Инфографика
Площадь построена в виде прямоугольника, который вытянут с запада на восток. С северной стороны свободное пространство украшено фронтонами Ленинградской и Ярославской станций. С противоположного южного края размещается Казанский вокзал. На восточной стороне площади берет свое начало Краснопрудная улица, которая отделяется от Каланчевской по насыпному валу с железнодорожными путями.
С боку насыпи видна гостиница «Ленинградская», выходящая своим фронтоном на местность. С Комсомольской пл. соединяются Рязанский пр. и пр. Комсомольской площади.
Таким образом, пространство ограничено объектами:
- гостиницей Ленинградская;
- зданиями трех вокзалов;
- выходом станции метрополитена Комсомольская;
- театрально-концертным залом ЦДКЖ;
- торговым центром Московский;
- небольшим общественным садом;
- монументом Павлу Мельникову;
- Центральным Таможенным Управлением.
Дом политехобщества и особняк Барышникова
По Мясницкой пройдите до Малого Харитоньевского переулка, поверните на него, пройдите до дома 4. Это дом Политехнического общества (Малый Харитоньевский переулок, 4). Дом построен в 1906 году в стиле неоготики, отсылающий к английской перпендикулярной готике.
В интерьерах дома тоже преобладает псевдоготический стиль, один из залов напоминает средневековый храм. Дом Политехнического общества является счастливым обладателем двора-колодца, наподобие питерских. Стены колодца не менее красивы, чем смотрящий на улицу фасад.
Возвращайтесь на Мясницкую улицу, следующий дом по четной стороне — 42. Это усадьба Барышниковых. Она была построена в стиле строгого классицизма в 1793-1802 годах
Обратите внимание на окна с утопленными наличниками. Еще один интересный момент — руст, он просто горизонтальный и лаконичный
В этом особняке в 1823-1824 годах гостил А. С. Грибоедов, и здесь было написано его знаменитое произведение «Горе от ума».
Сегодня в здании располагается издательство газеты «Аргументы и факты», иногда проводятся экскурсии, где показывают красивую парадную лестницу, а также круглый бальный зал — знаменитую ротонду с колоннами и необычным плоским плафоном с эффектом купола.
Площадь трех вокзалов — от истории к современности
Появление площади на месте бывшего Каланчевского поля было обусловлено активным железнодорожным строительством в XIX веке. История этого места складывается из тесно переплетающихся историй трех вокзалов.
Ленинградский вокзал
Построенный в 1851 году Ленинградский вокзал — старейший в Москве. За свою бытность он сменил несколько названий. Был Петербургским, Николаевским и Октябрьским.
Его возведение стало необходимостью после того, как Николай I подписал указ о строительстве железной дороге, связывающей Москву и Петербург. После окончания работ она стала самым длинным двухпутным полотном в мире.
Проектов конечной станции железнодорожного пути было несколько, даже проводился конкурс архитектурных решений. Победителем стал проект Константина Тона.
Согласно ему, центральную часть занимал большой, богато оформленный вестибюль. Не уступали ему и другие помещения с дубовым паркетом, тяжелыми дверями из массива дерева, каминами и мраморными печами. На первом этаже, помимо пассажирских залов, располагались и императорские комнаты, на втором — служебные квартиры.
За годы существования Ленинградский вокзал пережил не одну реконструкцию. Первую — в 1934 году, когда увеличили площадь билетных касс, оснастили помещение для справочного бюро и сберкассы. Через полтора десятилетия приступили к обновлению интерьеров.
Семидесятые годы XX века ознаменовали коренные изменения Ленинградского вокзала. К нему пристроили дополнительный корпус, разместили там несколько новых служб, медпункт, гостиницу. Также были оборудованы входы в метро, два новых кассовых зала. От старого здания остался лишь фасад.
В 2013 году пассажиропоток на Ленинградском вокзале составил 650 миллионов человек. Ежегодно он увеличивается на 10-20%.
Ярославский вокзал
Если Ленинградский вокзал Москвы считается старейшим, то Ярославский (бывший Троицкий и Северный) — самым крупным по объему совершаемых перевозок.
Первое здание пассажирского терминала построили в 1862 году. На тот период времени железная дорога соединяла столицу с Сергиевым Посадом. Постепенно длина путей была увеличена, а с ней расширялся и изменялся вокзал.
Первоначально архитекторы разработали проект двухэтажного здания строгой геометрии. Внутри оно представляло собой просторный павильон, который вел пассажиров к платформам. В дополнительно пристроенных корпусах находились: зал ожидания, багажное отделение. Также в станционный комплекс входило паровозное депо и вагонный сарай.
Реализация второго проекта в начале 1900-х годов ознаменовало масштабную перестройку вокзала, который уже не справлялся с пассажиропотоком. Для работ использовали новые на то время материалы — железобетон, стальные металлоконструкции, облицовочную плитку. Вновь отстроенное здание было выдержано в неорусском стиле и значительно превосходило старое по размерам.
Масштабную реконструкцию Ярославского вокзала провели в 1995 году: перепланировали основные помещения под увеличившийся пассажиропоток, расширили зал ожидания, отремонтировали галерею и колонный зал.
Современное здание выдержано в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества. С платформ вокзала отходят как пригородные, так и поезда дальнего следования, в том числе, и международные.
Казанский вокзал
Казанский вокзал (бывший Рязанский) на Комсомольской площади появился в 1862 году. Это была довольно простое деревянное здание, которое уже в 1864 году заменили на каменное — тесное и скромное по архитектуре. Единственным украшением служила небольшая башня с часами.
Как и в случаях с двумя другими вокзалами, увеличение пассажиропотока потребовало масштабной реконструкции терминала. При этом выбор проекта затянулся на несколько лет, а утвердили его окончательно только в 1913 году. По замыслу архитекторов новое здание на Площади трех вокзалов должно было быть изысканным, как внутри, так и снаружи.
Деревянные постройки снесли, главный корпус электрифицировали, сделали выход на станцию метро «Комсомольская», построили просторные пассажирские залы. Все эти работы завершили к 1926 году.
В девяностые годы XX века Казанский вокзал претерпел еще одну реконструкцию. Ему обновили фасад, перепланировали внутренние помещения, добавили залы ожидания, пристроили новые корпуса. Торжественное открытие нового терминала состоялось в 1997 году.
Сегодня это красивое и прекрасно технически оснащенное здание, выдержанное в псевдорусском стиле.
Дома Юшкова и Перлова
По Боброву переулку выйдете на Мясницкую улицу. На углу Боброва и Мясницкой находится Академия живописи Ильи Глазунова (Мясницкая, 21, строение 1). Каменный двухъярусный дворец с ротондой – дом Юшкова, был построен предположительно в 1783-1793 годах в классическом стиле.
С архитектурной точки зрения впервые был построен угловой дом с ротондой и симметричными крыльями по бокам. Ротонда оформлена изящными ионическими (с завитками) колоннами. Внутри нее находится Большой круглый зал — основное архитектурное украшение интерьера. Зал перекрыт куполом со световыми окнами и всегда наполнен светом.
В 1989 году И. С. Глазунов основал в этом доме Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
По соседству с домом Юшкова находится доходный дом С. В. Перлова с чайным магазином. В 1887 году старейшему чайному торговцу Москвы Перлову указом императора было пожаловано дворянское звание за заслуги в развитии чаеторговли.
Связь бизнеса чаеторговцев Перловых с Востоком, и в основном с Китаем, побудила владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле. Архитектором К. Гиппиусом была создана настоящая пагода, таким образом, фасад Чайного домика стал своеобразной рекламой торгового дома Перловых.
В наши дни здание взяла в аренду внучка Перлова и провела его реставрацию. Реконструкцию помогали проводить китайцы, 112 элементов декора были привезены из Китая. Необычен также и интерьер магазина, если еще не были внутри, советую заглянуть!
Особняки Нарышкина и Панина
После перехода на внутреннюю сторону Садового кольца вы окажетесь на Мясницкой улице. Идите до дома под номером 44 – особняк Нарышкина. Это владение в конце XVII века принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину, основателю так называемого нарышкинского стиля.
Сам дом за несколько сот лет много раз перестраивался, так что он изменился до неузнаваемости.
Напротив дома Нарышкина находится дом 43 — особняк Панина. Это одно из старейших сохранившихся зданий Мясницкой. Свой современный вид он приобрел в 1791. Центральная часть главного фасада выполнена в виде портика с коринфскими колоннами.
На портике размещен аттик с полукруглым окном внутри арки. По бокам размещены классические треугольные фронтоны, стоящие на ионических пилястрах.
Архитектором здания принято считать итальянского архитектора Франческо Кампорези, работавшего в России по приглашению Екатерины Великой.
Церковь Архангела Гавриила
Между домами 24 и 24/7 по Мясницкой находится пешеходный проход во двор, ведущий в Кривоколенный переулок. Он дважды меняет направление, причем практически под прямым углом. Высокая башня зажата между многочисленными домами, и ее купол можно увидеть только со двора, с Мясницкой башню не видно.
По Кривоколенному пройдите до Архангельского переулка, поверните налево, на Архангельский переулок, пройдите до церкви Феодора Стратилата, внимательно посмотрите налево, чтобы не пропустить узкий проход к церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меншиковой башне.
Церковь была построена в 1701-1707 годах в стиле петровское барокко. Это самое раннее из сохранившихся зданий этого стиля в Москве. Меншикову башню строил украинский зодчий Иван Зарудный и Доменико Трезини.
Меншикова башня считается одним из прообразов собора. Она во время своей постройки стала самым высоким зданием в Москве, превысив на 3,2 м колокольню Ивана Великого. В 1723 году в шпиль ударила молния, и верхние ярусы были разрушены. Только в 1773-1779 годах башня была восстановлена и приобрела свой сегодняшний нарядный облик.
Сгоревшие ярусы и шпиль восстанавливать не стали, а заменили на более компактный купол в виде винтообразной свечи. Фасад храма также оформлен в пышном барочном стиле: перед нами завитки, картуши, многочисленные вазоны, ниши, тонкие витые колонны, причудливые орнаменты, венки и цветы.
Доминантой декоративного убранства храма являются две массивные волюты (спиралевидные завитки с кружками в центре) на входе в храм. Несмотря на обилие элементов итальянского барокко, храм построен с использованием известного на Руси принципа строительства русских церквей — типичный восьмерик на четверике.
Центросоюз и Дом страхового общества
Напротив усадьбы Барышникова по адресу Мясницкая, 39 находится редчайший образец европейского модернизма, построенный в 1928-1936 годах по проекту Ле Корбюзье с стиле— конструктивизм!
Построенное архитектором здание Центросоюза (Центральный союз потребительских обществ) — это административное строение для размещения в нем 2500 служащих, которые должны были быть обеспечены всеми необходимыми условиями для комфортной работы.
Сотрудники должны попадать на свои рабочие места по спиралеобразным пандусам с помощью механических подъемников непрерывного
Здание Центросоюза находится между двумя улицами — Мясницкой и проспектом Сахарова. Предполагалось, что люди будут ходить с одной улицы на другую между опорами-столбами под зданием.
По Мясницкой выйдете на площадь Мясницких ворот, поверните направо, пройдите до Сретенского бульвара, самого короткого из всех московских бульваров. Прямо перед вами сквер с памятником В. Шухову, а на другой стороне бульвара — дом страхового общества «Россия», расположенный по адресу: Сретенский бульвар, 6/1.
Фактически же дом занимает целый квартал между Сретенским бульваром, Бобровым, Фроловым и Милютинским переулками. Он построен в 1899-1902 годах. С точки зрения архитектуры здание выполнено в стиле эклектика. На фасаде присутствуют элементы неоготики, модерна, псевдорусского стиля.
Угловой главный фасад здания красиво декорирован готической остроконечной башенкой с часами и стрельчатыми арочками. На всех фасадах здания мы также замечаем круглые башенки-эркеры, элементы, стилизованные под окна-розы, обилие различных скульптур в нишах, да и просто на стенах.
Одна из башенок имеет остроконечный шатер с машикулями. Все это можно разглядывать бесконечно, представляя себя в музее, поэтому обязательно обойдите дом вокруг, найдите льва, саламандру, крокодилов, стайки летучих мышей, богиню и амуров, женские головы и т. д. Не забудьте про красивую ажурную чугунную ограду между двумя зданиями комплекса.
Доходный дом страхового общества «Россия» стал самым технически совершенным жилым домом Москвы. В доме была своя система вентиляции, увлажнения, фильтрации воздуха, своя система отопления, электростанция, работавшая на нефти, а питьевая вода добывалась из двух артезианских скважин глубиной 50 метров.
В доме были построены электрические лифты — новинка для Москвы начала XX века.
Усадьба Черткова и дом Кузнецова
Вернитесь на Мясницкую улицу. По Кривоколенному переулку пройдите до Банковского, поверните направо и вскоре выйдете на Мясницкую. Идите до дома номер 7, строение 1. Это усадьба Черткова.
Дошедший до нас особняк был перестроен в 1787 году в стиле классицизм, предполагающем колонны, портик и прочие атрибуты этого стиля. Усадьба перестраивалась при Чертковых, а в конце XIX века Шехтель соорудил в особняке красивуюбеломраморную лестницу.
В современном облике усадьбы ясно читаются черты необарокко, а в нарядных эклектичных интерьерах можно встретить и необарочные, и псевдоготические, и неомавританские элементы.
В 1831 году особняк купил А.Чертков. Многие писатели того времени были дружны с ним и часто бывали в этом доме. Среди них А. С. Пушкин, М. П. Погодин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь и другие. Посетителем библиотеки был Л. Н. Толстой в то время, когда работал над романом «Война и мир». Здесь читал книги и К. Э. Циолковский.
На углу Мясницкой, 8/2 и Большого Златоустинского переулка, почти напротив особняка Черткова находится Дом Кузнецова (Дом фарфора), который был построен в 1898-1903 в стиле модерн. Фасад состоит из гигантских окон-арок в три этажа. Простенки между этими окнами украшены консолями, на которых размещены маски покровителя торговли крылатого бога Меркурия.
Первый этаж занимал магазин фарфора, а на втором были конторские помещения и правление «Товарищества». Спустя сто с лишним лет, несмотря на все перипетии истории, в доме и сегодня продолжает находиться магазин фарфора.
Старейший Ленинградский вокзал
Отправляйтесь дальше, к Ленинградскому вокзалу. Его здание было построено в 1849 году выдающимся архитектором Константином Тоном в русско-византийском стиле. Является старейшим из девяти вокзалов города и входит в Северо-Западную региональную дирекцию железнодорожных вокзалов.
Ленинградский вокзал является «близнецом» Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Это не совсем так. Оба вокзала действительно очень похожи, ведь они строились одновременно Константином Тоном. Однако вокзал в Москве немного уступает размерами вокзалу в городе на Неве.
Ленинградскому вокзалу принадлежит статус первого железнодорожного вокзала Москвы, и он единственный в столице, который находится в подчинении у Санкт-Петербурга, как и 150 лет назад!
Здания конечных станций в Санкт-Петербурге и Москве возводили по единому проекту, они имеют классические фасады с равномерным членением приставными колоннами. Сооружение представляет своеобразное смешение форм ренессанса и древнерусских мотивов. Фасады вокзала оформлены мотивами, заимствованными в архитектуре итальянского Ренессанса.
Поэтажно размещенные трехчетвертные колонны и пилястры коринфского ордера, оформление проемов первого этажа двойными арками, охваченными более крупной третьей аркой, ренессансные наличники окон — все это типично для неоренессансной ветви петербургской архитектуры середины XIX века.
Общий ритм главного фасада представлен в верхней части спаренными окнами, а в нижней — оконными проёмами с гирьками. Объём главного входа повторяет оформление рам, поэтому не нарушает целостность композиции.
История создания площади и строительства трех вокзалов
Первоначально площадь именовалась как Каланчевская. Название связывалось с размещенным на ее территории палацем Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых). Сооружение включало высокую деревянную башню (каланчу).
Площадь трех вокзалов в Москве первоначально именовалась как Каланчевская.
В 1933 г. площадь переименовали в Комсомольскую. Новое название было приурочено труду молодых комсомольцев, которые строили метро и одновременно отпраздновали 15-летие со дня создания своей организации. Неофициально среди жителей города место получило название Площадь Трех вокзалов или просто Три вокзала.
Еще в XVII в. на данной территории располагались пастбища и болота, в народе ее называли Каланчевские поля. На месте сооружения Казанской железнодорожной станции несла свое течение река Ольховец. В северо-восточной стороне полей болотистая местность заканчивалась большим прудом Великим, носившем свое название с 1423 г.
Позднее он был переименован в Красный, занимал территорию 23 га. На юге локации брала свое начало река Печора с перекинутым через нее мостом из дерева, по которому пролегала Староминская дорога. В северной части водоема Алексей Романов возвел для себя палац, увенчанный вышкой-каланчой. Противоположно дворцу, с другой стороны поля располагалось Красное село.
Вплоть до XVII в. обширное пространство стояло не застроенным. Петр Великий часто организовывал возле водоема празднования, где палили из пушек, запускали фейерверки. При правлении Екатерины Великой местность включили в территориальные пределы столицы. В 1812 г. был взорван и сожжен Артиллерийский двор, располагавшийся на северной границе поля.
В 1840-х гг. градостроителю К. А. Тону было доверено соорудить вокзал железнодорожной станции вместо уничтоженного Артиллерийского двора, который первоначально получил название Николаевский. Западнее от новостройки осуществилось воздвижение особняка, в 1860 г. в него перевели таможенное управление.
Напротив Николаевского вокзала, через площадь, размещались ряды торговцев лесом (об их существовании в современное время напоминает пер. Леснорядский). В 1862 г. между новой железнодорожной станцией и Красным прудом по указу императора началась постройка Ярославского вокзала, продолжающаяся до 1907 г. (времени, когда ансамбль приобрел современный вид).
В середине XIX в. стартовала прокладка путей Казанской железной дороги, работы предусматривали возведение вокзальных помещений на месте торговли лесом. Для этих целей проводился дренаж местности, реку Ольховец пустили через трубу, были демонтированы ряды. Сооружение станционных помещений Рязанского вокзала осуществилось в 1862-1874 гг.
Современный вид здание получило в 1926 г. согласно проектной документации А. В. Щусева. В конце XIX в. с территории исчезла река Чечора, заключенная в трубу, проложена Краснопрудная улица. В начале XX в. был убран с карт города Красный пруд, вместо него появились склады.
В начале 1930-х гг. под поверхностью земли осуществилась прокладка ветки метрополитена. В промежутке зданий Ленинградского и Ярославского вокзалов прошло сооружение выхода станции метро, реконструкция его была выполнена в 1952 г. В тот год также сдалась в эксплуатацию гостиница Ленинградская, которая завершила архитектурную композицию площади.
https://www.youtube.com/watch?v=9Dvzr6QQzV8