Строгановский дворец в Санкт-Петербурге

Восстановление дворца

Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.

К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.

Строительство Строгановского дворца

Старинный род Строгановых пользовался при дворе заслуженным почетом и уважением. Поэтому, когда барон Сергей Строганов захотел построить дворец, Елизавета Петровна сразу выделила небольшой участок земли на углу Невского проспекта и реки Мойки (сейчас это адрес Невский пр., дом 17). Она с радостью дала бы ему больше земли, но рядом уж были построены дома придворного повара и портного. После долгих уговоров Строгановым удалось приобрести соседние постройки и начать строительство.

Франческо Растрелли

Архитектором был приглашен знаменитый Ф.Б. Растрелли. Наконец-то неукротимый мастер получил полную свободу и воплотил все планы, которые не удавалось реализовать при дворе капризной Елизаветы. Каждая деталь в архитектурном облике дворца: капители колонн, ажурные решетки, скульптура, маскароны, гербы рода на фронтонах — все должно было свидетельствовать о богатстве и знатности рода Строгановых, история которого насчитывала около 500 лет.

Строительство велось чрезвычайно быстрыми темпами. Одни источники пишут о том, что дворец был построен за 6 недель — с 1 ноября по 15 декабря 1753 г., другие — в течение года. Но в любом случае, такие темпы строительства в XVII веке не были исключительными. Богатейшие сановники могли позволить себе быстрое и качественное возведение дворцов. Да и сам Растрелли обладал кипучей энергией и работоспособностью. Он умел строить быстро. Проект трехэтажного дворца с двумя фасадами — один выходил на Невский проспект, другой — на Мойку был представлен в течение нескольких недель.

Интересные факты

  • Именно около Строгановского дворца впервые в Санкт-Петербурге появились сфинксы. Все еще неизвестно, кто их создал. Однако известно, что он стремился создать нечто новое, а не воспроизвести копию египетских.
  • По четвергам в замке проходит музыкальное мероприятие, на котором выступают представители старинной музыки.
  • Дворец был построен за срок менее 2 лет, что является немыслимым для того времени.
  • Именно здесь появился на свет любимого блюда тысяч россиян — бефстроганов. Придворные повара А.Строганова придумали рецепт специально для него.
  • На гербе Строгановых изображены два соболя, герб украшает фасад замка.
  • Граф любил ночевать в разных местах, это стало причиной, что в замке не было спальни.

История Строгановского дворца

Начало строительство будущего дворца относится к 1720-м годам, когда по заказу одного из баронов Строгановых были построены одноэтажные палаты у Зеленого моста через реку Мойка. В 1742 году С. Г. Строганов приобрел в этом же месте недостроенный двухэтажный дом. Современный вид дворца — это реконструкция 1754 года, когда несколько зданий объединили в одно и особняк приобрел вид полноценного дворца.

Всего за два года двухэтажный особняк превратился в роскошный дворец, отделанный мрамором и золотом. Бальные залы, гостиные и рабочие кабинеты оформились уже при жизни первых владельцев. В тот же период появилась и галерея с богатейшим собранием живописи. В росписи стен, потолочных плафонов и оформлении мебели участвовали знаменитые итальянские живописцы, приглашенные в Россию специально для украшения имения Строгановых.

Конец XVIII века стал для дворца временем масштабной перестройки. Занимался ею Андрей Воронихин — выучившийся на зодчего крепостной крестьянин, впоследствии получивший вольную грамоту. Именно он создал Минералогический кабинет — зал с купольным парапетом. Позже этот зал превратят в бильярдную, а купол закроют стеклом. Сейчас вместо стекла двухэтажный пролет украшает хрустальная люстра.

Первая экспозиция состоялась в Строгановском дворце в 1897 году. А после Октябрьской революции имение было передано в народную собственность. В течение двух лет велись работы по консервации интерьеров для создания музея, и в 1919 году здесь прошла выставка. В 1934 году фасад, всегда бывший кремово-розового цвета, перекрасили в пастельно-зеленый. С тех пор жители Ленинграда знали только такой цвет дворца.

Во время войны и блокады Ленинграда дворец, к счастью, почти не пострадал от бомбежек и обстрелов. С 1937 года внутри здания размещалось военное ведомство. Дореволюционными интерьерами не слишком интересовались, и к концу 1980-х их состояние было плачевным. Перекрытия сильно износились, в особенности пострадала библиотека, где вся отделка была из ценных пород дерева, которые не смогли пережить 200 лет.

В 1989 году Строгановский дворец стал частью Русского музея. Слияние с государственной структурой позволило выполнить реставрационные работы. Фасаду вернули первоначальный цвет, отделку залов и антикварную мебель восстанавливали вручную. В день своего 300-летия дворец снова открылся для посетителей. Сегодня интерьеры залов приближены к разным историческим периодам — от екатерининской эпохи до начала XX века.

Особенности архитектуры Строгановского дворца

Строгановский дворец — один из выдающихся примеров зрелого русского барокко. Его основной корпус «построен глаголем», то есть имеет форму буквы Г. Оба фасада оформлены парадно, щедро украшены колоннами, рокайльными картушами, маскаронами и другими элементами декора. Длинный фасад, выходящий на Невский проспект, имеет три ризалита: главный центральный и два менее выраженных боковых.

Излюбленным приемом Растрелли было сосредоточение средств пластической выразительности в центральной части здания. По сторонам прохода во внутренний двор расположены декоративные колонны, сгруппированные в пучки с соседними парными колоннами. Особенно выделяются на фоне фасада два окна с кариатидами, расположенные по центру второго этажа. Изящество постройки подчеркивают декоративные балконные решетки.

Интересно, что парадный фасад дворца выходит на так называемую петербургскую «красную линию». Этот маршрут, согласно дореволюционному указу, можно было застраивать только особняками с роскошным декором, выполненными в едином стиле. Если посмотреть на дворец со стороны берега Мойки, можно увидеть, насколько отличается его облик: здание оформлено несколько скромнее, без мраморных скульптур и золотой лепнины вокруг окон.

Оба фасада дворца украшены медальонами с мужским портретом в профиль. Историки полагают, что на них изображен архитектор Растрелли, решивший таким образом увековечить свою работу. По другой версии, барельефные портреты изображают С. Г. Строганова — первого владельца дворца. Есть и еще одно предположение: эти барельефы могли появиться позднее, когда дворец перестраивал Воронихин.

Внутренний дворик дворца охраняют каменные сфинксы. Эти львы с человеческими головами — персонажи древних мифов, своего рода талисманы. Считается, что они представляют собой первых «каменных зверей» в Северной столице, созданных неизвестным скульптором, однако это не так. Эти скульптуры — просто копии сфинксов, утерянных еще до революции. В 1950-х их высекли заново и разместили у бывшего парадного крыльца.

Здание также украшают чугунные столбики с головами львов. Они представляют собой уникальный пример чугунного литья елизаветинской эпохи. Первоначально эти постаменты были соединены цепями и создавали ограждение канала, прорытого перед Строгановским дворцом. При реконструкции Невского проспекта в XIX веке ограждение исчезло, и сохранилось всего шесть чугунных столбиков.

Залы и интерьеры Строгановского дворца

Посещение Строгановского дворца — прекрасная возможность погрузиться в атмосферу различных эпох, увидеть художественно оформленные интерьеры, узнать больше об архитекторах, строивших дворец, и познакомиться с историей рода Строгановых. Немалый интерес представляет и собранная в особняке коллекция произведений искусства. Далее мы расскажем о самых примечательных интерьерах и залах дворца.

Парадная лестница

По парадной лестнице можно подняться на второй этаж к парадным залам дворца. Лестница выполнена в классическом стиле, она была построена А. Н. Воронихиным на месте более пышной растреллиевской. Ажурные чугунные перила прикрывает поручень из дуба с красным деревом, четыре дорических колонны поддерживают гранитные ступени. Над лестницей есть живописный плафон, создающий иллюзию того, что через потолок видно небо.

Новая передняя

Лестница ведет в Новую переднюю, где от убранства, выполненного Воронихиным, остался только мраморный пол. В центре розетки пола раньше находилась большая чаша из красного гранита — подарок Строгановым от строителей Казанского собора. Сейчас чаша перенесена в Малый кабинет, а на ее месте стоит скульптурная композиция «Минерва и Гений художеств», выполненная М. И. Козловским.

Большой танцевальный зал

Слева от Новой передней расположен Большой танцевальный зал. Это помещение площадью в 128 квадратных метров — единственный в Санкт-Петербурге интерьер Растрелли, сохранившийся в первозданном виде. Облик зала поражает: его стены декорированы пышной лепниной, а окна имеют два яруса. Под верхними окнами проходит выступающий карниз. В двух местах карниз прерывается балконами с коваными решетками в стиле барокко.

Балконы опираются на скульптуры могучих атлантов, между которыми купидоны несут картуш с баронской короной. Выступающие части карниза на восточной стене поддерживают полуфигуры кариатид. Всю поверхность потолка зала занимает плафон, расписанный итальянским живописцем Джузеппе Валериани. На нем изображены античные боги, герои мифов и аллегорические фигуры: Мудрость, Правосудие, Храбрость и другие.

Зал с дубовым камином

Зал выполнен в стиле конца XIX века, когда дворцом владел Сергей Александрович Строганов — последний представитель династии. Кабинет выполнен в анималистическом стиле: здесь можно увидеть скульптуры и картины художников-анималистов. Камин оформлен несколькими экранами с изображением любимых псов Строганова — спаниеля и пуделя. Искусствоведы считают, что зал выполнен по образцу охотничьих кабинетов в замках английской аристократии.

Большая гостиная

Этот зал представляет собой светлое помещение, пронизанное атмосферой роскоши и эклектизма, характерных для рубежа XVIII—XIX веков. Его облик был восстановлен по фотографиям из архива Строгановых. Для отделки стен, драпировки окон и дверей, а также для обивки мебели был использован французский шелк кремового цвета. В центре зала стоит скульптура Дж. Мели «Преданность». Интерьер дополняет роскошный камин из красного мрамора.

Минералогический кабинет

Этот двухъярусный зал с куполом был создан Андреем Воронихиным, ранее здесь находились коллекция минералов и богатейшее собрание А. С. Строганова. Первый ярус кабинета оформлен четырьмя арочными проемами со скульптурным изображением четырех стихий. Здесь выставлены две картины — портрет А. С. Строганова авторства Жана-Лорана Монье и изображение Казанского собора кисти М. Н. Воробьева. Под обеими картинами расположены внушительных размеров минералы.

Картинная галерея

В галерее ранее находилось собрание картин Сандро Ботичелли, Рембрандта, Рубенса и других всемирно известных художников. В советский период многие картины были утрачены, однако после реставрации галерея была заново наполнена картинами современников А. С. Строганова. Самые известные из них — «Богоматерь с младенцем» О. Кипренского, «Лот с дочерьми» Луи Жана-Франсуа Лагрене, два портрета Строганова кисти А. Рослина и А. Варнека.

Создание архитектуры

Строганов не обременял архитектора своими указаниями, предоставив Растрелли свободу действия. В результате талантливый архитектор создал роскошный дворец с огромными окнами. Рельефная лепнина на фасаде и парадном входе являла собою изображения герба рода Строгановых. Соболя и копья символизировали Сибирь, ведь именно оттуда знаменитый род перебрался в столицу Российской империи.

Архитектура Строгановского дворца-музея

Во дворце было 50 комнат, огромный парадный зал и галерея со скульптурами. На фоне обычных деревянных домов по соседству Строгановский дворец выглядел необычайно эффектно и пышно, и Строганов, впервые увидевший свое новое жилище, не мог сдержать восторга. От благодарного заказчика мастер получил не только щедрую оплату, но и поистине царский подарок. В этот период в Петербурге находился известный художник Ротари, которого пригласили для написания портретов царской семьи. Строганов заплатил художнику немалые деньги, чтобы тот увековечил в портрете и талантливого архитектора Растрелли.

Удостоила своим визитом Строгановский дворец и императрица Елизавета, которая не просто явилась в гости к графу, а пожелала отпраздновать во дворце свои именины. Спустя несколько лет над оформлением здания дворца стал работать архитектор Воронихин, который таким образом «сдавал экзамен» Строганову.

Зал дворца-музея

Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.

Дело в том, что Воронихин был одним из крепостных графа, но тот, заметив однажды художественные способности у юноши, дал ему вольную и даже спонсировал обучение на архитектора и стажировку в Европе. Вернувшись на родину, молодой архитектор занялся отделкой и частичной перестройкой ряда внутренних помещений Строгановского дворца.

Интерьер Строгановского дворца-музея

После работ Воронихина интерьеры здания практически не изменялись, а вот фасаду довелось пережить некоторые изменения. Только в 19 веке здание несколько раз перекрашивалось: из розового оно превращалось в светло-сиреневое, затем в кирпично-красное. Дольше всего фасад Строгановского дворца был зеленоватого цвета, к которому привыкло основная часть населения Санкт-Петербурга. В наши дни зданию вернули его исторический розовый оттенок, впрочем, судя по негодующим высказываниям в прессе и на телевидении, этот цвет продержится недолго.

Вошли в историю города и «открытые обеды», проводившиеся во внутреннем дворе Строгановского дворца. Накрытые столы были доступны любому опрятно одетому горожанину, чем с удовольствием и пользовались небогатые слои населения, посещая бесплатные обеды в течение многих лет. Получил широкую известность дворец и как место, где встречалась культурная элита Петербурга. Здесь часто бывал Державин, Фонвизин, Крылов, Бортнянский и другие представители творческой интеллигенции.

Картинная галерея

Род Строгановых оставался владельцем дворца больше 150 лет, пока не грянула Октябрьская революция, вынудившая многих дворян выехать из страны навсегда. Уникальные собрания, художественные коллекции и интерьеры были безжалостно разграблены, и только небольшая часть предметов обстановки уцелела по различным музеям и библиотекам города. Правда, в Строгановском дворце на какой-то период пытались открыть историко-бытовой музей, но он просуществовал недолго, а помещения дворца вскоре были розданы нескольким госучреждениям и ведомствам. Восстановительные работы во дворце начались только в конце 20 столетия, когда дворец в качестве памятника архитектуры был передан Русскому музею.

Внутренняя отделка дворца

Кроме прежних интерьеров дворца, посетителям музея теперь доступен к обозрению Минералогический кабинет, который был спроектирован Воронихиным в конце 18 столетия и по праву занимает место в списке шедевров русской архитектуры. К сожалению, утраченные экспонаты в отличие от интерьеров восстановлению не поддаются, поэтому часть экспонатов для экспозиции были предоставлены Горным музеем Санкт-Петербурга.

21 января посетить Строгановский дворец можно будет бесплатно

Акция приурочена к 290-летию со дня рождения русского государственного деятеля, коллекционера и благотворителя, одного из владельцев дворца графа Александра Строганова

Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

Строгановский дворец, расположенный на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, уникален даже на фоне других шедевров центра города. И это неудивительно. Ведь к его созданию приложили руку такие мастера, как Франческо Растрелли, Андрей Воронихин и Петр Садовников.

Заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов считает, что его особая уникальность – в убранстве, которое представляет собой энциклопедию русского интерьерного искусства. Залы дворца – это исключительные образцы интерьеров эпохи барокко, классицизма, историзма. А Танцевальный зал, Минеральный кабинет и Картинная галерея входят во все учебники по русской архитектуре XVIII – начала XIX веков.

В 1988 году Строгановский дворец получил статус филиала Государственного Русского музея. В 1990-е годы начались его научная реставрация и наполнение предметами интерьера.

Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

Сегодня во дворце открыто 16 парадных залов, в части из них размещается постоянная выставка «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801-1825)». Самые новые экспонаты посетители могут увидеть в Галерее XVIII века.

«На свое историческое место, как это было задумано Строгановым и воплощено Воронихиным, вернулся Амур. Здесь же можно увидеть практические такие же, как при хозяевах дворца, две парные вазы – высшее достижение Императорского фарфорового завода. А также каминные экраны, на которых есть изображение собак. Это крайне редкая вещь», – рассказал Сергей Кузнецов.

Интересно будет побывать и в Танцевальном зале – единственном во всем дворце, который не подвергался переделкам и сохранил облик, задуманный Растрелли. Его главная достопримечательность – находящийся на потолке плафон «Строгановы, вступающие в храм добродетели» кисти художника Джузеппе Валериани. Слева сверху аллегорически изображены отец и сын – Сергей и Александр Строгановы. Этот плафон знаменит тем, что его ни разу за триста лет не снимали с потолка.

Привлекает внимание и картина художника Ивана Макарова. До последнего времени считалось, что на ней изображена девочка с собакой

И только благодаря научным исследованиям удалось установить, что на самом деле это Сергей Строганов, в будущем известный лошадник и охотник.

Еще одна находка – тумба из красного дерева. Ее совершенно случайно обнаружил сам Сергей Кузнецов. В помещении охраны ее использовали как подставку под телевизор. Теперь деревянный раритет, переживший даже блокаду, по праву занял место в экспозиции.

Восстанавливается и внутренний двор Строгановского дворца. В праздничные дни здесь прошла новогодняя акция, в которой приняли участие студенты 13 вузов Петербурга. Они украсили игрушками растущие во дворике ели. И напомнили, что Строганов был директором Российской академии художеств и покровителем студентов. Не случайно он стал единственным человеком, которому еще при жизни был установлен памятник.

Как объяснил заведующий филиалом Александр Чистов, такая акция – дань той культурной традиции, которая существовала еще при жизни графа Строганова. В XIX веке один из самых видных представителей рода Александр Строганов любил устраивать здесь публичные обеды, на которые собиралось порой до 500 человек. Присоединиться к пиршеству мог любой прилично одетый петербуржец. По одной из версий, именно с этих обедов и пошло название «бефстроганов», так как это блюдо было удобно раскладывать по тарелкам для большого числа людей.

В Русском музее планируют вернуть внутреннему двору Строгановского дворца его прежний облик, сделать его неким общественным пространством, которое могли бы свободно посещать петербуржцы и гости города.

21 января посетить Строгановский дворец можно бесплатно. Для этого достаточно получить бесплатный билет в кассе. Музей будет открыт с 10:00 до 18:00.

История дворца

Уникальное строение в стиле барокко расположено в самом центре Санкт-Петербурга. Его история началась в 1742 году, когда барон Сергей Строганов купил у портного Неймана недостроенный деревянный дом на Невском проспекте, вблизи Зеленого моста.

Изначально планировалось на месте старой деревянной постройки возвести большой каменный дом. Единственной проблемой стал очень маленький участок. Барон Строганов умолял своего соседа Шестакова – повара императора – продать ему свою часть земли вместе с домом, но тот наотрез отказывался. Не дождавшись положительного ответа, Строганов достроил купленный дом и прожил в нем более 10 лет.

По стечению обстоятельств, пожар на Невском уничтожил большинство построек, в том числе строгановский дом и постройки участка  Шестакова. Тогда всего за 6 недель на месте сгоревших руин возвысился помпезный каменный дворец. Проектированием Строгановского дворца занялся придворный архитектор Франческо Растрелли. Посмотреть на архитектурный шедевр, состоявший из 50 комнат, приехала сама царица Елизавета Петровна.

Посетителям

На территории дворца проводятся музыкальные вечера.

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.

История строительства Строгановского дворца

Трехэтажный Строгановский дворец состоит из 50 комнат — это гостиные, галереи по тематикам искусства, залы, кабинеты и прочие помещения. В исторических документах четко указан период строительства этого здания — с 1753 по 1754 года. В течение всех последующих столетий архитектура и стилевые компоненты дворца изменялись/убирались/дополнялись новыми в зависимости от вкуса владельцев и тенденций моды.

Интересно! Особая любовь гостей графской четы Строгановых принадлежала внутреннему дворику — патио, вокруг которого был в то время разбит изумительный сад. Аккуратные аллейки и цветочные композиции выгодно дополнялись скульптурами, сфинксами. Строгановы достаточно часто именно в этом дворике организовывали открытые обеды для всех желающих, куда могли свободно прийти простые люди.

Строгановский дворец на пересечении Мойки и Невского проспекта

Почти 2 столетия Строгановский дворец считался эпицентром светской жизни Питера. Здесь даже праздновала свой день рождения императрица Елизавета Петровна.

В советское время дворцовый комплекс не остался без внимания: благодаря уникальным коллекциям художественных работ мастеров России и мира здесь организовали музей — филиал Государственного Эрмитажа, а после  — Институт растениеводства Академии Наук. Только с 1988 года дворец вновь обрел утраченный статус исторического достояния России — его отреставрировали и открыли для свободного посещения с 1995 года.

Стоимость экскурсий по Строгановскому дворцу

Арабесковая гостиная

Экскурсия по Строгановскому дворцу стоит:

  • для взрослых — 420 руб.*;
  • для школьников и студентов — 200 руб.;
  • для дошкольников и дошкольников — бесплатно.

Для граждан России или Республики Беларусь действует скидка:

  • взрослый билет — 250 руб.;
  • студенты университетов или пенсионеры покупают билеты по 130 руб.;
  • дети до 16 лет проходят бесплатно.

Иностранные граждане могут посетить реликвию СПб:

  • взрослые — 350 руб.;
  • студенты и пенсионеры — 170 руб.;
  • дети (до 16 лет) — вход бесплатный.

Разработаны выгодные экскурсионные альтернативы.

Например, трехдневная экскурсионная программа предполагает посещение Строгановского, Михайловского, Мраморного дворцов и Михайловского замка. Такой комплексный билет будет стоить 900 руб. (для школьников и студентов действует скидка 50 %).

Еще один вариант комплексной трехдневной экскурсии: посещение Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка. Билеты для граждан России и Республики Беларусь:

  • взрослый — 650 руб.;
  • студенты/пенсионеры — 330 руб.;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Для иностранных граждан за эту комплексную программу по достопримечательностям СПб необходимо заплатить:

  • взрослым — 900 руб.;
  • студентам/пенсионерам — 450 руб.;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Существуют комплексные однодневные экскурсии, посещение двух исторических памятных мест на выбор из списка:

  • Русский музей,
  • Мраморный дворец,
  • Строгановский дворец,
  • Михайловский замок.

Стоимость билетов за такой однодневный экскурсионный вояж для соотечественников:

  • взрослых — 500 рублей;
  • студентов и пенсионеров — 250 рублей;
  • детей (до 16 лет) — бесплатно.

Для иностранных туристов:

  • взрослых — 650 рублей;
  • студентов и пенсионеров — 300 рублей;
  • детей (до 16 лет) — бесплатно.

Внимание! Фото- и видеосъемки в Строгановском дворце разрешены, но за дополнительную плату. В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — это филиал государственного Русского музея

Изменения в выше описанных экскурсионных программах и новые предложения всегда своевременно размещают на официальном сайте Строгановского дворца rusmuseum

В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — это филиал государственного Русского музея. Изменения в выше описанных экскурсионных программах и новые предложения всегда своевременно размещают на официальном сайте Строгановского дворца rusmuseum.

По телефону легко связаться с консультантом справочной службы дворца: +7 (812) 595-42-48.

Практическая информация

В здании Строгановского дворца также находятся: музей-магазин шоколада и ресторан.

Строгановский дворец расположен возле Зеленого моста, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки, по адресу: Невский проспект, 17.

Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Адмиралтейская».

Автобусы: №№ 3, 22, 27, 49, К212. Троллейбусы: №№5 и 22.

Помимо постоянных, в стенах Строгановского дворца также проводят временные (сменяющиеся) выставки.

На информационной стойке Строгановского дворца можно узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проводимых в Русском музее.

Посетить музей в Строгановском дворце можно, приобретя отдельный билет или комплексный билет на посещение Строгановского дворца + прочих объектов Русского музея.

Всю необходимую информацию, в том числе о режиме работы музея, стоимости билетов, проводимых выставках и мероприятиях, рекомендуем уточнять перед посещением на официальном сайте музея.

Сфинксы строгановского дворца

Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.

Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.

О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.

В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.

Интересные факты о строительстве

Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.

Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.

Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.

Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.

Какие проводятся экскурсии

Строгановский дворец входит в комплекс Русского музея. Музей предлагает следующие экскурсии:

  • Обзорная экскурсия по залам Строгановского дворца, Михайловского замка и Мраморного дворца. Предполагает только общее ознакомление.
  • Тематические экскурсии. Есть как экскурсии ориентированные для детей 7-12 лет, так и для старших.
  • Есть возможность приобрести абонемент “Дворцы и коллекции русского музея”. Он направлен на сознательную аудиторию и позволит более подробно ознакомиться с экспонатами музея.
  • Абонемент “Исторический цикл”. В интересной форме познакомит посетителей с процессами развития изобразительного искусства. Для лучшего усваивания информации, она подается в исторической последовательности.
  • Рожденственские экскурсии. Посетителям расскажут о том, как проходило рождество в Российской Империи.

Строгановский дворец: залы

Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.

Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.  

Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.

Обеденные залы Строгановского дворца

Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо.

Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал» ) является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан “Русский Ампир”. Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.

Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.

Минералогический кабинет строгановского дворца

Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.

Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.

Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.

Обзор залов и помещений

Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.

Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.

Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.

Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.

Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.

Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.

Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.

Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.

Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.

Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.

Мифы и легенды

  • Из-за того, что замок был построен так быстро, в народе ходили слухи, что к архитектору Ф.Расстрели каждую ночь во сне приходил злой дух и угрожай расправой, если сроки постройки затянутся, это сводило его с ума, и он стал одержим идеей.
  • Из-за того, что достоверно неизвестно, в каких целях граф Строганов использовал тайные комнаты, сложилось много легенд. Одна из них гласила, что из-за давления со стороны окружающих, у него начались проблемы со психикой. И именно подвал стал местом, где он мог выместить злобу и отдохнуть от людей.
  • Строгановский замок был построен на месте другого после поджога. История с пожаром все еще вызывает сомнения у многих экспертов . Бытует мнение, что он сам поджог дворец из-за плохих воспоминаний. В тот день от него ушла любимая, и чтобы облегчить страдания, он решил уничтожить то, что напоминало о ней больше всего, — дворец.
  • Ходили легенды о суеверии рода Строгановых. Каждое воскресенье в 12 часов в замке должны были зажигаться свечи. Возможно, таким образом они хотели очистить род от проступков, которые приходилось совершать.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий