Касты в Индии

Основные виды каст

Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.

Высшей варной была варна брахманов, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр состояла из слуг и зависимых людей.

Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.

Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.

Вайшьи

Главная обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.

Шудры

Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.

Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.

На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной. Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.

Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип , манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными. Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту. Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют. Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться. Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений. В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни. В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

Положение дел в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Женщины в кастовом обществе Индии

Женщины в Индии

Варнашрама определяет стри-дхарму для всех женщин, согласно которому они должны быть хорошими матерями и верными женами. Девочки получали домашнее образование, мамы учили их выращивать и готовить.

С раннего возраста дочери брахманов вместе со своими родителями организуют религиозные праздники, заучивают наизусть многочисленные ведические тексты, учатся отказываться от привычных для европейцев удобств и живут в аскетизме. С таким образованием нужно искать мужа с похожими взглядами, то есть он должен быть из одной касты.

В индийском понимании муж выше жены и даже лучше — старше. Только тогда он сможет уважать это. Межкастовые браки разрешены, но только при условии, что жена более низкого ранга. Противоположная ситуация может иметь место только в кинематографе, но не в реальности.

Британская Индия

В XVII веке через Ост-Индскую компанию началась британская колонизация Индии. Англичане не пытались изменить социальную структуру индийского общества, их в первый период своей экспансии интересовала только торговая прибыль. Впоследствии, однако, когда под фактическое управление компании подпадали все бо́льшие территории, чиновники были озабочены успешным административным контролем налогов, а также изучением того, как организовано индийское общество и «естественные законы» его управления. Для этого первым генерал-губернатором Индии Уорреном Гастингсом были наняты несколько бенгальских брахманов, которые, разумеется, продиктовали ему законы, закрепляющие доминирование высших каст в социальной иерархии. С другой стороны, чтобы структурировать налогообложение, нужно было сделать так, чтобы люди стали менее мобильны, реже перемещались между разными областями и провинциями. А что могло обеспечить их закрепление на земле? Только помещение их в определенные социально-экономические общности. Англичане начали проводить переписи, где также указывалась кастовая принадлежность, таким образом она закреплялась за каждым на законодательном уровне. И последним фактором стало развитие крупных промышленных центров, таких как Бомбей, где формировались кластеры проживания отдельных каст. Таким образом, в период правления ОИК кастовая структура индийского общества приобрела более жесткие очертания, что заставило ряд исследователей, таких как Никлас Деркс, говорить о касте в том виде, в котором они существуют сегодня, как о социальном конструкте колониализма.

Команда британской армии по игре в поло в Хайдарабаде

После довольно кровавого Сипайского восстания 1857 года, которое в индийской историографии иногда называется Первой войной за независимость, королева издала манифест о закрытии Ост-Индской компании и присоединении Индии к Британской империи. В том же манифесте колониальные власти, боясь повторения волнений, давали обещание не вмешиваться во внутренний порядок управления страной, касающихся ее социальных традиций и норм, что также способствовало дальнейшему укреплению кастовой системы.

Структура основных варн

Варновая система была, окончательно сложена на рубеже нашей эры, и описана в Ману Смрити (Законы Ману). В данном источнике была описана классическая схема, появления четырех варн, только вместе первочеловека, демиургом был описан уже верховный бог Брахма. Таким образом, в начале первого тысячелетия нашей эры, индуизм стал связывающим раствором укрепившим древнюю варновую систему. В этот период окончательно утверждается варновая эндогамия, браки допускались только в середине варн. Межварновые переходы почти полностью прекращаются.

Хоть еще в четвертом веке до нашей эры во времена индийского похода Александра Македонского, вайшьи и шудры, относительно легко могли переходить у варну кшатриев, для этого требовалось на войне убить врага. Также были случаи когда, представители царских династий становились брахманами.

По законам Ману, однако, допускалось для кшатриев мужчин брать себе в жены женщин из низшей касты. В то-же время женщинам строжайше запрещалось выходить замуж за представителей низших каст. Вдовам вообще запрещалось выходить повторно замуж. Такой запрет имел целью не допустить ассимиляции арийцев местным населением Индии. Для этой цели первые три варны потомки ариев, были объявлены дваждырожденными.

Мальчики из высших варн в 8-12 лет проходили особую ритуальную инициацию, и становись полноправными членами, своих варн. В это время появляются строгие пищевые табу на прием пищи, приготовленной вне своей варны, за исключением брахманов. Пищу приготовленную брахманами могли принимать все варны. Переход из одной варны в другую мог произойти по утверждениям брахманов, только после смерти человека в результате переселения душ.

Появление неприкасаемых и цыган

В настоящее время в Индии, от 18 до 20% населения являются неприкасаемыми. До двадцатого века парии были полностью бесправны, им запрещалось посещать храмы, голосовать на выборах. В двадцатом веке неприкасаемые получили политические и религиозные права. С руки Махатмы Ганди парии получили другое название хариджаны.

Изначально хариджаны выполняли самую нечистую работу, связанную с забоем скота, уборкой нечистот. Париями были и дхоби прачки, однако со временем дхоби поднялись у варну шудр. До сих пор в Индии, особенно среди сельской местности, к неприкасаемым относятся предвзято, считается, что не только прикосновение, но и взгляд на неприкасаемого может принести несчастье, по этой причине, неприкасаемых, почти не снимают в индийских фильмах.

Считается, что одной из каст неприкасаемых древней Индии, был народ ром (дом), известных ныне под именем цыгане. По причине гонений цыгане, в несколько волн, начинают с 6 веке нашей еры миграции из Северной Индии.

В 9 веке цыгане прикочевывают в Византии, где часть из них принимает христианство и после под натиском турков, в 15 веке цыгане из Византии, расходятся по всей Европе. Стоит отметить, что цыгане изначально выходцы из Центральной Индии, сильно смешались с арийцами. По всей видимости, среди арийцев существовала определенная оппозиция варновой системе.

Скорее всего, за серьезные и систематические нарушения варно-кастовых запретов, народ ромов и был изгнан брахманами из Индии.

Основные особенности кастовой системы в Индии

Сегментарное деление общества

Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.

Иерархия

Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.

Эндогамия

Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены. 

Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.

Наследственный статус и род занятий

Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).

Ограничение на еду и напитки

Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения. 

Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.

Особое имя

У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.

Концепция Чистоты и Загрязнения 

Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.

Джати Панчаят 

Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.

Особенности понятия

Латиноамериканское понятие «каста» (расовая классификация) довольно часто ошибочно применяют к индийским варнам. На самом деле существуют определенные различия:

  • Между кастами формально разрешалось смешение, чего категорично не допускают варны;
  • Касты изначально основывались на внешних различиях (цвет кожи), а варны – на правовом положении.

Индийские касты называются джати и являются результатом разделения варн на подгруппы. Варны – это индийские сословия, состав, права и обязанности которых официально определены. Чаще всего джати связаны с видом деятельности, а варны определяют статус касты в религиозно-ритуальной системе. Джати в Индии большое количество (касты могут состоять из подкаст), а варн всего четыре.

Существует миф о разделении индийцев на варны. Для благополучия мира бог Брахма создал четыре сословия из частей своего тела, установив для них четкий круг занятий. Из уст получился брахман, из рук – кшатрия, из бедер – вайшья, из ступней – шудра.

Рис. 1. Изображение бога Брахмы.

Как отличить людей разных варн

Брахманы

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Брахманам запрещается:

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

Вайшьи

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Шудры

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Они не могли молиться и уж тем более становиться «дваждырожденными», то есть «двиджа», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Зато шудры могут взять в жены даже девушку в разводе.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии

Ни в одном государстве древнего мира священникам не было отведено такое привилегированное положение, как положение брахманов в Индии. Они были освобождены от всех видов пошлин и налогов; они не могли быть казнены или наказаны телесными наказаниями, долговой кабалой; никто не мог позволить себе обидеть или оскорбить их. В противном случае, как думали индейцы, наказание обрушится на весь индийский народ, поскольку боги откажутся принять жертву, что будет иметь катастрофические последствия для всего человечества. Более того, унизить брахмана было просто опасно, так как он мог разрушить весь мир в гневе.

Знания брахманов передавались среди них из поколения в поколение и, что примечательно, только в устной форме, чтобы «священные» тексты не попадали в руки непосвященных и не загрязнялись ими.

Статус и высшее положение брахманов среди других варн довольно ясно описаны в «Законах Ману». «Знайте, — говорят они, — что десятилетний брахман и столетний кшатрий подобны отцу и сыну, но из двух брахман — отец». Следовательно, по своему статусу брахманы превосходили даже царей, принадлежавших ко второй варне — кшатриям. Это вызвало большое количество социально-политических проблем в Древней Индии.

Уголовное право ценило жизнь браминов намного выше, чем других сословий, поэтому даже в случае смерти царя родственники умершего могли рассчитывать только на четверть суммы, установленной в случае смерти священника.
Брахманы участвовали в управлении страной: ученый брахман мог заменить царя в полномочиях верховного судьи, а коллегия из четырех брахманов подвергалась всем гражданским и уголовным преступлениям.

Образованного брахмана, как правило, окружали молодые ученики, которые жили в его доме до юности, служили своему учителю-гуру и заучивали с его слов «священные» тексты Вед, имевших гигантский объем.

Шудры, принадлежавшие к четвертой низшей варне, диаметрально противоположны могущественным и весьма уважаемым индийским священникам. Они не участвовали в религиозной жизни индоарийцев сами по себе: им было запрещено читать и слушать Веды, участвовать в жертвоприношениях и поминаниях. Их отчуждение от «дваждырожденных» проявилось еще и в том, что к ним были отстранены даже самые низшие и самые незначительные звания административного аппарата. Шудры не могли получить право собственности на участок земли, поскольку все, что они покупали, принадлежало их владельцам. На протяжении всей своей жизни шудрам приходилось смиренно выполнять свои обязанности по дому или участвовать в так называемых «грязных делах», связанных со сбором мусора и сточных вод.

Система Варны считалась одним из важнейших божественных институтов, поэтому она была освящена религией. По мнению жителей древней Индии, которая сформировалась в середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилась в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрые и злые поступки он совершал в предыдущей земной жизни. После смерти человека душа, обладающая вечностью, начинает жить в другом теле, принимает другой облик согласно карме (действиям, заслугам).

Реинкарнация (так называется процесс переселения души) — способ вознаградить человека, обладающего высокой степенью нравственности, или, наоборот, средство наказания за грех, несоблюдение религиозных норм и недостойное поведение. Неслучайно из-за этого души одних снова живут среди высших варн и или даже божеств, а души других мигрируют в низшие варны и даже в тела животных. Невозможно нарушить установленный порядок вещей: закон наказания за грех и награды за добродетельное поведение не может быть отменен ни одним живым существом.

Предпосылки возникновения каст в Древней Индии

Замечание 1

Формирование каст в Индии произошло не внезапно, а постепенно, на протяжение многих лет. В первую очередь, необходимо было создать свод правил и законов, которые бы определяли касты и их сущность, а также основные их отличия друг от друга и нормы поведения, которые полагаются каждой касте.

В Индии такой базой стали так называемые «Законы Ману». Иное название законов – Манавардхарма шастра. Это – крупнейший свод законов и правил, который действовал на территории Древней Индии. Датирован закон примерно вторым веком до нашей эры. Именно в нем нормативно была закреплена система каст, что стало финальной точкой в трансформации арийских сословий – варн. Данная система строилась с учетом индивидуальных и личностных особенностей человека, и по этой причине людям разрешалось переходить из одной варны в другую, что было нетипичным для общества того периода.

Но со временем концепция, которая предполагала учет личных особенностей, стала постепенно терять свою актуальность и трансформировалась. Таким образом, принадлежность к той или иной варне стала определяться правом наследования: то есть, человек относился к касте по признаку своего рождения в той или иной семье. По этому же принципу стал навязываться род занятий человека, его будущая профессия, и стать представителем другой варны было практически и фактически невозможно. Почему именно произошли подобные трансформации, до сих пор доподлинно неизвестно. Но исследователи привыкли связывать это со следующими факторами:

  1. Развитие экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами;
  2. Выделение так называемых олигархических групп, которые обладали не только высокими доходами, но и значимым уровнем властных полномочий;
  3. Усиление влияния армии на деятельность государства и его положение в системе всего мира;
  4. Закрепление права на земельные участки за отдельным человеком или целыми семьями;
  5. Появление институтов наследования.

Именно последний фактор (возникновение институтов наследования) зафиксировали переход социального статуса, имущества и земельных участков от родителей к детям. Причем, это не зависело от того, насколько сам ребенок предрасположен к роду деятельности своих родителей. Нередко статус навязывался насильно, и это не оставляло младшему поколению право выбора своего будущего. Коснулось это не только представителей высших варн, но и, безусловно, ударило по представителям низших каст. Ощущение безысходности и отсутствие вариантов перехода из одной касты в другую заставляло их вести асоциальный образ жизни. Отсутствие мотивации – это основная причина, по которой в Индии существовало большое количество преступников и тех, кто вел аморальный и асоциальный образ жизни.

Замечание 2

Это все привело к тому, что произошло заметное ужесточение правил перехода из одной варны в другую. Появились жесткие ограничения на браки между представителями разных каст, а дети от меж-варновых браков считались незаконными и выделялись в отдельные группы.

В конце концов в Индии появилась новая система – система джати. Именно такое название получили первые касты. Законы Ману завершили процесс формирования кастового строя в Индии, закрепили их не только неформально, но и на нормативном уровне.

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

Современная кастовая система Индии

Варновая система Индии к моменту прихода португальцев эволюционировала в кастовую структуру. Каста, буквальный перевод с португальского «чистая порода». По хинди социально-профессиональная группа именуется джати. Согласно данным 1931 года, в Индии насчитывалось около 3 тысяч каст.

В современный период кастовое угнетение во многом осталось в прошлом. По конституции Индии запрещена любая дискриминация человека по кастам. В крупных городах Индостана касты практически исчезли, хоть в сельской местности продолжают существовать.

В Индии происходят интересные социальные процессы, перехода социальных групп людей из неприкасаемых в шудр в высшие касты. Однако должно пройти еще несколько столетий чтобы, такой феномен, как индийская кастовая система окончательно исчезла.

Читайте далее:

Индийский поход Александра Великого

Лакшми – богиня процветания в Индии

Полезные свойства масла гхи

Великий гений – Махатма Ганди

Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия?

Загадки истории Древней Индии

Как создать икс-лучи искусственно?

Рентгеновские аппараты до сих пор широко применяются в целях неразрушающей интроскопии (рентгеновские снимки в медицине, дефектоскопия в технике). Их основным компонентом является рентгеновская трубка, состоящая из катода и анода. Электроды трубки подключаются к источнику высокого напряжения, обычно в несколько десятков и даже сотен тысяч вольт. Катод при нагревании испускает электроны, которые ускоряются за счет создаваемого электрического поля между катодом и анодом.

Сталкиваясь с анодом, электроны тормозятся и теряют большую часть энергии. При этом возникает тормозное излучение рентгеновского диапазона, но преобладающая часть энергии электронов превращается в тепло, поэтому анод охлаждают.

Екатерина Золоторёва для ПостНауки

Рентгеновская трубка постоянного или импульсного действия до сих пор является самым распространенным источником рентгеновского излучения, однако далеко не единственным. Для получения импульсов излучения высокой интенсивности используют сильноточные разряды, в которых происходит сжатие плазменного канала протекающего тока собственным магнитным полем тока — так называемое пинчевание.

Если разряд протекает в среде легких элементов, например в водородной среде, то он играет роль эффективного ускорителя электронов электрическим полем, возникающим в самом разряде. Этот разряд может значительно превышать поле, создаваемое внешним источником тока. Так получают импульсы жесткого рентгеновского излучения с высокой энергией генерируемых квантов (сотни килоэлектронвольт), обладающие высокой проникающей способностью.

Для получения рентгеновского излучения в широком спектральном диапазоне используют ускорители электронов — синхротроны. В них излучение образуется внутри кольцевой вакуумной камеры, в которой по круговой орбите движется узконаправленный пучок электронов высоких энергий, разогнанных почти до световой скорости. Во время поворота под воздействием магнитного поля летящие электроны испускают по касательной к орбите пучки фотонов в широком спектре, максимум которого приходится на рентгеновский диапазон.

Неприкасаемые

Неприкасаемые стоят вне варнового деления, однако сами, как отмечает Марика Вазиани, имеют кастовую структуру. Исторически существует четыре признака неприкасаемости. Во-первых, отсутствие общего потребления пищи. Еда, потребляемая неприкасаемыми, носит «грязный» характер для представителей более высоких каст. Во-вторых, отсутствие доступа к источникам воды.

В-третьих, отсутствие у неприкасаемых доступа к культовым учреждениям, храмам, где совершают обряды высшие касты. В-четвертых, отсутствие матримониальных связей между неприкасаемыми и чистыми кастами. В полной мере такого рода стигматизация неприкасаемых практикуется примерно третью населения.

До сих пор до конца не ясен процесс возникновения феномена неприкасаемости. Исследователи-ориенталисты считали, что неприкасаемые были представителями иного этноса, расы, возможно, теми, кто влился в арийское общество после конца Индской цивилизации. Потом возникла гипотеза, согласно которой неприкасаемыми стали те профессиональные группы, деятельность которых по религиозным причинам стала иметь «грязный» характер.

Есть отличная, даже на какой-то период запрещенная в Индии книга «Священная корова» Двиджендры Дха, где описывается эволюция сакрализации коровы. В ранних индийских текстах мы видим описания жертвоприношений коров, а позже коровы становятся священными животными. Люди, которые раньше занимались забоем скота, отделкой коровьих шкур и так далее, стали неприкасаемыми из-за процесса сакрализации образа коровы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий