Ведийский период
Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.
Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.
Основополагающими канонами учения стали:
- деление на сословия и кастовые различия;
- поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
- объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
- разделение божеств на высшие и низшие;
- появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
- практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
- появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.
Становление протоиндийской цивилизации — истоки верований Древней Индии
Древняя Индия была наполнена большим количеством верований. Первый этап развития религиозных идей связан со становлением протоиндийской цивилизации, которая появляется и расцветает в IV-III тыс. до н.э. Она была создана преимущественно дравидоговорящим населением (жители южной части Индостана) городского типа со сложной религиозно-мифологической системой.
Во II тыс. начинается праведический период развития индуизма, о котором осталось мало сведений (сохранились на печатях и других малочисленных артефактах). Праведический культ (протоиндуистский) имеет такие характерные особенности:
- Зависимость верования от главной деятельности индусов — земледелия, ориентированности на плодородие.
- Связанность с мифологическими комплексами Хараппы и Мохенджо-Даро.
- Исповедование язычества в форме политеизма.
- Наличие практик колдовства, жертвоприношений богам, омовений.
- Отсутствие храмов.
- Особое поклонение богине Матери (буйволице), с которой связывались магические практики сексуального характера.
- Наличие культа рогатого божества (буйвола под именем «Великая Звезда»), сидящему в позе «лотос» (прото-Шива), вокруг которого формируется магическая практика и аскетизм (тапас).
- Развитость культов деревьев, животных, священных источников, камней, змей.
Примечание
Протоиндийские верования заложили фундаментальные основы и воззрения, на которых стоит современный индуизм.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Ведическая религия
Приблизительно с 1500 года до н.э. начинается ведический период с вторжением центральных народов Азии (арийцев) в Северную Индию. Местные верования пребывали в активном культурном обмене с новой религией завоевателей, основанной на Ведах.
Веды («сборники») — одни из самых давних памятников древнеиндийской религиозной литературы. Структурно она принадлежит к шрути («услышанного») — собранию каноничных священных текстов индуизма.
Веды состоят из четырех сборников (самхити) гимнов, ритуальных песен, жертвенных формул и заговоров:
- ригведы;
- самаведы;
- яджурведы;
- атхарваведы.
Ключевые догмы ведической религии:
- Миром правит рита — упорядывающий мировой закон (меняются времена года, день начинается после ночи). Ей подвластны все: и люди, и небожители. Что бы она утверждалась нужны жертвоприношения.
- Культовая практика жрецов становится гарантом правления риты, становится составляющей миростроения.
- Каждый человек обладает своей дхармой — индивидуальным жизненным заданием, долгом, в котором конкретизируется рита.
- Центральный миф ведийской мифологии — история убийства Индрой змея Вритры.
Основные религии зародившиеся в Древней Индии
В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.
3.1 Ведизм – древнейшая религия Индии кратко
Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия – первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.
Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды – собрания священных гимнов и песен – складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее
Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.
Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.
Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии – большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.
3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии
Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.
3.3. Религия и философия в Индии в Средние века
В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.
Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.
С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.
Сикхизм
Сикхизм – религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности.
Сикхи верят в единого бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.
Бог рассматривается с двух сторон – как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения бог существовал как
Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не
было ничего – ни рая, ни ада, ни трёх миров – только Бесформенное. Когда бог
захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой бог
растворен, присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
Форма поклонения богу в сикхизме – медитация. Никакие другие божества, демоны или духи не достойны поклонения.
Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают
“неправильными” все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и
новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования
покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и “благих деяниях”. Всё это, с
точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и
обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда –
просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.
Взаимодействие с западной культурой
Индуизм и буддизм наиболее заметно взаимодействуют с западной культурой. К ним сформировано позитивное культурное отношение (особенно в странах, где исповедается преимущественно христианство) — это философски привлекательные мировоззренческие системы.
К примеру, индуизм, в результате реформации общества «Миссия Рамакришны», перерождается в неоиндуизм — популярное религиозно-философское течение. Его активно воспринимают прогрессивные круга разных стран.
Буддизм первую волну популярности на западе переживает (в форме дзэн-буддизма) среди интеллигенции в первой половине ХХ века, благодаря японскому ученому Дайсецу Судзуки. Влияние дзэн можно обнаружить в творениях писателей:
- Г. Гессе;
- Дж. Сэлинджера;
- Дж. Керуака;
- А. Гинзберга;
- А. Уотса;
- Г. Снайдера.
Вторая волна популярности совпадает с движением хиппи (конец 60-х – начало 70-х годов ХХ века). Интерес был обусловлен послевоенными настроениями и поисками средств развития сознания, особенно после разочарования в развития сознания с использованием наркотических веществ. После оккупации Тибета КНР в 1959 многие буддисты бегут на Запад, что влияло на распространение идей на Западе. В 70-х появляются первые западные учителя буддизма (Лама Оле Нидал).
Особенности западного буддизма:
- Отсутствие сильного тяготения к монастырскому способу жизни. Большинство буддистов-западников имеют семьи, роботу, получают образование.
- Акцент на выполнении медитации, а не на достижение этического идеала, выполнении ритуалов, поклонении.
Джайнизм
Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.
Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:
- вера в истинность доктрины;
- совершенное знание;
- праведная жизнь.
Обеты джайнов
Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
- не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
- не прелюбодействовать;
- не стяжать;
- быть искренним и благочестивым в речах.
К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.
Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.
Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.
Этимология слова индуизм
Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.
Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI — XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев».
Виды индуизма
Существует немало традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Основополагающим является признанный авторитет Вед, но есть и такие религиозные течения, которые имеют собственные традиции и культовые писания. Таким образом, дать точное определение индийской религии нельзя, поскольку она является совокупностью верований и традиций.
Типология
Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых главными можно назвать:
- Народные верования. Древнейшая форма религии индусов, когда люди поклоняются божествам и формам, которых наделяют божественной силой. Каждая местность или племя имели своих идолов.
- Ведийский индуизм. Его основой служит священное писание «Веды», ее собрание религиозных гимнов под названием «Ригведы».
- Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма Веданты, признающие религиозно-философские трактаты «Упанишады» — часть «Вед», в которых находятся размышления о медитации и природе Бога.
- Религиозно-философская школа йоги. Оно представлено в «Йога-сутрах» — базовом тексте этой ветви индуизма, которое в дальнейшем повлияло на принятие йоги и многих индийский ритуалов во всем мире.
- Дхармический индуизм. Не относится полностью ни к одной философской школе, но содержит определенные моральные устои, которым необходимо следовать повседневно. Дхарма — совокупность норм и правил.
- Бхакти-индуизм. Он предполагает преданное поклонение и служение Богу, который может присутствовать в различных формах, живых и неживых субстанциях или объектах. Для этого вида религии, иногда называемого вайшнавизм или вишнуизм, характерен монотеизм и поклонение богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.
Направления
Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы понятий, религия является комплексом традиций и верований, то, согласно исследованиям ученых, можно сказать, что господствующими направлениями являются:
- Вайшнавизм. Наиболее популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его явлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя такие основные и самые известные понятия индуизма, как карма, круговорот душ, сансара, йога, медитация. Имеет 4 богословских традиции, сампрадаи, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
- Шиваизм. Почитание Шивы, олицетворяющего космическое сознание. Имеет около 6 философских школ, имеющих региональные и временные различия в своей идеологии. Шиваизм основывается на медитации, любви ко всем живым существам и йоге.
- Смартизм. Направление появилось в результате трансформации брахманской традиции. Философской системой является адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Характерно поклонение 5 богам, однако каждый верующий может выбирать, какому божественному существу он желает поклоняться или какой его форме.
- Шактизм. Последователи почитают Божественную Матерь Шакти, супругу или женскую творческую силу Шивы, и ее воплощения в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие считают себя детьми Шакти и стараются следовать ее основному желанию — жить в согласии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.
Индуистские религиозные объекты [ править ]
Миллионы туристов и паломников посещают города Праяградж , Варанаси , Матхура , Горакхпур и Айодхья , так как они считаются самыми священными городами Индии.
Варанаси править
Варанаси ежегодно привлекает тысячи индуистских паломников.
Варанаси (также называемый Каши и Бенарес) считается самым старым городом в мире до Иерусалима . Он известен своими гатами (ступеньками вдоль реки), которые круглый год населены людьми, которые хотят искупаться в священной реке Ганг.
Храм Каши Вишванатх в Варанаси является домом для храма Вишванатх Джьотирлинг, который является одним из самых священных индуистских храмов.
Варанаси также славится своей кухней, она включает в себя разнообразные сладости и всевозможные острые блюда.
Матхура-Вриндаван править
Место рождения Господа Кришаны. И в Матхуре, и во Вриндаване есть храмы, посвященные Кришне . Во время Холи здесь играют в особую форму Холи, называемую Латх Мар Холи .
Джанмааштами , рождение Господа Кришны, празднуется в этом регионе.
Матхура – одно из семи самых важных мест паломничества индуистов. Вриндаван, еще одно место, связанное с Господом Шри Кришной, считается городом-побратимом Матхуры. Существует около 25 гхатов, из которых наиболее священным является Вишрам-гхат, где Шри Кришна отдыхал после убийства Кансы.
Айодхья править
Индусы верят, что местом рождения Господа Рамы является Айодхья, место под названием Рам Джанмабхуми .
Айодхье также является родиной пяти тиртханкаров, в том числе первый Tirthankar из джайнизма , Шри Rishabh Dev. Он известен как отец джайнской религии. Город также играет важную роль в истории и наследии буддизма в Индии: несколько буддийских храмов, памятников и учебных центров были основаны здесь во времена империи Маурьев и династии Гуптов . Как известно в истории, Айодхья достигла своего великолепного пика во время правления Гуптов над Индией.
Сваминараян возглавлял секту индуизма Сваминараян сампрадай и жил здесь в детстве. Именно из Айодхьи Сваминараян начал свое семилетнее путешествие по Индии как Нилкант.
Говорят, что Тулсидас начал писать свою знаменитую поэму Рамаяны «Шри Рамачаритаманас» в Айодхье в 1574 году нашей эры. Несколько тамильских алваров упоминают город Айодхья. Айодхья также считается местом рождения Бахубали , Брахми, Сундари, царя Дашаратхи , Ачарьи Падалиптасурисварджи , царя Харишчандры , Шри Рамы , Ачалбхраты и девятого Гандхара Махавира Свами.
Атхарваведа называется Айодхьей «город , построенный богами и будучи процветающим , как и сам рай».
Soron Shukar Кшетр спасение земля Господь Вары и birthland Сант Тулсидаса.
После завершения строительства Рам Мандира в 2023 году Айодхья , вероятно, будет получать 5-6 крор человек в год.
Наимишаранья править
Наимишаранья, также известный как Нимсар, Нимсар или Нимхар, – индуистский храм, посвященный Вишну, расположенный в районе Ситапур в северном индийском штате Уттар-Прадеш . Это один из Дивья Десамов , 108 храмов Вишну, почитаемых в Налаира Дивья Прабандхам 12 поэтами- святыми, или Альварс . Считается, что храм очень древний, и в разное время его вносили правящие короли. Храм считается одним из восьми храмов Вишну, которые проявили себя, и классифицируется как Сваямвьяктха Кшетра.. Священный резервуар Чанкра Кунда связан с храмом и является центром паломничества, где люди совершают священное купание во время праздников.
Праяградж править
Процессия Ахараса марширует по импровизированному мосту через реку Ганг , Кумбха Мела в Аллахабаде , 2001 г.
Каждый год тысячи людей собираются в Аллахабаде, чтобы принять участие в фестивале на берегу Ганга, Магх Мела . Один и тот же фестиваль проводится в более крупном масштабе каждые 12 лет и привлекает миллионы людей и называется Кумбха Мела . Кумбха Мела (особенно Маха Кумбха Мела) – самое священное из всех паломничеств. Тысячи святых мужчин и женщин (монахов, святых и садху ) посещают его, и это частично объясняет благоприятное воздействие праздника. Садху одеты в шафрановые простыни, на кожу которых нанесено много золы и пудры в соответствии с требованиями древних традиций. Некоторые называли нанга-саньясиили «дигамберов» часто можно увидеть без одежды даже в суровую зиму, что обычно считается ведущим к экстремальному образу жизни
Это, как правило, привлекает большое внимание Запада, поскольку это, по-видимому, контрастирует с в целом консервативной социальной скромностью, практикуемой в стране
Индуизм религия кратко | Санатана Дхарма
Название: Индуизм (Санатана Дхарма)Количество последователей: 1 млрд.Страна возникновения: ИндияВремя возникновения: VII вв. до н. э.Основные священные тексты: Веды
Индуизм — совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма (божественный закон), карма, сансара (колесо перерождений), майя (иллюзия внешнего мира), мокша (освобождение от иллюзии и перерождений) и йога (слияние с божественным).
В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.
Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале.
Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. По современным исследованиям, основу индуизма составили религиозные верования древних ариев, которые принесли их с севера на юг, чем объясняются множественные параллели в священных писаниях древних славян, зороастризма и индуизма.
Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм
Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.
Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.
Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.
Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.
Возникновение буддизма
Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:
- Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
- Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
- Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства Ашоки.
- Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции мировой религии того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
- Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.
Изображение царя Ашоки
Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.
Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.
Шиваизм
Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.
Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.
При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.
Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.
Индия: история формирования традиций
Именно с тех времен начали формироваться привычные индийцам на нынешний день традиции. Огромное влияние на них оказывала религия, культура захватчиков с запада и обычаи императоров. На сегодняшний день все население Индии придерживается разнообразных, отличающихся друг от друга, обычаев.
Это страна зарождения различных мировых религий, в том числе буддизма, джайнизма, сикхизма. Все они оказали значительное влияние на культурные традиции Индии. Отдельное место в истории Индии и традиций занимают соседние народы: персы, тюрки, арабы.
Несмотря на некую раздробленность, страна все же имеет свою историю, которая объединяет под собой все штаты и территории.
Традиции народов Индии весьма разнообразны, что притягивает к себе миллионы туристов со всего мира. Каждая страна, конечно же, обладает своими обычаями, которых стоит придерживаться. Познавать государство лучше постепенно, шаг за шагом открывая для себя новые и интересные черты Индии. Огромное влияние на формирование национальных обычаев оказал буддизм и философия индусов, проповедующих отказ от какого-либо насилия. Еще далеко до времен нашей эры правители-ортодоксалды возродили буддизм.
Брахманизм
Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.
Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.
Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.
Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.
Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.
Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.
Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.
Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.
Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.