Строительство храма
История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).
Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.
Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.
Полезная информация для гостей храма
На входе можно выбрать билеты со сроком действия 1, 3, 7 суток по 37, 62, 72$ соответственно. На билете будет изображение храма, фото путешественника и срок действия билета. К билетам нужно относиться бережно и не прятать далеко — с 2018 года их проверяют при входе в каждый храм.
Время посещения: с 5 утра до 6 вечера. Уже в 17-00 туристов перестают пускать во многие здания.
Для того, чтобы сфотографировать восход, не нужно занимать очередь в 4-5 часов утра. Можно подъехать в период 6-6:30 a.m. Туристы там будут, но не настолько много, чтобы не сделать пару-тройку удачных кадров. А два лишних часа сна в отпуске ещё никому не повредили.
Табличка «Danger! Mines!» означает именно то, что на ней написано: территория была заминирована. Опасное наследие военного конфликта Камбоджи с Вьетнамом 1967-1975 гг обезврежено не полностью.
Ступени храмов очень крутые. Из-за беспечности ежегодно разбиваются насмерть 1-2 туриста. Не стоит раздувать статистику.
В рюкзаке должна быть 2-литровая бутылку воды на человека и лёгкие снеки. Купить обед можно будет на территории комплекса.
Следует отдать предпочтение лёгкой обуви с закрытыми носами. В храме много камней, о которые можно сбить пальцы.
При планировании посещения без гида (услуги русского экскурсовода стоят 50-70$), карту, путеводитель и прочие информационные материалы следует подготовить заранее. Карту Ангкор Ват на территории восьмого чуда света купить невозможно.
История Города-храма
В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).
Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.
В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.
К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.
Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством
Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:
- Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
- В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
- В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
- Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
- В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
- Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
- Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
- В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
- Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
- В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
- Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
- Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.
Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»
Луксор, Египет
- Продолжительность полёта: от 10 до 30 минут.
- Сколько стоит: от 100$ до 13$0 (в зависимости от программы полёта).
- Как добраться: участников забирают из отеля по предварительной договорённости.
Компания Sindbad Hot Air Balloons предлагает ежедневные полёты на воздушном шаре над Луксором. Они проходят в первые четыре часа после восхода солнца.
Участников забирают из отеля и привозят на место взлёта. Перед началом воздухоплавания пилот аэростата обязательно проводит инструктаж по безопасности.
С высоты птичьего полёта можно увидеть комплекс храмов и часовен в Карнаке на востоке, а на западе — храм Хатшепсут у подножия скал. После приземления участникам вручают памятный сертификат. В стоимость также входит завтрак на моторной лодке.
С высоты птичьего полёта в Люксоре можно увидеть комплекс храмов и часовен в Карнаке на востоке, а на западе — храм Хатшепсут у подножия скал. Фото: gvictoria / Shutterstock.com
Независимо от точки на карте и времени года, полёт на воздушном шаре подарит море эмоций и запомнится навсегда. Знаю людей, которые однажды совершив путешествие на аэростате, уже не представляют своей жизни без воздухоплавания и ежегодно летают на воздушном шаре.
3-5 дней – дальние храмы Ангкора
Помимо описанных выше крупных и малых ближних храмов, расположившихся в пределах национального парка Ангкор, есть несколько дальних храмов, которым также стоит уделить внимание (хотя бы некоторым из них). К дальним храмам Ангкора относятся:
К дальним храмам Ангкора относятся:
- (1) Бенг Мелиа,
- (2) Бантей Срей,
- (3) Группа Роулос (Баконг, Лолей, Пре Ко),
- (4) Пном Кулен,
- (5) Кбал Спин (или Кбал Спеан),
- (6) Кох Кер,
- (7) Пре Кан Кампонг Свай (не путать с ближним Пре Каном),
- (8) Пре Вихеа.
Схема расположения дальних храмов Ангкора, упомянутых в статье:
Варианты маршрутов по дальним храмам Ангкора (1-3 дня):
1 день
- Ролуос → Бенг Мелиа → Бантей Срей ИЛИ
- Бантей Срей → Бенг Мелиа → Кох Кер
2 дня:
- Ролуос → Бенг Мелиа → Кох Кер
- Бантей Срей → Пном Кулен → Кбал Спин
3 дня:
- Кох Кер → Пре Вихеа
- Ролуос → Бенг Мелиа → Пре Кан (если найдете возможность туда доехать)
- Бантей Срей → Пном Кулен → Кбал Спин
Выезжать в дальние храмы нужно около 5:00-5:30 утра.
Предлагаемые маршруты можете комбинировать по своему усмотрению.
Фотографии дальних храмов Ангкора:
2-го дня – маршрут Большого круга Ангкора
Те путешественники, которые запланировали на посещение Ангкора два дня, смогут позволить себе в дополнение к главным храмам, перечисленным выше, увидеть малые ближние храмы (если еще не забыли то, о чем я писала в начале, начать лучше как раз-таки с них). Таким образом, еще один день, отведенный на Ангкор, можно полностью посвятить малым храмам, либо оставить самые интересные из них на послеобеденное время, посвятив первую половину дня поездке в Бантей Срей (о нем ниже).
Маршрут Большого круга будет выглядеть следующим образом: (1) Сра Сранг (тут можно встретить рассвет) → (2) Бантей Кдей → (3) Пре Руп → (4) Восточный Мебон → (5) Та Сом → (6) Ник Пин → (7) Пре Кан (вернуться сюда, чтобы рассмотреть потщательнее, если успели сюда в первый день, либо просто посетить, если на него не было времени; для тех, кто следует моим инструкциям и начал с малых храмов, осмотреть Пре Кан в первый день, чтобы потом не тратить на него время) → (8) храм Томаннон → (9) храм Чау Сэй Тевода → (10) Та Кео (вот теперь можно забраться на него и, если оказались тут к закату, то тут его и встретить).
Если осталось время, можно пройтись еще разок по наиболее понравившимся храмам.
Схема расположения храмов Большого круга:
Фотографии храмов второго дня:
Сра Сранг. Фото: itourismcambodia.wordpress.com.
Бантей Кдей.
Пре Руп.
Восточный Мебон.
Томаннон. Дальше у нас по списку Та Кео, который я уже также показывала.
Чау Сэй Тевода.
Даже в случае столь насыщенных двух дней, останутся храмы, которые окажутся за пределами Малого и Большого кругов (Прасат Краван, Бантей Самре, Западный Барай и Западный Мебон, многочисленные мелкие храмы вокруг барая и др). Если у вас есть еще время, то их можно досмотреть, совместив с поездками в дальние храмы, либо уделить им больше внимания (на личное усмотрение).
Ниже, когда я буду описывать наши семь ангкорских дней, вы увидите, что у нас на осмотр только малых ближних храмов ушло целых два дня. Правда, мы не особенно спешили, потому что на руках были самые долгоиграющие абонементы, так что помимо визитов в храмы, катались по окрестностям, заезжали в деревни и рассматривали всякие затерянные мелочи.
Моя подробная статья о малых храмах Ангкора:
Байон
Обязательно стоит включить в свою экскурсионную программу посещение удивительного храма Байон, который имеет сразу три уровня и окружён внушительными стенами. Стены повсеместно украшены всевозможными изображениями, которые рассказывают об особенностях быта и жизни рядовых кхмеров. Одна стена полностью посвящена сценам побед тогдашнего правителя Джаявармана VII, в том числе здесь размещена фреска, рассказывающая об одной из самых успешных военных операций в битве на водоёме Тонлесап.
Первые исследователи Байона появились здесь в 20-х годах прошлого века, в результате чего комплекс был распознан в качестве буддийского святилища.
Когда лучше посещать
Летом – в самый разгар отпусков – не рекомендуется отправляться на изучение древних построек в Ангкоре. При хорошей погоде там очень многолюдно. Кроме того, есть риск быстро обгореть на солнце или «поймать» солнечный (либо тепловой) удар.
Внутри храмов в жаркий сезон толпится немало народа, потому рассмотреть все детали декора, побыть в тишине, сделать хорошие фотографии едва ли получится.
Желая с комфортом провести время, действительно насладиться красотами места, лучше начинать путешествие в период с первых чисел ноября и до конца февраля. В указанный отрезок времени наступает «сухой сезон», потому погодные условия будут подходящими для длительных прогулок.
Находиться на территории храмового комплекса можно с пяти утра и до шести-семи вечера. Лучшее время для посещения – вторая половина дня, когда солнце не слепит, или раннее утро (в 05:00-06:00), чтобы насладиться завораживающим рассветом на фоне храмовых построек.
Дополнительная важная информация для путешественников:
- Одевайте максимально удобную и легкую обувь, так как придется много ходить пешком; не забудьте головные уборы, если отправляетесь на экскурсию в ясный солнечный день;
- Возьмите воду, что-либо перекусить, мелкие деньги и сладости; на территории храмового комплекса всегда много детей-попрошаек, от которых «откупиться» можно конфетами или монетками; однако внутрь святилищ следом за туристами они не заходят;
- Если планируете самостоятельное изучение места, заранее продумайте, какой маршрут вам подойдет и какое примерное количество времени потребуется; при желании нанять экскурсовода из числа местного населения можно прямо возле храмов;
- Цена билета на один день составляет примерно сорок долларов; около семидесяти долларов стоит билет, рассчитанный на три дня и действительный в течение недели; на семь суток входной билет обойдется в восемьдесят долларов, использовать его нужно за календарный месяц;
- Самые тихие и спокойные места Ангкор-Вата – пруд перед самим храмом и задняя часть святилища;
- Брошюры, сувениры, карты и напитки продаются у входов в архитектурные памятники;
- Постарайтесь не ездить на автобусе в Камбодже с наступлением темноты, это опасно;
- Фотографировать буддийских монахов (или с монахами) разрешается только с их согласия; девушки и женщины не должны к ним прикасаться.
Оставляйте комментарии, а также подпишитесь на обновления ресурса, чтобы не пропустить новые интересные публикации. Ярких вам впечатлений и незабываемых путешествий! До скорой встречи!
Что может испортить впечатление
Величественное здание, как и весь комплекс Ангкор, – лакомый кусочек для путешественников. Однако, многие покидают это место, чувствуя себя обманутыми. Планируя поездку в храм, стоит учесть и отрицательные отзывы некоторых посетителей.
В Ангкор Ват всегда много туристов. Жемчужина храмового комплекса привлекает тысячи путешественников из разных стран. Основная масса любителей древностей топчет плиты храма с 9 до 12 часов дня. В выходные к очередям присоединяются местные. Оптимальное время для посещения – после обеда в будни и до заката, который, опять-таки, привлекает толпы любителей достопримечательностей.
После экскурсии по храмам Ангкора в Камбодже свежесть восприятия теряется, и величественные сооружения уже не способны поразить ни размерами, ни разнообразием архитектурных форм.
На территории постоянно идёт реставрация чего-либо, и путешественникам мозолят глаза леса, подпорки и никуда не торопящиеся камбоджийские реставраторы.
Огромное количество детей-попрошаек на территории городка и храма.
Город-храм с внутренней стороны
От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.
Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.
На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.
На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.
Архитектура
Ангкор Ват состоит из пяти прямоугольников. Они расположены друг в друге и ориентированы короткими сторонами на юг и север, длинными – на восток и запад. Первое, что встречает туристов, — огромный ров, ширина которого составляет 190 м. Протяжённость водоёма с юга на север: 1,3 км; с востока на запад: 1,5 км.
Второй прямоугольник – внешняя ограда храма Анкор Ват. Массивная стена из блоков песчаника, увенчанная по углам четырьмя башнями, по внешнему диаметру имеет размеры 1,025*0,8 км. Третий включает в себя нижнюю галерею, которая уже относится к храму. Четвёртый прямоугольник: средний уровень, символизирующий мир простых смертных. И последний, пятый прямоугольник – верхний уровень пирамиды, находящийся на высоте 65 м от плит входа.
Главное святилище располагается на платформе, высотой 13 метров. Поразительно то, что тысячелетие назад строители сумели воздвигнуть фундамент огромного здания на болотистой поверхности, где он и стоит до сих пор.
Весь храмовый комплекс состоит из блоков песчаника, плотно пригнанных друг к другу. Из песчаника же выполнены многочисленные барельефы, колонны и переходы Ангкор Ват.