Следующий вариант – одисси
Танцовщица двигается на полусогнутых ногах, но практически не разгибает их как в бхаратанатьям. Все движения очень мягкие, скругленные, руки она выкладывает тоже, с одной стороны в четкие позиции и сложные положения пальцев, но все позы и движения скруглены и смягчены. Танцовщица словно не выходит из узкого кокона, не разгибает руки и ноги до прямого состояния. При этом на ней оригинальный пояс из многослойных серебристых монет, а на голове у нее одето очень интересное украшение, которое напоминает луковку православной церкви. Или пламя свечи. Этот танец называется одисси. Его практикуют в штате Керала и его особенностью является то, что он восстановлен был по изображениям, а не по сведениям от носителей этой культуры. Увы.
МАНИПУРИ
Стиль манипури зародился в горном районе Манипур. Согласно легенде, боги осушили озеро, окруженное живописными горами, чтобы создать танцпол. Неудивительно, что танцы здесь являются частью повседневных обрядов — свадьбы, почитания предков и т.д.
Санкиртана и раса-лила, основанные на теме любви между Кришной и Радхой, занимают важное место в репертуаре Манипури. Раса Лила изображает космический танец Кришны и пастушьих гопи
Восхитительные вышитые юбки танцоров и корона из павлиньих перьев Кришны добавляют красок этому танцу, в котором танцоры качаются и кружатся в ускоренном темпе.
Музыка как часть “Натьяшастры”
Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.
Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.
Трактат “Натьяшастра” подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.
В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.
КАТХАК
Эта танцевальная форма обязана своим названием древним североиндийским поэтам, известным как рассказчики катхаков. Они выступали на деревенских площадях и во дворах храмов, рассказывая мифологические истории и поучительные истории из Священных Писаний. Это был элитный театр с инструментальной и вокальной музыкой и стилизованными жестами. В эпоху Великих Моголов катхак стал сложным камерным искусством, которое любили и поощряли правители, а художники годами оттачивали драматическую и ритмическую составляющую танца, восхищая своим мастерством высокопоставленную публику.
Техника катхак отличается быстрой ритмичной работой ног в сложных временных циклах под аккомпанемент ударных инструментов. Танцовщица и перкуссионисты часто устраивают своеобразную «перекличку», которая завершается эффектной позой. Три основные школы, в которых этот стиль зародился и достиг своего расцвета, находятся в городах Лакхнау, Варанаси и Джайпур.
МОХИНИАТТАМ
Танцевальный стиль Мохиниаттам зародился в Керале в Юго-Западной Индии. Название стиля означает «танец чародей» и поистине завораживает: бело-золотой костюм, прическа и изящные движения в среднем темпе. Мохиниаттам характеризуется раскачиванием туловища, когда положение ног похоже на плие. Глаза играют важную роль в дизайне танца. Изначально Мохиниаттам исполняли только женщины, но в наши дни танцоров много.
Первые упоминания о Мохиниаттам относятся к 18 веку, но истинный стиль был разработан в 19 веке при Махарадже Свати Тирунале, великом знатоке искусства. При нем Мохиниаттам был признан сольным танцем со своим репертуаром. Помимо мифологии, этот стиль черпает вдохновение в природе. За последние десятилетия репертуар Мохиниаттама значительно расширился благодаря многочисленным артистам, усилиями которых этот прекрасный танец сохранил свою уникальность среди других классических стилей Индии.
Танец для богов
Большинство классических стилей индийского танца возникло как храмовое искусство, уходящее корнями в религию и мифологию индуизма. Многие артистические династии внесли свой вклад в этот жанр танца с VI века до наших дней. Расцвет храмового искусства был вызван бурным строительством храмов в IX-X веках.
С древних времен танец был одним из способов служения божеству и исполнялся в храмах девадаси — «девушками Бога». Танцовщица выступала с образом Бога, поэтому сольное исполнение до сих пор остается в основе большинства индийских классических стилей.
Миссия храмового танца заключалась в том, чтобы нести людям искусство. Храмы соперничали за лучших танцоров и музыкантов. Впоследствии храмовый танец был узаконен, и правители стали защищать танцоров.
Самые древние стили
Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.
Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.
Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.
Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.
Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.
Внешние ссылки [ править ]
vтеТанцы в Индии | |
---|---|
Древний |
|
Классический |
|
Божественные формы |
|
Народный ( список ) |
|
Современный |
|
Литература |
|
По состоянию |
|
Аксессуары |
vте Темы индуизма | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Философия |
| |||||||||||||||
Тексты |
| |||||||||||||||
Божества |
| |||||||||||||||
Практики |
| |||||||||||||||
Связанный |
| |||||||||||||||
|
особенная техника и изысканность
Индийские танцы еще с древних времен считались чем-то особенным и магическим. Магия перевоплощалась в движения тела, мысли и состояние души. Существует два вида индийских танцев: народный и классический.
Народные танцы Индии всегда отличались своеобразием и разделялись на определенные группы. Танцевали индейцы свои народные танцы на разные праздники, свадьбы, сборы урожая и на многие другие поводы. Обычно это были веселые быстрые ритмичные движения.
Классический танец уже более осознанный, поэтому намного сложнее народного. Он строго разбит на три подгруппы: Натья, Нритта и Нритья.
- Натья – это подготовка к основному танцу, в нем присутствуют мимика, язык жестов и их речь.
- Нритта – это основная часть ритмичного танца с повторяющих движений.
- Нритья – это объединение первых двух частей, создание в движениях определенного рассказа.
А также есть такие направления, как Тандава и Ласью. Сочетание активной ритмики и необычной легкости.
Хореографический танец бхаратанатьям характеризуется поклонению стихии огня, это нежный, чувственный танец любви к возвышенным силам, подобной любви матери к своему ребенку. Движение насколько плавные что напоминают горение огня. Его могут исполнять как мужчины, так и женщины.
Общие аспекты [ править ]
Все основные формы классического индийского танца включают в репертуар три категории исполнения в Натья Шастре . Это Нритта , Нритья и Натья :
- Представление Нритты – это абстрактный, быстрый и ритмичный аспект танца. Зрителю предстает чистое движение, в котором акцент делается на красоте движения, формы, скорости, диапазона и рисунка. Эта часть репертуара не имеет интерпретирующего аспекта, не повествует историю. Это технический перформанс, цель которого – задействовать чувства (Пракрити) аудитории.
- Nritya медленнее и выразительный аспект танца , который пытается общаться чувства, сюжетная линия , особенно с духовными темами в индуистских танцевальных традициях. В Нритье танцевальная игра расширяется за счет безмолвного выражения слов с помощью жестов и движений тела, соответствующих музыкальным нотам. Актер излагает легенду или духовное послание. Эта часть репертуара – больше, чем чувственное наслаждение, она направлена на то, чтобы задействовать эмоции и разум зрителя.
- Натьям это игра, как правило, производительность команды, , но может быть разыгрывали сольного исполнителя , где танцор использует определенные движения тела стандартизированы , чтобы указать новый символ в основной истории. Natya включает в себя элементы нритья .
Во всех классических танцах Индии использовалась схожая символика и правила жестов в абхинае (актерском мастерстве). Корни абхиная находятся в тексте Натьяшастры, который определяет драму в стихе 6.10 как то, что эстетически вызывает радость у зрителя посредством актерского искусства общения, что помогает соединить и перенести человека в сверхчувственное внутреннее состояние. . Перформанс , утверждает Натьяшастра , соединяет артистов и публику через абхинаю (буквально «переносить к зрителям»), то есть применять тело-речь-ум и сцену, в которой актеры общаются с аудиторией через песню. и музыка. Драма в этом древнем санскритском тексте – это искусство задействовать все стороны жизни, прославить и подарить состояние радостного сознания.
Коммуникация с помощью символов осуществляется в форме выразительных жестов (мудр или хаст) и пантомимы на музыку. Жесты и мимика передают рас (настроение, эмоциональный вкус) и бхаву (настроение) основной истории
В классических индуистских танцах художник успешно выражает духовные идеи, обращая внимание на четыре аспекта выступления:
- Ангика (жесты и язык тела),
- Вачика (песня, декламация, музыка и ритм),
- Ахарья ( декорации , костюм, грим, украшения),
- Саттвика (ментальный характер художника и эмоциональная связь с историей и аудиторией, в которой внутреннее и внешнее состояние художника резонируют).
- Абхиная вытягивает бхаву (настроение, психологические состояния).
История индийского танца
Если углубиться в историю индийского танца, то, согласно преданиям, этот танец имеет сверхъестественное начало и был порожден одним из главных Богов Индии. С тех пор индийский танец развился, усовершенствовался, но все равно остался тесно связанным с мифами и преданиями. Религия индусов никогда не запрещала танцы, поэтому в храмах для специальных ритуальных движений были построены целые площадки, а на стенах изображены верующие танцоры. Существуют даже поэмы, созданные специально для постановки танца.
Искусство индийского танца
Искусство абхинайи – довольно сложная техника. Это выражение эмоций и передача сюжета с помощью правильно подобранных жестов, мимики, грима, костюмов и музыкального сопровождения. Положение руки и пальцев называют хастами (по-другому, мудрами). Каждое положение имеет свое уникальное значение. Поэтому изучать основы индийского танца нужно не только с главных движений, но и со смыслов, вложенных в хасты. Некоторые хасты легко понять, полагаясь на интуицию, к примеру, стыдливое закрывание лица с помощью сари. Кроме того, руки могут показывать разные хасты, образуя новое значение.
Возможно, на первый взгляд индийский танец покажется вам чем-то слишком мудреным, зашифрованным, но не стоит воспринимать все так буквально. В этом танце, как и в других направлениях, присутствует и сюжет, и ритм, и великолепные движения. К примеру, найака (главный герой) и найика (героиня) ругаются, мирятся и т.д. А третий персонаж пытается наладить ситуацию. Казалось бы, все предельно просто, в танце выражается типичная бытовая ситуация. Но нет, к этому смыслу добавляется новый: герой символизирует высшую силу, а героиня – человеческую душу. И эти две высокие материи стремятся к воссоединению. А третьи лица – родные и близкие, всячески помогают им. Таким образом, даже в банальный сюжет танца заложена философия жизни.
Индийский танец разделают на:
- народный,
- классический
- и болливудский.
Классический – это широко признанный вариант индийского танца, который можно смело разделить еще на несколько подвидов. Одни движения стремятся в земле, а сам танцор двигается на полусогнутых ногах (кучипуди и бхаратанатьям), а другие практически возносят исполнителя к небесам (катхак). Давайте рассмотрим эти примеры подробнее.
- Кахтак – буквально переводится как «танцевальный рассказ». На щиколотки танцора в несколько рядов крепятся колокольчики, которые звенят при каждом порхающем вращении и импровизации ногами. Невероятно легко и красиво.
- Бхарата натьям – традиционный танец штата Тамилнад, который собрал в себе большое количество прыжков, поворотов и притоптываний. Движения динамичны, линейны и с множеством поз с вытянутыми руками и ногами.
- А вот Манипури сочетает в себе легкость и строгую сдержанность. Каждый жест плавно перетекает в другой. А главная одежда танцоров – большие колоколообразные двухслойные юбки.
Что касается бхаратанатьям, то этот танец долгое время (вплоть до 20-го века) считался частью храмовых обрядов, а его участников уважали и почитали. Танцовщиц бхаратанатьям называли «девадасси» или «баядерки», что в переводе значит «раба Бога», а их движения имели сакральный смысл. Британское правление в начале 20 века изменило отношение к индийским танцорам. Баядерки танцевали в домах землевладельцев, упал их социальный статус и репутация.
Видео – индийские танцы.
Сейчас мы видим тот индийский танец, который представляет нам кинематограф. Классика и индийские традиции сплетаются в невероятно фееричный эффект. Созерцая утонченные, ритмичные и полные чувств движения, мы не можем устоять перед культурой этой удивительной страны. Танцуйте вместе с нами, танцуйте в удовольствие!
Происхождение Бхаратанатьям. Дэвадаси
Бхаратанатьям возник около 2000 лет назад на юге Индии, в штате Тамил Наду. В его основе — театральный трактат «Натья шастра» (дословно — «Наука танца»). Натья Шастра (II век до н.э. — II век нашей эры) — это древнеиндийский трактат по драматургии, в котором описывается искусство театра — теория драмы и музыки.
Изначально этот танец исполнялся в южноиндийских храмах, посвященных Шиве, и назывался Дасйаттам, потому что в нем традиционно участвовали девушки по имени Девадаси (Дева — «Божественность» на санскрите).
Лучшие девушки отбирались на роль девадаси и занимали высокие должности в храмах. Стать одной из девадаси было сложно и считалось очень престижным (девушка получила привилегированное положение). Девадаши, как и сами храмы, находились под прямой защитой правящего царя. Основным занятием Девадаси был театральный танец храмового божества.
Сюжеты индийских танцев
В большинстве танцев отражены события, связанные с Верховным Господом Кришной. Сюда включены Его рождение, детские забавы, Его отношения с гопи (пасту́шками Враджа), а также Его жизнь в Двараке и другие истории.
Драма в индийском танце требует наличия трех персонажей: найака, найики и сакхи — героя, героини и близких подруг или друзей. Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. Сложные истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, но и простолюдинам. Иносказательный язык индийских классических танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественному. Сопереживание героям вызывает глубокое чувство, которое побуждает человека жить достойной жизнью, прикладывать усилия на пути к самоосознанию.
В «Натья шастре», труде о танце, описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):
- в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)
- природы и качеств характера (важный и хитрый министр-интриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчик-пастушок)
- опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)
- ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.;
Сакхи — это подруга или посредник. Она всегда находится между найикой и найаком как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, помогает ему исправиться, вновь обрести благосклонность героини, утешает опечаленную героиню, которая разлучена с любимым.
Особенно ярко эта концепция проявляется в драматических танцах с любовной тематикой. Вообще, любовные взаимоотношения героя, героини и их помощницы-подруги являются основой классических индийских танцев. Эту любовную тему также понимают и глубже, с философской точки зрения, как аллегорию, где душа стремится восстановить свои неповторимые, сладостные, индивидуальные отношения со Всевышним. И в материальном мире все время что-то мешает этому, но духовный учитель помогает нам восстановить эту связь. Потому танцы о любви, в которых изображаются нежные взаимоотношения Радхи и Кришны неправильно и ошибочно понимать как мирское, человеческое влечение парня и девушки, во всем этом заложен глубокий, нематериальный смысл.
Какие еще темы и сюжеты раскрываются в разных стилях классического индийского танца? Здесь предлагается богатство, великолепие и разнообразие форм представления историй. Мы также приведем для иллюстрации и некоторые тексты, которые изображает танцовщица в своих танцах.
Танцы, посвященные десяти воплощениям Вишну на Земле, танцуют в стилях Одисси и Бхарата Натьям. Смысловые части, изображаемые танцорами, перемежаются с выразительными ритмичными техническими отрезками, где используется много красивых выразительных поз и жестов. В поэтическом произведении XII века «Гита-Говинда» вайшнавского святого Шри Джаядевы Госвами эти десять воплощений Вишну описываются в самом начале повествования, чтобы знание о могуществе и великолепии Господа Кришны помогло нам по-настоящему понять любовные отношения Радхи и Кришны. О десяти воплощениях также говорится в древней «Вишну-пуране» и других священных писаниях ведического канона. «Гита-Говинда» по праву считается настоящей жемчужиной индийской поэзии. Вот как Шри Джаядева прославляет десять воплощений Вишну (перевод с санскрита):
История возникновения
Индийские танцы появились несколько тысяч лет назад. Покровителем этого вида искусства изначально считался бог Шива. Именно его в танце девушки благодарили за все, что он подарил человечеству
Поэтому он всегда имел особенно важное значение для людей
Изначально индийские танцы исполняли специально обученные танцовщицы. Делали они это в храмах. С тех самых пор большинство классических индийских танцев девушки исполняют без партнера.
Со временем искусство начало меняться. Танцы перестали быть ритуальными. Их стали исполнять для увеселения богатых людей
В это время девушки стали выступать в ярких обворожительных костюмах и уделять внимание истории, которую они рассказывали во время танца. Поэтому их выступления стали более содержательными и интересными
Сейчас существует большое количество разных стилей танцев. Их исполняют как в одиночестве, так и группами. Индийские танцы значительно отличаются от классической западной хореографии. В балете акцент делается на движения ног. Тело при этом остается неподвижным. Индийские танцы отличаются от балета. Их выполняют на полусогнутых ногах. Торс и кисти рук при этом также остаются очень активными.
Храмовая культура Индии
Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.
Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.
Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.
В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.
Истории о разнообразных воплощениях Бога
Есть в «Вишну-пуране» и других древних трактатах история о воплощении Вишну в образе Человекольва — Нрисимхи. Мальчик, сын царя демонов, Прахлада, имел обыкновение молиться Господу Вишну, за что Хираньякашипу, его отец, жестоко наказывал его. Хираньякашипу бросал ребенка под ноги бешеным слонам, в пещеру к ядовитым змеям, сбрасывал в пропасть, пытался сжечь его на костре. Но искренняя молитва Прахлады творила чудеса: мальчик оставался цел и невредим. История о Прахладе, которого защитил Господь Нрисимха тоже легла в основу сюжетов множества индийских танцев.
В школе Одисси Кришна изображен в Его особой форме Джаганнатхи, Господа Вселенной. Каждый раз, начиная концерт, танцовщица предлагает Ему свои поклоны и цветы, чтобы Он благословил ее и всех присутствующих. Для этого обычно исполняется стих из «Шри Шри Джаган-натхаштаки», написанной Ади Шанкарачарьей: