Храм Шри Чандранатха

Таинственная сокровищница

Храм Шри Падманабхасвами посвящен богу Вишну

Он никогда не был обделен вниманием паломников и путешественников, но с 2009 стал популярен по всей Индии. Именно тогда один из влиятельных индийских адвокатов потребовал вскрыть кладовые храма, запечатанные больше сотни лет назад

Юрист считал, что сокровищница требует особого присмотра, чтобы уникальные произведения искусства и несметные ценности, хранимые в ней, не исчезли в карманах нечистых на руку людей. Полиция штата была на стороне адвоката: она не могла предоставить надежных охранных систем, видеонаблюдения, необходимого штата сотрудников. Через два года суд передал исторический памятник под юрисдикцию властей штата. И тогда слава о несметных сокровищах храма разнеслась по всему миру.

Не все индусы сочли правильным поступок властей. Жрецы храма предостерегали людей от необдуманных действий, угрожая карой богов. Спустя всего неделю после вскрытия первого хранилища по неизвестной причине внезапно умер адвокат, первым поднявший вопрос о сокровищах. И тогда суеверия прочно угнездились в умах не только верующих, но и властей штата.

Самосожжение Сати

История самосожжения Дакша Яджны и Сати имела огромное значение в формировании древней санскритской литературы и, как следствие, повлияла на индуистскую культуру. Это привело к развитию концепции Шакти Питха и, таким образом, укрепило шактизм . Большое количество историй в Пуранах и других индуистских религиозных книгах считают яджну Дакши причиной своего происхождения

Это важное событие в шиваизме , которое привело к появлению Парвати вместо Сати Деви и сделало Шиву грихасташрами (хозяином дома), что ведет к происхождению Ганеша и Карттикеи

Шакти-питхи – это святилища или божественные места Богини-Матери. Это места, которые были бы благословлены присутствием Шакти из-за падения частей тела с трупа Сати Деви, когда Шива несет ее и блуждает по Арьявартхе в боли. 51 шакти-питх соединяет 51 букву санскритского алфавита. В каждом храме есть святилища Шакти и Калабхайравы , и большинство Шакти и Калабхайравы в разных Шакти-питх имеют другие имена.

Шри Касчапешвара храм

Время работы: 6:00 утра до 12:00, 4:00 вечера до 8:00 вечера

Этот красивый храм находится к югу от храма Кумаракоттам. Считается, что этот храм построил правитель Паллавов.

В индуистской мифологии говорится, что главным божеством этого храма является лорд Шива, ему поклонялся лорд Вишну в виде черепахи (Касчапам на санскрите). Так лорд Шива был назван здесь как Касчапа Ишвара. Брахма и Сарасвати также молились здесь и получили блага.

Согласно другой версии говорится, что этот храм называется “Касчишвара”. Качи-Канчи – другое название Канчипурама. Так Качи + Ишвара, получается «Властелин Канчи».

Храм имеет три prakaras с башней на северную сторону. Сразу после входа в храм, имеется священный пруд, называемый Иштасиддхи.

В больших количествах паломники посещают этот храм по воскресеньям в месяц Картхигаи (ноябрь-декабрь), чтобы найти милость Господа.

Храм Минакши Сундаресварар

Рекомендовать место

4

У одного могущественного царя родилась дочь с глазами выпуклыми, как у рыбы, за что новорожденную назвали Минакши – рыбоглазая. Потому как в Древней Индии такая форма глаз считалась самой красивой, девушка стала эталоном красоты. Но был у нее один недостаток – с рождения у нее было три груди. Однако мудрецы предсказали ей и ее родителям, что изъян исчезнет, как только девушка встретит своего будущего мужа.

У девушки был очень воинственный дух, и она стала завоевывать новые земли, руководя армией. Однажды ей пришлось воевать с армией Шивы. Увидев его, девушка влюбилась, третья грудь исчезла, а глас с небес провозгласил, что Шива – ее будущий муж.

Такова легенда. И в дань этой легенде был возведен храм Минакши. Храм находится в самом центре города и именно поэтому постоянно используется для городских праздников и ритуалов. Строение богато украшено как снаружи, так и внутри. Оно окружено пятнадцатью башнями высотой по 50 метров каждая: 5 внутри, 10 снаружи. Все они снизу доверху покрыты расписными фигурами Шивы, мужчин и женщин, жрецов, оракулов, музыкантов и танцоров.

Особо знаменитым считается зал Тысячи колонн, каждая из которых расписана отлично от других и богато украшена.

Перед входом храма располагается Пруд золотой лилии, в котором проводили обряд омовения.

Также место знаменито храмом супруги Шивы. Каждую ночь сюда приносят статую Шивы и укладывают в постель к Минакши, а по торжественным дням эту статую выносят из храма, запрягают в золоченую коляску, запрягая в нее слона, и выполняют шествие.

Легенда о Шанкаре

По легенде Шанкара нашел в Алакананде изображение господа Бадринараяны, сделанное из шалаграма, которое позже было помещено в храм. Во времена распространения в Индии буддизма храм был переделан в буддийский, но затем снова реинкарнирован с индуистскую святыню.

“Существующий сегодня храм датируется VII веком н.э. Известный южно-индийский философ Свами Шанкарачарья переселился в Бадринатх со своим учеником Падмападачарьей и со временем создал там центр обучения (math). Он пришел, чтобы встретиться и побеседовать с признанным автором Веданта Сутры Бадраяном, к работам которого он написал комментарий (bhasya).

Однажды ночью, когда ученый муж спал, к нему явился бог Вишну в образе Шри Нараяна, статуя которого находилась в Бадринатхе за сотни лет до этого. Очень давно она была сброшена в воду с берегов Алакананды и теперь просила Шанкарачарью спасти ее и восстановить храм Вишну. Отшельник поручил эту работу Падмападачарье, который и выполнил его желание”.

Каумуди Маратхе “Храмы Индии. Превращение камня” 

День 2

На утро, я правда, была почти бодряком….но есть боялась, пошла гулять по крышам, смотреть как местные живут…и откуда постоянный звон…

 Откуда-то оттуда постоянно был звон

 “окно” нашей комнаты

Маникарника дымиться

 Дымка..ничего не видать…но если всмотреться, то можно в правом нижнем углу увидеть лодку = Гангу

 Улицы ооочень узкие, по-этому “дворы”у них на крышах

 Если знать как, то можно очень долго гулять с одного дома на другой…и если конечно хозяева домов не против=)

 Вот он- храм, который не давал Андрею спать днём

 Живность…наглая…от неё многие колючую проволоку по крыше расстилают

 Примерно вот так

Еще один храмчик в непосредственной близости, может и от него был звон

Жаль до Вишванатх было далеко…хотя надо было поинтересоваться, может и можно было проползти как-то и зафоткать “Запретную” золотую крышу =)

…..провалялись подольше в кровати

и пошли на поиски кафе, в которых по отзывам ТрипЭдвайзера никто не травился….

Одна из них – Доса-кафе…и знай бы я, что Досы на юге почти нет, конечно зашла бы и сюда…но пока мы пробежали мимо неё..

А вот и то что нам надо показалось:

В кафе всегда достаточно народа…меню обычное..цены тоже средние. На ужин может не оказаться мест!

Поели мы там плотненько, для тех у кого совсем недавно было отравление….

И вернули Андрея домой…я же пошла гулять по Гхатам…

А пока дорога домой и главные улицы Варанаси с их колоритными личностями:

 Типичные улицы Варанаси:

 Поглажка белья

 Не далеко от нашего гаста

Сурадж ГастХаус:

 “Веранда”, она же терасса

Шри Улахаланда Перумал храм

Время работы: : 7:00 утра до 12:00, 4:00 вечера до 8:00 вечера.

Шри Улахаланда Перумал храм, расположен в полукилометре от центра города, недалеко от Камакши Амман храма и является одним из старейших храмов в Канчипураме.

Божество Улахаланда Перумал в этом храме представлено “Вамана Рупам”, воплощением бога Вишну, принятым им для сохранения богов от короля демонов Махабали. Божество Улахаланда Перумал представлено огромным изображением около 35 футов в высоту и 24 футов в ширину. Перумал пребывает под Шрикара – Вимана в положении стоя лицом на запад. Супруге этого Перумал поклоняются здесь же, как Амрутхавалли Тхайар (матери).

Ратха-ятра, или 10 миллионов человек в одном храме

В июне-июле в Джаганнатха-Пури проходит самый масштабный в мире праздник колесниц Ратха-ятра, на который съезжаются миллионы паломников. Так, летом 2016 года фестиваль посетили более 10 миллионов человек со всего мира. В эти дни Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, которые скрыты от глаз западных людей в течение всего года, могут увидеть абсолютно все, поскольку Божества покидают Свой храм и Их с почетом везут по улицам на прекрасных колесницах. Они направляются к храму Гундичи, остаются в нем на неделю, а затем возвращаются обратно. Внутренний смысл праздника Ратха-ятры состоит в том, что Кришна отправляется из своей резиденции в Двараке во Вриндаван. С большой торжественностью преданные перевозят Джаганнатху из Его храма, который считается Дваракой, в храм Гундичи, который олицетворяет Вриндаван.

Старый Гоа

Старый Гоа – это исторический архитектурный комплекс в Северном Гоа, бывшая столица португальской Индии, основан он был в 15 веке. В связи с португальским влиянием тут сохранилось много интересных колониальных церквей : Кафедральный собор Святой Екатерины — центр архиепархии Гоа, Церковь Святого Франциска Ассизского, Церковь Святого Каэтана, Базилика Бом-Иисуса ( милосердного Иисуса), Церковь Святого Августина (руины храма и колокольни), Церковь и монастырь Санта-Моника. Особого внимания в этом замечательном месте заслуживают Кафедральный собор Святой Екатерины, самое большое христианское здание в Азии, и Базилика Иисуса начала 17 века, где хранятся нетленные мощи святого Франциска Ксаверия.

Храм Сучиндрам

Рекомендовать место

8

В Индии в XVII веке, в тамильском небольшом городке Сучиндрам, был построен храм. Если верить легенде, именно здесь каялся, не посредством очистительных ритуалов, в своих грехах за отношение к своей жене, царь богов Индра. «Сучи» с перевода обозначает «чистый», или «очищение».

Строение храма выполнено в дравидском архитектурном стиле – это «слоеная» 7-ми этажная башня, высотой 40 метров. Напоминает усеченную пирамиду, в общем, здание поражает своим величием и монументальностью. Это место считается храмом Учителей и храмом трех богов: Брахмы, Шивы и Вишну. Наверное, поэтому здесь царит необыкновенная, какая-то удивительная атмосфера.

В храме находится статуя Хануманна, высотой 5 метров. Она была установлена напротив святилища Рамы. Также здесь установлено множество других статуй разных божеств, все они выточены из гранита вручную. Небольшая башенка, возведенная в озере возле храма, тоже является его частью. Еще одна особенность – это гранитные колонны храма, при ударении по ним, каждая издает разные, громкие мелодичные звуки. Всего в храме Сучиндрам хранятся около 30-ти важных святынь.

Паломничество в Кедарнатх

Паломничество в Кедарнат является чрезвычайно популярным среди индуистов, и в течение сезона ятры через деревню проходит огромное количество паломников. Это место настолько почитаемо, что многие паломники имеют обыкновение бросаться с одного из утесов позади храма, в надежде на мгновенное достижение мокши (освобождения). Ибо Кедарнатх считается местом, где можно выйти из колеса Сансары.

Автобусы идут только до Гаурикунда, дальше – 14-ти километровая тропа, на которой в бесчисленных дхаба вам предлагают выпить чай и перекусить. Вы можете так же преодолеть это расстояние на пони, которые можно взять в Гаурикунде. Но есть и еще один способ – вы можете добраться в Кедарнатх на вертолете. Или воспользоваться вот таким способом:

Носильщик паломников

Храм открыт для посещения с первой недели мая до первой недели ноября. В остальное время он закрыт из-за тяжелых погодных условий, и паломники посещеют Укхимат, чтобы помолиться мурти Кедарнатха.

Сначала земля всегда была открыта лучам Солнца, и длился бесконечный день. Первыми на земле появились дети Света, Яма и Ями, близнецы, родившиеся в один день и миг. Брат и сестра стали мужем и женой. Свет увидело их потомство, расселившееся по земле. Но пришло Яме время умереть, и он умер. Первый из живших стал первым умершим, а Ями сделалась первой вдовой. Земля услышала первый плач, и не было этому плачу конца.

Боги, всполошившись, спустились на землю и стали уговаривать Ями, чтобы она успокоилась. Но прародительница все твердила сквозь слезы: «Но ведь он умер сегодня, только сегодня».

И это была правда. Ибо день рождения и день скорби, день плача продолжался, и все время ослепительно сияло Солнце.

Тогда Боги создали ночь, чтобы даровать Ями забвение, да и самим отдохнуть от ее плача, доходившего до небес. С тех пор день сменяется ночью, а ночь — днем.

– мифы и легенды

Описание храма Чандрешвар Бхутнатх

Снаружи храм украшен барельефом и красочной росписью с сюжетом из индийской мифологии. У главного входа стоят две расписные колонны. Войдя во двор храма Шри Чандранатха, вы увидите золотую статую бога Чандрешвара в красиво декорированной нише, укрытой шелком. Перед скульптурой Шивы находится изображение быка Нанди, его спутника и слуги.

Паломники-индуисты, чтобы показать свое почтение Чандрешвару, совершают обход храма как снаружи, так и внутри только по часовой стрелке. Туристам рекомендуется поступать так же, чтобы отдать дань уважения местным обычаям.

Внутри Шри Чандранатха есть святилище, где хранится главное достояние этого места. Большой лингам Шивы, символ мужского начала, выполненный из куска камня, поражает туристов своим видом. Святилище спроектировано так, что каждое полнолуние свет луны заполняет пространство комнаты, а лингам будто купается в нем. Возможно, материалом для этого символа послужил метеорит, упавший на холм в незапамятные времена.

Считается, что в полнолуние в храме Шри Чандранатха происходит чудо — лингам Шивы начинает источать жидкость.

На одном из фасадов здания в нишах можно увидеть изображения богов Парвати и Ганеша, вырезанные из камня. Резные деревянные изображения в зале украшены серебром и ярко расписаны в традиционном индийском стиле.

Алексей Резнёв

Самые значимые праздники, которые проводятся здесь, связаны с индуистской религией:

  • Пятидневный фестиваль Хануман Джаянти, посвященный рождению бога Ханумана;
  • Дуссехра, праздник победы добра над злом;
  • Махашиврарти, великая ночь Шивы, выпадающая то на февраль, то на март.

Туристы, прибывшие на торжество, могут присутствовать при обрядах и ритуалах, однако будьте готовы к тому, что в храме будет многолюдно. Шиваизм — очень распространенная религия на территории Гоа, и многие местные жители захотят почтить своих богов в храме Шри Чандранатха.

Akhil Chari

Во время прогулки по окрестностям, вы будете поражены панорамным видом, открывающимся с вершины холма. Особенно удачным временем для посещения будет закат, когда линия горизонта вдали окрашивается в алые оттенки.

Отзывы туристов свидетельствуют о том, что особенно удовольствие от посещение храма получат любители индийской культуры и истории. Стоит брать комплексный тур с заездом на другие достопримечательности Гоа, чтобы лучше проникнуться атмосферой этого места.

КАК ДОБРАТЬСЯ К ШОАНИНСКОМУ ХРАМУ

Шоанинский храм находится возле аула им. Коста Хетагурова – известного осетинского поэта.

Ближайшие населенные пункты:

  • Карачаевск – 7 км
  • Черкесск – 55 км
  • Домбай – 75 км.

В ауле имени Коста Хетагурова возле главной трассы стоит указатель «Шоанинский храм». В этом месте следует свернуть с главной трассы на проселочную дорогу, координаты: 43.809891, 41.899959.
Чтобы рассмотреть руины древних построек и сам величественный собор, необходимо выбирать светлое время суток. От трассы до храма всего 2 км пути, но сюда ведет не очень комфортная грунтовая дорога.

Проехать в Шоанинский храм можно на своем авто, или приобрести экскурсию в эти места в Теберде или Домбае. Плюс такого вида путешествий в том, что инструктор расскажет массу интересных сведений о памятнике зодчества и месте, где он возведен. Кроме того, в ходе такого путешествия, можно посмотреть еще и древний Сентинский собор, который находится неподалеку.

Старинные церкви Кавказа всегда демонстрируют туристам ту самую колыбель, вскормившую христианство, и прививают трепетное отношение к истории родного края.

Домбай. Шоанинский храм на картеКоординаты: 43.804349, 41.889837

Приглашаем посетить эту достопримечательность в нашем туре:

  • Треккинг в Домбае. Комфорт-тур с гостини…

  • МЕГАтур Архыз и Домбай. 10 дней треккинг…

«Звезды в небе безлунной ночью»

Такими словами описывал увиденное в храме один из чиновников, назначенных Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы древних раджей. Зрелище впечатляло всем – и тонкой художественно работой, и блеском уникальных драгоценных камней, и поистине безграничной восточной роскошью.

сверкающий бриллиантами роскошный трон, золотой серп весом в полтонны, наваленные грудами редкие монеты, короны и ожерелья, браслеты и цепи производят впечатление великолепных голливудских декораций, настолько нереально представить себе подобные богатства.

Верующих и туристов привлекает огромная статуя божества, возлежащая на гигантском многоголовом змее. Из пупка Вишны поднимается росток лотоса с маленькой фигуркой Брахмы. И дело даже не в том, что изображение выполнено из чистого золота. Гораздо большую ценность представляет уникальная работа древних мастеров.

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Ашрам Каши

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Ришикеш

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Sri Aurobindo Ashram

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Ашрам Вишва Шанти

Храм Нагараджа

Рекомендовать место

3

Храм Нагараджа – старинный индуистский храм в южном индийском городе Нейджеркойл, который является местом поклонения паломников четырех религиозных вероисповеданий Индии – шиваизма, вайшнавизма, джайнизма и буддизма. Это один из древнейших храмов во всей стране. В честь него назван город, в котором он расположен.

Храм Нагараджа находится около местного стадиона, на северо-востоке города Нейджеркойл, на юго-востоке штата Тамилнад. Он представляет собой небольшое здание с простой соломенной крышей, которое украшено кокосовыми листьями и бамбуковыми палочками. Храм полностью заполнен изображениями змей, также в нем живут две настоящие священные кобры.

Он посвящен царю Нагарадже, повелителю нагов – существ со змеиными туловищами и человеческими головами, которые стерегут подземный мир. Кроме того, в нем почитаются бог Шива и Кришна.

Координаты: 8.18706600,77.43327100

Маникарника

  ээээм…подлодка!?!? =)

 Местные купаются во всю….

 А вот в этот отель стоило заселиться….может ничего б плохого типа отравлений и не случилось…

Закат…темнело..

Наплававшись мы поехали к месту проведения Аарти…и почти за час я надеялась что займём нормальные места….но нет, наш лодочник не стал сильно париться и встал подальше….остальные лодки проплывали перед нами…и через 40 минут мы были уже совсем не в хорошем месте…он попробовал еще куда-то переплыть, но было бесполезно…и Аарти было почти не видно…ну и ладно, подумала я…сильно захочется, завтра пешком сюда схожу, и т.к. Андрею было уже совсем не хорошо и мы поехали к дому.

Новый Шри Вишванатх храм (Sri Vishwanath)

Только не надо путать: храмов Вишванатх в Варанаси целых два! Старый рядом с которым мы жили и  новый , который стоит на территории университета (Banaras Hindu University), и был он построен в серединге 20 века..

Попасть в храм может любой желающий, он открыт для посетителей любой касты и религии. Шри Вишванатх сделан из белого мрамора, а еще он знаменит своей высоченной башней, которая выше всем известного Кутуб Минар в Дели. Сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей Варанаси, поэтому в храме всегда много народа, особенно в религиозные праздники.

Людей и правда много, но мне удавалось от всех сбегать и гулять в полном одиночестве…даже в дали от моего провожатого, который с утра не помылся и теперь не мог заходить в храмы =)

Территория храма достаточно большая…и если хочется сбежать от толпы людей и маленьких улочек, то тут можно отсидеться…

 Нандин…белый на удивление

И правда высокий

 Отдыхаю на травке..

Вышла с другой стороны….храм как обычно симметричный, со всех сторон выглядит одинокого.

Да…по сравнению со старым – сооружение по внушительнее…

Вышли, обулись…поехали дальше…

 Не удержалась, сфоткала манекен весёлый

 Улицы Варанаси…торговля кипит

 Очень разношёрстный выбор

Следующим на нашем пути был

Храм Ганеша

Рекомендовать место

6

1

Сын Шивы и Парвати – Ганеш – один из самых почитаемых детей Будды.

Храм, возведенный в его честь, всегда привлекает множество туристов, поэтому перед ним всегда оживленно. Внутри храма посетителей ждет роскошная статуя самого Ганеша, усыпанная бриллиантами, ярко сверкающими на солнце, и многочисленными гирляндами цветов.

Но особенный аншлаг случается в дни Дасаина. В этот день алтарь храма покрыт кровью жертвенных животных. Так верующие ограждают себя от несчастий следующего года. Кроме того, этой же кровью освящают дома, бытовые предметы, средства передвижения. Только в дни Дасаина на площади возле храма звонит колокол, который отпугивает злых духов и привлекает добрые силы.

Храм Брихадешвара

Рекомендовать место

7

Шива, как известно, имеет многоликую сущность храм Брихадешвара посвящен танцующей его ипостаси. Также в древности существовала традиция прославлять Шиву, исполняя священный танец бхаратнатьям. В наши дни, к большому сожалению, это искусство полностью утрачено, и не осталось умельцев, способных его повторить. Теперь священный танец представлен вниманию публики только на изображениях, которыми расписаны стены и фасад храма.

Храм танцующего бога – сооружение достаточно громоздкое. Его история насчитывает уже тысячу лет, а строительство длилось около за 25 лет. В древности храм выполнял еще и оборонительные функции, поэтому строители обнесли его рвом, а стены сделаны двойными. Существует предположение о том, что данный храм является богатейшим культовым сооружением в Индии, и это подтверждает роскошное убранство. Вот только содержимое сокровищницы храма четверорукого божества недоступно для чужих глаз и находится под надежной охраной.

Брихадешвара до сих пор является действующим храмом, и служители с удовольствием рассказывают туристам о танцующем боге

Утренняя пуджа в Чидамбараме

А утром – снова туда, на утреннюю пуджу. Ноги сами несут.

При солнечном свете все по-другому. Это уже не преисподняя, хотя черти по-прежнему все на местах.
Они снуют туда-сюда, расстилают священные тряпочки, расставляют медные кувшинчики, раскладывают цветочки и благовония – готовятся к утреннему священнодействию. Ты сидишь, прислонившись к колонне, и мозги твои опять отключаются.
Эту утреннюю пуджу заказала женщина, одетая в пенджаби, сидящая на ступенях в сторонке. Главный брамин подзывает ее, сажает рядом с собой, дает какие-то наставления, все пространство по периметру ограждают веревкой, чужим вход запрещен, это персональная пуджа, можно только наблюдать со стороны.
Брамин с женщиной сидят на полу внутри этого магического квадрата. Он произносит мантры, она повторяет. Остальные брамины суетятся рядом, заканчивают свои приготовления. Женщина принесла для них новые белые лунги, они удаляются переодеваться. Переодеваются прямо среди колонн рядом с богами, затем возвращаются, рассаживаются на полу и – начинается…
Мощными густыми голосами, хором, громко и быстро читают какие-то заклинания. Долго. Очень долго.
Господи, как же хочется увезти с собой эту картинку, эти звуки и эти запахи! Фотографировать нельзя. Включила диктофон на своем телефоне, хотя бы звук записать.
Тем временем двое браминов поджигают костерок, начинают лить туда масло и сыпать лепестки цветов. Остальные продолжают свой мощный речитатив. Костер разгорается все сильнее, речитатив звучит все громче.
Главный брамин перемещается к костру, над костром сооружается нечто вроде коромысла, один конец которого наклонен над огнем. В середину этого коромысла начинают лить масло, оно стекает по желобу и густыми каплями падает в огонь. Вдруг желоб засоряется, масло перестает капать, брамины останавливают процесс, прочищают желоб, наклоняют его посильнее, и капли снова стекают в огонь.
Вокруг уже собралось порядочно зрителей. Откуда-то подтянулись новые брамины, сели вокруг костра, включились в общий хор. И вчерашний барабанщик с трубачом материализовались, “бум-бум” в барабан. Нет-нет, еще рано, – останавливает их главный брамин.
Пуджа еще какое-то время продолжается, потом главный брамин что-то говорит женщине, она берет толстую пачку денег и начинает обносить всех присутствующих браминов, отстегивая каждому по несколько купюр. (Теперь понятно, почему новые брамины к концу пуджи подтянулись :-))
Потом в костер бросаются лунги, убирается ограждение, одежда догорает, пуджа заканчивается, и народ расходится.

Мы идем гулять по храму Шивы Натараджи, чтобы увидеть то, что вчера в темноте не разглядели…

Рекомендации

  1. Фуллер, Кристофер Джон , Пламя камфоры: популярный индуизм и общество в Индии , Принстон, Princeton University Press ,2004 г., 343  с. , стр.  44 год
  2. ↑ и Кунал Чакрабарти и Шубхра Чакрабарти , Исторический словарь бенгальцев , Пугало,2013, 604  с. , стр.  430
  3. Ванамали , Шакти: Царство Божественной Матери , Внутренние традиции,2008 г., 83–84, 143–144  с.
  4. РАГХУБИР ЛАЛ АНАНД , Бог МЕРТВ ????? , Издательство Партридж,Февраль 2014 года, 300  с. , стр.  15
  5. (по состоянию на 6 апреля 2016 г. )
  6. Неизвестный автор , Тантра Чудамани , строки 13–14  стр.
  7. (in) , www.facebook.com (по состоянию на 16 августа 2020 г. )
  8. (en-US) EiBangla 24×7, (по состоянию на 16 августа 2020 г. )
  9. Духовная библиотека Веданты
  10. Шелдон Поллок , Язык богов в мире людей , Калифорнийский университет Press ,2006 г.
  11. «  Пандитам запрещен вход в храм в Пакистане под управлением Кашмира  », The Hindu ,3 октября 2007 г.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий