Раскопки в Раджастхан

Форт Нагар

Рекомендовать место

1

2

Строительство форта Нагар датируется приблизительно II веком. Форт выстоял во многих сражениях благодаря своим высоким стенам и просторному кампусу со множеством дворцов и храмов внутри. Нагар форт считается лучшим фортом в земле Раджастхан.

Форт располагается в центре одноименного города в Раджастане в Индии. Самые известные храмы форта: Таркин Даргах, Аймер Даргах и другие, являющиеся священными местами для мусульман, суфиев, джайнистов. В этих местах святые освобождали свои души и достигали гармонии. Дипак Махал полностью украшен красивым цветочным орнаментом, Рани Махал расписан почти так же, как Сикстинская капелла в Риме, в храме Кришна Мандир все посвящено Кришне, поэтому на стенах нарисован Кришна. Это говорит об уникальности каждого храма в форте Нагар.

Сегодня Нагар находится в довольно плачевном состоянии. Древний комплекс форта с богато расписанными дворцами, мечетями, храмами, а также садами требует бережного отношения и ремонта.

Координаты: 27.19891500,73.73744500

Форт Амбер (Джайпур, Раджастхан)

Форт Амбер, пожалуй, самый известный форт в Индии. Он получил свое название от небольшого исторического городка Амбер. Правитель Раджпута Махараджа Ман Сингх I начал строить форт в 1592 году. Достраивали его последующие правители, и в 1727 году туда была перенесена столица.

Форт является частью группы из шести горных цитаделей в Раджастхане, в которую входят форты Джайсалмер, Кумбхалгарх, Читторгарх, Рантамбор, Гагрон и Амбер. В 2013 году они были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектура форта представляет собой великолепную смесь индуистских и могольских влияний. Построенный из песчаника и белого мрамора, комплекс форта состоит из внутренних дворов, дворцов, залов и садов.

Джодхпур, Раджастан

Джодхпур расположен в штате Раджастхан, считается вторым по величине, уступая лишь Джайпуру. В туристическом мире Джайпур известен как «розовый город», Джодхпур – «голубой город», большинство домов старой части города выкрашены в небесно-голубой цвет. Вид, который можно наблюдать с холма, поистине потрясающий: простирающиеся на огромную территорию целые кварталы голубых домов.

Когда-то город был столицей древнего государства Марвар. В переводе это означает «земля смерти», что обусловлено суровыми климатическими условиями наличия пустыни.

Джодхпур, Раджастан. Авторские туры в Индию

Традиция окрашивания домов в голубой цвет берет свои корни с древних времен, когда махараджи приказывали выделять особым цветом дома людей, занятых на работах городского флота. Местные жители по сей день продолжают строить дома в голубом цвете. Помимо голубого цвета в постройках города встречается белый цвет, в большинстве случаев он характерен для стен храмов.

Джодхпур, Раджастан. Авторские туры в Индию

Основная достопроимечатльность Джожхпура – Крепость Мехерангарх – огромный форт XV века, расположенный на вершине холма (125 м), крепость возвышается над городом на высокой скале. Форт был цитаделью правителя династии Расхор Рао Джодха. Среди местного населения распространена легенда о том, что для построения форта был выселен единственный обитатель плато – отшельник, который проклял Джодха словами: «Ваша цитадель тоже будет страдать от жажды!». Впоследствии засуха охватывала город каждый 4 года, не помогла даже попытка умилостивить странника путем построения для него персонального храма. Покои махараджи охраняются стражником, внутреннее убранство дворцовых помещений украшено редкими живописными произведениями искусств, стены покрыты золотом и серебром, местами есть вставки из слоновой кости.

Дворец Умаид Бхаван был построен в первой половине XX века в честь махарджи Умаид Сингха, он считается одним из самых красивых дворцов Индии. Дворец состоит из 347 комнат, что делает его на рынке недвижимости самой крупной частной резиденцией. В данный момент дворец разделен на три части: первая – это частные владения джодхпурского махараджи, вторая отдана под роскошный отель, третья – под музей.

Джодхпур, Раджастан. Авторские туры в Индию

Мемориал Джасван Тхада, созданного из белого мрамора с нанесением тонкой резьбы, в котором расположены гробницы бывших князей Джодхпура.

Городские часы Джодхпура расположены в центральной части города, с башней часов гармонично соседствует оживленный красочный базар.

Джодхпур, Раджастан. Авторские туры в Индию

В синий цвет выкрашена лишь пара кварталов, по рассказам местных жителей, цвет отпугивает насекомых и поддерживает оптимальную температуру в домах.

На улицах города становишься свидетелем необычного метода сушки окрашенных тканей, женщины, одетые в расписные сари, бросают ткань друг другу в целях растяжения по земле, на которой краски сохнут под воздействием солнечных лучей.

Жители Джодхпура удивительно добрые и гостеприимные, впрочем, как во всей Индии, буквально затаскивают туристов в дом, где угощают их чаем и традиционными лепешками чапати. Внутренний цвет стен дома не синий как оказывается. Дети играют в игрушки, дома отсутствуют признаки современной глобализации: смартфоны, интернет, компьютеры.

Однажды попав в неповторимый Джодхпур, человек ощутит богатую энергетически богатую внутреннюю силу народа Индии, полностью изолировав себя от суеты мегаполисов: шума, пыли и пробок.

* * *

Быстро проходили дни и недели и еще быстрее передвигались мы с места на место; но, несмотря на то, что не теряли времени, мы не видали и двадцатой доли тех исторически знаменитых мест, которыми славится Индия. А между тем жара становилась с каждым днем ужаснее. В начале мая она достигает вообще по всему Индостану своей высшей точки; но Раджастхан является в этом смертельном месяце даже в Индии пеклом, в сравнении с которым сам Аллахабад способен обворожить своей прохладой. В то время как в Петербурге и Москве поля еле начинают одеваться молодой зеленью, а кусты сирени еще стоят обнаженные, на палящих равнинах Раджпутаны все уже испеклось, пережарилось, и поверхность земной коры, как сухарь, слишком долго оставленный в духовой печи, пересохнув, начинает рассыпаться прахом. Ее огромные поляны, выгорелые, печальные, желто-бурого цвета, в местах, где они не столь густо заселены, напоминают русские степи: тот же сухой ковыль, то же частое марево на раскаленном горизонте…

– Письма из пещер и дебрей Индостана, Елена Блаватская

Стоимость программы: 2100 USD

В стоимость входит:

  • Трансферы из аэропорта и в аэропорт;
  • Проживание в отеле и замке (2-хместное размещение);
  • Аюрведическое питание по дошам;
  • Перелет Дели-Удайпур-Дели;
  • Весь транспорт по маршруту;
  • Консультации с Доктором аюрведы Ириной Даниловой;
  • Подбор препаратов и специй для здорового долголетия;
  • Массажи с Еленой Авсаркисовой (4 процедуры за поездку);
  • Чтение свитка судьбы в деревне астрологов;
  • Все лекции;
  • Все экскурсии и входные билеты.

Отдельно оплачивается:

  • индийская виза (от 7000 рублей за однократную, 11 000 рублей годовая);
  • авиабилет до Дели и обратно;
  • одноместное размещение + 350 USD;
  • пожертвования в храмах и астрологу Бхригу.

Верблюжья ферма

Рекомендовать место

1

Город Биканер в штате Раджастан славится своими верблюдами. Туристы любят приезжать в этот город на фестивали верблюдов, на которых проходят различные конкурсы, начиная от джигитовки до верблюжьих стрижек и конкурсов красоты.

В 10 километрах к югу от Биканера располагается верблюжья ферма, на которой разводят верблюдов. Она была построена центральным правительством в 1984 году и состоит из конюшни и исследовательских корпусов.

Биканерская ферма поставляет на рынок почти треть верблюдов Индии и почти две трети верблюдов Раджастана. Верблюды, которые здесь выводятся, отличаются небольшим ростом, удлиненным телом, мохнатыми ушами, более короткими мощными ногами и светлым окрасом.

Ферму можно посетить с понедельника по пятницу с 3 до 5 часов дня. Вход в ферму бесплатный, а вот сфотографировать животных можно за 10 рупий.

Форт Джайсалмер (Раджастхан)

В мире не так много мест, где можно посетить «живой» форт, но Джайсалмер в пустыне Тар является одним из них. Форт из желтого песчаника является домом для тысяч людей, которые живут в нем в течение нескольких поколений. Внутри форта есть дворцовый комплекс, старые особняки хавели, храмы, а также множество магазинов, отелей и ресторанов.

Правитель Равал Джайсал начал строить форт в 1156 году. Этот старейший форт в Раджастхане постепенно расширялся и покрыл весь холм, превратившись в город, в котором во время конфликтов росло население. Форм пережил много сражений, но сейчас его состояние быстро ухудшается из-за незаконного строительства и плохого дренажа: сточные воды просачиваются в фундамент, делая его нестабильным.

Столица Раджастана

Столицей Раджастана является Джайпур – знаменитый «розовый город», в строительстве которого использовались камни с необычным розовым оттенком.

Многоуровневые дворцы, храмы с тонкой резьбой, родовые дома – всё это является отличительной чертой индийского народа и основных архитектурные направления страны.

Достопримечательностей на территории Раджастана, которые поражают своей экстравагантностью и великолепием – превеликое множество. Туристы с удовольствием посещают эти места, отдыхая здесь душой от городской суеты и современных городских излишек. Вы знаете про сад камней в Индии? Ознакомьтесь также с дворцом Тадж Лэйк в Удайпуре.

Форт Джайсалмер

Рекомендовать место

2

Форт Джайсалмер – одна из крупнейших крепостей в мире. Форт был построен в 1156 году правителем Пао Джайсала, откуда и произошло название.

Форт гордо расположился посреди большой пустыни Тар. За время своего существования форт был ареной многих сражений. Он состоит из 99 бастионов, из которых 92 были построены в период с 1633 по 1647 годы. Также форт играл важную роль в торговле с Персией, Аравией, Египтом и Африкой.

Его массивные стены из желтого песчаника меняют свой цвет в зависимости от времени дня. Когда солнце садится, форт сливается с пустыней. Именно из-за такого удивительного явления форт также известен как «Золотой Форт». Также среди местных жителей ходит и другое название форта – «Сонар Кила».

Форт состоит из Радж-Махала (Королевского дворца), Джайнских храмов, Храма Лаксминатх и четырех массивных шлюзов.

Из-за сейсмической активности форт находится в небезопасности. Всемирный фонд памятников провел здесь основные реставрационные работы, на которые ушло более 1 миллиона долларов.

Форт Кумбхалгарх (Раджастхан)

Часто упоминаемая как «Великая стена Индии», внушительная стена форта Кумбхалгарх простирается на более чем 35 километров, и является второй самой длинной стеной в мире после Великой китайской стены.

Кумбхалгарх был самым важным фортом королевства Мевар после Читторгарха: правители привыкли отступать сюда во время опасности. Форт был построен правителем Мевара Рана Кумбхой в XV веке. Ему потребовалось 15 лет, чтобы завершить работы. В форте около 360 древних храмов, а также дворцовые руины, степные колодцы и пушечные бункеры.

Кумбхалгарх знаменит также тем, что в особняке, известном как Дворец королевы Джхал, в 1540 году родился легендарный король и воин Махарана Пратап. Он сменил своего отца Удай Сингха II (основателя Удайпура) на посту правителя Мевара. В отличие от многих правителей, он отказался успупать моголам, несмотря на переговоры императора Акбара. Это привело к знаменитой битве при Халдигати в 1576 году, которая сыграла важную роль в истории Индии.

Умирающая красота

С течением времени стены этих красивых зданий рушатся, фрески осыпаются, постепенно исчезая из этого мира.

Этот хавели в Мандаве называется Ратхор, он был построен около 1845 года.

Этот хавели в Фатехпуре, Сингхалиа, на 10 лет младше своего собрата. Судя по всему, он уже давно стоит запертым и никому не нужным.

Еще один разваливающийся особняк, на этот раз в Рамгархе, построенный в 1880 году.

Это снова Рамгарх. Похоже, в этом доме кто-то живет, однако он тоже потихоньку разваливается.

Эта фреска находится на стене одного из зданий в Лакшмангархе. Удивительно, но она вполне неплохо сохранилась.

А вот эти фрескам в Рамгхаре не так повезло.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради “ВИА Гры” (новые фото)

Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица

Несмотря на то, что от самого изображения мало что осталось, до сих пор сохранились яркие цвета этой картины в Навалгархе.

В этом регионе было много торговых домов, мест для развлечений, храмов, караван-сараев и частных домов. Когда семьи торговцев стали покидать Шекхавати и переезжать в более процветающие и растущие города Индии, они оставили свои роскошные жилища. Некоторые были оставлены в ведении смотрителей; многие их них были захвачены сквоттерами, людьми, которые самовольно поселяются в чужих пустующих домах. Большинство зданий так и пустуют. Со временем они под влиянием климата и без должного ухода постепенно разрушаются, и теперь постройки разбросаны среди пустынных поселений, представляя собой галерею красивых живописных руин, постепенно умирающую под открытым небом, окруженная обычными повседневными делами жителей маленького города.

Майсурский дворец (Карнатака)

Что касается индийских дворцов, то дворец махараджи, обычно называемый Майсурским дворцом, является относительно новым. Он был спроектирован британским архитектором Генри Ирвином и построен между 1897 и 1912 годами. Дворец принадлежит королям Водеярам, которые построили первый дворец в Майсоре в XIV веке, но он был снесен. Архитектура нынешнего дворца выполнена в индо-сарацинском стиле — сочетание индуистского, исламского, раджпутского и готического влияний.

Доминантой дворца являются его мраморные купола. Наряду с частными и общественными залами, здесь есть брачный зал, павильон старинных кукол, оружейная палата, королевская галерея живописи, а также коллекция скульптур и артефактов.

Городской дворец Джайпура (Раджастхан)

Расположенный в центре Старого города Джайпура, дворцовый комплекс был построен между 1729 и 1732 годами махараджей Савай Джай Сингхом II. Он успешно управлял из близлежащего форта Амбер, но из-за растущего населения и нехватки воды в 1727 году перенес свою столицу в Джайпур.

Королевская семья до сих пор живет в части дворца, которая называется Чандра Махал. Остальные помещения были преобразованы в музей махараджи Савай Ман Сингха II.

Самая привлекательная часть комплекса — внутренний двор, который ведет к Чандра Махал. Здесь есть четыре красиво нарисованных двери, символизирующие четыре сезона и посвященные индуистским богам Вишну, Шиве, Ганеше и богине Деви (богине-матери).

Форт Гвалиор (Мадхья-Прадеш)

Древний и внушительный форт Гвалиор имеет очень долгую и бурную историю, которая началась в далеком 525 году. На протяжении многих лет он подвергался многочисленным нападениям и имел много разных правителей. И только во времена правления династии раджпутов Томар форт действительно приобрел известность и перестроен в нынешнем масштабе и величии. Между 1486 и 1516 годами раджа Ман Сингх Томар создал одну из главных достопримечательностей форта — дворец Ман Мандир, внешние стены которого украшены синей мозаичной плиткой и рядами желтых уток.

Во время своего правления моголы использовали форт в качестве тюрьмы.

Комплекс содержит исторические памятники, индуистские и джайнские храмы и дворцы. Один из них —дворец Гуджари Махал, был преобразован в Археологический музей.

Самый впечатляющий вход в форт, известный как Хатхи Пол (Ворота слона), ведет именно во дворец Мандир.

Архитектура Раджастана

Пространство Храма Солнца (Сурьи), Гуджарат

Большая часть архитектурного наследия Пратихаров была уничтожена. Однако в таких городах, как Осиан, Рода и Читтор, можно увидеть образцы архитектуры того времени, позволяющие судить о достижениях строительного искусства. Ранние храмы Пратихары возникли из простых построек, состоящих из алтаря (garba grha) в этом районе его также называли (mula prasada) и крытой галереи, построенной в направлении с запада на восток и ведущей к более сложным храмам с вестибюлями, нескольких открытых или закрытых залов для танцев (mandapa-s), квадратных по плану и поддерживаемых девятью колоннами, или длинными, прямоугольными и разделенными проходами.

Рани Ки Вав. Многоуровневый колодец храма. Гуджарат, Индия

Ранние квадратные колонны постепенно превращаются в изысканные сложные колонны — квадратные, восьми- или шестнадцатиугольные в основании, а простые потолки становятся витиеватыми, часто украшаются в центре орнаментом из цветков лотоса. Храмы были хорошо освещены и хорошо проветривались, благодаря глубоким порталам и балконам; эти элементы архитектуры позднее появляются также и во дворцах Раджастхана.

Сказание о происхождении смерти

Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата, вначале были бессмертными. В Критаюге, Золотом веке, они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии. Так шло время, и живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее.

Наконец, Земля взмолилась к Брахме — она уже не могла выносить далее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мирах, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель. Великий бог сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал: «Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель. Не допусти чтобы опустела Вселенная! Ибо если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!» И когда молвил это, Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший Вселенную.

Тогда вышла из тела Брахмы женщина, с темными глазами, с венком из лотосов на голове, одетая в темно-красное платье. Она направилась к югу своим путем, но Брахма воззвал к ней и сказал: «Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева, поэтому иди и уничтожай живущих — и неразумных, и мудрых!».

И заплакала увенчанная лотосами Смерть, но Брахма не дал ее слезам упасть на землю и собрал их в свои ладони. Она же смиренно склонившись перед ним взмолилась: «Будь милостив ко мне, о Владыка созданий, не возлагай на меня столь ужасное бремя! Сжалься надо мной! Как могу я губить невинные существа, детей и взрослых, молодых и стариков? Смилуйся, о владыка! Не смогу я разлучать близких и любящих, отнимать у родителей возлюбленных сыновей, у детей отнимать матерей и отцов, лишать милых братьев и дорогих сердцу друзей. Ведь, когда те умрут, оставшиеся в живых будут проклинать меня. Я боюсь этого! И слез несчастья боюсь! Вечно будут жечь меня эти слезы».

Но Брахма сказал: «О Смерть, я предназначил тебе уничтожать живущих! Иначе быть не может! Ступай не колеблясь, госпожа. Исполни мое веление». И Смерть не сказав больше ни слова, отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиной гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление.

– мифы и легенды Индии

Остатки былого величия

Старые хавели (особняки) со стенами, украшенными сложными расписными фресками, являются главной достопримечательностью Шехавати. Он был основан в 18 веке и располагался вдоль караванного торгового пути, управлялся шехаватскими раджпутами (представителями военно-феодального сословия). Регион был процветающим, в него входили более сотни деревень, 50 фортов и дворцов.

В течение следующего столетия многие люди из соседней общины Марвар мигрировали в Шехавати и сделали его своим домом. Эти богатые торговцы заказывали художникам росписи на стенах своих домов, что считалось символом богатства. Окрашенные хавели возникали по всему пустынному ландшафту. Однако в конечном итоге все больше и больше семей стали селиться в других местах. В настоящее время многие из этих домов заперты и заброшены.

Пушкар, Раджастан

Пушкар расположен на берегах священного озера Пушкар. Средняя высота города над уровнем моря составляет 510 метров. Пушкар является одним из древнейших городов Индии. Дата его основания неизвестна, но индуистские предания ассоциируют появление города с творцом Вселенной Брахмой. Говорится, что Брахма, с целью получить даршан Вишну, совершал в этом месте суровые аскезы в течение 60 000 лет.

В Пушкаре расположено много индуистских храмов. Большинство древних храмов были разрушены мусульманами и впоследствии восстановлены. Наиболее известным является храм Брахмы, построенный в XIV веке. Это один из немногих храмов в мире, посвящённых этому божеству. На берегах озера Пушкар расположены 52 гхата, где паломники принимают омовение в священном озере. Пушкар также известен тем, что ежегодно здесь проходит известная ярмарка верблюдов.

Священное озеро Пушкара – Пушкар Саровар. Говорят здесь исполняются все желания.

Единственный храм в стране, целиком посвященный богу Брахме, расположен в Раджастхане. Легенда гласит, что бог сам выбрал это место для храма. Возможно, он думал, что его проклятие не повредит Пушкару — тихому, заброшен­ному городку в пустыне. Его многокрасочный храм, охра­няемый преданным спутником и повозкой — лебедем (hans), а также местный верблюжий базар или Пушкар Мела — это единственное, чем славится этот сонный пус­тынный город.

Утренние улочки Пушкара

* * *

Словно высохшая до мозга костей старица, дремлет вокруг нас усталая, угасающая природа Индии, доживая под палящими стрелами свирепого солнца «сезон жары». Весна, лето, зима и осень для туземца лишь звук безо всякого значения. У индуса всего три времени года, и, говоря о них, он различает сезон «жаркий», «холодный» и «сезон дождей». Через три-четыре недели на ярко яхонтовом, девять месяцев в году безоблачном небе, покажутся первые дождевые облака… Загремит гром, подымутся на Бенгальских берегах циклоны и опустошительные бури. Погибнет несколько человек, разрушится несколько зданий; но зато, пролетев с юга, ураган принесет на мощных крыльях своих столь желанный муссон, весь пропитанный ароматами Цейлона и Южной Индии. И вот снова, в два-три дня, под проливным дождем зацветает вся Индия от Гималаев до Кумари. Затопленные равнины Раджастхана превратятся в моря, из глубины коих будут торчать лишь скалы такуров с их полуразрушенными крепостями и замками. Эти скалы, рассеянные теперь, словно безобразные бородавки, по лицу Сурьявансы – «Земли Солнца» – обмоются и зацветут, и снова все заликует в природе… Закукует кукушка – певец любви Индостана, птица, посвященная Каме, божку любви. Подымется пар от земли – благоуханнейший изо всех ароматов природы в понятиях индуса – пар от первого дождя, и начнутся свадьбы, пиры и веселье…

– Письма из пещер и дебрей Индостана, Елена Блаватская

МИСТИЧЕСКИЙ РЕТРИТ «В ГОСТЯХ У МАХАРАДЖЕЙ МЕВАРА»

Немного истории: «Я узнала об этом мистическом  месте «случайно». Когда я переводила книгу моего духовного учителя  Махайога Пилота Бабаджи «Любовь», там была история о поэтессе Мира Баи, махарани Читторгарха, которая, полюбив Кришну как своего супруга, отказалась совершить обряд джаухар. Дальше началась моя личная история, связанная с кармами прошлых воплощений на этой святой Земле. В Читторгарх я езжу более 10 лет подряд. И каждый раз это место раскрывается мне все волшебнее». -Ирина Данилова.

Читторгарх — форт на гребне высокого холма на берегу реки Берач. Древнее сооружение носит статус крупнейшего по площади форта в Индии (280 га) и считается грандиознейшей крепостью штата Раджастан. Сегодня древний форт — одна из главных достопримечательностей Индии.

Могущественный форт с крепостными стенами протяженностью 13 километров хранит на своей территории около 65 исторических строений, среди которых 4 дворцовых комплекса, 19 основных храмов, 4 памятника и др.

Облитые теплым индийским солнцем стены храмов украшены изысканными силуэтами женщин, барельефами священных животных и раджпутских воинов. Поражают своим величием семь мощных ворот, не оставят равнодушными древние арки, алтари, часовни, башни, многочисленные колодцы и водохранилища.

Стены форта повидали на своем веку большое количество печальных событий – осады, грабежи, захваты. Три сражения оставили самые драматичные отпечатки на теле крепости – в 1303, 1535 и 1567 годах. 3 раза в истории женщины Читторгаха совершали массовый ритуал самосожжения (джаухар), во время атак противников, тем самым накладывая могущественное проклятие на врага.

История сохранила образ махарани Падмавати (Рани Падмини), супруги Ратана Сингха, прекраснейшей из женщин, ради которой на форт Читтор в 1303 году напал делийский султан Ала ад-дин Мухаммад-шах. В жестокой битве у наружных ворот форта пал правитель, а вслед за ним — и его воины. Когда враг приблизился к Читторгарху, вместо того, чтобы сдаться султану, все проживавшие в крепости женщины во главе с Рани Падмини предпочли умереть, совершив ритуала самосожжения, джаухар. 

После осады форта Акбаром и многотысячным войском Великих моголов, Читтор был разграблен и заброшен, в результате чего столица раджпутов переместилась в новый город Удайпур.

Парадокс Читтора в том, что его история восхваляет двух Махарани: Падмини стала святой совершив джаухар, а через несколько веков другая Махарани получила статус святой, отказавшись от самосожжения, как требовал обычай.  Мира Баи, преданная Господу Кришне, но предавшая дхарму своих предков. Она сбежала во Вриндаван, чтобы танцевать босой на улицах в совершенном трансе, воспевая Кришну. И через несколько лет сам Акбар преклонил перед ней свои колени.

«О Чарующий Душу, приди! Гляжу на дорогу твою! Всю ночь отверсты врата и вежды, печалюсь, не ем и не пью. Без встречи с тобою душа подобна покинутому жилью. Не остави защитой Миру у безумия на краю.

О Чарующий Душу, приди! Гляжу на дорогу твою!

Важные места хараппской цивилизации:

Некоторые из наиболее важных мест хараппской цивилизации теперь принадлежат Пакистану после раздела Индии, например, Мохенджо-Даро, Ганеривала и Хараппа, а некоторые находятся в Афганистане. Сайты в Индии разбросаны по Раджастану, Гуджарату, Пенджабу, Уттар-Прадешу и Харьяне.

1. Лотал, Гуджарат

  • Расположенный в районе Ахмедабад в Гуджарате, он был одним из самых значительных городов цивилизации долины Инда, поскольку здесь находится старейший в мире док.
  • Он существовал около 3700 г. до н.э. и переводится как «Курган мертвых».
  • Док является одной из самых выдающихся особенностей этой достопримечательности, а также связывал реку Сабармати с Аравийским морем, что сделало Лотал главным торговым центром в ту эпоху.
  • Раскопки в этом регионе также выявили фабрики по производству бисера, расписные кувшины, пуговичную печать, огненные алтари и, возможно, следы самого раннего выращивания риса.

2. Ракхигархи, Харьяна

  • Это крупнейшее место цивилизации долины Инда, расположенное в районе Хисар в Харьяне.
  • Раскопки начались в 1963 году, а недавно снова в 2014 году, что привело к позднему открытию двух других курганов. Таким образом, он заменит Мохенджо-Даро как крупнейшее в мире место цивилизации долины Инда, простирающееся на 350 гектаров.
  • Цивилизация Ракхигархи существовала с 2600 г. до н.э. по 1900 г. до н.э.
  • В результате раскопок были обнаружены артефакты, в том числе терракотовые фигурки животных, черепки с волнистыми, концентрическими и цветочными узорами, тюлени, рыболовные сети, классики и браслеты из ракушек, платформы, ванные комнаты, жилые дома из сырцового кирпича, дренажи и т. д.
  • Открытие поздних атрибутов Ракхигархи привело историков к мысли, что цивилизация долины Инда восходит к 5000 г. до н.э. и могла быть источником хараппской цивилизации.

3. Аламгирпур, Уттар-Прадеш

  • Это место существует в районе Меерут в штате Уттар-Прадеш примерно с 3300 г. до н.э. по 1300 г. до н.э.
  • Это поселение расположено вдоль реки Ямуна и известно как Парасарам-ка-хере.
  • Раскопки привели к желобу с отпечатками ткани и керамическими предметами, такими как черепица, чашки, вазы, тележки и бусы.
  • Другие находки включают сломанный медный клинок и горбатого быка.

4. Развлечения, Раджастхан

  • Он основан на берегу реки Гхаггар и в районе Ханумангарх в Раджастхане и был обнаружен в 1900-х годах и существовал примерно с 3500 г. до н.э. по 1750 г. до н.э.
  • В музее в Калибангане хранятся некоторые находки, такие как керамика, запеченные/обожженные браслеты, огненные алтари, небольшие круглые ямы с большими урнами и глиняной посудой, скелет верблюда и т. д.

5. Дхолавира, Гуджарат

  • В районе Кач штата Гуджарат находится остров Хадир Бет, который является одним из крупнейших хараппских поселений.
  • Раскопки здесь начались в 1989 году, спустя много времени после его открытия, и считается, что это место существовало с 2650 г. до н.э. по 1450 г. до н.э.
  • Наиболее заметными находками были обнаруженный в 2014 году ступенчатый колодец, примерно в три раза больше, чем в Мохенджо-Даро, различные водоемы, указывающие на передовые системы управления водными ресурсами, каменные сооружения, фигура обнаженного мужчины, управляющего колесницей, и т. д.
  • Другие хараппские памятники в Индии включают Балу, Фарман в Харьяне, Барор в Раджастане, Бхагатрав в Гуджарате и т. д.

Коллекция «оружия богов»

По оценкам специалистов, в древних индийских писаниях упоминается более 90 видов оружия, например: Агнеяастра (Agneyastra), Брахмастра (Brahmastra), Чакрам (Chakram), Гарудастра (Garudastra), Каумодаки (Kaumodaki), Нараянастра (Narayanastra), Пашупата (Pashupata), Шива Дхануш (ShivaDhanush), Сударшана Чакра (Sudarshana Chakra), Тришул (Trishul), Вайшнавастра (Vaishnavastra), Варунастра (Varunastra), Ваявастра (Vayavastra) – у каждого персонажа свой вид оружия. Из всех видов брахмастра (Brahmastra) – самое мощное оружие. Согласно текстам для его активации необходимо было всего лишь прикоснуться к воде для очищения и, сконцентрировавшись, произнести специальную мантру. Это оружие, как говорится в текстах, могло использоваться только богами.

В «Махабхарате» упоминаются такие слова: “моха” – оружие, приводящее к потере сознания; “шатани” – оружие, убивающее одновременно сотни людей; “тващар” – средство, рождающее хаос в рядах противника; “варшана” – средство, вызывающее проливные дожди. Гухагарбха дарпана (Guha garbha darpana) – направленное энергетическое оружие – устройство, использующее энергию от солнца, ветра, и эфира, и концентрирующее ее через специальное зеркало. Роудри Дарпана (Rowdree Darpana) – также направленное энергетическое устройство, аккумулирующее солнечными лучи и выпускающее луч высокой температуры, который может расплавить любой предмет, на который он направлен.

В книге великого мудреца Махариджи Бхарадваджа “Виманик Пракаранам” (“Трактат о полетах”) упоминается мощный сноп света, который мог сфокусироваться на любом объекте и его уничтожить. 7 книга Махабхараты Дронапарва (Drona Parva) рассказывает о больших шаровых молниях, которые могли разрушить целый город. Агнея (“Agneya”) напоминала солнечную ракету, высокая температура которой сжигала мир как лихорадка. “Взгляд Капилы” (“Kapila’sGlance”), который мог сжечь 50000 человек дотла в считанные секунды. В одной из книг «Махабхараты» — «Карна Парва» описываются летающие копья, которые могли разрушить целые “города, полные фортов” «Убийственная Стрела — как палица смерти. Размер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь— как у тысячи молний Индры, и она уничтожает все живое вокруг».

А вот какую «коллекцию» оружия собрал Ростислав Фурдуй в своей книге «Погибшая цивилизация и чудесное оружие». Некоторые его разновидности упоминаются в “Виратапарве” и “Удьйогапарве” (четвертой и пятой книгах “Махабхараты”). Ниже представлены его описания из комментариев к этим книгам, сделанных В. И. Кальяновым.

“Шука” – оружие, не позволяющее двигаться слонам и коням, как будто бы они попали в ловушку. Иногда носит название “мохана” (“оружие, приводящее в замешательство”). “Какудика” – оружие, которое повергает воинов, сражающихся на колесницах и слонах, в бесчувственное состояние, и носит также названиее “Прасвапана” (“повергающее в сон”). “Нака” – оружие, которое сводит с ума и лишает сознания. “Акшисантарджана” – оружие едва ли материальное, а являющееся мантрой (заклинанием). Как только оно произнесено, достаточно только взгляда, брошенного на вражеских воинов, как все они, дрожа от страха, будут испускать кал и мочу. Оно носит также название “срасана” (“устрашающее”). “Сантана” – целый класс оружия типа “айндра” (находящееся под покровительством бога Индры), которое помогает создавать бесконечный поток оружия, хотя выпущено лишь одно. “Нартана” – оружие, которое заставляет пораженного им плясать вокруг неистовым образом; оно же носит еще одно название: “пайшача” (“дьявольское”). “Гхора” – оружие, которое совершает страшное опустошение или беспрерывное истребление вражеских воинов и носит также название “ракшаса” (“бесовское”). “Асьямодака” или “ямья” – как и “акшисантарджана“, поражает с помощью мантр. Человек, пораженный им, сам ищет смерти в самой страшной форме. “Агнея” – какая-то разновидность огнестрельного оружия, всегда вызывающего пожар (огнемет? – Авт.).

Таким образом, мы имеем вполне достаточно информации, чтобы понять, что у древних индийцев имелось и «тактическое» и “стратегическое” оружие. На эту тему есть очень интересная книга индийского исследователя В.Р.Дикшитара “Война в древней Индии”, изданная в Индии еще в 1949 г. (V.R.Ramachandra Dikshitar «War in Ancient India»)

Оригинал статьи: https://pikabu.ru/story/mokhendzhodaro__drevniy_gorod_unichtozhennyiy_yadernyim_vzryivom_4130134

Другие статьи по этой теме:

  1. Петр Олексенко. “Тайна гибели Мохенджо-Даро. Был ли город разрушен ядерным взрывом 4 тысячи лет назад?”
  2. Всеволод Дотошный. “Мохенджо-Даро – загадочный город древней цивилизации”

Форт Джунагарх (Раджастхан)

Форт Джунагарх наименее известен из всех фортов Раджастхана, но он также впечатляет. Это один из немногих фортов в Индии, который расположен не на вершине холма: он находится посреди Биканера, и вокруг него вырос город.

Раджа Рай Сингх, шестой правитель Биканера, построил форт во время своего правления с 1571 по 1612 годы. Последующие правители добавили дворцы, женские кварталы, залы для зрителей, храмы и павильоны.

Первоначальное форт назывался Чинтамани, а переименование его в Джунагарх (старый форт) произошло в начале ХХ века, когда королевская семья переехала во дворец Лалгарх за пределами форта. Но, тем не менее, они продолжают его поддерживать и открыли честь для посещений. Здесь есть два музея с множеством потрясающих королевских артефактов и памятных вещей.

Заповедник птиц в Бхаратпуре

Рекомендовать место

Площадь заповедника, именуемого «Кеоладео Гхана», составляет порядка 40 кв. км заболоченного леса, который когда-то был собственными охотничными угодьями махараджи. Основную славу этому месту принесли находящиеся здесь гнездовья многочисленных видов птиц. Здесь обитают: серый журавль, аист, змеешейка, розовый фламинго, белый ибис, серый пеликан, ястреб, сокол-сапсан… В период между октябрем и мартом к 200 видам индийских птиц, живущих в парке постоянно, присоединяются еще более 100 видов, прилетающих сюда на зимовку из Сибири и Центральной Азии. Особый интерес представляют уникальные сибирские журавли-стерхи.

Передвигаться по заповеднику можно на автомобиле или велосипеде также есть возможность на лодке отправиться в места гнездовий, удаленных от основных дорог.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий