Полиция любит беспечных
Мост через залив, соединяющий Сиолим и Мандрем, по праву считается излюбленным местом работы дорожной полиции. В дневное время офицеры, предварительно вынув оборудование для съемок и замера скорости, ждут вас с распростёртыми объятиями. Разрешённая скорость перемещения по этому участку (как, впрочем, и везде, где стоит патруль) — не более 40 км/час. Спидометр на местных скутерах в аренду работает не всегда, так что ребята на местах сами приделывают покупные приборы.
Официально, конечно, необходимо иметь международные права категории А или удостоверение ASEAN (его, кстати не сложно получить, например в Таиланде). Однако у меня сложилось впечатление, что именно в популярном среди европейцев Северном Гоа наличие прав никак не влияет на алчность полиции и желание оштрафовать хоть за что-нибудь.
В первую очередь полиция тормозит тех, кто ездит без шлема. Иногда в бардачке арендованного байка можно обнаружить совсем плохонький шлем, и хоть он и не делает езду безопасной, номинально вы будете соблюдать ПДД. Шлем действительно проще купить и ездить в нем, тем более что это значительно снижает риск получения травмы головы. Не очень ловкие туристы с ободранными локтями и бинтованными коленками попадаются достаточно регулярно, ведь падения с байка — дело нередкое. Прекрасный новый шлем, который защитит вас от травм и отпугнёт постовой патруль, стоит 700-1000 рупий. Его можно купить поблизости от рынка в Мапсе — гуглите helmet shop неподалеку.
!Для любых проверок вас имеют право останавливать только офицеры Traffic police в белой форме. Обычный дорожный патруль носит коричневую форму и не имеет полномочий останавливать вас по какому-либо поводу. Хотя не знающих об этом туристов они любят разводить на взятки по стандартному тарифу в 400-500 рупий. Можете ехать мимо и не останавливаться — формально они ничего не могут предъявить.
Пробки
Романтичный вечер на берегу моря в соседнем городке или поездка на ночную ярмарку night market может обернуться неприятным послевкусием — вы можете попасть в пробку на полтора-два часа. Вечерами в пятницу и воскресенье дороги бывают необыкновенно запруженными, и приходится долго толкаться между рядами и по обочине, добывая дорогу вперед. Индийцы с удовольствием проводят выходные на берегу моря, и это сильно сказывается на траффике.
В Северном Гоа практически нет светофоров, и при возникновении трудностей на дороге вся регулировка осуществляется только с помощью патрульно-постовой службы. При зашкаливающем количестве машин движение встает намертво, а полицейский решает, какой поток машин сейчас пропустить вперед.
В часы-пик не рекомендуется ездить в крупные городки типа Мапсы, так как возвращаться домой придется часа три-четыре.
На Saturday night market – тип ночных ярмарок, проводимых каждую субботу, не стоит ехать раньше полуночи или даже часу ночи. Парковка перед ярмарками до этого времени представляет филиал ада на земле, пристроить байк затруднительно, а очередь на выезд выстраивается на пару километров. Всего этого можно избежать, поехав позже основного потока туристов и покупателей.
Аэропорт имени Индиры Ганди (Дели)
В 2018 и 2019 году Международный аэропорт Дели завоевал награды от Skytrax. Его признали лучшим не только в Индии, но и во всей Центральной Азии. Ежегодно он принимает более 40 млн пассажиров и успешно справляется со своей задачей. С течением времени воздушная гавань имени Индиры Ганди получает все больше и больше позитивных отзывов от пассажиров.
Схема
Аэропорт в Дели очень большой, но ориентироваться здесь не слишком сложно. Всего три терминала:
- Т1 – состоит из отдельно стоящих корпусов и обслуживает внутренние рейсы.
- Т2 – относительно небольшой терминал для домашних и внешних рейсов.
- Т3 – самый современный терминал, который обслуживает все направления.
Зал для транзитных пассажиров в аэропорту Дели маленький. Днем в нем работает кафе, а ночью заняться здесь особо нечем.
Перемещаться между терминалами аэровокзала можно на бесплатном автобусе. Он ходит каждые 20 минут.
Добраться из аэропорта в Дели и наоборот можно не только на такси. Есть вариант доехать на автобусе от/до станции у Кашмирских ворот. Кроме того, каждые 10 минут в город ходит поезд – дорога на метро займет около 20 минут, так как движение без пробок.
Duty Free
В аэропорту Дели находится однозначно лучшая зона дьюти-фри в Индии. Магазины беспошлинной торговли занимают огромную площадь и предлагают широчайший ассортимент товаров. Даже искушенные шопоголики подтверждают, что зона Duty Free в Дели может соперничать с лучшими в Европе.
Магазины Duty Free есть и в зоне прибытия аэропорта Дели. В них можно выгодно купить ряд европейских товаров и алкоголь. Чаще всего российские туристы именно это и делают.
Сувениры
Разумеется, покупать сувениры лучше в Дели, а не в аэропорту. Даже в аптеке зоны беспошлинной торговли цены отличаются от городских в 1,5-2 раза. Впрочем, даже самые популярные товары стоят не баснословных денег, так что найти подарки близким при необходимости можно.
В зоне вылета после контроля в Терминале 3 работает много сувенирных лавок. Однако имейте в виду, что к зоне беспошлинной торговли они не относятся. Здесь вы найдете роскошные ткани, украшения, благовония, керамику, статуэтки божеств и многое другое.
Чем заняться
На входе в аэропорт вас встретит огромная скульптура слона. Многие пассажиры делают с ним фото на память. Для детей работают комнаты развлечений. Взрослым обычно интересен шоппинг, так как в аэропорту Дели самый большой дьюти-фри в Индии. Если вы устали от покупок, можно заглянуть в спа-салон на массаж.
В корпусе D Терминала 1, а также в Т3 работают большие фуд-корты, где можно относительно недорого поесть. Сетевые кафе, закусочные, бистро индийской кухни и рестораны – на любой вкус.
Полезно знать
В залах ожидания воздушной гавани имени Индиры Ганди есть отличные кресла-шезлонги. Однако если вы летите транзитом или по работе на несколько дней, есть смысл забронировать номер в отеле. В аэропорту Дели работает Holiday Inn Express – отличный вариант, чтобы с комфортом дождаться пересадки или пожить пару дней. Отзывы о нем прекрасные, но бронировать номер нужно заранее. Иначе сильно переплатите, а то и вовсе останетесь без места.
Ваш рейс задержали? Не нужно с этим мириться! Если за последние 3 года вы столкнулись с отменой, овербукингом или задержкой, вам может полагаться компенсация до 600 евро. Это легко проверить с помощью сервиса AirHelp.
Аэропорт Даболим (Гоа)
Международный аэропорт Гоа принимает регулярные и чартерные рейсы и едва справляется с постоянно растущей нагрузкой. Однако выбирать не приходится: это единственный аэроузел штата. К сожалению, Даболим не может похвастаться хорошими отзывами туристов. Неудачная организация, плохо продуманная инфраструктура, высокие цены… Даже онлайн-табло с расписанием рейсов в аэропорту Гоа подтормаживает. Словом, расслабляться не стоит. Но не переживайте – плюсы тоже есть!
Схема
В аэропорту Гоа всего два терминала, объединенные в один корпус. Ориентироваться довольно просто:
- зоны A, B, C – международные;
- зоны D, E, F, G, H – для внутренних рейсов.
Вы легко можете перейти из одного корпуса в другой пешком. Транзитная зона в Даболиме совсем небольшая, но комната отдыха в ней есть.
Аэровокзал находится между Северным и Южным Гоа. Если вы летите туром, трансфер должен быть включен. Если вам нужно добраться из аэропорта в Гоа самостоятельно, лучше выбрать такси или арендовать авто (причем удаленно и заранее – на месте очень высокие цены). Автобусы в Гоа ходят, но по дороге из Даболима водитель может остановиться на обед или пропустить маршрут.
Шоппинг
В Даболиме продаются и сувениры. Однако покупать их советуем только в крайних случаях. Этот воздушный узел не без оснований считается самым дорогим в Индии.
Полезно знать
Поесть в аэропорту Гоа можно в закусочных или сетевых кафе. Цены достаточно высокие. Если вам предстоит длительный транзит, дождаться своего рейса с комфортом можно в отеле рядом с аэропортом. Ближайший приличный вариант – Mariaariose Melody Of The Sea. Советуем бронировать номер удаленно, так гораздо выгоднее.
ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? РАССКАЖИ О НЕМ ДРУЗЬЯМ!
Центральные районы Дели
Пахарганж, именуемый также Мейн Базаром, представляет собой один из центральных районов Нью-Дели, где буквально каждое здание готово предложить ночлег путешественнику. Столь широкий выбор позволяет не бронировать номера заранее, а выбирать их по месту, после осмотра и торга. Заселяясь без предварительной брони можно выторговать хорошую цену за номер, особенно, если предстоит задержаться в столице Индии на неделю-другую. В то же время, наличие онлайн-бронирования — это своего рода гарантия, которая пригодится и при прохождении паспортного контроля (проставление визы), и при заполнении миграционных карт по прилёту в Индию, и непосредственно при заселении. Практика показывает, что для тех, кто заранее оплатил номер в отеле или гестхаусе, владельцы даже готовы предоставить номер более высокого уровня комфорта, если все стандартные оказались заняты.
Преимущества проживания на Main Bazaar (Paharganj):
- основные достопримечательности рядом;
- в пешей доступности находится главный ЖД-вокзал Нью-Дели NDLS;
- есть полноценная инфраструктура для туристов: от сувенирных лавок до фастфуда на любой вкус;
- можно выбрать как бюджетный номер, так и роскошные апартаменты;
- есть все опции для шоппинга перед отлётом на родину;
- на Пахаргандже всегда много туристов, у которых можно спросить совета или помощи, в случае возникновения такой необходимости;
- без проблем поймать рикшу, ходит общественный транспорт, а многие отели по требованию вызывают такси для трансфера постояльцев в аэропорт.
Размещение на Мейн Базаре — это шанс пожить в Дели, посмотреть на город изнутри, прогуляться по его улочкам, сфотографировать основные достопримечательности.
Немного западнее остальных районов центра Дели расположен Карол Багх. Здесь активно открываются новые гестхаусы, что обеспечивает приток туристов в эту часть города. Местные поговаривают, что через n-нное количество лет Karol Bagh сможет легко конкурировать с Пахарганджем, расположенным по соседству. Через него проходит ветка метро, что удобно для путешественников, имеются магазины, рынки, кафе. На севере района есть железнодорожная станция Sarai Rohilla, однако она не создаёт столько шума и ажиотажа, как NDLS на Мейн Базаре. Кароль Багх получается чуть более спокойным, чем его конкурент. Что касается ценника, жилье здесь можно выбрать неплохое и по приятной цене. Особенно, если не бояться торговаться.
Кстати этот район чаще всего предпочитают для заселения именно индийские туристы. Также у этой локации есть и другие преимущества:
- Чандни Чоук более спокойный, чем Мейн Базар;
- рядом находится несколько достопримечательностей Старого Дели (можно дойти пешком), а также все тот же вокзал Нью Дели Рейлвей Стейшн;
- станция метро Chandni-Chowk — это большой плюс к мобильности туриста, возможность недорого съездить в отдалённые города, посмотреть удалённые достопримечательности.
Район Коннот-Плейс также пригоден для жизни бекпекера в Дели. Но стоит учесть, что по своей структуре жилье на Connaught Place неоднородное: в южной части (Janpath Road, Sansad Marg) дороже, но лучше, на севере района (ближе к площади Раджив Чоук и на запад от нее) — более дешевое, но менее комфортное.
Стоит выбирать размещение в отелях около Коннот-Плейс, если:
- комфорт приоритетнее, чем цена жилья;
- требуется хороший отель недалеко от главного ЖД-вокзала Нью-Дели;
- интересуют хорошие рестораны (в том числе — подающие блюда разных кухонь мира);
- запланирован шопинг;
- в центре интереса туриста находится Бирла Мандир, административный центр Дели, Ворота Индии, Джантар-Мантар.
С привычными овощами дело обстоит плохо
Для жителей России лето часто ассоциируется с порой самых вкусных овощей, живых, хрустких, самых разных сортов. Однако в кулинарной традиции Индии сырые овощи использовать не принято. Аюрведа считает их употребление вредным, так что в Гоа нет идеи салатов как таковой.
Здесь нет раздолья различных сортов овощей, к которым мы привыкли на российских рынках. Один сорт помидоров, который всегда продается зеленым, недозрелым, водянистые перезрелые огурцы. Один вид зеленого салата. Ориентированные на европейцев кафе предлагают овощные салаты, но и они весьма посредственны. Индийцы едят все овощи приготовленными, так что им совершенно не нужно богатство вкусов в их сыром виде. Выручит салат из зелени и капусты, сдобренный кунжутным маслом.
Коровьи мины
Минусы и трудности Гоа
Старожилы трансерских вечеринок, зимующие не первый сезон в Арамболе, часто носят закрытую обувь, а вовсе не шлепанцы и сандали. Красная едкая глиняная пыль гоанских дорог круто въедается в кожу, так что отмывать ноги приходится со щеткой. Молодые люди часто носят кожаные сапоги: в зимний сезон здесь вовсе не удушающе жарко, так что ноги не будут плавать в собственном поту. И заодно можно безбоязненно гулять по той части гоанских пляжей, где наиболее насыщенная туристическая зона. Коров тут тоже очень много, так что нарваться на коровью гранату в вечернее время можно очень легко.
Шкафы не предназначены для хранения ваших вещей
Если в номере или квартире стоит шкаф, это вовсе не значит, что вы можете хранить там свои вещи. Я столкнулась с этим и в Анджуне, где мы с мужем проводили январские каникулы, и в Мандреме, где мы сняли дом для постоянного проживания. От шкафа может быть потерян ключ, в нем могут храниться пожитки двоюродного дядюшки или лучшего друга, там может лежать запасная газовая плита — но он не для вас. В нашем жилище из трёх шкафов доступен только один. Остальные два, большие и железные, представляют собой крупногабаритные зеркала. Ещё можно положить что-нибудь сверху. Если вам нужны места для хранения, то бетонные вмонтированные полки-антресоли и маленькие стеллажи к вашим услугам.
Как добраться из Гоа в Гокарну самостоятельно?
Если вы хотите узнать город браминов Гокарну получше, чем это можно сделать за тот час, что на нее отводят на однодневной организованной экскурсии, можно поехать туда на несколько дней свои ходом.
На арендованном байке этого сделать не получится, так как все байки, сдающиеся в аренду в Гоа имеют желтые номера, говорящие полицейским о том, что на них нельзя выезжать за пределы штата.
Самым удобным вариантом будет нанять машину с водителем, но этот вариант будет очень дорогим (дороже, чем арендовать такси на целый день для экскурсий только по Гоа). К тому же машины с желтыми номерами (по сути, имеющие лицензию на поездки по Гоа) также, как и байки не имеют права выезжать за границы Гоа.
Оптимальным способом добраться из Гоа в Гокарну (по соотношению цена — уровень комфорта) является поезд. В нем можно избежать ужасных горных дорог, от которых очень многим становится плохо. Сесть на поезд можно либо на станции в Маргао (Магдаона), либо на станции в Чауди (Конакона). Билет покупать заранее не нужно. Обычно туристы выбирают обычный сидячий вагон (типа электрички), так как ехать совсем не долго — примерно 2,5 часа. Из города Маргао поезд выходит примерно в 13:30-14:00 (обязательно уточните перед поездкой на самом вокзале), в Гокарну прибывает в 16:00 на вокзал, находящийся в 8 км от самого города Гокарна. Стоит знать, что индийские поезда могут опоздать и на 2 часа, поэтому стоит закладывать это время на всякий случай. С вокзала можно напрямую отправить на пляж Ом, предварительно забронировав там отель.
Можно доехать до Гокарны автобусом, узнавать про них нужно на конечных автобусных станциях, например, из Канаконы автобус до Гокарны выезжает примерно в 14:00.
Другие районы Дели, где можно остановиться туристу
Многие районы Южного Дели могут быть рассмотрены для проживания туристов. Скопление гостиниц имеется возле железнодорожной станции Хазрат Низамуддин. Качество такого жилья не слишком впечатляющее, учитывая, что его бронируют, в основном, на небольшой срок. Но интересные варианты найти можно. Например, Classic Hotel Nizamuddin, Yash Guest House и Yesh Guest House. Из престижного жилья выделяются элитный B nineteen Bed & Breakfast, Zaza Stay, GG BnB. Район South Delhi считается неплохим, имеет отличную репутацию, будет интересен лицам, которые хотят размещения в хороших отелях, вне привычного индийского хаоса и какофонии звуков. Размещение в районах Дели, расположенных на юг от центра, позволяет с большим комфортом осматривать местные достопримечательности: гробницу Хумаюна, сады Лоди, Кутб-Минар. При желании на метро или рикше легко добраться и к Gate of India.
Восточный Дели также может быть рассмотрен в качестве места для проживания путешественников. Он находится на небольшом расстоянии от центра (всего 4-6 станций метро), располагает жильём разного уровня, имеет удобную транспортную инфраструктуру. Отели и гестхаусы, выстроившиеся вдоль ветки метро в районах Шакарпур, Лакшми Нагар, Прет Вихар (окрестности парка Мадубан) вполне подойдут для непродолжительного проживания туристов. Останавливаясь здесь, можно легко добраться до храма Акшардхама — одной из главных достопримечательностей Дели. А расположение отелей рядом со станциями метро гарантирует путешественникам отличную мобильность.
Бродячие собаки
Их много, и они валяются, греются, спят, бродят везде. На самом деле, это очень милая деталь: на пляже Арамболь бродячие псы на рассвете делают йогу вместе с физкультурниками и прочими адептами ЗОЖ, весело и беззаботно носятся вокруг. В целом, они совсем не злобные и очень дружелюбные.
Однако они бывают по-настоящему беспокойными и тупыми. Заведут собачий концерт, и давай истошно лаять. Где-нибудь в три утра. А еще они рвут пакеты с мусором, оставленные на крыльце. Просыпаешься с утра, а на перед входом в дом фарш из того, что выбрасывалось в течение трех дней. Мы стали спасаться покупкой огромных гробовых мешков, продающихся поштучно по 40 рупий каждый. Этот пластик собаки раскусить не могут.
Кроме того, собаки часто могут быть переносчиками различных болезней. Еще одну вещь можно занести в минусы Гоа — это то, что по ночам они сбиваются в стаи и могут быть по-настоящему агрессивными.
Если собака на вас лает и движется в вашу сторону, выясняя права, можно сделать вид, что вы берете палку с земли — любой дворой пес знает, чем такое заканчивается, и отступает.
Секс-торговля и безопасность
Пахаргандж был центром для туристов и хиппи с 1970-х годов. Однако сейчас этот район известен высоким уровнем преступности, бедности, наркотиков, сексуальных посягательств и мошенничества. Туристические власти поощряют туристов, как местных, так и иностранных, останавливаться в более новой части города, особенно в Южный Дели, и район Южного Дели, известный как Хауз Хас. Пахаргандж стал свидетелем роста сексуальных посягательств на женщин, как индийских туристов, так и особенно иностранных туристов. Хотя этот район по-прежнему остается популярным среди многих иностранных туристов из-за дешевых хостелов и ресторанов, большинство местных индийских туристов переезжают в Южный Дели в поисках более безопасной и чистой окружающей среды, включая высококлассные современные удобства. Но Южный Дели также принимает много иностранных туристов, которые уезжают из Пахарганджа, поскольку Пахаргандж становится свидетелем всплеска сексуальных нападений на иностранных путешественников.
Многие отели и гостиницы в Пахаргандже занимаются секс-торговлей, азартными играми и другой незаконной деятельностью, что приводит к гибели туристов. Эти отели и жилье популярны среди некоторых западных туристов, которые ищут легкий доступ к дешевым и широко доступным наркотикам, а также к большому количеству секс-салонов и публичных домов, занимающихся секс-торговлей. Район также известен тем, что занимаются секс-торговля с несовершеннолетними девушками, и этим занимается большое количество секс-салонов и публичных домов. Незначительные девочки из соседнего Непала и некоторых из соседних штатов, таких как Бихар, продаются. В регионе около 500 секс-салонов, где за секс и сообщения берут около 2000 индийских рупий, а сутенеры получают 60% деньги, предоставленные клиентом, остальная часть идет секс-работнику.
Окрестности Пахарганджа около GB Road. В нем несколько сотен многоэтажных публичные дома и, по оценкам, более 1000 секс-работников. Дорога GB – опасное место для непосвященных. Часто происходят ограбления, похищение кошельков, часов, телефонов и другие преступления. Дежурный полицейский был зарезан грабителями сразу после полуночи в сентябре 2012 года, когда отряд полицейских пытался спасти человека от банды преступников, которые подстерегли его на дороге и нанесли удар ножом, когда он возвращался с работы.
Динамическое электричество
Ваш дом может превратиться в мигающую гирлянду — ведь электричество может вырубать по нескольку раз на дню, в течение коротких промежутков.
Рестораны и кафе запасаются генераторами, гудящими во дворах, чтобы при форс-мажоре вечером люди не искали в темноте собственный рот, отправляя туда очередную порцию еды.
Из-за нестабильных электросетей однажды у нас вышла экстремальная поездка из Арамболя в Анджуну — внезапно погасли фонари по всей дороге. Поначалу дорогу впереди приходилось рассматривать разве что внутренним взором — фара арендованного байка упрямо била вверх, а не вперед.
На дороге попадались лежащие полицейские-ниндзя, коварно вспучивающие асфальт. Не все спид-брейкеры успевают красить и маркировать! Поездка превращается в компьютерную игру-аркаду. Правила выживания просты: неспешность, расслабленность и аккуратность.
Перебои с электроэнергией – это давняя проблема штата и похоже, что она не будет решена в ближайшее время. Это те минусы Гоа, которые осложнят жизнь, если вы фрилансер и работаете удаленно. Особенно часто электричество пропадает в сезон дождей. Если вы планируете жить и работать в Гоа в сухой сезон (октябрь-март), то у вашего ноутбука должен быть хороший, свежий аккумулятор и пара пауер банков для мобильных девайсов в запасе.
Перебои с водой
Здания и сооружения здесь часто снабжены собственными водонапорными цистернами. Вода подается из протяженной по всему населенному пункту трубы наверх, а уже оттуда в поступает в краны жилого дома. Цистерну следует наполнять самостоятельно по мере опустения. Однако напор не всегда бывает хорошим, а иногда попросту отсутствует. В один из дней мы закидали жалобами хозяина нашего дома, так как целый день не было воды. Все процедуры пришлось выполнять покупной водой из пятилитровых баклажек. Вечером взмыленный арендодатель притащил воды откуда-то еще, воткнув толстый шланг прямо в цистерну на крыше. Вода в общественной трубе появилась только на следующий день. Хорошая новость состоит в том, что такое бывает нечасто.
В связи с динамичностью напора цистерна наполняется в разное время: приятное журчание за окном, свидетельствующее о ее переполненности, начинается то в полночь, то в 3-4 утра. К этому быстро привыкаешь.