среди христиански деноминаций после католицизма.

Памятник Бартоломею Цигенбальгу в Транкебаре. Бартоломей Цигенбальг — один из первых протестантских миссионеров, прибывших в Индию. Фото: upload.wikimedia.org

В Индию первые протестантские священники прибыли в 1612 году. Это были англиканские капелланы, которых послала Ост-индская компания для духовного окормления своих сотрудников.

Так как они ограничивали свою деятельность только поселениями европейцев, первыми протестантскими миссионерами считаются датчане Бартоломей Цигенбальг и Генрих Плютшау. Они прибыли в колонию Транкбар в 1706 году.

Их поддерживала Датская миссия галле. Лютеране оставались единственными миссионерами на протяжении большей части XVIII века.

Протестантских священников впервые в Индию отправила Ост-индская компания.

Баптисты на территории Индии появились в 1792 году в лице миссионера Баптистского миссионерского общества Уильяма Кэрри. Первый пятидесятнический миссионер Джордж Берг прибыл сюда в 1908 году.

В конце XX века в Индии началось мощное харизматическое пробуждение. Движение харизматического обновления утверждает, что затронуло уже половину всех индийских христиан.

Всего же здесь насчитывается 27 миллионов таких харизматиков.

Уильям Кэрри, миссионер Баптистского миссионерского общества. С его прибытием в Индию в 1792 году здесь появились баптисты. Фото: upload.wikimedia.org

В настоящее время в Индии существует более 1 тыс. самостоятельных протестантских союзов и деноминаций; в них входят около 240 тыс. поместных церквей и общин.

Протестанты объединены в Церковь Южной Индии (5,95 млн верующих) и Церковь Северной Индии (2,4 млн верующих). Лютеранские церкви объединяют 1,92 млн верующих.

По числу баптистов (5 млн) Индия стоит на третьем месте в мире, уступая лишь США и Нигерии. В штате Нагаленд баптисты образуют большинство населения. Большинство баптистских церквей страны входит во Всемирный баптистский альянс.

5 миллионов
столько в Индии баптистов, это третий регион по численности баптистов после США и Нигерии

Пятидесятническое движение в Индии переживает период бурного роста. В 2000 году пятидесятники и независимые харизматы объединяли в своих рядах 6,3 млн верующих.

Крупнейшим пятидесятническим союзом страны являются Ассамблеи Бога в Индии (1 млн в 2011 году.

Шиваизм

Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.

Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.

При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня  Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.

Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.

Основа вероучений

Суть индуизма составляют несколько духовных категорий:

  • дхарма – морально-нравственные и этические обязательства;
  • сансара – цикл рождения и смерти, идея о перевоплощении души после смерти в богов, а также тела людей и животных;
  • карма – вера в взаимосвязь между порядком перерождений и последствиями от совершенных при жизни поступков;
  • мокша – выход из сансары;
  • йога – сочетание духовных, физических и психических практик, помогающих достичь возвышенного психического и духовного состояния посредством управления психическими и физиологическими функциями организма.

Бог в индуизме наделен вселенским могуществом. Он живет в каждом существе и к нему можно приблизиться разными путями. Можно поклоняться любой форме Бога, так как он является верховным существом: Шиве, Вишну (даже если он станет человекольвом или бесформенным камнем) или прекрасной Деви.

Верховное существо проявляется через изваяния в храмах или ныне живущих гуру и святых. Большинство последователей индуизма считают, что вселенная создается, поддерживается и разрушается под воздействием божественной реальности. Часть индуистских течений не разделяет эту идею.

Индуизм основан на постулатах многих теологических систем:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панетеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Иногда индуизм связывают с генотеизмом, в котором происходит поклонение как отдельному верховному и могущественному Богу, так и другим божествам. Чаще индуизм характеризуется как политеистическое направление, где Бог имеет мужское и женское начало.

Карма и сансара

Карма трактуется как “действие”, “деятельность” или “работа” и означает “закон действия и воздаяния”. Сознание человека хранит множество впечатлений (самкар) от любых действий, совершенным им на физическом и умственном уровне. Все происходящее с ним в жизни он воспринимает через призму собственного прошлого опыта. Самкары сохраняются и переносятся из одной жизни в другую, определяя карму человека.

Карма связана с реинкарнацией (перевоплощением души), личностными качествами человека и его семьей. Она соединяет понятия свободы воли и судьбы. Круговорот, состоящий из действий, их последствий, а также рождения, смерти и повторного появления на свет, именуется сансарой.

Освободившись из колеса сансары через мокшу путем нирваны, душа навечно становится счастливой и умиротворенной. Приходит осознание единства с Богом и чистой любви к нему, целостности бытия; происходит освобождение от материальных желаний. 

Главные цели в жизни индуиста

Классическая философия индуизма описывает две основные жизненные дхармы (долга) человека:

  • грихастха-дхарма – вторая стадия (ашрама) жизни, которую должен пройти каждый праведный индус после изучения “Вед”: жениться и создать семью;
  • санньяса-дхарма – отказ от материальной жизни и посвящение себя духовной сфере.

Первая из них (дхарма семейного человека) включает в себя четыре основные цели (пурушартхи):

  • дхарма – правильные поступки, выполнение предписанного долга в соответствии с нормами священных писаний;
  • артха – материальное благополучие и успех;
  • кама – чувственные наслаждения;
  • мокша – выход из сансары.

Дхарма и мокша наиболее важны. В некоторых индуистских источниках говорится о том, что дхарма сводится к принципам ненасилия (ахимса), правдивости (сатья), отказа от краж (астея), чистоты (шауча) и обуздания чувств (индрия-ниграха).

Последователи разных течений индуизма выбирают для себя тот или иной путь в жизни

Например те, кто ведет отрешенный образ жизни, признают каму, артху и дхарму, но не следуют им, посвящая все внимание мокше

Индуистские представления о Боге и мире

Понимать суть индуистских представлений о Боге важно даже в том случае, если мы не знакомы ни с одним индуистом или индусом, потому что все мы соприкасаемся с Движением новой эры, а оно черпает свои идеи о Боге из индуизма. Как же индуисты представляют себе Бога?. В ранних частях индуистских писаний — Ведах — есть описание ряда божественных существ, которые, в основном, представляют собой олицетворенные природные явления, такие как буря и огонь

Этим богам возносили молитвы и приносили жертвы. Со временем была разработана обширная система ритуалов и жертвоприношений, которые служили средством получения благословений от этих богов

В ранних частях индуистских писаний — Ведах — есть описание ряда божественных существ, которые, в основном, представляют собой олицетворенные природные явления, такие как буря и огонь. Этим богам возносили молитвы и приносили жертвы. Со временем была разработана обширная система ритуалов и жертвоприношений, которые служили средством получения благословений от этих богов.

Более поздние части Вед, которые называются Упанишадами, отражают значительное развитие индуистских представлений о божественном. Многие Упанишады не говорят о множестве богов, но указывают на высшую реальность, превосходящую наше понимание, именуемую Брахманом. Хотя Брахман не обладает личностной природой, иногда о нем говорят как о личности и называют его именем Ишвара.

Излагая эту идею о единой божественной реальности, Упанишады также говорят, что в самой основе своего существа (именуемого “Атманом”) мы идентичны этой первичной реальности.

Среди индуистов популярна поговорка: “Атман есть Брахман!” Фактически, все живое в своей глубинной сути является Брахманом! Кроме того, интуитивное понимание единства всех вещей пришло на смену ритуальным жертвоприношениям в качестве способа соприкоснуться с божественной реальностью. В Упанишадах есть и учение о том, что материальный мир (в том числе наши обладающие самосознанием личности) не вполне реален. Сила, при помощи которой Бог, или высшая реальность, вызвал к жизни этот не вполне реальный мир, называется словом “майя”.

Хотя эта монистическая или пантеистическая философия дала индуистам всестороннее интеллектуальное понимание божественной реальности, она не взывала к сердцу человека. Поэтому перед самым началом христианской эры в индуизме произошла великая перемена, отчасти вызванная написанием Бхагавад-Гиты, “Нового Завета” индуизма. В Гите приводится диалог между принцем-воином Арджуной и его колесничим Кришной (он оказывается воплощением бога Вишну), в котором личная преданность божеству описана как путь к спасению для людей всех классов.

С тех пор эти два больших течения в теории и практике индуизма ширились и развивались — более философское и интеллектуальное течение, которое подчеркивало единство всех вещей, и течение, которое делало особый акцент на преданности богу. Последнее до сего дня преобладало среди простых индусов. Главные среди столь почитаемых богов — Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Многие храмы в Индии посвящены Шиве (или одной из его “жен”, например, Кали) и Вишну (или одному из его десяти воплощений, именуемых аватарами). Часто можно услышать, что индуизм в общем и целом насчитывает 330 миллионов богов и богинь!

Удивительно, каким образом такое множество верований о божественном может сосуществовать в рамках одной религии. Но это факт. Тем не менее, ни один из личностных богов индуизма, по общему признанию, не является главным или единственным в своем роде. Все боги — это лишь различные пути постижения Брахмана, единой реальности, стоящей за всем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий