Примечания[ | ]
- Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С. В., Красникова О. А.
- Гравюра петровского времени / Алексеева М. А. — Л.: Искусство, 1990. — ISBN 5-210-00321-3.
- Деловой Петербург. Юсуповский потрескался // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 09:06 05 февраля 2008 года. (недоступная ссылка)
- Деловой Петербург со ссылкой на пресс-службу Россвязьохранкультуры. Россвязьохранкультура: Дворец Юсуповых нужно срочно спасать // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 13:06 18 февраля 2008 года. (недоступная ссылка)
Реконструкция
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге неоднократно реконструировался на протяжении двух столетий, сегодняшний вид роскошного целостного ансамбля он приобрел в 1770 г. За это время его интерьеры много раз перестраивались, на территории выстраивались великолепные павильоны, богатые оранжереи.
До 1916-го года дворец переходил во владение пяти поколений княжеского рода Юсуповых, достраивавших и реконструировавших его. Дворцовая резиденция стала настоящим шедевром дворцового интерьерного искусства.
Первая капитальная реконструкция Дворца проводилась в период с 1830 по 1838 гг. знаменитым зодчим, профессором Петербургской Академии Художеств Андреем Алексеевичем Михайловым при участии и помощи итальянских живописцев Бернабо Медичи, Антонио Виги, Фридолио Торичелли и российского художника-декоратора Алексея Травина.
Именно тогда особняк преобразился в настоящий дворец, сильно достроился и расширился:
- вырос третий этаж боковых ризалитов (прежде было 2);
- с восточной (правой) стороны особняка был выстроен Банкетный (Белоколонный) зал;
- боковые флигели были галереями соединены с главным корпусом;
- отстроен маленький изящный домашний театр, рассчитанный на 180 зрителей, с двухъярусным залом, партером и большой центральной ложей;
- обустроены картинные галереи (5 залов, анфиладой);
- появились роскошные Императорская, Зеленая и Синяя парадные гостиные, огромный Танцевальный зал, оформленные в стиле торжественного русского ампира;
- был разбит ландшафтный парк, выстроены садовые павильоны, богатейшие оранжереи, сформировавшие целостную картину архитектурного дворцового ансамбля;
- во дворце со стороны Мойки была возведена беломраморная парадная лестница.
В следующие два десятилетия, с 1840 г. по 1860 г. знаменитые зодчие Бернар Симон и Ипполит Монигетти перестроили крошечный домашний театр, изысканный музыкальный салон, пышный зимний сад, парадные гостиные и приватные покои князя в стиле эклектики, обустроили Гобеленовую гостиную по левую руку от парадной лестницы.
Раньше в ней хранились три гобелена, подаренные самим Наполеоном сыну Б.Н.Юсупова.
В 1878 году знаменитый российский зодчий В.А.Кенель спроектировал Домовую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, оформив её в помпезном византийском стиле. Она просуществовала до 1926 года, однако в 1930-м была полностью перестроена, превращена в зал для публичных лекций.
В декабре 2014 года в церкви начались богослужения, проводятся они каждую среду. Интерьер полностью не восстановлен, реставрационные работы ведутся по сей день.
В 1890-х зодчим Александром Степановым ансамбль Юсуповского дворца был переоборудован, сильно усовершенствован в техническом плане:
- электрифицирован (до этого там были масляные светильники и свечи);
- оборудован водяным отоплением, установлены радиаторы;
- налажены канализация, водопровод;
Пышные дворцовые залы стали использоваться для проведения грандиозных зимних балов.
В 1890 годах в резиденции появились:
- невероятно богатая убранством, и чуть мрачная Мавританская гостиная;
- дубовая столовая с использованием 7 ценнейших пород дерева;
- Турецкий кабинет в изысканном и чарующем духе восток;
- переоснащен домовый театр в вычурном помпезном барокко.
Оформление апартаментов для молодой четы Феликса Юсупова и Ирины Романовой было приурочено к их бракосочетанию 1914 году. Подрядчиком стал известный архитектор А. Белобородов в сотрудничестве с художниками С. Чехониным, В Конашевичем, Н. Тырсой.
При оформлении он обратился к античному неоклассицизму, обогащенному элементами в стиле модерн. Были обновлены интерьеры покоев первого этажа, Столовая, Большой зал, Большая гостиная.
Общие сведения
Начиная с 1830 года его владельцами были 5 поколений дворянского рода князей Юсуповых. Юсуповский дворец, расположившийся на Мойке, стал сосредоточением событий истории города и всей страны.
В нашей истории это место олицетворяется зачастую с местом убийства Григория Распутина – обычного сибирского крестьянина, который стал в начале прошлого столетия духовным наставником и другом императорской семьи Николая II. Это произошло в середине декабря 1916 года в жилой части резиденции, принадлежавшей молодому князю Феликсу Юсупову. На данный момент в этих комнатах реконструирована историко-документальная экспозиция.
Во времена блокады Ленинграда в помещениях дворца развернули эвакогоспиталь. Кровати для раненых были размещены в гостиных и парадных залах. Для отопления больничных территорий использовали обычные печи-буржуйки, копоть от которых оседала на внутреннем убранстве комнат.
Мнение эксперта
Виктория Карпенко
Менеджер по туризму, стаж работы 15 лет
Существенный урон особняку был нанесен частыми бомбардировкам и постоянным градом обстрелов. Осенью 41 года в особняк попали бомбы, нанеся существенны ущерб строению и его убранству.
Одна бомба пробила кровлю, пройдя насквозь Зеленую гостиницу и библиотеку, сдетонировав в подвальном помещении дворца. Другими снарядами был нанесен урон архитектурному и дизайнерскому великолепию Белоколонного зала, а также Домашнему театру и Мавританской гостиной. Во время пожара был уничтожен интерьер зала Прециоза. Само собой, был нанесен урон и внешним стенам и фундаменту дворца Юсуповых.
Новый глоток жизни поместье получило в 43 году прошлого столетия. Были проведены консервирование повреждений и работы по сохранению дворца, восстановлены отопительная и осветительная системы, были вставлены выбитые окна, а гарь с копотью отмывалась усилиями простых работников поместья.
Через 3 года проводится масштабная реставрация. Их возглавляет Бенуа И.Н. Начались работы по воссозданию и сохранению этого памятника. На данный момент это один из столь редких дворцов аристократии Санкт-Петербурга, в котором уцелела и роскошь прошлых десятилетий, и архитектурный ансамбль, и сами помещения.
Не передаваемое словами великолепие интерьеров открыто к просмотру, а гостеприимство и осведомлённость сотрудников делает посещение для гостей дворца еще более комфортным и познавательным!
Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке
Интерьеры Юсуповского дворца создавались известными итальянскими и русскими мастерами. Хотя далеко не все детали оформления и произведения искусства сохранились во дворце, внутреннее убранство поражает своим великолепием. Все свидетельствует об изысканном вкусе хозяев и их огромных возможностях.
Каждый зал этого удивительного дворца обладает уникальной цветовой гаммой, подчеркивающий его назначение и архитектурный стиль. Самый известный интерьер Юсуповского дворца на Мойке — домашний театр.
Парадная лестница
Парадная лестница
Зайдя во дворец со стороны Мойки, гость видит парадную лестницу из белого каррарского мрамора, созданную по проекту Александра Михайлова и позднее перестроенную Ипполитом Монигетти. Освещает лестницу огромная люстра на 180 свечей, вход на лестницу украшают сфинксы. На потолке и стенах — ажурная лепнина и аллегорические фигуры Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие гостеприимство.
Банкетный (Белоколонный) зал
Банкетный зал Юсуповского дворца
Самый большой и изысканный зал Юсуповского дворца — Банкетный. Он занимает высоту в два этажа, украшен колоннадой из 24-х колонн белого искусственного мрамора, поэтому его еще называют Белоколонным. Юсуповский оркестр размещался на высоких хорах-балконах по сторонам зала. В Банкетном зале проходили концерты, благотворительные базары и приемы.
Танцевальный зал
Танцевальный зал
Соседний с Банкетным залом — Танцевальный зал, в нем хорошо была слышна музыка из Банкетного зала. Здесь проходили балы, на которых присутствовал весь свет Петербурга, в том числе императорская семья. Зал украшают огромные зеркала, огороженные хрустальными балясинами и светильники, размещенные по периметру, на потолке — танцующие нимфы.
Зал Антонио Виги
Зал Антонио Виги получил свое название в честь итальянского художника и был создан по проекту Бернара Симона. На потолке зала находится плафон с живописью Антонио Виги — «Триумф Геркулеса».
Кабинет князя Юсупова
Следующая комната представляет собой рабочий кабинет князя, одновременно она служила библиотекой. Здесь располагалась одна из наиболее полных и ценных библиотек в Российской империи, в которой находились Библия XVI века, напечатанная на пергаменте, а также коллекция старинных медалей и монет.
Здесь за потаенной дверью, в 1925 году были обнаружены 27 писем Пушкина А.С., адресованные родственнице Юсуповых — Елизавете Хитрово.
Мавританская гостиная
Мавританская гостиная
Из кабинета можно попасть в бильярдную или, по-другому, Турецкий кабинет. А следующая комната квинтэссенция всего Юсуповского дворца – Мавританская гостиная. Над ее оформлением работали итальянец Монигетти и русский архитектор Степанов.
Здесь удивительно всё – стены, обитые тисненой кожей и покрытые восточным орнаментом из золота, полы из мрамора, украшенные оригинальными рисунками, облицовка камина, сделанная из оникса и, наконец, расположенный в центре комнаты бассейн, изготовленный из монолита каррарского мрамора, с фонтаном посередине. Мавританская гостиная выполнена по мотивам знаменитого испанского дворца Альгамбра.
Картинная галерея
Античный зал
К 1917 году коллекция живописи Юсуповых насчитывала более 1200 полотен и включала в себя работы Рембрандта, Рубенса, Тьеполы, Веласкеса. Картинная галерея размещалась в Николаевском зале, названном в честь Николая Борисовича Юсупова — старшего, основателя коллекции, Драгоценном зале (по-итальянски Прециоза) и Малой ротонде.
В Античном зале находились античные скульптуры. После революции они были переданы в Эрмитаж, сейчас в зале представлены копии некоторых из них.
Домашний театр Юсуповых
Театр во дворце изначально был построен еще архитектором Михайловым, но выглядел достаточно скромно. В 1860-е годы был перестроен архитектором Ипполитом Монигетти. Современный и роскошный вид Юсуповский театр приобрел в 1899 году благодаря архитектору Александру Степанову. Уникальный домашний театр стал главной достопримечательностью и изюминкой дворца на Мойке.
Небольшой зал рассчитан на 180 зрителей. Сразу бросаются в глаза роскошная Княжеская ложа и потолок, расписанный Эрнестом Липгартом. На сцене Юсуповского театра выступали Федор Шаляпин, Ференц Лист, Полина Виардо, Анна Павлова, дирижерами оркестра были Эдуард Направник и Людвиг Минкус. Роль фойе выполняет великолепный Римский зал с мраморной лестницей для входа в партер.
Сейчас театр является действующим, в него можно попасть без посещения дворца. Билеты продаются на сайте и в кассе музея. Здесь проходят спектакли-променады, где действие разворачивается не только в театре, но и в залах дворца.
Музей музыки
Еще одно великолепное архитектурное здание Санкт-Петербурга, на которое я советую обратить внимание – Шереметьевский дворец. Он принадлежал графу Шереметьеву вплоть революции 1917 года. Затем здесь располагался музей дворянского быта, а далее его отдали в распоряжение научно-исследовательскому институту
В 1989 году здания перешло музею Музыки
Затем здесь располагался музей дворянского быта, а далее его отдали в распоряжение научно-исследовательскому институту. В 1989 году здания перешло музею Музыки.
Расположение
Адрес: Набережная р. Фонтанки, д.34 Рядом находится Государственный Драматический театр «На литейном», Аничков мост.
Почему это интересно
В музее посетителями предлагается познакомиться с уникальными музыкальными экспонатами, бытом дворян XVIII-XX веков, и узнать историю рода Шереметьевых.
Информация для посетителей
Санкт-Петербург — это уникальный город. Здесь всегда есть что посмотреть и чем заняться. Мы за свои 6 дней визита успели многое, но, конечно же, не все. Не хотите ничего пропустить? Не хотите потратить весь ваш визит на не существенные вещи и уехать из Северной столицы ни с чем?
Тогда свой визит нужно правильно спланировать!
- Закажите себе путеводитель по Санкт-Петербургу (в ОЗОНе или здесь) или по Эрмитажу заранее. Это поможет вам сразу по приезду начать освоение столицы, а не терять время на акклиматизацию и поиски книжного магазина.
- Определитесь с программой и закажите хотя бы одну экскурсию по Санкт-Петербургу от профессионалов своего дела. После этого самостоятельны осмотр достопримечательностей Питера пойдет веселее и продуктивней)). Если вы приехали группой, то смотрите экскурсии тут. Хотите чего-то уникального, тогда вам сюда.
- Если можете, то покупайте сразу нужные вам билеты онлайн. Покупайте билеты в Эрмитаж, на театральные представления и, конечно же, концерты, развлечения и рестораны. О том как мы лихо экономили по 50% на концерте группы «Кирпичи», посещение ресторана «Mangal House» и катание на корабликах по Неве при помощи сервиса Biglion читайте в моих статьях о нашем пребывании в Петербурге.
Так что действуйте!
Итак, это был мой ТОП-5 дворцов северной столицы, которые я советую посетить туристу, впервые оказавшемуся в прекрасном городе на Неве. Надеюсь, моя статья будет для вас полезной и поможет в подготовке к вашему самостоятельному путешествию.
Подпишитесь на мой блог и вы узнаете еще много интересного и полезного из нашей поездки в Питер и как нам удалось за практически за 7000 рублей вдвоем увидеть все главные достопримечательности города на Неве за 6 дней.
Приятного вам путешествия!
С уважением автор блога Виктор Коровин!
Залы Юсуповского дворца
- Белоколонный зал – 445 кв. м. Самый большой зал дворца с 24 колоннами.
- Зеркальный зал – 190 кв. м.
- Зал Прециоза – 165 кв. м. Зал картинной галереи с 1200 картинами.
- Николаевский зал – 130 кв. м.
- Мавританская гостиная –97 кв. м. Поражает колоритом и роскошью: стены затянуты тисненой кожей, в центре зала бил фонтан, вдоль стен – диваны и золотом выведенные строки из Корана. В углах комнаты – изящные скульптуры.
- Зал Антонио Виги – автора росписи на потолке – 95 кв. м.
- Танцевальный зал – 176 кв. м. Кажется, что он еще помнит шум платьев на роскошных балах хозяев дворца.
- Белое фойе – 91кв. м. Здесь представлен шикарный камин с колоннами из оникса, полудрагоценного камня.
- Гобеленовая гостиная – 120 кв. м. Поражает роскошью и респектабельностью.
- Большая ротонда – 97 кв. м. Двери из красного дерева с бронзовыми вставками.
- Красная парадная гостиная – 67 кв. м. Резная золоченая мебель для нее выполнена в России по заказу.
- Зеленая парадная гостиная –78 кв. м. В центре – стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору.
- Дубовая парадная гостиная – 68 кв. м. Массивный дубовый потолок, дубовый стол из Венеции.
- Большая гостиная – 92 кв. м. Мебель из карельской березы, камин – из уральского малахита. Люстра сделана из полированной бронзы и хрусталя.
- Музыкальная гостиная – 72 кв. м. Выполнена в стиле итальянского ренессанса.
- Гостиная Генриха II – 58 кв. м. Центральный элемент зала – роскошный камин из красного мрамора делает комнату уютной и элегантной.
- Бильярдная –50 кв. м. Выполнена в турецком стиле.
- Библиотека – 89 кв. метров, здесь хранятся редчайшие экземпляры книг.
- Секретарская – 73 кв. м. Оформлена в стиле позднего русского классицизма, строго и торжественно.
- Античный зал – 166 кв. м. Оформлен в стиле неоклассицизма с преобладанием античных сюжетов, с камином из белого мрамора, хрустальной люстрой с фигурой Аполлона.
- Будуары – четыре комнаты площадью 139 кв. м. Стены и потолки украшены лепниной тончайшей работы.
- Театр – 117 кв. м. «Жемчужина» дворца с прекрасной акустикой.
- Буфетная при театре – 25 кв. м. Выполнена в темных тонах, придающих помещению очарование.
- Парадная лестница – 78 кв. метров, украшенная мраморными вазами.
Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.
«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.
Цены на билеты в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге в 2020 году
Династия Юсуповых располагала превосходной картинной галереей, часть которой можно увидеть в экспозициях дворца. Также интерес представляют сохранившиеся роскошные интерьеры залов и Домашнего театра.
Купить билет можно в кассе дворца в день посещения, либо заранее на официальном сайте Юсуповского дворца.
Кроме того можно воспользоваться мобильным приложением «Юсуповский дворец» и, после покупки билета, скачать экскурсию себе на смартфон.
Стоимость билетов в Юсуповский дворец без экскурсии
Самостоятельный осмотр с аудиогидом (парадные залы 2-го этажа, гостиные 1-го этажа): взрослый — 700 рублей, дети до 18 лет и студенты — 500 рублей.
Вечерние экспозиции для самостоятельного осмотра
- «Убийство Григория Распутина» (фильм и самостоятельный осмотр экспозиции — по расписанию): взрослый — 350 рублей, дети до 18 лет — 250 рублей;
- «Половина молодых князей» (самостоятельное посещение + консультация экскурсовода): взрослый — 250 рублей, дети до 18 лет — 150 рублей;
- Комплекс: самостоятельное посещение экспозиции «Убийство Григория Распутина» и «Половина молодых князей»: взрослый — 500 рублей, дети до 18 лет — 300 рублей.
P Tana
Тематические экскурсии
- «Парадный Юсуповский» (парадные залы 2-го этажа): взрослый — 450 рублей, дети до 18 лет и студенты — 300 рублей;
- «Открывая занавес» (жилая половина князя на 1-ом этаже, парадные залы 2-го этажа, домашний театр, служебные помещения театра): взрослый — 550 рублей, дети до 18 лет и студенты — 450 рублей;
- Экскурсия с музыкальной миниатюрой (жилая половина князя на 1-ом этаже, парадные залы 2-го этажа): взрослый — 550 рублей, дети до 18 лет и студенты — 400 рублей;
- «XX век. Последние владельцы дворца» (покои молодых полностью и экспозиция «Убийство Григория Распутина»): взрослый — 450 рублей, дети до 18 лет и студенты — 300 рублей;
- «XIX век. По княжеским жилым покоям» (жилая половина князя на 1-ом этаже, будуары княгини, бельевая, Домовая церковь): взрослый — 450 рублей, дети до 18 лет и студенты — 300 рублей;
- «Личные покои князей Юсуповых XIX — начала XX вв.» (жилая половина князя на 1-ом этаже, будуары княгини, жилые покои на половине молодых): взрослый — 550 рублей, дети до 18 лет и студенты — 400 рублей;
- Жилые покои XIX — начала XX вв. «От эклектики к Серебряному веку» (жилая половина князя на 1-ом этаже и половина молодых князей): взрослый — 450 рублей, дети до 18 лет и студенты — 300 рублей;
Комплексные экскурсии в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге
- Парадные залы 2-го этажа и экспозиция «Убийство Григория Распутина»: взрослый — 600 рублей, дети до 18 лет и студенты — 450 рублей;
- «Юсуповы: парадная и частная жизнь дворца» (парадные залы 2-го этажа, жилая половина князя на 1-от этаже, будуары княгини, половина молодых князей): взрослый — 750 рублей, дети до 18 лет и студенты — 600 рублей;
- «Дом на Мойке» (парадные залы 2-го этажа, жилая половина князя на 1-ом этаже, будуары княгини, половина молодых князей, экспозиция «Убийство Григория Распутина»): взрослый — 900 рублей, дети до 18 лет и студенты — 800 рублей;
- Парадные залы 2-го этажа и жилые покои князя на 1-ом этаже: взрослый — 550 рублей, дети до 18 лет и студенты — 400 рублей;
- «Блистательный дворец и роковая ночь 1916 года» (парадные залы 2-го этажа, жилая половина князя на 1-ом этаже, будуары княгини, экспозиция «Убийство Григория Распутина»): взрослый — 650 рублей, дети до 18 лет и студенты — 500 рублей.
Экскурсии по Юсуповскому дворцу в Санкт-Петербурге Купить на
Светлана
Льготное посещение
Юсуповский дворец ежедневно проводит бесплатную экскурсию «Парадный Юсуповский» для:
- ветеранов;
- участников и инвалидов ВОВ;
- жителей блокадного Ленинграда;
- ветеранов труда;
- узников концлагерей;
- воинов — интернационалистов;
- героев СССР и России;
- инвалидов 1 и 2 группы;
- многодетных семей.
Обратите внимание, что посещение экскурсии «Убийство Распутина» посетителям на инвалидных колясках и с детскими колясками невозможно из-за узкого коридора. По этой же причине ограничен доступ в партер Домашнего театра Юсуповского дворца, мероприятия доступны для просмотра только с яруса
Пенсионеры имеют право посетить экскурсию «Парадный Юсуповский» по льготной цене — 300 рублей.
Дети дошкольного возраста (до 7 лет) проходят на экскурсии (тематические/обзорные/с аудиогидом) бесплатно, обязательно в сопровождении взрослых.
Льготные билеты можно приобрести только в кассе дворца при предъявлении документов, подтверждающих право на льготу.
Афиша и подробная информация об экскурсиях на официальном сайте Юсуповского дворца
Создание архитектурного ансамбля
Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.
Царский размах реставрации
Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.
Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.
Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.
Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.
Новые преобразования
После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.
В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.
Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.
Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.
Интерьеры дворца
Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.
Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.
Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.
Убийство Григория Распутина
Совершить убийство было задумано в подвальной части дворца Юсуповых на Мойке, где были бы не слышны выстрелы. Сюда Феликс Юсупов пригласил Распутина, чтобы познакомить его со своей женой Ириной — родной племянницей царя. Но Ирина в действительности была в Крыму, а наверху в гостиной находились остальные заговорщики — поручик Сухотин, черносотенец Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат Николая II) и доктор Лазоверт.
Феликс предложил Распутину отравленные цианидом пирожные и вино, но по неизвестным причинам яд не подействовал. Возможно, Распутин просто отказался от еды и вина. Юсупов поднялся наверх к заговорщикам, взял револьвер и вернувшись к Распутину выстрелил в него.
Пока заговорщики наверху праздновали смерть мужика и ждали, когда город опустеет, чтобы вывезти труп, раненный Распутин пришел в себя, выбрался из подвала во двор и пытался сбежать. Но был застрелен у самых ворот. По официальной версии выстрелы во дворе сделал Пуришкевич, но скорее всего, они принадлежали любимцу царя великому князю Дмитрию, отличному стрелку, участнику Олимпийских игр 1912 года. Дмитрий был известен своей непримиримой позицией к Распутину, из-за чего не состоялась его помолвка со старшей дочерью императора Ольгой.
Тело было сброшено с Петровского моста в реку. Как позднее выяснилось при вскрытии, Распутин был все еще жив, когда его кинули в реку, так как в легких была обнаружена вода. Убийцы забыли привязать гирю к телу Распутина, и оно всплыло обледеневшее уже утром 19 декабря.
Убийство Распутина было воспринято обществом с воодушевлением, как патриотический акт. Заговорщиков поздравляли и прославляли. Великого князя Дмитрия император в качестве наказания отправил в Персию на войну, а Феликса Юсупова отправил в ссылку, в деревню.
Распутин был тайно захоронен в часовне при строящемся храме Серафима Саровского на территории Александровского парка в Царском Селе. Сюда приходила царица с дочерями, чтобы помолиться. Могила старца была обнаружена после Февральской революции и ареста императорской семьи. Глава Временного правительства Керенский приказал уничтожить тело, что и было выполнено: труп Распутина сожгли ночью 11 марта.
Несмотря на то, что главный участник убийства — Феликс Юсупов, подробно описал события той ночи в своих воспоминаниях, выпустив книгу «Конец Распутина», остается много вопросов. Феликс, судя по всему, что-то приукрасил, а что-то скрыл.
Сейчас картина убийства Распутина воссоздана в подвале дворца. Здесь представлена мизансцена с восковыми фигурами каждого заговорщика и их жертвы. На стендах можно ознакомиться с фотографиями и документами, касающихся тех событий.
Большая ротонда
Данный парадный кабинет оформляли в стиле позднего классицизма архитектор Михайлов, художники Виги и Травин в 1830-е годы. Композиция Ротонды — обязательная составляющая парадной анфилады. Концепция взята из архитектуры круглых античных храмов. Однако у ротонды Юсуповского дворца своя изюминка — круг создают 8 колонн, вписанный в прямоугольный план зала.
На потолке купол декорирован под звездное небо, живопись плафона выполнена Травиным в 1830-е годы. Стены тут из искусственного мрамора с росписью Виги. Отлично смотрятся в интерьере камин из белого итальянского мрамора, а также большой гербовый торшер из золоченой бронзы, выполненный в Санкт-Петербургской мастерской Геде в 1830-е годы. Вазы-канделябры изготовливались из фарфора и золоченой бронзы в середине XIX века во Франции.
История[ | ]
Ограда и ворота во внутреннем дворе Парадная лестница Юсуповского дворца со стороны Мойки Театр дворца Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).
В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.
На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.
В 1770-х годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова.
Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.
В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.
В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:
Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами… |
В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся». С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.
Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):
- Боковые ризалиты стали трёхэтажными.
- Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
- Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.
- Построены новые оранжереи и садовый павильон.
- Был разбит сад.
- Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.
- Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.
В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.
В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).
В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.
Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке