Лодочная, что дом родной
В советское время, когда лодочная тема была на подъёме, в Кемерове по обе стороны Томи лодочных станций было с горкой. Опытные водомоторники вспомнили, например, “Кировскую” и “Луч”, станцию ДОСААФ, “Волну” и “Чайку” (как раз в районе, где ныне одноименный пляж). И говорят, это лишь малая толика, что в памяти всплыла, станций было гораздо больше. И лодок было гораздо больше, и ездили сюда семьями, и жизнь бурлила на станциях с ранней весны до поздней осени. Объединяло хобби людей… Но потом пришли кризисные времена, бензин резко подорожал, следом начала расти аренда. С каждым годом станций становилось всё меньше.
Итог: сегодня в Кемерове на плаву только одна. Официально она называется так: гаражно-лодочный потребительский кооператив “Водно-моторный клуб “Волна” – станция с 40-летней историей. Расположилось последнее пристанище лодочников на въезде в деревню Красная (первый поворот направо). Там не заблудишься – посетителей встречают огромные металлические ворота с табличкой. Въезд разрешён только членам кооператива, коих насчитывается чуть более двухсот. За воротами лодочников встречает серьёзный и вдумчивый чёрный пёс.
– Это Якорь, – поясняют местные, – но… он не основной. А вот по выражению морды Якоря так и не скажешь. Пёс соответственно своей кличке цепляется за входящих и с чувством собственного достоинства провожает до самого берега.
На территории станции теснятся фургончики, домики, беседки и целые терема. Часть лодок находится под замком, другая – на открытом воздухе накрыта брезентом. Есть среди них модные катера, а есть старенькие суденышки с облупившейся краской.
– Дедуля сюда периодически приезжает, – рассказывает один из местных, лодочник Александр Герасимов, – копается целыми днями в своей лодочке. Потом подходит и просит помочь спустить её на воду. Мы спускаем, он накрывается брезентом, покачается немного на волнах – и обратно на берег. А ещё был интересный случай. У нас на станции стояли две лодочки. Их хозяева – семейная пара, бабушка и дедушка. На воду они принципиально выходили в разных лодках. Однажды идут по реке друг за другом. Вдруг у бабули мотор заклинило. Она останавливается, оглядывается на деда в ожидании помощи, а тот скорости не сбавляет – летит прямо на неё. Бабуля – за борт, а дед со всего маху сносит её бригантину. Оказалось, что старый уснул неожиданно и проснулся только после столкновения. И смех и грех. Но как у них можно это отнять. Это их жизнь.
Сегодня члены кооператива с ностальгией вспоминают “времена Лантадыра”, бывшего председателя станции.
– Лантадыр Владимир Иванович, председатель – очень хозяйственный был мужик, – подмечают местные. – Все что-то суетился, ремонтировал со сторожами и добровольцами, брёвна таскал. Жизнь ключом била на станции! В это время работали лодочные причалы. Это такая площадка, которая держится на тросах и буях. Уровень воды в реке постоянно меняется. И причал нужно было то притягивать, то отталкивать. Этим занимался специальный человек. Не успел оттолкнуть – значит все остались на берегу. Каждый лодочник организовывал свой сектор у причала. Заходишь в него, на тросы лодку закрепляешь и на воде оставляешь. Я мог после работы подъехать, открыть замки, оттолкнуться от причала и пойти. А теперь никто этим не занимается – лодки на берегу хранятся да в боксах. На воду спускаются на тележках с помощью электролебёдок. Это сколько нужно времени, чтобы подтащить, зацепить, спустить лодку на воду и закрепить на якорь! Да и выход с лодочной станции давно не прочищается.
Но как бы там ни было, как и в прежние времена, все лодочники, которые пользуются станцией, платят членский взнос. Сегодня его размер составляет пять с половиной тысяч рублей, для пенсионеров на тысячу рублей меньше. Территория охраняется сторожем. Проблем с кражами не было, но случалось, что лодки уплывали, когда вода поднималась слишком высоко. И летом народ по-прежнему живёт на станции, прямо как на даче, и приезжают сюда целыми семьями. А что, здорово – свежий воздух, природа, а какой закат на реке… Благодать, да и только.
Лодки с двигателем-водомётом
Набирают популярность среди лодочников-любителей ещё два плавсредва: дорогие крупные моторные лодки с водометным двигателем и катера на воздушной подушке. Да, на последних теперь не только гимсовцы рассекают по Томи.
Если вдруг ты решил попробовать лодку с водомётом, знай – у плавсредств с таким движком есть специфические особенности. Движение судна с обычным двигателем осуществляется при помощи лопастного винта, а водомётный крутит его мощной водной струей. При этом винт располагается примерно на 30 сантиметров ниже днища, и оторвать его гораздо проще, случайно залетев на мель.
Далее, у водомета меньше мощности, зато он позволяет проходить даже по 15-сантиметровой воде. Как правило, хозяева таких крупных лодок меняют их конструкцию, чтобы сэкономить средства на дорогостоящий ремонт. Один из вариантов – изготовление водомётной установки на обычный двигатель. Второй – создание тоннеля в днище лодки. Он позволяет поднять двигатель и углубить винты. В случае усадки судна, повреждается только его днище. Всё это тебе могут сделать на специальной станции.
Подвохи тёмной речки и правильные маршруты
Традиционно водномоторники начинают свои путешествия вверх по течению. Объясняют просто: если в пути что-то пойдет не так, больше шансов дотянуть до дома. Развенчаем заблуждение новичков. Нет, центральная часть реки – не самая глубокая и безопасная. Как раз наоборот, по центру лодки и катера чаще всего и садятся на мель.
– Лично я сначала иду вдоль берега, вот там ухожу вправо, потом влево и прохожу за высоковольтными проводами, – просветил наш уже эксперт Александр Герасимов. – Если отойти от этого маршрута в сторону, можно на мель налететь или запутаться в зарослях травы. Там такая ботва растёт! Она наматывается на винт и не даёт идти дальше. Кто 20-30 лет на воде, тот эти маршруты наизусть знает. А новенькие с лоцией не знакомы, ни бакенов, ни вешек же нет… Наугад придётся идти.
Ещё в числе самых опасных лодочники называют воды вблизи Берегового и Елыкаево.
– У Елыкаево вода широченная, – поясняет Александр, – но пройти там почти нереально – сплошные мели. Лучше в провожатые кого-нибудь из опытных взять, чтобы путь показал. Есть места, где скалы вырастают из воды. Чаще всего новички пытаются держаться от них как можно дальше, но надо, на самом деле, проходить вплотную к скале. А вообще река намного опаснее автомобильной дороги, ибо на последней видно, куда ехать, а на воде – нет! Ещё когда лодки внезапно встают (тормозят редко) – люди из них выпадают. Мы видели, как однажды моторная лодка долго-долго ходила кругами. Водитель выпал за борт после резкой остановки. Мужики на резинке подобрались к ней, залезли и заглушили мотор. А так пришлось бы ждать, пока бензин закончится…
Прошареные лодочники пользуются советскими навигационными картами и лоциями (картами реки с обозначением структуры берега и препятствий, глубины воды, описания порогов и другой полезной информацией). Составление лоции – процедура дорогостоящая, поэтому многие водные туристы и водномоторники составляют их вручную в виде отчётов о сплавах и загружают в интернет для общего пользования.
Нам удалось найти в сети вот такие примеры лоций Томи в окрестностях Кемерова.
На больших реках лоции создавались в советское время при помощи аэросъемки. Сегодня у многих есть навигаторы, но они дают привязку к той же генштабовской карте. Так что там, где ловит связь, можно пользоваться “Яндекс-картами” с их привязкой к местности. Они помогают отследить притоки, но не показывают глубину. Для статичной рыбалки можно использовать эхолот. Нашел ямку – встал на неё и рыбачишь. А некоторые аппараты показывают ещё и наличие рыбы. Но когда летишь на высокой скорости, эхолот не поможет.
Для туристических лёгких надувных судов Томь вполне проходима от истоков до устья. Но опытные водномоторники по многим туристическим направлениям не суются. Все эти “расчёски” в виде поваленных деревьев и перекаты, которые легко преодолеваются рафтами и каяками, опасны для моторных судёнышек.
Ну и самый серьёзный и продолжительный маршрут для моторной лодки – это Новокузнецк-Кемерово. Любители затяжных водных путешествий сплавляются по нему на протяжении 7-10 дней. Заядлых лодочников не пугают ни мели с гладями без течения, ни сильные ветра. Говорят, что местные красоты того стоят!
А ещё лодочники используют для отдыха и рыбалки близлежащие острова. Самые популярные среди них – большой и малый кедровые острова. Находятся они неподалеку от Тюльберского городка (красивейшее историческое место с музеем и сторожевыми вышками, с которых когда-то высматривались баржи). Также люди ходят до Зеленогорска на Тайдон, а среди заядлых рыбаков особой популярностью пользуются окрестные воды Салтымаково.
…Небольшой ликбез мы тебе провели. Даже самим захотелось прыгнуть в быстроходный катер да и умчаться до Тюльберского городка. По лесу побродить, ушицы из карасиков сварить, напитаться августовской благодатью. И ты не отставай… лови последние тёплые деньки.
Фото: Ирина Соловьева, Максим Федичкин, Google Images
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, и «Одноклассниках».
Трендовые надувные
В последние годы местные жители всё чаще покидают сушу с одной целью – отдохнуть и порыбачить. Самый традиционный для этого водный транспорт – “надувнушки” или лодки пвх.
Во-первых, они дешевле. С рук такое судёнышко на 1-2 человек можно купить за 20 тысяч рублей. Его оснащение мотором мощностью 9,8-9,9 лошадиных сил будет стоить вам порядка 60 тысяч рублей. Есть двигатели китайского и японского производства. При этом “бэушные” “японцы” часто бывают надежнее новых “китайцев”, что неудивительно. То есть нормальный комплект можно взять приблизительно за 100 тысяч рублей. В магазине он же обойдется вам в 150-160 тысяч. Неплохие лодки делают в Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске. У нас в городе их можно приобрести в крупных туристических, лодочных магазинах и магазинах, специализирующихся на мототехнике.
Второй момент – надувные лодки проще хранить и транспортировать. Для них не нужен специальный прицеп – они легко помещаются в багажнике или на крыше среднего автомобиля. Не нужен отдельный гараж – они легко соседствуют с авто, скромно расположившись в углу или прижавшись к стеночке. Рекомендуется хранить такие лодки в надутом состоянии, подвесив их под потолком или поставив у стены.
В-третьих, такие лодки, как правило, не требуют регистрации и водительского удостоверения. Права нужны на судно массой более 200 кг или с мотором мощностью более 10,88 лошадиных сил. Но… здесь есть свой нюанс.
Если собираешься выйти на воду в нерегистрируемой лодке, нужен чек из магазина или договор купли-продажи, свидетельствующий о праве собственности на судно, и документ, удостоверяющий личность, чтобы при случае можно было доказать речной полиции, что лодка твоя. Можно сделать проще: чтобы оригиналы “не промочить”, идёшь и совершенно бесплатно заверяешь копии в ГИМС, а вот уже их всегда бери с собой.
– Это требование, на мой взгляд, нарушает все мыслимые и немыслимые законодательства, – сетует лодочник со стажем Сергей Ащеулов. – Представьте только: стоит на реке человек. На простой надувной лодочке 1960-х годов без мотора. А у него берут и изымают его имущество, потому что нет чека… Я сам был свидетелем такой ситуации. Иду по реке, а на берегу мужичок стоит. Матерится, как собака. Подошел узнать, что случилось. Говорит: лодку забрали. Кто забрал? ГИМС. Почему? Нужны документы на лодку, а она старше хозяина! Забирают эту лодку на штрафстоянку хранения, включают счетчик. И набегает сумма, которая в разы больше, чем стоит это судёнышко. И лодка автоматически оседает, никто их, как правило, не выкупает. Тем более, чтобы забрать её, хозяин должен найти документ. А он его в жизни никогда не найдет. Это что получается: выходя на воду, мне нужно брать документы на часы, телефон, кепку и надувной матрас? Чем одно имущество отличается от другого?
Но, тем не менее, считаться даже с нелогичными требованиями закона любителям волн и пресных брызг всё-таки придётся. Так что не пренебрегай.
Далее, если лодку регистрируют, на неё выдаётся судовой билет, ей присваивается регистрационный номер. Для их получения нужно пройти техосмотр, в ходе которого проверяется обязательная комплектация судна (аптечка, огнетушитель, сигнальная ракетница, черпак и т.д.), лодка надувается, заводится, проводятся замеры выхлопных газов и выдается акт ТО. Раньше такой осмотр был ежегодным, а теперь он проводится раз в пять лет. Судовой билет нужно иметь с собой при выходе на воду (оригинал или копию, заверенную ГИМС), а регистрационный номер должен быть хорошо заметен издалека. Он пишется краской на борту или крепится на баннере.
Ещё немного о преимуществах хитрых надувных. Так как они имеют меньшее погружение, вы не так сильно рискуете сесть на мель и повредить двигатель, что и происходит с тяжелыми металлическими судами. А маленькой лёгкой лодочке достаточно глубины в 30 см, чтобы спокойно преодолеть мелкий участок. Явный профит.
Историческое хобби кемеровчан
Для затравки скажем, что хобби это, речные прогулки на лодках-катерах, снова входит в моду в Кузбассе, и в Кемерове, в частности. Маломерок в наших водах с каждым годом становится всё больше. Статистика ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России), например, сообщает, что за последние пять лет их количество возросло в регионе почти на тысячу (до 13,7 тысяч), а судоводителей стало больше почти в три раза – любителей рассекать речные волны в Кузбассе сегодня более тринадцати с половиной тысяч). Правда, эксперты говорят, что условий для безопасного движения по матушке-Томи с каждым годом всё меньше, не то, что в былые времена…
Годах в шестидесятых-семидесятых (точных дат уже даже и не помнит никто из бывалых лодочников) по берегам Томи стояла настоящая речная флотилия. Были и лодочные станции, и речной вокзальчик, с которого ходили серьёзные пассажирские и грузовые суда вроде “Ракеты” или прогулочного теплохода “Заря”, курсировали баржи и даже плавучие паромы-пристани. Русло реки размечали бакенами, створами и буями, которые помогали водителям судов ориентироваться в водном пространстве, чтобы не сесть на мель. Плавали по Томи из Кемерова и к ближайшим прибрежным поселкам и деревенькам, просто на прогулки выезжали с музыкой и пикником, на рыбалку само собой. В общем, речные путешествия были обычным делом, народ их любил.
Сегодня ничего крупного и габаритного по Томи не ходит. На водах тёмной речки нет обозначений для безопасного движения по руслу. О прошлых судоходных летах напоминают лишь покосившиеся водные знаки в районе Томской писаницы и под Кузнецким мостом, да и их давно забыли подновлять, стоят – ржавеют. Кто-то говорит, что мелеет речка год от года, речным большегрузам давно уж по ней не плавать. Но есть и альтернативные мнения…
– Лет 30 назад мог спокойно переплыть Томь в районе деревни Красной, – рассказывает лодочник со стажем Сергей Ащеулов. – И сегодня могу сделать то же самое. Идёшь, идёшь пешком, потом переплываешь фарватер и идешь дальше. Ничего не меняется, кроме самого русла и островов, которые река постоянно перемывает. А что суда большие не ходят, да нерентабельно это просто. Транспортировать грузы и пассажиров по воде дороже, чем прочим транспортом.
Пока курсировали “Заря” с “Ракетой”, на реке проводили руслорасширительные работы, чистили фарватер, знаки устанавливали и прочее. Теперь необходимости в этом нет, вот местные водники и потеряли ориентиры. Теперь Томь – это кладезь сюрпризов и неожиданностей, а движение по ней напоминает русскую рулетку, как движение по дороге с закрытыми глазами. И первые, кто попадает в неожиданные капканы, это, конечно, новички…
– Приезжают дорогие машины, выгружают шикарные катера, – иронизирует бывалый водномоторник Александр Герасимов, он летом практически живёт на лодочной станции и часто наблюдает занятные картины с новичками. – Лодки выходят на воду, смещаются ближе к центру реки (там же по логике новичков должно быть всяко глубже) и по газам! Успеваю досчитать до трех – бац… полетела гравийка вместе с винтом! Всё, отплавали. Прибиваются к берегу и по домам.
И тем не менее, желающих освоить занятное хобби становится больше! И вот что нужно делать, чтобы не стать одним из незадачливых новичков…
Чтоб ты знал: правила поведения на водах
Река, что дорога, и правила поведения на ней свои, и санкции за их нарушения тоже. Так вот, во-первых, выход на воду должен происходить строго в рамках навигационного периода, сроки которого ежегодно устанавливаются ГИМС (у нас это конец мая – середина октября). Если ну прямо очень нужно выйти на воду раньше или позже, необходимо написать заявление и согласовать свои действия с речной инспекцией. В противном случае, если патруль засечёт нелегально дрейфующее судно меж льдин в середине весны, дело кончится серьёзным штрафом.
Больше всего страдают от этого правила спортивные суда, не являющиеся маломерными. И водные туристы очень сокрушаются по этому поводу. А сотрудники ГИМС за соблюдением этого правила следят очень зорко: курсируют по реке на катерах с водными подушками (такие суда льда не боятся) и с особым пристрастием осматривают воды вдоль Кемерова и Новокузнецка, где возможны массовые сплавы. Но до верховьев реки они, как правило, не доходят…
Ещё одно распространенное нарушение, за которое привлекают к административной ответственности, – это отсутствие на пассажирах лодки спасательных жилетов. Параллельно могут проверить документы и комплектацию лодки.
Если от водителя исходит малюсенький запах спиртного, водная инспекция зверствует не сильно. Сами мужики, понимают, чем рыбаки обычно коротают время до первого клёва, входят в положение. Но излишне расслабившихся, конечно, наказывают. Лодку на буксир – и на штрафстоянку, судовладельцу – выговор и лишение удостоверения на энный срок. Здесь лучше придерживаться принципа “всё хорошо в меру” и не рисковать лишний раз.
Кроме того, на моторках запрещено ходить по центральным пляжам, закрытым и заповедным территориям. Также в нашей стране действует требование не пересекать на автомобиле охранную зону. То есть если собираешься спустить лодку на воду, сухопутный транспорт необходимо бросить не ближе чем за двести метров от берега. Правда, кемеровские лодочники говорят, что наша инспекция к этому особо не придирается. Ведь у нас двести метров от берега – и ты уже на трассе.