История возникновения и структура древнерусских городов

Что привело к образованию Древнерусского государства

Впервые «условная» Русь, как единое образование, упоминается в 811—821 гг. в «Баварском хронографе». Это время характеризуется выделением из большого количества разрозненных племён наиболее продвинутых и успешных с исторической точки зрения. Как известно, в результате Великого переселения народов единый ранее славянский народ разделился на 3 разные группы: западных, южных и восточных славян. Из группы восточных славян выделились два наиболее крупных и влиятельных племени:

  • Ильменские словене (самое северное славянское племя, расселившееся на берегу озера Ильмень) с центром — городом Новгородом;

  • Поляне, осевшие на правом берегу Днепра, с центром — городом Киевом.

Создание государственности — закономерное развитие общности людей. Однако это очень длительный процесс. Сначала формируются родовые общины, потом соседские, и в конечном счёте подобное прирастание и слияние народностей приводит к образованию державы с единым центром власти.

Вид на Новгород в XI веке

Следуя подобной закономерности, уже к середине IX века с восточными славянами произошёл ряд следующих изменений:

  • произошло объединение и слияние различных восточнославянских племён с целью противостояния агрессивным странам-соседям и другим внешним угрозам в лице, например, южных кочевых народов;

  • разрушился родовой строй и родовые связи;

  • с развитием городов и увеличением городского населения произошло также и изменение общественного строя. Произошло расслоение общества на родовую знать, дружинников, ремесленников, купцов и земледельцев.

О славянских храмах

Может быть святилища славянской древности не были зданиями с массивными конструкциями и замкнутым пространством. Славянские божества не умозрительные абстракции. Они сохраняли связь с природой и её явлениями… Поклонение таким божествам не требовало отрешённости от мира в замкнутых пространствах, подобных тем, что создавались в христианских храмах. Скорее, обряды совершались в природном окружении и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения — изображения божеств.

Следы языческих святилищ восточных славян… языческое святилище IX–XI веков, раскопанное Седовым В.В. в Перыни, близ истока Волхова из озера Ильмень. Здесь неглубокий ров обрамлял круглую площадку диаметром 21 метр на вершине холма, в центр которой стоял столпообразный идол. Внешний край рва имел восьмилепестковое очертание, дугами которого выделены ячейки для ритуальных костров.

Приёмы организации поселений, формирования жилищ, культовых и погребальных сооружений складывались в развитую основу языка архитектурных форм.

Древнерусское зодчество и религиозные постройки

Города в Древней Руси были местом, где строились монументальные здания, которые в основном были связаны с христианской религией. Традиции и правила постройки древних храмов пришли на Русь из Византии, потому они строились по крестово-купольной схеме. Возводились храмы по заказу богатых князей и самой православной церкви.

Первыми монументальными сооружениями были десятинные церкви, самая древняя из сохранившихся до наших дней — Спасская церковь в Чернигове (1036 г.). Начиная с 11 в., уже стали строить более сложные храмы с галереями, лестничными башнями, с несколькими главами. Внутренний интерьер древние зодчие стремились сделать выразительным и красочным. Примером такого храма является Софийский собор в Киеве, аналогичные соборы были возведены в Новгороде и Полоцке.

Немного иная, но яркая и оригинальная, сложилась архитектурная школа на Северо-Востоке Руси, для которой характерны множество декоративных резных элементов, стройные пропорции и пластичность фасадов. Один из шедевров того времени — церковь Покрова на Нерли (1165).

Взгляд на происхождение и развитие городов с археологической точки зрения

Археология лесной зоны Восточной Европы второй половины I-начала II тыс. н.э. является археологией исторического периода. Под этим подразумевается, что, исходя из многочисленных письменных источников (византийских, восточных, западноевропейских, древнерусских), топонимики, гидронимии, данных этнографии и лингвистики, мы представляем, с той или иной степенью полноты, тот общий исторический фон, на котором развертывались события в интересующую нас эпоху и кто был их участниками. Мы знаем, что история рассматриваемых территорий – это история четырех народов и их взаимодействия, а именно, финнов, балтов, славян и скандинавов, также знаем, что к рубежу X-XI вв. завершилось формирование древнерусской государственности. Приступая к анализу археологических материалов и стремясь ответить на те или иные вопросы, мы всегда имеем в виду этот общий исторический фон.

В первой половине I тыс. н.э. огромные пространства лесной зоны Восточной Европы были заняты восточнобалтскими и финскими племенами. Редкое разбросанное население, небольшие родовые поселки, укрепленные в областях Верхнего Поднепровья, Поволжья и Подвинья и чаще вообще не укрепленные севернее, комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте, подсечно-огневым земледелием – на втором, и большой ролью охоты, рыболовства и лесных промыслов, неспешная, размеренная жизнь – вот характерные черты быта этого населения.

Вторая половина этого тысячелетия резко отличается. Появляются новые археологические культуры, новые типы

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Страницы:

Главные события первого этапа образования Древнерусского государства (862—964)

Первый правитель Новгорода (с 862 по 879 г.) — Рюрик — был из варяжских князей. Два его брата, Синеус и Трувор, княжили другими русскими землями. Аскольда и Дира во главе собственной дружины, князь отправил в поход на Царьград, но по возвращении они осели в Киеве, где стали править полянами.

Рюрика сменил князь Олег (879—911), который за годы правления, решил много важных государственных задач:

  1. С 882 году после завоевания Киева сумел объединить северный (новгородский) и южный (киевский) центры в единое государство со столицей в Киеве.

  2. Ввёл «полюдье», специальный налог, составляющий, вместе с военными добычами, главную экономическую основу страны.

  3. В 907 и 911 годах благодаря успешному походу на Византию был заключён выгодный торговый договор.

Дальше, титул «великого князя», достался Игорю, наследнику Рюрика (годы правления — с 912 по 945). Новому князю приходилось не раз сдерживать племенные союзы от стремления отделиться.

Княжение Игоря отмечено византийским походом (941 г.) в нарушение прежнего договора. Проиграв морскую битву, князь соединяется с отрядами печенегов и идёт новым походом, который заканчивается принудительным для Византии повторным договором, но с менее выгодными условиями для Руси.

Святая княгиня Ольга

945 год — последний в правлении и в жизни Игоря. При попытке сбора повторной дани в Искоростени, восставшие древляне убили князя и его дружинников.

На место Игоря пришла его жена Ольга (годы правления — с 945 по 964).

В первую очередь княгиня жестоко наказала древлян и вернула восставшие поселения под киевскую власть. Полюдье Ольга заменила «уроками» (налог установленных размеров) и обозначением «погостов» (мест, где собирают налоги). Таким образом, княгиня упорядочила и усовершенствовала налоговую систему в государстве, проведя реформу в административном управлении. Кроме того, Ольга — первая из правителей России приняла христианство.

Внутреннее устройство крепости

Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).

Основные общественные и экономические центры древнего города:

  • Церковная резиденция и Вечевая площадь.
  • Княжий двор.
  • Порт и торговая площадка рядом с ним.

Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.

Внешний вид древнерусского города

На начальном этапе градостроения сил для постройки оборонительных сооружений всего поселения не хватало. Поэтому место для него старались выбрать защищенное самой природой. Где это позволяли условия, он располагался на речных островках или на краю болот. Примером такого устройства могут служить городища славянских общин в Полоцкой либо же Смоленской земле. В северо-западной зоне расселения восточнославянских племен. Городища строятся на холмах с обрывистыми, крутыми склонами.

Наиболее же характерным и распространенным стал тип мысовый. Ограниченный рукавами рек, их слиянием или же оврагами, мыс лишь с одной стороны нуждался в искусственных укреплениях. Таковыми, обычно, были рвы и возведенные из вырытой при их устройстве земли валы.

Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, являлась настоящей твердыней. Именно вокруг нее и под ее защитой и прикрытием выстраивался весь город. В ней располагаясь палаты князя, бояр, представителей знати. Под прикрытием дружины устраивалась жизнь верхушки древнерусских городов. Эта центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, называлась «детинец».

sofiyskiy_sobor_24s

Позднее, с конца четырнадцатого века, он уже приобретает название «кремль», происхождение которого вызывает споры еще и сегодня. В Руси до монгольского нашествия «кремлей» или «детинцев» насчитывалось более четырехсот. Самые известные – Золотые ворота киевского детинца, Рюриково городище Великого Новгорода, Владимирский кремль и, разумеется, кремль Москвы.

Вокруг детинца выстраивалась остальная часть города. Улочки и переулки, иногда уже мощеные, простые в своей планировке дома создавали пока еще довольно простую, но, все же, с привнесением определенного порядка, структуру города.

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась посадом. Часто, как это было, например, в Киеве, он располагался у подножья «верхнего города» и назывался «подолом». Его обитатели жили своей, часто весьма отличной от обитателей детинца, жизнью.

Упорядоченная жизнь древнерусских городов являлась благоприятной средой для развития всех форм общественной жизни. Как и в странах Западной Европы и Византийской империи здесь были сосредоточены основные богатства. Здесь отчетливее ощущался напряженный пульс все усложняющейся жизни. В городах создавались условия для проникновения идей, обычаев и нравов из других стран. Здесь, в древнерусских городах, будут построены и первые христианские церкви, отсюда новое вероучение начнет свое победоносное шествие по всей Руси. Отсюда начнется крещение древнерусского народа.

А еще читайте о военном устройстве древних городов

Политическая жизнь Новгорода

По данным археологических раскопок к 13 в. Новгород был большим укрепленным и прекрасно организованным городом, в котором проживали ремесленники и торговый люд. Политической жизнью его управляли местные бояре. На этих землях в Древней Руси сложились очень крупные боярские землевладения, которые состояли из 30-40 кланов, монополизировавших многие государственные должности.

Свободное население, которое включала Новгородская земля, — это боярство, житьи люди (мелкие землевладельцы), купечество, торговцы и ремесленники. А к зависимым относились холопы и смерды. Характерная черта жизни Новгорода — призвание князя с помощью оформления договора на княжение, причем он выбирался только для вершения судебных решений и военного руководства в случае нападения. Все князья были приезжие из Твери, Москвы и других городов, и каждый пытался отторгнуть от Новгородской земли некоторые волости, из-за чего их тут же сменяли. За 200 лет в городе поменялось 58 князей.

Политическое правление в этих землях осуществляло Новгородское вече, которое, по сути, представляло федерацию из самоуправляющихся общин и корпораций. Политическая история Новгорода сложилась успешно именно за счет участия во всех процессах всех групп населения, начиная от бояр и заканчивая «черным людом». Однако в 1418 г. недовольство низов завершилось их восстанием, при котором жители бросились крушить богатые дома бояр. Кровопролития удалось избежать только через вмешательство духовенства, которое решило спор через суд.

Расцвет Новгородской республики, просуществовавшей не одно столетие, возвел большой и красивый город до уровня средневековых европейских поселений, архитектура и военная сила которого восхищала современников. В качестве западного форпоста Новгород успешно отражал все нападения немецких рыцарей, сохранив национальную идентичность Русской земли.

История земли Полоцкой

Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.

Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.

В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.

Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).

Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.

Мышкин: достопримечательности города

Мышкин – небольшой городок в Ярославской области, очень популярный у туристов и любителей всего самобытного, рукодельного и интересного.

Он официально не входит в Золотое кольцо, но является непременной остановкой на этом маршруте и, пожалуй, самой запоминающейся: здесь зрелищно, с юмором, нет долгих и утомительных экскурсов в историю – музыкальная пауза, минутка веселых развлечений среди череды музеев, церквей и всего древнерусского, хотя и серьезного здесь с избытком.

Для тех, кто любит представлять, куда едет на экскурсию, пара строк о Мышкине.

Местоположение

Город расположен в Ярославской области, на берегу Волги в части Рыбинского водохранилища, в 300 км от Москвы (4 часа пути на авто), есть пристань, паромная переправа.

История

Первое упоминание в 15 веке, статус города присвоено в 1777 году, но в советское время Мышкину пришлось побыть и селом, и поселком городского типа, и менять название (Мышкино), пока к 1991 году не была восстановлена историческая справедливость.

Развитие города неразрывно связано с Угличем и выгодным местоположением на Волге.

Название

Есть несколько версий происхождения названия:

По легенде, которая так хорошо укладывается в туристические путеводители и образ жизни города, некий князь отдыхал после праведного похода на высоком берегу Волги, да задремал. Проснулся же от того, что по нему скользнула мышка — задела хвостиком щеку и разбудила. Рассерженный князь начал было гневаться, но заметил рядом змею, которая готовилась к прыжку на знатную особу. Князь понял, что мышка его спасла от неминуемой гибели, и повелел в честь нее назвать место и заложить город-крепость Мышкин.

  • По сказаниям, которые очень не любят мышкинцы и обижаются на сравнение, название пошло от слова мышка. Будто бы жители древнерусского поселения вели себя на Волге также, как и серенькие воровки в амбаре – под покровом ночи быстро и ловко грабили торговые суда.
  • По названию мелкого грызуна – раньше мысью называли белку, мышку, бурундуков, которые, вероятно, в изобилии водились в этих краях.
  • По мнению филологов, название пошло от жителя поселения по прозвищу Мышка или Мышкин. Есть гипотеза, что Мышка был каменщиком и участвовал в возведении Успенского собора в Москве (Кремль). За этот вклад в честь него и назвали город.

Конечно, вероятнее всего последняя версия, мышкинцы ее не отрицают, но популяризируют сказ о князе, змее и мыши.

Главные достопримечательности

В Мышкине есть несколько ключевых достопримечательностей, обзор которых обязательно входит в экскурсионную программу.

Мышкинский народный музей

Мышкинский народный музей

Мышкинский народный музей – это целый комплекс, который объединяет различные филиалы и отделения.

В него входят самые посещаемые в городе музеи уникальной техники, Мыши, «Махаев двор», мышкинского крестьянства, печатного дела, знаменитых уроженцев Смирнова, Тютчева и еще несколько наименований.

Туристы, приехавшие увлекательно провести время в прогулках по Мышкину, не делают различия между государственным и частным музеем, интересны все варианты, хотя музейные работники четко проводят грань.

Собор Успения Божьей Матери

Успенский кафедральный собор – жемчужина Мышкина. Он хорошо виден с воды, нарядные купола притягивают взор туристов, прибывающих на пароме или круизном теплоходе.

Собор в классическом стиле с пятью главами и высокой часовней был возведен в 19 веке, особое внимание было уделено внутреннему убранству. К сожалению, в 20 веке собор переживал не лучшие времена, уникальная роспись и многие иконы безвозвратно утеряны

Но есть надежда, что проводимая сейчас реставрация вернет былую роскошь и великолепие.

Успенский кафедральный собор

На колокольне открыта смотровая площадка, смельчаков, кто не испугается крутой винтовой лестницы, ждут награды – потрясающий панорамный вид на город и Волгу и небольшой музей старинных вещей.

Особняк Чистова

Усадьба (особняк) купца Тимофея Васильевича Чистова уже на протяжении 150 лет считается самым красивым зданием Мышкина. Это целый усадебный комплекс, в котором главный дом выделяется архитектурой и убранством парадных зал, особенную ценность имеют изразцы.

Дом Смирнова

В Мышкине два дома Смирновых один музей водки в честь П.А. Смирнова, создателя водки, второй – дом Павла Ефремовича Смирнова.

Расцвет Древнерусского государства (964—1054): второй этап

В 964 году княгиня Ольга оставляет престол в пользу сына Святослава. С этого момента начинается условный второй этап формирования и укрепления Руси. На этом этапе развития для Древнерусского государства были характерны следующие особенности:

  • идёт процесс установления феодального строя;

  • хозяин земель — князь, феодалы владеют личными наделами — вотчинами;

  • большая часть жителей состоит из смердов (крестьян), которые по необходимости могли собираться в ополчение;

  • существование форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники);

  • налажены торговые отношения с другими странами;

  • строятся города-крепости с защитными укреплениями.

С 964 по 972 гг. место великого князя киевского занимает Святослав Игоревич, во времена правления которого было совершено большое количество успешных военных походов, укрепивших страну и повысивших её способность к обороне.

Однако, Святослав уделял недостаточно внимания внутренней политике, и, возможно, поэтому после его смерти в стране начались междоусобицы. Закончились распри с приходом к власти князя Владимира I Святославовича (князь киевский с 978 по 1015 гг.).

Среди основных достижений князя Владимира, укрепивших древнерусскую государственность, выделяют следующее:

  • была расширена территория державы за счёт объединения земель восточных славян в составе Киевского княжества;

  • была проведена религиозная реформа, в результате которой Русь, после крещения в 988 году, приняла православную веру.

Кроме того, благодаря крепкой власти, жители Руси откликнулись на организацию строительства южных защитных укреплений, где часто совершали свои разбойничьи набеги печенеги. Завершился этап формирования государства укреплением княжеской власти: Владимир разделил земли державы между своими сыновьями. Отныне Русью владели только Рюриковичи.

Крещение Руси Владимиром (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Таким образом, Древнерусское государство (Русь) образовалось во второй половине IX века из 2-х главных центров: киевского и новгородского, в дальнейшем объединив разрозненные племена восточных славян. В 882 году столицей державы был провозглашён Киев, после захвата города князем Олегом. Окончательно становление Древнерусского государства завершилось к концу X века.

Древние крепости и защитные сооружения

Существовали «старшие» города и пригороды (подчиненные), которые происходили из выселок из главных городов, и заселение их шло по распоряжениям из столицы. Любой древнерусский город-крепость состоял из укрепленной части и расположенных рядом неукрепленных посадов, вокруг которых находились угодья, используемые для сенокоса, рыбной ловли, выпаса домашнего скота, лесные участки.

Основная защитная роль отводилась земляным валам и деревянным стенам, под которым находились рвы. Для строительства оборонных укреплений использовался подходящий рельеф местности. Так, большая часть крепостей Древней Руси располагалась на защищенных территориях: вершины холмов, острова или мыс горы.

Примером такого города-крепости может служить город Вышгород, расположенный недалеко от Киева. С самого основания его строили как крепость, окруженную мощными земляными и деревянными укреплениями с валами и рвом. Город подразделялся на княжескую часть (детинец), кремль и посад, где располагались кварталы ремесленников.

Крепостной вал являлся сложным сооружением, состоящим из стоящих впритык огромных деревянных срубов (часто из дуба), пространство между которыми забивали камнями и землей. Размер таких срубов, например, в Киеве составлял 6,7 м, в поперечной части более 19 м. Высота земляного вала могла достигать 12 м, а вырытый перед ним ров часто имел форму треугольника. Наверху находился бруствер с боевой площадкой, где находились защитники крепости, которые стреляли во врагов и метали камни. В местах поворота строили деревянные башни.

Въезд в древнюю крепость был всегда единственный через специальный мост, проложенный надо рвом. Мост ставили на опоры, которые во время нападений разрушали. Позднее стали строить подъемные мосты.

О славянских храмах

Может быть святилища славянской древности не были зданиями с массивными конструкциями и замкнутым пространством. Славянские божества не умозрительные абстракции. Они сохраняли связь с природой и её явлениями… Поклонение таким божествам не требовало отрешённости от мира в замкнутых пространствах, подобных тем, что создавались в христианских храмах. Скорее, обряды совершались в природном окружении и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения — изображения божеств.

Следы языческих святилищ восточных славян… языческое святилище IX–XI веков, раскопанное Седовым В.В. в Перыни, близ истока Волхова из озера Ильмень. Здесь неглубокий ров обрамлял круглую площадку диаметром 21 метр на вершине холма, в центр которой стоял столпообразный идол. Внешний край рва имел восьмилепестковое очертание, дугами которого выделены ячейки для ритуальных костров.

Приёмы организации поселений, формирования жилищ, культовых и погребальных сооружений складывались в развитую основу языка архитектурных форм.

Связь русской архитектуры с образным мышлением славян

Кольцевые планы славянских и русских поселений, повторяющие пространственную модель трипольских селищ … компактные городища с валами и частоколами. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства — иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины… Первобытнообщинные укреплённые поселения славян имели очертания, подчинённые естественному рельефу, но основные топологические признаки древней центрической модели — замкнутость кольца постройки, её обращённость внутрь, к открытому пространству посередине — сохранялись. …Круговое очертание имело не только функциональное (защищённость), но и символическое значение.

Круговая центрическая планировка селений была распространена и у западных славян.

Древнюю модель кругового плана унаследовали сёла, служившие центрами. Деревни же, которые группировались вокруг них, имели обычно простую линейную структуру.

…Сочетание кольца невысокой жилой застройки с высоким объёмом церкви посредине. Подобное сочетание в архаических культурах, как правило, связано с мифопоэтическим образом «мирового древа».

Курган — искусственная гора. Но в мифологии древних народов образ горы выступает как вариант мирового древа, оси мира. Через этот образ семантика формы кургана соприкасалась… с формой жилища и его кровли. Причём иногда земляная насыпь кургана скрывала остатки «дома мёртвых», вместе с которым сжигался покойник.

Повсеместно распространённые на Руси курганы, «архитектура земли», не могли не повлиять на последующее развитие монументального зодчества. Брунов Н.И. увидел в курганах прообраз пирамидальных композиций древнерусского монументального зодчества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий