Экскурсии
- Обзорная. На этой экскурсии Вы посетите Большой выставочный зал с его стеклянным куполом и 4 основных зала действующей экспозиции. Длительность 1 час.
- Большая обзорная экскурсия более подробно ознакомит Вас с историей Академии, Вы ознакомитесь с интерьерами XIX века и жемчужинами музейного убранства: Большим выставочным залом, Папской галерей и Римской лестницей. Длительность 1.5-2 часа.
Билеты
Тип экскурсии | Цена |
Обзорная прогулка | Стандартный билет – 500 рублей Льготный билет -– 250 рублей |
Большая обзорная экскурсия | Стандартный билет – 700 рублей Льготный билет – 350 рублей |
Право на льготный билет имеют:
- школьники
- студенты
- пенсионеры
Контакты экскурсионного бюро
- Телефон: 8 812 273-59-03
- Соц. сети: vk.com/stieglitz_museum
Тончайшие лессировки
Ганс Мемлинг обладал большим талантом. Но это не единственное его оружие
Обращает на себя внимание техника тонких лессировок, которой художник владел в совершенстве и без которой невозможно было бы добиться столь впечатляющих результатов в портрете, пейзаже и натюрморте
Действительно многое зависит от техники. Так что, если вам интересно, как работали «старые мастера» и с помощью каких инструментов достигали потрясающих эффектов реалистичности, можете прочитать эту книгу. В ней рассказывается о том, как, создавая полупрозрачные лессировочные слои, получать глубинное пространство и гармоничные природе оттенки.
Описание
Строение выполнено в стиле историзма (направления, стремившегося к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей). В облике здания мы видим черты известных строений итальянской архитектуры XVI века. Однако, зодчий не просто заимствовал отдельные приемы и элементы, а создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры.
И что немаловажно, залы оформляли сами ученики, это была настоящая творческая мастерская, где будущие мастера приобщались к сокровищам мирового искусства. Как внешнее, так и внутреннее оформление включает в себя многочисленные декоративные элементы, мраморные лестницы, мозаику и витражи
Как внешнее, так и внутреннее оформление включает в себя многочисленные декоративные элементы, мраморные лестницы, мозаику и витражи.
В настоящее время музейные экспозиции разместились в 14 залах на первом этаже, а всего в фондах музея — более 35 тысяч предметов.
В начале осмотра Вы попадете в Аванзал, где, как правило, развернуты временные выставки. Этот зал оформлен в стиле эпохи итальянского Возрождения.
Главным залом, «сердцем» всего музейного пространства является Большой выставочный Итальянский зал.
Итальянский зал двухэтажный, по всему периметру он окружен двухуровневой галереей с арками. Верхняя аркада служит опорой для стеклянного купола. Мы, словно, попадаем во внутренний двор итальянского дворца. На верхней площадке роскошной двухмаршевой лестницы установлена скульптура основателя Художественного училища Штиглица.
Большой выставочный зал и все кабинеты второго этажа не относятся к музею (принадлежат академии). В этих помещениях проходят лекции и практические занятия, а также часто организуются выставки. Их можно посетить только с экскурсией.
В музее имени барона Штиглица для свободного посещения открыты следующие залы:
- Египетский зал
- Готический зал
- Зал «Теремок»
- Зал печей
- Зал Медичи
- Зал Тьеполо (Венецианский)
- Зал Фарнезе
- Папские галереи (лоджии Рафаэля)
- Зал Гениха II
- Зал Людовика XIII
- Зал Людовика XIV
- Зал Тюдоров (Елизаветинский)
- Фламандский зал.
Каждый экспонат музея Штиглица отличается высоким мастерством исполнения. Красоту музейных интерьеров подтверждает тот факт, что в его залах часто проходят съемки сцен исторических фильмов, клипов и коллекций домов моды. Так, историческое здание мы увидим в сериале про Шерлока Холмса. Сцена клипа «В Питере — пить» также снималась в стенах этого необычного и интересного музея.
Экскурсии в музей Академии Штиглица
Экскурсия начинается с осмотра здания музея, которое само по себе является достопримечательностью — оно выполнено в архитектурном стиле историзма (это одно из направлений эклектики), в нём угадываются черты итальянских построек 16 столетия. Ориентиром будет стеклянный купол, который виден издалека.
Кажется, что дом, спроектированный петербургским зодчим Месмахером, воплощает в себе собирательный образ итальянской архитектуры времён Возрождения: мозаика, витражи, скульптурные композиции, лепнина, ажурные решётки — всё это превращает здание в произведение искусства. Перед домом вы увидите ещё одну работу Месмахера — красивейшие бронзовые фонари-торшеры, украшенные фигурками путти.
Внутри вас ждут потрясающей красоты интерьеры.
Первое, что вы увидите — расписная зала со сводчатыми потолками, напоминающая сказочный терем. Далее вы попадаете в аванзал — здесь организуются временные выставки из огромных музейных фондов, насчитывающих более 35 тысяч экземпляров. Ранее все они размещались в отдельных тематических залах, посвящённых каждой эпохе и стилистическому направлению, сегодня многие предметы нуждаются в реставрации, но залы по-прежнему открыты. Это помещения, стилизованные под русский терем, итальянское палаццо, оформленные в духе эпохи Возрождения, Барокко и многие другие.
Во время экскурсии вы посетите несколько залов, где увидите мебель разных эпох, изделия из металла, фарфора, стекла, керамики, различные ткани. В отдельном зале выставлена экспозиция русского декоративно-прикладного искусства и интересное собрание кукол, одетых в национальные костюмы регионов России.
Под тем самым стеклянным зелёным куполом тоже находится выставочное помещение Большой выставочный (Итальянский) зал — огромная комната с барельефами и скульптурой самого барона Штиглица. По периметру помещение окружает двухъярусная галерея — отсюда открывается наилучший обзор экспозиций. Изначально двухэтажный зал предназначался для студенческих выставок, сегодня он не имеет отношения к музею, но попасть сюда можно.
Целый зал посвящён изразцовым печам — таких экземпляров вы не увидите больше нигде. К 18 веку печь из отопительного прибора и «техники» для приготовления пищи превращается в элемент интерьера зажиточной русской семьи — декорированные орнаментами и изразцами печи становились украшением дома. Первая печь попала сюда в 1887 году, положив начало целой коллекции, она принадлежала купчихе из Нижнего Новгорода. Часть собрания в 1912 году «приехала» из города Торопца — многоярусные, монументальные образцы.
Отдельного внимания заслуживают работы студентов училища разных времён — качественно выполненные, прекрасные произведения искусства.
Расписание экскурсий
18 марта | 11:00 | День наедине с Петербургом. Гуляем по центру с утра до вечера. | 3800 ₽ |
18 марта | 13:30 | Экскурсия по Академии Штиглица | 1700 ₽ |
18 марта | 15:00 | Закат Империи: экскурсия по Литейному округу Петербурга | 800 ₽ |
17 апреля | 11:00 | Парадные кварталы и Литейная часть | 3500 ₽ |
1 июня | 12:00 | “Время собирать лайки.Инстаграм места” с посещением Академии А.Л. Штиглица | 3200 ₽ |
В 1876 году в Петербурге появилось необычное училище технического рисования. Средства для открытия выделил меценат-промышленник Александр Людвигович Штиглиц, позднее, в 1896 году при учебном заведении открылся и художественно-промышленный музей имени барона Штиглица. Примечательно, что отделку поручили ученикам образовательного учреждения.
В огромном помещении, в тридцати двух залах разместилась экспозиция, рассказывающая обо всех стилях и эпохах, экспонаты должны были познакомить студентов с лучшими творениями мировой культуры и стать для них своеобразным наглядным пособием.
После Октябрьской революции училище закрыли, музей забрал Эрмитаж, сделав его своим первым филиалом. Новый этап начался после Великой Отечественной войны, когда училище и музей были воссозданы. Сегодня в музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть не только все направления дизайна конца 19 века, но и современные работы студентов учебного заведения, а также образцы русского и западноевропейского прикладного искусства.
В роскошном здании под стеклянным куполом размещается музей и Художественно-промышленная академия имени Штиглица. Музей расположен по адресу Соляной переулок, 13-15, ближайшие станции метро — «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская». Если вы поедете до «Невского проспекта» или «Гостиного двора», вам нужно пройти мимо Храма Спаса на Крови, далее через Марсово поле в сторону Соляного городка, от «Чернышевской» двигайтесь через Литейный проспект и улицу Пестеля.
Попасть в музей можно через главное здание училища, оно расположено справа по адресу Соляной переулок, 13.
Недалеко от музея находятся и другие интересные достопримечательности Санкт-Петербурга, на которые можно посмотреть, а при желании и посетить: Спас на Крови, лютеранская церковь Аннекирхе, Русский музей, Шереметьевский дворец на набережной реки Фонтанки, Летний сад.
История
Центральное училище технического рисования им. Штиглица
К последней четверти XIX века в России стала ощущаться нехватка собственных художественных кадров, способных мыслить в ногу со временем и создавать утилитарные произведения искусства. Разрешить эту проблему взялся видный меценат и крупный промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц, живший с 1814 по 1884 годы. Здание музея, каким мы его знаем сейчас, было построено не одновременно с созданием училища.
Архитекторы Р. А. Гедике и А. И. Кракау спроектировали постройку, в которой первое время располагалось училище. Но вскоре пришла идея поместить Центральное училище технического рисования в здание, где каждый зал мог бы помочь студентам взглянуть на любую историческую эпоху не через призму музейных заколоченных витрин, а буквально дышать ею. Так появился Музей прикладного искусства.
Максимилиан Егорович Месмахер, живший с 1842 по 1906 годы, первый директор училища, известный петербургский архитектор и уважаемый человек — спроектировал здание музея, которое было торжественно открыто 12 мая 1896 года. На открытии присутствовали также члены императорской семьи.
Все должно было отвечать этой задаче:
- экспонаты
- материалы убранства
- мебель
- роспись плафонов и стен
Всего было создано 32 аутентичных зала, каждый из которых представлял определенную эпоху истории развития искусства: античность, Средневековье, Возрождение, барокко и так далее. Главной доминантой всего музея стал Большой выставочный зал, купол которого можно увидеть даже с набережной Фонтанки. Он залит естественным светом и является аллюзией на античные внутренние дворы-колодцы. В оформлении залов музея принимали участие сами студенты училища, таким образом отрабатывая практические навыки. Они быстро снискали признания как высококлассные профессионалы и успешно работали в крупнейших фирмах и мастерских.
К сожалению, и музей, и училище, которое в нем находилось, постигла та же трагическая участь. Октябрьская революция с принесенной ею реформой художественного образования затронула и Центральное училище имени Штиглица.
Ленинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной
Великая Отечественная война подарила училищу вторую жизнь, как это не парадоксально. Страна стояла в руинах, необходимы были люди, которые могли бы восстановить старые здания и построить новые, восстановить инфраструктуру страны. В феврале 1945 года на базе старого училища имени Штиглица было образовано Ленинградское художественно-промышленное училище, через 8 лет получившее посвящение создателю главного монумента СССР Рабочий и колхозница Вере Игнатьевне Мухиной.
За годы простоя многие залы музея пришли в негодность, кое-где прекрасную отделку стен и росписи закрасили малярной краской, великолепный наборный паркет разобрали. С возвращением училища на свое законное место началось частичное восстановление здания музея. И снова активное участие в нем приняли студенты училища. Конечно, большая часть экспонатов не была возвращена музею из Эрмитажа, свои фонды он постепенно восполнял из коллекций музеев по всему миру. Также не была восстановлена логика зальных композиций Месмахера, где каждый зал полностью принадлежал единой идее и единой эпохе.
Создание музея имени барона Штиглица
С момента создания училища многие частные лица и организации стали преподносить ему в дар различные произведения искусства. К тому же и само руководство считало, что художественные коллекции будут способствовать учебному процессу. У студентов появлялась возможность прикоснуться к произведениям искусства знаменитых мастеров, проследить, как развивалось прикладное искусство в разных странах и попытаться разгадать секреты корифеев искусства.
Так, 15 мая 1878 года стало датой основания музея имени Штиглица, а официально он был торжественно открыт в 1881 году. Первоначально коллекции разместились в восьми залах на втором этаже учебного здания. Но вскоре число музейных экспонатов возросло до нескольких десятков тысяч и в 1885 году началось возведение отдельного музейного строения.
Проект здания выполнил архитектор, директор училища, талантливый русский зодчий Максимилиан Месмахер. Музей в Соляном переулке — его главное и любимое детище, которому он отдавал всю свою энергию и все свое время. Максимилиан Егорович недосыпал и проводил на стройке каждую свободную минуту. А ведь помимо работ по строительству, им выполнялось руководство училищем и преподавательская деятельность. Более 10 лет Месмахер строил дом своей мечты — союз искусства и ремесла.
«Позор Эрмитажу»: Минкультуры прокомментировало скандальную выставку Яна Фабра
12-11-2016, 15:34
Фото: соцсети
Министерство культуры РФ прокомментировало проходящую в Эрмитаже скандальную выставку Яна Фабра, отметив, что руководство музея имеет право организовывать различные проекты не согласовывая их с министерством.
— Действительно, выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты», представленный в Государственном Эрмитаже, вызвал широкий резонанс, контрастируя с признанными шедеврами мирового искусства. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн, — говорится в сообщении министерства, отмечая, что такое доверительное отношение позволило реализовать много успешных проектов. Однако, уточняют в ведомстве, выставка Яна Фабра стала исключением.
— Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты» – скорее, исключение, подтверждение того, что все формы публичного представления – это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ, — сообщает пресс-служба Минкультуры.
Фото: ВКонтакте
Напомним, что сразу после открытия в Эрмитаже выставки Яна Фабра интернет взорвался гневными комментариями. Посетителей музея возмутили чучела домашних животных, вывешенных на крюках на фоне картин фламандских художников. В сети сразу же появился хэштег #позорэрмитажу.
При этом сам художник заявил, что не убивал никаких зверей ради искусства, а трупы животных, из которых были сделаны чучела, он нашел на дороге. Более того, его выставка призвана искоренить в обществе потребительское отношение к домашним питомцам.
Практическая информация
Здание музея академии расположено в историческом центре Санкт-Петербурга (возле церкви святого Великомученика и Целителя Пантелеймона), примыкает к главному корпусу академии и находится по адресу: Соляной переулок, 15.
Ближайшие станции метро: ««Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Чернышевская».
Посещение музея возможно за плату и в составе сборной (для индивидуальных посетителей) и организованной групп, с экскурсиями.
Продолжительность экскурсии составляет 60-90 минут.
Каждый месяц музей проводит благотворительные экскурсии.
Для посещения музея необходимо записаться заранее, по телефону или электронной почте, в сборную группу, или с организованной группой.
Посетить музей также можно с экскурсией
Истоки музея
Музей Академии Штиглица был открыт при Центральном училище технического рисования через два года после создания самого учебного заведения – 27 мая 1878 года. В эти же годы начало формироваться богатейшее музейное собрание, иллюстрирующее прикладное искусство различных эпох и народов.
Большой выставочный зал
Уникальные экспонаты покупали в антикварных лавках и у коллекционеров основоположники училища – промышленник и меценат Александр Людвигович Штиглиц, его зять и видный государственный деятель Александр Александрович Половцов и известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер.
В первые годы витрины с образцами из фарфора, ткани, эмали и металла украшали залы заведения, но именитый зодчий понимал – коллекции нужно своё, особое здание. С 1885 года Месмахер занимался разработкой и строительством музея – на это ему потребовалось целых десять лет. И вот, 12 мая 1896 года галерея приняла первых гостей, среди которых были даже члены императорской семьи.
Восхититься изящными работами мастеров Античности, Средневековья и Возрождения приходили петербуржцы и гости города. Но в первую очередь музей был образцом прекрасного для тех студентов, которые обучались монументально-декоративному, прикладному искусству и дизайну в училище Штиглица. Эту просветительскую концепцию поддерживало и само здание, которое сегодня является памятником архитектуры периода историзма.
Во внешнем оформлении музейного здания угадываются черты знаменитых итальянских творений XVI века. Конечно, проект не являлся компиляцией уникальных элементов: Максимилиан Егорович переосмыслил ряд элементов и соединил их в обобщённую, но гармоничную иллюстрацию неповторимой архитектуры Италии эпохи Возрождения.
Центр фасада украшен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. В центре изображен атлетически сложенный коренастый мужчина с бородой и в рабочем фартуке — художник-труженик, очень напоминающий самого Месмахера, первого директора училища.
Верхняя часть фронтона Академии, мужчина в фартуке и с бородой внешне напоминает самого Месмахера, первого директора училища
Внутреннее убранство музея, точнее 32-х его залов, также отражало почти все исторические эпохи и стили.
Жизнь музея в советские годы практически прекратилась. После революции 1917 года училище Штиглица было закрыто, а музейное здание передали Эрмитажу. В послевоенные годы на месте прежнего учебного заведения возникло художественно-промышленное училище, музей вновь приобрёл независимость, но почти половина его уникальной коллекции осталась в ведении Эрмитажа. С годами былое богатство восстановили благодаря экспонатам из других музеев.
Ангелочки «путти» на фонарях-таршерах у входа в Академию Штиглица
Перед тем как зайти в Музей Академии Штиглица обратите внимание на уникальные фонари-торшеры у входа. Они изготовленных в 1895 году по проекту архитектора М
Е. Месмахера. На их пьедесталах расположились ангелочки (путти — от итальянского putti, putto — младенец), которые олицетворяют различные ремесла.
Ангелочки «путти» исполняющие желанияФонари-торшеры у входа в Академию Штиглица
Их считают ангелами-хранителями студентов академии. Есть традиция приносить им цветы перед экзаменами. А ещё есть ритуал подержаться за ножку маленького путти, как-бы выбирая соответствующую профессию, которую олицетворяет ангелок. А ещё простые прохожие люди просто потирают о их ручки, чтобы исполнилось желание.
Ну а теперь давайте заглянем в Музей Академии Штиглица прикоснувшись к этим старинным ручкам.
Двери на входе в Академию Штиглица
Творчество Мемлинга
Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.
Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани
Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм
Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.
Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».
Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.
Что можно посмотреть
Всего у музея есть 14 залов на всех этажах. У каждого зала своя тематика. В общей сумме, музейных экспонатов более 2-х тысяч. Конечно, описать каждый в одной статье нереально, поэтому, представим описание в общем количестве.
- Коптская галерея — место, напоминающее маленькую квартирку начала 20-го века. С этого места начинается знакомство с музеем, здесь же располагаются кассы. У данной галереи и залов по соседству преобладает характер европейской старины. Залы насыщены старинной антикварной мебелью — кроватями, шкафчиками и более мелкими предметами. Мебель изготавливалась в разных уголках Европы, Азии и других регионов. Некоторым экспонатам уже несколько сотен лет. Помимо мебели, есть предметы греческого искусства — вазочки, посудины и другое.
- Аванзал — грандиозный зал на первом этаже. Он открывает основную галерею. Стены и потолок выполнены в итальянском стиле эпохи возрождения. Сам зал можно назвать экспонатом благодаря его необычным росписям. Залом занимался Месмахер, который и вложил в него всю душу. В остальном – эта галерея наполнена старинными письмами и фотокарточками. Также, там находятся старинные статуи и оружия, привезенные из Италии и Франции.
- Следующее — 4 небольших итальянских галереи. В первом зале представлена мебель периода историзма, расписные изразцы. Особого внимания заслуживает японская курительница. Во втором и третьем залах находится, в основном, старинная металлическая посуда и скульптурированный портрет итальянского скульптора. В третьем зале преобладает посуда не из металла, а из фарфора и керамики. Средний возраст каждого экспоната выше, чем во 2 зале. Большинство посудин было изготовлено в Германии. В 4 галереи главный экспонат — расписные потолки, а также дверные ручки и чернильницы с футлярами.
- Теремок — зал с истинно русской культурой, где собраны старинные росписи.
Обратите внимание! Никаких предметов в галерее нет, а 90% росписей являются восстановленными. Но и это производит достаточно сильное впечатление
- Галерея Медичи включает в себя не большие, но потрясающие лестницы, предметы старинного быта, ковры и многое другое. Галерея отличается своей торжественностью благодаря декоративным элементам на стенах и потолке.
- И последние — зал Изразцовых печей и Византийская галерея. Изразцовые печи — главный элемент храмов, трапезных, а также домой Князей и вышестоящих лиц в предыдущие 3 столетия. Каждая из них имеет свою историю и по-своему уникальна, ведь украшена росписями, изразцами. Византийский зал не сильно впечатляет разнообразием. В основном то, что уже было описано — немецкая и итальянская старинная мебель.
Зал изразцовых печей
Интересные факты
- В народе Академию имени Штиглица называют Мухой. Это название закрепилось за ней еще когда это было Училище имени Мухиной. Неофициальное название оказалось намного живучее официального.
- У студентов Академии есть примета – чтобы сдать экзамены, нужно принести цветы для путти, украшающих фонари возле главного входа и олицетворяющих искусства и ремесла;
- В одном из залов потолок будто разделен пополам: одна половина темно-синяя, а вторая серебристая. Это дипломные работы двух студентов-реставраторов. Первый копнул скальпелем слишком глубоко и раскрыл темный красочный слой. Второй студент оказался терпеливее и выяснил, что автор покрыл глубокий синий фон серебристой краской.