Что считается опасным сближением двух самолетов

Возвращение в небо

С начала 2000-х российская авиация наращивала свою разведывательную активность. В частности, в октябре 2000 года пара самолетов (Су-24 и Су-27) демонстративно облетела американский авианосец «Китти Хок», находившийся на учениях в Японском море. Самолеты сближались с кораблем на расстояние до 60 м.

Рост активности западной авиации у границ России после 2014-го привел и к увеличению числа «перехватов», попадающих в прессу. Дежурные жалобы на «небезопасные» (а на деле — совершенно обыденные) маневры с обеих сторон отлично ложатся в контекст вязкого противостояния, которое ведут Запад и Москва.

В этой (по большей части пропагандистской) «войне» уже успели соорудить и свою мифологию — например, фантазию о том, как разведчик Су-24МР весной 2014 года якобы «выключил» на эсминце «Дональд Кук» все радиоэлектронные системы. Но эти всплески информационной войны, к счастью, не приводят к настоящим жертвам, в отличие от реальных инцидентов в воздухе.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

СМИ: истребители Канады сопроводили Ту-95 ВВС РФ у Аляски

Два российских бомбардировщика Ту-95МС совершали патрулирование

Минобороны прокомментировало перехват самолета США

Ближе к делу

Некоторая разрядка в холодной войне не сильно сказалась на инцидентах в воздухе. Рутинные встречи отечественных и западных самолетов все больше становились похожи на те картинки, которые мы видим в последние годы в сообщениях пресс-служб Пентагона и Знаменки. Иногда эти «непрофессиональные и небезопасные» маневры (каждая из сторон имеет свое мнение о том, кто виновен) заканчивались неприятностями.

13 сентября 1987 года летчик 941-го истребительного авиаполка старший лейтенант Василий Цымбал на перехватчике Су-27 контролировал полет норвежского разведчика P-3 Orion над Баренцевым морем. Дальше самолеты начали опасно сближаться, причем каждая из сторон обвиняет в провокациях оппонента. В результате норвежская машина задела пропеллером законцовку одного из килей Су-27 Цымбала, лопасть винта отлетела и пробила обшивку «ориона». Обе машины сумели вернуться на базу.

опасные сближения_6

Момент столкновения Су-27 и P-3 Орион

Фото: mycity-military.com/U.S. Navy/Минобороны России

16 октября 1996 года атомный ракетный крейсер «Петр Великий» находился на испытаниях в Балтийском море к западу от Лиепаи. В районе испытаний находились самолет российской морской авиации Бе-12 и пара самолетов-разведчиков ВВС Швеции (переоборудованные истребители Saab 37 Viggen). Пользуясь преимуществом в скорости и маневренности, шведы начали гоняться за неуклюжей амфибией Бе-12, имитируя атаку с выходом в хвост. Та прижалась к крейсеру, и в итоге шведские летчики «доигрались»: один из них попытался на встречных курсах проскочить в узком промежутке между Бе-12 и кораблем на малой высоте (около 50 м), не справился с управлением и рухнул в воду. Пилот погиб.

Летающие гражданские, опознанные и нет

Во времена позднего СССР при резком сокращении числа стычек военных в воздухе произошло сразу несколько инцидентов с гражданскими самолетами.

20 апреля 1978 года пара Су-15 из состава 431-го истребительного авиаполка ПВО вылетела на перехват самолета, вторгшегося в воздушное пространство СССР на Кольском полуострове. Самолетом оказался лайнер Boeing 707 авиакомпании Korean Air, следовавший по маршруту Париж–Сеул с промежуточной посадкой на Аляске и отклонившийся на юг вместо полета над Гренландией. Причиной этого авиакомпания назвала ошибку в расчете экипажем магнитного склонения при пролете в районе Северного магнитного полюса.

Машина была определена с советской стороны как самолет-разведчик RC-135 и атакована ракетами «воздух-воздух». Поврежденный лайнер совершил вынужденную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Из 109 человек, находившихся на борту, осколками ракеты был убит один из пассажиров, второй раненый умер по дороге в больницу, еще 13 человек получили легкие ранения и травмы. Случай вызвал крупный скандал в руководстве системой ПВО СССР, так как машину обнаружили уже после того, как она вторглась в советское воздушное пространство.

1 сентября 1983 года над Сахалином был атакован еще один лайнер Korean Air — Boeing 747, совершавший рейс из Нью-Йорка в Сеул. Машину опять спутали с RC-135. Самолет сильно отклонился от маршрута и дважды вторгся в воздушное пространство СССР: сперва над Камчаткой, а затем и над Сахалином. Причиной впоследствии назвали неверную настройку автопилота и то, что экипаж не проконтролировал текущие координаты на маршруте. Обстрелянная двумя ракетами с перехватчика Су-15 машина рухнула в пролив Лаперуза. На борту находились 269 человек, все они погибли.

опасное сближение_5

Боинг 707 авиакомпании Korean Air

Фото: heninen.net

После этих эпизодов и кадровых чисток в советской системе ПВО произошло еще одно событие, попавшее на передовицы газет. 28 мая 1987 года гражданин ФРГ Матиас Руст, вылетев на легкомоторном самолете Cessna 172 из Хельсинки, прошел над северо-западом СССР и приземлился на Красной площади. Руста от самой границы «вели» зенитные ракетные дивизионы, в воздухе в готовности к перехвату дежурили истребители, однако приказа на атаку цели так никто и не отдал — после случая 1983 года военные «дули на воду».

Автор цитаты

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий