Основы Индуизма

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Джайнисты разделились на два направленияодетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Жертвоприношения

  1. В основе религии индуизма лежат традиции древней ведической цивилизации. Среди этих традиций есть практика жертвоприношений животных. Это очень сложное ритуальное действие, одним из результатов которого является возможность реинкарнации души жертвенного животного в тело человека в следующем воплощении. Всё дело в том, что со временем, этот сложный процесс, которым должны управлять квалифицированные священники («брахманы») превратился в формальность. Люди пристрастились к употреблению мяса животных без всякого на то основания и ритуалов.

Одним из главных принципов буддизма является – ненасилие («ахимса»). Буддизм от индуизма отличается тем, что в буддизме отвергается необходимость жертвоприношений животных. Это отличине буддизма от индуизма было необходимо для того, чтобы уменьшить бесконтрольное убийство животных, и употребление а пищу их мяса.

Кому подходит буддизм

Многие люди в современном обществе имеют определённые особенности своего сознания, которые заключаются в том, что человек не может представить себе, что существует НЕЧТО – более могущественное, чем он (человек).

О том, что ВСЁ в нашем мире подчиняется строгим законам, вам скажет любой астроном изучающий вселенную, учёный-биолог изучающий микромир, а также учёный-физик, изучающий законы этого мира. И жизнь человека, как кульминация самой жизни, тем более подчинена строгим законам, по которым каждому человеку придётся отвечать за свои поступки и действия, и даже мысли! Многие люди не могут просто ПОЗВОЛИТЬ себе поверить в то, что всё в этом мире подчиняется строгим законам. Человек, который сделал достаточно много плохих вещей в этом мире, просто не может поверить в то, что обязательно будет каким-то образом обязательно отвечать за это. Это слишком сильно ограничивает свободу выбора действий человека. Поэтому, если человек, по каким-то причинам не может допустить существование упорядоченных законов установленных Верховным Существом, то он вполне может позволить себе практиковать буддизм, как одно серьёзных  религиозно-философских учений. Буддизм религией сами буддисты – не называют, а считают это –  религиозно-философским учением, которое помогает человеку осознать себя, и истинное положение и ценность вещей в этом мире.

Кстати говоря, то что буддизм даёт возможность идти по пути этого религиозно-философского учения людям, которые не могут поверить в Верховного Бога (атеистам), является одной из причин и целей появления самого буддизма (наряду с ограничением убийства животных, и возможностью дать учение всем людям не взирая на касты, происхождение человека).

Вот предсказание из священного писания.

Шримад-Бхагаватам Песнь 1 Глава 3 Текст 24:

«Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны».

Здесь говорится о временах, когда не обладавшие должными качествами люди под видом ведических обрядов стали просто убивать животных, чтобы съесть их мясо. Будда же отверг ведические обряды и начал проповедь принцип ненасилия.

В стихе выше (выделенный шрифт) сказано, что Господь Будда, воплощение Всевышнего, явится в Гае, одном из городов центральной Индии (Гая). Историки могут возразить, что Будда, Сиддхартха Гаутама, родился на самом деле в Лумбини, в Непале, а его матерью была королева Махамайя. Значит, предсказание ошибочно? Но Сиддхартха стал Буддой, достигнув духовного просветления во время своей медитации под деревом Бо, именно в – Гае. Духовное просветление стало его вторым, и притом значительно более важным рождением. В ведическом обществе тех людей, которые приняли духовное посвящение называют «дваждырождёнными». Кроме того, мать Будды, Махамайя, умерла спустя несколько дней после рождения ребенка, оставив его на попечении бабушки, которую звали Анджаной. Это говорит о том, что предсказание и цель появления Будды – верно.

Во что верят индуисты: основные положения

Главными верованиями индуистов, несмотря на все различия философский школ, традиции, и почитаемые божества и их проявления, можно назвать ряд понятий, которые стали отличительными для индуизма среди прочих религий мира.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара является одним из центральных понятий в индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, избавления от результатов деяний в прошлой жизни и ее освобождения. Сансара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причиной нахождения души в колесе сансары является его незнание и неосознание истинного себя, принятие себя единым с материальным телом. Это отождествление держит душу в каме, чувственных наслаждениях, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь вновь и вновь.

Закон возмездия

Карма является законом действия и последствий. Согласно ему, каждое деяние человека влечет за собой определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и регулирует цепочку перерождений. Следуя закону, каждый человеческий поступок, добрый или плохой, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задумываться над каждым своим делом, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет лишь материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и открывающая многообразие его проявлений. Способом достижения мокши является самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с богом, достижение чистой любви к Богу и полная свобода от материальных желаний.

Варны и касты

Индийское общество традиционно принято разделять на сословия, или варны. Всего их выделяют 4:

  • Брахманы. Высшая варна общества индуистов. Социальная группа существует во всех штатах Индии, к ней относят священослужителей, учителей, ученых и чиновников. Издревле к ней причисляли также жрецов и монахов.
  • Кшатрии. Вторая по значимости после брахманов социальная группа, в которую входят влиятельные воины, дворяне и правители. В давние времена кшатрии становились предводителями войск, влиятельными государственными деятелями, землевладельцами. Их долгом было защищать брахманов, детей, женщин, пожилых людей и священных коров. Кшатриям характерны такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое владение оружием, сила и выносливость.
  • Вайшьи. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и разводчики скота. Сейчас это предприниматели, они стараются избегать физического труда, занимаясь торговлей и управлением хозяйства.
  • Шудры. Представителями этого сословия являются наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.

Кастами называют социальные группы индуистского общественного уклада. Для каст характерны:

  • эндогамия, возможность заключать брак только с членами этой же социальной группы, касты;
  • наследственное закрепление, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и ее нельзя изменить;
  • ограниченная возможность выбора профессии.

Дхарма

Этим понятием принято обозначать комплекс или свод правил и норм, которых следует придерживаться для соблюдения космического порядка. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий