Индуизм – невероятная религия

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических  частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и  именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Это интересно: 730,Религия Древнего Китая — разбираемся основательно

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути
– изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу
.

Смрити
священные тексты
, состоящие из Шастр
(законов
), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

  1. Народный – берёт свои корни еще во времена, когда существовали племена и идолопоклонничество. Древнейшая форма религии, при которой люди поклоняются божествам, или формам, наделённым божественной силой.
  2. Ведийский – уже из названия можно понять, что в основе этого направления лежат Веды – Священные Писания.
  3. Ведантический – приверженцы этого направления признают трактаты «Упанишады». Это та часть Вед, в которой рассматривается происхождение самого Бога и медитативные практики.
  4. Религиозно-философская школа йоги. Упоминается в «Йога-сутрах». Оказало сильное влияние на принятие йоги во всём мире. Подробнее про философию йоги.
  1. Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
  2. Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Пантеон

Ответить на вопрос кто же бог в Индуизме не так уж просто. Согласно преданию, пантеон этого религиозного течения насчитывает 3 333 333 богов, полубогов, духов, демонов, призраков и семейных покровителей. Однако верховными считаются три божества – Вишну, Брахма и Шива.

Вишну изображают в виде человека с четырьмя руками и кожей темно-синего цвета. Вишну поддерживает жизнь во Вселенной, он выступает творцом и разрушителем мироздания. Основными атрибутами Вишну считаются могущество, богатство, знание, мужество, сила и великолепие. Вишну имеет три ипостаси, каждая из которых играет особую роль в поддержании гармони во Вселенной.

Брахма – бог, не имеющий матери. Согласно преданию, он был рожден из цветка лотоса. Брахма имеет четыре головы и четыре руки, он облачен в одеяние красного цвета. Четыре руки можно считать олицетворением сторон света (север, запад, юг, восток). Брахма является создателем одиннадцати Праджапати – прародителей человечества.

Шива – символ трансформации и разрушительного начала вселенной. Кожа этого божества имеет белый оттенок, чаще всего его изображают сидящим в позе лотоса. Шиву считают победителем демонов и защитником праведности, а также управителем всего сущего и подателем всех благ. Сыновьями Шивы называют бога войны Сканда и бога мудрости Ганеша.

География религий

В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:

  1. Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
  2. Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
  3. Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
  4. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.

Религия

По конституции Индия – светское государство.

Религиозный состав населения

Большинство сикхов живут в Пенджабе, остальные – в Дели, Калькутте, Мумбаи (Бомбее) и других крупных городах. В Пенджабе сикхи занимаются преимущественно крестьянским трудом, в городах работают главным образом на промышленных предприятиях и в торговле, состоят на государственной службе, формируют влиятельную прослойку в вооруженных силах. После 1947 тысячи сикхов эмигрировали в Великобританию, Канаду, США и Австралию.

Буддийская община в последние десятилетия росла частично благодаря переходу в 1956 в буддизм лидера неприкасаемых д-ра Б.Р.Амбедкара, примеру которого последовали многие его сторонники. Эта религия издавна пустила глубокие корни в Ладакхе (Кашмир) и ряде районов Западной Бенгалии.

Джайны сосредоточены в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре. Небольшие их группы рассеяны по городам штата Карнатака.

Зороастрийцы, которых в Индии называют парсами, образуют малочисленную конфессию, привязанную к Бомбею. Община бахаистов насчитывает ок. 1 млн. верующих. Главные центры размещения иудаистов – бывшее княжество Кочин в Керале, Мумбаи и Калькутта. Кочинские иудеи иммигрировали в страну несколько столетий назад, но к настоящему времени в основном возвратились в Израиль.

Упоминания об Индии в Библии

В Священном Писании об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. В , например, границы стран подвластных царю Дарию определяются следующими словами: “от Индии до Ефиопии – в ста двадцати семи сатрапиям”. Точно также и в кн. Есфирь, по случаю пира, сделанного Артаксерксом сатрапам областей, над которыми он царствовал, пределы его царства обозначаются словами: “от Индии и до Ефиопии (, ). В говорится, что в войске Антиоха Евпатора находилось 32 слона, приученных к войне, и что при каждом слоне находился индиец.

Некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон Индийские реки: Инд и Ганг (-13).

Земля Офир, куда отправлялись корабли Соломона и откуда вывозили золото, красное дерево, драгоценные камни, слоновую кость, обезьян, павлинов ( и др.), как с большою вероятностью предполагают, находилась также в Индии (именно на о-ве Цейлоне).

Христианство в Индии

Христианство в Индии насаждено еще ап. Фомой, приявшим здесь и венец мученический. Индийские христиане на Малабарском берегу даже доселе называют себя христианами Фомы и начало своей Малабарской церкви возводят к этому апостолу. Сирская церковь св. Фомы, по преданию, самая древняя в Малабаре (в г. Паруре).

Когда Васко-де-Гама с португальцами в году прибыли в Кохин на Малабарском берегу, они увидели здесь множество христианских церквей, священники которых управлялись епископами, получавшими свое рукоположение от Антиохийского патриарха, и это преемство управления не прерывалось у них в продолжение почти 300 лет.

Христиане в Индии разделены на несколько конфессий, около двух третей составляют католики, велика доля протестантов. В среднем по стране насчитывается 1.8% христиан — по статистике католиков. Статистика протестантов выглядит еще более оптимистично – 2.34%. Процент христиан в восточных штатах страны значительно выше, чем во всех остальных. Индия на сегодняшний день является одной из стран с самым высоким ростом христианского населения.

В настоящее время в Индии служат и православные миссионеры. По некоторым оценкам, число православных в Индии составляет около 5 тыс. человек, что составляет около 0,0004% населения страны. Индия включена в юрисдикцию Сингапурской митрополии Константинопольского Патриархата. В стране есть православные храмы, детские сады, школы, больницы. Вместе с тем, православную миссию в Индии приходится признать очень слабой и недостаточной. Основные сложности – нехватка людей и средств, а также отсутствие благоприятствующего миссии законодательства.

В каноническом смысле Индия является миссионерской территорией для всех православных церквей. Однако Константинопольский Патриархат, “считая Индию своей канонической территорией, очень настороженно относится к присутствию представителей Русской Православной Церкви в Индии. Во время посещения Калькутты членами делегации Русской Православной Церкви отец Игнатий (Сеннис) отказал им в причастии Святых Христовых Таин” .

Русская Православная Церковь ведет в Индии активную миссионерскую работу. С года Московская Патриархия направляет в Индию священнослужителей для пастырского окормления проживающих там наших соотечественников, и с этих пор назначения священнослужителей на богослужения в Индию стали традицией.

Ключевые отличия

Несмотря на ряд схожих черт, индуизм и буддизм считаются совершенно разными религиозными течениями. Для них характерен ряд важных отличий.

В олицетворении бога

В индуизме мир воспринимается как сансара, которая включает нескончаемую череду перерождений. Приверженцы этого направления считают весь мир иллюзией. Однако за границами сансары есть реальный настоящий мир, который находится под управлением Абсолюта. Буддизм концентрируется на созерцании своего духа. Бога в этом направлении, по сути, нет.

Таким образом, стоит сделать вывод, что индуизм представляет собой религию души, которая стремится к Абсолюту. При этом буддизм отвергает понятие бога и души. По сути, это направление считается скрытым атеизмом.

В моральных ценностях

Важным отличием буддизма от особенностей индуизма стоит считать моральные ценности. Итоговой целью личности в индуизме считается разрыв кармической цепи перерождений. При этом человеку требуется покинуть пределы сансары, чтобы соединиться с Абсолютом. Добиться этого помогает соблюдение аскезы. Главной идеей буддизма считается прохождение жизни своим путем, выбирая нечто среднее между удовольствием и аскетизмом.

Принципы равенства

Для индуистов призывы к социальной справедливости звучат весьма странно. Больше всего шансов выбраться за границы сансары имеют представители касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства.

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой , появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти
— индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы
и Вишну.
Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма
лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны
и Рамы.
На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше.
Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах –
периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми.
Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама –
герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна».
Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм
— ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна –
древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» –
еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита
», что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада
возникает общество «Сознание Кришны
», которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Современные вероисповедания Индии

Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.

Местные люди исповедуют такие учения, как:

  1. Индуизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Джайнизм.
  5. Буддизм.
  6. Сикхизм.

Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.

В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.

В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов
. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или . Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Религиозные и социальные праздники

Праздничные богослужения играют важную часть жизни индуиста, их много, и большинство проводятся в честь божеств: бога воинской храбрости Картикейи, бога мудрости Ганеши, богини знаний Сарасвати, богини изобилия Лакшми и множества других. Ряд праздников посвящен ритуалам жизненного цикла, ремеслам, религиозным и астрономическим событиям.

Самые значительные из них:

  • Лори. Отмечается в середине января в честь бога огня Агни. Во дворах жгут костры и совершают вокруг них особые ритуальные действия ― «парикрама», веселятся и подносят друг другу подарки.
  • Дивали. Праздник, связанный со сбором урожая, который отмечают в октябре-ноябре. В этот день в домах и на улицах зажигаются фонарики.
  • Дасера. Дата осеннего равноденствия (начало октября). По поверьям, в это время боги пробуждаются от сна и возобновляют свою вечную борьбу с демонами.
  • Макара-санкранти (14 января). Праздник, посвященный Богу Солнца. На Макара-санкранти принято совершать ритуальные омовения в Ганге.
  • Холи. Один из праздников индуистов, который упоминается в древних письменах (санскритах). Отмечается в честь прихода весны в полнолуние месяца пхальгун. На Холи сжигают украшенное ленточками соломенное или деревянное чучело зимы.

  • Кришна-джанмаштами ― день явления Бога Кришны (отмечается в конце августа).
  • Виджая-дашами — праздник победы добра над злом. Отмечается в начале или середине октября, по индуистскому календарю на десятый день прибывающей луны месяца ашвин.

Кто основал Индуизм?

У Индуизма нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь). Индуизм имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма – получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества – все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине.

Первоисточники Индуизма и Ведической культуры Согласно легендам, древние мудрецы, основатели духовной системы, называются риши.  Риши дали людям первоначальные знания, имеющие силу освобождать (от цикла рождения и смерти).Кто самый главный в Индуизме? В Индуизме нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых – Шанкарачарьи и Махамандалешвары. В разных традициях существуют свои непререкаемые авторитеты – духовные лидеры, например, Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.В Индуизме Бог – это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах:

  • Пуруша в Санкхье, 
  • Кайвалья в Йога-сутрах, 
  • Брахман в Адвайте,
  • Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте,
  • Парамшива в Кашмирском шиваизме,
  • Сатчидананда в Упанишадах,
  • Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре,
  • Шакти в философии шакта и так далее.

Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен. Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе. Сказать, что Индуизме бесчисленное количество божеств или сказать, что их почти 330 миллионов – будет по сути одним и тем же. Божеств много, а Бог один и един. То есть все известные и неизвестные божества будут являться только лишь малой частью Бога, проявлением его божественной энергии.   

Кто основал Индуизм?

У Индуизма
нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь).

Индуизм
имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма
– получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества – все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине.

Первоисточники Индуизма и Ведической культуры

Согласно легендам, древние мудрецы, основатели духовной системы, называются риши. Риши дали людям первоначальные знания, имеющие силу освобождать (от цикла рождения и смерти).

Кто самый главный в Индуизме?

В Индуизме
нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых – Шанкарачарьи и Махамандалешвары.

В разных традициях существуют свои непререкаемые авторитеты – духовные лидеры, например, Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.

В Индуизме Бог – это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах:

  • Пуруша в Санкхье,
  • Кайвалья в Йога-сутрах,
  • Брахман в Адвайте,
  • Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте,
  • Парамшива в Кашмирском шиваизме,
  • Сатчидананда в Упанишадах,
  • Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре,
  • Шакти в философии шакта и так далее.

Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен.

Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе.

Сказать, что Индуизме бесчисленное количество божеств или сказать, что их почти 330 миллионов – будет по сути одним и тем же. Божеств много, а Бог один и един. То есть все известные и неизвестные божества будут являться только лишь малой частью Бога, проявлением его божественной энергии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий