Театр Качалова Казань: официальный сайт

Крупнейшие антрепренеры и режиссеры

В течение 15 лет антрепризу в Казани держал один из крупнейших русских актёров и антрепренёров П.М.Медведев, с именем которого связаны период наивысшего расцвета Казанского театра и начало постоянных оперных представлений (1874). Особое место в его творчестве занимала режиссёрская деятельность, впервые на провинциальной сцене им были предприняты попытки использования постановочных приёмов в решении спектакля, создания целостного художественного произведения за счёт ансамблевости актёрского исполнения. Эстетических принципов, утверждаемых П.М.Медведевым, придерживались затем антрепренёры и режиссёры М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин, А.П.Двинский, В.С.Зотов.

После пожара 1919 г. Казанский драматический театр стал работать в помещении бывшего Большого театра, где находится до настоящее время.

В течение первых 5 лет театром руководил В.С.Зотов.

Смена поколений

В 1960–1970-е гг. в Казанском театре сменилось поколение актёров, на смену мастерам старшего поколения пришли В.И.Улик, Ю.И.Карева, Г.Е.Егоров, П.С.Маслов, В.Н.Расцветаев, П.П.Бетев, Г.С.Ишкова, Ю.А.Коршок, В.Г.Остропольский, М.В.Кобчикова, С.Е.Ярмолинец, Л.Б. и Е.Н. Кара-Гяуры, выпускники студии Е.А.Кузин, Л.В.Маклакова, И.И.Чернавина, А.А.Кичигин, В.В.Кешнер, Ю.С.Федотов.

Произошли изменения в эстетике театра, живописно-поэтическое оформление В.С.Никитина сменилось метафорически образными композициями Э.Б.Гельмса, Т.И.Сельвинской, Д.Л.Боровского.

В репертуаре ведущее положение заняла современная драматургия.

Наиболее значительные спектакли этого периода — «Поднятая целина» по роману М.А.Шолохова (1963, режиссер О.Э.Лебедев), «В день свадьбы» В.С.Розова (1964, режиссер А.М.Ханович), «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского (1965, режиссер Г.Л.Андреев), «Зыковы» (1966) и «Варвары» (1972) М.Горького, «Баня» В.В.Маяковского и «Бег» М.А.Булгакова (оба — 1967) в постановке Н.Ю.Орлова, «Традиционный сбор» В.С.Розова (1967, режиссер В.М.Стрижов), «Бал воров» (1968) и «Медея» (1969) Ж.Ануйя в постановке В.М.Миллера, «Проводы» И.М.Дворецкого (1975), «Быть или не быть» У.Гибсона (1976) в постановке В.М.Портнова, а также необычный для Казанского театра по постановочному решению и исполнительской манере спектакль «А как будешь королём» Т.Новака в постановке польского режиссёра Я.Нычака — отразили перемены в общественном сознании и новый подход к отображению действительности на сцене.

В Казанском Большом драматическом театре также ставятся пьесы татарских драматургов («Без ветрил» («Җилкәнсезләр»), К. Тинчурин, 1969, режиссер Ш. М. Сарымсаков; «Әниемнең ак күлмәге», Ш. Хусаинов, 1978, режиссер М. Х. Салимзянов).

Формирование качественно нового театра

В последующее десятилетие (1924–1934) шёл процесс формирования качественно нового театра, способного отразить злободневные проблемы текущей жизни, глобальные общественные изменения, ориентированного на потребности нового, рабоче-крестьянского зрителя.

Был взят курс на освоение современной драматургии, создание образа человека революционной эпохи, строителя социалистического общества.

Режиссёры Л.Ф.Лазарев, Ф.А.Строганов, С.Н.Воронов, В.А.Нелли-Влад, И.А.Ростовцев, А.Л.Грипич, В.А.Чиркин, А.М.Самарин-Волжский, работавшие в эти годы, совместно с художниками И.Ю.Шлепяновым, Р.В.Распоповым, В.А.Шестаковым, Г.Л.Миллером, С.С.Серёжиным поставили ряд спектаклей, определивших основное направление дальнейшего художественного развития Казанского театра.

К наиболее значительным постановкам этого периода следует отнести: «Озеро Люль» (1925, режиссер Л.Ф.Лазарев) и «Человек с портфелем» (1928, режиссер С.Н.Воронов) А.М.Файко, «Мандат» Н.Р.Эрдмана (1926, режиссер Л.Ф.Лазарев), «Воздушный пирог» (1925, режиссер Л.Ф.Лазарев) и «Конец Криворыльска» (1926, режиссер Ф.А.Строганов) Б.С.Ромашова, «Разлом» Б.А.Лавренёва (1928, режиссер С.Н.Воронов), «Рельсы гудят» (1929, режиссер А.Л.Грипич) и «Чудесный сплав» (1935, режиссер А.М.Самарин-Волжский) В.М.Киршона, «Выстрел» А.И.Безыменского (1929, режиссер И.А.Ростовцев), «Чудак» А.Н.Афиногенова (1930, режиссер П.И.Герага), «Первая Конная» В.В.Вишневского (1930, режиссер А.Д.Дикий), «Мой друг» Н.Ф.Погодина (1933, режиссер П.П.Сазонов).

Находясь под влиянием идей конструктивизма, постановочных экспериментов В.Э.Мейерхольда, Казанский театр искал оригинальные формы, прибегал к неординарным сценическим решениям, что особенно отразилось на постановках классических произведений, среди которых особое место заняли спектакли по пьесам: «Ревизор» Н.В.Гоголя (1933, режиссер В.А.Чиркин), «Гроза» (1928, режиссер А.Л.Грипич) и «Без вины виноватые» (1934, режиссер В.А.Чиркин) А.Н.Островского, «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого (1928, режиссер А.Л.Грипич), «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (1929, режиссер А.Л.Грипич), «Мещане» М.Горького (1929, 1932, режиссер И.А.Ростовцев).

Основу труппы в сезоне 1924/25 гг. составляли актёры Московского театра «Комедия» (бывший Корш), в 1930/31 гг. — актёры передвижного театра «Красный факел».

В труппе Казанского театра работали М.Ф.Астангов, П.И.Герага, Ф.В.Григорьев, С.И.Днепров, А.В.Емельянов, М.И.Жаров, Е.Е.Жилина, З.Н.Минаева, А.Л.Павлова, Н.Н.Соснин, М.И.Царёв, Е.В.Черник, М.А.Юрьева.

В 1934 г. административное руководство театра возглавил выдающийся театральный организатор Г.Д.Ригорин, поставивший целью создание постоянной труппы, стабильного репертуара, достижение высокого уровня постановочной и исполнительской культуры.

Стали перестраиваться производственная база театра, сценическая «коробка», менялось оборудование сцены. В течение нескольких лет была сформирована труппа, занявшая достойное место среди крупнейших художественных коллективов страны. В её состав входили: Г.П.Ардаров, А.М.Борелин, В.Н.Вешнякова, Ф.В.Григорьев, А.Д.Гусев, Е.Е.Жилина, И.В.Загорский, О.Л.Коханский, Н.Е.Лесная, Е.В.Лисецкая, Д.Р.Любин, А.В.Люлюкин, Я.Б.Мацкевич, Л.П.Милова, И.В.Никулин, П.И.Ососков, М.Н.Преображенская, Н.П.Спиридонов, П.А.Цветаев, М.В.Шейнин, Н.И.Якушенко.

Постановочную часть театра возглавил художник В.С.Никитин, музыкальную — композиторы М.И.Климов, Э.Д.Черкасский.

Основу репертуара составили произведения русской классики и наиболее значительные произведения советской драматургии. К постановочной работе были привлечены крупные режиссёры и художники: Л.М.Прозоровский («Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина, 1940), В.М.Бебутов («Маскарад» М.Ю.Лермонтова, 1943), А.Д.Дикий («Горячее сердце» А.Н.Островского, 1943; художник А.А.Осмёркин), Е.Г.Гаккель («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1944; художник К.Ф.Юон).

Глубокая реалистичность, романтический пафос и одухотворённая поэтизация, ансамблевость исполнения и великолепные актёрские работы отличали лучшие постановки театра, в их числе: «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского (1936, режиссер А.Д.Треплев), «Профессор Полежаев» Л.Н.Рахманова (1938, режиссер Г.П.Ардаров), «Лес» (1937) и «Последняя жертва» (1938) А.Н.Островского в пост. Б.С.Великанова, «Васса Железнова» М.Горького (1939, режиссер Б.Э.Ниренбург), «Отелло» У.Шекспира (1938, режиссер А.Д.Треплев).

Летом 1939 г. с большим успехом прошли гастроли театра в Москве и Ленинграде.

Театр в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны режиссер Е.Г.Гаккель, возглавивший художественное руководство театром, поставил спектакли «Фельдмаршал Кутузов» В.А.Соловьёва с Ф.В.Григорьевым в главной роли (1941) и «Фронт» А.Е.Корнейчука (1942).

Г.П.Ардаров осуществил постановку «Русских людей» К.М.Симонова (1942), Б.Э.Ниренбург — «Нашествия» Л.М.Леонова (1943), Е.А.Простов дебютировал на казанской сцене постановкой пьесы А.К.Гладкова «Давным-давно» (1943) с Л.П.Миловой и А.Д.Гусевым в главных ролях.

На сцене театра были поставлены спектакли по пьесам известного полярного лётчика М.В.Водопьянова «Полк ДД» (1942, режиссер Е.Г.Гаккель) и «Вынужденная посадка» (1944, режиссер Н.А.Зорин). Актёры театра в составе концертных бригад выезжали в действующую армию на Северо-Западный, Ленинградский, Карельский фронты.

В последующие годы художественная направленность театра определялась деятельностью режиссёров Н.А.Медведева, Е.А.Простова, Л.М.Литвинова, И.С.Петровского, Э.М.Бейбутова. Труппа пополнилась актёрами Л.С.Шмидт, В.М.Павловой, Г.А.Жарковым, В.И.Стебаковым, Г.А.Бальяном, И.А.Мокеевым, П.В.Кормуниным, Н.С.Провоторовым, Б.В.Лохиным, обогатившими ансамбль Казанского театра.

При театре вновь начала действовать студия, выпускники которой должны были обеспечить преемственность традиций.

Зрелостью и глубиной постижения человеческих характеров, масштабностью и философским осмыслением событий были отмечены постановки этих лет: «Иван Грозный» (1945) и «Хождение по мукам» (1947) А.Н.Толстого, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого (1948), «На дне» М.Горького (1949), «Лейпциг, 1933» Л.В.Компанейца, Л.И.Кронфельда (1951), «Мёртвые души» Н.В.Гоголя (1952), «Сон на Волге» А.Н.Островского (1953) в постановке Е.А.Простова, «Три сестры» А.П.Чехова (1951), «Вей, ветерок» Я.Райниса (1951), «Порт-Артур» А.С.Степанова, И.Ф.Попова (1953), «В лесах» П.И.Мельникова-Печерского (1958) в постановке Л.М.Литвинова, «Мать своих детей» А.Н.Афиногенова (1955), «Фабричная девчонка» А.И.Володина (1957) в постановке И.С.Петровского, «Юность буревестника» М.Н.Елизаровой (1955), «Бессмертная песнь» Р.Ишмурата (1956), «Старик» М.Горького (1956) в постановке Э.М.Бейбутова.

В спектаклях, отмеченных необычайным богатством актёрских работ, многие из которых стали выдающимся достижением русского театра; утверждался приоритет режиссуры, что проявилось в чёткой продуманности и жёсткости режиссёрского замысла, использовании многообразных постановочных средств для достижения художественной выразительности.

Личная жизнь

В 1898 году Василий Иванович познакомился со своей будущей супругой Ниной Литовцевой, она работала в Казанском театре. Вскоре молодые люди поженились, через год у пары родился сын Вадим Шверубович, будущий писатель. В годы Гражданской войны парень служил в армии Деникина, отец случайно встретился с ним на гастролях и помог излечиться от тифа.

Уже в молодости Качалов был окружен славой и признанием, он пользовался успехом у противоположного пола, этот факт отразился на его совместной личной жизни с Литовцевой. Жена неоднократно ловила мужа на изменах, но ради сохранения брака не подавала на развод. Из-за постоянного стресса она заболела и завершила карьеру, задумывалась о самоубийстве.

В театре МХТ актер получал баснословную по тем временам заработную плату — до 1000 рублей в месяц. Василий Иванович был щедр, он мог одолжить незнакомому человеку деньги, однажды оплатил лечение коллеги во Франции. Актер тратил большие суммы на собственный гардероб и алкоголь, играл в карты. Чтобы удивить гостей, заказывал цветы из Европы и дарил их девушкам.

Общительный Качалов быстро нашел общий язык со столичной богемой, он считался другом Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа, сохранились фотографии с клоуном Виталием Лазаренко. Каждую ночь мужчина устраивал в своем доме вечеринки, транжирство пару раз приводило к финансовому краху. Зная щедрость актера, у его квартиры собирались толпы зевак. Чтобы избавиться от назойливых звонков, ему приходилось дважды в год менять номер телефона.

Василий Качалов и Фаина Раневская / Фото: «Фаина Раневская»

В Василия Ивановича влюбилась Фаина Раневская, она коллекционировала фотографии артиста, при первой встрече упала в обморок. Впоследствии актеры подружились, ходили друг к другу в гости. По воспоминаниям Раневской, их отношения были платоническими, при этом в интервью актриса упоминала Качалова как свою первую любовь.

Выдающиеся актёры

На сцене Казанского театра работали почти все выдающиеся русские актёры XIX — 1-й половины XX вв.: П.С.Мочалов, А.Е.Мартынов, Н.К.Милославский, М.Т.Иванов-Козельский, Ф.П.Горев, Н.Х.Рыбаков, П.В.Самойлов, П.М.Свободин, А.И.Каширин, И.М.Шувалов, Н.А.Никулина, Г.Н.Федотова, В.Ф.Комиссаржевская, М.В.Дальский, И.Н.Певцов, И.А.Слонов, В.С.Зотов.

Из Казани вышли многие известные артисты, игравшие на сценах императорских театров — Александринского в Санкт-Петербурге и Малого  в Москве: М.А.Решимов, А.А.Рассказов, А.И.Стрелкова, Х.И.Таланова, В.И.Виноградов, В.А.Макшеев, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.И.Писарев, А.П.Ленский.

В Московский Художественный театр были приглашены В.И.Качалов, Н.Н.Литовцева.

В Казани определилась режиссёрская и антрепренёрская судьба Н.Н.Синельникова, И.А.Ростовцева, Н.Н.Соловцова, А.И.Канина.

Именно в Казани Ю.М.Юрьев впервые сыграл Чацкого и Хлестакова, Казань стала важным этапом творческого пути М.М.Тарханова, Е.О.Любимова-Ланского, Н.И.Собольщикова-Самарина.

Театр и кино

В 1900 году Качалов вошел в состав труппы Московского Художественного театра, первое время был на второстепенных ролях. Амбициозный артист быстро прогрессировал, он прошел путь от обычного дублера до ведущего актера, оттеснил на второй план Константина Станиславского. В газетах сыну священника дали следующую характеристику:

Василий запомнился зрителям как исполнитель ролей в пьесах классиков драматургии: Уильяма Шекспира, Александра Островского и Антона Чехова. Среди лучших работ актера стоит выделить Барона в пьесе «На дне», Тузенбаха из «Трех сестер» и Николая Ставрогина в одноименном спектакле, в основу которого лег роман Федора Достоевского «Бесы». В 1911 году мужчина сыграл Гамлета в постановке Гордона Крэга.

Василий Качалов и Алиса Коонен / Фото: «Искусство Серебряного века»

В годы Гражданской войны Качалов вместе с МХТ продолжал гастролировать по России, с 1919 года труппа была вынуждена выступать на территории, контролируемой армией Антона Деникина. После победы большевиков, опасаясь репрессий, мужчина эмигрировал в Европу, работал в Австрии, Германии и Югославии. В личной переписке с родственниками Василий рассказывал о тоске по родине:

В 1922 году Качалов вернулся на родину, поселился в Москве. Он сильно изменился: в его работе стали проявляться саркастические нотки, он играл народных лидеров и царей. Последней театральной ролью актера стал образ Александра Чацкого в постановке «Горе от ума» по А. С. Грибоедову.

В последние годы жизни Василий Иванович выступал на радио, он обладал редким по красоте тембром голоса и декламировал стихи. В 1928 году актер дебютировал в кинематографе — в фильме «Белый орел» предстал в образе губернатора. За выдающиеся заслуги в области театрального искусства был награжден Сталинской премией первой степени, во время Великой Отечественной войны ездил с гастролями на фронт.

Студия при театре

Под руководством З.М.Славяновой при театре была создана студия (существовала, с перерывами, до 1961 г.), положившая начало Татарскому театральному техникуму (ныне Казанское театральное училище).

Была предпринята попытка создания первой постоянной театральной труппы в Казанском театре, ядро которой составили выпускники студии. В труппе работали: С.П.Вадова, П.Л.Вульф, А.Г.Георгиевский, В.С.Зотов, А.М.Кречетов, В.И.Окунева, Л.В.Развозжаев, Ю.В.Соболев, Е.А.Степная, В.В.Чарский.

Среди выпускников студии — В.В.Белокуров, М.М.Белоусов, Е.Е.Жилина, В.В.Кропотов, М.В.Романычева, Н.М.Север.

В репертуаре — пьесы А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького, Л.Н.Андреева, А.Н.Толстого, С.А.Найдёнова, А.В.Луначарского, П.С.Романова, В.В.Маяковского.

Интересные факты

  1. По одной из версий, Шверубович взял творческий псевдоним в честь инженера Николая Качалова, с которым подружился в поезде. Писатель Андрей Шляхов в своей книге «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы» утверждает, что новое имя актеру придумал редактор газеты «Новое время» Алексей Суворин.
  2. В 1909 году Качалов исполнил роль Анатэмы в спектакле Владимира Немировича-Данченко по одноименной пьесе Леонида Андреева. После премьеры произведение было изъято из театрального репертуара личным указом Петра Столыпина.
  3. В 1925 году Сергей Есенин посвятил стихотворение-монолог собаке Качалова Джиму. Автор не скрывал, что оценивал преданное животное выше многих людей, с которыми общался. Василий Иванович вспоминал, как поэт привык к общению с псом и расценивал его как своеобразный талисман.
  4. Правнучка актера, Ольга Любимова, в 2020 году возглавила Министерство культуры РФ.
  5. В сериале «Раневская», премьера которого состоялась в 2023 году, Качалова сыграл Александр Домогаров. Изначально роль планировалось отдать Владимиру Симонову.

Театр в конце ХХ века

Сложным оказался для Казанского Большого театра период 1980-х — начала 1990-х гг.

Текучесть руководящего и творческого состава, нечёткость идейно-художественной позиции сказались и на репертуаре, насыщенном пьесами невысокого художественного достоинства, и на профессиональном мастерстве актёров.

Среди наиболее значительных работ этих лет — «Сон о белых горах» по повести В.П.Астафьева «Царь-рыба» (1982) и «Дело» А.В.Сухово-Кобылина (1986) в постановке С.Е.Ярмолинца, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого (1988) и «Поминальная молитва» Г.И.Горина (1992) в постановке Е.Д.Табачникова, «Мастер и Маргарита» по роману М.А.Булгакова и «Крутой маршрут» Е.С.Гинзбург (оба — 1989) в постановке С.В.Таюшева. К постановочной работе приглашались зарубежные режиссёры: М.Мандель (ФРГ) — «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1990), К.Фётрие (Франция) — «Дон Жуан» Ж.Б.Мольера (1993).

Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась творческим подъёмом. Казанский театр вновь начал принимать участие в международных и всероссийских театральных фестивалях, выезжать на гастроли, резко возрос интерес зрителя к театру.

Впервые за свою историю коллектив театра начал выезжать со спектаклями за рубеж: в Каир (1996) и Марсель, где театр ежегодно принимал участие в русских сезонах в 1997–2001 гг.

Наиболее значительные спектакли этих лет характеризуют пластическая выразительность массовых сцен, сочетание острого драматизма и яркой зрелищности, конструктивно-метафорическое решение пространства: «Ревизор» Н.В.Гоголя (1994), «Банкрот» А.Н.Островского (1996), «Роковые яйца» по повести М.А.Булгакова (1997), мюзикл Д.Стайна, Д.Бока «Скрипач на крыше» (1998; Гос. пр. РТ им. Г.Тукая, 2000), «Пиковая дама» по повести А.С.Пушкина (1999), «Трёхгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайля (2001), «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (2004).

Репертуар

С первых лет своего существования формировался под воздействием идей прогрессивной, демократически настроенной русской интеллигенции.

Антрепренёры, актёры театра вели борьбу за высокохудожественный репертуар, способствовавший духовному обогащению зрителя, пробуждению общественного интереса к злободневным проблемам, утверждали реалистическую манеру исполнения. На его сцене были осуществлены постановки пьес А.П.Сумарокова, В.А.Озерова, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина.

Одним из первых (в 1836) театр включил в репертуар пьесы «Горе от ума» А.С.Грибоедова (среди участников спектакля был молодой П.М.Садовский), «Ревизор» Н.В.Гоголя, постановку которого осуществил М.С.Щепкин.

Произведения таких авторов, как А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, А.В.Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, не сходили со сцены театра на протяжении всего времени его существования.

Также одним из первых театр обратился к произведениям М.Горького («Фома Гордеев», 1902), В.В.Маяковского («Мистерия-буфф», 1923), П.С.Романова («Землетрясение», 1924), Б.С.Ромашова («Воздушный пирог», 1925; «Конец Криворыльска», 1926), М.А.Булгакова («Зойкина квартира», 1927).

Значительное место в репертуаре театра занимали произведения мировй классики: пьесы У.Шекспира, Ж.Б.Мольера, Ф.Шиллера, К.Гуцкова, К.Гольдони, Г.Лессинга, Лопе де Вега, П.Кальдерона, П.Бомарше, Г.Ибсена, Г.Гауптмана, Э.Ростана.

Купить билеты Малая сцена Вся афиша

5
Воскресенье

Н.В.Гоголь
Женитьба
совершенно невероятное событие в двух действиях

12+

8
Среда

Когда зажгутся фонари
ретро-концерт

12+

12
Воскресенье

Николай Коляда
Баба Шанель
комедия без антракта

12+

14
Вторник

А.П.Чехов
Вишневый сад
комедия в двух действиях

12+

16
Четверг

Незабываемое
Женские голоса войны

12+

18
Суббота

Александр Володин
Пять вечеров
лирическая история в двух действиях

12+

22
Среда

Последний день
Моноспектакль по стихам Марины Цветаевой

12+

23
Четверг

Агата Кристи
Мышеловка
детективная история в двух действиях

12+

1
Суббота

Н.В.Гоголь
Женитьба
совершенно невероятное событие в двух действиях

12+

2
Воскресенье

Александр Володин
Пять вечеров
лирическая история в двух действиях

12+

4
Вторник

Агата Кристи
Мышеловка
детективная история в двух действиях

12+

5
Среда

Николай Коляда
Баба Шанель
комедия без антракта

12+

9
Воскресенье

Когда зажгутся фонари
ретро-концерт

12+

23
Воскресенье

Александр Володин
Пять вечеров
лирическая история в двух действиях

12+

25
Вторник

Незабываемое
Женские голоса войны

12+

30
Воскресенье

Н.В.Гоголь
Женитьба
совершенно невероятное событие в двух действиях

12+

Спектакли

  • 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского (Царь Берендей)
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова (Вершинин)
  • 1901 — «Чайка» А. П. Чехова (Тригорин)
  • 1902 — «На дне» М. Горького (Барон)
  • 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена (Хильмар Теннисен)
  • 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Пётр Сергеевич Трофимов)
  • 1906 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (Чацкий)
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (Глумов)
  • 1910 — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (Иван Карамазов)
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого (Каренин)
  • 1911 — «Гамлет» У. Шекспира (Гамлет)
  • 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева (Горский)
  • 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского (Николай I)

Детство и юность

Василий Качалов (настоящая фамилия Шверубович) родился 30 января (11 февраля) 1875 года в городе Вильне, который сейчас носит название Вильнюс. Его отец был православным священником, принадлежал к белорусской шляхте. Юноша долгое время не мог избавиться от специфического акцента, местный говор мешал развитию карьеры.

Молодой человек получил хорошее образование, учился в гимназии. Василий участвовал в любительских спектаклях, на переменах декламировал наизусть монологи Гамлета и Отелло. Шверубович в юности подружился с Феликсом Дзержинским и Константином Галковским, оба в будущем оказали влияние на его творческую биографию.

Василий Качалов в молодости / Фото: «Кино-театр»

После окончания Виленской гимназии парень отправился в столицу, поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на юридический факультет. Василий играл в студенческих спектаклях, познакомился с Верой Комиссаржевской и Владимиром Давыдовым. С 1896 года Шверубович выступал в Театре Литературно-артистического общества. Тогда же произошла ссора с отцом, который не понимал, зачем сын бросил учебу ради актерского ремесла.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий