Казанская (Преображенская) церковь Тутаев

Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря

После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.

Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»

На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь

Площадь Ленина

На левобережной стороне Тутаева расположена древняя торговая площадь, которая еще в XVIII — начале XX века называлась Спасской. Когда-то на ее территории находилась каменная Спасская церковь, построенная в городе в XVIII веке. В 30-е годы прошлого века ее разобрали, а площадь переименовали в честь Владимира Ленина. Несмотря на множество событий, площади удалось сохранить облик начала XX века по сей день, что для городов Волги достаточно редкое явление.

Сейчас на площади Ленина расположены 3 исторических памятника федерального значения: дом Демидова, строгановские склады и пожарная каланча, являющаяся на протяжении последних 100 лет самым высоким сооружением на левом берегу Тутаева. Ее высота равняется 25 метрам. Все три этажа выстроены из камня, и лишь верхняя часть, возведенная в форме усеченной пирамиды, была сделана из дерева.

Строгановские склады появились в этом месте в конце XVII — начале XVIII веков. Здесь знаменитая на всю Российскую империю династия Строгановых хранила соль, которой торговала в Романово-Борисоглебске. Характерные черты прошлых веков позволили снять на площади фильм Леонида Гайдая «12 стульев».

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год. 

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» – вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте 

Как Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев

Романовская сторона, где жил Классен, в большей степени хранит аромат старины, на правом же берегу Волги выросли кварталы многоэтажных домов. Но в городе, большей частью, на левом волжском берегу, сохранилось немало зданий, построенных еще романовскими купцами и дворянами. Недалеко от Крестовоздвиженского собора стоит усадебный особняк Зацепиных. С ним связана история, послужившая поводом для переименования Романова-Борисоглебска.

Усадьба Зацепиных

Во время ярославского контрреволюционного восстания в июле 1918 года из Романова-Борисоглебска в помощь красногвардейцам отправляется вооруженный отряд. По пути сторонники Ильича решили разобраться с местным городским головой Никитой Зацепиным и двинулись к его усадьбе. Тот начал отстреливаться. Солдат Илья Тутаев — единственный из всех атаковавших дом Зацепина, был убит. Вот в честь него и решила новая власть дать городу достойное имя — название «Романов» так или иначе перекликалось с царской фамилией, а православных святых Бориса и Глеба большевики, понятно, не жаловали. 

Сперва городу хотели присвоить двойное имя, Луначарск-Тутаев, но, в конце концов, остановились на Тутаеве. В перестройку местные депутаты не единожды пытались вернуть городу прежнее наименование, и даже дошли до Государственной Думы, но большинство жителей на референдуме проголосовали против. Посчитали, что есть дела поважнее. Да и в названии «Тутаев» не увидели ничего противоречащего своей истории, поскольку Тутай — мерянское имя, напоминающее о породнившейся со славянами финно-угорской части населения Ростово-Суздальского княжества.

Дом нотариуса Маслока

В городе можно полюбоваться двухэтажными старинными домами, принадлежавшими Шумиловым, Илларионовым, Алаевым, Маслокам. Дома строились не вплотную друг к другу, а с небольшими промежутками между ними, которые тут же заполнялись садами и хозяйственными постройками.

Дом Черениных

Со времен Екатерины в ярославские земли из столицы стали поступать образцы проектов для сооружения каменных зданий. Кое-что осталось от «образцовой» застройки до сего дня, например, дом Черениных на Казанской улице, с портиком и колоннами.

Памятник Ушакову

В начале улицы Ушакова (прославленный адмирал — уроженец здешних мест, и в центре Романова ему установлен памятник), напротив старого моста через впадающую в Волгу речку Медведку, высится любопытное здание с закругленным углом и лучковым фронтоном. 

Есть несколько красивых деревянных зданий, в том числе с изысканными резными наличниками.

 «Образцовый» дом на улице Ушакова

А на базарной площади высится каланча, стены которой расчленены фахверками, и на нее можно подняться, чтобы полюбоваться панорамой застройки берегов Волги.

Пожарная каланча 

Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин

Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.

Крестовоздвиженский собор

Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации. 

Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами. 

Крестовоздвиженский собор 

Самые интересные памятники Тутаева

Через памятники, стелы и мемориалы, как ни через что другое, показывается история каждого города или поселка. Тутаев – не исключение, его монументы достойны того, чтобы сделать на их фоне запоминающиеся фото.

Памятник Толбухину

Адрес: площадь Юбилейная.

Родиной маршала является Романово-Борисоглебский уезд. Здесь он родился в 1894 г. За великие его заслуги в период Великой Отечественной войны он награждался орденами Красного Знамени, Ленина и некоторыми иными.

Его бюст является украшением Юбилейной площади Тутаева. Уже не один год вблизи него проводят торжественные мероприятия с возложением цветов. Сюда часто приходят для почтения памяти всех советских воинов.

Памятник Ленину

Адрес: площадь Ленина.

Открытие памятника Ленину в Тутаеве приурочили к 40-летней годовщине Октябрьской революции. Место для него было изначально определено на одноименной площади, которую ранее именовали Спасской.

Сейчас это место является одним из наиболее оживленных в Тутаеве. Оно нередко становится локацией для проведения различных народных гуляний, в том числе и ежегодного фестиваля, посвященного романовской овце.

Памятник Ф. Ф. Ушакову

Адмирал Федор Федорович Ушаков (1745 -1817) — знаменитый стратег-полководец, принесший славу Русскому флоту во время русско-турецкой войны. Турки боялись Ушакова, а Потемкин высоко оценивал его боевое искусство. За многочисленные подвиги в 2004 году Федор Федорович был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

У адмирала в ярославской провинции находилось родовое поместье, поэтому в 2006 году тутаевский скульптор Всеволод Алаев попросил местную администрацию открыть для знаменитого земляка хотя бы мемориальную доску. Часть средств на монумент выделил Фонд российских традиций, другую часть собрали местные жители. Бюст отлили на колокололитейном заводе города Тутаева, а установлен он был на месте снесенного памятника революционеру Панину.

Сейчас монумент святому праведному воину Феодору находится на небольшой площадке, где происходит пересечение древних улиц города. В летнее время года возле этой достопримечательности Тутаева разбивается клумба с цветами.

Слобода пошла от Бориса и Глеба

Правобережная Борисоглебская слобода кормилась рыбным промыслом и даже поставляла волжских осетров и стерлядей к царскому столу. Ее не миновали разорения Смутного времени, но, сожженная, она вновь отстроилась. Москва приписала рыбацкую слободу к дворцовому ведомству, поскольку на тот момент частью единого города та не являлась, а романовцам рыбную ловлю запретила. Уже во времена Екатерины Великой Борисоглебскую слободу объединили с двумя поселениями и пожаловали (1777 год) статусом города Борисоглебска. При царственном внуке императрицы Александре I (в 1822-м году) два города на противоположных берегах Волги объединили в один. Так на карте Российской империи появился Романов-Борисоглебск. 

В этом течении Волги оба берега достаточно крутые. Их соединяет паромное сообщение – а над пристанью возвышается главный храм объединенного города: Воскресенский собор.

Воскресенский собор. Общий вид

Как и повелось, первоначально здесь стоял деревянный храм, бывший, по мнению исследовавшего собор в XIX веке архитектора В. В. Суслова, двухэтажным, с зимним и летним помещениями. Храм, посвященный первым русским святым Борису и Глебу, видимо, и дал название слободе. В память об этой церкви на ее месте установлен памятный столп, вокруг которого в дни памяти Бориса и Глеба совершается крестный ход. 

Первым каменным храмом слободы стала одноэтажная, неотапливаемая шатровая церковь Одигитрии, построенная в непосредственной близости от этого места и освященная в 1652 году. Видимо, при строительстве были допущены определенные нарушения.  В шатрах появились трещины. Поэтому жители слободы уже в 1670-м обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, известному своей активной созидательной деятельностью (Ростовский кремль, Борисоглебский монастырь неподалеку от Ростова, да и Крестовоздвиженский собор Романова – его свершения), с просьбой разрешить возвести новый храм на старых сводах. При этом испрашивали только благословения, ссылаясь на имеющиеся у них в достатке строительные материалы. Митрополит дал положительный ответ, и новый, двухэтажный храм, ставший украшением и гордостью не только Романова-Борисоглебска, но и всей Ярославской земли вырос буквально за пять лет.

 Воскресенский собор. Крыльцо 

Один город – два Романа

Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста. 

Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами. 

Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова). 

Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.

Остатки земляных валов Романова

История возведения храма

На месте каменного собора, который мы видим сегодня, до 1652 г. возвышалась деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная в XIII веке. По мнению историков, именно она дала название Борисоглебской слободе. Строительство кирпичного здания велось на деньги местного помещика Котлованова, а также собранные пожертвования с прихода.

Когда работы были практически завершены, фундамент неожиданно просел, что привело к разрушению верхнего яруса. Чтобы спасти храм, шатровую часть разобрали, оставив всего два этажа, а для крепости кладки стали использовать муку, перемешанную с коровьей кровью.


Воскресенский собор Тутаева

К 1678 г. усилиями прославленных ярославских мастеров была возведена большая трехпристольная каменная церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Для ее украшения использовали элементы внутреннего убранства окрестных храмов, что объясняет более древний возраст реликвий.

Левобережная часть

В конце XIII столетия на левом берегу реки Волги князем Романом Владимировичем Углицким был основан город Романов. В течение нескольких веков небольшое поселение постоянно страдало от вражеских набегов, а пару раз было даже полностью сожженным. Однако, несмотря на трагические события, городок каждый раз отстраивали заново, и люди снова возвращались в свои дома.

Правобережная часть

На правом берегу Волги располагалась Борисоглебская слобода. По мнению историков, основана она была гораздо раньше Романова. Когда в 1238 г. произошло монголо-татарское нашествие, туда ринулись жители близлежащего Ярославля. Переселенцы вместе с местными крестьянами занимались рыбным промыслом, и поставляли свежую продукцию на царский стол.


Внутренний интерьер и иконостас храма

Объединение

В 1822 г. вышел указ императора Александра I, согласно которому произошло объединение двух селений. Вплоть до 1918 г. новый административный центр назывался Романов-Борисоглебск, но после Октябрьской революции он стал именоваться Тутаев. Вопреки антирелигиозной политике Воскресенский собор продолжал работать, однако, несмотря на процветание промышленности, которая давала неплохие доходы, на храм денег не выделялось, что привело к его быстрому обветшанию.

Кто такой Тутаев?

Памятник Илье Тутаеву в парке советского периода.

Илья Павлович Тутаев, в честь которого переименован город в 1918 году — это погибший двадцатилетний красноармеец. В июле 1918 г. в Ярославле произошло востание против большевиков. Из Романова-Борисоглебска на пароходе «Товарищ Крестьянин» отправился на помощь революционерам отряд красноармейев, среди них был и Илья Тутаев. По дороге ими было решено проверить дачу ярославского городского головы. Находвшиеся в доме открыли перестрелку, в ходе которой двое солдат были ранены, а Тутаев убит. Красноармейцы обратились в бегство, к своему пароходу.

Кто был в усадьбе Зацепиных до сих пор точно не известно, предположительно, офицер Никита Зацепин и его жена. По легенде, отец погибшего просил не переименовывать город в Тутаев, не позорить его и дать спокойно дожить.

Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных

До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.

Спасо-Архангельский храм

Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…

 Памятник Классену

Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу —  на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах. 

Фото и описание

Казанская Преображенская церковь является визитной карточкой Тутаева. Она была возведена в 1758 году и очень удачно вписалась в ландшафт города, как бы спускаясь с крутого берега Волги, создавая необычный ансамбль, являющийся центром городской панорамы левобережья.

В комплекс храма входит две церкви, отсюда и двойное название храма. Нижняя церковь – теплая – Казанская, она находится в подклете здания. Вторым ярусом над ней поднимается храм Преображения Господня с открытой галереей и трапезной.

В Казанской церкви находится икона Казанской Богоматери, особенно почитаемая в Романове. Преображенская церковь интересна своей галереей, подняться на которую можно по высокому крыльцу. С нее открывается живописная панорама города Тутаев. Летний верхний храм снабжен двумя входами. Один располагается с востока, другой – с северной в виде крыльца с крутой лестницей на арке, тоже на галерею паперти и второго этажа.

В зимнем храме также два входа. Парадный вход расположен со стороны Волги, его обрамляет каменное крыльцо, над которым был установлен металлический козырек на литых столбах. Над козырьком размещалась в специальной нише Казанская икона Божией Матери. Второй вход – на галерею первого этажа из трапезной.

В летнем храме окна располагаются в два яруса. На крыше церкви, на невысоких барабанах, по углам установлены четыре главы, имеющие диаметр немного больше барабанов. В среднем барабане – шесть слуховых арочных окон. Глава на этом барабане намного больше остальных. Все главы украшают восьмиконечные позолоченные кресты.

Размещение шатровой колокольни довольно необычно: она построена отдельно от церкви, на самой вершине холм и как бы доминирует над всем сооружением. Ее видно издалека, при этом она похожа на высокую островерхую башню. Под колокольней похоронен юродивый Онуфрий. Но никаких записей о его жизни и погребении не осталось. Романцовцы очень почитали этого юродивого. Над могилой был установлен памятник, а нижнее помещение звонницы было переделано под часовню, где совершалась панихида в день памяти Онуфрия.

С Казанской церковью связывается предание о Казанской иконе Божьей Матери. Эту икону в 1588 году в родной город из Казани привёз Герасим. Во времена польско-литовской интервенции этот образ был перевезен в Ярославль и определен в один из его храмов. Романовцы писали Василию Шуйскому челобитную, чтобы тот распорядился вернуть образ Богоматери. Но ярославцы отдавать ценную икону не желали, и патриарх Гармоген оставил икону в Ярославле, в Романов же отправили точную ее копию, которая была украшена подобно оригиналу.

В 1931 году было принято решение ликвидировать храм и разместить в ее стенах Тутаевский райисполком. В мае 1931 года церковь отдали под курсы по подготовке кадров. При этом внутреннее убранство храма разрушалось новыми «жильцами». Иконы, утварь и иконостас сжигали возле церкви. В разное время в храме размещались: пивоваренный завод, маслозавод, жилые помещения, жестяная и столярная мастерские; теле- и радиомастерская. На паперти теплого храма в течение длительного времени располагалась спасательная станция.

В начале 1990-х годов храм начали реставрировать, при этом за алтарём зимнего храма было обнаружено старинное тайное захоронение, проходившее по всей длине стены и имевшее высоту до перекрытия 2-го этажа, которое было устроено еще при строительстве церкви. В этом тайнике слоями лежали человеческие черепа и кости (но ни одного целого скелета). Скорее всего, когда копали траншеи для устройства фундамента храма, были нарушены захоронения монастырского кладбища. Останки собрали и похоронили за алтарём (на почетном месте) теплого храма. После завершения реставрационных работ тайник снова замуровали.

В 1996 году храм передали РПЦ. Священниками Тутаевского благочинного округа здесь регулярно проводятся богослужения, ежегодные крестные ходы со списком Казанской-Ярославской иконы.

Интересные факты и легенды

Многие святыни Воскресенского собора считаются чудотворными.

  • Так, например, икона «Всемилостивого Спаса» потемнела от времени, однако образ Спасителя хорошо виден. Но существует поверье, что его не видят жены, неверные своим мужьям.
  • На том месте, где омывали икону «Всемилостивого Спаса» во время возвращения ее из Ростова в Борисоглебск забил целебный источник.
  • Исцеление от недугов физических и духовных – чудо, которое приписывают святым чудотворным образам. Так, 2008 г. официально зарегистрирован случай исцеления ребенка от порока сердца после молитвы, обращенной к Николаю Мирликийскому.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка. Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Святыни собора

Главной святыней Воскресенского храма является большая чудотворная икона «Спас Всемилостивый» (XV ст.). К ней приезжают паломники со всех уголков страны, чтобы помолиться о здравии и исцелиться от тяжких недугов. Чтобы избавиться от болезней суставов, нужно трижды пролезать через левый нижний лаз, читая при этом специальную молитву. Также с этим образом каждый год совершают крестный ход.

Помимо чудотворной святыни, здесь можно увидеть:

  • древний крест (XV-XVI ст.), приплывший к тутаевскому храму по Волге;
  • богородичную икону «Смоленская»;
  • святой лик Николая Чудотворца «Можайский» (XVII ст.).


Чудотворный образ Спаса Всемилостивого


Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы»


Святой лик Николая Чудотворца «Можайский» (XVII ст.)

Тутаев – достопримечательности левобережья (город Романов)

Казанская-Преображенская церковь

Церковь Казанской иконы Божьей матери является центром левобережной панорамы города. Ее величественные стены из красного кирпича Вы увидите на высоком склоне левого берега Волги. Словно маяк на крутом берегу, она притягивает взор любого человека.

Храмовый комплекс состоит из нижней зимней церкви и летней – на втором уровне постройки. Колокольня стоит немного выше и, таким образом, создается впечатление, будто этот ансамбль поднялся из вод Волги и застыл на высоком склоне, поражая всех своей красотой. Гениальные зодчие создали мощный величественный ансамбль, который в то же время выглядит легким и удивительно простым.

Вид с теплохода открывается просто восхитительный, недаром жители называют храм Красным солнышком. А полное его название — церковь Казанской иконы Божьей матери и Спаса Преображения.

На месте каменного строения в древние века стояла деревянная церковь Преображения. Каменный храм был возведен в 1758 году, причем строился он на деньги селян, а камни для его фундамента привозили суда, проходящие мимо Тутаева.

Интересна история Казанской иконы – она была привезена в 1588 году уроженцем Романова Герасимом Трифоновым. Согласно легенде, явившаяся Герасиму Богородица повелела привести икону с берегов Волги из села Тетюши, которое расположено недалеко от Казани. Этим и объясняется такое сложное название храма — Казанская-Преображенская.

В Смутное время город Романов был сожжен польскими интервентами, но икона Казанской Богоматери была своевременно увезена в Ярославль. Возвратить ее в Тутаев до сих пор не удалось и в храме находится ее копия.

Казанская церковь является символом города Тутаева.

Покровская церковь

Невысокий белокаменный храм был возведен в середине XVII века. В церкви сохранилась очень редкая чудотворная икона Богородицы «Прибавление ума». Этой иконе молятся на предмет усиления интеллектуальных способностей и особо популярна она у студентов в период сессии.

Церковь Троицы

Архитектурный ансамбль возведен по типу «корабля» — на одной оси расположены колокольня, приземистая теплая церковь, затем — более высокий одноглавый летний храм и алтарь.

Спасо-Архангельская церковь

Храм был возведен в середине XVIII века на средства прихожан. В то время Спасо-Архангельская церковь была самой богатой, ее приход составлял более 1200 человек и, в основном, это были купцы-староверы.

Двухэтажное церковное здание с пятью главами отличается стройностью и компактностью. Пристроенная с запада колокольня чуть выше, чем возвышающиеся над куполами кресты. Когда-то звон колоколов раздавался по всей округе.

Церковь Вознесения Господня (Леонтиевская)

Храм построен в конце XVIII века в южной части города. Также церковь Вознесения Господня называют Леонтиевской, поскольку значительно раньше здесь находился храм в честь святого Леонтия Ростовского и таким же именем назывался луг, на котором он располагался.

Церковь Вознесения Господня двухэтажная. Здесь находятся особо чтимая икона Прасковьи, именуемая «Пятница», икона Святого Леонтия ростовского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Крестовоздвиженский собор

Это один из самых древних храмов города. Первоначально здесь, на левом берегу Волги, в северо-восточной части крепости, стоял деревянный собор. В середине XVII века ярославские мастера возвели каменную церковь, которая до объединения Романова и Борисоглебска была главным храмом города Романова.

Строение не имеет подклета и является одним из самых ранних образцов ярославских храмов, характерных для середины XVII века.

Фестиваль «Романовская овца – золотое руно России»

Кроме храмов, в левобережной части Тутаева, имеются и другие достопримечательности. Так, рядом с Крестовоздвиженской церковью находится Дом-усадьба дворян Зацепиных, где разместился музей города Тутаева. Во дворе расположена овчарня с овцами романовской породы. Каждый год в июле месяце в Тутаеве проходит фестиваль «Романовская овца – золотое руно России», во время которого выбирается мисс-овца.

Улица Ушакова

Обратите внимание на улицу Ушакова, самую красивую в Тутаеве. Здесь сохранились дома богатых купцов XIX века, в том числе дом Илларионовых – один из старейших в городе и дом Апаховых с оригинальным фасадом

Особенности архитектуры

Сегодня тутаевский собор Воскресения Христова полностью отреставрирован. В небольшой храмовый комплекс входит шатровая звонница (XVII ст.), Святые врата (XVII ст.), надпрестольный столп (XIX ст.), каменная ограда (XIX ст.) и сторожка (ХХ ст.).

Колокольня вместе с вратами расположена на южной стороне, фасадом к центральному проспекту бывшего Борисоглебска. До конца XIX столетия звонницу украшали не только колокола, но также большие часы, оповещавшие время боем. Вокруг церкви выстроена невысокая каменная ограда, которая, как и остальные сооружения, обильно усеяна узорчатыми элементами декора. Скромная сторожка, расположенная внутри двора, во время религиозных гонений служила прибежищем для священников и жителей монастыря.

Сам Воскресенский собор имеет два яруса, обнесенные галереей. Южный престол освящен во имя Бориса и Глеба, а северный – по имени апостолов Петра и Павла. Здесь же есть еще один придел, находящийся в подклете – зимняя церковь Пресвятой Девы Марии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий