Доверять Вселенной
Многие из нас привыкли думать, что ход своей жизни можно держать под полным контролем. И если всё идёт по плану, то жизнь удалась, а если планы рушатся, значит, что-то пошло не так. Индия предлагает не быть столь самонадеянным и довериться… Вселенной. А иногда не просто предлагает, но и настойчиво рекомендует, круша все твои планы.
Таким образом она как будто говорит, что нужно замедлиться и внимательнее посмотреть на то, что происходит. Идёшь ли ты туда, куда на самом деле хочешь, те ли задачи в жизни решаешь.
Здесь ты можешь либо бесконечно сопротивляться и страдать от того, что всё пошло не так, как ты изначально хотел, либо расслабиться и отдаться этому потоку. Просто наблюдать за тем, какой сценарий Индия разворачивает для тебя, и хотя бы на время захотеть то, что происходит.
Нет, Индия не предлагает нам полностью отказаться от планирования и жить в постоянной спонтанности. Так она учит нас относиться проще к тому, что не всё в нашей жизни происходит так, как мы хотим, не всё зависит от нас. И это нормально. Если у нас нет логического объяснения тому, почему происходит так, и нет уверенности, что это происходит нам во благо, это лишь означает, что у нас нет тому логического объяснения.
Нравственный смысл
Неоспоримое достижение буддийских аналитиков Абхидхарма, которое также может быть востребовано в современной этике, должно быть признано как максимально экономическое понимание тех «корневых эффектов», которые реализуются в нравственных проступках. Сокращая их до триединства мировоззренческих заблуждений, окрашенных общей неправильной жизненной ориентацией (под заблуждением понимается моха, что буквально означает «заблуждение»), похотью и отвращением, также имеет неоспоримый «практический» потенциал, учитывая дальнейшую «укорененность» двух последних факторов: преодоление эффекта страсти может быть эффективным только при преодолении причин страсти. Правда, основной «корневой эффект» интерпретируется буддистами в свете их системной, антиперсоналистической доктрины, которая наиболее отчетливо выявляет их противоречивость с этической точки зрения . Однако сами эксперименты по наслоению «феноменального» и «нуменального» воздействия на объяснение морального сознания и поведения не утратят своей перспективы до тех пор, пока продолжается этическое теоретизирование.
Большой интерес представляет и дискуссия йогачар с Вайбхашиками о снисходительности, а значит и невосприимчивости «ощущения невредимости» к отсутствию гнева и сострадания. По аналогии с простыми и сложными идеями Локка можно сказать, что проблематичным является вопрос о том, следует ли считать это чувство простым нравственным чувством (т.е. «атомным», несокрушимым для других) или сложным чувством (складывающимся из других, «простых»)? Какую бы точку зрения ни заняли при рассмотрении этого конкретного вопроса, очевидно, что буддийские философы дают дополнительный импульс для изучения феноменологии нравственного чувства.
Среди вечных проблем этики — предмет дебатов между мифавиравадинами и другими школами традиционного буддизма: имеет ли моральное значение только намерение, только действие, или и то, и другое с разной степенью смысла? Сфавиравадины отстаивали третью точку зрения, используя здравый смысл, и они были вполне правы; между желаниями
Основной, фундаментальный нравственный смысл — чувство ответственности — предполагает по определению непрерывное Я (которое испытывает угрызения совести или, наоборот, удовлетворение от того, что оно сделало в прошлом), а элементарная вещь уже моральной самооценки — это идея свободы субъекта нравственного поступка, что на теоретическом уровне исключает возможность приведения его к автономному набору психосоматических функций, жестко подчиняющихся причинно-следственным связям, и требует предположения о существенном онтологически отделенном от них ментальном центре
Убийство человека и осознание этого желания все еще оставляет некоторое «моральное пространство», чтобы понять, почему действие оценивается иначе, чем просто намерение. Проблема другая — возможно и желательно ли при решении этого вопроса иметь более «теоретически заряженные» рассуждения, а не только здравый смысл, или же решение этических проблем, в отличие от умозрительных, позволяет нам прибегнуть к нравственной интуиции? Заслуги буддийских философов вновь заставляют нас задуматься над вопросами мета-этического порядка.
Некоторые факты:
Если вас пригласили в гости и предложили поесть, то не следует доедать угощение до конца, иначе хозяева решат, что гость остался голоден, и расстроятся.
- Слово «пижама» – родное и сонно-приятное для россиян, имеет индийское происхождение, возникло из языка хинди и означает буквально «одежда для ног». Здесь подразумеваются свободные и легкие штаны, с кулиской в поясе.
- В Индии самый высокий процент смертности в мире. Главная причина этого явления – дорожные происшествия. Движение на дорогах в Индии, особенно в городах, чрезвычайно интенсивное, а его регулировка отсутствует. Чтобы безопасно маневрировать между автомобилями, мотоциклами, рикшами, животными и пешеходами, надо иметь талант. Люди гибнут под колесами автомобилей или из-за удушья в переполненных автобусах. Свой вклад в высокий уровень смертности вносит и смертность новорожденных детей и беременных женщин из-за недостаточно квалифицированной врачебной помощи. Кроме этого, до сих пор убивают за неверность и за приданое.
Если что, то это типичная поездка на поезде
Хотя большинство людей в Индии употребляют растительную пищу, в индийской кухне есть очень вкусные блюда из курицы, козы, ягненка. Но в Индии самое большое количество вегетарианцев. В Индийском Золотом Храме ежедневно бесплатно раздают несколько тысяч вегетарианских обедов нищим и бездомным. Непременно здесь нужно попробовать панир, наан и бириани – блюда из овощей и риса.
В городах Индии люди гибнут под колесами автомобилей, от загрязненного воздуха, а еще и от антисанитарии, так как в 53% домов отсутствует водопровод и канализация.
- Одним из изобретений древней Индии, распространившихся по всему миру, стал кальян. Считается, что индусы научили курить кальян персов, которые поделились знаниями с египтянами. Те, в свою очередь, с турками, и так по цепочке весь мир.
Бедность и COVID
Зарегистрированные касты, племена и OBC в большом числе проживают в сельской местности, которая беднее городской. По последним данным Всемирного банка, уровень крайней нищеты в Индии в 2019 году сократился на 12,3 п.п. по сравнению с 2011 годом — с 22,5% до 10,2%. Причем сокращение бедности в сельской местности шло быстрее, чем в городской. Затем пришла пандемия и возник «хаос». Пандемия COVID-19 сильно ударила по экономике Индии и процесс экономического развития и снижения бедности. Средний класс сократился на 32 млн человек, а число бедных выросло на 75 млн человек.
«Уровень бедности в стране стабильно падает с начала 2000-х годов благодаря государственной политике. Урбанизация в Индии идет очень быстро. Из-за того, что необходимо обслуживать растущее городское население, большое число людей из сельской местности переселяются в мегаполисы и устраиваются там на поденную работу или открывают свой мелкий бизнес. Стремительный рост индийского ВВП в значительной степени происходит за счет разрастания сферы услуг», — поясняет руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Института международных отношений и мировой экономики РАН Алексей Куприянов.
Но, по словам Куприянова, во время пандемии начался «великий исход» сельских жителей из городов. Из-за локдаунов в Мумбаи, Ченнаи, Нью-Дели огромное число населения, десятки миллионов человек, стали возвращаться обратно, чтобы заниматься земледелием и хоть как-то прокормить свои семьи.
Эксперт отмечает, что бедность и кастовая принадлежность зачастую связаны опосредованно: многое зависит от внешних условий, например, неурожая для земледельцев. «Многие представители низших каст занимаются поденной низкооплачиваемой работой, и по ним глобальные изменения, разумеется, бьют сильнее всего. С другой стороны, индийские власти пытаются исправить ситуацию при помощи «позитивной» дискриминации: есть список зарегистрированных каст и племен, члены которых могут рассчитывать на определенные квоты. Далеко не все бедняки принадлежат к низшим кастам, за чертой бедности могут оказаться представители и более высоких каст», — говорит Куприянов.
Экономика образования
П — позитивная дискриминация: разнообразие для галочки
По оценке ООН, в ближайшие два года Индия будет показывать самый большой рост экономики среди развивающихся стран на уровне более 6% в год. По словам Куприянова, бурное развитие связано с восстановлением после пандемии: после падения ВВП на 8% в 2020 году, экономика выросла на 12% в 2021-м. Но пока непонятно, будет ли сохраняться эта тенденция.
Осознавать последствия своих поступков и мыслей
Индию многие называют духовной колыбелью человечества. Здесь зародилась первая мировая религия — индуизм, из которого многое позаимствовали другие религии. И даже если тебя не очень интересует эта тема, в путешествии по Индии обойти её стороной не удастся.
Потому что здесь индуизмом пропитано всё: повседневные привычки, еда, телесериалы, медицина, образ мыслей и философия жизни. Не говоря уже о том, что девять из десяти достопримечательностей Индии несут в себе священный подтекст.
Конечно, индийцев так же, как и большинство из нас, волнуют вопросы материального благополучия и своего места в социуме. Но на глобальном уровне они никогда не встанут выше духовных. Не зря высшей кастой в Индии являются брахманы — жрецы, духовные служители, в иерархии они стоят даже выше правителей и тем более торговцев.
Мыслители Индии
Индийская цивилизация одна из древнейших из известных и изученных цивилизаций. Точно известно, что в основу этой культуры легли обычаи, верования индоарийских племен, пришедших с Севера. Индоарии входили в праиндоевропейскую общность. Пришлые с севера на территорию Индостана индоарийские племена несли с собой общую во многом с другими европейскими народами, культуру. Вторая половина II тысячелетия – начало I тысячелетия до н.э. были временем активного продвижения индоариев на юг Средней Азии и далее на территорию Иранского плато и до границ Индии. Расселение индоарийских племен являлось не одновременным, а постепенным процессом.
Что же встретили они в этой новой для них местности? В тот период существовавшая в Северной Индии, в районе реки Инд, Хараппская цивилизация уже пришла в упадок. Поэтому новые племена легко смогли ассимилировать местные дравидийские и мундские племена, навязывая им и свою культуру и религию. В тот период священными текстами для индоариев были Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и позже Атхарваведа), поэтому он известен как ведийский период. Далее составляются тексты Брахман, Араньяк и Упанишад, в которых уже появляется протофилософские идеи. Собственно развитие философии в Древней Индии начинается с V века до н.э. Это так называемый шраманский период, названный так по названию странствующих учителей – шраманов, первых философов. Именно в это время зарождаются основные идеи древнеиндийской философии и действуют первые великие мыслители. Наиболее известными для широкого круга европейских любителей философии являются Сиддхартха Гаутама (Будда) и Джина Махавира (Нигантха Натапутта). Были еще и такие как Аджита Кесакамабала, Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Макхали Госала, Арада Калама и другие. Они во многом предвосхитили развитие индийской философии, хотя их тексты не сохранились и они могут быть изучены только по буддийским источникам. Буддисты в то время много внимания уделяли философским спорам и поэтому тщательно записывали не только собственное учение, но и взгляды своих противников.
Необходимо заметить, что вся философская традиция Древней Индии делится на астику и настику. Астика – это учения и мыслители, которые поддерживали ведическую традицию (школы ньяя-вайшешика, санкхья-йога, миманса-веданта). Настика – это отрицающие ведийскую традицию (материалисты, джайнисты, буддисты и некоторые другие течения шраманского периода).
Далее в разделе:
- Аджита Кесакамбала
- Маккхали Госала
- Арада Калама
- Джина Махавира
- Будда
- Шанкара
- Авторитет в индийской философии
- Разум в индийской философии
- Школы индийской философии
- Система чарвака
- Система ньяйи
- Освобождение в индийской философии
- Система йоги
- Система мимансы
- Душа в индийской философии
- Арьядэва
- Патанджали
Влияние древнеиндийских философских традиций на современную индийскую философию
Вопреки утверждению о том, что разнообразие философских доктрин якобы является выражением свободы и демократии мысли, свидетельством расцвета философии, однако большинство считает, что разнообразие доктрин и борьба между ними свидетельствуют скорее о нищете, чем о процветании.
Эпистемологические корни современного индийского идеализма и идеализма в целом заключаются в преувеличении одного аспекта бесконечно сложного, диалектического процесса познания, в превращении одной из его граней или черт в абсолют. В зависимости от того, какая грань в той или иной доктрине становится абсолютной, она приобретает свои особенности, отличающие ее от других доктрин, не теряя при этом общности теоретико-познавательных основ с философским идеализмом в целом.
Наряду с развитием систем, претендующих на универсальность, в индийской философии прослеживается тенденция к сужению специализации не только в отраслях философского знания, но даже в отдельных проблемах философии, которые зачастую абсолютизированы, оторваны от общего комплекса идей и возведены в ранг самостоятельной, а порой и частной сферы мировоззрения. Следствием этого является появление таких понятий, как «философия ценностей», «философия души и тела», «философия мистицизма» и др.
Все вышеперечисленные философские системы и учения не достигли уровня школ и течений, как это было с древнеиндийскими учениями, интегральной Ведантой или Гандизмом Ауробиндо Гоша, которые сформировали эпоху в развитии философской мысли и обрели не мало активных последователей.
Иными словами, в современной индийской идеалистической философии каждая система ассоциируется только с именем ее создателя, носителя и пропагандиста, а поскольку они обычно претендуют на универсальность и абсолютную истину, между ними неизбежна ожесточенная конкуренция и даже борьба. Поэтому при всем своем разнообразии такие системы, как правило, не имеют реальной исторической перспективы и не могут выполнять функции актуальной философии жизни, столь необходимые индийской национальной буржуазии.
На развитие современной идеалистической философии большое влияние оказали учения и принципы древнеиндийской философии. Широкое использование ее категорий и идей является как следствием, так и выражением консервативной силы духовных традиций и порождает у индийских философов понятие некой неизменной национальной и аборигенной философии, которая, как утверждается, обладает характеристиками и свойствами, не зависящими от исторических периодов и конкретных систем.
Одна из наиболее обобщенных характеристик индийской философии принадлежит Д.М. Датта. По его словам, его основные черты заключаются в том:
1) попытка создать мировоззрение, основанное на всех аспектах опыта, а не только на чувственном опыте;
2) утверждение о том, что философия существует для жизни и должна быть живой в частной, общественной и международной сферах;
3) в мысли о том, что овладение душой и телом и нравственная чистота необходимы для того, чтобы сделать философские истины более эффективными;
4) признание основополагающего единства всего, особенно человека;
5) мысль о том, что конечная реальность может проявляться или восприниматься по-разному;
6) постулат о том, что политическая свобода и материальный прогресс необходимы, но только в качестве средства для окончательного духовного мира и совершенства;
7) утверждение, что конечной целью каждого человека является самосовершенствование, поднятие мира до уровня совершенства.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
- Марксизм
- Цивилизационная концепция А. Тойнби
- Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
- Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
- Контуры нового этапа цивилизационного развития
- Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
- Культура и природа
- Справедливость: понятие, проявление и сферы
- Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
Современная индийская мысль
Наконец, характер аргументации в споре между мимсаками Прабакары и Кумарилы по поводу правильной мотивации совершения предписанных ритуальных действий, безусловно, склоняет заинтересованного этиста к оппозиции к освящению в пользу деонтологии. Позиция Прабакары и его последователей, настаивавших на существовании особого чувства обязательного действия, как не поддающегося никаким ситуационным интересам и сознания добра и определенной нерациональности этого чувства, полностью подтверждает сравнительные интуиции Ф.И. Щербацкого. Русский буддист видел в взглядах Прабакары прямую аналогию с нравственной доктриной Канта — «категорический императив у брахминов» (с сознанием всех частных отличий), а в оппоненте — рассуждения, исходя из того, что Кант назвал гипотетическим императивом (эта параллель кажется более точной, чем между нравственным смыслом, на который ссылается Прабакара, и нравственным смыслом у английских философов XVIII века, начиная с Шафтсбери ).
Нельзя забывать, что в отказе Будды от категорических моральных оценок в пользу гипотетических, мы также имеем дело с метаэтической формулировкой вопроса.
Обсуждение этого исследования русского буддизма см. в книге Ф. И. Щербацкого и его «Философия-компаратист». М., 1998. С. 90-92; см. также: В.К. Шохин «Категорический императив брахминов» в философском компаративизме // Материалы VIII. Международные Кантские чтения, посвященные 275-летию со дня рождения И. Канта. Калининград, 1999. С. 100-101.
Здесь мы определили лишь некоторые из этических проблем, которые занимали индийских философов и, похоже, имеют отношение к современной этике, либо как «вечные проблемы», либо как темы современных дебатов. Конечно, мы ни в коем случае не претендуем на то, что исчерпали тему «Индийская и современная этика» (отчасти потому, что мы не ставили перед собой такой задачи). Это было сделано только для того, чтобы проиллюстрировать то, что мы считаем неопровержимым тезисом о том, что этические учения прошлого не должны изучаться только ради изучения прошлого. И в поддержку этого момента приведенные выше примеры представляются достаточными.
Современная индийская мысль даже не проявляет признаков роста, жизненной силы или инициативы….. Ему нечего сказать миру. Современная индийская философия потеряла свою жизнеспособность. Причина заключается в том, что в его системах доминируют этические и религиозные мотивы. Последнее наносит ущерб делу философского прогресса и неизбежно ведет к стерилизации философских мотивов.
Революция в сознании человека, вызванная достижениями науки и техники, заставляет признать, что философия отделена от религии, а наука, в свою очередь, от того и другого, и это толкает человечество к материализму. Религия и философия в плачевном состоянии.
Размышления индийских философов по этой проблеме лишь подтверждают этот вывод. Философия в настоящее время находится в бедственном положении, и философы действительно проходят через один из самых мрачных периодов в развитии человеческих знаний. В недавнем прошлом, накануне независимости, только философские системы Ауробиндо Гоша и Радхаккришнана были целостными и практичными. На сегодняшний день философские идеи и концепции еще не выкристаллизовались до такой степени, чтобы их можно было назвать современной индийской философской теорией.
Особенности идеологической борьбы и ход развития индийской философии порождают множество идеалистических философских систем и концепций, каждая из которых рассматривается ее автором как философская жизнь, раскрывающая высшую истину и являющаяся универсальным средством решения всех актуальных проблем.
Особенности менталитета
Выражать свои чувства на публике у индийцев не принято. Например, влюбленным на людях не полагается даже держаться за руки, а тем более обниматься и целоваться. При этом можно наблюдать картину, как ходят, держась за руки, индийские мужчины. Это считается нормой и символизирует дружбу. Местные жители, как ни странно, достаточно сдержанны в эмоциях: если собеседник начнет бурно жестикулировать или повышать голос, индиец может просто прервать общение.
Также неприличным считается носить длинные распущенные волосы: женщины прячут их под головным убором, либо собирают в «хвост». Также у индианок должны быть прикрыты ноги свободной одеждой. На пороге жилища, храма или больницы необходимо разуваться. Приветственный жест в Индии – соединенные пальцы рук.
Брахманы
От 5 до 10% населения типичной сельской местности составляют члены касты брахманов, стоящие на верхнем уровне кастовой иерархии. Среди них: землевладельцы; деревенские писари и бухгалтеры или счетоводы; выполняющие ритуальные функции служители культа. Членами брахманской касты браки заключаются только в своем кругу, хотя возможно создание семьи с представителями аналогичной касты из соседней деревни. Брахманы не должны ходить за плугом и выполнять любые виды работ, связанные с применением ручного труда.
Брахманам запрещено принимать пищу, приготовленную вне их касты, но члены других каст могут питаться едой, приготовленной брахманами. При выборе еды брахман должен соблюдать множество запретов. Например, поклоняющиеся богу Вишну брахманы являются вегетарианцами с IV века н. э. Брахманы, поклоняющиеся Шиве, должны воздерживаться от мяса млекопитающих, которые входят в рацион питания низших каст.
Брахманы являются духовными наставниками для семей каст высшего или среднего статуса. Брахманами в большей мере, чем остальными кастами, соблюдается занятие именно теми профессиями, которые предусмотрены их варной. Их среда на протяжении многих веков порождала писцов, священнослужителей, ученых, учителей и гражданских чиновников. Ещё в начале XX в. брахманы занимали не менее 75% всех важных государственных должностей.
Для брахманов недопустима взаимность в общении с остальными варнами. Им разрешено принимать подарки или деньги, но сами они никогда не совершают даров.
Наслаждаться контрастами
Уникальность современной Индии — в её контрастах. Глобализация вовсе не обошла стороной эту страну. Однако Индия и её улицы продолжают сохранять свою самобытность, и это один из ключевых факторов, которым она покоряет сердца своих гостей.
Самый контрастный город Индии — это Мумбаи. С одной стороны, это самый современный, продвинутый, европеизированный индийский город. И с другой — не утративший свой национальный колорит.
На дороге по одной полосе здесь едет дорогущая машина, а по соседней — беззаботно прогуливается корова. Точнее, не совсем так: корова в Индии на правах священного неприкосновенного животного прогуливается там, где ей угодно. А дорогой машине достаётся та часть дороги, которая осталась.
Великолепная архитектура колониального периода здесь буквально граничит с трущобами, в которых дома сооружены из того, что нашлось, а некоторые просто сложены из картонных коробок. Стоит только перейти железнодорожный мост, и ты уже оказываешься в другой реальности.
Внешний вид людей здесь тоже контрастен. Обычай носить яркие сари у женщин и набедренные повязки у мужчин сохраняется в Индии не только в деревнях, но и в больших городах, включая Мумбаи. Параллельно с этим другие индийцы выбирают для себя более привычную нам европейскую одежду.
В чём смысл жизни: ответ индуизма
По индуизму действие кармы выходит за пределы одного существования. Путь человека в этой жизни обусловлен тем, как он проявил себя в прошлых жизнях. Поступки, совершённые в этой жизни, определяют его судьбу в последующих жизнях.
Душа обречена на постоянные перерождения, пока мы находимся в плену чувственных наслаждений, эгоистических желаний, беспрестанно возникающих у нас в голове, и иллюзий о двойственности мира.
По индуизму задача души — выйти из круговорота рождения и смерти, осознав свою истинную природу, растворив своё эго и в полной мере ощутив единство с душой мира. Другими словами, достигнув просветления.
Большинство индийцев глубоко верят в закон кармы, поэтому в целом это очень добропорядочный народ. Например, в магазинах всё лежит на полках без присмотра и без камер, но хозяева не сильно волнуются, что у них что-то украдут. А если и украдут, что ж, Вселенная не останется перед вором в долгу.
В то же время это не помешает индийцу назвать тебе цену за проезд в такси или за покупку сувениров в десять раз выше, чем она есть на самом деле. Это, что называется, из другой оперы. Поэтому не забывай торговаться! Кстати, закон кармы в Индии работает не только на индуистов. Она настигает здесь любого, и очень быстро. Поэтому будь осторожен.
Закон кармы — это не только про поступки, но и про мысли и слова. Здесь говорят: мысли материализуются и добавляют: будь осторожен со своими желаниями, здесь они сбываются. И это правда
Индия учит сохранять в чистоте и относиться со вниманием не только к своим действиям, но и мыслям, порой подкидывая курьёзные, а иногда и сложные испытания
Основные школы философии Древней Индии
Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.
Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.
Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.
- Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
- Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
- Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
- Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
- Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
- Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.
Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.
- Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
- Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
- Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.
Основные традиции
Прежде, чем отправиться в эту сказочную и удивительную страну, важно ознакомиться с ее местными обычаями. Только тогда можно чувствовать себя вполне комфортно на индийских улицах и не испытывать неловкости от неправильных действий
Например, если вдруг пришло желание попробовать пищу руками, то необходимо брать еду только правой ладонью — левая рука у индусов считается не чистой.
В Индии не приняты рукопожатия. В качестве приветствия применяется определённый ритуал – индийцы соединяют свои ладони, после поднимают их к подбородку, кивают головой и произносят слово «намасте». Именно подобное приветствие используется в Индии. Иногда мужчины, конечно, могут поздороваться рукопожатием, но оно считается выражением дружелюбия.
Индийским женщинам запрещено вольное общение с мужчинами. Женщине также требуется избегать рукопожатия. В Индии не здороваются посредством рукопожатия, а ладони не кладут на плечи других людей.
Что касается обращения к визави, то следует знать, что для индийцев фамилии ничего не означают. Имя у индусов состоит из своего собственного, имени отца и названия касты либо деревни проживания. После заключения брака женщине оставляют собственное имя, но в ее документах личности записывают, чья она супруга.
На улицах и в доме индусы не показывают друг на друга пальцами. Для этого используется вытянутая рука
Вообще, в стране необходимо уделять особое внимание к своему поведению и жестам. Неуважением считается, если нога указывает в сторону другого человека
Национальная культура имеет свои особенности поведения в общественных местах. В Индии находится под запретом проявление любых своих эмоций на людях – всякие открыто выраженные объятия, гнев, недовольство, поцелуи считаются неприличными. Держаться в общественных местах за руки разрешено только семейным парам.
При посещении святых мест необходимо знать и соблюдать существующие обычаи и традиции Индии. Перед входом в храм принято снимать обувь. Не стоит брать в святое место различные кожаные изделия. Четки считаются духовным предметом древней Индии, который не выставляется напоказ посторонним. Их следует держать незаметно.
Внутри храма нельзя фотографироваться. В крайнем случае, необходимо спросить разрешения на фотосъемку. В храм необходимо одеваться соответственно святому месту – женщины должны входить с покрытой платком головой и закрытыми плечами. Положено делать пожертвования.