Дворец Марли
Названный в честь французской королевской резиденции недалеко от Парижа, дворец должен был стать местом для отдыха самых выдающихся гостей императора. Однако к концу XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище некоторых из сокровищ Петра – картин, мебели и предметов гардероба.
Стоимость посещения дворца Марли:
Категория посетителей | Стоимость билета |
Граждане РФ, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии | 250 рублей |
Льготный билет (гражданство РФ) | 100 рублей |
Дети до 7 лет (любое гражданство) | бесплатно |
Граждане иностранных государств | 400 рублей |
Режим работы:
Понедельник: выходной.
Последний вторник месяца: санитарный день.
Вторник – воскресенье: с 10:30 до 18:00.
Кассы открыты с 10:30 до 17:00.
Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец (или просто Большой дворец) является ядром ансамбля, жемчужиной истории и стиля барокко, в котором ныне расположены музеи.
Дворец находится на террасе и делит собой окружающее пространство на Верхний сад и Нижний парк.
Во дворце (за плату) можно посетить некоторые помещения – музеи: залы Петергофского дворца, Особую кладовую, Церковный корпус и музей фонтанного дела. Посещение каждого из музеев возможно за отдельную плату.
Хотя снаружи Петергофский дворец и кажется внушительным и широким, но, когда попадаешь внутрь, на самом деле видишь, что он достаточно небольшой и узкий. Всего в стенах дворца около 30 залов, среди которых есть великолепные парадные залы, украшенные зеркалами, паркетом, лепниной, «золотом» и росписью; а также парадная лестница, кабинеты, приемные, столовые, тронный зал, личные покои императоров и императриц. Подробнее о залах Большого Петергофского дворца…
Церковный корпус дворца служил придворной императорской церковью и был возведен в 1747-1751 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны, по проекту Ф.Б. Растрелли.
В интерьере корпуса сочетаются православные традиции с идеями западной культуры и стиля барокко: яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, а мягкие и добрые лики святых воплощают идею заступничества за людей.
Истории бытования дворцовой церкви посвящена небольшая выставка в Трапезной.
Особая кладовая расположена в западном флигеле Большого дворца, который был возведен по проекту Растрелли при Елизавете Петровне; получил название «Корпуса под Гербом» из-за того, что купол корпуса увенчан флюгером в виде геральдического двуглавого орла.
Комнаты «Корпуса под Гербом» предназначались для проживания знатных гостей и членов императорской семьи. В апартаментах корпуса жила и сама императрица Екатерина II, и в нынешнем музее демонстрируется комплекс её личных покоев.
В музее «Особая кладовая» представлены: церковная утварь; произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства; предметы одежды; наградные подарки; изделия фирмы К. Фаберже, украшавшие дворцы Петергофа при императорах Александре III и Николае II.
Музей фонтанного дела находится в восточной галерее дворца.
Экспозиция музея посвящена фонтанному искусству, истории создания и развития водоподводящей системы Петергофа. Подробнее о Большом дворце и музеях…
Расцвет «русского Версаля»
Архитектор Михаил Земцов в 1730-х годах подготовил планировку Петергофа. Перестроил ряд зданий и создал для государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных – Кавалерский.
Перестраивали резиденцию российских монархов по приказу Елизаветы Петровны под руководством Варфоломея Растрелли. Архитектор увеличил центральную часть дворца, добавил два боковых флигеля, которые соединялись галереями с Церковным и Гербовым корпусами.
На исходе XVIII века в городе возвели Английский дворец и разбили одноименный парк. Проект подготовил садовый мастер Джеймс Медерс, который превратил дикий лес в живописное место для неспешных прогулок. Архитектором дворца был Джакомо Кваренги, который впоследствии реализовал десяток проектов в Петербурге: Академия наук, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк, Смольный институт – лишь малая часть портфолио мастера.
В конце XVIII века в Петергофе построили каменную церковь. Улицы постепенно застраивались новыми домами, которых на исходе столетия насчитывалось 57. Александр I в 1824-м приказал определить 58 самых некрасивых зданий и перестроить их по современным проектам.
В XIX–XX столетиях в городе дислоцировались солдатские полки, обучались воспитанники военных училищ. Поэтому на улицах Петергофа можно было встретить не только крестьян и госслужащих, но и солдат действующей армии.
При Николае I появился ансамбль «Александрия», который принадлежал императрице Александре Федоровне. По приказу государя разбили пейзажный парк, возвели дворец в английском стиле, который прозвали «коттеджем». На территории усадьбы архитектор Адам Менелас нашел место для коровника. Из-за этого второе название резиденции – «Фермерский дворец». Изюминкой ансамбля является церковь Александра Невского, которую построили в готическом стиле.
Церковь святого Александра Невского / Фото: wikimedia.org
В 1830-х годах готика захватила не только императорские строения. В этот период архитектор Иосиф Шарлемань подготовил новую планировку Петергофа и построил дома в готическом стиле. В дальнейшем на карте города появились военный госпиталь, богадельня и здание Присутственных мест. При Николае I Петергоф прирос дворцом Лейхтенбергских, Кухонным и Гофмейстерским корпусами, Колонистским парком, Ольгиным и Царицыным павильонами.
В середине XIX столетия железнодорожный путь соединил столицу империи с Петергофом. А завершило век строительство православного собора Петра и Павла, который возвели по проекту Николая Султанова.
Собор Петра и Павла / Фото: Pixabay
До 1917 года Петергоф считался главной царской летней резиденцией. До революции при дворце в основном жили прислуга, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.
Петергоф – что это сегодня
Сегодняшний Петергоф – это Государственный музей-заповедник (ГМЗ), осуществляющий образовательную деятельность (дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование). Муниципальное образование, прилегающее к ГМЗ, называется Новый Петергоф, одноименное название носит и железнодорожная станция.
Чтобы более наглядно показать, что такое Петергоф, музей-заповедник предлагает множество выставок и музейных экспозиций. Для зарубежных гостей имеются аудиогиды с описанием достопримечательностей Петергофа на английском, немецком, французском языках. Данная услуга представляется и русскоговорящим посетителям, желающим самостоятельно осмотреть ГМЗ.
На заметку! На территории заповедника ежедневно проводятся реальные и виртуальные экскурсии, интерактивные занятия, мультимедийные проекты, праздничные и музыкальные мероприятия, творческие мастер-классы.
Немного истории
Оглавление
Свою историю Петергоф ведет с 1709 года. Тогда было положено строительство летней резиденции. В переводе с немецкого название означает «двор Петра». Фонтанный комплекс был впервые запущен 20 августа 1721 года. Официальное открытие Петергофской приморской резиденции состоялось 15 августа 1723 года.
Интересные исторические факты:
Идея строительства принадлежала Петру Первому. Императору, который обрел выход к Балтийскому морю, хотелось показать всю мощь своего государства. Необходимо было «грозить шведу» и другим соседям, но делать это красиво. А значит на берегу Финского залива нужно было возвести что-то мощное, завораживающее своей красотой. К тому же он был сражен величием Версаля и мечтал превзойти его. Петру удалось осуществить обе цели. Петербургские водные конструкции превзошли все европейские парки подобного типа. И обрели статус одних из лучших в мире. Дворцово-парковый комплекс с фонтанами изначально должен был появиться в другом месте. «Русским Версалем» должна была стать Стрельна. Уровень воды необходимо было поднять до 10 метров
Это было важное условие для полноценного существования фонтанного комплекса такого масштаба. Но это привело бы к затоплению бассейнов местных рек: Стрелки и Кикенки, и, соответственно, к наводнению
Проблему можно было решить только путем сооружения сложных и дорогих гидротехнических сооружений. Инженер Б. Миних соорудил этот сложный гидротехнический комплекс, который учитывал рельеф местности. Будущую столицу фонтанов строили больше века. В постройке участвовали лучшие мастера, инженеры и гидротехники. За это время здесь возникло более 173 фонтанов и 4 больших водных каскада. Во время Второй Мировой войны комплекс сильно пострадал. Удалось спасти и вывезти 8 тысяч предметов дворцового интерьера и около 50 статуй. Но эвакуировано было далеко не все. Некоторые из крупных скульптур, чтобы спасти, просто закопали, они сохранились частично. Хранение в земле и раскопки сильно испортили их внешний вид. Много других скульптур и фонтанов погибли под артиллерийскими обстрелами. Часть убранства было вывезено за границу и до сих пор не найдено, возможно, многое из вывезенного было переплавлено. Скорее всего, пошло на переплавку. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». В 1944 году появилась возможность приступить к реставрации. Продолжается она и по сей день. Сейчас восстановительные работы ведутся в Большом дворце и большинстве малых — Монплезире, Марли и других.
Кто построил Петергоф
Сегодняшним посетителям архитектурно-паркового ансамбля открывается удивительный вид на его дворцы и парки. Все это выглядит настолько органично и целостно, что у зрителей не возникает мыслей о том, сколько многочисленных перестроек и усовершенствований пришлось пережить величественным зданиям, водометам и парковым сооружениям.
Архитекторы, трудившиеся в разные годы над созданием облика резиденции и ее убранством, хорошо известны ценителям архитектуры и искусства. Ж. Б. Леблон, И. Ф. Браунштейн, Ф. Б. Растрелли, Ю. М. Фельтен, В. Ж. Валлен-Деламот внесли свою лепту в создание памятника художественной культуры. Но все они трепетно хранили, и по возможности старались воплотить в жизнь идеи и замыслы Петра I. Император по праву считается прародителем музейного комплекса, носящего его имя.
Особенности архитектуры дворцово-паркового ансамбля Петергоф
Большой петергофский дворец
Государственный музей-заповедник «Петергоф» представляет собой парковую территорию и комплекс сооружений, основным среди которых является Большой дворец, выполненный по последнему проекту в стиле елизаветинского барокко. Кровля сложной конфигурации декорирована позолоченной вазой. Стены дворца окрашены в светло-оранжевый цвет и украшены белыми колоннами с прямоугольным сечением и лепниной.
По центру лицевой стороны Большого петергофского дворца, растянувшейся на 300 метров, — рельефный щит с вензелем Петра I, представляющий собой четыре буквы «П», переплетенные под прямым углом с четырьмя римскими единицами. Щит обрамлен доспехами под короной императора. Высота центральной трёхэтажной части летней резиденции, возвышающейся над другими, составляет 17 метров.
Центральная часть Большого петергофского дворца плавно переходит в одинаковые с двух сторон ризалиты, кровля которых размещена ниже крыши остальной части резиденции. Окна второго этажа украшены орнаментами, а балконы делают акцент на трёх главных входах с севера. На балконах изящные металлические решётки, декорированные монограммами двух российских правителей — Петра и его дочери, Елизаветы Петровны.
Над Церковным и Гербовым корпусами, симметрично размещёнными относительно центральной части дворца, — изысканные фигурные позолоченные купола. На куполе Гербового корпуса расположен флюгер — трёхглавый орёл, который с любого ракурса выглядит двуглавым, с императорскими символами власти — скипетром и державой. На Центральном корпусе — пять восьмигранных куполов, грани которых украшены металлической гирляндой из листьев.
Дворец Марли
Другой дворец, входящий в архитектурный ансамбль, — Марли. Название позаимствовано Петром I у парижской усадьбы французского короля. Построенный в 1710-х годах скромный дворец Марли имеет кубическую форму. Балкон над входной дверью декорирован черными металлическими решётками с позолотой. Крыша, покрывающая два этажа усадьбы, — четырёхскатная, медная. Вокруг дворца расположены пруды.
Дворец Марли
Эрмитаж
Среди сооружений дворцово-паркового комплекса также есть небольшое нарядное 11-метровое здание — Эрмитаж. Из-за мягкого в результате размещения поблизости к Финскому заливу грунта под сооружением, окружённым со всех сторон рвом, — мощный фундамент и возвышение из кирпича. Через ров в Эрмитаж можно пройти по мостику с ограждением в виде перил с белыми фигурными столбиками.
Фасад на уровне нижнего этажа павильона окрашен в светло-розовый цвет, а цвет верхнего этажа — жёлтый. Наружные стены украшены арками и полуколоннами, а углы Эрмитажа — фасадными рустами и пилястрами. Значительного размера окна и двери застеклены и создают впечатление прозрачности здания. Балконы, выходящие на юг и север, ограждены изысканной черной решёткой с позолотой.
Дворец Монплезир
Симметрично Эрмитажу, на берегу Финского залива, расположен дворец Монплезир, с которого и началось строительство Петергофа. Монплезир из ярко-красного кирпича размещается на гранитной террасе. К центральной части, увенчанной шатровой крышей, прилегают западная и восточная галереи. Перед северным фасадом Монплезира устроена Морская терраса, с которой открывается вид на Кронштадт.
Дворец Монплезир
Верхний сад
Большой петергофский дворец и Верхний сад составляют наиболее старую часть комплекса. В результате трёх этапов работ над благоустройством территории Верхний сад, разместившийся перед дворцом, с середины XVIII века выполнял функцию парадного въезда в летнюю резиденцию царской семьи. На протяжении веков внешний вид сада правильной геометрической формы практически не изменился.
Симметричность композиции насаждений подчёркивается ровными липовыми аллеями, боскетами и рядами туй, шарообразно и конусообразно подстриженных. Сад впечатляет и скульптурами, наиболее интересной среди которых является «Нептун» посредине центрального бассейна. Вместе с возвышением статуя представляет собой скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова», изготовленную в середине XVII века.
Помимо этой композиции, на территории сада также размещён самый старый фонтан архитектурного ансамбля — «Дубовый», название которого сохранилось, несмотря на то что дуб из свинца уступил центральное место «Амуру». Также у основного входа на садовую территорию стоит фонтан «Межеумный», а фонтаны Квадратных прудов не только развлекают туристов, но и являются накопительными водоёмами для фонтанов Нижнего парка.
Добраться по воде
Самый туристический и интересный способ добраться до Петергофа – по воде на судне на подводных крыльях типа «метеор». Первые рейсы отправляются в начале мая (устоявшейся датой считается 1 мая, но в конкретный год она может сдвинуться из-за погодных условий), последние заканчиваются в середине октября — после того, как фонтаны впадают в «зимнюю спячку».
Важно: если вы едете в Петергоф на метеоре, то вам придется купить билет в Нижний парк и в него войти. Дело в том, что метеор доставляет вас на причал ГМЗ «Петергоф», а оттуда есть только два пути: либо в парк (за деньги, в 2022 году вход стоит 600 рублей для граждан ЕАЭС), либо с причала обратно на метеор и дальше в город
Доплыть на судне на воздушных крыльях в Петергоф, а потом отправиться гулять по своей программе, минуя Нижний парк, невозможно.
Метеоры отправляются с Адмиралтейской набережной (например, причал со львами у здания Адмиралтейства, ближайшая станция метро – Адмиралтейская), Английской набережной и Дворцовой набережной с 10 до 18 часов каждые 30 минут.
Все причалы находятся неподалеку от Эрмитажа. Вот конкретные адреса пристаней:
— Адмиралтейская набережная, 2 (напротив Адмиралтейства);
— Английская набережная, 2 (напротив Сенатской площади и Медного всадника);
— Дворцовая набережная, 36 (напротив Эрмитажа).
Водные прогулки – удовольствие не из дешевых, проезд в одну сторону для взрослого стоит в 2022 году 900-1000 рублей в эконом-классе. Рекомендуем вам покупать билет через интернет, в нем примерно на 100 рублей дешевле, чем на причале.
Заказать билет на метеор до Петергофа и избавить себя не только от стояния в очереди, но и от риска, что билетов на всех не хватит (а в сезон такое случается), можно кликнув на баннер ниже:
Более подробно о том, как добраться до Петергофа на метеоре, мы писали здесь.
Что есть на территории
Что такое Петергоф и что он в себя включает? Комплекс строился как загородный дворец Петра. Он создавался по подобию Версаля. По своим внешним характеристикам данный дворец не уступал зарубежным подобным сооружениям. Петергоф переводится с немецкого языка как Петров двор.
Масштабы уникального комплекса поражают своей красотой и величием. Петергоф включает в себя Большой Дворец, затем сюда входит Монплезир. Кроме этого, здесь находится павильон паркового типа, музей Эрмитаж и дворец под названием Марли. Стоит сказать о том, что Морли и Эрмитаж были построены по проекту таких мастеров, как Браунштейн И.Ф., Ж.Б. Леблон. При жизни Петра I были построены фонтаны в Петергофе. Их количество насчитывало 130 штук. Также было осуществлено возведение каскадов и статуй.
5 вещей, которые стоит сделать в Петергофе
- Испытать удачу, пробежав через фонтаны-шутихи.
- Примерить помпезный наряд Екатерины II.
- Заблудиться в фонтане-лабиринте.
- Сверить время по дворцовым солнечным часам.
- Сделать селфи с петергофской белкой.
Архитектурные сооружения
Знаменитые и малоизвестные архитекторы, от Растрелли до крепостного Воронихина, оставили свой след в облике Петергофа. Сам Петр I делал проект для павильона «Эрмитаж». Парадный дворец для проведения балов и приемов, Екатерининский корпус, построил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, чей вклад в архитектуру так велик, что его именем названо целое стилистическое направление. Дворец Монплезир был возведен как памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю. Памятник архитектуры, дворец «Марли», ничем не уступает резиденции Людовика XIV в Марли ле Руа, вдохновившей русского царя-архитектора на его создание. Мраморные Воронихинские колоннады были названы в честь своего создателя, крепостного А. Воронихина, который за свой удачный проект получил звание архитектора.
Фонтаны
Парные фонтаны «Адам» и «Ева» — настоящий образец «петровской» скульптуры. Это самые старые фонтаны и единственные, сохранившиеся до нашего времени без изменений. Чтобы увидеть типичные римские фонтаны необязательно ехать в Италию. В Петергофе есть две точные копии фонтанов, установленных у собора Св. Петра в Риме.
Петергофские шутихи — любимая забава посетителей Нижнего парка. Фонтаны «Елочки», «Дубок», «Китайский зонтик», «Диванчики» действуют по одному принципу — в самый неожиданный момент водяные струи и брызги настигают незадачливых прохожих. «Водяную дорогу» — фонтан, из которого невозможно выйти сухим, из сострадания к туристам включают лишь трижды в день и всего на одну минуту.
Незабываемый аттракцион представляет собой фонтан «Фаворитный» — в бассейне весело кружатся четыре утки, а собачка Фаворитка пытается догнать их. Звонкое кряканье, сопровождаемое собачьим лаем, привлекает посетителей со всего парка.
График работы фонтанов
Фонтаны работают только в летний период, с конца апреля примерно до середины октября. Фонтаны Большого каскада торжественно запускают каждый день в 11:00 под музыку Глиэра «Гимн Великому городу» и выключают в 18:00. Весенний праздник торжественного открытия фонтанов проходит обычно в середине мая.
Закрывают сезон тоже торжественно — Осенним праздником фонтанов примерно в середине сентября. В середине октября их выключают на зиму и включают обратно только в конце апреля.
Музеи
В Петергофе есть музеи на любой вкус. Драгоценности и императорские реликвии выставлены в музее «Особая кладовая». В гротах Большого каскада можно пройтись по тоннелям и увидеть работу водоподводящей системы. Там работает Музей фонтанного дела, посвященный работе инженеров — создателей грандиозной фонтанной системы. Узнать, как мылись государи и чем лечились, можно в музее Банного корпуса — там знакомят посетителей с бытовой жизнью императорского двора. На берегу Финского залива расположился музей «Императорские яхты». Он рассказывает об истории Петергофа как о летней морской резиденции российских императоров. Там представлены фотографии, модели и убранство «плавающих» дворцов — императорских и великокняжеских яхт. Музей «Государевы потехи» будет интересен и взрослым, и детям — с помощью современных мультимедийных технологий там воссоздают мир петровской эпохи.
Веб-сайт.
Что посмотреть в окрестностях Петергофа
Петергоф — не единственный пригород Санкт-Петербурга, славящийся достопримечательностями. В Ломоносове, например, находится замечательный музей-заповедник «Ораниенбаум», который обязательно стоит посетить всем, кто планирует получше познакомиться с историей и культурными ценностями России. Также гостям северной столицы стоит съездить в Стрельну и полюбоваться великолепными дворцами.
Ораниенбаум
Вид на Большой Меншиковский дворец из Нижнего сада в Ораниенбауме.
История «Ораниенбаума» начинается в XVIII веке. По задумке создателей, резиденция должна была олицетворять собой победу России в Северной войне. Предполагалось, что «Ораниенбаум» станет частью панорамы и будет встречать гостей, прибывающих по морю.
Уникальный музей-заповедник славится живописными пейзажами и роскошными дворцами. Больше всего исторических культурных объектов было построено при Екатерине II, которая сделала Ораниенбаум своей летней резиденцией.
В годы Великой Отечественной войны в Ораниенбауме находилась линия обороны. Благодаря этому, комплекс сохранился до наших дней в лучшем состоянии, чем другие. В 1990-х годах была проведена глобальная реставрация.
Режим работы: с 09:00 до 20:00. После 18:00 вход бесплатный для всех.
Стоимость билетов:
- для взрослого — 300 рублей;
- льготный — 150 рублей.
Адрес: Ломоносов, Дворцовый проспект, 50.
Китайский дворец
Китайский дворец в Ораниенбауме.
Китайский дворец был построен в 1750-1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Изначально его называли «Голландским домиком», но позже переименовали в Китайский — часть внешнего интерьера была оформлена в китайском стиле.
Раньше во дворец можно было попасть лишь по приглашениям.
Режим работы дворца: ежедневно с 10:30 до 18:00. Понедельник — выходной, последний вторник месяца — санитарный день. Во время сильных дождей и при повышенной влажности музей не работает.
Стоимость билетов:
- для взрослого — 400 рублей;
- льготный билет — 300 рублей.
Сеансы для индивидуальных посетителей проводятся с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 16:45.
Адрес: Ломоносов, Верхний парк, дом 7.
Дворец Петра I
Дворец Петра I в Стрельне.
Дворец Петра I — самая ранняя постройка в Стрельне. Здесь Пётр I останавливался, чтобы отдохнуть, когда он ехал в Кронштадт или другие пригороды. Поэтому у дворца есть ещё одно название — Путевой.
Дворец был построен в 1711-1716 годах (даты постройки разнятся) по проекту архитектора Жана-Батиста Леблона. Именно здесь, в огороде, Пётр I впервые посадил картофель, привезённый из Голландии.
Режим работы: ежедневно с 10:30 до 18:00, понедельник — выходной.
Стоимость билетов:
- для взрослого — 350 рублей;
- льготный билет — 300 рублей.
Адрес: Стрельна, Территория Больничная Горка, дом 2.
Константиновский дворец и парк
Константиновский дворец и парк в Стрельне.
Константиновский дворец является частью архитектурного комплекса «Дворец конгрессов». Датой его основания принято считать 1720 год.
Первым владельцем дворца был Пётр I. Изначально Пётр I планировал построить резиденцию, равной которой по красоте нет в мире, именно в Стрельне. Однако для того, чтобы фонтаны работали, нужно было поднять уровень воды на 10 метров, затопив при этом Стрелку. В итоге решено было перенести возведение «русского Версаля» в Петергоф.
Территория дворца охраняется, поскольку это действующая резиденция президента РФ. Попасть на экскурсию с гидом можно только по предварительной записи. Экскурсии проводятся с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме среды. Во время сильных дождей и при повышенной влажности музей не работает.
Константиновский парк, как и дворец, очень красив. Он занимает территорию свыше 200 Гектаров. Здесь есть Верхний и Нижний парки, как и в Петродворце.
Адрес: Стрельна, улица Глинки, дом 6.
Сколько стоит посетить Петергоф самостоятельно
Самостоятельный осмотр достопримечательностей Петергофа обойдется дешевле, чем покупка экскурсии в музей-заповедник или поездка в сопровождении гида. Точная стоимость поездки зависит от времени года, вида транспорта и количества объектов, которые турист решит осмотреть на территории музейного комплекса.
Самый бюджетный вариант посещения Петергофа – это поездка на собственном автомобиле или общественном транспорте. Парковки возле входа на территорию Петергофского парка платные, но можно оставить машину во дворах неподалеку, сэкономив и прогулявшись до музея пешком. Чтобы успеть занять бесплатное парковочное место, лучше приехать рано утром.
Стоимость проезда на общественном транспорте невысокая и составит:
- прямым автобусом – 100 рублей,
- маршрутным такси – от 80 рублей,
- электричкой – 62 рубля, затем на автобусе – 50 рублей.
Маршрутное такси/автобус. От ст. м. «Автово» и «Ленинский проспект» ходят прямые маршрутки. Вам нужна любая до Петергофа. Стоимость проезда 80 рублей.
Наиболее привлекательный для туристов, но дорогостоящий вариант проезда – теплоход «Метеор». Такой способ возможен только во время навигации с мая по октябрь при благоприятных погодных условиях.
Метеоры Peterhof Express отправляются от Адмиралтейской набережной, д.2.Стоимость билетов до Петергофа в 2021 году будет составлять:
Категория пасажиров | в одну сторону, руб. | в две стороны, руб. |
взрослым | 950 | 1900 |
льготникам (школьникам, пенсионерам, инвалидам) | 800 | 1600 |
детям до 12 лет | 550 | 1100 |
детям до 3 лет | бесплатно | бесплатно |
Метеор привезет Вас прямо к Нижнему парку Петергофа. Высокая цена стоит того. Вы совершите морскую прогулку в комфорте и удобстве.
Мы думали, стоит ли в статье про самостоятельное (читай бюджетное) посещение Петергофа упоминать это способ добраться до туда, но все же есть еще такой вариант — Вертолет. Это самый быстрый, самый необычный и самый дорогой вариант. Посадка на вертолет осуществляется у Петропавловской крепости. Время в пути 10 минут. Стоимость 3000 рублей. Вместительность одного рейса — 15-20 человек. Огромный плюс этого способа перемещения — потрясающий вид на город с высоты птичьего полета.
История дворцово-паркового ансамбля Петергоф
В самом начале XVIII века вместо современного Петергофа была пристань, с которой переправлялись на Котлин. Чтобы императору Петру Первому было где остановиться при поездке на остров, на котором строился порт Кронштадт, был построен двор, получивший название «Петергоф» — «Двор Петра». В 1714 году императором было задумано возведение тут дворца и парка в европейской манере с большим количеством статуй и фонтанчиков.
За работу взялись такие архитекторы, как Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти. Общая планировка комплекса и подробная разработка определённых архитектурных элементов принадлежат императору. Под его руководством спустя девять лет завершилась основная работа по строительству загородной резиденции с дворцами Монплезир и Марли, Нижним парком, водоемами и фонтанами.
За это время на территории Петергофа появилось более двадцати павильонов и галерей, а также уличные статуи из мрамора, дерева и алебастра. Однако вид комплекса был далёк от современного: ещё не был достроен Эрмитаж, а дворец Марли не был облицован мрамором. На месте Большого петергофского дворца было простое здание в два этажа — Верхние, или Нагорные палаты, служившие залом для торжеств и официальных приёмов.
Через нескольких лет после того, как основатель Петергофа умер, императорская резиденция была заброшена. Это объясняется тем, что к власти пришли противники его преобразований, которые убедили юного Петра II вернуть Москве статус столицы и переехать туда. Только в 1730 году указом новой императрицы Анны Иоанновны было возобновлено строительство Петергофа. При ней появились галереи, спроектированные Михаилом Земцовым.
К моменту унаследования трона преемницей Ивана VI, Елизаветой Петровной, Верхние палаты уже не восхищали роскошью и архитектурными решениями зодчих. Чтобы резиденция соответствовала последнему писку европейской моды, Елизавета Петровна пригласила Франческо Растрелли, опытного в возведении императорских дворцов архитектора. Перед зодчим стояла задача обновить дворец, придав ему роскошь позднего русского барокко.
Так, в середине XVIII века знаменитый зодчий взялся за перестройку летней резиденции. После проведённых им работ Большой дворец заметно увеличился: к расширенной центральной части был добавлен третий этаж и присоединены галереи с Церковным и Гербовым корпусами по бокам. Изначально последние строились как флигели, однако со временем стали отдельными сооружениями архитектурного ансамбля.
В результате работы Франческо Растрелли над внутренним обустройством сооружения залы дворца также прониклись барочной роскошью. Стены комнат были декорированы резьбой с позолотой, а появившиеся зеркала работали в пользу зрительного увеличения масштаба залов. Одним из немногих залов, не тронутых зодчим, был Дубовый кабинет Петра Первого. Уже в то время он стал неким музеем, реликвией среди пышного интерьера дворца.
Спустя пару десятков лет роскошное барокко потеряло свою актуальность. Ему на смену пришёл классицизм, и в Петергофе снова появилась нужда в талантливых зодчих. Ими оказались Юрий Фельтен и Жан-Батист Валлен-Деламот. Они занялись Столовой, Тронным и Чесменским залами, а также создали два Китайских кабинета. Основным декоративным элементом стала лепнина, совмещающая в себе скромность, изящность и благородство.
Помимо этого, император решил создать ещё один парк, названный в честь супруги «Александрией», и дворец Коттедж, отгороженный Нижним садом от дворцово-паркового комплекса Петергоф. С другой стороны от последнего на тот момент уже была возведена и усадьба Александра Даниловича Меншикова — Ораниенбаум. Связь со столицей осуществлялась по шоссейной и железной дорогам, возникшим при Александре II и Екатерине Великой.
Около двух веков Петергоф являлся летней резиденцией правителей, а после прихода советской власти и национализации территории его сооружения стали музеями. С начала войны до зимы 1944 года войска противника удерживали резиденцию. Оккупация привела к плачевным последствиям: дворцы были взорваны и сожжены, уличные статуи и музейные экспонаты — вывезены, сады — уничтожены, а фонтаны оказались в нерабочем состоянии.
Реконструкция резиденции Петергофа, переименованного в послевоенное время в Петродворец, заняла три года, однако часть резиденции до сих пор не реконструирована. Одним из таких сооружений является Нижняя дача Николая II. В XX веке дворцово-парковый комплекс Петергоф вошёл в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а в XXI веке его признали одним из семи чудес России.
Стоимость билетов и входа
В зимнее время (с конца октября до апреля) вход на территорию парков Ораниенбаума и Петергофа свободный. В этот период можно насладиться осмотром музеев и Большого петергофского дворца. В остальное время придется приобрести еще и билет для посещения парков, на территории которых расположены дворцы и музеи Петергофа. Билеты лучше приобрести заранее, чтобы не терять время в очередях к кассам.
Цена входа в музеи Петергофа для граждан РФ и ЕАЭС равна:
- в Большой Петергофский дворец – 450 рублей;
- в Большой Меншиковский дворец – 300 рублей;
- в музей «Особая кладовая» – 300 рублей;
- в музей «Церковный корпус» – 250 рублей.
Бесплатно посмотреть выставочные экспозиции могут дети до 16 лет, инвалиды, ветераны ВОВ, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации.
Пик посещения Петергофа приходится на летний период, когда начинают работать знаменитые фонтаны. С апреля по октябрь вход на территорию парков – платный, в его стоимость включен путеводитель по территории музейного комплекса с обозначением достопримечательностей. Билеты можно приобрести в кассах или на сайте ГМЗ «Петергоф».
За дополнительную плату посетителям Петергофа предлагаются:
- экскурсионные электрокары с аудиогидом;
- посещение павильонов Нижнего парка;
- ловля форели и осетров в марлинских прудах.
В специально выделенные дни бесплатно посетить Петергоф могут отдельные категории граждан при предъявлении подтверждающих документов:
- студенты колледжей, техникумов и дети в возрасте до 18 лет – каждый второй четверг месяца;
- многодетные семьи – каждое второе воскресенье месяца.
Всем посетителям необходимо иметь при себе документ, подтверждающий личность, т.к. цены на входные билеты для иностранных граждан значительно выше. Для подтверждения гражданства в кассе потребуется предъявить паспорт.