Категории самадхи, Патанджали

Буддийская йога (Тибет)

Следующая линия трансформации в йоге  – буддизм. 

Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве.  Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный. 

Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)

Тибетская йога

Данный вид йоги пришёл к нам – как следует из названия –  из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха – йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов – это сосредоточение, концентрация внимания. 

Йога туммо

Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,

Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.

В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.

Мы охватили основные направления древней йоги. Это – теоретическая основа для того, чтобы лучше понимать, как возникла йога.

Тантризм

Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство.  Так с этой целью были взяты две ступени или две  техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу – вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности. 

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр. 

Про Кундалини-йогу

Самые популярные тексты по Хатха- йоге:  Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.

По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь. 

Как достичь Самадхи — 2 верных способа

Согласно учению йоги медитация – это способ лучший способ прекратить естественный ход мыслей, которые мешают сконцентрироваться на главном.  По-другому избавиться от навязчивых идей невозможно, даже если проявить силу воли и стремление.

Во время медитации у человека прекращается мысленный поток и запасы идей. Но при этом продолжается концентрация внимания на себе.

Существует 2 способа познания Самадхи:

  1. С помощью фиксации мысли на идее или объекте. Этот способ на санскрите называют сампраджнята. Он позволяет освободиться от гнетущих мыслей, освобождает практикующего от страданий, позволяет познать истинные ценности.
  2. Без концентрации мысли на объекте или мысли. На санскрите такой метод именуют асампражнягой. Он способен активизировать или приостановить развитие кармических сил, которые связаны с прошлыми поступками.

Самадхи можно достичь двумя разными способами и состояниями. Первый основан на выполнении йогических техник и медитации. Второй состоит только из неспровоцированного экстаза. Асампраджняга не является волей судьбы или подарком человеку от Бога. Ее достижение зависит только от усилий индивида и его кропотливой работы над собой.

В христианстве добиться такого состояния, как самаджи, можно только с помощью веры и преданного служения Богу. Основная цель такой работы постоянное направление ума на осознание высших сил и взаимосвязь с ними.

На что похоже состояние самадхи?

Состояние самадхи характеризуется безмолвием ума, погружением индивидуальности в высшее сознание, реализацией высшей идентичности и единением с ней.

Только из этих характеристик мы можем сделать вывод, что достижение
состояния самадхи — непростая задача. Оно не приходит к нам по счастливой
случайности. Йоги должны прилагать к этому усилия и посвящение. Вот почему это,
вероятно, последняя стадия йоги. Как и все другие части йоги, самадхи также требует
много созерцания и практики.

По мере того, как йоги продвигаются вперед по пути
Йогабхьясы (изучения йоги), когда они избавляются от всех желаний, отвлекающих
факторов и становятся чисто саттвичными (уравновешенными), их желание
приблизиться к Высшему Я возрастает. Таким образом, после интенсивной практики
дхараны и дхьяны раскрывается состояние самадхи. При этом йог не чувствует
никаких отвлечений ума. Он становится единым целым с большей идентичностью,
которая является Высшим Я или Брахманом.

Йог полностью теряет связь с материальным миром и соединяется с внутренним «я». Состояние самадхи при этом называется состоянием реализации. Когда нет смысла ни в чем другом, кроме Брахмана. Йог будет погружен в источник всех знаний, вселенной и существования. Он будет знать, что тело и имущество ложны, ум ложен, и только то, что истинно, есть Брахман или высшее сознание.

В состоянии самадхи нет восприятия времени или пространства.
Человек абсолютно един с Высшим Я и утратил материальное сознание. Однако потеря
материального сознания не означает, что человек не способен использовать свое
сознание или интеллект. Он превзошел все эти способности только для того, чтобы
оставаться в фазе чистого блаженства.

Откуда появилось название – йога?

Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога – это путь к  гармонии.

Чисто технически йога – это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога – это ЧВН (“Прекращение мыслительной активности”).
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию “молчание ума”, но для большинства – они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую,  приносили совершенно противоположный эффект.

Но так или иначе Йога – есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. 

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога  и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).

Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.

Пятая ступень: Пратьяхара.

Пратьяхара. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54).

Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним

Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе

Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени. Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.

Как достичь самадхи?

Чтобы достичь самадхи, нужно пройти все восемь ступеней аштанга-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, занятия асанами и пранаямой. А после прийти к медитационным практикам дхьяны и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три – расширяют его.

Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о том, что самадхи можно достигнуть и развить только с опытом. Вряд ли начинающему йогу самостоятельно получится прийти к этому состоянию. Обязательно нужен гуру, который поможет пройти этот путь.

В первоисточниках по йоге говорится о восьми ступенях постижения единства, это:

  • Яма – правила гармоничного поведения в социуме;
  • Нияма – правила личной гигиены и жизни йога;
  • Асана – выполнение статических поз йоги;
  • Пранаяма – дыхательные, энергетические упражнения йоги;
  • Пратьяхара – отключение чувств;
  • Дхарана – концентрация ума;
  • Дхьяна – однонаправленная концентрация – дальнейшее углубление Дхараны;
  • Самадхи.

Не пройдя все восемь ступеней, невозможно дойти до высшей. Практику нужно не терять веру, способность к концентрации, память. Но без божественной милости достичь высшей ступени не получится. Ее достигнут только избранные, которых Высшее сочтет достойными, допустит и направит. Для этого нужно работать над практикой в течение нескольких воплощений.

Сомнения, гордыня, волнение ума, болезнь могут быть сложными, иногда непреодолимыми препятствиями на пути к самадхи. Для достижения самадхи вера играет большую роль. Вера в себя, свои возможности, божественное и высшее начало. Тот, кто практикует и стоит на пути к самадхи, будет подвергаться испытаниям, но если он их пройдет, то достигнет своей цели и укрепит свою веру и веру высшего.

Во многих учениях и направлениях йоги самадхи описывается как высшее благо и цель. Однако, в зависимости от направления йоги, пути могут различаться.

Но, если изучить эти учения, можно прийти к выводу, что для достижения самадхи нужно практиковать несколько направлений. Например, проводить очищение организма методами Шаткармы, увеличивать энергетические потоки тела с помощью хатха-йоги.

Карма-йога помогает осознать свою высшую природу, бхакти-йога пробуждает божественное начало в нас самих. Эти состояния сложно поддаются описанию доступными нам и читателю средствами. Самадхи – это то, что понимается и осознается только в процессе непосредственного пребывания в нем.

Невозможно полностью передать и описать его доступными нам вербальными способами. Это состояние абсолютного покоя, умиротворения и гармонии с потоком, глубокого понимания всех процессов, всей сути мироздания.

Первая ступень – Яма – самоограничение

Маршрут по дороге на вершину просветления, необходимо начинать со ступени йоги – Яма. Здесь человек стремится к обретению баланса ума и тела, достижимых путем следования базисных принципов:

  • Ахимса – нет насилию над живым существами;
  • Сатья – нет самообману, нет лжи;
  • Астея – отказ от расхищения;
  • Апариграха – мера в нужде;
  • Брахмачарья – непорочность.

Первая ступень – база, без знаний которой вы не сможете перейти на сопутствующий этап. Каждый день будьте честны сами с собой, радуйтесь мелочам, не растрачивайте энергию жизни впустую и ощущайте себя личностью. Сначала, покажется, что невозможно так жить в наше время, но это не так – вам необходимо это преодолеть. Посеяв зерно просветления, очищаясь от мирских пороков и учась жить в согласии с внешним миром, вы поднимитесь на следующий этап.

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже

В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

Айенгар

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Асампраджнята самадхи

Это второй уровень состояния самадхи. Это называется
абстрактной медитацией, поскольку нет объекта или мысли для медитации.

В асампраджнята-самадхи йог становится полностью чистым,
свободным от желаний и избавляется от всех привязанностей материального мира.
Он полностью погружен в мир за пределами физического, где начинается
путешествие к самореализации.

Любое внешнее вмешательство не имеет значения, и йог не
будет реагировать ни на какое внешнее влияние. Он углубляется в медитацию, пока
не наступает момент, когда все остальное теряет смысл и остается только Высшая
идентичность.

Шестая ступень – Дхарна – концентрация мыслей

Освоить ступень Дхарана, позволит только предварительное познание предыдущих двух ступеней, вследствие того, что шестая ступень совершается на основе интуиции и приобретенных знаний ранее. Усмирив свои чувства Пратьяхарой, закалив ум Пранаямой и разработав Асаной тело, вы будете в готовы постичь тайну Дхараны. Дхарана в переводе с санскрита «Дхри» означает «удерживать крепко», трактуется поглощением разума объектом и умение сконцентрироваться в определенной точке и ее чувственном представлении – состояние транса. Основным признаком познания Дхараны – является абсолютная потеря ощущения времени и отрешенность.

Вторая ступень – Ниям – образ жизни

Согласование внутреннего мира человека, принятие себя и есть второй уровень. Сознание избавляется от пороков на первом этапе и готовится обрести основы второй ступени:

  • Шауча – внешняя и внутренняя чистота – разума и речи;
  • Сантоша – создание вокруг себя положительной энергии;
  • Тапас – самоконтроль;
  • Свадхъяя – самоисследование;
  • Ишвара-Пранидхана – вера и посвящение себя Богу.

Практика пяти положений не должна зависеть от факторов внешнего мира. Чистая одежда, чистые мысли и чистая речь – должны быть атрибутом каждого дня. Благодарите вселенную и Бога за то, что имеете

Направляйте внимание внутрь себя, наблюдайте за собой и своим поведением. Когда вы сумеете полностью отстраниться от всего материального, вы сможете найти покой в своей душе, а достижение конечного результата стоит посвящению этому испытанию всей своей жизни

Что такое Самадхи простыми словами?

Самадхи – состояние, которое по ощущениям схоже с нирваной. Достичь Самадхи можно только с помощью регулярных и длительных тренировок. Они включают в себя самоанализ, медитации, йогические практики (асаны). Цель Самадхи достижение внутренней гармонии и абсолютного познания законов Вселенной. 

Пайлот Баба считал, что Самадхи этот лучший способ преодоления трудностей в жизни. Он писал, что человек, добившейся подобного состояния, обладает космическими знаниями и заключает в себе всю Вселенную. Люди, которые всю жизнь посвящают духовным практикам, превращаются в Боголюдей. Для них стираются временные и пространственные рамки.

Самадхи по другому называют состоянием просветления.  Упоминания о нем встречались еще в древних манускриптах Упанишад.  Однако современники связывают Самадхи со школой йоги, а не с древними учениями.

Йоги пытаются войти в Самадхи, чтобы замедлить метаболизм в организме все процессы жизнедеятельности. Уменьшение температуры тела и замедление обменных процессов приводит к тому, что организм начинает функционировать только за счет накопленной ранее энергии. В обычной жизни ее хватает на несколько часов, а затем наступает смерть. Тому, кто достиг Самадхи, жизненных сил хватает на несколько дней и даже недель. В состоянии нирваны человек полностью перестает зависеть от внешних источников.

Один из известных мастеров, практиковавший Самадхи Девраха Баба. Он умел погружаться в состояние, когда практически полностью останавливались процессы жизнедеятельности и оставался в нем долгое время. В результате Девраха Баба прожил около 200 лет и в 1990 году сознательно покинул свое тело.

В учении Дзен Самадхи не является высшей степенью просветления. Для последователей Дзен высшей целью считается отказ от своего “Эго”, а Самадхи для них – один из способов достижения желаемого состояния. Считается, что добиться состояния нирваны может только тот, кто прошел восьмиступенчатый путь раджи йоги, начиная с простых практик (ямы и ниямы) и переходя к более сложным техникам (асанам и пранаяме).

Почему самое время попробовать медитацию

Фото автора Lucas Pezeta: Pexels

Медитация – это процесс устранения, слой за слоем, накопившегося чужого мнения, опыта, предрассудков, убеждений, теорий, гипотез, представлений и суждений об этом Мире.

Это возможность наконец то понять, что мы живём в удивительном, волшебном Мире, о котором практически ничего не знаем, и в этом вся прелесть – ничего не знаем ни о себе, ни о Вселенной, а тайна она прекрасна, ее хочется изучать.

Но многие живут так, как будто они уж точно всё знают, и их то, уж точно ничем не удивить.

Лишившие себя возможности удивляться, замечать, видеть прекрасное, изучать, и поэтому очень скоро им просто становится скучно жить. А бесконечные тайны, живут в нашем сознании. Это хранилище всего что было, есть и будет. Цель медитации в раскрытии врождённого потенциала, осознание себя как части всего.

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

Как достичь состояния Самадхи

Патанджали (жил около II в. до н.э.), аскет и йог, предложил восьмиступенчатый путь постижения Единства:

  • Яма – самоконтроль, гармоничное поведение в социуме, уважение к другим, ненасилие, отказ от воровства, правдивость, умеренность в потребностях, целомудрие.
  • Нияма. Личная гигиена – чистота разума, речи и внешнего вида, дисциплина, удовлетворённость, самопознание, вера в Божественное.


Фото: @burst

  • Асана – выполнение статических упражнений из йоги.
  • Пранаяма – выполнение дыхательных техник.
  • Пратьяхара – нахождения в своём внутреннем Мире. Отвлечение, собирание в себя. Нужно отключаться от происходящего вокруг, от раздражителей.
  • Дхарана – концентрация ума, которую невозможно достичь без предыдущей ступени – отключение от внешних раздражителей.  Медитация по сосредоточению на одном объекте.
  • Дхьяна. Углубление в медитацию которое протекает из предыдущей ступени Дхараны.
  • Самадхи. Полное погружение ума в объект созерцания. Достижение этого состояние, невозможно без соблюдения предыдущих семи ступеней.

«Все секреты Вселенной кроются в нашем уме» – слова Мастера йоги Свами Сатьянанды. И он же говорил о том, что Самадхи, должна рассматриваться как то, что может быть достигнуто каждым. Поэтому нужно откинуть мысль, что Самадхи это что-то мистическое, и почти нереальное, за чем нужно идти в секту или ехать в Гималаи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий