Львиный мост в Санкт-Петербурге

Уменьшенная копия моста в Германии

В 1838 г. в столице Германии на территории Большого Тиргартен (Grosser Tiergarten) — берлинского парка — появился интересный архитектурный памятник. Lowenbrucke (Лёвенбрюкке) — так по-немецки звучит название Львиного моста — представляет собой хорошо выполненную уменьшенную копию петербургского одноименного сооружения.

Lowenbrucke (Лёвенбрюкке) — мост близнец Львиному мосту в Петербурге. Большого Тиргартен (Grosser Tiergarten) парк в Берлине

Над проектом работал Л. Ф. Гессе — придворный архитектор. Ширина берлинского моста — 2 м, длина — 17,3 м. Borsig — известная в то время компания — занималась воплощением проекта в жизнь. Берлинский Лёвенбрюкке был первым пешеходным подвесным мостом в городе. Конструкция, украшающая парк, до сих пор остается деревянной.

Внешний вид и конструкция

Львиный мост — чудо питерской архитектуры. Уникальность сооружения заключена в том, что он буквально закреплен «на нитках». Этот технически сложный проект выполнялся под руководством инженеров Вильгельма Треттера и Василия Христиановича, принимавших непосредственное участие в возведении всех висячих мостов Санкт-Петербурга.

Создатели спрятали удерживающие цепи в скульптурах львов. Они выкрашены в белый цвет, который придает монументам вид чистого мрамора. По сравнению со своими помпезными братьями, решетка мостика украшена простым геометрическим узором. На ней отсутствуют увесистые вензеля, и это придает переправе особенную легкость и воздушность.

Львиный мостик несколько раз закрывали на реконструкцию: в 1948 и в 2000 годах. Последняя из них была приурочена к празднованию 300-летия СПб. Многие деревянные детали были заменены на металлические. Это укрепило мост. Самой конструкции вернули первоначальный вид: восстановили былой рисунок ограды, вернули осветительные фонари, и львы из серых снова превратились в белоснежно-белых.

Ближайшие достопримечательности

В шаговой доступности по направлению к Львиному переулку находится Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. А за ним — Музей Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, открывшей свои двери 18 марта 1969 г.

В пределах пятисот метров расположился один из ведущих театров оперы и балета Северной столицы — Мариинский театр. После осмотра Львиного моста рекомендуем вам посетить эти дома искусства.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 927 times, 1 visits today)

Ремонт и реконструкция

В 1880 году власти Петербурга предприняли первую попытку отремонтировать Львиный мост. Изящную литую решётку заменили на громоздкую кованную из металла, фонари сняли на ремонт и не вернули, а яркие фигуры животных покрасили в скучный тёмно-серый цвет.

В 1951 году переделки на Львином мосту всё-таки решили исправить. По проекту инженера Михаила Яновского деревянные элементы были заменены на стальные. В 1954 году, в конце реконструкции, архитектурная мастерская Александра Ротача вернула первоначальный облик мускулистым фигурам львов, а также кованую решётку и фонари.

Последняя капитальная реставрация моста прошла в 2000 году, когда ему вернули максимально точный исторический облик. Инженеры заменили пролётные балки и покрытие пешеходной зоны, а также добавили декоративную подсветку. Некоторые элементы ограждений покрыли слоем позолоты.

Мода на немецких инженеров

История цепных мостов Петербурга неразрывно связана с именем Вильгельма фон Треттера, инженера-мостостроителя немецкого происхождения. Талантливый строитель из Германии приехал в Россию в 1814 году по приглашению Александра I. Император заметил Треттера в Бадене, где тот преподавал математику в старших классах лицея Великого герцога Баденского. Оказалось, что талантливый юноша не смог сдать экзамен на звание инженера и подрабатывал в этом учебном заведении.

После приезда в Петербург Вильгельм фон Треттер начал работать в Корпусе инженеров путей сообщения под руководством другого выдающегося иностранного специалиста – Августина Бетанкура. Благодаря таланту и высокому покровительству он быстро стал одним из лучших специалистов в области постройки мостов. Считается, что именно Треттер положил начало столетней эпохи немецких архитекторов в России.

В 1823 году молодой инженер подал рапорт в ведомство путей сообщения о необходимости сооружения в столице цепных висячих мостов и получил высочайшее одобрение. По этой программе в Петербурге было построено пять мостов подобного типа. Совместно с инженером Василием Христиановичем были возведены Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, Почтамтский мост через Мойку, а также Банковский и Львиный мосты через Екатерининский канал, впоследствии названный в честь Александра Грибоедова. Перестроенные, все они и сейчас украшают город.

Во время строительства первого из цепных мостов Треттер решил провести предварительные испытания материала конструкций на прочность и надёжность. Этот момент стал началом применения новой науки – сопротивления материалов. Инженерные методы расчёта прочности конструкций помогли цепным мостам сохраниться до наших дней.

Как добраться?

Добраться до переправы и увидеть её своими глазами можно, сев на метро и доехав до одной из станций: «Садовая», «Спасская» или «Сенная площадь». Станция «Садовая» находится на линии номер пять — на Фрунзенско-Приморской линии, украшенной фиолетовым цветом.

Спасская станция расположена на четвёртой линии, которая носит оранжевый цвет и называется «Правобережная». Последней же из ближайших станций метро является станция «Сенная площадь», расположившаяся на второй ветке — на Московско-Петроградской линии синего цвета. Дальше на выбор даётся 2 варианта прокладки маршрута:

Поездка на автобусе от остановки «Сенная площадь» до остановки «Набережная канала Грибоедова» — доехать можно на маршрутках «К-124», «К-186» и «К-350». Ехать нужно в правом направлении, если стоять спиной к вывеске «Райффайзен банк». Далее по маршруту — 400 метровая прогулка по левой набережной канала.

Львиный мост на карте:

Речные прогулки

Знакомиться с реками и каналами северной столицы целесообразнее и интереснее не на суше, а на воде. Для этого можно записаться на водную экскурсию.

Обратите внимание! В летнее время прогулки проходят не только днем, но и вечером и даже ночью. Это возможно благодаря удивительному феномену северных широт – белым ночам

Белые ночи начинаются в мае и длятся до конца июля.

В 1832 году верхняя лестничная площадка была украшена скульптурными изображениями львов, благодаря которым пристань получила название спуск со львами у дворцового моста

Гиды-экскурсоводы понятно и увлекательно объяснят происхождение названий каналов и речек, расскажут о достопримечательностях расположенных на их берегах, также поведают о маленьких тайнах и больших секретах города имеющего 300-летнюю историю.

Узнать все интересующие вопросы, а также выбрать понравившуюся прогулку и приобрести билет, можно на сайтах круизных компаний и экскурсионных бюро:

  • Туристическая фирма Арина
  • Водные экскурсии компании NevaTrip
  • Расписание водных экскурсий

Экскурсии, как правило, начинаются с причала по адресу адмиралтейская наб. 2 у дворцового моста спуск со львами. Именно здесь швартуются разнообразные катера, проулочные яхты и речные «трамвайчики». Прибывшие туристы спускаются к Неве по лестнице.

Петербургские мосты выполняют одновременно роль городских транспортных путей и самобытных, придающих особую индивидуальность северной столице элементов украшения. Являясь памятниками архитектуры, находясь под охраной государства, они участвуют в программе реставрации старых мостов.

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга

Скульптурные композиции, установленные на мосту, находятся на музейном учете в Государственном музее городской скульптуры (ГМГС) и включены в Музейный фонд Российской Федерации. ГМГС проводит реставрацию скульптур, периодическую профилактическую промывку и регулярно устраняет последствия актов вандализма.

Интересный факт: в 1838 году фирма Borsig возвела уменьшенную копию Львиного моста в берлинском парке Тиргартен. Копия длиной 17,3 метров и шириной 2 метра выполнена по проекту немецкого архитектора Людвига Гессе. Этот мост стал первой висячей переправой в Берлине. В отличие от петербургского Львиного моста на его берлинском собрате до сегодняшнего дня сохранились деревянное пролётное строение и деревянные перила.

Ремонт

Первый ремонт Львиный мост пережил в 1880 году. Успешным его назвать сложно. Фигуры львов окрасили темной краской, вместо прежнего ограждения появились не слишком красивые кованые решетки. Мост лишился фонарей, находившихся в его центральной части.

Уже в начале 50-х годов XX века за ремонт подвесного моста взялся инженер М. Яновский. Он спроектировал замену деревянного настила стальными балками. Основательной реставрацией моста занялись в 1954 году. Тогда архитектор А. Ротач спроектировал восстановление первоначального декора моста:

  • вернулись торшеры с фонарями
  • восстановили литую решетку
  • фигуры львов снова обрели белый цвет
  • деревянные детали заменили металлическими конструкциями


Капитально Львиный мост отремонтировали в самом начале нынешнего века – в 2000 году, работы выполнил институт «Стройпроект»

Для моста было изготовлено новое пролетное строение, его сварили из двух стальных балок. Под балками поместили распределительную полосу, она связана с цепной системой подвесного моста. Железобетонные монолиты были установлены под пьедесталами для скульптур львов. Был выложен деревянный настил в качестве мостового полотна. Это позволило сохранить исторический вид моста.

Перед горожанами предстали обновленные чугунные львы в своем первоначальном цвете – белом с добавлением охры, имеющем сходство с каррарским мрамором. Реставраторы отметили, что внутри скульптуры хорошо сохранились после реставрации в 2000 году. Теперь перед покраской чугунных львов покрыли специальным защитным слоем.


В хорошем состоянии скульптуры должны сохраниться около 20 лет

Пантелеймоновский мост

Второй по красоте мост на Фонтанке. Мост, которым мы любуемся сейчас, был введен в эксплуатацию в 1908 году, только без ограждений (они были деревянными). Вокруг них возникло много эстетических споров, и только через год был осуществлен проект Л. А. Ильина, в котором были использованы мотивы решеток Летнего сада, Первого и Второго Инженерных мостов.

Именно поэтому мост образовал органичный ансамбль с окружающими архитектурными формами. Настоящим украшением моста стали изящные литые конструкции фонарей.

Перпендикуляром к Пантелемоновскому построен Первый инженерный мост, здесь — поворот с Фонтанки и прямо в Мойку, к Чижику-пыжику.

Оба моста соединяют летний сад с противоположными берегами Фонтанки и Мойки соответственно.

Место романтических встреч

Со Львиным мостом связано немало любопытных городских легенд. Одна из них родилась в то время, когда неподалеку от набережной существовала балетная школа. Будущие балерины не только осваивали мастерство классического танца, но и жили в учебном заведении.

Молодые кавалеры приходили на мост с букетами цветов и шампанским и томились в ожидании девушек. Позже, в советский период, здесь действительно назначались свидания. В эпоху до мобильных телефонов, интернета и других средств современной связи мост служил великолепным ориентиром. Поэтому молодые люди назначали девушкам свидания на этом приметном месте.

Все новости рубрики

  • Бюст Петра Великого появился в яхт-клубе «Балтиец»
  • Ветеран отметил прорыв минной блокады Ленинграда выстрелом из пушки
  • Синоптик рассказал, что в Ленинграде 9 мая 1945 года было холодно
  • Блокадный трамвай вспоминали в Петербурге 15 апреляНа улицы блокадного Ленинграда трамваи вернулись 15 апреля 1942 года.
  • КГИОП будет защищать исторические здания Петербурга по-новомуПланируется отказаться от определения ценности здания по году его постройки.
  • 14 марта 2023, 10:27
  • Александру Розенбауму потребовалась срочная операция в Красноярске из-за тромба в ноге
  • 14 марта 2023, 09:11
  • В квартирном пожаре на Кропоткина погиб один петербуржец
  • 14 марта 2023, 11:16
  • В Петербурге пьяный гонщик на “ВАЗе” остановился только после выстрелов
  • 08 марта 2023, 19:59
  • В Выборге автомобилист наехал на женщину с сыном и коляской
  • 08 марта 2023, 19:21
  • В Петербурге задержали находящегося в розыске за присовение денег мигранта
  • 08 марта 2023, 15:15
  • Петербуржцам рассказали, когда стоит ожидать рост цен на жилье
  • 08 марта 2023, 12:58
  • Петербуржцы рассказали с чем чаще всего у них ассоциируется праздник 8 марта
  • 08 марта 2023, 10:04
  • У Биржевого моста построят подземный переход
  • 26 февраля 2023, 14:34
  • Полиция Петербурга задержала укравшую несколько смартфонов несовершеннолетнюю карманщицу
  • 26 февраля 2023, 13:55
  • В Петербурге пенсионерка поверила лжесотруднику банка и перевела почти миллион рублей
  • 25 февраля 2023, 19:41
  • В храме святой Нины хотят увековечить память погибших в блокаду ленинградцев
  • 25 февраля 2023, 20:33
  • На полках петербургских магазинов 40% сметаны не соответствует норме
  • 13 февраля 2023, 09:18
  • Адвокат защитила маленьких россиян, родившихся за рубежом
  • 12 февраля 2023, 19:09
  • В “Севкабеле” до 15 марта продлили выставку о Балабанове
  • 12 февраля 2023, 15:52
  • Юрист прокомментировала предложение лишать маткапитала родивших за границей россиянок
  • 12 февраля 2023, 12:22
  • Петербургский пенсионер желавший подзаработать на инвестициях лишился почти 2,5 млн рублей
  • 05 февраля 2023, 18:13
  • Стало известно о существовании очень похожей на Землю планеты
  • 05 февраля 2023, 16:32
  • Больше половины петербуржцев не одобряют новые феминитивы
  • 05 февраля 2023, 15:14
  • В Василеостровском районе мужчина пострадал, пытаясь потушить воспламенившуюся вытяжку
  • 05 февраля 2023, 11:45
  • В Петербурге суд отправил мужчину, бранившегося у “Авроры”, за решетку на десять суток
предыдущая
следующая
  • Логотип к 319-летию разработали в ПетербургеНа логотипе будет изображение Медного всадника.
  • Петровской церкви на Роменской улице вернули первоначальный обликРеставрация почти завершена.
  • На Днепропетровской установили памятную табличку деду ДовлатоваИсаак Мечик жил в доме №3.
  • Фундамент церкви на площади Труда стал объектом культурного наследияХрам разобрали в 1929 году.
  • Блокадница высказалась против портретов погибших в окнах петербургских домовЕлена Тихомирова призвала не превращать город в кладбище.
  • В Выборге автомобилист наехал на женщину с сыном и коляской
  • В Петербурге задержали находящегося в розыске за присовение денег мигранта
  • Петербуржцам рассказали, когда стоит ожидать рост цен на жилье
  • Петербуржцы рассказали с чем чаще всего у них ассоциируется праздник 8 марта
  • У Биржевого моста построят подземный переход
  • Полиция Петербурга задержала укравшую несколько смартфонов несовершеннолетнюю карманщицу
  • В Петербурге пенсионерка поверила лжесотруднику банка и перевела почти миллион рублей
  • В храме святой Нины хотят увековечить память погибших в блокаду ленинградцев
  • На полках петербургских магазинов 40% сметаны не соответствует норме
  • Адвокат защитила маленьких россиян, родившихся за рубежом
  • В “Севкабеле” до 15 марта продлили выставку о Балабанове
  • Юрист прокомментировала предложение лишать маткапитала родивших за границей россиянок
  • Петербургский пенсионер желавший подзаработать на инвестициях лишился почти 2,5 млн рублей
  • Стало известно о существовании очень похожей на Землю планеты
  • Больше половины петербуржцев не одобряют новые феминитивы
  • В Василеостровском районе мужчина пострадал, пытаясь потушить воспламенившуюся вытяжку
  • В Петербурге суд отправил мужчину, бранившегося у “Авроры”, за решетку на десять суток
предыдущая
следующая

Дворцовый мост для туристов

Сегодня по мосту проходят тысячи людей. Туристы приезжают сюда для того, чтобы сфотографироваться на фоне знаменитой Петропавловской крепости или Эрмитажа. Многие спрашивают адрес Дворцового моста и способ добраться до него. Существует несколько вариантов. От станции метро Адмиралтейская нужно повернуть налево, дойти до перекрестка, а затем направо до Невского проспекта и еще раз налево. От станции метро Невский проспект придется прогуляться до Дворцовой площади и далее до моста. Выйдя из метро на станции Василеостровская, нужно повернуть направо и пройти до набережной Макарова по Среднему проспекту, а затем направо до Стрелки Васильевского острова. Оттуда вы попадете на Дворцовый мост.

Ночью мост выглядит особенно эффектно. Ко времени его разводки здесь собираются туристы, которые хотят посмотреть на это удивительное зрелище. Подсветка делает вид моста наиболее выгодным сразу с двух ракурсов. Если наблюдать, стоя напротив Эрмитажа, в поднимающиеся пролеты отлично видна башня Кунсткамеры. А если посмотреть со стороны Адмиралтейства, вдалеке будет видна колокольня Петропавловской крепости.

Фото и описание

Мост четырёх львов соединяет Спасский и Казанский острова в Адмиралтейском
районе Санкт-Петербурга через канал Грибоедова. Точнее, мост соединяет между
собой Малую Подьяческую улицу и Львиный переулок. Располагается в наиболее
резком изгибе канала. Львиный мост представляет собой объект культурного
наследия России.

Название своё мост получил от четырёх скульптур львов, отлитых из чугуна по
моделям скульптора Соколова (он же является автором сфинксов Египетского моста и
грифонов Банковского).

Львиный мост – это один из подвесных цепных мостов в Санкт-Петербурге,
построенный в 1825-1925 годах. Мост является одним из самых заметных и
примечательных подвесных мостов города благодаря фигурам львов, скрывающих в
себе чугунные детали опор и из пастей которых выходят цепи, держащие мост. Опоры
моста, выложенные гранитом, выполнены из каменной и бутовой тёсаных кладок, и
расположены на одном уровне с набережной канала. Основанием опор моста служили
ростверки, установленные на деревянных сваях. Настил моста поддерживают
металлические цепи, состоящие из звеньев круглого сечения. Решетка Львиного
моста, в сравнении с декоративными элементами других мостов, на первый взгляд
кажется незатейливой и даже аскетичной. Однако именно узор из ряда вытянутых
ромбов, соединяющихся углами между собой и небольшие цветочные розетки,
окантованные полуокружностями, нашли впоследствии наиболее широкое применение в
архитектуре Петербурга.

Авторами архитектурного проекта Львиного моста стали немецкий
инженер-мостостроитель Вильгельм фон Треттер, с 1814 по 1831 годы находившийся
на службе в России, и В.А. Христианович. В ходе совместной работы этих
инженеров-конструкторов построены все висячие мосты Санкт-Петербурга:
Почтамтский, Пантелеймоновский, Банковский, Египетский, Львиный.

Официальное открытие Львиного моста состоялась в 1826 году 1 июля. В сам день
открытия за три часа по мосту, согласно сохранившимся сведениям, прошло порядка
2700 человек.

Мост несколько раз реставрировался. К сожалению, на некоторое время в
результате реставрации он утрачивал свой изначальный облик и менялся не в лучшую
сторону. В ходе реставрации 1880-х годов изящные литые решётки были заменены на
кованую чугунную ограду, львы были выкрашены в тёмно-серый цвет (вместо
оригинального белого) и перестали быть заметными в вечернее время. Кроме того,
во время реставрации с середины моста были убраны и так и не восстановлены
фонари. В таком виде мост продолжал оставаться вплоть до 1954 года (несмотря на
капитальную реконструкцию 1948-1949 годов под руководством инженера А.М.
Яновского с полной заменой деревянных балок на металлические) когда наконец-то,
в соответствии с проектом архитектора Александра Ротача, были возвращены ограда,
фонари и белая окраска львам. Тогда же был отремонтирован настил моста.

Самая поздняя реставрация Львиного моста проводилась в преддверии
празднования трёхсотлетнего юбилея города в 1999-2000 годах. Тогда его балки
были заменены пролётным строением, были отремонтированы поддерживающие ванты и
рамы-скелеты, а также проводилась реставрация фигур четырёх львов.

Львиный мост: краткая история архитектурного памятника и его названия

Примерно в 670 м к юго-западу от Исаакиевской площади в том месте, где сходятся две улицы — Малая Подьяческая и Львиный переулок, — канал Грибоедова делает резкий поворот. В первой четверти XIX столетия городские власти приняли решение о возведения здесь моста, который должен был соединить два острова: Спасский и Казанский.

Изгиб канала Грибоедова у Львиного мостаИзгиб канала Грибоедова в районе Львиного моста

Необходимость в сооружении объяснялась ростом населения быстроразвивающегося Екатерининского района (сейчас — Адмиралтейский). Проект был разработан и успешно воплощен в жизнь П. Соколовым, петербургским скульптором, и двумя инженерами-мостостроителями: В. Христиановичем и В. Треттером. История Львиного моста включает несколько важных этапов:

  • 18 февраля 1825 г. — утверждение проекта;
  • 1 июля 1826 г. — официальное торжественное открытие моста;
  • 1882 г. — замена литых чугунных перил на кованые железные;
  • 1948 г. — капитальная реконструкция под руководством А. Янковского, ленинградского инженера;
  • 1954 г. — установка новых фонарей и перильных ограждений;
  • 2000 гг. — завершение капитального ремонта;
  • 2018 г. — реставрация скульптур львов.

Название моста также претерпевало несколько изменений. Это происходило по разным причинам. Первое название — Мариинский мост — объясняется соседством одноименного переулка (сейчас — Львиный). Неподалеку расположена Театральная площадь. Второе название (Театральный), связанное с этим местом, просуществовало недолго.

С 1912 г. за мостом и соседним переулком закрепилось современное название — Львиный. Источники рассказывают еще одно объяснение топонима. Первоначальное название звучало как «Место о четырех львах». С течением времени словосочетание сократилось. Львиный мост звучит понятнее и проще для запоминания, так как ассоциируется со скульптурами хищных животных.

Фото 1917 года. Сожгли полицейский архив, находящийся рядом с Львиным мостом. Фото prlib.ru/item/680138Львиный мост и дом, где был полицейский участок.

Дом где был полицейский участок рядом с Львиным мостом по адресу канал Грибоедова 99 упоминается в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это место входит в маршрут «Петербург Достоевского, по следам Родиона Раскольникова«.

Поцелуев мост

Мост как мост, но вот название забавное — по фамилии купца Поцелуева — и вид отменный. Рядом с мостом — Новая Голландия.

Впервые на этом месте построили мост в 1738 году. А название моста записано в 1790 — это не только фамилия купца 3-й гильдии, но и название его пивнушки — «Поцелуй». То ли романтик был, то ли хохмач, история об этом умалчивает. А вот романтическое название дало почву разгуляться воображению. Впрочем, легенды довольно однообразны: все они связаны с обычаем целоваться здесь (чтобы не расставаться, при расставании — чтобы обязательно встретиться), ну а сердечки и замочки, обильно висящие, это подтверждают.

Вид на Исаакиевский собор с моста Поцелуев:

История моста

Львиный мост – выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).

Это один из шести висячих мостов, построенных в Санкт-Петербурге в первой четверти XIX века. Львиный мост построен в 1825-1826 г.г., одновременно с Банковским.

Предполагалось завершить работы к октябрю 1825 года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения.

Львиный мост, подобно Банковскому, однопролетный, висячий. Пролетное строение состоит из цепей, подвесок и деревянных балок. Балки крепились к металлическим цепям на подвесках. Концы цепей шарнирно прикреплены к чугунным пилонам внутри львиных голов, наглухо закрепленных на опорах анкерными болтами. Пилоны скрыты внутри декоративных скульптур – львов и металлических постаментов.

Скульптуры выполнены академиком-скульптором П.П. Соколовым. Фигуры львов отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. По деревянным балкам уложены поперечины и дощатый настил. Устои моста каменные из бута, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту была установлена литая чугунная ажурная решетка, на которой в средней части моста были укреплены фонарные столбы непосредственно в перилах.

В 1838 г. уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.

Львиный мост стал первым берлинским подвесным мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

В 1880 году первоначально созданные чугунные литые ограждения были сняты с моста и заменены металлической кованой решеткой простого рисунка, видоизменены фонари.

В 1948 году по проекту инженера О.М. Яновского был произведен капитальный ремонт моста. Были заменены деревянные балки металлическими, а для придания им криволинейного очертания, они составлены из пяти отрезков, сваренных между собой. В результате балки жесткости приобрели небольшую стрелу подъема. Все остальные конструкции моста были сохранены в первоначальном виде.

В 1954 году были восстановлены прежние решетки и фонари по проекту арх. А.Л. Ротача. Отреставрированы постаменты и скульптуры львов.

В 1999-2000 г.г. произведен капитальный ремонт моста. В 2015 году вандалами был оторван один фонарь, второй поврежден. Силами СПб ГБУ «Мостотрест» были произведены работы по реставрации фонарей и установке их на торшеры. На следующий год выполнена окраска перил, карнизов и торшеров.

Последняя по времени реставрация скульптур львов на Львином мосту началась 10 августа 2018 года и продлилась до октября 2018 года. В отличие от реставрации 2000 года, скульптуры не демонтировали, все работы проводятся под защитными навесами прямо на мосту. 

Особенности расположения моста

Мост со львами в Санкт-Петербурге выглядит на этом месте особенно символично. Он соединяет Малую Подьяческую улицу с Львиным переулком.

Для карты Санкт-Петербурга характерна прямота линий, обозначающих каналы и их набережные. Канал Грибоедова отличается несвойственной общему плану изогнутостью. Первоначальное название Кривуша отражает как нельзя лучше характер течения реки. Львиный мост установлен на месте его самого большого изгиба. Благодаря этому обстоятельству место привлекает гуляющих живописными видами и дополнительными ракурсами.

На заметку!Правда, иногда сделать памятную фотографию бывает довольно затруднительно. Из-за скопления желающих приходится ожидать подходящего момента на протяжении достаточно продолжительного времени.

Находиться в таком романтическом месте очень приятно и необременительно. Вид старинных деревьев на берегах канала также может послужить отличным фоном для памятных фотографий.

Мост непременно придется перейти всем, кто направляется в Мариинский театр. На расстоянии 500 м расположился один из красивейших петербургских храмов. Золотые купола Никольского или, как его еще называют, Морского собора отражают свет солнечных лучей. В их сиянии голубые стены и украшающая их белая лепнина выглядят еще более нарядными и торжественными.

По соседству находятся и другие исторические и памятные места:

  • Государственный музей истории религии;
  • Юсуповский дворец;
  • Почтамтский мост;
  • Поцелуев мост;
  • памятник М.И. Глинке;
  • памятник носу майора Ковалева.

История

Львиный мост был сооружен по проекту немецкого инженера Вильгельма фон Треттера. С 1814 по 1831 годы фон Треттер работал в России, где принял участие в проектировании более 10 петербургских мостов.

В 1822–1827 годах в Санкт-Петербурге было построено семь цепных висячих мостов, из которых до наших дней сохранились лишь три: Банковский, Львиный и Почтамтский.

В 1823 году В. фон Треттер разработал два проекта пешеходных мостов через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова): Банковский и Львиный. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены одновременно.

Оба моста предполагалось открыть в октябре 1825 года, но задержка с изготовлением металлических частей задержала окончание работ почти на год. Руководил строительством инженер В.А. Христианович.

Строить специальные устои под легкие пешеходные мосты не было смысла, и опоры сделали, разобрав лишь забутку набережной. В образовавшиеся колодцы опустили деревянные ростверки, к которым прикрепили концы цепей круглого сечения диаметром в 1,5 дюйма (около 4 см). Эти цепи поддерживали висячее пролетное строение из деревянных балок с поперечинами и дощатого настила.

Чтобы предохранить концы цепей, заделанных в кладку, от коррозии, их поместили в металлические трубы, заполненные воском.

На берегах, в месте перехода цепей от пролета к заделке, в основании были установлены чугунные решетчатые квадранты. Конструкция их декорирована тяжелыми чугунными фигурами львов высотой около 2,4 метра, которые вместе с чугунными постаментами служили дополнительным контргрузом цепей.

Фигуры львов сделаны так, что создают ощущение работы скрытой за ними конструкции. Лапы выдвинуты вперед, и в них словно чувствуется огромная сила, противодействующая основному усилию цепей.

Скульптуры львов, давшие название Львиному мосту, выполнены академиком-скульптором Павлом Соколовым, отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе и окрашены в белый цвет под мрамор. Как писал инженер В. фон Треттер в пояснении к своему проекту, «Относительно самих львов и грифонов я никак не выдаю наружность их вида за точный, ибо это есть дело скульптора, чтобы дать их моделям всю красоту, какую только они способны принять».

Львиный мост

Известно, что в день открытия по
Львиному мосту
прошло около 3 тыс. горожан, привлеченных огромными
2-хметровыми фигурами львов, сидящих на четырех углах моста и держащих в
пасти подвесные цепи. По задумке авторов эти львы были не простой
экзотической «декорацией» строения, их мощные фигуры призваны были
скрывать механизмы и крепления моста. Отливались эти «зверушки» из
чугуна и состоят из двух половинок корпуса, на спинах и груди можно
разглядеть соединительный шов. При всем своем монументальном виде эти
«цари зверей» полые внутри, что требовалось для исполнения их функций
«держателей» моста. Кроме того, видимая монументальность и грандиозность
фигур
нарочито противопоставлялась скульптором П.Соколовым
общей легкости и изящности самой конструкции Львиного моста,
украшенного небольшой ажурной, узорчатой оградой-решеткой.

Решетка и
6-тигранные фонари были сняты в 19 веке и заменены на обычную железную
ограду. Прежними и львы и мост стали лишь в 1954году, когда решетка и
фонари были восстановлены, львы снова были выкрашены в белый цвет и
отремонтирован настил конструкции. Сейчас Львиный мост – любимое место
горожан и туристов, количество романтиков, гулящих по нему сегодня
намного больше первых тысяч любознательных петербуржцев.

«..крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя. ..»
Д.Бобышев.

Разноцветные мосты Питера

На реке Мойке по направлению к Невскому проспекту последовательно расположены три цветных моста Санкт-Петербурга. Все три соединяют Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.

Синий мост

Самый широкий мост Петербурга — почти сто метров! Название Синего моста восходит к времени его первой постройки — 30-е годы девятнадцатого века — именно тогда он был впервые покрашен синей краской. Удивительное постоянство — мост так и остался Синим, в отличие от многих питерских собратьев, которые в советские времена меняли названия.

Хотите нестандартную фотку с Исаакиевским собором — берите в кадр синий мост. А вот с видом  на Мариинский дворец:

Красный мост

Уникальность Красного моста в том, что это единственный мост в Питере, который выглядит сейчас так же, как и было задумано первоначально. Мост известен с  1717 года. Он соединяет разные берега Гороховой улицы, на одном из которых находится красивейший Торговый дом С. Эсдерс и К. Схейфальс. Да-да, это его шпиль на фото.

Зеленый мост

Проходит по Невскому проспекту от Казанского собора и Строгановского дворца к дому Чичерина. Зеленый мост стал первым чугунным питерским мостом (построен в 1806 году). Первый мост на этом месте появился в 1720 года, а Зеленым он стал уже в 30-х годах XVIII века.

Мост-предсказатель

Мост четырех львов находится в списке Единого государственного реестра объектов культурного наследия России. Увидеть его стоит, даже если вы не интересуетесь классической архитектурой и просто вышли на прогулку. Он примечателен не только своим внешним видом, но и легендами, связанными с его существованием.

Львы у дворцового моста в Санкт-Петербурге

Не имея доступных средств связи, в былые времена петербуржцы назначали свидания у памятников. Львиный мост не стал исключением. Столь романтичное место прекрасно подходило на роль ориентира и пользуется этим статусом по сей день.

Кроме того, городская легенда гласит, что мост пользовался популярностью у будущих мам. Беременная женщина приходила к переправе и наблюдала за прохожими. Первый встретившийся из них — кавалер или барышня — и определял пол ребенка.

«Мост о четырех львах»

Такое длинное и торжественное название должен был получить мост со львами СПб , строившийся в 1825 году. Основной причиной для осуществления проекта был все возрастающий рост населения в районе Адмиралтейства, прилегающего к набережной канала, в настоящее время носящей имя Грибоедова, а в те времена Екатерининского.

Крылатые львы Банковского моста вернутся после реставрации в 2019 году. Крылья львов снова будут золотыми

Чертеж моста, представленный Вильгельмом фон Триттером, украшали фигуры львов, держащих стальные канаты. Департамент путей сообщения поручил создание царственных зверей скульптору П.П. Соколову.

Павел Петрович уже был хорошо известен. Мировую славу принесла ему «Молочница». Скульптура девушки с разбитым кувшином украсила один из самых известных фонтанов Царского Села.

Торжественное открытие подвесного моста состоялось 1 июля 1826 года. В этот день уже в течение первых нескольких часов около 3000 человек перешли по новому мосту с Казанского острова на Спасский.

Небольшая длина в 23 метрах не смогла повлиять на популярность этого моста, облик которого можно считать одним из узнаваемых образов Санкт-Петербурга. Мост по-прежнему привлекает к себе интерес прибывающих в город гостей.

«Тихая грусть» — второе название бронзовой статуи, воспетой в стихах многих русских поэтов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий